Реджио педагогика что это
Реджио педагогика
«Сказка дает нам ключ, с помощью которого можно войти в действительность другими путями»
В современном ФГОСе дошкольного образования прописан один из важнейших принципов — свобода детского выбора, когда сам ребенок определяет содержание своего образования, выступает субъектом образования. Создание условий для развития творческих способностей и инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками является главным направлением программы. Как педагогам ДОУ эффективнее реализовать эти положения с учетом современного прогрессивного методического опыта? На помощь приходят различные образовательные методики мировой педагогической коллекции. Одна из них – Реджио – педагогика.
История Реджио – педагогики
История этой методики началась в послевоенной Италии в период, когда детские сады и школы переходили из государственных рук в муниципальные, становились народными. Итальянцы строили новые школы из подручных материалов. Уставшие от военных ужасов, они верили, что изменить мир и общество можно, начиная с правильного воспитания детей. В городке Реджио-Эмилия учитель и психолог Лорис Малагуцци (1920—1994 гг.) принимал активное участие в создании новых школ и детских садов, руководил работой детских муниципальных учреждений.
В школах и садах дети общались на местном итальянском диалекте и не всегда понимали преподавателей. Тогда педагоги решили больше слушать детей и строить обучение исходя из интересов детей.
В 1963 году в г.Реджио-Эмилия открылась первая муниципальная школа «Робинзон», в которой было несколько десятков учеников и две учебные комнаты. Один из первых проектов, над которым работали дети — быт Робинзона Крузо в соответствии со сказкой Даниэля Дефо. Ученики рисовали, лепили, конструировали, воплощая собственные идеи, а педагоги им помогали.
Горожане настороженно относились к новой школе, а педагоги были настроены решительно и оптимистично. Они стали иногда проводить уроки на свежем воздухе. Учеников привозили на грузовике на экскурсии, в парки, на площади со всеми школьными принадлежностями. Занятия проходили необычно, детворе они очень нравились, а учителя отвечали на все интересующие вопросы и детей и прохожих. В 1970 году был открыт первый ясли – сад, а в 1971 году Л. Малагуцци провел в Реджио – Эмилия семинар для педагогов, рассказывая о новом опыте работы с детьми. Л. Малагуцци не разрабатывал теоретических основ новой методики, не подводил научную базу, хотя увлекался работами Л. Выгoтского, М. Монтеcсори и других известных ученых. Итальянец учился у самих детей, считая, что они лучше взрослых знают, как им познавать мир. «У детей стo языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать и говорить…», надо только научиться понимать — считал Л. Малагуцци.
У новой школы Реджио – Эмилии вскоре появилось много друзей и единомышленников, а популярный писатель Джанни Рoдари посвятил детям этого города книгу «Грамматика фантазии». Главная мысль этого труда – воображением наделены все, но некоторые идеи медленно прокладывают путь и их надо двигать вперед.
Основные принципы Реджио — педагогики
Суть Реджио-педагогики заключается в том, что ребенок получает свободу исследования и сам выстраивает процесс познания, а педагог не воспитывает, а ассистирует. Такое сотрудничество расширяет видение мира с позиции ребенка, он сам замечает взаимосвязи явлений, вещей, событий, в чем и заключается смысл интеллекта.
Обычно воспитатель смотрит на ребенка сверху и не заглядывает в глаза, а лучше быть с ним на одном уровне.
Детей не надо заставлять слепо подчиняться правилам общества. Можно просто объяснить им суть явлений и самих подвести к той или иной мысли с помощью наводящих вопросов. Желательно расспросить ребенка о том, что ему уже известно о ситуации, задать открытый вопрос, не требующий однозначных «Да» или «Нет». Если выстроится детская логическая цепочка, то ребенку легче будет усвоить правила, принятые в коллективе.
Не надо говорить ребенку, что он не прав, желательно прислушаться к нему и спросить, почему он так думает. Детский взгляд может иметь неожиданное решение. Если нарисовано красное небо, а не голубое, то это может быть закатом или рассветом. Объяснения бывают «неправильными» только в глазах воспитателя, у детей это могут быть «другие» объяснения, у них своя логика. Может быть деревья синие потому, что на них сидит много синих птиц?
Реджио – подход предполагает во всем давать ребенку свободу выбора. Родители и педагоги часто ставят детей в рамки, не спрашивая их мнения. Пусть же у ребенка будет хоть маленький, но свой выбор. «Ты положишь платочек в карман или понесешь в руках?». «Ты будешь сегодня кашу или омлет?». «Мы пойдем сначала в парк или в магазин?». Не стоит ребенка торопить с выбором, пусть он хорошо подумает и расскажет, почему принял такое решение.
Реджио – педагогика предполагает обучение детей всегда и везде, в любой ситуации. Например, дети моют руки после прогулки. Можно спросить у них «Почему важно мыть руки?». Они начнут рассказывать про микробы и бактерии, их научили родители. А какие они, микробы? У детей могут быть разные ответы, они могут учиться на опыте друг друга, рассказать разные случаи. Может быть, они смогут нарисовать бактерию. Может быть, придумают вместе сказку про микроба. Возможно, из обыденной ситуации родится новый увлекательный проект.
Развивать творческое мышление, фантазию намного важнее, чем научить детей читать и писать. Фантазировать дети могут только в самом раннем возрасте, со временем эта способность будет поглощена логикой образа жизни. Читать и писать ребенок научится в любом случае, рано или поздно, а фантазию и образное мышление надо развивать с детства.
В Реджио – Эмилии третьим воспитателем считали помещения детского сада (первые два – это родитель и сам воспитатель). Наглядные образы и пособия в комнатах играют важную роль в творческом образовательном процессе. В наших традиционных детских садиках группы наполнены стандартными игрушками – простыми цветными предметами, куклами, машинками, кубиками. В детских садах Реджио – Эмилии в помещениях чаще можно увидеть песок, ветки, проволоку, краски, материалы для творчества, ящики с инструментами. А если игрушки есть, то они должны быть со смыслом, подталкивать к развитию логики и фантазии, заставлять думать и творить.
В соответствии с Реджио – педагогикой стены детского помещения должны быть «говорящими», то есть оформлены плакатами, рисунками, зеркалами, любыми предметами и изображениями, которые активизируют мышление и фантазию. Пусть это будут долгосрочные проекты или актуальные выставки, но не одна красивая фреска или роспись на много лет.
Воспитатели детских садов в Реджио – Эмилии в рамках рефлексии документируют мысли, творческие достижения детей, обсуждают с коллегами какие темы интересны детям, как помочь реализовать проекты, на каком ребячьем «языке» лучше поговорить, чтобы развить идею.
Образно, «сто языков ребенка» — это:
Воспитателю важно выстраивать взаимодействие с детьми не только словесно, но и задействовать все варианты творческого невербального общения.
Реджио – педагогика получила признание среди воспитателей всего мира. В Итальянский городок ежегодно приезжают на семинары наставники, воспитатели и учителя из многих стран. Критики отмечают всего лишь два главных недостатка Реджио – педагогики – невозможность численно измерить успешность ребенка, протестировать для стандартной отчетности и поощрение споров ребенка с педагогом. Но недостатки это или достоинства – тоже спорный вопрос.
А на скольких языках Вы говорите с ребенком?
6 правил воспитания по итальянской реджио-педагогике
Помимо вальдорфской школы и Монтессори, существуют и другие альтернативные методики образования. Например, итальянская реджио-педагогика, которая недавно появилась и у нас. Какие у неё особенности, Елене Шмараевой рассказала глава департамента детских программ Еврейского музея и центра толерантности Ирина Дворецкая.
Реджио Эмилия — город на севере Италии, где после Второй мировой войны открылись детские сады, в которых дошкольников воспитывали и учили, руководствуясь совершенно новыми принципами. Теоретиком нового подхода стал педагог Лорис Малагуцци, опиравшийся на методики и идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других. Малагуцци придерживался мнения, что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого — помочь детям использовать свои познавательные возможности. Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.
1. Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза
Самое главное в реджио-педагогике: ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как другой — неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог. Мы говорим: надо не опуститься до ребёнка, а подняться до него. И это в прямом и в переносном смысле.
Как часто мы смотрим детям в глаза, разговаривая с ними? Мы всё время смотрим на ребёнка сверху, а он на нас смотрит снизу. Что он видит? Уж точно не наши глаза. Мы должны быть с ребёнком на одном уровне. Сидеть с ним на детском стуле или на полу, разговаривать, глядя ему в глаза, есть с ним — и когда мы едим, мы должны тоже находиться на одном уровне. А когда мы смотрим какое-то произведение искусства, мы, наоборот, поднимаем ребёнка на уровень картины.
2. Объяснить правила и задать вопрос
Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.
Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты — как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.
Но прежде чем объяснять и транслировать правила, да и просто о чём-то рассказывать, мы должны задать открытый вопрос. Что дети уже знают об этом?
Правила о правилах: что делать, чтобы ребёнок слушался и соблюдал ваши договорённости
Реджио-педагогика взяла очень много у Льва Выготского. Он говорил: мы должны понять, где, в какой точке по тому или иному вопросу ребёнок находится сейчас — и мы узнаем зону его ближайшего развития.
Поэтому наша задача, и педагогов и родителей, как можно больше задавать открытых вопросов и почти не задавать закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет». Всё-таки мы должны побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её. Не быть говорящей головой, а спросить. Интерес ребёнка теряется, если мы начинаем говорить то, что он уже знает.
3. Не «неправильно», а «по-другому»
«Небо красное!» — говорит ребёнок. Не спешите поправлять, ведь это даёт мотивацию подумать: а может ли быть небо красным вообще? Это может стать толчком к какому-то исследованию, к расширению знаний. Мы не должны останавливать и говорить: «Нет, так не бывает!» Надо попытаться вместе со своим ребёнком понять, когда это может быть? Возможно ли это увидеть? На самом деле я не знаю цвета, каким не может быть небо.
Однажды в детском саду ребёнок нарисовал оранжевого ежа. И реакция педагога была: «Ёжик не может быть оранжевым. Он серый, коричневатый, ещё какой-то. Но только не оранжевый». Придя на занятие в другой группе, с детьми четырёх и пяти лет, я решила задать вопрос: «Могут ли ёжики быть оранжевыми?» Такая тишина наступила сначала… И началось! Я получила больше десяти версий. Один сказал, что ёжик вымазался в глине. Другие говорили, что ёжик может быть оранжевым осенью, потому что на него упали листья. Третьи сказали: он, может быть, в подосиновиках весь. Кто-то ещё сказал, что это сказочный ёжик, «и художник нарисовал оранжевого ёжика, потому что это сказка про оранжевого ёжика». Феноменальный ответ! И был очень интересный ответ в конце: «А может быть, у ёжика была аллергия на апельсины?»
Это такая радость для детей! Понимать, что нет одного правильного ответа. Что тебе не говорят: это правильно, а это неправильно. Поэтому вводите другие термины в общении с детьми: «Это так, а это — по-другому». Это не хорошо, не плохо — это просто по-другому. Вы думаете так — ваш ребёнок думает по-другому. Это даёт почву, чтобы разговаривать: почему он так думает? Почему вы так думаете?
4. Предлагать выбор и не торопить
Целый блок в реджио-педагогике посвящён теме выбора, это очень важная вещь. Но я опять возвращаюсь к тому, что прежде чем учить детей выбору, мы должны быть готовы к этому. Мы не должны спешить — это одно из главных правил.
Потому что утром мы спешим, мы делаем бутерброд — не спрашивая, мы наливаем чай — не спрашивая. Когда мы задаём вопрос, выбор обязательно должен быть: «Ты хочешь чай с лимоном или без? Сладкий или нет?». Вы скажете: сложно, мы опоздаем в сад, мы опоздаем ещё куда-то. Но поэтому и здесь существуют некоторые правила: чем меньше ребёнок, тем меньше опций у него для выбора. Но в любом случае даже трёхлетний ребёнок может выбрать — белый или чёрный хлеб он будет есть. И сам положить на него кусочек сыра. У него выбор сегодня только в хлебе, но он у него есть.
Или выбор одежды. Родители часто утром говорят: «Мы опоздали, потому что выбирали». Но можно ввести правило и выбирать одежду для утренней прогулки или детского сада с вечера. Ребёнок может её долго выбирать или недолго — если он её выбрал с вечера. А если утром поменялась погода, а ребёнок выбрал фланелевое платье? Значит, надо помочь и аргументировать: да, можешь, конечно, надеть, но тебе будет жарко. Задайте вопрос: что нужно сделать, чтобы тебе в этом не было жарко? Может быть, сменное платье положить?
Ребёнок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса
Он решил идти в этом, но у него в рюкзаке есть другая одежда. Ваши аргументы ребёнок не принял, но он понял, что есть какой-то другой путь. Это платье или рубашка может там пролежать, он ими не воспользуется, но он знает, что есть решение. И абсолютно никаких негативных эмоций.
Если придерживаться идеи о том, что выбор есть всегда, то лучше не делать порционную еду. Ребёнок с трёх лет запросто с вашей помощью может себе налить суп из ёмкости, которую вы поставите на стол. Он решит сколько и сам выберет — бульон налить или густой суп. Это для него целое приключение: не ему налили суп, сколько мама посчитала нужным, а он сам! И сразу возникает интерес к еде. Чем ребёнок старше, тем больше ситуаций, когда он делает выбор. Постепенно мы будем требовать аргументации: «Почему ты это выбрал, расскажи?»
Родители всё время путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Это не будет легко, но ребёнку потом в жизни будет легче. Он будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.
5. Учиться в любой ситуации
В реджио-педагогике есть такой принцип: нет определённого времени для получения знаний. Вот вы сидите за обеденным столом. Можно задать вопрос: как ты думаешь, из чего этот суп? У ребёнка есть опыт, и он может предполагать. Так, это оранжевый суп. Что может быть оранжевым? «А, я знаю, тыква оранжевая!» Но нет кусочков — что же сделали с этой тыквой? «А, её смололи!» Чем смололи? Комбайном или миксером — и покажите в следующий раз, как это делается.
Это даёт нам некую мотивацию делать с ребёнком проекты: ответы на вопросы, которые мы находим с помощью исследования. Например, вы читаете книгу «Где обедал воробей?». Где ещё можно понаблюдать за воробьём, где он ест на самом деле? На детской площадке не увидели — пошли в лес, в парк. Пока воробья не видно, но прилетела ворона! И мы попутно узнали, что ворона ест. Может ли воробей есть то же, что и ворона? Появляются вопросы, на которые ребёнок отвечает с помощью наблюдения. Можно расширить знания с помощью книги, фильм показать, сходить в музей.
Я ещё люблю такой термин — свидание с творчеством. Это не обязательно свидание с каким-то высоким искусством. Можно и в булочную сходить! Посмотреть, какие там булки, и подумать: а как же их пекут? Может быть, на хлебозавод съездить на экскурсию, а может, устроить дома булочную вместе с ребёнком.
Часто ребёнок получает знания, которые разложены по полочкам. Здесь — математика, здесь — рисование, здесь — язык. На самом деле это деление должно быть условным
Например, начиная учиться играть в шахматы, мы можем начать изучать клетку, горизонталь, вертикаль, ориентирование в пространстве: вправо, влево. Если мы говорим о развитии речи, то мы можем изучать согласование текста с движением, включить сюда творческую деятельность, описательную, признаки предмета.
Когда мы обсуждаем что-то, мы не говорим, хорошо это или плохо, — мы говорим о своём личном отношении. «Мне не нравится осень». Почему? А за что можно это холодное и дождливое время любить? И кто-то из детей говорит: «На самом деле так классно, что можно бегать по лужам!». А другой спорит: «Но ведь ты будешь мокрым и заболеешь!». Тогда оппонент продолжает: «Но ведь можно правильно одеться, надеть дождевик и сапоги!»
И ещё один важный момент, на который мы обращаем внимание в реджио-педагогике: информацию о чём-то ребёнок может получить не только от взрослого. Когда взрослый задаёт вопрос: «Что вы знаете об этом предмете?» — опыт кого-то из детей уже позволяет ему ответить, а другие получают знания от него, от своего сверстника. Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.
6. Фантазировать важнее, чем читать
У многих родителей главная задача — скорее научить читать и считать. На самом деле ни я, ни вы не знаем ни одного человека в своём окружении, который не мог бы этого делать. Но мы найдём очень много людей вокруг себя, которые не обладают способностью аргументировать, размышлять, придумывать какие-то проекты, я уж не говорю о том, чтобы планировать их, создавать новые концепции. Поэтому, мне кажется, главная задача — это развитие творческого мышления. Мы пропагандируем развитие проектного мышления, потому что в проекте, не важно, какой тематики, можно и посчитать, и рассказать о признаках предмета, и зарисовать его, и сравнить.
Фантазирование, образное мышление у нас развито тем лучше, чем мы младше. Но потом это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, если ему такое развитие не дать, то логика задавит и вряд ли мы что-то приобретём в этом смысле дальнейшем.
Не важно, кем мы будем, — логика придавила нас и мы живём. Да, логически выстроен у нас день от и до. Но где тут вкус к жизни? Где тут идеи, которые будоражат? Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.
Фото: детский центр при Еврейском музее
Реджио педагогика, Реджио-Эмилия подход
В то время как во всем мире Реджио-подход уже стоит на одном уровне с Вальдорфской школой и школой Монтессори, в России он только сейчас набирает популярность. Педагогика Реджио-Эмилия в данный момент считается одной из самых перспективных методик развития. Она используется в муниципальных садах Италии, Германии и других странах Европы, а также в частных детских садах США и Канады.
История Реджио педагогики
Реджио педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом к детям. Данную методику разрабатывал психолог Лорис Малагуцци совместно с другими родителями. В свою методику они вобрали идеи самых знаменитых психологов и педагогов того времени: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. Таким образом они пытались сконцентрировать весь мировой и самый прогрессивный опыт того времени в своем подходе. Спойлер — у них получилось.
Реджио педагогика возникла в данном регионе Италии не случайно. Он славится своей «левой» (социальной) направленностью, высоким уровнем общественной активности и гражданственности. Такая особенность региона оставляет определенный след на реджио педагогике, и помимо воспитания в ребенке личности, ставит цель воспитать в нем: демократичность, солидарность с другими людьми и социальную справедливость.
Роль педагога
Педагог не воспитывает, а ассистирует детям. Он выступает в роли равного партнера, который помогает реализовывать желания и идеи ребенка. Поэтому он активно и внимательно слушает ребенка, относится к нему с уважением и всячески стремится помочь. Педагог не учит детей готовым ответам, он побуждает их самих задаваться вопросами и искать свои собственные решения и ответы, совершать собственные открытия. На это в том числе направлен метод проектов, о которым мы поговорим ниже.
Развивающая среда Реджио
Чтобы ребенок мог себя проявить наиболее активно, для него создается особая богатая среда, которая состоит из:
Все это способствуют проявлению естественной любознательности и творчеству ребенка.
Пространство поделено на разные зоны: уединённые уголки, где дети могут отдохнуть от коллектива; большие комнаты, где дети проводят масштабные мероприятия; дворики, где дети гуляют и изучают окружающую среду; мастерские и т.д. Такая среда позволяет детям полностью проявлять себя: когда хочешь побыть один — достаточно пойти в конец комнаты, если хочешь поиграть или совместно исследовать мир — приходи в ее центр.
Еще одна особенность, это «пьяцца» — место встречи всех детей, где дети и взрослые встречаются с утра и обсуждают, что происходит в детском саду и вне сада, какие проекты сейчас создаются и какие можно начать в ближайшем времени (подробнее про проекты мы поговорим дальше). Такой ритуал очень важен, так как приучает детей обмениваться мнениями, слушать и уважать друг друга.
Пространство Реджио
Пространство в детских садах по методике реджио отличается от обычных принятых в России. Во-первых, его площадь сильно больше. Во-вторых, есть прозрачные стекла и зеркала, чтобы дети могли видеть и изучать самих себя. В-третьих, дети могут помогать готовить на кухне и даже приносить свои рецепты блюд, чтобы сготовить вместе. В-четвертых, в предметах и отделке практически не используется пластик, предпочтение отдается природным материалам.
Свобода выбора и активность
Дети исходя из своих интересов и настроения сами выбирают чем им заниматься со всем этим богатством среды. Свободно выстраивать день по своему желанию и проводить его, как самостоятельно, так и совместно с другими детьми или педагогами.
Они могут выражать себя и изучать мир на «сотнях языках» (сотнями способов). Например, через лепку, рисование, изучение с помощью увеличительного стекла, через чтение книг, игры с детьми и т.д. Именно свобода самовыражаться многими способами, является ключевым в реджио подходе. Выше вы могли увидеть изображение с камнями, на ней детям предоставлены способы наблюдать камень не только в жизни держа его в руке, но и средства разглядывать его через увеличительное стекло, изучать его через книги, зарисовывать его, записывать свои идеи и мысли и т.д. Ребенку дается «сто способов» познания и проявления себя.
Как говорил Малагуцци — «Что бы выразить себя, у ребенка есть 100 языков, но 99 у него отбирают взрослые, оставляя только речь». Поэтому главная задача взрослого — не запрещать детям, а помогать им использовать свои познавательные и творческие способности, оставляя инициативу за самим ребенком. Ведь ребенок по природе своей любопытен и активен с самого рождения, он сам творец своей личности и своих способностей.
Проектная работа
Особое место в реджио педагогике занимает проектная работа. Тема работы определяется спонтанно, исходя из вопросов и интересов детей на данный момент, и обсуждается каждое утро во время сбора всей группы. Также темы могут рождаться в играх и разговорах детей, зачем педагоги следят. Проект может длиться разное время, от несколько часов и дней до года. Он может остановиться и снова возобновиться, его можно прекратить раньше времени. Важен не столько итоговый результат (итоговый плакат), сколько сам процесс познания и творения. В проект может включаться вся группа детей или ее часть, но также его можно делать в одиночку. Важно, что педагог не раздает указания и задания детям, он включен в проект наравне с детьми, и с этого положения может иногда ненавязчиво управлять ходом процесса.
Приведем один из примеров таких проектов, который родился из детских потребностей, и получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети знакомились с жизнью льва через видеофильмы и рассказы, изучали каменную статую льва на площади, лепили и создавали его из разных материалов. Окончательный рисунок в виде плаката со львом поражал своей красотой. Чтобы прийти к такому результату, детям пришлось пройти длинный путь познания и проб.
Фиксация обучения
Важной частью реджио является документирование процесса. Разговоры, обсуждения, ход мышления и действия детей часто записываются на фото и видео, а стадии работы фиксируются педагогами. Результаты деятельности детей с описанием процесса и достижениями вывешиваются на стендах и в самих классах, чтобы дети и родители могли всегда вернуться к интересной теме. Также для каждого ребенка создается свой архив с фотографиями, рисунками, поделками, записями разговоров и т.д. Такая документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее, и осознать результат и его ценность.
Реджио-подход — это системная методика, которая затрагивает все сферы развития ребенка. Она наделяет ребенка такой свободой и выбором, которые не может предоставить ни одна другая методика. Реджио-педагогика позволяет ребенку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в 21 веке. Из всех современных методик, мы считаем, что Реджио-подход, является наиболее оптимальным для развития ребенка.
Этих же взглядов придерживаемся и мы, команда Progressio. Отражение Реджио подхода вы можете найти в наших принципах развития детей для родителей.
Методика Реджио полностью отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»: