Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать

Опять двойка! Как помочь ученику и родителям?

Ребёнок перешёл во второй класс, ему начали ставить оценки и то, что ещё недавно казалось не таким уж и страшным, приняло масштабы бедствия: в дневнике появились двойки. И чем дальше, тем больше. Ну, или не так, учился себе ребёнок более-менее, но вдруг стал приносить плохие отметки по какому-то одному предмету или ряду предметов. Как быть в этой ситуации, чем помочь ребёнку?

Конечно, всем родителям хочется, чтобы дети учились хорошо (положа руку на сердце — даже тем, кто сам в школе звёзд с неба не хватал). А как приятно ходить на родительские собрания, если ребёнок отличник или хорошист! Но, увы, так везёт далеко не всем. Что же можно посоветовать родителям «неотличников»?

Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Смотреть фото Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Смотреть картинку Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Картинка про Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Фото Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать

Из личных наблюдений

Для начала немного о личном. Восемь лет я была школьным учителем, потом перешла в государственный вуз. И везде сталкивалась как с блестящими учениками или студентами, так и со слабыми. И все они были разными. Попадались отличники, которые вызывали восхищение своим трудолюбием, умением и желанием добиваться поставленных целей, воспитанностью и доброжелательностью. Встречались и те, кто хотя и учился прекрасно, но были настолько неприятными людьми, что просто оторопь брала. То же и с не самыми лучшими учениками: со многими троечниками мы до сих пор нежно дружим и постоянно общаемся, а о некоторых отличниках и даже «медалистах» и вспоминать не хочется.

Была, например, в одном из моих классов такая пара закадычных друзей: красавец, словно с советского пропагандистского плаката, учившийся почти на одни «пятёрки», и слегка заикавшийся худенький неприметный мальчик-троечник. Долгое время я думала, что дружба их настоящая, а потом случайно увидела, как «гордость школы» обращается со своим приятелем, когда думает, что их никто не видит. Увиденное оставило ощущение гадливости: столько надменной презрительной снисходительности и незавуалированной жестокости было в словах красивого успешного парня, адресованных «другу». После этого я стала специально наблюдать за отношениями этих мальчиков (их классным руководителем я не была, просто учителем-предметником, поэтому видела ребят не очень часто, но и остаться равнодушной не могла), и убедилась, что «дружба» там в одни ворота. Поэтому обрадовалась, когда жизнь развела мальчиков: я перешла работать в другую школу, и со мной ещё десять моих учеников, тихий троечник среди них.

В новой школе я стала его классным руководителем и благодаря этому имела возможность наблюдать за его взрослением. Тесно общаясь с ним, я окончательно убедилась, что за неприметной внешностью скрывается, как бы пафосно это ни звучало, нежная, добрая и благородная душа. Ему и его родителям школа давалась нелегко, но они все вместе упорно «сражались» с уроками, нехваткой времени и многими другими проблемами. И победили. В старших классах бывший троечник стал учиться гораздо лучше и в итоге поступил в хороший вуз. Кстати, и друзья у него появились настоящие, с большинством из них он дружит до сих пор.

Сейчас этот мальчик уже взрослый мужчина (кстати, высокий, крепкий и очень симпатичный), отец двоих детей и прекрасный специалист в своей области. А отличник, к несчастью, погиб в пьяной драке несколько лет назад. Мне очень жаль его родителей, и я ни в коем случае не злорадствую. Историю эту рассказываю не для того, чтобы морализировать, а для тех родителей слабых учеников, которым «неуспешность» детей отравляет жизнь. Не опускайте рук и обязательно боритесь за своих детей!

И второй момент: я не только учитель, но и мама троих мальчиков. И одному из моих сыновей учёба даётся очень тяжело. Всё, что двое других делают играючи, лихим кавалерийским наскоком, ему достаётся большим трудом, многодневной и, увы, не всегда успешной осадой. Поэтому всё, о чём написано в этой статье — взгляд одновременно с двух сторон (учителя и мамы), выводы, сделанные в результате многолетней работы с детьми и подростками.

А теперь несколько советов родителям тех детей, у кого нелады с учёбой:

Совет 1. Держите руку на пульсе

Это первое и непреложное правило. Родители должны знать, что происходит с их ребёнком в школе. Для этого есть множество путей. Прекрасно, если у вас доверительные отношения с ребёнком, и он сам обо всём рассказывает. Но всегда полезно иметь несколько источников информации:

Наладив контакт со многими людьми из окружения вашего ребёнка, вы не только будете иметь более полную информацию, но и сможете взглянуть на ситуацию с разных сторон. И вполне вероятно, услышите от воспитателя ГПД, что ваш не слишком успешный в учёбе ребёнок – прекрасный товарищ или чуткий, внимательный, неравнодушный ученик, а тренер вам расскажет о его успехах в спорте или тех особенностях характера, которые вы не разглядели. Конечно, это не поможет ребёнку лучше учиться, но это поддержит вас, вы поймёте, что в вашем чаде много хорошего и достойного уважения.

Кроме того, когда учителя видят, что родители активно участвуют в жизни ребёнка, интересуются его проблемами, стараются помочь ему, а не действуют согласно принципам «учить должна школа» и «вы все здесь обязаны», они с большей готовностью войдут в ваше положение, скорее захотят помочь.

Совет 2. Расскажите учителю о ребёнке

Как бы ни банально это звучало, но большинство учителей всё же выбирали будущую профессию по призванию. Да, за годы работы у многих появляются признаки профессиональной деформации, учителя устают и раздражаются, становятся внешне более равнодушными. Но всё же почти все своих учеников искренне любят, переживают за них и стараются помочь им. Если у ребёнка несколько учителей, сначала обратитесь к классному руководителю: он не просто может, но и обязан заботиться о «своих детях», их успехах и душевном комфорте. Поговорите с теми предметниками, с которыми у вашего ребёнка хорошие отношения. Учителя общаются между собой и (открою страшный секрет!) обсуждают учеников и их успехи. Возможно, они смогут донести до того учителя, который по какой-то причине недолюбливает вашего ребёнка или просто слишком строг к нему, что «мальчик-то хороший» или «девочка просто стеснительная». В общем, обращайтесь за помощью буквально ко всем. И ситуация наверняка улучшится.

Помните: учитель, который знает о ребёнке многое из того, что выходит за рамки отношений «учитель-ученик», и относится к нему несколько иначе: теплее, внимательнее. Ведь такие знания позволяют увидеть в ребёнке личность, маленького человека, которому нужны поддержка и помощь, а не просто объект обучения.

О чём рассказать? Если ваш школьник старательно делает домашнее задание и хорошо отвечает дома, а из школы приносит в лучшем случае «тройки», поделитесь этим с учителем, покажите ему черновики или тетради, в которых вы занимаетесь с ребёнком дома, расскажите, как он реагирует на плохие оценки (плачет, злится, грустит, опускает руки или готов бороться и т.д.). Вполне вероятно, во многих проблемах виноваты чрезмерное волнение, стеснительность или медлительность, которые мешают школьнику на уроках, а учитель даже и не догадывается о том, что дома его ученик совсем другой. Дайте педагогу возможность посмотреть на вашего общего ребёнка другими глазами.

Но при этом важно во время беседы не давить на учителя, не забывать, что цель вашего визита — не выйти победителем, не обвинить друг друга во всех проблемах, а достичь взаимопонимания и помочь ребёнку.

Совет 3. Помните о наследственности

Парадоксально, но подавляющее большинство тех родителей, кто и сам не слишком хорошо учился в школе, уверены, что их дети просто обязаны учиться «за себя и за того парня», то есть за своих родителей. И они совершенно забывают о такой штуке, как наследственность. Но если вам самим тяжело давалась математика или вы при письме пропускали буквы, то ребёнок мог унаследовать ваши проблемы с учёбой.

Для начала вспомните себя в детстве, побеседуйте со своими родителями (пусть они освежат вашу память, если сами мало что помните), проконсультируйтесь с учителями, логопедами и нейропсихологами. Возможно, у ребёнка, как и у вас когда-то, дислексия, дисграфия, синдром дефицита внимания или другие проблемы. И он рад бы учиться хорошо, но не может. А виновата в том числе и наследственность. В этом случае ругать ребёнка бесполезно. Ему необходима действенная помощь.

Совет 4. Зрите в корень

Если ребёнок вдруг стал гораздо хуже учиться по предмету, который раньше не вызывал у него трудностей, то причин может быть несколько. И далеко не всегда дело в том, что новый учитель (если учителя сменили) хуже предыдущего. На самом деле вариантов великое множество. Например:

Чтобы разобраться в причине, необходимо вспомнить Совет 1 и отправиться в школу. Лично пообщавшись с учителями, вы скорее сможете понять, в чём же дело. Ведь они проводят с детьми по несколько часов в день, иногда даже больше, чем работающие дни напролёт родители. Именно поэтому учителя видят и понимают многое.

Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Смотреть фото Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Смотреть картинку Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Картинка про Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Фото Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать

Совет 5. Реагируйте быстро

Если плохие оценки появились у ранее сильного ученика, то родители должны реагировать молниеносно. Если проблема в пропусках уроков и образовавшихся в результате этого пробелах в знаниях, то чем быстрее вы выясните это и начнёте действовать, тем проще будет ликвидировать пробелы и наверстать упущенное. Если успеваемость ухудшилась из-за смены учителя, напряжённых отношений в классе, внезапно накрывшей с головой любви и т.п., то ребёнку нужно помочь, пока не слишком сильно пострадала его самооценка, пока он не опустил руки и не разуверился в собственных силах.

Совет 6. Найдите сильные стороны ребёнка

Выясните, как проще отвечать вашему ребёнку, устно или письменно. Конечно, школьная программа предполагает, что дети должны в равной мере владеть и устной, и письменной речью, но всё же учителя, как правило, готовы пойти навстречу излишне стеснительному ребёнку, или ученику-дисграфику. Определите, как ребёнок лучше усваивает информацию: на слух, или визуально (в Интернете есть много тестов, помогающих определить, аудиал или визуал ребёнок). Дома используйте именно тот канал восприятия, который развит сильнее. Например, если ваше чадо – явный аудиал, то даже если ему задали прочитать сказку, не поленитесь и прочтите её повторно вслух. Так ребёнок запомнит и поймёт гораздо больше.

Совет 7. Рассказывайте ребёнку о своих школьных годах

Даже если вы были круглым отличником, наверняка и у вас случались не только взлёты, но и падения. Почаще рассказывайте детям о своих школьных годах, удачах и неудачах, недоразумениях и ошибках, о том, как вы справлялись с проблемами. Так вы будете выглядеть в их глазах не недостижимыми слегка забронзовевшими идеалами, а реальными людьми. В этом случае детям будет проще поделиться с вами своими бедами и переживаниями. А вы сможете узнавать о событиях их жизни не спустя годы, а сразу же, и вовремя помогать своим детям.

Совет 8. Не думайте, что только у вас такие проблемы

Если ребёнок учится плохо и для вас это настоящая проблема, в первую очередь, поймите, что вы такие не одни. И трудности в обучении у вашего ребёнка вовсе не делают вас плохими или невнимательными родителями. Даже если вам не повезло с учителями, и они во всём винят вас, просто делайте всё, чтобы помочь ребёнку, не оставляйте его один на один с неудачами и поменьше переживайте.

Совет 9. Обратитесь за помощью к специалистам

Если ребёнок плохо учится по объективным причинам (например, у него минимальная мозговая дисфункция или синдром дефицита внимания):

Важно! Обратите внимание, что перед визитом к нейропсихологу необходимо сделать ребёнку энцефалограмму головного мозга. Нейропсихологическую коррекцию опасно проводить детям с эпинапряжённостью (судорожной готовностью головного мозга).

Совет 10. Ищите таланты

Если ребенку, несмотря на ваши совместные усилия, категорически не даётся учёба, направьте усилия на то, чтобы найти у него талант. Дайте чаду возможность попробовать себя в самых разных видах деятельности. И вы наверняка подберёте то, в чём он будет успешнее других ребят, одарённее и интереснее их. Ребёнок, который знает, что и он в чём-то талантлив, нередко и учиться начинает лучше.

И почаще читайте вдохновляющее стихотворение Дугласа Мэллока:

Раз тебе не дано стать сосной на холме,

Стань кустом у подножья холма,

Стань листком — самым лучшим листком на траве,

Чтоб тобою гордилась трава.

Раз тебе не дано стать большим осетром,

Не горюй — в этом нету греха!

Стань форелью, но лучшей форелью при том,

Чтоб тобою гордилась река.

Кто-нибудь в этом мире стоит у руля,

Кто-то варит похлёбку в ковше.

Всюду масса работы — и вся для тебя,

Выбирай, что тебе по душе!

Не дано стать дорогой — стань горной тропой,

Не Луною — так яркой звездой.

Сделай так, чтобы люди гордились тобой,

Источник

Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать

Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики

В каких случаях оставляют на второй год

Выражение «остаться на второй год» — это разговорный оборот, который был распространён в советское время. В действующем закона об образовании эта процедура называется «повторное обучение».

Повторное изучение программы того или иного класса возможно, если образовалась академическая задолженность по одному или нескольким предметам и только с согласия родителей.

Академическая задолженность образуется, когда ученик:

Шансы остаться на второй год невелики даже у плохо успевающего ребёнка. Школы отправляют учащихся на повторение обучение только в крайних случаях. Второгодники снижают рейтинг образовательной организации и невыгодны с экономической точки зрения. Преподаватели, как правило, стараются подтянуть ученика, организуются дополнительные занятия и консультации.

Для того чтобы оставить ребёнка на второй год, школа обязана строго соблюдать процедуру, которая предусмотрена статьёй 58 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Прежде всего администрация должна создать условия для ликвидации академической задолженности. Обычно отстающих учеников переводят в следующий класс условно и дают время, чтобы подтянуть знания и пересдать двойки. Чаще всего на подготовку отводятся летние каникулы. Но даже если к сентябрю знания не станут лучше, школьник сможет выбрать: остаться на второй год или перейти на обучение по индивидуальному плану.

Исключение — 4, 9 и 11 классы. В этом случае учеников с академической задолженностью, которые исчерпали все попытки пересдачи, не оставляют на лето, а сразу отправляют на повторное обучение.

Обязательное условие для того, чтобы оставить ребёнка на второй год, — письменное согласие родителей. Если родители против, администрация школы не вправе отправлять учащегося на повторное обучение. Однако с двойками частные школы могут отказать в зачислении.

Если у ребёнка нет двоек, но родители считают, что ему нужно пройти программу того или иного класса ещё раз, школа тоже не имеет права оставлять ученика на второй год.

В каких классах могут оставить на второй год

Как уже было сказано, школы неохотно направляют учеников на повторное обучение, за исключением выпускных классов. В 4, 9 и 11 классах администрация школы не может перевести ученика с академической задолженностью на следующую ступень обучения. Даже если ребёнок получил всего одну двойку по итогам года, считается, что он не завершил программу начального, общего или среднего образования. Придётся остаться на второй год.

Эти классы считаются «рубежами», поэтому чтобы отправить ученика на повторное обучение в 4, 9 или 11 классе, школе не потребуется согласие родителей.

Согласно статье 66 закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Что делать с плохой успеваемостью

Необходимо разобраться, почему ребёнок плохо учится. Вероятных причин множество: конфликт с учителем, трудный материал, отсутствие мотивации, низкая самооценка, давление взрослых.

‍Успеваемость — это не только про оценки. Важно, чтобы ребёнок действительно знал предмет, а не просто получал по нему пятёрки. Родители не могут самостоятельно повысить успеваемость ребёнка, но в их силах оказать ему поддержку. Прежде всего, нужно создать благоприятные условия для занятий: удобное рабочее место, тишина в доме, правильное питание и здоровый сон.

В некоторых случаях неуспеваемость может быть вызвана самой системой обучения: школьник не успевает за темпом класса, а учитель не может работать с ним индивидуально. В этом случае выходом может стать семейное обучение.

На семейном обучении можно подобрать преподавателей и программу так, чтобы подтягивать пробелы в знаниях по конкретным предметам и темам. При этом учёба проходит в комфортной обстановке, что снимает фактор стресса.

Пройти годовую программу ещё раз можно в домашней онлайн-школе «Фоксфорда». Для этого у нас есть абонементы с курсами по школьной программе в записи. Курсы можно смотреть в любое время, а потом выполнять задачи с автоматической проверкой для закрепления изученного материала.

Источник

Ваш ребенок двоечник, что делать в этой ситуации?

Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Смотреть фото Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Смотреть картинку Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Картинка про Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Фото Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать Проблема хороших оценок у школьников остро стоит во многих семьях. Если ребенок двоечник, что делать задуматься необходимо обязательно. Подобную проблему надо решать комплексно, так как причины ее появления могут быть различны. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не стоит, ведь, чем дальше, тем сложнее будет повысить успеваемость и улучшить усвояемость знаний.

Ребенок может стать двоечником сразу, с начальной школы. А может вначале учиться хорошо, а к подростковому возрасту успеваемость резко снижается.

Почему родители должны обращать внимание на низкие оценки школьника

Школа – это не только багаж знаний, она еще и развивает практическое и логическое мышление. Она дает основы, базу. Но если у ученика часто появляются двойки в школе, основных знаний явно не хватает. Низкая успеваемость может иметь отдаленные последствия, которые пока еще ни школьниками, ни родителями не осознаются.

В психологии рассматриваются определенные этапы развития, когда наиболее быстро и эффективно усваиваются определенные знания. Например, если ребенка начать учить читать позже 7-8 лет, то это может привести к более медленному усвоению техники чтения. Система обучения построена таким образом, что в разные этапы даются те знания, которые наиболее удачно усваиваются в определенном возрасте. Поэтому так важно не упустить момент и обратить внимание на неуспеваемость.

Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость

Прежде чем искать пути решения возникшей проблемы, важно понять, почему ребенок двоечник.

Причины, по которым ребенок не успевает, можно разделить на две большие группы:

Разберем каждую из них подробнее.

Внутренние причины неуспеваемости

Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Смотреть фото Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Смотреть картинку Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Картинка про Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Фото Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать Способность к обучению во многом определяется особенностями работы мозга и типом нервной системы. Важно исключить задержку в психическом развитии, что делается при помощи консультаций врачей и психологов.

Типов нервной системы выделено четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Холерики часто гиперактивные личности, которым сложно усидеть на одном месте. Они очень любопытны, а при необходимости совершать однообразные действия, теряют к ним интерес.

Сангвиники жизнерадостны и любопытны, любят получать знания. Флегматики вдумчивы, размерены, долго включаются в деятельность, но доводят дело до конца. Самый слабый тип нервной системы – меланхолики, они быстро устают и наиболее пессимистично настроены к окружающему миру. Родителям и учителям следует обращать внимание на тип нервной системы и тот способ обучения, который наиболее эффективен для конкретного ребенка.

Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Смотреть фото Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Смотреть картинку Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Картинка про Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Фото Ребенок учится во 2 классе на двойки что делатьдомашнее обучение в школе, что это такое

Из внутренних причин также можно назвать лень и отсутствие силы воли. Ребенок не может заставить себя выполнять домашние задания и слушать урок учителя.

Сниженный уровень внимательности также является одной из причин неуспеваемости. Страдать этим могут как гиперактивные дети, так и школьники со слабой нервной системой.

Сниженная самооценка – еще одна причина. Появлению ее способствуют различные факторы, в том числе и неправильное воспитание. Ребенок уверен, что он не способен хорошо учиться, поэтому перестает прилагать усилия.

Внешние причины неуспеваемости

Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Смотреть фото Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Смотреть картинку Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Картинка про Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать. Фото Ребенок учится во 2 классе на двойки что делать Внешние причины, как правило, связаны с социальными факторами. Дети могут чувствовать себя дискомфортно в школе. Это может быть связано с отношением к нему учителя или других учеников. Если успеваемость резко снизилась при переходе в новую школу, то следует поискать причину здесь. В некоторых случаях ребенок двоечник только по одному предмету, тогда как по другим оценки хорошие. Причина может крыться и в учителе, возможно, у него завышенные требования или школьник просто не понимает объяснений преподавателя.

Оценивая успеваемость, важно обратить внимание и на домашнюю обстановку. Насколько семья благоприятна, нет ли конфликтов внутри нее. Дети чутко реагируют на окружающую обстановку и очень переживают, если, например, родители ссорятся. Имеет значение и тот факт, есть ли у школьника личное пространство дома, где он может спокойно провести время и позаниматься.

Ребенок двоечник, что делать

Итак, у вашего ребенка проблемы с успеваемостью и вы хотите ему помочь. Ваши мысли: ребенок двоечник, что делать, какую найти волшебную таблетку. Нет таких таблеток. Исправление ситуации это осторожная длительная и кропотливая работа, чтобы не сломать ребенка.

Вот примерный план ваших действий. Попробуйте разобраться с проблемой шаг за шагом, обдумывая результаты сделанного шага. Не просто что-то делайте. Анализируйте результат. Это важно, поскольку после каждого анализа вы сможете корректировать дальнейшие свои действия.

Источник

Ребёнок учится на двойки

А. Энштейн был в школе двоечником. Отднако, если ваш ребёнок будет двоечником, это не значит, что он станет вторым Энштейном.

В современном мире дети сталкиваются с беспрецедентным уровнем стресса и небрежения. Многим детям вообще так и не удаётся почувствовать себя детьми. Их с рождения возят по развивающим кружкам, заставляют делать что-то не соответствующее возрасту и потребностям ребёнка. Многие родители считают, что иметь детство ребёнку непозволительная роскошь, и понимают под детством только кучу игрушек и отличное питание.

Общение с детьми напоминает игру в армию: убери игрушки, помой посуду, вынеси мусор, уберись в своей комнате, работай на уроке, перестань проявлять эмоции, не зли родителей, не груби, не бегай, собери портфель, делай, как тебе сказано…

Большая часть урока в школе напоминает игру «кто кого переорёт». Причём громче всех кричит учитель, и вместо объяснения темы она выбирает обсуждение того, как кто-то уронил карандаш, и как этот секундный шорох сорвал урок.

Дома мотивация к выполнению домашних заданий или домашних дел заключается в угрозах: если ты получишь двойку, то я отберу у тебя компьютер.

Иногда наказание превращается в моральное истязание, причём чем больше страдает ребёнок, тем агрессивнее становится родитель.

Важно понять, почему ребёнок не успевает по предмету:

Это не всё. У каждого ребёнка своя история.

Для того, чтобы разобраться и выйти на уровень «хорошиста», необходимо проработать травму с психотерапевтом. Тогда у ребёнка повышается успеваемость, собственная значимость и уверенность в успехе.

Как быть родителю до визита к психотерапевту?

Во-первых, отслеживать свои порывы и сохранять спокойствие.

Не идти на конфликт.

Не включаться в систему приказов.

Во-вторых, проговаривайте чувства ребёнка: «Сейчас ты злой, это нормально — злиться», «Тебе стыдно, это нормально».

Отслеживайте свои привычные реакции и поступайте иначе.

Обязательная похвала себя за труд. Дети не умеют хвалить себя даже за небольшие достижения. Потому что родители себя никогда не хвалят и не относятся к себе с благодарностью. Начните благодарить себя за то, что вы делаете. Встали утром — подвиг. Себе благодарность. Сделали что-то, хвалите себя!

Награда за каждый этап работы. Например: «Вот этот кусочек работы сделаю и займусь (компьютерной игрой, отдыхом, съем что-то вкусное, и т.д.)«. После этапа работы можно вознаградить себя конфетой, чаем с шоколадкой или горстью вкусных орехов (или 10-минутным просмотром клипа или игрой между этапами работы).

Ещё способ — похвала. И тут возникает подводный камень. Мы не умеем хвалить не только себя, но детей и подростков.

Представьте, что ребёнок принёс вам рисунок. Похвалите его. (Обычно это — «Молодец! Красиво!»)

После такой похвалы ребёнок будет радовать себя рисованием, радоваться своим достижениям или станет радовать ими вас?

Так точно! Будет радовать ими кого угодно, только не себя. Включится в сценарий «Радуй других».

Первая заповедь — детям трудно принимать похвалу в форме оценки. Похвала в форме оценки подростком воспринимается как унижение.

Как похвалить так, чтобы ребёнку хотелось рисовать и получать от рисования радость, а не радовать вас своими рисунками?

Это техника описательной похвалы.

Такая похвала состоит из двух частей: описание и умение.

Сначала описываете, что нарисовано на рисунке.

Например, «Я вижу, ты нарисовал яркое жёлтое солнце, облака, дерево с густой зелёной кроной. Ты чувствуешь цвет и умеешь выражать свои чувства на бумаге!».

Если это собранный портфель, то описательная техника будет такой: «Я вижу, что ты подготовился к завтрашним занятиям. Ты выполнил домашнее задание, собрал учебники. Ты умеешь планировать будущий день!»

Описать даже самое незначительное для вас достижение ребёнка, не оценивая привычно на «хорошо», «отлично» и «молодец», оказывается сложнее, чем вы думаете. Потому что описывать трудно, да и к такому общению вы не привыкли. Однако вам стоит потренироваться, и обязательно выйдете на новый уровень взаимодействия.

Например, вместо — «Какой красивый рисунок! Ты просто настоящий художник!«, вы говорите: «Я вижу небо, белую луну и жёлтые звёзды», и ребёнок уже понимает, что рисовать ночь он умеет.

Или, например, ситуация. На приём пришла девочка с очень сильным чувством вины и стыда, сгрызла все пальцы до крови. В процессе анализа вышла на свет история о том, что девочка нашла кошелёк в школе и отнесла его в учительскую. Мама, узнав об этом, сказала: «Молодец! Ты хорошая, честная девочка!«. А девочка подумала о том, что она вовсе не честная, т.к. вчера на уроке математики она списывала. Ей стало стыдно, возникло чувство вины и самонаказующее поведение.

Как сказать девочке про ситуацию с кошельком, используя технику описательной похвалы? «Учитель сказала мне, что ты нашла кошелёк с деньгами и отнесла его в учительскую. Ты умеешь принимать решения!»

А как похвалить ребёнка, который говорит: «Сегодня я получил пятёрку!«. Хвалим так: «Я вижу, ты очень доволен. Ты так много трудился!».

Как хвалить ребёнка, который сказал: «Я всё сделал!» Говорим: «Ты сосредоточился на работе и не прекращал работать, пока не закончил. Ты умеешь работать!»

Что сказать ребёнку, который писал палочки-крючочки, и не вся строчка идеально написана?

Как вы бы похвалили? Наверное, скажете: «Молодец! В другой раз ты напишешь лучше!»

И вы создали два послания. Ребёнок получил оценку в виде «Молодец!». И работа тут же обесценена — «В другой раз ты напишешь лучше!», слово «молодец» стало не значимым, а как насмешка.

Другого раза не будет. В другой раз он создаст себе новый другой раз, когда он, наверное, напишет лучше, и так до бесконечности.

Как же сказать в технике описательной похвалы?

«Я вижу, ты написал палочки и крючочки. У тебя получилась эта палочка и этот крючочек. Написать так всю строчку трудно, а ты стараешься».

Вместо того чтобы показывать то, что вам не нравится, указывайте на достижения, которые сделал ребёнок. Из всей работы всегда найдётся что-то, на что можно сказать — «у тебя получилось это».

Вместо того, чтобы сказать: «Ну что ты возишься? Ты до сих пор решил три примера? В таком темпе ты до утра не закончишь!». Лучше сказать: «Я вижу, ты сделал больше половины заданий! Три примера ты уже решил, осталось всего два!»

Вместо: «Ну, посмотри на себя! Волосы не причесала! Давай быстрее! Опоздаешь!», сказать: «Я вижу, ты почти оделась. Чистая блузка, юбочка в тон, осталось только причесаться, и ты готова выходить в школу».

Вместо того, чтобы сказать: «Вот ты списал упражнение, опять ошибок наделал! Невнимательный! Смотришь в книгу, видишь фигу!», сказать: «Достаточно исправить несколько ошибок в паре слов, и твоё упражнение будет на хорошую оценку».

Похвала, которая создаёт зависимость от чужого одобрения, выглядит так: «Отлично! Я горжусь тобой!», «Делаешь домашнее задание? Молодец!».

Похвала, которая помогает осознать ребёнку собственные способности и достижения, выглядит так: «Ты настойчиво и упорно трудился. Я думаю, ты гордишься собой!», «Я вижу твоё упорство и ответственный подход к делу, чтобы сесть за домашнее задание».

Описательная похвала — дело трудоёмкое. Но очень благотворно влияет на ребёнка. Это и есть та эмоциональная поддержка, которая помогает ребёнку стать человеком с активной жизненной позицией.

Изобретайте в каждой ситуации фразы описательной похвалы, и вы заметите, как ребёнок станет меняться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *