Речевые звенья что это

Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.

Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.

Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска. Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.

Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.

Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.

Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.

Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.

В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.

Сильное выразительное средство языка – противопоставление. Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение. Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».

На противопоставлении построены многие пословицы:

«Ученье свет – неученье тьма»;

«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.

Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.

Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:

(А.С.Пушкин «Египетские ночи»).

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).

Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению. Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.

Задание:

Прочтите примеры, выделите в них противопоставляемые явления и передайте это в чтении вслух.

Пример 1.

Лаура

Приди – открой балкон.

Как небо тихо;

Недвижим теплый воздух, ночь лимоном

И лавром пахнет, яркая луна

Блестит на синеве густой и темной,

И сторожа кричат протяжно: «Ясно!…»

А далеко на севере

– в Париже –

Быть может, небо тучами покрыто,

Холодный дождь идет и ветер дует.

(А.С.Пушкин «Каменный гость»)

Борис

… Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл,

в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы –

Они ж меня,

беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд:

Ищи ж ее любви.

(А.С.Пушкин «Борис Годунов»)

Как правило, выделяется логическим ударением и сравнение (то, с чем сравнивается явление), так как оно позволяет очень точно раскрыть сущность явления, нарисовать образ:

… Он, местью пламенея,

Достиг обители злодея.

Уж витязь под горой стоит,

Призывный рог, как буря, воет,

Нетерпеливый конь кипит

И снег копытом мощным роет.

Князь Карлу ждет.

Внезапно он

По шлему крепкому стальному

Рукой незримой поражен;

Удар упал, подобно грому…

(А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

Задание:

Внимательно прочтите примеры, найдите в них сравнения и при чтении вслух выделите их.

Пример 1.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта, простодушна,

Как поцелуй любви, мила;

Глаза, как небо, голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан

Все в Ольге… Но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет…

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Пример 2.

«Масса ворочалась, гудела, волновалась, словно огромный шерстистый зверь – тысячелапый, тысячеглазый, податливый, как медведь-мохнач».

(Д.Фурманов «Чапаев»).

Когда в рассказе появляется новое понятие, оно также выделяется логическим ударением. Так, логическое ударение падает на имя, впервые появившееся в произведении:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Когда герои впереди уже названы, при дальнейшем упоминании нет надобности их особо выделять:

По деревне ехал царь с войны.

Едет – черной злобой сердце точит.

Слышит – за кустами бузины

Девушка хохочет.

Грозно брови рыжие нахмуря,

Царь ударил шпорами коня,

Налетел на девушку, как буря,

И кричит, доспехами звеня…

(М.Горький «Девушка и смерть»)

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

При наличии определяемого слова (существительного) и определения (прилагательного) и обычном порядке слов (прилагательное перед существительным) выделяется обычно определяемое слово:

«зимняя вьюга», «темная ночь», «симпатичный человек».

Когда в предложении использована инверсия (обратный порядок слов), выделяется определение:

«человек симпатичный, да малознающий».

Если понятие представляет собой существительное с определением, выраженным тоже существительным в родительном падеже (т.е. мы имеем так называемое «несогласованное определение»), то логическое ударение падает на определение:

«брат жены», «дом соседа», «книга сестры».

Логическим ударением обычно не выделяется местоимение. Только в случае противопоставления или при особой смысловой нагрузке делается исключение:

В наши вагоны

На нашем пути

Наши

Грузим

Дрова.

(В.В.Маяковский «Хорошо»)

При сочетании глагола с наречием ударение падает на наречие:

«Стало тихо»; «Вьюга бушевала непрерывно».

Однако, учитывая эти общие закономерности речи, нельзя соблюдать их механически. При определении важных по смыслу слов надо сначала выяснить их значимость по отношению ко всему тексту.

Не следует перегружать фразу большим количеством одинаковых по силе ударений, так как это делает речь однообразной, монотонной.

Передавая каждую фразу в логической связи с предыдущим текстом, продумывая перспективу развития мысли, мы заранее рассчитываем силу голоса и намечаем интонационный рисунок текста: видим, где нужно оставить «резерв» для усиления голоса, а где усилить его максимально.

Постоянные упражнения вырабатывают навыки грамотной передачи авторского текста, донесения до учащихся существа авторской мысли. Эта работа нужна будущему учителю так же, как упражнения по правописанию в школе.

