Речка что может делать
Какие глаголы подобрать к слову «река»?
С какими глаголами сочетается слово река?
На мой взгляд, отличие близких по смыслу глаголов несовершенного вида состоит в том, что одни из них означают действие, которое повторяется, происходит вообще, всегда, постоянно, многократно(плавать, носить, ходить), а другие показывают сиюминутность действия, то, что происходит в данный, конкретный момент(плыть, нести, идти).
Володя любил плавать с детства.
Он переживал, что болельщики заметили, как ему было трудно плыть.
Соседки обычно одобрительно перешёптывались, когда Егорка помогал матери носить сумки с продуктами.
Она любила ходить по улочкам любимого города.
Мне пора было идти на работу.
Отрицательная частица «не» с глаголами пишется раздельно: не дождаться, не ладить, не угодить, не посмотрели, не нарисуешь, не устанем, не бегаю, не разбираешься, не смейся.
1) с глаголами, которые без «не» не употребляются: нездоровиться, невзлюбить, недомогать, негодовать, недоумевать, невзлюбить, ненавидеть, несдобровать, неволить.
2) в глаголах с приставкой «недо-«: недоставать, недоедать, недосыпать, недопонять, недогрузить, недодать, недодумать, недоучесть.
II спряжение (в виде стишка запомнить легче):
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «-е»– спрягать нельзя.
В I спряжении слова исключения брить, стелить.
Почему это слова исключения? Если глагол на еть- это I спряжение. Например, глагол 1спр. Писать при изменении по лицам будет иметь форму:пишу, пишешь, пишет. По наблюдаем за словом исключением этого спряжения брить: брею, бреешь, бреет.
Посмотрим подобным же образом на II спряжение: лежу, лежишь, лежит; видеть- вижу, видишь, видит.
Глаголы к существительному «листья» можно подобрать следующие:
Что люди делают для охраны рек от вредного влияния антропогенной деятельности?
Водные ресурсы являются очень важным стратегическим запасом любой страны. Вода имеет огромное природообразующее значение. От качества источников воды, от их состава зависит состояние окружающей среды в целом, а также здоровье людей в частности.
Вода – это жизнь. Поэтому чрезвычайно важно сохранять этот ресурс и рационально его использовать. Что люди делают для охраны рек? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.
Чем и как загрязняют реки
В связи с возросшей антропогенной нагрузкой на все элементы биосферы, основной проблемой в наше время является загрязнение рек вредными веществами, выбрасываемыми промышленными предприятиями. В результате сброса сточных вод меняется в худшую сторону состав воды, гибнут животные и растения, живущие в водоемах. Вредные вещества поступают в реки также с сельхозугодий – это различные химикаты и удобрения. Орошение, забор воды на животноводческие комплексы – все это наносит вред водным ресурсам, нарушая естественный гидрологический режим.
Как мы видим, воздействие человека на всю экосистему, включая водные запасы, достаточно велико. Поэтому для охраны водных ресурсов и окружающей среды необходимо проводить различные мероприятия. Насколько удастся сохранить данный ресурс, зависит от того, что люди делают для охраны рек.
Проблема заиления рек
Наряду с антропогенным влиянием на реки, заключающимся в загрязнении воды вредными химическими веществами, существует также проблема заиления. Оно способствует повышению уровня грунтовых вод, а также заболачиванию пойм. Это делает их непригодными для использования.
Данная проблема касается малых рек. Последствия ее весьма велики и разрушительны. В период весеннего половодья повышается вероятность затопления населенных пунктов, расположенных вдоль русла реки. Заиление рек может привести к катастрофическим результатам, нарушая всю экосистему. Может начаться процесс опустынивания, измениться состав растительности, некоторые виды деревьев и кустарников могут полностью исчезнуть.
Загрязнение рек нефтепродуктами
Это одна из самых острых проблем. Такого рода загрязнение имеет свойство распространяться на очень большие территории. Попадая в природную среду, нефтепродукты нарушают процессы фотосинтеза, а также углеводородный и кислородный обмен. Воздействие данных веществ губительно для развития природных биоценозов. В результате загрязнения рек нефтепродуктами высока вероятность гибели целых звеньев природной экосистемы.
Что люди делают для охраны рек от нефтепродуктов? Сложность проблемы в том, что специальные исследования в данной области очень дорогостоящие, так же как локализация и ликвидация последствий попадания нефтепродуктов в окружающую среду. Поэтому лучше предупредить попадание этих вредных веществ в экосистему, чем устранять последствия. Нужно усиленно работать в этом направлении, чтобы аварийные сбросы не наносили ущерба экологии.
Что люди делают для охраны рек
В данном направлении проводится целый ряд мероприятий. Использование и охрана рек – важная задача, которая стоит перед людьми, потому что от ее выполнения зависит жизнь и здоровье всех живых существ.
Основные методы охраны рек:
Важным звеном в цепочке природоохранных мероприятий является мониторинг состояния водных объектов. Это необходимо для того, чтобы знать реальную картину и принимать в соответствии с этим конкретные решения.
Заключение
Рациональное использование водных ресурсов и охрана рек от загрязнения – задача каждого из нас. Есть мероприятия, которые проводятся на высшем уровне, решения, принимаемые органами власти. Но и на местах каждый из нас может повлиять на экологическую ситуацию своего района. Со школьных лет дети должны учиться бережно относиться к природе. Не выбрасывать мусор, не загрязнять окружающую среду. Это относится и к воде, и к почве, и к зеленым насаждениям. В наших силах сделать свой дом чище и здоровее.
Что можно делать у реки?
Что можно делать у реки, желательно чего-нить оригинального (время года значение не имеет).
Возможно не совсем оригинально, но все-же.
Мы довольно часто у реки, в одном и том-же месте, ловим рыбу. Но это ерунда. Фишка в том, что в крутом глиняном берегу мы выкопали себе коптильню. И когда приезжаем, то берем с собой дрова. Разводим костер и коптим свежепойманную рыбу.
Получается просто здорово. Многие люди даже не верят, что это мы сами делаем, а не в магазине покупаем.
А ещё на реке можно запускать радиоуправляемые модели судов.
Заниматься подводной рыбалкой или просто дайвингом.
Писать стихи, делать зарисовки может именно там появится вдохновение у Вас.
Аппетит точно появляется на природе в любое время года, поэтому там можно кушать, мы на речке летом часто отмечаем дни рождения у кого летом они и другие события, можно взять одноразовую посуду.
Весною на берегах реки и в лесу можно убраться собрать весь мусор, организовать субботник.
Любоваться девушками в купальниках! Эту картину можно созерцать вечно! Хорошо что за погляд денег не берут..)
А еще лучше, влиться в их ряды, и так сказать, изнутри насладиться процессом тесного общения.
Бросать камушки вдоль глади воды так, чтобы они ударялись об ее поверхность, затем отскакивали, пролетали еще какое-то расстояние и снова падали, и снова рикошетили. Если набраться опыта, можно сделать до семи отскоков, хотя я не уверена, что это предел.
Можно взять свечки в маленьких металлических гильзах, зажечь их и пустить в плавание. Конечно, не совсем экологично (хотя стоит попробовать пустить свечи и без гильз), зато так красиво, особенно когда вечереет. Да, кстати, можно и кораблики пустить по воде бумажные.
Еще можно загорать, читать книгу, наблюдать за облаками, ждать Грея на алых парусах.
У реки можно делать все. И древние люди селились именно у реки. Но если об оригинальном, то у реки можно думать и прежде всего о прекрасном. Именно у реки и чаще посещает муза и вот именно к творчеству толкает вот такая красота.
Речка что может делать
Реки — пути сообщения
Реки начали служить путями сообщения ещё в доисторические времена. Реки использовались для общения между отдельными родами и племенами, для обмена, для охоты и т. д. Вначале для сообщения по реке служили плоты, затем долблёные челноки, а позднее — более крупные суда, вначале гребные, а потом парусные.
В ряде стран, как, например, в Китае, Индии и Египте, речное судоходство давно имело первостепенное государственное значение.
Морское и речное судоходство было сильно развито у славян-вендов. Греческие и римские историки называли вендов великим народом. Около двух тысяч лет назад славяне-венды занимали бассейн Днепра, Вислы и Одера.
Водный путь из «варяг в греки» около тысячи лет назад шёл через Неву, Волхов, Ловать, Западную Двину, Березину и Днепр. Переход судов из одной системы рек в другую систему производился в верховьях рек волоком через водоразделы — на Западную Двину и в бассейн Днепра, на Березину.
Наши летописи описывают поход киевского князя Олега в 907 году на Царьград на двух тысячах кораблей.
Поселения и города славян возникали главным образом по берегам рек и на волоках. Новгород, Киев, а потом Москва выросли в большие города потому, что стояли на торговых речных путях. Город Волоколамск возник на волоке из системы Москвы-реки в систему Верхней Волги через Ламу. Город Вышний Волочок был построен на волоке из системы Волги через реку Тверцу в систему Волхова через реку Мсту.
Начиная с XVIII века через волоки во многих местах были прорыты каналы. Некоторые существуют и поныне, соединяя различные речные системы. В настоящее время производится реконструкция многих старых каналов и построены новые каналы: Беломорско-Балтийский, канал имени Москвы, Бугско-Днепровский канал. Заканчивается строительство Волго-Донского канала. В Румынии сейчас строится канал у Констанцы. Он значительно сократит путь от Дуная к Чёрному морю.
Сильно развита сеть каналов в Китае. Великий Китайский канал имеет длину 1600 км. Он соединяет реки Янцзыцзян, Хуанхэ и др. и идёт почти параллельно берегу моря в 100–200 км от него.
Много каналов есть в Германии и Франции. Они не замерзают и поэтому особенно удобны в эксплуатации.
Наши землепроходцы триста лет назад, при освоении Сибири и Дальнего Востока, широко пользовались реками как путями сообщения. Так, Ермак шёл по Каме, Чусовой и через Исеть перевалил в систему Оби и Иртыша. Благодаря речным путям освоение этого края происходило очень быстро.
Общая сеть рек Советского Союза составляет около 1 300 000 км. Из них для нужд транспорта можно использовать около 25 %, то есть около 330 000 км. Судоходных рек у нас около 110 000 км; рек, по которым возможен только сплав плотами, — приблизительно 70 000 км, рек, где может быть сплав россыпью, — около 150 000 км.
На некоторых больших реках, где пороги не совсем стёрты и скорость течения велика, судоходство затруднено. Например, на реке Зее, в районе хребта Тукурингра, на берег иногда забрасывается якорь, и пароход поднимается, вытягивая трос паровой лебёдкой. На Енисее, ниже Красноярска, где имеется большое движение на Казачинском пороге, производится туерная тяга: на дне реки лежит цепь, и пароход или буксирное судно — туер — идёт вверх, лебёдкой перебирая её звенья. На Дунае, в Железных Воротах, для этой же цели по берегу проведена специальная железная дорога: паровоз берёт на буксир пароход и проводит его в этом тяжёлом участке.
Рис. 27. Катер на Верхней Ангаре.
Наше правительство обращает особое внимание на развитие судоходства на малых и на неосвоенных реках. Советскими конструкторами созданы специальные типы мелкосидящих пароходов, теплоходов и барж для перевозки грузов и пассажиров.
Использование малых рек должно быть по возможности комплексным. Если на реке строится плотина, то она должна служить и для повышения уровня реки и для получения электроэнергии.
Водные пути неудобны тем, что часто увеличивают путь груза по сравнению с железной дорогой. Так, например, от Москвы до Горького по железной дороге всего 437 км, а по водному пути — около 1000 км. От Москвы до Ленинграда по железной дороге 650 км, а по водному пути — 1300 км. От Ростова до Ленинграда по железной дороге 1750 км, а по водному пути через Волго-Донской канал и Мариинскую систему — около 4000 км. Кроме того, в центральных районах реки замерзают на полгода, а в Сибири и на севере даже на 7–8 месяцев. Однако нужно принять во внимание, что сплав леса плотами и перевозка нефти по реке обходятся дешевле, чем по железной дороге. Кроме того, водные пути являются более дешёвым видом транспорта, чем автодорожный транспорт. Речной транспорт как средство для сообщения между пунктами, расположенными на одной и той же реке, и для разгрузки железных дорог имеет большое значение и не утратит его и в дальнейшем.
Водные пути — прекрасное место для отдыха трудящихся. Кто побывал на наших могучих реках, тот всегда стремится вновь полюбоваться их величием (рис. 28).
Рис. 28. Волга у устья Камы.
Железнодорожная и автодорожная сеть, по образному выражению советского учёного профессора М. Ф. Срибного; накладываются на речную сеть. Там, где железные дороги и автомобильные трассы должны пересекать реки, строятся мосты.
Мосты строились через реки с самых древних времён. Сведения о строительстве крупных мостов имеются уже за 4000 лет. В Китае, Египте, Италии сохранились до нашего времени изображения древних мостовых сооружений, иногда довольно сложных.
В Византийской империи и в эпоху римского владычества в древнем Риме были построены большие каменные арочные акведуки — мосты для пропуска водопроводных самотёчных каналов или труб через низины и овраги. Эти акведуки имели высоту до 50 м и длину до нескольких сотен и даже тысяч метров.
На территории СССР, в Средней Азии на реке Заревшан и на Кавказе на Драксе, сохранились каменные мосты, построенные около 2300 лет назад. Близ Сухуми есть Абхазский мост, которому около 600 лет.
В России через малые реки издавна строились деревянные мосты, а через большие реки — «живые», то есть наплавные мосты-плоты с укладкой брёвен в два-три ряда. По летописям известны наплавные мосты через Волхов в Новгороде, временные мосты через Днепр у Киева в 1115 году, через Дон перед Куликовской битвой в 1380 году и др.
О постройке мостов говорится уже в 1020 году в «Русской Правде», которая была сводом законов и правил того времени.
В 1813 году замечательный русский механик И. П. Кулибин разработал проект железного моста через Неву. Мост Кулибина не был построен, но проект его поражает своей смелостью даже современных инженеров. В проекте предусмотрено было всё: и разводные части для пропуска судов, и защита во время ледохода, и освещение моста. Вот как оценивал модель кулибинского моста знаменитый русский мостостроитель Д. И. Журавский: «На ней печать гения; она построена на системе, признаваемой новейшею наукою самою рациональною; мост поддерживает арка, изгиб её предупреждает раскосная система, которая, по неизвестности того, что делается в России, называется американскою».
Паромные переправы через реки также устраивались давно. Они существуют и сейчас. Есть паромы весьма сложной конструкции, перевозящие десятки железнодорожных вагонов через большие реки и морские проливы.
Большие современные мосты являются выдающимися инженерными сооружениями.
При строительстве мостов нужно по определённым правилам рассчитать длину моста, подходы к нему, а на судоходных и сплавных реках — выдержать определённые размеры пролётов и высоту низа пролётов над высоким горизонтом.
В высокое половодье на небольших реках вода может переливаться из одного бассейна в другой. В таких случаях необходимо увеличивать длину мостов или наращивать искусственно местный водораздел особой разделительной дамбой, чтобы не было этого перелива.
Реки таят в себе колоссальные запасы энергии. Они несут огромные количества воды, особенно в половодье. Работа, которую производят эти массы воды, в основном отрицательна: реки размывают берега, а в половодье разрушают то, что создано человеческим трудом. Давно возникла у человека мысль уменьшить разрушительную деятельность рек: преграждать путь воды плотиной; там, где это нужно, поднимать уровень реки; создавать водохранилища и использовать энергию рек в водяных двигателях.
Простые плотины для установки мельниц и для водоснабжения известны с древних времён. С XVII века в Западной Европе, а затем и у нас сооружаются плотины для улучшения судоходных условий. В этих плотинах делаются шлюзы — устройства для пропуска судов.
Шлюз — это камера с двумя воротами, расположенными вдоль реки. Когда судно, идущее вниз по реке, подходит к первым воротам (рис. 29, а), в камеру пускают воду и уравнивают горизонты воды в реке и камере. После этого открывают первые ворота, и судно входит в камеру. Ворота закрываются (рис. 29, б). Затем начинают спускать воду из камеры. Спуск производится до тех пор, пока горизонт в камере не станет таким же, как и в участке реки за камерой. После этого открывают вторые ворота, и судно выходит из шлюза в реку (рис. 29, в). Обратный проход ведётся по тому же принципу. При большой разнице горизонтов устраивают шлюзы в несколько камер.
Рис. 29. Проход судна через шлюз.
В верхнем течении Волги более ста лет назад была сделана плотина для увеличения судоходных глубин выше Твери (Калинина). Весной выше этой плотины создавалось огромное водохранилище, а летом, в мелководье, открывались щиты плотины и вода спускалась в реку. Эта плотина работает и сейчас.
Большие капитальные плотины строятся на многих реках мира.
В Советском Союзе плотины обычно используются многосторонне: они дают воду гидроэлектростанциям, предохраняют нижележащую долину от наводнений, так как в водохранилище идёт значительная часть весенних вод; плотины улучшают судоходные условия, а в южных районах служат для орошения земель.
На Днепре у нас построена плотина Днепрогэса у Запорожья. По постановлению Совета Министров СССР, будет построена вторая плотина на 200 км ниже, в Каховке.
В верхнем течении Волги построены плотины в Иванькове, Угличе, Щербакове и сейчас строится плотина в районе Горького. По решению советского правительства на Волге, в Жигулях, будет построена грандиозная Куйбышевская плотина с гидроэлектростанцией мощностью в 2 миллиона киловатт и с выработкой 10 миллиардов киловатт-часов электроэнергии в год и другая плотина — у Сталинграда — с гидроэлектростанцией мощностью 1,7 миллиона киловатт и с выработкой также 10 миллиардов киловатт-часов электроэнергии в год. Это будут самые мощные гидростанции в мире. Заволжье богато плодородными землями, но засушливо. Куйбышевская и Сталинградская плотины дадут этим землям волжскую воду, превратят Заволжье в новую житницу нашей Родины. Оживут и сухие прикаспийские степи. Волжские гидроэлектростанции дадут энергию новым крупным колхозам, которые возникнут в районах Прикаспия.
На Куре у Мингечаура строится высокая плотина. Она ликвидирует наводнения в низовьях Куры и даст нижележащим степям воду на орошение. Здесь же сооружается крупная гидроэлектростанция.
Имеется и строится ряд гидростанций на Кавказе, на Урале, в Сибири и других местах.
Сооружаемые в настоящее время высокие плотины значительно поднимут уровень рек. Чтобы города и сёла, лежащие в долине у плотины, не были потоплены, их отгородят от рек надёжными валами.
При постройке гидростанций на горных реках необходимо знать количество наносов, которое несёт река со своего бассейна. Нужно иметь в виду, что наносы откладываются перед плотиной, и если не предусмотреть специальных промывных устройств для сброса наносов и не построить достаточно высокую плотину, то всё водохранилище выше плотины будет заполнено наносами. Были случаи, когда на горных реках водохранилища в течение 5–10 лет заполнялись наносами и гидростанции начинали работать с перебоями.
В последнее время обращено особое внимание на плотины местного значения для колхозов, совхозов и небольших городов. Эти плотины строятся на мелких реках. Общая потребность колхозов и совхозов в электроэнергии исчисляется в 3,5 миллиона киловатт. Такое количество энергии могут полностью дать наши малые реки.
Мы живём в замечательную эпоху. Проект Большой Волги с постройкой ряда громадных плотин, который ещё 10–15 лет назад враги Советского Союза считали неосуществимым, уже близок к завершению. Теперь ставятся и изучаются новые проблемы использования наших рек не только с точки зрения энергетики, орошения и пр., но и возможного изменения климата. Остановимся на некоторых новых проектах такого комплексного использования рек путём устройства высоких плотин.
Имеется интересный проект по использованию Печоры. Река эта впадает в океан, не принося нам особой пользы. Если в среднем течении Печоры построить высокую плотину и прорыть водораздел между истоками Печоры и Камы, то вода из Печоры пойдёт в Каму и дальше в Волгу и Каспийское море. Это так называемый проект «северного питания». Расход воды Камы и Волги увеличится. Уровень Каспийского моря несколько поднимется.
Наиболее грандиозный проект поворота течения рек возник в самое последнее время. Он предложен советскими инженерами Давыдовым и Шульгой. Это — поворот Оби и Енисея в Среднюю Азию для целей орошения и изменения климата. Обь и Енисей могут быть соединены через притоки. Затем прорывается искусственное русло в Тургайских Воротах, и созданная советскими строителями «Южсибрека» направляется в Среднюю Азию, к Аральскому и Каспийскому морям. Этот грандиозный проект может быть осуществлён в течение 10 лет.
Орошение и водоснабжение
В горных и полугорных районах реки имеют большие уклоны. От реки делают отводный канал с меньшим уклоном, чем у самой реки. Этот канал ведут по равнине около реки и орошают поля. По такой схеме сделаны оросительные каналы на всех реках Средней Азии, Закавказья.
Этот простой приём применялся ещё в древние времена в Египте, Ассиро-Вавилонии, а также в Центральной Америке до нашествия испанцев.
В некоторых местах, где нет больших уклонов, бывает выгодно поднимать воду вверх насосами и пускать по каналу для орошения.
В засушливых районах урожай в значительной степени зависит от искусственного орошения. Поэтому в среднеазиатских республиках Советского Союза обращено особое внимание на использование всех возможных водных ресурсов. Там построен Большой Ферганский канал, создана Фархадская оросительная система на Сыр-Дарье. Решением советского правительства в Средней Азии от устьевого района Аму-Дарьи через пустыню Кара-Кумы (Злые пески) до Красноводска будет проведён Главный Туркменский канал длиной 1100 км с плотиной на Аму-Дарье. Канал будет забирать вначале 30 процентов воды Аму-Дарьи, а затем, до 40 процентов. Этот канал совместно с распределительной сетью длиной в несколько тысяч километров обводнит громадное пространство Прикаспийской долины. Оживет около 7 миллионов гектаров пустующих сейчас земель. Вода не будет сбрасываться в Каспийское море, — она пойдёт на орошение и водоснабжение.
Большое значение имеют реки для водоснабжения городов. Вода берётся из верхнего течения. Устраивается специальный водоприёмник, очищающий речную воду. На некотором расстоянии выше водоприёмника запрещён спуск сточных вод, а иногда даже и купанье. Выше Москвы, на Истре, притоке Москвы-реки, сооружено водохранилище, откуда в Москву-реку для водоснабжения пускается вода через Рублёвскую станцию. Кроме того, вода в Москву идёт по каналу из Волги от Савёлова. Пароходы и баржи, плавающие по каналу, имеют специальные канализационные цистерны и не загрязняют воду канала.
Можно ли предвидеть высоту паводка?
Всем живущим и работающим около реки важно заранее знать, как будут изменяться уровень и расход воды на реке. Важно знать также, в какой примерно день можно ожидать наивысший уровень, сколько времени этот уровень будет держаться.
Действительно, зная время наступления и высоту уровня паводка, можно к нему заранее подготовиться. Жители могут временно выселиться из угрожаемого района и предохранить своё имущество от порчи. Предприятия также примут соответствующие меры. На плотинах будет проведена подготовка к безаварийному пропуску паводка.
Если ожидается очень высокий паводок, можно нарастить земляные валы, стесняющие разлив.
Можно ли предвидеть величину паводка?
В громадном большинстве случаев можно.
Как же это делается?
Предвидеть — это дело не простое и требует сложной организации. Сложность заключается в том, что на реках везде должны быть водомерные посты, где в половодье уровни измеряются два-три раза в сутки, а иногда и каждый час.
Кроме водомерных постов, на бассейнах рек должны быть метеорологические станции, где измеряется толщина снегового покрова, осадки, выпадающие в виде дождей, направление ветра, температура, атмосферное давление и пр. Все сведения от водомерных постов и метеорологических станций должны быть быстро переданы Центральному институту прогнозов. Поэтому должна быть хорошо налажена телеграфная и радиосвязь между постами, станциями и Институтом.
Центральный институт прогнозов получает десятки тысяч телеграмм и радиограмм в сутки. Он обрабатывает весь этот материал и даёт прогноз на погоду и на уровни рек.
Прогноз — слово греческое; про означает «вперёд», агноз — «знание». Этим подчёркивается, что мы не угадываем событие, а узнаём о нём заранее.
Прогнозы приносят много пользы. Так, например, благодаря своевременному извещению о наступлении большого и продолжительного паводка на Куре и Драксе в 1931 году были спасены от затопления большие пространства ценных земель. Своевременное извещение о грандиозном паводке, ожидавшемся в 1931 году на Днепре, дало возможность принять меры для пропуска воды на строительстве Днепрогэс, которое тогда ещё не было закончено.
В настоящее время довольно точно вычисляются уровни воды и сроки наступления весенних половодий и летних паводков на крупных реках в освоенных районах и на Волге.
Особенно точные сведения можно получить для среднего и нижнего течения больших рек. Действительно, паводочная волна на Волге у Горького, например, и в нижнем течении Камы проходит в первой половине мая, а у Куйбышева и Саратова — во второй половине мая. Поэтому есть время и материал для установления точных данных по паводку в низовьях Волги. Для примера мы приводим таблицу 10, в которой показано движение паводочной волны на Волге и Каме во время одного очень большого паводка.
Из таблицы видно, что простым сопоставлением сроков прохода паводочной волны можно приблизительно определить время наступления большого паводка в том или другом пункте. Уточнить это время позволяют сведения, получаемые от метеостанций.
На небольших реках необходимо учитывать количество осадков в бассейне, скорость таяния снега, возможность прохода весенних дождей. Здесь более сложный расчёт, но тем не менее он также решается вполне удовлетворительно.
Очень важен прогноз на вскрытие рек и ледостав. В этом особенно заинтересовано судоходство.
Центральный институт прогнозов даёт сведения и об ожидаемых низких горизонтах и расходах воды. Это важно для орошения полей, водоснабжения городов и промышленных предприятий и для бесперебойной работы гидростанций.
Хорошая постановка службы прогнозов — это большая победа человека над водной стихией.