Речевые особенности что это
Речевые особенности личности
Через речь личность проявляет себя, в речи она и проявляется. Описывая речевые свойства личности, мы можем охарактеризовать ее как красноречивую или демонстрирующую косноязычие, одни человек может быть болтливым, другой известен своей немногословностью. По степени речевой активности мы относим одних людей к группе общительных, а других называем замкнутыми.
Научные исследования в области распознавания индивидуальных особенностей человека по речи стремятся найти устойчивые характеристики. При этом идут по двум возможным путями: исследуются формально-динамические характеристики речи (темп, модуляции голоса и пр.) или основное внимание уделяется содержательным характеристикам речи (тематика речи).
В.М.Русалов предлагает использовать особенности речи человека для оценки его коммуникативной сферы личности. Есть четыре базовых измерения: эргичность (выносливость), скорость, пластичность и эмоциональность. При низкой коммуникативной выносливости (эргичности) в эксперименте испытуемый предпочитал отвечать кратко, не задавал вопросов, в разговор включался с трудом, был молчалив. Его речь тихая, монотонная, интонации печальные. При низкой эмоциональности голос человека спокойный, уверенный. При высокой эмоциональности отмечаются резкие интонации (падающие или нисходящие), большое количество отрицательных эмоциональных компонентов (печали, гнева, грусти, страха), обилие междометий, много шумовых эффектов.
Характер, а также ценностные устремления людей проявляются не только в том, как они говорят, но и в том, о чем они говорят, то есть в темах, постоянно присутствующих в их речи. Нередко именно по тематике речи мы распознаем личностные особенности человека. Так в речи человека с психастеническим типом акцентуации характера будут постоянно звучать мотивы тревоги, неуверенности, сомнения. При истероидной, демонстративной акцентуации в речи будет стремление преувеличивать и выставлять напоказ особенности своего «Я», сообщения о каких-то особых интенсивных в том или ином отношении переживаниях и т.п.
В конце XIX – начале XX века возник интерес к исследованию того, как проявляются индивидуальные особенности людей в письменной речи, в тексте. Русский писатель А.Белый исследовал творчество Пушкина, Тютчева, Баратынского. Он подсчитывал и классифицировал все прилагательные, глаголы, наречия в произведениях этих авторов, относящиеся к элементам приро-
ды – солнцу, луне, ветру и т.п. Получилось, например, что Пушкин почти в 80% случаев говорит «луна» вместо «месяц», тогда как Тютчев – наоборот. А.Белый сделал следующий вывод: «целостное овладение природой у Пушкина, а у Тютчева целостное растворение; этого овладения и этого растворения в поэзии Баратынского нет: у него природа раздвоена…».
В настоящее врем для исследования личностных характеристик, проявляющийся в речи человека используют метод контент-анализа.
Контрольные вопросы к теме №17
1. Назовите основные характеристики речи и языка.
2. Охарактеризуйте виды речи.
3. Какие функции языка и речи вы можете охарактеризовать?
4. Что вы знаете об речевых особенностях личности?
ТЕМА 18. ВООБРАЖЕНИЯ
Лекция 18. Воображения
Основные понятия:
Воображение; познавательная функция; функция предвосхищения; регулирующая функция; контрольно-корректирующая функция; функция эмоционального воздействия; гипотеза узнавания творческих идей; сновидения; гештальтпсихология; механизм обесценивания или аксиоматизация; гипераксиоматизация; гиперболизация; миниатюризация; акцентирование; агглютинация; схематизация; реконструкция объекта; активное воображение; пассивное воображение; пассивное преднамеренное воображение; пассивное непреднамеренное воображение; сновидение; галлюцинации; активное воображение; воссоздающее воображение; творческое воображение; мечта.
Определение воображения
Одной из специфических особенностей человека, резко отличающей его от животного является способность действовать соответственно воображаемой ситуации, которая нередко совершенно отличается от ситуации, воспринимаемой в данный момент. Такая особенность дает возможность человеку, в противоположность животному, сознательно преодолевать «ситуационную ограниченность», «скованность данной ситуацией», преодолеть детерминирующее его поведение влияние лишь «здесь» и «сейчас» данной ситуации.
Воображение– психический познавательный процесс создания образов объектов ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом. Это специфическое преобразование прошлого опыта человека.
Наряду с термином «воображение» широко употребляется в нашей речи термин «фантазия». В обиходном понимании они чаще всего являются не тождественными. Со словом «воображение» обычно ассоциируется мысль о чем-то реальном и осуществимом, тогда как за словом «фантазия» закрепилось значение несбыточного, нереального. Некоторые ученые также разводят эти понятия, используя термин «фантазия» для обозначения одного из видов воображения – творческого. Они применяют понятие фантазия только для описания художественно-творческой деятельности. Обычно в психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» считаются равнозначными.
Воображение является важнейшим элементом процесса познания и деятельности человека. Воображение способствует предвосхищению будущего в форме образов, содержанием которых является возможное и/или необходимое будущее. Одновременно оно участвует в оживлении и реконструкции образов того, что уже было. Этот процесс был назван Л.Н.Толстым как «воображение о прошедшем». Если обратиться к истории человечества, то можно обнаружить в каждой эпохе предпочтительный тип воображения. Например, фантастические чудовища, мифологические существа – все это порождение фантазии людей той эпох, когда человек иначе не мог объяснить законы существования мира.
Тесно связанное с потребностями и интересами личности, воображение создает образы желаемого будущего в форме мечты и других идеальных представлений с их конкретной интеллектуальной и нравственной направленностью.
Для воображения свойственен трехфазовый характер: образы воображения возникают на основе восприятия, представлений памяти, на основе знаний и предшествующего жизненного опыта; затем в процессе преобразования образов осуществляется «отлет» от исходного материала; в последней фазе создание новых образов приводит к углублению познания действительности и прогнозированию последующих действий.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Как использовать речевые особенности при создании персонажей?
Речевые особенности — то, что делает персонажей яркими и запоминающимися. Через монологи и диалоги, то есть, через речевую характеристику, писатель создаёт у читателей определённое впечатление о героях своей книги.
Нешаблонная речь героев
Так почему же персонажи художественных книг должны говорить одинаково? Или странно для лиц их возраста, пола, социального положения, культурного уровня, жизненного опыта, эмоционального состояния?
Однако на страницах современных книг нередко встречаются принцессы, разговаривающие на фене или воры-рецидивисты, предпочитающие высокий стиль общения. Мальчики с девичьей восторженностью описывающие внешность понравившейся им особы, а также девочки-официантки, то и дело пускающиеся в почти философские размышления о политике. А всё потому что авторы не удосужились проработать речь своих персонажей!
Поистине высший пилотаж, когда по характерной речи персонажа можно узнать в диалоге. Когда его фразы полностью соответствуют настроению, ситуации, полу, образованию.
Что делает речь живой?
Речь персонажа выглядит живой, если он, как и реальный человек использует фразеологизмы, канцеляризмы, просторечные выражения, разговорную, книжную, профессиональную лексику. И, разумеется, если его речь отражает эмоциональное состояние.
Эмоциональное состояние и характер
Легко возбудимый человек с холерическим темпераментом будет говорить быстро, часто проглатывая слова, тараторя. Точно так же ведут себя люди при повышенном возбуждении, бьющих через край эмоциях — выражают свои мысли бегло, скомкано.
При волнении, сильном испуге вне зависимости от темперамента человек плохо контролирует речь — фразы короткие, мысли перескакивают с одного на другое.
Флегматичные люди говорят с расстановкой, длинными фразами — всё разжевывают до мельчайших подробностей, поясняют.
Властные люди любят глаголы и повелительное наклонение. Человек с активной жизненной позицией тоже отдаёт предпочтение действию — множеству глаголов.
Люди в романтичном настроении, особенно девушки, изъясняются, используя яркие определения — множественные прилагательные и причастные обороты.
А вот деловым людям, военным не до цветистых оборотов и плетения словесных кружев — их речь отрывиста, максимально понятна собеседнику.
Отклонения от речевых норм
Речевая норма — то, как нам рекомендуют писать и говорить в учебниках по русскому языку. На практике так общаются единицы!
Существует два вида речевых отклонений:
1)Коллективные:
диалект;
жаргон;
сленг;
табуированная лексика;
архаизмы;
профессиональная лексика;
просторечие;
арго.
2)Индивидуальные:
ломаная речь;
речевые дефекты;
детская речь;
слова-паразиты;
речевые вольности (например, сокращение слов).
Коллективные отклонения
Диалект, архаизмы и просторечные слова характерны для жителей провинций — отдалённых деревушек, уездных городов. Пример: оный — архаизм, квасок — просторечие, махотка (кувшин, крынка) — диалект.
Используя их в диалогах можно придать фразам колоритности, передать характер простого человека из народа. Здесь главное не переусердствовать, чтобы читатель не запутался в обилии новых для него слов!
Где использовать: в исторических романах (для передачи колорита местности и времени), а также для стилизации официально-делового стиля разных эпох, церковного языка. Причем речь может выглядеть как торжественной, возвышенной, так и сатирической.
Арго, сленг, жаргон, профессиональная и табуированная лексика используется только в отдельных произведениях.
Например, если автор описывает жизнь воров, нищих, бродяг. Или пишет о судьях, адвокатах, инженерах, врачах, других узконаправленных профессионалах, пользующихся своеобразной лексикой. Либо исследует целую социальную группу: молодежь, рабочий класс, интеллигенцию.
Основное правило то же — не усердствовать с использованием таких слов, чтобы не снизить читабельность текста.
Индивидуальные отклонения
Детский язык и речевые дефекты используются везде, где есть персонажи подходящего возраста или герои с ярко выраженным заиканием, картавостью, шепелявостью. Пример: п-привет, шдаствуйте, фефочка, и тому подобное.
Ломаная речь больше характерна для героев, переживших травму или неуверенных в себе персонажей, а также лиц, не избавившихся от детского заикания.
Кстати, люди и в реальной жизни чаще всего говорят сбивчиво, не до конца формулируя мысль, обрывая предложения и фразы. Например: Он. ммм. в общем, как бы это сказать? Шёл и увидел. Её. Да-да, прямо в парке!
Слова-паразиты подходят практически для любого персонажа. Их можно использовать везде, где требуется создать «изюминку» — запоминающуюся особенность речи. Это и междометия (ну, эээ. ммм. ), и отдельные слова (это, ясно, короче, таки), и целые словосочетания или фразы (так сказать, стало быть, вонючий случай, ёшкин кот, интересно чукчи пляшут, и т.п.).
Речевые вольности
Речевые вольности — самый интересный инструмент писателя, позволяющий создать яркого и запоминающегося персонажа.
Три наиболее частых типа речевых вольностей:
Когда прибегают к речевым вольностям :
если герои шутят и находятся в хорошем настроении;
если они демонстрируют чувство юмора, упражняются в остроумии;
хотят выделиться, быть непохожими на других;
высказываются о чём-то в положительном или отрицательном ключе, но без шаблонов в речи;
привлекают к себе внимание;
выражают мысли в сжатой форме, отказываясь от клише;
обогащают речь;
придают абстрактной мысли большей весомости и основательности;
приглушают или подчеркивают остроту отказа, неприятия чего-либо;
устанавливают непринужденный контакт с окружающими;
создают более лёгкую атмосферу в общении;
стимулируют долгосрочные отношения;
обозначают, что они «свои» при установлении контакта.
В заключение
При проработке героя важно учесть три момента:
1)какие групповые отклонения в речи ему присущи;
2)какие индивидуальные отклонения у него будут;
3)какие речевые вольности и когда именно он допускает в общении.
Алгоритм действий следующий :
Речь и ее особенности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие речевой деятельности
Речевая деятельность – это процесс активного и целенаправленного взаимодействия людей, который протекает в форме общения, опосредован некими языковыми конструкциями и обусловлен текущей ситуацией.
Понятие речевой деятельности не является единым и общепринятым. В настоящее время, как правило, речевую деятельность рассматривают с двух точек зрения:
В соответствии со степенью важности для действующих субъектов речевая деятельность может выступать как самостоятельная деятельность, которая характеризуется собственной системой мотивации и состоит из подчинённым цели речевых действий и соответствующих конкретной ситуации речевых операций, так и в форме отдельных речевых действий, которые являются встроенными в ту или иную внеязыковую деятельность.
В последней четверти прошлого века в рамках психологического направления языкознания получило распространение понятие «деятельность общения» /«коммуникативная деятельность», в связи чем понятие «речевая деятельность» стало употребляться в более узком значении: она стала пониматься как деятельность, мотив которой связан только с производством самой речи, а не с её использованием вне коммуникативного акта.
Разновидности речевой деятельности
В зависимости от различных форм, признаков и характеристик принято выделять несколько разновидностей речевой деятельности.
Во-первых, речевая деятельность отличатся по характеру её направленности: с точки зрения говорящего, который должен решить, что сказать, подобрать соответствующие слова и правильно выразить сформированную мысль, и точки зрения слушающего, который должен воспринять слова, извлечь заложенный в них смысл и понять, что хотел выразить собеседник.
Готовые работы на аналогичную тему
Во-вторых, речевая деятельность может быть оформлена как устно (осуществляется посредством работы артикуляционного аппарата человека), так и письменно (то есть с помощью записи на определённом носителе с помощью знаковых символов).
На основе выше названных признаков речевой деятельности выделяют четыре её вида:
Кроме выше изложенных видов речевой деятельности в языкознании её подразделяют на внутреннюю (являющуюся мысленной, то есть неозвученной, неописанной, и направленной только на себя) и внешнюю (вышедшую за пределы сознания отдельно взятого человека и направленную на других людей) речевые деятельности.
Отличительные черты речевой деятельности
На основе разобранного выше понятия можно выделить основные признаки речевой деятельности, отличающие её от других видов деятельности и иных языковых явлений:
В основе любой рациональной деятельности лежит возникшая у людей необходимость потребность удовлетворить насущные им потребности. Для речевой деятельности характерно удовлетворение коммуникативной (коммуникативно-познавательной) потребности. Последняя заключается в том, что люди, вступая в общение с другими людьми, стремятся:
Таким образом, система мотивации речевой деятельности представляет собой довольно разветвлённую и неоднородную организацию побуждений к речи.
Индивидуальные особенности речевой деятельности
Понятие речевой деятельности
Определение 1
Речевая деятельность – это процесс активного и целенаправленного взаимодействия людей, который протекает в форме общения, опосредован некими языковыми конструкциями и обусловлен текущей ситуацией.
Понятие речевой деятельности не является единым и общепринятым. В настоящее время, как правило, речевую деятельность рассматривают с двух точек зрения:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В соответствии со степенью важности для действующих субъектов речевая деятельность может выступать как самостоятельная деятельность, которая характеризуется собственной системой мотивации и состоит из подчинённым цели речевых действий и соответствующих конкретной ситуации речевых операций, так и в форме отдельных речевых действий, которые являются встроенными в ту или иную внеязыковую деятельность.
В последней четверти прошлого века в рамках психологического направления языкознания получило распространение понятие «деятельность общения» /«коммуникативная деятельность», в связи чем понятие «речевая деятельность» стало употребляться в более узком значении: она стала пониматься как деятельность, мотив которой связан только с производством самой речи, а не с её использованием вне коммуникативного акта.
Что такое речевое общение?
Речевым общением называется способ взаимодействия между людьми. Здесь используются слова, которые передают важную информацию от одного человека к другому. Причем речь идет о взаимном процессе. Один человек не только выражает свои мысли, но и воспринимает слова собеседника, что создает диалог, который имеет длительность по времени и законченный результат.
Речевое общение происходит в любой сфере жизни человека. Куда бы индивид ни попал, везде люди разговаривают, используя тот язык, который является официальным в стране. Если человек не знает языка, ему нужно его изучить (обычно этим занимаются дети) или приспособиться (обычно этим занимаются граждане других стран).
Как человек выражает свою мысль? Зачастую при помощи слова. А какие формы словесного выражения могут быть? Разговор, обещание, беседа (диалог), претензии, критика, ругань, крик и т. д. С помощью речи человек выражает свою мысль. Но форма, которая используется индивидом при этом (интонация, изменение голоса, построение предложений), передает эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу.
Словесные выражения обогащают общение людей. Но к чему приводит та или иная форма словесного выражения? Какие мотивы они таят в себе? Как лучше поступить, чтобы не прибегать к подобным способам общения? В данной статье будет идти речь лишь о некоторых распространенных формах.
Разновидности речевой деятельности
В зависимости от различных форм, признаков и характеристик принято выделять несколько разновидностей речевой деятельности.
Во-первых, речевая деятельность отличатся по характеру её направленности: с точки зрения говорящего, который должен решить, что сказать, подобрать соответствующие слова и правильно выразить сформированную мысль, и точки зрения слушающего, который должен воспринять слова, извлечь заложенный в них смысл и понять, что хотел выразить собеседник.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Во-вторых, речевая деятельность может быть оформлена как устно (осуществляется посредством работы артикуляционного аппарата человека), так и письменно (то есть с помощью записи на определённом носителе с помощью знаковых символов).
На основе выше названных признаков речевой деятельности выделяют четыре её вида:
Кроме выше изложенных видов речевой деятельности в языкознании её подразделяют на внутреннюю (являющуюся мысленной, то есть неозвученной, неописанной, и направленной только на себя) и внешнюю (вышедшую за пределы сознания отдельно взятого человека и направленную на других людей) речевые деятельности.
Характеристика особенностей речевого поведения.
Речевое поведение человека
— сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.
Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей.
Речевое поведение проявляется в процессе общения и имеет следующие характеристики: качество голоса, манера речи; скорость речи, громкость голоса; произношение слов, артикуляция; окраска звучания голоса, модуляция речи, ритмичное говорение.
сильно влияют не общее впечатление от человека, возникающее в процессе общения. Значительная часть людей размышляет в процессе общения над содержанием своих слов больше, чем над способом, каким они произносятся. Речевое поведение является источником нефальсифицированной информации и имеет на практике большое значение для верного понимания мыслей и намерений собеседника.
сочетаются мелодия (модальность), тембр, сила голоса, темп разговора, пауза, ударения. Фактически все элементы интонации, характеризующие речевое поведение, могут быть объективно измерены.
соответствует господствующему состоянию темперамента. Ее трудно произвольно изменить, в лучшем случае лишь на короткое время. При истинной внутренней включенности в беседу специфический темп речи восстановится.
Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера
говорить, быстрый темп речи указывают не то, что ваш собеседник человек темпераментный, импульсивный, живой, уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи). В то же время беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жестикулированием, срывающийся голос свидетельствует о робости (возможно только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости.
Спокойная, медленная манера
говорить указывает на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника. В то же время, замедленная речь может свидетельствовать о бездеятельности, вялости, тупости, робости.
Ускоряющийся темп речи
(и жестикуляции) указывают на то, что говорящий весь погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит. Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком недостатка уравновешенности, возбудимости человека.
Большая или малая громкость голоса
– это проявление, по сути, большой и малой изначальной жизненной силы. В то же время, увеличив или уменьшив громкость, собеседник хочет скрыть свое истинное состояние (например, явно громкий голос нередко призван скрыть слабость и неуверенность).
Большая громкость голоса
говорит об истинной силе побуждений или кичливости, или недостаточном владении собой (как в припадке гнева). Малая громкость голоса при спокойном течении речи указывает на стремление «оставаться в себе», сдержанность, скромность, такт, слабость человека; при колеблющемся течении речи робость, боязнь «выйти за переделы себя», боязливость, неразговорчивость.
Малые изменения в громкости
указывают на способность управлять эмоциями (особенно при большой громкости) или же недостаток живости чувств. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса могут свидетельствовать о нехватке жизненных сил, склонности к быстрой капитуляции при первых же трудностях. Неясное запутанное подчеркивание (акцентирование) указывает на слабую внутреннюю включенность обсуждаемое дело, недостаток интереса и душевной живости вообще.
Особенное произношение слов
, артикуляции часто создают впечатление твердого, определенного, четкого, уверенного или же неясного, расплывчатого, неуверенного голоса.
Ясное и четкое произношение слов
, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц, т.е. отчетливая артикуляция, указывает на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время может быть отражением недостатка живости.
Неясное и нечеткое произношение
контуров слов (нижняя челюсть не движется совсем или движется мало) указывает на недостаток критического отношения к самому себе, уступчивость, неуверенность, мягкость, вялость воли, любовь к покою, отсутствие установки на собеседника в общении.
Тенденция к усилению
непонятности своего языка может быть проявлением стремления к самозащите, скрытности, упрочению своего положения, неопределенности позиции до тех пор, пока это возможно. Ясная легко понятная речь, без нарочитой артикуляции, характерна для естественно и искренне включенного в общение человека, уравновешенного по натуре.
Важную информацию несет окраска звучания голоса
. Особенно большое значение имеют верхние и нижние тона и звучащие гласные. «Металлически» звучащий голос говорит об энергии и твердости. Елейный, жирно-мягкий голос свидетельствует о лишь изображаемой дружественности, при сильном соскальзывании голоса к фальшивому пафосу.
(сильное подчеркивание звучания гласных) указывает на доминирование темперамента и чувств, добродушие.
Консональная
речь (гласные отступают на второй план перед остро акцентированными согласными) указывает на доминирование разума и воли, аналитический склад ума.
Слабая модуляция речи
(слабые подъемы и падения высоты тона) действует усыпляюще. Монотонный голос всегда подразумевает нечто скрытое, зажатое. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, трезвость, но в то же время может быть индикатором недостатка заинтересованности и живости, отсутствия истинного внутреннего участия, робости, стесненности, страха публичных выступлений.
(изменения высоты голоса в широких пределах) указывает на открытость, большую восприимчивость души и чувств, многообразие душевых переживаний, богатство настроений при внутренней свободе. Гораздо реже сильная модуляция может отражать недостаток внутренней дисциплины, интеллектуальной сформированности внутренних переживаний.
Падение высоты тона к концу предложения
при остающейся прежней громкости может указывать на слабую волю, мягкость, склонность к депрессии. Ритмичные колебания мелодии характерны для внешне оживленных, но внутренне уравновешенных людей со значительными способностями к творчеству и развитию. Неритмичные колебания, т.е. неравномерные, немотивированные повышения и падения тона указывают на внутреннюю неуравновешенность, отсутствие стабильности.
(ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) отражает богатство чувств, уравновешенность, преимущественно радостное основное настроение.
Некоторая неравномерность в ритме
отражает живой подвижный характер, а также зависимость от эмоций, недостаточный самоконтроль, нерасчетливость, преимущественно негативное или неустойчивое основное настроение. Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств.
Взаимосвязь между голосом и характером до сих пор однозначно не установлена, однако можно с высокой степенью вероятности говорить о правильности изложенных положений. Конечно же, в каждом конкретном случае не нужно терять необходимую критичность и самостоятельность суждений при оценке всей совокупности невербальных и вербальных источников информации о собеседнике.