Источник

речевое звено

Смотреть что такое «речевое звено» в других словарях:

речевое звено — То же, что речевой такт … Словарь лингвистических терминов

речевой такт — (речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного… … Словарь лингвистических терминов

Выготский — Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Российская империя … Википедия

Лев Выготский — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 17 ноября, 1896 Место рождения: Орша, Беларусь Дата смерти: 11 июня, 1934 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера … Википедия

Лев Семенович Выготский — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 17 ноября, 1896 Место рождения: Орша, Беларусь Дата смерти: 11 июня, 1934 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера … Википедия

Лев Семёнович Выготский — Дата рождения: 17 ноября, 1896 Место рождения: Орша, Беларусь Дата смерти: 11 июня, 1934 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера … Википедия

Опережающее обучение — Опережающее обучение вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… … Википедия

Инсульт — I Инсульт Инсульт (позднелат. insultus приступ) острое нарушение мозгового кровообращения, вызывающее развитие стойкой (сохраняющейся более 24 ч) очаговой неврологической симптоматики. Во время И. происходят сложные метаболические и… … Медицинская энциклопедия

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая мозговую организацию психических процессов. Нейропсихология основана на наблюдении и экспериментах, которые проводятся в клиниках и лабораториях. К числу экспериментальных методов относятся электрическая стимуляция мозга и… … Энциклопедия Кольера

Выготский, Лев Семёнович — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Могилёвская губерния, Российская империя Дата … Википедия

Источник

Статья о формировании способа синтагматического чтения

О способе синтагматического чтения

Давайте вспомним, как в былые годы нас заставляли упорно, педантично повторять один и тот же текст без конца. И мы, добросовестные ученики, честно читали его несколько раз.

Вставал ли тогда вопрос о том, а понимают читатели текст? Кто-то думает о наших переживаниях по поводу содержания прочитанного произведения? А как привить ребенку любовь к чтению? Когда она (эта любовь) рождается? В какой момент совершается таинство общения автора и читателя?

Нет сомнения в том, что ребенок способен строить диалоговые отношения с автором текста и интерпретировать прочитанное произведение в том случае, если владеет навыком беглого, выразительного, осмысленного чтения, если в его читательском арсенале содержатся культурные формы освоения любого литературного источника.

Почему нам важно познакомиться со способом синтагматического чтения? Да потому что все проверочные работы в наше время строятся на его основе. Чтобы помочь ученикам продуктивно выполнять эти работы, естественно, нужно иметь серьезное представление о том, как осуществляются учебные действия в процессе чтения нового текста.

Известные положения теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, которые описывают общую закономерность усвоения знаний, умений и навыков, по нашему мнению, сохраняют актуальность, жизненность и продуктивность и в отношении обучения чтению в начальной школе.

Общеизвестно, что нельзя научить ребенка читать в уме без предварительной подготовки, которая заключается в осуществлении действий чтения, его определенных этапов. Во время букварного периода ученики овладевают не только азбукой в прямом смысле этого слова, но и знакомятся со способом словесного чтения. Такой способ особенно эффективен в случае соблюдения учеником некоторых этапов овладения действием чтения. Среди них можно выделить:

определение слоговой структуры слова на основе его буквенной записи ;

послоговое воспроизведение его звуковой структуры;

выделение произношением ударного слова ;

восприятие слова как части целого (т. е. высказывания), ввиду этого снижение акцентированности ударного слога.

На последнем этапе и «рождается» переход к синтагматическому («взрослому») чтению, который становится содержательным акцентом нашей работы.

На уроках литературного чтения ученики учатся читать «по-взрослому»: овладевают способом синтагматического чтения. А для этого они всегда совершают такие операционные действия с текстом:

1) делят текст на речевые звенья (синтагмы) ;

Синтагма чаще всего представляет собой словосочетание, входящее в состав предложения (высказывания). Синтагма может быть равна всему предложению, может состоять из одного слова.

Обратите внимание, каким образом одно речевое звено отграничивается от другого.

Веселый мальчишка / бежал по дороге к школе .

Для того чтобы поделить текст на речевые звенья, необходимо поставить тактовое ударение в каждом речевом звене . Это значит следует выделить ключевые слова (т. е. найти самые важные слова в высказывании – это, как правило, то, о чем говорится и что говорится). Давайте зададим вопросы к нашему высказыванию, чтобы выделить ключевые слова.

Как быть с остальными словами? Надо стараться читать, присоединяя к каждому ключевому слову все слова, которые стоят рядом с ним. Но на эти слова следует делать не такое сильное ударение, как на ключевые. Тогда чтение получится плавным, осмысленным, а главное, интересным для читателя. Ведь читатель постепенно становится исследователем смысла читаемого текста.

Еще раз перечитаем высказывание, соблюдая паузы, ставя тактовое ударение на ключевые слова. Читаем плавно, не торопясь.

Для того чтобы ученики научились осмысленно, правильно, бегло читать, они должны не только понимать способ чтения, но и практически овладеть им. Именно для этого обязателен тренинг по чтению. В послебукварном периоде я предлагаю детям тексты-тренажеры. Это тексты, разделенные на слоги (для удобства прочтения слов). 10 минут от урока мы отводим тому, что работаем над этим синтагматическом прочтении этого текста.

Тексты – тренажеры я поделила на 5 частей – этапов

Тексты со слоговым делением слов

Тексты со слоговым делением и 2-3 вопросами, ответы на которые являются предложения из текста

Тексты со слоговым делением и 2-3 вопросами, в ответах которых необходимо заменить одно слово в предложении на слово по содержанию (как правило надо заменить местоимение на существительное)

Тексты и 2-4 вопроса, ответы по содержанию необходимо сформулировать самостоятельно и записать

Дидактические тексты составлены с учетом увеличения количества слов и усложнения структуры высказывания. Эти тексты раскрывают различную тематику, связанную в смысловом отношении с другими текстами урока для детского и взрослого чтения. Например, перед изучением рнс «заяц-хваста» мы читаем текст о хвастовстве.

Среди дидактических текстов, как и литературных, есть тексты – поучения, тексты – истории, тексты – сказки. В некоторые из них включены элементы монолога и диалога. Практически во всех текстах есть различные по интонации предложения. Для обогащения словарного запаса в каждый текст введено 1-2 «трудных» слова, возможно, неизвестных ребятам по смыслу. Их следует расшифровывать, для этого даются сноски или (более старший возраст конец 2го класса) работа со словарем. При разъяснении смысла новых слов педагогу легко выйти на ситуацию успеха, стимулирующую детей к новым открытиям в мире литературы.

Когда мы читаем текст и работаем над синтагматическим чтением – мы понимаем с детьми, что одного раза прочтения нам мало, необходимо 3-4 раза как минимум. И тогда чтение несколько раз – это уже не скучное занятие, а занятие с интересом и задачей, у нас каждый раз есть новая работа:

Сначала расставим паузы длинные,

Потом короткие паузы

Потом найдем ключевые слова

Затем повышение и понижение голоса – интонация

И вот теперь мы можем почитать как взрослые

Работая с дидактическими текстами на каждом уроке чтения, ученики не будут бояться совершать знакомые им действия с текстами и в проверочных работах, а также в дальнейшем и в исследовании художественных произведений. Синтагматический способ чтения, освоенные на дидактических текстах, автоматически переносится на произведения разных жанров.

Выразительности можно добиться, если постоянно обращать внимание ребенка на темп, тон (повышение и понижение), громкость, паузы, ключевые слова, характер героя.

Знакомясь со способом синтагматического чтения, ученики постепенно включаются в работу над открытием «смыслов» текста. Дидактические тексты несут информацию, обычно легко понимаемую детьми. И все-таки такие тексты тоже рождают много вопросов у ребенка. К этим вопросам стоит отнестись с предельным вниманием, потому что они могут содержать зачатки будущих «гипотез» смысла, точки зрения. Эти всплески детской мысли можно, уловив, перенести на другие произведения, а именно, художественные, расположенные в книге вслед за дидактическими текстами.

Вот пример дидактического текста с партитурой (специальными обозначениями для более легкого освоения способа чтения).

Выбрался Топтыгин из берлоги. / « Ба, / – удивился Медведь, / – долго же я спал! / Чуть Весну не проворонил!» /

Итак, дидактические тексты, на которых отрабатывается способ синтагматического чтения, предназначены и для понимания содержания такого текста.

Совершенствование навыка чтения продолжается и на нехудожественных текстах, но не носит в данном случае целевого характера. Умение читать становится средством читательской деятельности. А работа над выразительностью чтения становится органическим элементом как анализа произведения, так и совершенствования навыка беглого осмысленного чтения.

Для того чтобы наши ученики грамотно выделяли ключевые слова и делали необходимые для чтения паузы, важно знать правила совершения этих двух важных операций. Только в этом случае читатели смогут избегать ошибкоопасных мест, видеть их у себя и, главное, работать над их устранением.

1. Логическая группировка слов влияет на верную трактовку текста, на ясную и убедительную передачу его смысла.

2. Логические паузы обязывают произносить слова в одном речевом звене, не разделяя их, плавно, как одно слово.

3. В зависимости от того, где будет сделана пауза, высказывание приобретает разное значение.

прекрасное настроение (3 речевое звено). //

Что нужно знать об ударении в речевом звене?

если у погоды ( 1 ключевое слово ), /

прекрасное настроение ( 1 ключевое слово ). //

* Исключение: однородные члены предложения.

Ударение придает выразительность группе слов в речевом звене.

Ключевые (ударные) слова произносятся с наибольшей силой голоса, чем все остальные.

Есть такие способы подчеркивания ключевых слов : повышение и понижение голоса, пауза, замедление темпа.

Все сказанное выше посильно и интересно для начинающего читателя. Каждый ребенок, становясь исследователем в процессе читательской деятельности, может научиться осознавать текст, одновременно овладевая операциями, ведущими к темповому, правильному чтению.

Обратите внимание на то, что работы не перегружены заданиями. Читателям предлагается поэтапно совершить ряд действий с текстом.

Спасибо за внимание.

Правила выделения ключевых слов

1. О п одлежащем и сказуемом.

В простом нераспространенном предложении на одно из них падает логическое ударение. Обычно оно принимает на себя то слово, которое занимает второе порядковое место.

Если в предложении появляется слово, означающее новое для данного текста понятие, то на него ставится ударение.

3. Если новое понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется.

которая в темном чулане хранится

который построил Джек».

(Из английской песенки в пер. С. Я. Маршака)

5. Правило противопоставления.

Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.

2. Не вдумаешься в слова – / не поймешь смысла. //

Это был настоящий зайчик.

(Подразумевается, что не игрушечный).

Местоимение не бывает ударным словом.

Что важно помнить читателю?

3. Основная мысль текста проходит через все высказывания, составляющие данный текст.

1) протянуть нить развивающейся авторской мысли через цепь отдельных высказываний;

2) проследить логическую перспективу каждой части текста.

4. Чтобы проследить развитие мысли автора, нужно, анализируя отдельные высказывания, а также части высказывания, учиться устанавливать внутреннюю связь между ними. Для этого и приходится каждый раз в процессе находить ключевые слова, соотносить их друг с другом, созидая собственное представление о прочитанном тексте.

Источник

Технологическая карта к урокам во 2 классе

Речевые звенья что это. Смотреть фото Речевые звенья что это. Смотреть картинку Речевые звенья что это. Картинка про Речевые звенья что это. Фото Речевые звенья что это

Технологическая карта к урокам во 2 классе

Овладение способом синтагматического чтения (на материале учебных текстов)

Ученикам 2-го класса предстоит продолжать решать учебные задачи по овладению способом синтагматического чтения на специальных учебных текстах-рассуждениях. Эти тексты есть только в 1 книге учебника для 2-го класса. Начиная со 2-го полугодия, ученики могут активно применять этот способ в процессе исследования разных текстов: учебных, познавательных, художественных.

УТ – учебный (дидактический) текст[1] (для чтения учеником);

П – познавательные универсальные учебные действия;

Р – регулятивные универсальные учебные действия;

К – коммуникативные универсальные учебные действия;

Л – личностные универсальные учебные действия

Тема учебного текста

Введение, принятие понятия

Предметные и метапредметные (УУД) умения учащихся

Учебник «Каким бывает слово?» 1 книга

Раздел 1. Каким бывает слово?

синтагма (речевое звено),

интонация конца высказывания,

интонация внутри высказывания

– читать текст выразительно;

– пояснять значение слова «синтагма»;

– пояснять, чем отливаются паузы в середине предложения от пауз в конце предложения

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли паузы в середине и в конце предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К);

– искать информацию в Словарике читателя (Р+П)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Работу лучше организовать в парах или группах.

Лето прошло. // От каникул остались // одни воспоминания. //

На дворе сентябрь. // А деревья / по-прежнему стоят зелёные.// Солнце / греет по-летнему.// И всё-таки чувствуется в воздухе / приближение осени.//

Если внимательно / приглядеться к клёну, / то в густой шапке листьев / можно заметить / желтеющие листья.// Это / первая весточка / наступающей осени.//

Александр Сергеевич Пушкин / справедливо / считал осень / самым удивительным / и ярким временем года.//

Комментарий: в каждой синтагме, границы которой обозначены паузами, есть одно ключевое слово. В редком случае таких слов 2. Тогда, когда употреблены однородные члены и составное сказуемое или имя, фамилия, отчество поэта.

Работая с данным текстом, ученики учатся видеть, что весь текст посвящен наступлению весны. В этом главная роль отводится ключевым словам, отражающим осеннюю тематику.

понижение и повышение голоса,

тире как знак препинания,

– читать текст выразительно;

– пояснять значение слова «синтагма»;

– пояснять, чем отливаются паузы в середине предложения от пауз в конце предложения

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Работа в группах. Результаты работы ученики демонстрируют в классе.

Интересно устроено / человеческое слово! // Читаешь его, / произносишь, / вдумываешься в смысл / – открываешь / целый мир. //

Слово имеет / звуковую оболочку. // Она является / его внешней стороной. // Слово имеет / и внутреннее содержание. // Это его смысл, / значение. // Значение не всегда понятно / читателю. // Если он хочет его узнать, / то обращается / к словарю или знатокам языка. //

Узнавая новые слова, / знакомясь с новыми значениями, / ты учишься видеть / самые интересные / явления в жизни. // Путешествуешь / по сказочным мирам. // Проникаешь / в тайну / поэтического слова. //

Прав поэт В. Маяковский, / который сказал: / «Поэзия вся / – езда в незнаемое[2]. » //

Комментарий: после чтение и составления партитуры важно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

– Из чего состоит слово?

– Что такое звуковая оболочка слова?

– А что такое внешняя его сторона?

– Что ты будешь делать, если непонятен смысл, значение слова?

– Как ты понимаешь слова В. Маяковского?

Отвечая на вопросы, ученики снова неоднократно обращаются к тексту, перечитывают его, находят правильный ответ.

Пословица мудростью полнится

– читать текст выразительно;

– обратить внимание, как развиваются мысли в каждом абзаце;

– определить основное содержание каждого абзаца;

– установить порядок микротем в тексте;

– определить особенности рассуждения.

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– находить соответствие между микротемой текста и названием пункта плана (Р+П+К);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Учатся искать доказательство главной мысли. Результаты работы в группах ученики демонстрируют в классе.

Зачем нужны / пословицы / современному читателю? // Может быть, затем, / чтобы кратко выражать / мудрую мысль. // А может, для того, / чтобы научиться / говорить точно. //

Пословица / – мудрое / краткое / народное изречение. // В нём нет / ничего лишнего. // В небольшом тексте пословицы / сказано очень много. //

Пословица / – это поучение, / которое будет понятно / только внимательному, / вдумчивому читателю. // Ни одно слово в пословице / нельзя выкинуть, / забыть. // Иначе / потеряется её смысл. //

Пословица / похожа на сказку. // Только сказка / длиннее пословицы, / она имеет героев, / которые совершают ошибки, / а потом на них же / и учатся. // Пословица / похожа на совет, / которому мы / не всегда следуем. // Наверное, стоит глубже вникнуть / в смысл / каждого / мудрого / изречения о слове, / о труде, / о дружбе. //

Комментарий: после чтение и составления партитуры важно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

– Укажи цифрами порядок изложенных в тексте мыслей.

– Зачем нужны пословицы?

– Какие выражения в учебном тексте объясняют, что такое пословица?

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– наблюдать за паузами в тексте;

– наблюдать за интонацией внутри высказываний;

– наблюдать за интонацией конца предложений;

– выделять ключевые слова в соответствии с их ролью в высказывании, в речевом звене;

– выделять ключевые слова в речевых звеньях (Л+П+Р);

– читать по дополненной партитуре учебный текст (Р);

– обращать внимание во время чтения на повышение и понижение голоса (П+Р);

– делать вывод по поводу соблюдения интонации (П+Р);

– рассказывать о том, чем привлекательны весенние цветы (К+П);

– оценить чтение по критериям в таблице (Р)

Текст дан без партитуры.

Проведите работу в группах. Учащиеся читают друг другу предложения, при этом обращают внимание на те места, где нужно выделить ключевые слова, а также повысить и понизить голос. После чтения выясните в беседе о том, что удалось узнать из текста.

Всем людям / от рождения / даётся какой-нибудь дар. // Одни / прекрасно поют. // Другие / сочиняют / музыку или стихи. // Третьи / умеют своими руками / создавать чудеса / из дерева, / железа, простого листа бумаги. //

Приятно радоваться / умениям человека. // Талантливые мастера / способны сделать мир / необычным, / ярким, интересным. //

Каждый человек, / если у него есть желание, / может развить в себе / какое-то умение. // Правда, одного желания / для этого недостаточно. // Ещё необходимы / трудолюбие и терпение. //

Именно об этом рассказывает / Евгений Пермяк / в сказочных историях / «Волшебные краски» и «Пастух и скрипка». // Его авторское слово / точно и искренне / говорит о талантах. //

Комментарий: после чтение и составления партитуры можно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

– Какие тебе известны таланты, умения человека?

– Каким талантом обладаешь ты?

– Как можно развить свой талант?

– Какими качествами должен обладать человек, который желает развить свой талант?

– О каком писателе тебе стало известно из текста?

Как развить талант?

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– наблюдать за паузами в тексте;

– наблюдать за интонацией внутри высказываний;

– наблюдать за интонацией конца предложений;

– выделять ключевые слова в соответствии с их ролью в высказывании, в речевом звене;

– выделять ключевые слова в речевых звеньях (Л+П+Р);

– читать по дополненной партитуре учебный текст (Р);

– обращать внимание во время чтения на повышение и понижение голоса (П+Р);

– делать вывод по поводу соблюдения интонации (П+Р);

– рассказывать о том, чем привлекательны весенние цветы (К+П);

– оценить чтение по критериям в таблице (Р)

Текст дан без партитуры.

Проведите работу в группах. Учащиеся читают друг другу предложения, при этом обращают внимание на те места, где нужно выделить ключевые слова, а также повысить и понизить голос. После чтения выясните в беседе о том, что удалось узнать из текста.

Талант / – особый дар человека. // Хорошо, / когда ты знаешь / и чувствуешь / свои способности к чему-то. // Твоё чутьё / поможет тебе в жизни / развивать эти способности. //

Что для этого / ты будешь делать? // Конечно, трудиться. // Подумай, / как можно стать / настоящим художником. // Нужно каждый день / кропотливо работать / над своими эскизами. // Важно прислушиваться / к мнению / опытных художников. // А главное / – надо много наблюдать, / развивая крупицу таланта. //

Каждый день / мы сталкиваемся / с каким-то делом. // Иногда / не сразу его выполняем. // А жаль! // Не стоит откладывать его / на завтра. // Даже самое маленькое дело / требует труда, / терпения / и самостоятельности. //

Комментарий: после чтение и составления партитуры важно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

– Укажи цифрами порядок изложенных в тексте мыслей.

– Что нужно делать, чтобы развивать свои таланты?

– Какая пословица соответствует содержанию текста? Сделай выбор.

1) Учение и труд всё перетрут.

2) Талант трудом добывают. +

3) Сделал дело – гуляй смело.

4) Талант не туман, не мимо идёт.

Учись понимать притчи

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– читать текст выразительно;

– обратить внимание, как развиваются мысли в каждом абзаце;

– определить основное содержание каждого абзаца;

– установить порядок микротем в тексте;

– определить особенности рассуждения.

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– находить соответствие между микротемой текста и названием пункта плана (Р+П+К);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Учатся искать доказательство главной мысли. Результаты работы в группах ученики демонстрируют в классе.

Притча ­ / – небольшой рассказ ¯, / содержащий поучение. ¯ // Совсем как пословица ­ / и сказка. ¯ //

«Притча о талантах» ­ / – удивительный житейский рассказ. ¯ // Из него ­ / становится ясным то, ­ / что таланты ­ / надо развивать ¯ / каждому человеку. ¯ //

Тот, ­ / кто не понял смысл ­ / этой притчи, ¯ / может не понять ­ / и других произведений. ¯ // Поэтому важно подумать ­ / о глубоком смысле притчи. ¯ // Постараться разгадать его. ¯ //

Почему ­ / читатель не всегда ¯ / сразу вникает ¯ / в притчевое слово? ¯ // Потому что оно ­ / иносказательно, ¯ / как бы по-иному сказано. ¯ // Чтобы его понять­, / нужно подумать ¯, вспомнить ­ / ситуации из жизни ¯, / поговорить со взрослыми ¯. //

Слово в притче ­ / содержит тайну, ¯ / которую и предстоит разгадать ­ / талантливому читателю. ¯ // Ему «не стоит зарывать ­ / свой талант ¯ / в землю». ¯ // Иначе ­ / он не узнает главного! ¯ //

синтагма (речевое звено),

интонация конца высказывания,

интонация внутри высказывания

– читать текст выразительно;

– отвечать на вопросы по содержанию текста

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли паузы в середине и в конце предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К);

– искать информацию в Словарике читателя (Р+П)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Работу лучше организовать в парах или группах.

Много слов / живёт / в нашем языке, / с помощью которых / можно описать / явления природы! // Помнишь ли ты / описания радуги, / ландыша, / наступления весны? //

Кажется, / что автор / удивительных произведений / обмакивает своё перо / в разные оттенки. / А потом пишет / цветными чернилами / на бумаге. // И получается / неповторимый образ. //

Что же такое / образ? // Давайте поразмышляем / над этим словом. //

Образ / – это картина, / зарисовка, / описание…// Образ создаётся / по впечатлениям автора. // А потом о нём / узнают читатели.// Они читают произведение. // А перед глазами возникает / словесный образ / журчащего ручейка, / бушующего моря / или летнего дождя. //

Здорово получается: / автор создаёт образ, / а читатель / его воспринимает. // И в его голове / рождаются новые мысли, / а в сердце / – новые чувства. //

Комментарий: после чтение и составления партитуры важно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

– Что нужно сделать, чтобы создать яркий образ?

– Читатель воспринимает произведение автора. Что происходит в момент восприятия?

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– читать текст выразительно;

– обратить внимание, как развиваются мысли в каждом абзаце;

– определить основное содержание каждого абзаца;

– установить порядок микротем в тексте;

– определить особенности рассуждения.

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– находить соответствие между микротемой текста и названием пункта плана (Р+П+К);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Учатся искать доказательство главной мысли. Результаты работы в группах ученики демонстрируют в классе.

Рождаясь, / ребёнок слышит звуки. // Какие они? / Резкие и нежные, / грубые и отрывистые, / мелодичные и спокойные…// Всех звуков / не перечесть. // Их много! //

Тонкий слух музыканта / умеет улавливать / оттенки звуков. // А может ли обыкновенный человек / воспринимать их так же тонко, / как музыкант? // Может, конечно. //

Иногда / с некоторыми детьми / происходят / интересные приключения, / и тогда ребёнок / становится участником / необычных событий.// Он попадает / в мир музыки, / звуков, / таинственных человечков.//

Этот мир / находится / не в тридевятом царстве, / а в обыкновенном доме, / где царят добрые, / дружеские отношения / между людьми. //

Комментарий: после чтение и составления партитуры важно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

1. Какими бывают звуки?

2. Представители каких профессий тонко чувствуют оттенки звуков?

3. Может ли обыкновенный человек воспринимать необычные звуки?

4. Нужно ли завивать слух? Зачем?

Раздел 2. Волшебные превращения слова

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– читать текст выразительно;

– обратить внимание, как развиваются мысли в каждом абзаце;

– определить основное содержание каждого абзаца;

– установить порядок микротем в тексте;

– определить особенности рассуждения.

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– находить соответствие между микротемой текста и названием пункта плана (Р+П+К);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам. Восстанавливают последовательность микротем.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Учатся искать доказательство главной мысли. Результаты работы в группах ученики демонстрируют в классе.

Частенько люди ­/ любят поспорить. ¯ // Из-за чего ­/ это происходит? ¯ // Наверное, из-за несогласия ­/ между ними, ¯/ из-за того, ­/ что один ­/ думает так, ¯ / а другой ­/ иначе. ¯ //

Для того чтобы прийти ­/ к какому-то мнению, ¯ / стоит внимательно выслушать ­ / обе стороны. ¯ // Но случается ­/ совсем по-другому. ¯ //

Спор ­/ – это «горячее» общение ­/ между говорящими. ¯ // Как кипяток! ¯ // Тронешь одного, ­/ – он начинает бурлить ­/ и выкрикивать ­/ грубые, ­/ резкие слова. ¯ // А ведь только минуту назад ­/ был таким ласковым ­/ и вежливым. ¯ //

Спорить, ­ / оказывается, ¯ / надо уметь. ¯ // Убеждать ­/ в своей правоте ¯ / культурно ­ / не так-то просто. ¯ // В споре ­/ можно нечаянно ­/ или специально ­/ обидеть человека. ¯ // Представь себя ­/ на его месте. ¯ // Не хочешь? // Тогда учись спорить ­/ грамотно! ¯ // Не будь ­ / невежей[3]! ¯ //

Комментарий: после чтение и составления партитуры важно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

2. Почему люди спорят?

3. Нужно ли учиться спорить? Зачем?

В каком выражении содержится главная мысль текста? Сделай выбор.

2) Учись спорить грамотно. +

3) Частенько люди любят поспорить.

4) Спор – это «горячее» общение.

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– читать текст выразительно;

– обратить внимание, как развиваются мысли в каждом абзаце;

– определить основное содержание каждого абзаца;

– установить порядок микротем в тексте;

– определить особенности рассуждения.

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– находить соответствие между микротемой текста и названием пункта плана (Р+П+К);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам. Восстанавливают последовательность микротем.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Учатся искать доказательство главной мысли. Результаты работы в группах ученики демонстрируют в классе.

Прислушайся / к речи учеников / на перемене. // Твой тонкий слух / наверняка уловит / неверные выражения, / неграмотные формы слов.// Ученик сказал, / не подумал / и побежал дальше. // А слово / отозвалось обидой, / грубостью. //

Знатоку речи, / родного языка, / любителю литературы / такие высказывания, / как говорят, / режут слух. // Стоит призадуматься о том, / а как / твоя речь / выглядит со стороны. // Согласись, / читатель, / трудно себя контролировать. // Неверное словцо / так и норовит вылететь изо рта / и сорваться с губ. // Не торопись, / не делай этого, / подумай, / прежде чем сказать! //

Иначе / с тобой произойдёт / нелепая история. // Неграмотная речь / вызывает смех / и недоумение / у культурных людей. // И не только у них! / Иногда / даже у настоящего / школьного портфеля. //

Комментарий: В процессе оценивания чтения по критериям уместно задавать вопросы учащимся:

1) Удалось ли чтецу правильно сделать паузы во время чтения текста?

2) Удалось ли выделить голосом ключевые слова в речевых звеньях?

3) Были ли ошибки в чтении? Если – да, то какие?

4) С каким настроением был прочитан текст?

Авторы – волшебники слова

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– читать текст выразительно;

– обратить внимание, как развиваются мысли в каждом абзаце;

– определить основное содержание каждого абзаца;

– установить порядок микротем в тексте;

– определить особенности рассуждения.

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– находить соответствие между микротемой текста и названием пункта плана (Р+П+К);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам. Восстанавливают последовательность микротем.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Учатся искать доказательство главной мысли. Результаты работы в группах ученики демонстрируют в классе.

Авторы, ­/ сочинители ­/ – это волшебники слова. ¯ // Хочешь доказать ­/ эту мысль? ¯ //

Представь себе, ­/ как много ­/ разных слов в языке. ¯ // Автор ¯ // ­/ любыми из них, ¯/ чтобы выполнить задачу: ¯/ создать ­/ интересное произведение. ¯ // Например, ­/ хочет он ­/ высмеять хвастунов. ¯ // Для этого ­/ ему понадобятся ­/ самые «хвастливые» слова и выражения. ¯ // А ещё герой, ­/ который ­/ будет их произносить. ¯ // Автор ­/ как бы доверяет эти слова ­/ выдуманному герою. ¯ //

Вот тут-то и происходят ­ / волшебные превращения. ¯ // Герой хвалится, ­ / хвастается. ¯ // Другие же ­ / слушают его ¯ / и посмеиваются. ¯ // Они понимают, ¯ / что хвастаться ­ / неприлично. ¯ //

Слова, ­ / которые хвастун ¯ / произносит, ¯ / вызывают ­ / совсем другую реакцию ¯ / со стороны слушателей. ¯ // Не ту, ­ / которую он ожидал! ¯ //

Благодаря автору ­ / читатель видит ¯ / и хвастуна, ­ / и слушателей. ¯ //

Читатель ­ / становится другим. ¯ // Изменяет ­ / своё отношение ¯ / к хвастунам ¯ / и хвастовству. ¯ //

Укажи цифрами порядок изложенных в тексте мыслей.

1) Другие понимают, что хвалиться неприлично. 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *