Ребенок в два года что должен делать ребенок
Многопрофильный центр комплексной коррекции, реабилитации и развития «ДЭМ»
пн-вс с 9:00 до 21:00
г. Санкт-Петербург,
ул. Яблочкова, д. 3, лит. А
Статьи
Что должен уметь ребенок в 2 года?
Развитие ребенка в этом возрасте напрямую зависит от тех усилий и того внимания, которое родители уделяют данному вопросу. Наблюдения за многими детьми показывают, что дети, с которыми интенсивно занимаются (мама, папа, педагоги в детских клубах) имеют более развитые физические, когнитивные и речевые навыки.
Так же более развитыми оказываются дети, у которых есть старшие братья или сестры (есть с кого брать пример).
Давайте подробно разберем все навыки которыми должен овладеть малыш в 2 года.
Что должен уметь ребенок в 2 года?
В возрасте двух лет дети должны:
1. Уметь ориентироваться в пространстве, то есть понимать, что предмет находится:
• в чем-то или за пределами чего-то (мячик в коробке, мишка в другой комнате);
• в помещении или на улице;
2. Уметь характеризовать качество предметов, например:
3. Уметь распознавать части тела, знать и уметь показать:
4. Уметь распознавать:
Некоторые дети могут используя пальчики и считать до 5.
Равитие речи у ребенка в 2 года
В 2-летнем возрасте ребенок начинает при любой возможности сообщать родителям о своих: «люблю и не люблю», «хочу и не хочу». Словарный запас 2-летнего малыша составляет в среднем около 50 слов, хотя некоторые дети способны знать намного больше слов.
К 2 годам ребёнок должен:
• говорить простыми короткими фразами (2-3 слова);
• правильно понимать просьбы родителей;
• исполнять простые поручения, такие как: дай салфетку, принеси мячик, положи на стул, не вставай с кровати.
Физическое развитие ребенка в 2 года
В два года ребёнок должен уметь:
• смело стоять на ножках;
• не спотыкаясь не быстро бегать;
• легко прыгать вверх при помощи двух ног;
• самостоятельно подниматься по лестнице придерживаясь за перила;
• стоять на левой или правой ноге несколько секунд удерживая вес тела;
• перемещаться по кругу и зигзагам;
• левой или правой рукой уверенно держать карандаш;
• аккуратно есть при помощи ложки;
• строить башни из 7-8 блоков;
• играть в мяч (пинать, бросать).
Первые попытки ухаживать за собственным телом
Именно с 2-летнего возраста врачи советуют приучать ребенка к личной гигиене и навыкам ухаживания за собственным телом. С 2 лет дети должны начать учиться пользоваться зубной щеткой и зубной нитью. К двум годам, большинство детей уже имеют 20 молочных зубов, поэтому должны перестать сосать пальцы и засовывать из в рот.
Когнитивное развитие ребенка в 2 года
В 2 года ребёнок должен уметь:
• хорошо понимать речь, рассказы и сказки (разумеется ориентированные на детей данного возраста);
• узнавать знакомые предметы на картинках и называть их;
• складывать простые карточные головоломки (3-4 карточки);
• называть предметы изображённые на картинках;
• считать от 1 до 3 и понимать значение этих цифр;
• уметь на пальчиках показать свой возраст;
• знать, что ребенок мальчик или девочка.
Эмоциональное развитие ребенка в 2 года
К двум годам дети начинают интересоваться другими детьми и пытаются наладить контакт с ними. Дети Малыши становятся более разговорчивыми, активными и коммуникабельными, пытаются играть в простые детские игры с другими детьми, начинают понимать и принимать правила. В возрасте 2 лет крайне важно помогать ребёнку в расширении контактов, чаще хвалить, помогать ему в общении со сверстниками. Если родители будут помогать ребёнку осваивать новые навыки общения, ребенок легче войдет в детский коллектив, будет легко контактировать с детьми, легко оставаться без родителей в деткой комнате с няней или воспитателем. С 2 летнего возраста ребенка следует приучать к распорядку дня. Помогать ему спокойно справляться с новыми ощущениями, вводить в круг семьи новые знакомства (друзей ребенка).
Развитие мелкой моторики у ребенка в 2 года
В 2 года ребенок должен уметь:
• брать в руки цветные карандаши и рисовать различные каракули;
• брать в руки детские безопасные ножницы и пытаться ими резать бумагу;
• брать крупные бусинки и нанизывать их на толстую нить (бусины должны быть крупными, чтобы ребенок не смог положить их в рот);
• застёгивать и расстёгивать молнию;
• наливать воду в пластмассовую кружку и выливать ее в тазик;
• строить из мокрого песка палочки различных форм и размеров;
• брать в руки различные по форме предметы и вставлять их в подходящие отверстия;
• пытаться застегивать и расстёгивать пуговицы.
Тест: «Уровень развития ребенка 2 лет»
Перед тем как приступить к тесту, убедитесь, что ваш ребенок не устал, не голоден и прибывает в хорошем расположении духа. Если малыш не хочет сейчас играть и отвечать на вопросы, не заставляйте, дождитесь другого момента. Весь процесс тестирования должен проходить в игре с позитивным настроем. Помните, что все детки индивидуальны, а результаты теста носят лишь рекомендательный характер.
1. Строим башню из кубиков
Для прохождения подобного рода теста вам понадобятся кубики (сторона около 8-10 см). Предложите малышу с ними поиграть. Начните с ребенком строить башню, предварительно показав как нужно правильно складывать один кубик на другой. Постепенно дайте возможность ребенку самостоятельно приступить к постройке башни. Ваш малыш уже не должен засовывать их в рот и бросать на пол, он должен в точности выполнить поставленную перед ним задачу. В идеале двухлетний ребенок должен самостоятельно строить башни и даже поезда из кубиков.
2. Тестируем при помощи простых геометрических фигур
Заранее подготовьте доску, которая будет иметь прорези для геометрических фигур. Основные фигуры: овал, круг, четырехугольник, треугольник, ромб и квадрат. На доске каждой фигуре должен соответствовать определенный контур. Такую доску нетрудно и самим изготовить. А можно купить подобную развивающую игрушку в магазине. Начинать тест стоит с самого простого задания. Покажите малышу фигуры, взяв каждую с соответствующего ей контура, пускай он их потрогает. Начните с круга, предложив ребенку положить его на место, чтобы доска стала гладкой. Если он начнет делать неправильно, то покажите ему, что положив круг не на свое место, доска стала неровная. Попросите его исправить это. Если в следующий раз он справится с задачей, то попросите еще раз выполнить задание. Обязательно хвалите ребенка. Не переживайте, если с остальными фигурами малыш не всегда справляется, через пару дней занятий все получится. В два года ребенок должен уметь вкладывать уже абсолютно все фигуры.
3. Используем любую пирамидку
4. Простые тесты с предметами повседневного быта
Двухгодовалые малыши уже могут не только пользоваться многими предметами быта. В этом возрасте дети уже должны уметь пользоваться ложкой и пить из кружки, а также вставлять ключ в замок, кормить и баюкать игрушки. Также постарайтесь научить ребенка надевать носки, штаны и обувь. К двум годам он должен это уметь делать самостоятельно (купить детскую одежду интернет магазин).
5. Развитие двигательной сферы двухгодовалых детей
Малыши в возрасте двух лет полностью овладевают своим телом. Они уже влезают на стулья, могут перешагивать через препятствия и, нагнувшись, поднимают игрушки с пола.
Двухлетние дети должны уметь рисовать круглые (почти круглые) и вертикальные линии, давайте ему побольше рисовать его «каляки-маляки».
6. Оцениваем детскую память
Ваш ребенок уже может запомнить как минимум четыре последовательных простых действия, вам стоит только несколько раз попросить их выполнить. Например, взять ручку, подойти к столу, нарисовать рисунок и принести его вам. То есть он должен без ваших подсказок все эти действия согласно вашей последовательности выполнить.
7. Проверяем запас слов малыша
Поставьте перед ребенком примерно пять самых простых предметов: соску, мячик, игрушку, яблоко, ботинок. Попросите его перечислить все, что он видит. Ваш малыш должен будет, как минимум два предмета назвать правильно.
8. Проверьте, узнает ли ребенок изображения по их названию.
Для этого покажите малышу картинки с изображением знакомых ему животных и спросите про каждого, где оно (корова, лошадь и т.д.) Он должен будет пальцем вам указывать правильные ответы.
Если ваш малыш с большим количеством данных тестов не справился, то поработайте над заданиями совместно и повторите тест через пару недель. Играйте в игры, развивающие мелкую моторику.
Ребенку два года: советы нейропсихолога
Статья нейропсихолога нашего Центра Сальниковой Ирины Анатольевны в журнале «Медработник ДОУ» (7, 2015) на тему «Ребенку два года: советы нейропсихолога».
Когда ребенку исполняется два года, наступает важный период в жизни семьи. Ваш малыш стал «взрослым», у него появилось свое мнение, он уже многое умеет и очень любознателен, т.е. активно стремится к познанию окружающего мира. А это требует большого терпения и внимания родителей.
Как правило, в этот период, следуя за активностью ребенка, родители начинают усиленно развивать его познавательные навыки (логическое мышление, память, речь), посещая различные развивающие занятия или проводя занятия дома. Однако надо помнить: всему свое время и важно не перестараться, а то верной окажется пословица «Поспешишь — людей насмешишь». Например, малыш уже знает многие буквы, а есть самостоятельно ложкой или одеваться не умеет. Ребенок развивается поэтапно, и каждый период в развитии очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые он может приобрести в том или ином возрасте. Также следует отметить, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем, ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому, уважаемые родители, не переживайте, если в данный момент ваш малыш чего-то не умеет, ведь только с помощью взрослых, т.е. вас, он учится.
Моторное развитие включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте на первый план выступают координация и согласованность движений ребенка, т.е. чем лучше малыш может контролировать и управлять своим телом, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые виды деятельности.
К двум годам ребенок:
Основная задача на данном этапе — продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Иначе говоря, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.
В два года можно предложить следующие игры и задания.
По-прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, сортеры и многие другие игры — все зависит от вашей фантазии и возможностей.
Познавательное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). В этом возрасте ведущим психическим процессом служит речь, которая в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Вспомните, как ваш малыш интересуется названиями тех или иных предметов, пытается повторять за вами различные слова и действия — так он познает окружающий мир и его особенности. Психологи называют период от полутора до трех лет сензитивным, т.е. чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.
В два года малыш, как правило, может:
В целом, в этом возрасте важно много разговаривать с ребенком, рассказывая и показывая различные свойства предметов, поскольку только при помощи взрослого ребенок может освоить вышеперечисленные навыки. Однако следует помнить, что ведущей деятельностью маленького ребенка является игра, поэтому все развивающие занятия должны проходить в свободной игровой форме.
Понаблюдайте, что интересно вашему малышу сейчас: хочет он порисовать или поиграть в машинки, куклы и, следуя его интересам, включайтесь в игру, например, покажите ему красный кубик и предложите построить башню только из красных кубиков и т.д.
Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:
Социальное развитие включает в себя умения и навыки ребенка общаться с другими людьми (взрослыми, сверстниками). В два года социальные контакты малыша обогащаются на основе продолжающегося познавательного развития и ознакомления с окружающим.
Итак, к двум годам ребенок:
В этом возрасте важно:
Таким образом, к двум годам малыш многое умеет и начинает проявлять самостоятельность, но еще очень привязан к родителям, следовательно, для гармоничного развития ему необходимы внимание, одобрение и забота родителей даже в процессе обучения. Поэтому в процессе развития, обучения и воспитания ребенка важно придерживаться следующих принципов:
И только потом приступаем к изучению другого цвета и т.д.
Итак, в два года ребенок развивается везде и всегда, можно даже сказать круглосуточно, поэтому очень многое зависит от вашей фантазии и желания уделять время, и тогда все у вашего малыша будет получаться.
Ребенок в два года что должен делать ребенок
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития.
Статья:
В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития. Зная особенности конкретного возраста, родители смогут более точно понять потребности своего чада, помочь ему освоить необходимые навыки, обеспечить для этого нужные условия. В возрасте 2-3 лет перечень возрастных особенностей детей уже достаточно широк, как и открывающиеся перед ними горизонты.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
На рубеже 2-3 лет есть два основных момента развития крохи, которым стоит уделить отдельное внимание: начало сепарации и период «почемучки». Именно эти отличительные особенности в большей степени влияют на дальнейшее развитие малыша: физическое, умственное, эмоциональное. От правильного поведения родителей будет зависеть, как пройдет этот период: в «атомных войнах» или «мире и согласии».
Кто такой «почемучка», родители двухлетних малышей знают не понаслышке. Тысячи вопросов с утра до вечера в этот период – обычное дело: ребенок начинает активно познавать окружающий мир, его закономерности, взаимодействие объектов, устройство предметов, способы коммуникации.
А вот о сепарации слышали не все родители. Однако большинство из них наверняка уже столкнулось с безапелляционными детскими заявлениями «не хочу — не буду» и «я сам». Сепарация – это процесс разделения в сознании малыша его и родителей. Это касается личного пространства, желаний, демонстрации собственных достижений, самостоятельности как таковой. Малышу сейчас важно доказать взрослым в семье, что его слово или желание имеет вес, с его мнением старшим нужно считаться, а его умениями можно гордиться.
Он начинает осознавать себя как личность, соотносит себя с «я». Поэтому старается понять и раздвинуть границы «своей территории», утвердиться. Отсюда бесконечные капризы, отказы, требования, которых ранее не наблюдалось.
Этот период – один из самых напряженных. Но он означает, что малыш развивается правильно, очередной этап наступил вовремя. Закончиться он должен утверждением равенства в общении между взрослыми и ребенком.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИ СЕПАРАЦИИ
Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что все в мире предназначено и происходит только для них. Все, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики. Сейчас очень важно донести до малыша социально разумные рамки проявления своего недовольства. Прекрасно помогут в этом «сказки-воспиталки». Если на конкретный случай сказки не найдется, ее можно сочинить.
Стараясь установить собственную независимость, ребенок пытается манипулировать родителями: появляются неожиданные требования помочь ему сделать то, что он вполне может выполнить сам. Здесь важно дать понять ребенку, что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его за самостоятельность.
В детском коллективе малыши взаимодействуют пока плохо: играют не вместе, а рядом. Но потребность в общении со сверстниками высока. Поэтому важно провоцировать детей на совместные действия. При этом взрослые должны наблюдать, не стремится ли их кроха стать авторитарным лидером, которому принадлежит и подчиняется все вокруг. Его лидерские задатки нужно направлять в правильное русло, помогая развивать навыки коммуникации не силовыми способами, а конструктивным общением.
Помните, что малыш в этот период активно перенимает стиль общения и поведения окружающих его взрослых. Избегайте агрессии, учите его диалогу с окружающими, учите следовать установленным в конкретном социуме правилам (распорядок в детском саду, поведение в коллективе).
СКВОЗЬ ПРИЗМУ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Период с 2 до 3 лет – настоящий бум развития познавательной активности. Поэтому бесконечные вопросы малыша должны всегда удовлетворяться полными ответами, построенными таким образом, чтобы малышу было легко их понять.
В этом возрасте ребенок стремится познать суть вещей, но еще не знает разницы между живым и неживым – разбираясь в том, как что устроено, он может «разобрать» не только машинку или конструктор, но и жука или бабочку. Важно объяснять ему, что они – живые, что им больно и поступать с ними таким образом нельзя.
Ребенок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность все, что его окружает.
Отвечая на многочисленные вопросы, родители побуждают кроху к активному развитию речи: учат давать развернутые ответы, расширяют словарный и понятийный запас.
Благодаря развитию познавательной деятельности в 2-3 года малыш в состоянии понимать и различать следующие понятия:
Дети в этом возрасте соотносят предмет и действие, им совершаемое (машина едет, чайник кипятит, птица летит, цветок пахнет); персонаж и звуки (коровка мычит, воробышек чирикает). А также понимают смысл некоторых профессий (доктор лечит, повар готовит, почтальон разносит газеты и письма).
Все эти навыки нужно использовать для развития памяти малыша:
К 3 годам в лексиконе ребенка может быть от 400 до 1500 слов.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Ребенок 2 лет уже совсем не такой беспомощный, каким он был всего лишь год назад. Сейчас он уже умеет (или почти умеет) довольно много:
В этот же период малыш учится кататься на трех- или четырехколесном велосипеде.
Начало сепарации приводит к тому, что ребенок начинает активно осваивать новые навыки, доказывая родителям, что может сделать это сам:
Не факт, что у него все получится с первого и даже десятого раза, но он упорно будет добиваться своего, и в этом родители должны ему помогать, поддерживать кроху, хвалить за его самостоятельность и умения, которые он с таким прилежанием им демонстрирует. Все это будет способствовать тому, что ребенок начнет доверять родителям, и из конкурентов они превратятся в его союзников, которым он с удовольствием будет помогать – по просьбе или собственной инициативе. Например, он сможет:
К тому же, развитие этих навыков способствует оттачиванию мелкой моторики. А это, как известно, прямое влияние на развитие речи.
ИНТЕЛЛЕКТ, ЛОГИКА, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ
Сейчас юный исследователь способен к некоторому анализу. К примеру, он обдумывает действие, прежде чем его совершить. Скажем, чтобы достать вазу с конфетами с высокой полки, подумает и принесет стул.
Он понимает, к какому результату приведет то или иное действие (если дотронуться до горячей кастрюли – будет больно, если кинуть мяч в стену – он отскочит, если стать за край кровати – упадешь). Малыш становится более внимательным, наблюдательным (отсюда и появляется большинство его «почему»).
В этом возрасте ребенку сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, но он должен уметь концентрироваться на заинтересовавшем предмете или явлении не менее 15 минут.
Память и логическое мышление уже достигли определенного уровня, ребенок превратился в исследователя и конструктора. Он уже умеет:
Если ребенок в 2,5 года пользуется для рассказа односложными предложениями, провоцируйте его на развернутые ответы наводящими вопросами и просите затем собрать все ответы в один полный. Показывайте пример, если малыш не смог сделать это с первого раза.
ИНТЕРЕСЫ, ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО
Юный исследователь, мыслитель и конструктор постоянно проявляет все новые интересы. Интересно ему все:
Возраст 2-3 лет – это пора активного развития творческих способностей. Малышу крайне интересно становится самовыражаться в самых разных сферах, таких как конструирование, рисование, лепку, сочинение невероятных историй, собирание мозаик и т. д.
В этот период важно обеспечить ребенку простор для творчества. Рисовать можно карандашами, красками (в том числе – пальчиковыми), мыльной пеной, пальчиками по муке или песку. Лепить – из пластилина, глины, теста. Важную роль для тактильного развития играет работа с песком. Собирать и строить можно конструкторы («Лего»), мозаики, пазлы, пирамиды, кубики. При этом самые невероятные конструкции должны с восторгом приниматься взрослыми как проявление взрослости их чада. Это придаст малышу уверенности.
Постарайтесь стать союзником малыша в его творчестве, компаньоном в подобных играх. Это поможет минимизировать противостояние, даст малышу уверенность в вашей любви и гордости им, позволит чувствовать себя защищенным.
Таковы основные возрастные особенности детей 2-3 лет. Да, с малышом в этот период непросто: его словно подменили. Но взрослые должны понять главное: крохе не легче. Его поведение – это не простые капризы, а важный отрезок на пути развития, пройти который должны помочь именно родители. Малышу надо выйти из этого этапа с новым ценным багажом: принятием равноправных в коммуникации взрослых, навыками социализации, множеством новых умений. А главное – с чувством того, что его любят не за его поступки, а потому, что он есть, с ощущением, что у него есть надежная защита, стабильность и самостоятельность. Какими бы понятиями для себя он это ни называл.
Что должен уметь ребёнок делать и сколько слов говорить в 2 года?
К 2 годам из беззащитного крохи ребёнок превращается в шустрого непоседу. Малыш бегает, энергично ползает и даже немного разговаривает, активно изучает мир вокруг. Задача родителей помочь ему в этом, оградив от опасностей. Для этого необходимо знать, что должен уметь ребёнок в 2 года и на что нужно обратить особое внимание.
Содержание:
Физическое развитие
Родители могут волноваться, если ребёнок слишком худой или, наоборот, имеет лишний вес, однако, главное, чтобы он продолжал расти стабильными темпами.
В 2 года помимо роста, вы заметите ещё и явные изменения во внешности малыша. Пропорции тела начинают меняться. Мышцы у детей становятся окрепшими и, если раньше у крохи был округлый пухлый животик и короткие ручки, то теперь по строению тела он больше становится похож на дошкольника, чем на младенца.
Физические навыки и движение
В этом возрасте дети умеют бегать и уже заметно меньше падают.
В 2 года ребёнок может:
Будьте рядом, пока ваш кроха исследует мир. Это позволит ребёнку чувствовать себя в безопасности. Благодаря вашей поддержке сейчас, в будущем он сможет с уверенностью начинать что-то новое.
Безопасность
Когда ваш малыш настолько активен, неплохо подумать об его безопасности в доме. Проверьте о всех ли пунктах вы позаботились:
Для безопасности самых маленьких непосед можно использовать GPS-часы. Подключив их к приложению «Где мои дети», вы всегда будете спокойны за своего ребёнка. Наличие гео-трекера и функция Звук вокруг подскажут вам, как дела у крохи, если вы ненадолго оставили его с няней или если малыш начал ходить в ясли.
Мелкая моторика
Двухлетки уже с удовольствием играют с мелкими предметами. Это помогает развитию мелкой моторики.
Во время игр и занятий с мелкими предметами не оставляйте малыша одного – он может проглотить их или засунуть в ноздрю или ухо.
Вес и рост
На втором году жизни рост и набор веса заметно замедляются. Причём мальчики в среднем на 0,8-1 кг тяжелее девочек и незначительно выше.
Сравнивая показатели своего ребёнка с общепринятыми, важно помнить: все дети разные. Как правило, при небольшом отклонении от нормы паниковать не стоит. Тем более, что во время визитов к педиатру, доктор по-прежнему продолжает каждый раз измерять вес и рост крохи.
Проанализируйте рост и вес своего малыша:
Показатели девочек в 2 года | Показатели мальчиков в 2 года | ||||||
Вес (кг) | Рост (см) |
⠀
Хотя мальчики, как правило, крупнее девочек, такие важные параметры, как окружность груди и головы пока ещё не сильно отличаются. В среднем в 2 года у мальчика окружность головы должна быть около 47,5 см, а обхват грудной клетки – 48,5 см. У девочек норма окружности головы 46,5 см, груди – 48,5 см.
Органы чувств
В 2 года малыш обращает внимание на всё вокруг. Ребёнка интересуют яркие цвета и различные текстуры. Он уже умеет различать предметы по форме, размеру и цвету. Органы чувств помогают ему познавать мир.
Зрение
На данном этапе развития главную информацию дети получают через зрение. В 2 года они различают основные цвета, а с 2 до 3 лет начинают видеть бледные и пастельные оттенки. При этом им ещё трудно координировать зрительную систему. Например, упустив из виду маму в толпе, ребёнок не сможет быстро её найти.
Развивайте наблюдательность у своего ребёнка — это улучшит его фантазию и воображение. И не забудьте о плановом посещении детского офтальмолога в 2 года.
Осязание
Тактильное восприятие сейчас очень важно для малыша. Осязание помогает ему различать мягкие и твёрдые предметы, горячее и холодное, а также разнообразные текстуры (шероховатые, ребристые, мягкие, бархатные и пр.)
Дети в 2 года уже прекрасно понимают интонацию, с которой говорит взрослый. Также малыши сразу воспринимают на слух знакомые песенки или стишки.
Громкие звуки малышу неприятны. Старайтесь не перегружать ими психику ребёнка. Если такое случилось, дайте ему отдохнуть в тишине.
Обоняние и вкус
По-прежнему в 2 года дети часто исследуют предметы, помещая их в рот. При этом ребёнок уже способен различать сладкое от солёного, кислое от горького. Также кроха успешно запоминает характерный вкус того или иного продукта, память о котором сохранится на долгое время. Это окажет влияние на формирование в будущем вкусовых предпочтений малыша.
Старайтесь кормить ребёнка разнообразно. Чем раньше он научится распознавать вкусы, тем лучше для развития его сенсорной системы.
Речь: сколько слов должен говорить ребёнок в 2 года?
В 2 года малыши могут использовать короткие предложения: ребёнку уже проще сказать, чего он хочет. Скоро он научится и сможет использовать много новых слов, и вам станет легче понимать его во время разговора. На данный момент ребёнок:
Что делать, если ребёнок так и не начал говорить в 2 года?
При явных проблемах с речью, прежде всего, необходимо обратиться к педиатру и детскому неврологу. Исходя из анамнеза, врач сможет предположить возможные причины задержки речи: от проблем со слухом до нарушений развития. При необходимости специалист направит юного пациента к узким специалистам.
Варианты лечения речевого развития малышей зависят от причины задержки речи и её степени тяжести. Когда явные нарушения не обнаружены, лучше подождать немного и обратиться к нейропсихологу и логопеду. Как правило, ближе к 3 годам дети без сильных нарушений и при должном лечении начинают говорить и вскоре догоняют своих сверстников.
Эмоции и социальные навыки
Эмоциональное развитие на этом этапе развития играет большую роль. Малыш испытывает множество эмоций, которые стремительно меняются, учится владеть ими. Вместе с тем кроха узнаёт и о чувствах других людей. Родителям необходимо помочь ему различать свои чувства и правильно их выражать.
Например, вспышки гнева, смущение, разочарование – это нормально. Зачастую дети не знают, как выражать такие яркие эмоции. Этому ребёнок учится у родителей, даже если они не заостряют на этом внимание. Малыш в этом возрасте умело считывает со взрослых всю необходимую ему информацию.
Также в этом возрасте ребёнок «нащупывает» точки дозволенного: наблюдает, как его поведение влияет на маму с папой.
Для двухлетнего ребёнка норма, если он:
Познание и мышление
Возраст с 2 до 3 лет – тот самый этап, когда ваш малыш буквально ежедневно овладевает новыми навыками.
Когнитивное развитие
Всё, чему дети научились к 2 годам, развивает их мышление. Ребёнок начинает понимать такие понятия, как время и противоположности – например, большой/маленький, день/ночь.
Что должен уметь ребёнок в этом возрасте:
Создавайте для малыша небольшие задачи по развитию мелкой моторики, например, просите его перевернуть страницу книги.
Бытовые навыки
Примерно в это время дети стремятся делать всё самостоятельно. Так, малыш с радостью помоет ручки сам, потрёт себя мочалкой в ванной и даже наденет простые предметы одежды.
Факт: ребёнку в 2 года легче снять одежду, чем надеть её.
Не бойтесь за чистоту на кухне – дайте малышу ложку во время еды. 2 года – самое время научиться есть самостоятельно, пока малыш делает это с охотой. Если вы упустите момент, в будущем, вероятно, вам придётся ещё долго кормить ребёнка с ложки самим.
Поскольку в этом возрасте юному исследователю интересно буквально всё, пользуйтесь этим, чтобы развить у ребёнка уверенность делать что-то самостоятельно. Разрешайте ему помочь вымыть тарелки, протереть пыль или подмести пол. Особое место в жизни детей в этот период занимает пылесос. Позвольте крохе собрать крупный мусор с пола самому с помощью электрического «друга». А чтобы слишком громкий звук не пугал малыша, убавьте мощность на пылесосе. Ребёнок будет очень горд, если станет вашим помощником.
Приучение к горшку
Понаблюдайте за ребёнком – возможно, он уже готов пользоваться горшком. Ниже список некоторых признаков. Обратите внимание, если ребёнок:
Ни в коем случае не давите на ребёнка, приучая к горшку. Это одна из самых сложных вещей для малыша.
И очень важно, чтобы с этой темой у него не было негативных воспоминаний. Если вы начнёте требовать от малыша пользоваться горшком слишком рано, ему может потребоваться больше времени, чтобы овладеть этим навыком.
И ещё один совет: горшок горшку рознь. Выбирайте столь важный предмет вместе с ребёнком. Одним нравятся музыкальные горшки, другим – с мультяшными героями, третьим – с крышкой, как у унитаза.
Режим сна и питания в 2 года
Как правило, в первые полгода-год жизни график сна и бодрствования ребёнка не слишком разнообразен. Но к двум годам всё резко меняется. Вот примерный режим дня малыша:
Время | Действия |
7:00 | Подъём, гигиенические процедуры |
8:00 – 10:00 | Прогулка, игры |
10:00 | Ланч |
10:30-12:30 | Прогулка, игры |
12:30-13:00 | Обед |
13:00 | Дневной сон |
15:00 | Подъём |
15:30 | Полдник |
16:00-19:00 | Прогулка, игры |
19:00 | Ужин |
19.30 | Подготовка ко сну (ванная, чтение книг, массаж) |
20:00/21:00 | Сон |
Не зацикливайтесь на количестве и не превращайте приём пищи в войну. Учитывайте, что аппетит крохи замедляется по мере замедления роста, и могут быть случаи, когда ваш ребёнок не очень заинтересован в еде.
Питание
К двум годам у детей уже около 16-18 зубов и они умеют хорошо жевать.
Двухлетка умеет:
На втором году жизни малыши учатся самостоятельно есть и переходят на трёхразовое питание и продукты с общего стола. Малыши с удовольствием пробуют новые вкусы и текстуры. Ниже приведено примерное меню:
Не зацикливайтесь на количестве и не превращайте приём пищи в войну. Учитывайте, что аппетит крохи замедляется по мере замедления роста, и могут быть случаи, когда ваш ребёнок не очень заинтересован в еде.
Ежедневно малышам необходимо 11-14 часов сна. Как правило, это 10-12-часовой сон ночью и пара часов сна днём.
Дети быстро развиваются, и в этом возрасте их сон сильно меняется. Например, может показаться, что малышам трудно засыпать или спать всю ночь. Кроме того, в 2 года ребёнок начинает проверять свою независимость, поэтому уложить его спать может стать на некоторое время проблемой.
Совет. Как только вы заметите первые признаки усталости малыша, постарайтесь сразу уложить его спать до того, как вялость и отсутствие сил не превратятся в истерику. Следует избегать шумных игр и ярких эмоций перед сном.
Придерживайтесь твёрдого распорядка дня. Режим может стать хорошим подспорьем в решении многих проблем с детским сном. Создавайте свои ритуалы перед отходом к ночному отдыху. Это может быть, например, тёплая ванна, массаж и чтение книг. Со временем у крохи выработается привычка, что после определённых действий, он ложится спать.
Если дневной сон вашего малыша продлится слишком долго или начнётся слишком поздно, он может быть не готов ко сну до поздней ночи.
Некоторым малышам нравится просыпаться в 5:30 или 6:00. По всей видимости, у вас родился жаворонок и с этим ничего не поделаешь. Укладывать малыша спать поздно вечером в надежде, что утром он встанет не слишком рано, обычно не помогает. Ребёнок может проснуться рано, а затем нервничать весь день из-за недостатка сна.
Тревожные признаки для родителей
Каждый ребёнок развивается в своём темпе и точно сказать, когда он овладеет тем или иным навыком, невозможно. Конечно, есть основные этапы развития, и если по мере взросления малыш их не достиг, стоит обсудить это со своим педиатром. Обратитесь к специалисту, если вы заметили у крохи в два года следующие проблемы, которые свидетельствуют о задержке развития:
Что бы ни случилось, никогда не трясите малыша. Это может вызвать кровотечение внутри мозга и, вероятно, необратимые последствия.
Как помочь двухлетнему ребёнку развиваться? Советы и методы
Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию малыша в этом возрасте:
Когда малыш осваивает то или иной навык, обязательно похвалите его. А в дальнейшем помогайте ему закрепить новые знания: побуждайте ребёнка делать то, чему он научился.
Игра в 2 года очень и очень важна. С помощью игры ребёнок познаёт окружающий мир, учится взаимодействовать с другими.
Малышу можно предложить обучающие игры, которые помогут развить основные навыки:
Переодевание
Соберите кукол или мягкие игрушки на улицу/в гости/в кровать. Предложите ребёнку самому одеться и раздеться. Помимо полезного навыка, такая игра поможет малышу преодолеть трудности с одеждой. Например, если он не любит носить шапку, поиграйте «в зиму», предложите крохе утеплить своих кукол или зверей, попутно объясняя, что в холодное время года без шапки не обойтись.
Чаепитие
В 2 года позитивно к такой игре отнесутся и девочки, и мальчики. Устройте на игрушечном столе настоящий пир для игрушек. Ребёнок научится раскладывать еду, закрепит в памяти название посуды. Кроме того, игрушечное чаепитие подготовит кроху к детскому саду: он будет знать что нужно есть из своей тарелки, сидеть за столом во время еды и даже пользоваться салфеткой при необходимости.
Рисование пальцами/кистью
Такое времяпрепровождение, безусловно, крайне полезно для развития мелкой моторики и фантазии малыша. К тому же умение держать в руке кисть не помешает в преддверии детского сада. Не забудьте сохранить первые творения вашего ребёнка на память.
Все малыши в этом возрасте страстно любят интересные истории. Расскажите своему ребёнку забавные факты из его биографии, вспомните, какие-то моменты из своего детства, которые заинтересуют кроху, читайте книжки, разглядывайте картинки и фантазируйте вместе.
2 года — возраст активного познания ребёнком мира. Он уже научился владеть своим телом, очень активен, учится мыслить и осваивает речь. В это время важно относиться к малышу, как к личности — уважать его желания и потребности. Помогите ребёнку правильно и гармонично развиваться, позаботьтесь об его физическом и психоэмоциональном здоровье. И не забывайте про себя — счастливые дети бывают только у счастливых родителей!