Ребенок специально не ходит на горшок что делать
Ребенок специально не ходит на горшок что делать
Ваш ребенок какает только в памперс? Проблемы с горшком у ребенка.
Редко стала встречать детей у себя на психологической консультации, не имеющих «горшочных» проблем. Жалобы родителей сводятся к одному — ребенок не хочет, отказывается ходить на горшок.
Ребенок может писать, а может и не писать в горшок, но какает всегда стоя в трусики или подгузник или вообще не какает. И тут речь пойдет о детях от 2 лет с полностью сохранным интеллектом и критикой к своим действиям. Иными словами, ребенок может и в состоянии сходить на горшок, у него все в порядке и недержания не наблюдается, мозг созрел, но сформировался полный негатив к горшку. Большинство таких детей уже очень давно не носят памперсы и специально просят подгузник у родителей, покакать в него.
Большинство детей с такими отклонениями — следствие неправильного использования подгузников и слишком раннего знакомства с горшком.
Ошибки при знакомстве с горшком:
Часто родители просто не знают, что к сложностям с горшком могут привести:
Сам по себе способ утилизации естественных отходов — социальная вещь, в разных культурах и в разные времена всегда были слишком различные модели поведения.
А биологически обусловленной программы в пользовании горшком нет, есть только модель, принятая в каждой конкретной семье.
И у ребенка могли не сработать социальные стимулы. Он не вписывается в эту модель. Не хочет быть как все, хочет быть «маленьким» и какать в памперс. Так спокойнее, надежнее, привычней…
Чтобы что-то изменить потребуется много времени и терпения. И если терпения родителей не хватает проделать все изменения самостоятельно, то потребуется помощь психолога. Причем посещение психолога показано не только ребенку, но и родителям.
Что же мешает ребенку принять нормы поведения?
🚩Ребенок постоянно в подгузнике. Он не имеет возможности познакомиться со своим телом, с процессами выделения.
⠀
Если малыш без памперса бывает мало, то осознать связь между процессом дефекации и мочеиспускания и результатом он не сможет.
⠀
Дети, часто и долго бывающие в подгузниках, не хотят ничего менять. Им комфортно иметь «защитный» слой на нижней половине тела.
⠀
🚩Страх унитаза или туалета. Прежде чем осваивать горшок или унитаз, надо познакомиться со всеми процессами туалетной комнаты. Возможно, у мамы на руках понаблюдать как что-то можно вылить в унитаз, бросить кусочек туалетной бумаги, понаблюдать за спуском воды. Посмотреть, как выливают горшочек.
🚩Регресс. Часто, после казалось бы приобретенного навыка использования горшка, малыш вдруг отказывается снимать памперс, хочет и писать и какать снова только в него.
Постарайтесь не заострять на этом внимание. Проявите терпение. Ваша неправильна реакция может закрепить нежелательное действие.
Через какое-то время малыши возвращаются к привычному способу дефекации.
Если этого не произошло, работаем и играем с такими детками как будто они никогда и не какали на горшке.
Медведева Наталья
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.
Приучение ребенка к горшку: обзор методики Комаровского
Количество просмотров: 13 181
Дата последнего обновления: 16.11.2021 г.
Среднее время прочтения: 5 минут
Приучение ребенка к горшку является одной из актуальных тем для родителей. Естественно, всем хочется, чтобы их малыш как можно быстрее и легче привык к новому для него предмету.
Насчет возраста и методов обучения единого мнения до сих пор нет. Одним из авторитетных специалистов в данной области является врач и популярный телеведущий Евгений Комаровский. К его советам сегодня прислушиваются многие родители. Он предлагает свой путь от подгузника до самостоятельного посещения туалета.
Раннее приучение или выработка рефлекса
Многим активным и усердным родителям удается добиться определенных успехов в освоении малышом горшка в возрасте до года. По мнению Комаровского, в том, что дети девяти, восьми и даже семи месяцев могут мочиться и ходить по большому после услышанного «пи-пи» или «а-а», нет ничего удивительно. Многократное повторение этих звуков формирует у малыша условный рефлекс. Но популярный врач объясняет, что такое освоение горшка нельзя назвать полноценным. В данном случае такой процесс развивается по схеме «слова родителей – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь/кишечник – горшок». Акцент делается на том, что стимулировать мочеиспускание или дефекацию должно физиологическое явление, а не звуки, произнесенные родителями.
Евгений Комаровский отмечает, что нередко после раннего приучения у ребенка 2 лет появляются трудности с туалетом. Родители недоумевают, почему их малыш, который давно освоил горшок, вдруг стал отказываться ходить в него. Врач объясняет это тем, что у ребенка в этом возрасте как раз начал формироваться естественный контроль над физиологическими нуждами, и он больше не хочет их связывать с родительскими призывами.
Оптимальный возраст для приучения к горшку
По мнению доктора Комаровского, возможность контролировать выделительные функции у ребенка появляется в возрасте 2,5–3 лет. Он не отрицает, что есть дети, у которых все получается гораздо раньше, но все же в большинстве случаев родителям стоит ожидать успехов в «общении» с горшком после того, как малышу исполнится 2 года. В вопросе приучения популярный врач также советует ориентироваться на то, что оптимальным возрастом для знакомства детей с горшком является период от 1 года до 3 лет.
Признаки готовности ребенка к приучению к горшку
Чтобы данный процесс проходил легко и без дискомфорта, Комаровский советует некоторое время понаблюдать за малышом, чтобы обнаружить признаки его готовности к обучению. Они должны быть как с физиологической, так и с психологической стороны. Приучение к горшку пора начинать, если:
Основные принципы приучения к горшку
Выбор горшка. По мнению доктора Комаровского, в вопросе приучения не так важны форма, цвет и «опции» горшка. Главное, чтобы он был удобным и не воспринимался исключительно в качестве игрушки. Телеведущий советует обратить внимание на качество и экологичность материалов, а также размер изделия.
Следование системе. Евгений Комаровский отмечает, что быть готовым к этому непростому делу должен не только ребенок, но и его родители. Им важно заранее определить тактику своего поведения в период перехода от подгузников к туалету, понимать, что общение с малышом будет занимать большую часть времени. Также он советует вырабатывать новые навыки постоянно, а не только в удобное для взрослых время (вечером или в выходной). Бессистемность запутает ребенка.
Выбор оптимального времени. Начинать приучение к горшку нужно в благоприятное для этого время. В частности, все окружающие малыша должны быть здоровы и пребывать в хорошем настроении. Наиболее удачным периодом для этого является лето, так как ребенок одет максимально легко и процесс переодевания не занимает много времени. Знакомство с горшком лучше начинать в те моменты, в которые вероятность успешного мочеиспускания или дефекации особенно высока. Оптимально это делать после еды или сна, перед ними. Также можно предложить малышу горшок, если его поведение указывает на желание помочиться.
Закрепление успеха. Если малыш все сделал правильно, его обязательно нужно похвалить и порадоваться успеху. В случае неудачи не следует показывать малышу отрицательные эмоции, лучше объяснить, как нужно поступить в следующий раз.
Фиксация внимания. Акцентировать внимание ребенка нужно не только на самом горшке, но и на всем, что с ним связано. Малышу будет интересно, как родители достают и открывают этот предмет, учат, как снять трусики и надеть их обратно. Можно даже показать любопытному крохе, как моется горшок и куда он ставится до следующей «встречи». Такие действия будут похожи на своеобразную игру, а значит, будут вызывать положительные эмоции.
Если малыш с успехом осваивает горшок, то этот предмет нужно вписать в распорядок дня. К примеру, ребенок должен привыкнуть ходить в туалет перед прогулкой и перед сном. Евгений Комаровский не призывает сразу же отказываться от одноразовых подгузников, ведь они еще могут понадобиться ночью или во время длительной поездки.
Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.
Как приучить ребенка к горшку?
Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок поскорее стал ходить на горшок. Однако прежде чем ответить на вопрос, как приучить ребенка к горшку, необходимо разобраться с самим процессом мочеиспускания.
Как происходит процесс мочеиспускания?
Когда ребенок должен ходить на горшок?
Процесс координации функций органов мочевыделительной системы завершается примерно к 3-4-летнему возрасту.
Нет сомнений в том, что родители могут «приучить к горшку» раньше указанного срока. Однако в таком случае это будет не реально приобретенный навык, а выработанный условный рефлекс, который легко может давать сбой до тех пор, пока не созреют все необходимые центры координации.
Когда мамы и папы пытаются приучить годовалого ребенка к горшку, выделяются обычно два момента: время и поощрение. В большинстве случаев родители высаживают ребенка примерно в одно и то же время на горшок, и опорожнение мочевого пузыря происходит при любом его наполнении. Затем обычно следует похвала, и ребенок достаточно быстро улавливает эту связь. В некоторых случаях малыш даже может сам проявлять инициативу, например, садиться на горшок после сна. Но при всем этом он еще не контролирует сам процесс. И периодических промашек здесь не избежать.
Приучение к горшку с раннего возраста – право и выбор каждой семьи. Но хотелось бы, чтобы все родители понимали реальное положение вещей, не ругали своих детей за промашки и не переживали о том, что их ребенок какой-то не такой, раз в свои 2,5 года еще не просится на горшок. Ведь это вполне физиологично и нормально лет до 3-4 (как минимум!). Врачи допускают единичные промахи на фоне стресса и усталости и в более старшем возрасте.
Как приучить ребенка к горшку?
Если вы все-таки решились приучить ребенка к горшку, рассмотрим основные пункты: как это сделать с точки зрения физиологии, что можно делать, а что нельзя.
Самое главное, что должны понять все родители – не нужно торопить малыша. У каждого свой темп. Один ребенок способен приучиться к горшку за несколько дней, другому потребуется ни один месяц (а может и год). Не сравнивайте ребенка с чужими детьми, учитывайте именно его особенности.
А теперь рассмотрим, что вы, как родитель, можете сделать:
Относитесь проще к промахам и откатам. Ни при каких обстоятельствах не ругайте ребенка за это. Малыш не делает это назло вам, он просто еще не умеет контролировать процесс мочеиспускания.
В случае, если ребенок негативно относится к горшку, начинает нервничать, плакать или кричать – сделайте паузу в 2-3 недели, даже не поднимайте тему горшка вслух. Возможно виной негативный опыт в прошлом. Дайте малышу успокоиться и набраться сил. Продолжая насильно высаживать на горшок можно лишь усугубить ситуацию.
3. Сделать горшок видимым.
Горшок всегда должен находиться у ребенка в зоне видимости и открытого доступа. Можно выбрать горшок яркого цвета с любимыми героями малыша для привлечения внимания.
4. Создать благоприятную среду.
Расскажите крохе сказку про горшок, в игровой форме объясните, что с ним нужно делать (сажайте куклы или игрушки на горшок, незаметно подливайте воду и вместе с ребенком выливайте ее в унитаз). Объясните малышу то, что все вокруг ходят не в подгузник, а на горшок/туалет.
5. Дать ребенку столкнуться с последствиями.
Снимите памперс и оденьте вместо него трусики. Когда малыш описается, проговорите его ощущения: «Ты почувствовал, что хочешь писать? Потом расслабился, и трусики стали мокрыми. Это неприятно, правда? Давай ты лучше будешь садиться на горшок, когда почувствуешь, что хочешь писать, тогда трусики останутся сухими».
6. Поощрять ребенка.
Ответьте на достижение малыша бурным восторгом! Однако не забывайте о том, что хвалить ребенка нужно не за сам факт сидения на горшке, а за то, что малыш прислушался к своим ощущениям и понял, что нужно сесть и пописать на горшок.
7. Быть готовым к откатам.
Откаты могут возникнуть при появлении младшего братика или сестренки, поступлении в детский сад и любом другом стрессе. Помните, что это временно. Не ругайте малыша, а помогите справиться с трудностями.
Надеемся, что наши рекомендации окажутся вам
полезными. Наберитесь терпения, будьте для малыша мягкими и чуткими родителями!
Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором
Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.
Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.
Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.
Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.
У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.
Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).
Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.
Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.
На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет
Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.
Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?
Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.
Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.
Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.
Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему
Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.
Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.
Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.
Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.
Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.
Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.
Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.
10 простых шагов к горшку
Время на чтение: 3 мин
Некоторое время назад в моде были методики «раннего приучения к горшку». Мамы хвастались друг перед другом тем, что их малыш уже в 6, 5, 3 месяцев (нужное подчеркнуть) просится на горшок. Однако сейчас педиатры сходятся во мнении, что такие методики следует признать устаревшими и нефизиологичными. Ведь все они основаны на выработке условного рефлекса, а не на приобретении сознательного навыка. Специалисты рекомендуют начинать приучение к горшку позже — тогда, когда ребенок покажет свою готовность к его использованию. А о том, как определить подходящий момент и освоить горшок без слез и стресса, мы и поговорим с психологом Еленой Михайловной Кравцовой.
План действий
Шаг 8: Отправляемся на прогулку без подгузника. Через пару-тройку дней без подгузника дома попробуйте погулять без использования подгузников. Не уходите далеко от дома, чтобы можно было попытаться успеть добежать до горшка. Если не получилось – ни в коем случае не ругайте малыша. Он старался, и у него все обязательно получится в следующий раз!
Даём малышу время
Готовность малыша сесть на горшок
Малыш готов осваивать горшок, если он:
Причины отказа от горшка
Даже малыши, которые уже умеют ходить на горшок, иногда вдруг отказываются от горшка.
Причины бывают разные: