Речевая среда что это такое

Консультация для педагогов. Речевая среда и дети.

Речевая среда что это такое. Смотреть фото Речевая среда что это такое. Смотреть картинку Речевая среда что это такое. Картинка про Речевая среда что это такое. Фото Речевая среда что это такое Марина Смирнова
Консультация для педагогов. Речевая среда и дети.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С.Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».

Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Её возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. В исследованиях, проведенных под руководством М. И. Лисиной, установлено, что содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как с взрослыми, так и сверстниками.

По словам Н. И. Жинкина, внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Он писал,что при передаче сообщения в мозг вводятся два вида информации: а) о предметах и явлениях окружающего мира; б) о правилах языка, на котором это сообщение подается. Последний вид информации вводится в неявной форме, поскольку правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг человека языка в неявном виде, т. е. через речь.

В раннем детстве при еще не сложившемся сознании ребенок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются слова, их значения, произношение, грамматические формы. Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребенком форм языка.

Степень точности формирующихся представлений и освоенности языковых форм в раннем детстве находится в непосредственнойзависимости от ряда условий: участия в формировании представлений возможно большего числа внешних чувств, связи чувственных представлений со словом, а также от активности ребенка в постижении окружающего. Отсюда становится понятным, что для развития речи нужны речевая среда, которая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.

Их активность в овладении языком не сводится только к подражательной активности. Усвоение языка – процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, обобщения, поиска связей, отношений между элементами языка строит свои высказывания.

Речевая (языковая) среда рассматривается достаточно широко – как любые образцы языка, воспринимаемые человеком, т. е. это не только речь окружающих взрослых, детей, но и телевидение, радио, кино, театр.

Речевой средой в дошкольные годы является прежде всего речь взрослых и детей в семье, в детском саду. В нее входит и то целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных образовательных учреждениях. Средством обучения и развития детей служит речь педагога. Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим потенциалом.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с четырех-пятилетнего возраста. Однако его положительного воздействия на развитие речи дошкольников можно достичь лишь под руководством взрослого.

Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряют их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, к общению с детьми, неправильная речь окружающих оказывают неблагоприятное воздействие на речевое и общее психологическое развитие дошкольников.

Зависимость детей от форм особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых.

Наблюдения в обыденной жизни, педагогическая практика, специальные исследования показывают. Что речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефект речи сохраняются и закрепляются, если нет противостоящих им влияний.

Культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения» (Л. В. Успенский)

Все авторитеты педагогики, от Я. А. Коменского до наших современников, обращают внимание на большую роль окружающих в овладении детьми нормами родного языка. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей и воспитателей, которая должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей и воспитателей должно быть значимым, в помощи ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.

Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Все это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.

А. С. Пушкин вспоминал о народной, поэтической речи Арины Родионовны как источнике ознакомления с народным русским языком.

Языковой дар М. Горького развивался под воздействием бабушки. В повести «Детство» он писал, какое влияние на него – мальчика – оказала бабушка. «Она говорила ласково, весело, складно. Я с первого же дня подружился с ней. Говорила она, как-то особенно напевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные…»

Большое внимание созданию развивающей среды в детском саду как фактору развития речи детей уделяли Е. И. Тихеева и Е. А. Флерина. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, среди которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.

Е. И. Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.

1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях свое речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования родного языка.

2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращения к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.

4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.

5. особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчетливость понимания.

6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это нес способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная,растянутая речь: она надоедает.

7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.

8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.

9. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умения их применять во всех случаях общения с детьми.

10. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

Требования, сформулированные Е. И. Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Культура речи включает в себя, во-первых, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления и т. д., во-вторых, выразительность речи, ее наибольшую эффективность в конкретной ситуации общения.

В современных руководствах по культуре речи подчеркивается значение содержательности, информированности, логичности, структурированности, последовательности, связности высказывания. Обсуждаются особенности построения разных типов высказываний в диалоге, монологе.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства, по определению известного психолога Т. Н, Ушаковой – невербальные коммуникативные жесты (мимика, фонация, пантомимические движения).Они выполняют важные функции:

— помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой,связанных с конкретными зрительными представлениями;

— помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (веселый, грустный, злой, ласковый);

— способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

— помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

— являются образцами поведения детей;

— выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию (И. Н. Горелов)

В последние годы распространились в речи некоторых людей в несметном количестве неуместные присловья типа «как бы», «на самом деле» и др.). Они искажают смысл речи, делают ее смешной и уродливой. В свое время Л. В. Щерба назвал такого рода слова «упаковочным материалом», который суют между значимыми словами».

По проблемам культуры речи есть обширная литература, освещающая законы и правила родного языка, речевого взаимодействия. Однако мало изучить их, нужно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.

Грамматическая речевая среда Грамотная речевая среда группы – основа развития правильной речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития.

Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

Речевая среда как фактор речевой активности детей старшего дошкольного возраста Речевая среда, как фактор развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста логопедической группы № 6. Я работаю в логопедической.

Речевая среда что это такое. Смотреть фото Речевая среда что это такое. Смотреть картинку Речевая среда что это такое. Картинка про Речевая среда что это такое. Фото Речевая среда что это такоеКонсультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий» Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда в ДОУ для детей 2–3 лет в соответствии с ФГОС» ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы» Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно – оздоровительной работы» Прежде чем начать говорить о взаимодействии.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» Цель: уточнение представлений родителей детей с речевыми нарушениями о процессе подготовки к обучению в школе. Задачи: активизировать знания.

Консультация для воспитателей «Речевая среда в группе» Консультации для воспитателей «Речевая среда в группе» Педагог должен быть организатором режима речевой культуры в своей группе. Ему нужно.

Консультация «Речевая среда и дети» Консультация\r\n \r\nТема: «Речевая среда и дети» ДОУ – детский сад Компенсирующего вида №7 Воспитатель: Орлова Т. А. Овладение родным.

Круглый стол «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Источник

Речевая среда что это такое

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Речевая среда окружает человека повсюду. Как личная, так и общественная жизнь подразумевает активное использование речи.

Бесплатные занятия с логопедом

В данной статье мы рассмотрим ключевые понятия: «среда», «речь», «речевая среда».

Понятие «среда» рассматривается в разных областях наук. Нас, в первую очередь, интересует педагогическая его трактовка. У О.В.Дыбиной мы находим следующее определение — «среда — окружающее пространство или зона непосредственной активности индивида, в условиях которой происходит формирование и развитие личности».

Обратимся к рассмотрению понятия «речь». Л.А.Самусикова дает следующую трактовку: «речью является система используемых звуковых сигналов, письменных знаков и символов, применяемых для передачи, переработки и хранения какой-либо информации».

Понятие речевой среды

Речевая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая среда окружает человека повсюду. Как личная, так и общественная жизнь подразумевает активное использование речи.

Грамотная организация речевого окружения ребенка позволяет оказывать мощное воздействие воспитательного характера, которое направлено на развитие познавательных отношений, направленных не только на окружающий мир, но и на языковую систему, развивая этим базовые представления о родном языке и о родной речи.

Поэтому считается, что главным направлением повышения результативности подходов к формированию речи дошкольников является организация речевого окружения.

Речевая среда – это понятие, которое включает в себя очень много элементов. Сюда включаются все возможные языковые образцы, которые воспринимаются ребенком: не только общение людей вокруг, но и речь, звучащая по радио и телевидению.

Л.П. Федоренко ввел в научный оборот термин «развивающая речевая среда». Он подразумевал под этим понятием среду, которая активизирует процесс развития речевых коммуникаций. Это среда, которая раскрывает речевой потенциал детей. Она не возникает сама по себе, а является результатом целенаправленного последовательного действия, направленного на коммуникационное воздействие.

Речевая среда в детском саду – это речь, окружающая детей в пределах детского образовательного учреждения. К речевой среде можно отнести и целенаправленное воздействие на развитие речи, которое выражается в разных программных формах, применяемых педагогами.

Роль воспитателя в формировании речевой среды

Речь воспитателя – главное средство обучения и формирования дошкольников. Дидактические коммуникации являются основой речевой среды, которая может обладать большим потенциалом для развития речи детей.

Л.П. Федоренко разделяет речевую среду на две составляющие: это естественная коммуникативная среда, это свободные разговоры с ровесниками и это искусственная речевая среда. Рассмотрим все эти типы более подробно.

Естественная коммуникационная среда возникает без усилий педагога, сама по себе. Но при этом она оказывает воздействие на формирование способностей ребенка. Она оказывает положительное влияние на психическое развитие и на формирование речевых способностей.

Это происходит, если с ребенком общаются те, у кого правильно поставлена речь, кто реагирует на высказывания дошкольника и отвечает на детские вопросы. Но эта среда может быть и негативной, если взрослые не обращают внимания на высказывания ребенка, не общаются с ним. Часто у таких детей появляются речевые дефекты.

Сюда можно отнести не только общение с воспитателями и родителями, но и любое общение ребенка с людьми разного возраста.

Свободная и искусственная речевая среда

Свободная речевая среда – это среда общения с ровесниками и педагогами. Коммуникации неизбежно возникают в режимные моменты детского сада. Во время прогулки, при бытовых занятиях, во время труда или игры – дети неизбежно общаются друг с другом.

Важно использовать весь игровой потенциал для формирования речи дошкольников.

Искусственная среда – это среда, которая организуется педагогом для достижения конкретных задач и с использованием определенных методик, методических средств. Это позволяет раскрыть весь формирующий потенциал и направить его в нужное русло.

Методические средства – это обучение. Под обучением подразумевается специально организованный процесс, протекающий систематически, чтобы дети могли приобрести определенные навыки речи.

Обучение подразумевает использование различных педагогических средств, таких как совместное чтение литературных произведений, знакомство с иллюстрациями в книгах, проведение бесед или занятий, совместные развлечения и праздники.

Среда, которая формирует речь ребенка – это то окружение, которое специально организовано для воздействия на разные речевые стороны развития дошкольника.

Эта среда организуется с определенной целью: наполнить окружающее предметное пространство теми компонентами, которые бы позитивно воздействовали на формирование детской речи.

Задачи речевой среды

Существуют следующие задачи организации речевой среды:

Существуют следующие компоненты, из которых состоит РРС: специальное оборудование, методика работы и речь воспитателя.

Таким образом, вслед за Л.П.Федоренко будем рассматривать речевую среду как среду, стимулирующую речевые коммуникации, среду, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность.

Источник

Речевая среда и развитие речи ребёнка.

Речевая среда и развитие речи ребёнка.

Речевая среда – это совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии речи ребёнка.

Речевая среда, в которой ребёнок находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи.

Речевая среда – это не просто факт достаточного или недостаточного общения взрослых с ребёнком, а совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии его речи.

Когда он видит, как говорят взрослые, как двигается артикуляционный аппарат – это помогает ему осваивать произношение звуков. Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), «сюсюкать». Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем и общее развитие речи ребенка.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. К исправлению речевых ошибок нужно подходить крайне осторожно и тактично.

Необходимо обратить внимание и на такое явление в современном мире, как ненормативная лексика. Речь современного человека часто поражает нас обилием каких-то жаргонных слов, уродливых иноязычных заимствований. Нецензурная лексика, к сожалению, стала частью нашей культуры, и подчас уже не вызывает ни неодобрения, ни возмущения. И бесполезно тешить себя иллюзиями, что Вы сможете оградить своего ребёнка от этого явления. Даже если он растёт в культурнейшей семье, где ненормативная лексика – абсолютное табу, защитить от неё детские уши невозможно. Как только ребенок вступает в контакт с реальной жизнью, подцепить эту «заразу» он может где угодно: на детской площадке, на прогулке, в парке, в детском саду, в школе на переменке, в общественном транспорте, по телевизору, да просто бездумно читая всё, что написано на стенах и заборах. Но это не значит, что стоит махнуть рукой – мол, все теперь так говорят. Или понадеяться на то, что «само пройдёт».

Почему дети используют ненормативную лексику?

Во-первых, берут пример с взрослых, родителей, родственников, знакомых, которые являются для них авторитетом.

В-третьих, дети используют жаргон для самоутверждения среди ровесников, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее.

В-четвертых, дети, как правило, употребляют подобную лексику в основном для выхода эмоций.

Необходимые условия для чистоты речи детей.

Прежде всего, нужно постараться, чтобы «матерные» слова не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребёнка с самого его рождения.

Если бранное слово всё-таки слетело с уст ребенка, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что Вы ничего не слышали и понаблюдайте, как будет реагировать ребёнок. Если ребёнок уже понимает смысл сказанного, то он будет ждать от Вас какой-то реакции, и, не дождавшись, повторит провокацию или решит, что слово обычное и в нём нет ничего, и, потеряв интерес, забудет о нём.

Если же ребёнок не ожидает никакой реакции, то, видимо слово это он где-то услышал и если не акцентировать на нем внимание, то оно также легко и «отцепится». Если ребёнок сказал нецензурное слово при посторонних, главное сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, но сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, улыбнитесь и смените тему разговора, А потом, когда остынете, поговорите с ребёнком. Нельзя стыдить ребёнка, тем более на людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму и привести к обратной реакции. Запрет без объяснения не приводит к положительному результату.

При любых условиях для правильного формирования речи ребёнка

должны быть соблюдены определённые правила общения с ним.

Рекомендации для общения с детьми.

1. Совместно ВИДЕТЬ ситуацию, совместно СТРЕМИТЬСЯ к ее разрешению, совместно ДЕЙСТВОВАТЬ в решении проблемы.

2. ПОНИМАТЬ, что в самом малом возрасте ребенок – не объект воспитательных воздействий, а союзник, созидатель и творец общей семейной жизни.

3. РАЗДЕЛЯТЬ с ребенком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы в подлинном диалоге.

4. УСТАНОВИТЬ равенство позиций в общении с ребенком. Равенство позиций позволяет принятие и признание ребенка.

5. ПРИНЯТЬ неоспоримый факт того, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей, поднимая их до «тонких истин детства».

6. НАУЧИТЬСЯ видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

7. СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ с ребёнком, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности и происходящие в нем изменения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *