Речевая ситуация учитывай с кем почему для чего ты общаешься

Риторика
4 класс

Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

– Чем устное общение отличается от письменного? (В устном общении участвуют, кроме слов, и несловесные средства: жесты, мимика и т.д. Устная речь – речь звучащая, произносимая, говоримая. Письменное общение выручает нас, когда мы далеко друг от друга (и нет телефона), когда нужно зафиксировать надолго (для себя) свои размышления, интересные яркие высказывания, вычитанные у мудрецов, и т.д. При письменном общении используются разные знаки в нашем языке – буквы, цифры, символы. Письменный текст можно много раз редактировать, а устный текст – нельзя.)

– Однако к устной речи можно подготовиться, если есть время. Какие приёмы подготовки вы знаете?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3 . В ыявлять сущность, особенности объектов.

4. Н а основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II . Развитие умений. Применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Ученики озаглавливают рисунки:

Письменное общение. Устное общение.

Задание не затрудняет, как правило, учеников. Поэтому для сильных учеников может быть предложено дополнительное задание:

Как вы понимаете такую-то пословицу (3, 5, 7 и др.)? Какую из этих пословиц вы хотели бы запомнить и записать в тетрадь на страницу «Пословицы и крылатые слова о речи» (каждое изречение с новой строки, в столбик)? Кто больше соберёт пословиц за год?

И он общается с автором. Он размышляет над тем, что написал автор, хочет понять его.

У Риторика даже возникают вопросы к автору, на которые он не всегда находит ответы в тексте.

Нередко читатели пишут автору и спрашивают, почему такой-то герой остаётся жив, а другой, напротив, погибает; иногда замечают неточности в описании знакомой местности и т.д.

Во время чтения читатели также взаимодействуют с героями книг.

Читатели возражают им или соглашаются с ними – в том, как эти герои думают, говорят, поступают.

Риторик общается с автором книги и её героями.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

«Пять вещей должны все знать»

Лишь пять вещей должны все знать,

И вам язык – не враг.

(Эпиграф. Записывается заранее на доске.)

– Помните ли вы эти стихи? Кто мог бы прочитать их, не глядя на доску?

– Что же это за «пять вещей» мы должны знать, чтоб язык наш не стал врагом?

– Да, вы правы, мы должны знать первое: с кем мы говорим (или кого мы слушаем), второе: что, о ком мы скажем, третье, четвёртое, пятое – где, когда и как мы скажем – то есть мы должны ориентироваться в речевой ситуации.

– Речевую ситуацию авторы учебника изобразили в виде большого треугольника. Сколько в нём вопросов – пять или больше? (8 вопросов.)

– Какие же вопросы добавились? (Как? Почему? Зачем?)

– Почему? По какой причине? Это важные вопросы треугольника.

– Потому что просто так люди не общаются. Например, что-то случилось – надо поделиться новостью – это задача собеседника.

– Случился пожар. Надо выяснить причину, сообщить об этом пожарным, позвать кого-нибудь на помощь.

– Попробуем ответить на все эти вопросы, поставленные в задании. Первый: какие из этих вопросов самые важные?

Кто? Кому? – потому что без коммуникантов нет общения.

– И ещё. Что? – потому что те, кто общается, что-то обязательно сообщают друг другу, запрашивают информацию, отвечают, выражают сочувствие, поддержку, возражают. Без этого тоже общения не бывает.

– И как? очень важно. Иностранец обращается ко мне, но я не могу ответить, потому что не знаю его языка.

– А мне кажется, самое главное – зачем я собираюсь говорить, какова моя речевая задача: похвалить за что-то, попросить о чём-то, вежливо отказать и т.д.

– Итак, получается, что все эти части (компоненты) речевой ситуации важны и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план.

Например, место общения ( где? ). Если мне надо что-то попросить у соседа в библиотеке (или в классе), я буду говорить очень тихо, шёпотом. И совсем по-другому я буду говорить, если мне поручили выступить с докладом в классе.

Лектор не учёл размеры аудитории, особенности, где он выступает.

Четвероклассник говорит слишком громко, так как не учитывает, что ребёнок уже может спать.

Подросток не учитывает, к кому он обращается.

Школьница не учла, что цель поздравления – сделать приятное.

Делаем вывод: чтобы общение было успешным, удачным, важно учитывать, с кем, что, для чего, где, когда и как ты общаешься, то есть важно ориентироваться в речевой ситуации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3 . Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

– Что мы вспоминали на уроке? Что нового для себя ты узнал?

IV . Домашнее задание.

Задания 12–13; знать, как, с каким ударением произносится слово «звонить».

Источник

Урок русского языка по теме «Речевая ситуация и ее компоненты». 10-й класс

Класс: 10

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, возможность работы с программой для создания компьютерных пазлов.

1. Организационный момент.

Цели ученика: определить цель своей работы на уроке, познакомиться с требованиями к уровню подготовки.

Цели учителя: подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, создать комфортную обстановку.

Учитель обращается к ученикам со вступительным словом. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, помогают формулировать цели урока.

Учитель произносит приветственное слов и завершает его вопросами: “А как вы считаете, что же необходимо, чтобы быть счастливым и успешным? А что помогает нам обеспечивать понимание?

Тема нашего сегодняшнего урока – “Речевая ситуация и ее компоненты”. (слайд)

2. Опрос учащихся по заданному материалу.

Цели для ученика: определить уровень своих знаний по теме “Стили речи”

Цели для учителя: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Учитель формулирует задания для учащихся, проверяет выполнение работы с привлечением учащихся. Учащиеся собирают разрезанную таблицу.

Учитель: Что вы помните о стилях речи. Это должно помочь нам в изучении темы. Какие стили речи вам известны? (После того, как все стили речи названы, открывается слайд с их перечислением). На столах у каждой группы разрезанная таблица (Приложение 1). Соберите эту таблицу, выстроив в одну строку признаки одного функционального стиля речи. По одному человеку от каждой группы идут выполнять подобную работу на доске. (Два человека работают с подобной таблицей на магнитной доске, два человека собирают компьютерные пазлы с помощью интерактивной доски.) На выполнение работы две минуты.

Проверка выполнения работы: сначала проверяются учащиеся у доски, они получают оценки (правильно составленная таблица оценивается на “отлично”, если есть недочеты в одной-двух строках – “хорошо”). Группы сообщают учителю о правильности или неправильности выполнения работы, вносят коррективы. Если учащиеся у доски допускают ошибки, учитель предлагает другим учащимся помочь им в выполнении работы.

3. Изучение нового материала.

Цели для ученика: иметь представление о сути понятия речевая ситуация, ее компонентах.

Цели для учителя: дать учащимся конкретное представление об изучаемом понятии, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, на основе приобретаемых знаний формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции.

Метод: эвристическая беседа, составление и дополнение кластера.

Учитель: Посмотрите еще раз на нашу таблицу. Три колонки из нашей таблицы и определяют содержание речевой ситуации. Как вы думаете, какие? Да, наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем мы говорим и зачем мы это делаем, т.е. от речевой ситуации. В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи, потому что меняется наша цель. В терминах лингвистики речевую ситуацию определяют как сложный комплекс внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, находящих выражение в каком-либо высказывании. (слайд) Запишите это определение в тетрадь.

А теперь работая в группах, попробуйте определить признаки речевой ситуации. Для этого составьте кластер на тех листах, которые у вас в группах имеются. Каждая группа работает своим фломастером. На выполнение работы 3 минуты. Передайте свой лист другой группе. Внесите в него, если это необходимо, дополнения. Работаем по часовой стрелке, пока листы командам не вернутся. Вы видите все дополнения, которые внесли ваши товарищи. А теперь сравним с тем, что предлагают лингвисты.

Дополните свои кластеры.

4. Закрепление учебного материала.

Цели для учащихся: применить полученные знания при анализе текстов, создании своих высказываний.

Цели для учителя: формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций учащихся.

Учитель предлагает учащимся проанализировать тексты, создать свое высказывание. Учащиеся анализируют тексты, создают свое высказывание.

А теперь поработаем с текстами. Каждая группа работает с двумя текстами. Отвечает кто-то один от группы.

Задание 1. Прочитайте тексты (Приложение 2). Определите компоненты речевой ситуации. Насколько эффективно реализуются в них коммуникативные задачи (задачи общения): заинтересовал ли текст, осуществилось ли сообщение, общение или воздействие (в зависимости от ситуации)?

Задание 2. А теперь попробуем сами поучаствовать в речевой ситуации. Две группы готовят рассказ с целью убедить нас прочитать какую-то книгу, аргументировав для этого свою оценку. Еще две группы готовят рассказ о прочитанном программном произведении с целью доказать, что они это произведение прочитали. На выполнение 5 минут.

Задание 3. Работа с ассоциативным орфографическим словарем. Слово “эмоция”. Запишем слова-опоры: эмоция, эмоциональный, этика, экспрессивный. Как вы думаете, имеют ли эти слова какое-либо отношение к нашей теме? (ответы учащихся)

Учитель: Действительно, речевая ситуация – сложное соединение внешних обстоятельств и внутренних психологических реакций, которые побуждают собеседников обмениваться информацией. Чтобы речь была эффективной, следует соблюдать некоторые принципы:

Принцип гармонии речевого события (соответствие содержания речи условиям речи);

Принцип речевого этикета (говорить со слушателем как с равноправным партнером, уважать мнение слушателя, быть заинтересованным во взаимодействии со слушателем). (слайд)

Задание 4. Просмотр видеоролика. Соблюдаются ли здесь принципы эффективного общения? (ответы учащихся).

Задание 5. Вам тоже приходится на уроках часто выступать в роли выступающего. Составьте в группах свои советы выступающему (3-4 совета). На выполнение задания- 4 минуты. Заслушиваются выступления групп.

5. Рефлексия и задание на дом.

Цели для учащихся: создать письменное высказывание с учетом речевой ситуации – сочинение-рассуждение на ЕГЭ.

Цели учителя: формирование языковой и коммуникативной компетенции учащегося, подготовка к ЕГЭ.

Прочитайте текст. Вот над этим вопросом: “Нужно ли скрывать свои эмоции в речи?” вы и поразмышляете дома. Ваши размышления должны быть оформлены как сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по русскому языку. Попробуйте поработать в такой речевой ситуации. Оценивание выполнения домашнего задания будет проходить по критериям ЕГЭ.

Подведение итога урока.

— Вспомните цели, которые вы перед собой ставили. Вы их достигли?

— Проверим, готовы ли вы выполнить мои требования:1.Что же такое речевая ситуация? Назовите ее компоненты.

— Оцените нашу совместную деятельность на рефлексивной мишени. Поставьте точку в каждом их четырех секторов, оценивая содержание урока (интересно, полезно), формы работы на уроке (интересные, эффективные), свою деятельность и деятельность учителя. Чем ближе к десяточке, тем выше ваша оценка происходящего на сегодняшнем уроке.

Я тоже оценила наш урок с помощью рефлексивной схемы. Я говорю наш урок, потому что невозможно научить того, кто не хочет учиться. Сегодня я видела ваше желание учиться. Спасибо вам за урок.

Источник

Риторика. Общение.

Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

Цель:

– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.

Просмотр содержимого документа
«Риторика. Общение.»

Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

– Чем устное общение отличается от письменного? (В устном общении участвуют, кроме слов, и несловесные средства: жесты, мимика и т.д. Устная речь – речь звучащая, произносимая, говоримая. Письменное общение выручает нас, когда мы далеко друг от друга (и нет телефона), когда нужно зафиксировать надолго (для себя) свои размышления, интересные яркие высказывания, вычитанные у мудрецов, и т.д. При письменном общении используются разные знаки в нашем языке – буквы, цифры, символы. Письменный текст можно много раз редактировать, а устный текст – нельзя.)

– Однако к устной речи можно подготовиться, если есть время. Какие приёмы подготовки вы знаете?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Развитие умений. Применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Ученики озаглавливают рисунки:

Письменное общение. Устное общение.

Задание не затрудняет, как правило, учеников. Поэтому для сильных учеников может быть предложено дополнительное задание:

Как вы понимаете такую-то пословицу (3, 5, 7 и др.)? Какую из этих пословиц вы хотели бы запомнить и записать в тетрадь на страницу «Пословицы и крылатые слова о речи» (каждое изречение с новой строки, в столбик)? Кто больше соберёт пословиц за год?

И он общается с автором. Он размышляет над тем, что написал автор, хочет понять его.

У Риторика даже возникают вопросы к автору, на которые он не всегда находит ответы в тексте.

Нередко читатели пишут автору и спрашивают, почему такой-то герой остаётся жив, а другой, напротив, погибает; иногда замечают неточности в описании знакомой местности и т.д.

Во время чтения читатели также взаимодействуют с героями книг.

Читатели возражают им или соглашаются с ними – в том, как эти герои думают, говорят, поступают.

Риторик общается с автором книги и её героями.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

«Пять вещей должны все знать»

Лишь пять вещей должны все знать,

И вам язык – не враг.

(Эпиграф. Записывается заранее на доске.)

– Помните ли вы эти стихи? Кто мог бы прочитать их, не глядя на доску?

– Что же это за «пять вещей» мы должны знать, чтоб язык наш не стал врагом?

– Да, вы правы, мы должны знать первое: с кем мы говорим (или кого мы слушаем), второе: что, о ком мы скажем, третье, четвёртое, пятое – где, когда и как мы скажем – то есть мы должны ориентироваться в речевой ситуации.

– Речевую ситуацию авторы учебника изобразили в виде большого треугольника. Сколько в нём вопросов – пять или больше? (8 вопросов.)

– Какие же вопросы добавились? (Как? Почему? Зачем?)

– Почему? По какой причине? Это важные вопросы треугольника.

– Потому что просто так люди не общаются. Например, что-то случилось – надо поделиться новостью – это задача собеседника.

– Случился пожар. Надо выяснить причину, сообщить об этом пожарным, позвать кого-нибудь на помощь.

– Попробуем ответить на все эти вопросы, поставленные в задании. Первый: какие из этих вопросов самые важные?

Кто? Кому? – потому что без коммуникантов нет общения.

– И ещё. Что? – потому что те, кто общается, что-то обязательно сообщают друг другу, запрашивают информацию, отвечают, выражают сочувствие, поддержку, возражают. Без этого тоже общения не бывает.

– И как? очень важно. Иностранец обращается ко мне, но я не могу ответить, потому что не знаю его языка.

– А мне кажется, самое главное – зачем я собираюсь говорить, какова моя речевая задача: похвалить за что-то, попросить о чём-то, вежливо отказать и т.д.

– Итак, получается, что все эти части (компоненты) речевой ситуации важны и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план.

Например, место общения (где?). Если мне надо что-то попросить у соседа в библиотеке (или в классе), я буду говорить очень тихо, шёпотом. И совсем по-другому я буду говорить, если мне поручили выступить с докладом в классе.

Лектор не учёл размеры аудитории, особенности, где он выступает.

Четвероклассник говорит слишком громко, так как не учитывает, что ребёнок уже может спать.

Подросток не учитывает, к кому он обращается.

Школьница не учла, что цель поздравления – сделать приятное.

Делаем вывод: чтобы общение было успешным, удачным, важно учитывать, с кем, что, для чего, где, когда и как ты общаешься, то есть важно ориентироваться в речевой ситуации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

– Что мы вспоминали на уроке? Что нового для себя ты узнал?

Задания 12–13; знать, как, с каким ударением произносится слово «звонить».

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемgramotney.narod.ru

Похожие презентации

5 Агафонова Е.Е. Стили речи (где? с кем? зачем?) Книжные Разговорный общение (разговорные слова, неполные предложения,диалог ) НАУЧНЫЙ- сообщение (термины) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова) ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ (сообщение) (особые слова и обороты) ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ сообщение информации, воздействие (общественно-политическая лексика,совмещение торжественной лексики и разговорных средств )

7 Агафонова Е.Е. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально – эстетическое воздействие. Языковые средства : 1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д. 2.Стилистические фигуры ( фигуры речи) : анафора, антитеза,бессоюзие,градация, инверсия,параллелизм,риторический вопрос,об- ращение,умолчание,эллипсис, эпифора. Художественный стиль отличается образностью, широким использованием изобразительно –вырази- тельных средств языка.

10 Публицистический стиль Сфера употребления –стиль радио, телевидения, газетных, журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя. Жанры: информация, критическая заметка, репортаж,интервью,статья, рецензия, зарисовка, очерк,фельетон. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ. ДОКЛАД.

11 Особенности публицистического стиля речи 1.ЛОГИЧНОСТЬ. 2.ОБРАЗНОСТЬ. 3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. 4.ОЦЕНОЧНОСТЬ. 5.ПРИЗЫВНОСТЬ. 6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ- ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: Она рассчитана на широкую аудиторию и долж- на быть понятна всем. Чтобы воздействовать на воображение и чув- ства читателя, исполь- зуются ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ, МЕТА- ФОРЫ, просторечные слова, фразеологизмы

13 Агафонова Е.Е. Официально – деловой стиль речи. Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления – правовые, служебные, производственные отношения. Цель использования – сообщение, информирование. Основные черты: 1.Точность, не допускающая иного толкования. 2.Неличный характер. 3.Стандартизованность,стереотипность построения текста. 4.Долженствующе- предписывающий характер. Языковые особенности. 1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи. специальной терминологии. 2.Синтаксис – осложнённые простые предложения. 3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание. 4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные средства языка.

15 Стилистический эксперимент Задание : 1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым сино- нимом. Что получилось? 2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами? 3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй синоним? У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоз- дился) Соловей. С восхищением он( смотрел, уставился) на Розу, ( воспевая, расхваливая ) её красоту. Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём, и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием, бульканьем ). Но пришла осень.( Опали, отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс, уволок ) их вдаль, и ( смолкла, заглохла ) соловьиная песня. А.Смирнов.

17 1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9класс. М.:Дрофа,2008г

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *