Ребенок шмыгает носом невроз что делать
Тики. Заключение по навязчивостям
Тики (от фр. tic) — относительно простые, напоминающие целенаправленные, возникающие внезапно, с разной частотой и без определённого ритма непроизвольные движения, в которых принимают участие различные мышечные группы. Тики исчезают во сне, варьируют по интенсивности, обычно усиливаются при волнении, могут на время подавляться усилием воли, их легко имитировать. Длительность тикозного движения составляет от 50 до 500 мс.
Тики различаются по сложности. Простые тики характеризуют сокращения одной мышечной группы, сложные тики — ряда мышечных групп. Чаще всего тики начинаются в детстве, нередко сохраняются годами, в некоторых случаях — на протяжении всей жизни пациента. У детей в возрасте от 6 до 12 лет встречаются с частотой 6–18%, к 17–18 годам у большинства из них исчезают. Тикам могут сопутствовать тревога, депрессия, заикание, гиперсенситивность, беспокойство, неуверенность в себе. У трети детей с тиками один или оба родителя страдают психическим расстройством.
Систематизация тиков по их внешним признакам встречает некоторые затруднения, поскольку моносимптомные тики наблюдаются относительно редко. Принято различать, к примеру, тики, связанные с той или иной функциональной двигательной системой. Респираторные тики связаны с дыханием. Это шмыганье носом, хмыканье, покашливание, шумное втягивание воздуха и его выдыхание. Вербальные тики связаны с речью. Это непроизвольное произнесение отдельных слов, в том числе бранных, употребление в речи слов-паразитов, воспроизведение «речевого мусора», частности, растягивания лишних звуков, заполняющих паузы между фразами или словами. Оперкулярные тики связаны с жевательной мускулатурой. Это чавкание, чмокание, цоканье, высовывание языка, игра желваками, щелканье языком, оскал зубов. Лицевые тики связаны с мимической мускулатурой.
| Тики могут являться признаками серьезного психического или соматического расстройства. Обратитесь к специалисту, если заметили за близким человеком признаки тиков |
Это гримасничанье, сморщивание носа, подмигивание и др. Мануальные тики связаны с мышцами рук. Это щелканье пальцами, потирание ладоней, вращение кистью, сжимание кулаков и др.
Другой, вероятно, не менее предпочтительной является систематика тиков А.Дж.Лиса (1989), которую мы также представим. Автор группирует тики по частям тела, в которых они возникают, отмечая при этом, что частота тиков идёт в порядке убывания от верхней части лица по направлению к ногам. Тики в этой систематике выглядят так.
Тики лица: моргание, вращение глазами, закатывание глаз, фиксирование взгляда, широкое открывание глаз, прищуривание, подмигивание, поднятие бровей, движения скальпа, нахмуривание бровей, сморщивание носа, подёргивания ноздрей, открывание рта, гримасничанье, перекашивание лица, поджимание губ, выпячивание губ, подёргивания губ, сплёвывание, щелканье языком, хватательные движения ртом, облизывание, прикусывание губы, скрежетание зубами, прикусывание слизистой полости рта, выпячивание челюсти, сокращение кожной мышцы шеи, сосательные движения, потирание подбородка.
Тики головы, шеи, плечевого пояса: вскидывание головы, кивание головой, подёргивания головой, наклон головы, покачивание головой, вращение головы, приподнимание плеч, сгорбливание, вытягивание шеи.
Тики рук: подёргивания рук, сжимание пальцев в кулак, вытягивание пальцев, щелканье пальцами, движения пальцами, как при игре на пианино, резкое распрямление рук, сгибание руки в локте, отведение плеча.
Тики туловища: толчкообразные движения таза, тик в виде приветствия (поклоны), подёргивания мышц живота, подёргивания грудных мышц, выпячивание живота, сжимание ягодиц, распрямление плеч и выпячивание груди, сокращение прямой мышцы живота.
Тики ног: подёргивания стопы и большого пальца, сгибание бедра, отведение бедра, резкие выпады ногой вперёд, перекручивание пальцев, тыльное сгибание стопы, сгибание ноги в коленном суставе, разгибание ноги в коленном суставе.
По своей природе тики неоднородны. В этом плане различаются следующие тики.
1. Органические тики — характеризуют резидуально-органическое повреждение головного мозга. Такие тики нередко сочетаются с явлениями синдрома гиперактивности и психоорганической симптоматикой. Тики обычно статичны, стереотипны, относительно просты, они не привлекают к себе внимание пациента, не усиливаются при волнении (Ковалёв, 1971, 1979).
2. Процессуальные тики свойственны эндогенным психическим заболеваниям, в первую очередь шизофрении. В последнем случае тики обильны, несколько вычурны, разнообразны, динамичны, один их тип со временем может смениться другим. Вероятно, часть тиков является микрокататоническими знаками, одновременно могут быть другие симптомы кататонии: застывание, манерничание, негативизм, эхо-симптомы. Выявляются также нарастающий аутизм, эмоциональное оскудение, другие признаки болезни. Пациенты обычно безучастны к тикам, не ищут помощи. Интенсивность тиков колеблется. Они могут усиливаться по мере нарастания психомоторного возбуждения и ослабевать с наступлением психомоторной заторможенности. Тики могут усиливаться, если внимание пациентов поглощено чем-то другим.
3. Невротические тики свойственны неврозу, возникая вначале как защита в ситуациях дистресса. При повторении закрепляются в силу привычки. Невротические тики психологически понятны, они аналогичны тем выразительным и лишним движениям, которые возникают и у здоровых лиц в связи с сильными эмоциями. Обычно такие тики усиливаются при волнении, привлечении к ним внимания пациентов, как правило, сопровождаются реакцией тревоги, беспокойства. Пациенты прилагают немало усилий к тому, чтобы подавлять тики в чьём-либо присутствии, и в известной степени им это удаётся.
Поглощённость внимания пациентов чем-то другим приводит к ослаблению интенсивности либо временному прекращению тиков. Невротические тики лишены постоянной локализации, они часто мигрируют от одной части тела к другой. Обычно они сочетаются с другой невротической симптоматикой. Невротические тики обнаруживают большее сходство с навязчивостями, нежели органические и процессуальные, тем, что пациенты осознают их болезненный характер и оказывают им сопротивление.
Навязчивые явления, как считается, возникают в структуре невротических и неврозоподобных расстройств разного типа, наблюдаются также при аффективной патологии. Некоторые виды навязчивостей, такие как навязчивые влечения, контрастные представления, навязчивое мудрствование, компульсии со сложными и вычурными ритуалами, должны настораживать в плане шизофрении.
Несколько добавлений к патогенезу навязчивостей.
Сторонники классического психоанализа полагают, что психопатология невроза навязчивых состояний концентрируется вокруг регрессии к анально-садистической стадии психосексуального развития и амбивалентности по отношению к родительским фигурам и их интроектам. Более поздние изыскания ставят во главу угла высокую степень интернализации и необходимость контроля над всеми импульсами. Симптомы навязчивостей являются при этом неудачей в осуществлении контроля, они есть примеры «возращения вытесненного».
Невроз навязчивых состояний, по мнению некоторых психоаналитиков, можно рассматривать также как нарушение, имеющее место у тех, чьё личностное развитие было основано на отчуждении от инстинкта и эмоции, ибо обсессивное Эго антилибидно, антиимпульсивно, антиэмоционально и т. д.; сами же симптомы навязчивого невроза — это либо прорывы за пределы отчуждённых аспектов себя (навязчивые мысли), либо защиты от таких прорывов, то есть навязчивые ритуалы Ч.Райкрофта (1995). Указывается, что пациенты с неврозом навязчивых состояний используют три основных защитных механизма. Изоляция — отказ от нежелательных мыслей и побуждений, которые тем самым воспринимаются пациентами как связанные с влиянием извне. Аннулирование — действия, предназначенные для нейтрализации неприемлемых импульсов, например мытьё рук. Реактивные образования — действия, противоположные импульсам из Ид. Например, это добродетельная жизнь в противовес разрушительным побуждениям. Подобные эзотерические построения, увы, далеки от клиники, но они, полагаем, заслуживают внимания в том, что касается возможной связи навязчивостей и нарушений самовосприятия, так как термины типа «вытеснение», «интернализация», «отчуждение» близки к используемым в психопатологии расстройств самоосознавания.
Последователи бихевиоризма полагают, что навязчивые действия формируются путём фиксации любых случайных действий, если последние снижают уровень тревоги. Лечение пациентов сводится к тому, чтобы удерживать их от выполнения навязчивых действий либо устранять нежелательные мысли с помощью других.
С позиций когнитивной психологии в целях лечения показан тренинг адаптивности — произвольное вызывание навязчивых мыслей, так как в итоге такие мысли могут утратить угрожающее значение. Наиболее эффективной является в настоящее время биологическая модель терапии обсессивно-компульсивного расстройства с помощью таких препаратов, как кломипрамин, флуоксетин, флувоксамин.
С точки зрения психопатологии в понимании природы навязчивостей важно учитывать не только клинико-психопатологическую структуру конкретной навязчивости, но также её предысторию и последующую динамику.
Синдром навязчивых движений у детей ( Навязчивый невроз у детей )
Синдром навязчивых движений у детей — это один из компонентов обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). На его развитие влияет ряд факторов: отягощенный акушерский анамнез, генетические и приобретенные неврологические отклонения, особенности воспитания и воздействия социума. Синдром проявляется неконтролируемыми движениями конечностями и туловищем, гримасничаньем, бессмысленными ритуалами. Для диагностики требуется клиническое обследование у психиатра и невролога. Лечение патологии включает прием медикаментов (антидепрессантов, ноотропов, транквилизаторов), индивидуальную, групповую, семейную психотерапию.
МКБ-10
Общие сведения
Истинный навязчивый невроз бывает в 0,5-2% случаев, а распространенность субклинических расстройств достигает 19% в детской популяции. Синдром может начаться в любом возрасте, даже в периоде младенчества. Пик его клинических проявлений приходится на возрастной интервал 7-11 лет. Состояние чаще встречается у девочек, в то же время мальчики более подвержены раннему дебюту и тяжелому течению ОКР. Расстройство представляет серьезную проблему для психиатров, поскольку с трудом поддается терапии, нарушает социальную адаптацию и вызывает у детей депрессивные нарушения.
Причины
Синдром навязчивых действий имеет полиэтиологическую природу, что значительно затрудняет его лечение. Обычно на формирование патологии влияют сразу несколько факторов, причем их не всегда удается выявить и правильно идентифицировать. В современной детской психиатрии все причины навязчивостей объединяют в несколько групп:
Патогенез
Современные психиатры рассматривают навязчивые движения как наиболее простой вариант реализации патологической избыточности двигательного акта. Синдром возникает при нарушениях передачи импульсов в стриопаллидарной области головного мозга, которые обусловлены недостаточностью ГАМКергической трансмиссии. В формировании патологии не принимают участие высшие центры церебральной коры, поэтому типично наличие максимально простых и однотипных движений.
Двигательная активность направлена на нормализацию работы нейронов и улучшение нейротрансмиттерной передачи в разных отделах экстрапирамидной системы. При этом у пациента уравновешиваются процессы возбуждения и торможения в ЦНС, отмечается субъективное ощущение комфорта. При совершении навязчивых действий аналитическая и контролирующая функции нервной системы сохранены, ребенок полностью осознает свои поступки.
Симптомы
Ребенок с компульсивным неврозом имеет непреодолимое и необъяснимое желание совершать и многократно повторять однотипные движения. Синдром отличается разнообразием клинических симптомов. Среди типичных двигательных расстройств выделяют кивания головой, «болтания» конечностями, непроизвольное вытягивание или сгибание туловища. Некоторые больные постоянно двигают руками, поправляя волосы либо расправляя складки одежды.
Многие дети начинают непроизвольно и слишком часто зажмуриваться, складывать губы трубочкой, морщить нос и выдавать «хрюкающие» звуки. Подобные движения, возникающие в дошкольном возрасте, часто воспринимаются родителями как гримасничанье. Родители пытаются отучить малыша от таких привычек, слишком эмоционально реагируют на непослушание, в результате чего невротические расстройства усугубляются.
У подростков компульсивный синдром иногда проявляется в виде ритуалов, которые носят защитный характер и могут сопровождаться различными фобиями. Ритуалы могут включать многократные проверки закрытого окна и двери, раскладывание книг и письменных принадлежностей в определенном порядке, использование одних и тех же маршрутов для передвижения по городу.
Осложнения
Без коррекции все проявления навязчивостей усиливаются, вследствие чего у ребенка начинаются проблемы с социальной адаптацией. Постоянно повторяющиеся бессмысленные движения делают его объектом для насмешек сверстников, мешают целенаправленной учебной деятельности, снижают способности к концентрации внимания. Такие дети отказываются посещать школу и общаться с ровесниками, в тяжелых случаях ситуация заканчивается полной изоляцией.
Пациенты с навязчивыми неврозами, как правило, страдают от множественных фобий: насекомых, высоты, замкнутых пространств, тяжелых заболеваний. К распространенным навязчивым страхам при ОКР у детей относят эритрофобию (боязнь покраснеть), лалофобию (боязнь разговора из-за опасения заикания), никтофобию (страх темноты). Распространенным последствием компульсивного невроза являются тревожно-депрессивные состояния.
Диагностика
Синдром навязчивых движений выявляется при клиническом обследовании ребенка психиатром. Врач беседует с пациентом и его родителями, подробно узнает об особенностях компульсивных движений, собирает анамнез жизни с момента рождения. Для оценки психоэмоционального состояния используются специальные тесты и опросники (шкала Йеля-Брауна), у малышей для психодиагностики применяют тесты с картинками.
Навязчивые действия по клиническим признакам напоминают тики, возникающие при органических поражениях ЦНС, для исключения которых назначается консультация детского невролога. Врач проводит стандартный физикальный осмотр, оценивает работу вегетативной нервной системы, проверяет рефлексы и делают пробы на координацию движений. По показаниям ребенку выполняют инструментальные методы: ЭЭГ, эхоэнцефалографию, КТ или МРТ головного мозга.
Лечение синдрома навязчивых движений у детей
Медикаментозная терапия
Лечение навязчивостей представляет собой сложную задачу для детского психиатра, что обусловлено сложным переплетением этиологических и триггерных факторов, невозможностью полностью исключить негативные влияния социума и отсутствием четких схем терапии. При компульсивных неврозах у детей применяется комплексный терапевтический подход, который предполагает лечение медикаментами и разнообразные методы психотерапии. Фармакотерапия состоит из 3 этапов:
Психотерапия
Высокую эффективность при навязчивых неврозах имеют методы психологической коррекции, которые дополняют или заменяют медикаментозное лечение в зависимости от степени выраженности симптоматики. Детские психологи используют, групповую, парную, индивидуальную формы работы, применяют игровую терапию, арт-терапию и релаксационные упражнения. Большую роль в социальной адаптации играют тренировки коммуникативных навыков.
Комплексное лечение навязчивых движений включает методику семейной психотерапии. Психологи работают с улучшением эмоционального фона в семье, помогают достичь взаимопонимания, мягко корректируют неправильные родительские подходы к воспитанию. Изменение отношения членов семьи к психологическим особенностям ребенка и принятие имеющихся у него отклонений очень важно для успеха дальнейшей терапии.
Прогноз и профилактика
При неврозе навязчивых движений врачи не дают однозначных прогнозов. В среднем у 2/3 детей, несмотря на проводимое лечение, остаются отдельные проявления компульсивного поведения, которые усугубляются на фоне психотравм. Однако комплексная психологическая и медикаментозная помощь помогает больным минимизировать проблему, научиться контролировать свое состояние и не допустить дальнейшего прогрессирования невроза.
Профилактика навязчивостей должна начинаться еще в антенатальном периоде развития и включать регулярный контроль беременности, выбор оптимальной тактики родов и предупреждение гипоксических повреждений ЦНС. В постнатальном периоде родителям необходимо обеспечить ребенку комфортную и доверительную семейную обстановку, максимально оградить от психотравмирующих ситуаций.
Ребенок шмыгает носом невроз что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Синдром навязчивых движений или детский невроз является довольно частым явлением, которое может появиться у ребенка в любом возрасте.
Статья:
К факторам, которые способствуют к возникновению детского невроза, и который становится главной причиной появления однотипных навязчивых движений, также можно отнести постоянное эмоциональное напряжение. Оно опасно тем, что последовательно истощает нервную систему ребенка. Одна из причин возникновения такого психоэмоционального напряжения – это неблагоприятная домашняя обстановка для ребенка дома (частые ссоры родителей, слишком завышенные требования к ребенку).
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Главной причиной возникновения у детей синдрома навязчивых движений является наличие разного рода расстройств нервной системы. Расстройства такого типа могут проявляться в возникновении, вне зависимости от воли человека, однообразных и однотипных движений. Проявляться может синдром навязчивых движений у ребенка в 3 года, в 5 лет, в 6 лет и старше. Нужно отметить, что ребенку весьма сложно контролировать синдром навязчивых движений и в большинстве случаев он даже не осознает того, что периодически делает без особой причины одни и те же движения.
Навязчивые однообразные движения могут быть как непродолжительного характера, так быть и длительного типа. Навязчивые движения непродолжительного характера, как правило, могут появиться у ребенка в результате раздражительности, появления сильного стресса или усталости. Однако, если ребенок начинает постоянно повторять такие движения, то они постепенно становятся привычкой и сохраняются на довольно длительное время.
Большинство психологов считают, что основной причиной появления у детей синдрома навязчивых движений являются сильные психологические травмы. Довольно часто большинство родителей не придают особого значения той стрессовой ситуации, в которой пребывает ребенок, считая причины ее возникновения не такими уж и серьезными. Однако, нужно помнить о том, что детская психика является несформированной и детское мышление сильно отличается от мышления и мировоззрения взрослого человека. Поэтому, если ребенок находится в стрессовом или подавленном состоянии, с ним необходимо проводить беседы, постараться успокоить его или обратиться за помощью к детскому психологу.
Стоит отметить, что у детей, которые страдают синдромом навязчивых движений, может довольно часто возникать депрессивное состояние, которое проявляется в виде истерик или агрессивного поведения. При этом, всегда нужно помнить о том, что на психику ребенка оказывает очень сильное влияние обстановка и эмоциональный климат в доме. Слишком частые ссоры, скандалы или проявление насилия могут стать главной причиной появления серьезной психической травмы у ребенка, которая со временем и может стать основной причиной появления депрессий, асоциального поведения или возникновения невроза навязчивых движений.
К второстепенным факторам, которые также могут стать причиной возникновения у ребенка синдрома навязчивых движений, могут стать слишком частые переезды или смена места жительства. Ведь в результате переезда довольно часто меняется обстановка, распорядок дня или окружение. Это в свою очередь может стать одной из основных причин возникновения у ребенка невроза навязчивых движений. Необходимо отметить, что больше всего к возникновению такого недуга подвержены дети со слабой и нестабильной психикой.
Однако нужно отметить, что в некоторых случаях синдром навязчивых движений у ребенка может появиться не в результате перенесенной сильной эмоциональной или психической травмы. Например, если у кого-то из близких родственников присутствуют заболевания нервной системы или постоянные психологические расстройства, то при стечении определенных обстоятельств, эти проблемы могут начаться и у ребенка.
Также возникновение у детей синдрома навязчивых движений может быть связано с перенесенными инфекционными заболеваниями, сильными ушибами, травмами голоного мозга или может быть вызвано наличием патологий хронического характера сердечно-сосудистой системы.
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ
В большинстве случаев родителям довольно трудно определить тип и природу возникновения навязчивых движений у ребенка, а тем более отличить это от признаков проявления какого-либо недуга. Однако при детальном рассмотрении данных явлений определить синдром навязчивых движений у ребенка весьма просто.
Часто навязчивые движения, появляющиеся у ребенка, ошибочно путают с так называемым нервным тиком. Однако нужно отметить, что нервный тик является неподконтрольным, автоматическим сокращением мышечных тканей и целой группы мышц организма, а причины его возникновения далеко не всегда связаны с психоэмоциональным состоянием ребенка. В отличие от нервного тика, возникновение навязчивых движений можно контролировать при помощи силы воли, и в большинстве случаев они появляются на фоне перенесенных эмоциональных травм или постоянного психоэмоционального дискомфортного состояния. К основным симптомам синдрома навязчивых движений, который может появиться у ребенка, можно отнести:
• частые и сильные моргания;
• постоянные однотонные движения (постукивания рукой, щелканье пальцами);
• взмахи руками или подергивание губами;
• несуразное покачивание головой;
• вырывание или обкручивание волос.
Довольно часто, у ребенка, у которого наблюдается синдром навязчивых движений, могут происходить существенные изменения в его поведении. Например, он может подходить к разным предметам только с одной какой-то стороны, тереть ладони перед тем, как сесть на кровать и так далее.
Если вовремя не обращать внимания и не предпринять соответствующие меры при возникновении такого невроза как появление навязчивых движений, то в результате ребенок может причинить вред своему здоровью, травмировать себя (сгрызать ногти, выдергивать волосы, прокусывать губы и так далее). Довольно часто такие неврозы могут сопровождаться внезапным появлением вспышек истерии, которых раньше у ребенка никогда не было.
Как проявляется синдром у детей в разном возрасте? Несмотря на тот факт, что синдром навязчивых движений у детей в большинстве случаев имеет практически одни и те же признаки, которые проявляются в бессмысленных, часто повторяющихся движениях, но все же причины возникновения этого состояния у детей в разном возрасте могут иметь совершенно разную природу и проявляться по-разному. Кроме того, способы лечения этого состояние у детей в разном возрасте имеют некоторые отличия.
СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ В 1-3 ГОДА
В первые 3 года жизни ребенок только начинает постигать окружающий мир. Вне всякого сомнения, психика ребенка уязвима к воздействию внешних неблагоприятных раздражителей в любом возрасте, вплоть до достижения человеком совершеннолетия и ее полного и окончательного формирования. Поэтому для того, чтобы избежать возникновения у ребенка в возрасте от 1 до 3 лет синдрома навязчивых движений, необходимо оградить его от разного рода стрессовых ситуаций.
Стоит отметить, что именно в этом возрасте детская психика особенно восприимчива к воздействию внешних раздражителей. В результате получения сильных стрессов и эмоциональных раздражений в этом возрасте, у ребенка могут начаться такие проявления синдрома навязчивых движений как частое беспричинное покашливание, отсутствие аппетита, беспричинные и резкие прокручивания головы.
СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
В старшем возрасте ребенок начинает постепенно познавать окружающий его мир и начинает понимать, что происходит вокруг него. Для того, чтобы обеспечить нормальное развитие психики у ребенка в 3-6 летнем возрасте, необходимо создать вокруг него спокойную остановку и благоприятный эмоциональный климат.
Ведь в этом возрасте ребенок более всего подвержен появлению разного рода психоэмоциональных расстройств, которые могут плавно перейти к возникновению такого расстройства как синдром навязчивых движений. Главная причина возникновения этого синдрома у детей в 3-6 летнем возрасте связана перенесением постоянных стрессовых ситуаций и появлением необоснованных панических атак. Очень сильно на эмоциональное состояние ребенка в 6 летнем возрасте оказывает влияние домашняя обстановка и уровень социальных отношений в обществе. Например, если родители постоянно ссорятся и скандалят на глазах у ребенка, у него может из-за этого начаться продолжительная депрессия, которая может привести к расстройству психики.
СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ В 7 ЛЕТ И СТАРШЕ
В этом возрасте необходимо стараться помочь ребенку акклиматизироваться в обществе. Ведь акклиматизация в социуме довольно часто сопряжена с изменением обстановки и появлением новых внешних раздражителей, которые могут стать причиной возникновения у ребенка стрессовой ситуации, которая может стать причиной появления синдрома навязчивых движений. В 8 лет этот синдром у детей довольно часто появляется в виде сильного покусывания губ, обгрызании ногтей, выдергивании волос или непроизвольном, неосознанном частом повторении какого-либо одного движения, например кивания головой.
СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ
Перед тем, как обратиться к врачу при возникновении симптомов синдрома навязчивых движений у ребенка, родителям стоит попытаться определить природу и причину его появления. Очень важно при этом свести к минимуму возникновение негативных ситуаций и обеспечить для ребенка нормальные и комфортные условия для жизни.
В подавляющем большинстве случаев, появление такого синдрома у ребенка связаны с состоянием микроклимата внутри семьи. То есть если родители начинают часто конфликтовать между собой, то ребенок, таким образом, начинает реагировать на подобные конфликтные ситуации и показывать свое отношение к происходящему вокруг него.
Однако, если причины появления синдрома навязчивых движений у ребенка определить не получается, и они начинают приобретать хроническую форму, то этом случае, необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.