Реечный домкрат для чего
Как пользоваться реечным домкратом
Наверно, каждому автовладельцу приходилось сталкиваться с проколом колеса или застреванием машины в грязи. Возвращение транспортного средства в рабочее состояние в таких непредвиденных ситуациях может стать проблемой, особенно если вы находитесь далеко за городом и не имеете при себе такого приспособления, как домкрат. Сегодня мы поговорим о реечной его модификации, которая пользуется большой популярностью у любителей езды по бездорожью.
Что такое реечный домкрат
Инструмент имеет высокий КПД и большую грузоподъемность
Этот мобильный инструмент служит для подъёма тяжёлых грузов, в частности, автомобилей. Ввиду простоты конструкции приспособление считается очень надёжным и долговечным. Основными рабочими элементами такого домкрата являются дырчатая рейка, подъёмный механизм, рычаг, а также опорная пятка.
Изделие является незаменимым помощником фаната off-road. С помощью инструмента можно снова поставить на ход своего «четырёхколёсного товарища», который застрял в болоте либо в снегу. Только реечная вариация устройства позволяет поднять одну из осей машины на высоту свыше полутора метров.
Область применения
Реечный домкрат является многофункциональным устройством, ведь подъём транспортного средства может осуществляться четырьмя способами. Кроме того, приспособление может заменить лебёдку, струбцину и даже пресс. Рассмотрим все варианты использования инструмента более подробно.
Подъём машины за силовые части
Перед подъёмом машины установите домкрат на твёрдую поверхность
Поддомкрачивание авто за усиленные выступающие элементы, такие как пороги и бамперы, – это, безусловно, самый очевидный способ применения реечного «товарища». Так, можно достать транспортное средство из глубокой и раскисшей колеи либо приподнять переднюю часть автомобиля, тем самым упростив задачу лебёдке.
Подъём за колесо
Если ваша машина не оснащена усиленными конструкциями, то вытащить её из любой субстанции поможет специальный аксессуар под названием Lift Mate, которым зачастую комплектуется подъёмник. Данное приспособление надевается на «клюв» подъёмника и цепляется за колёсный диск висящими на тряпичных стропах крюками. После этого выполняется подъём.
Для подъёма машины за колесо используются специальные стропы
Полезный совет: Если Lift Mate изначально не входил в комплект домкрата, то его можно купить отдельно. При этом стоит отдавать предпочтение аксессуарам с прорезиненными крюками.
Поддомкрачивание за бампер
Приспособление подходит почти для всех металлических бамперов, под которые нельзя установить «клюв» домкрата
Бывают ситуации, когда для замены повреждённого колеса нужно приподнять машину за бампер. Но как поступить, если последний не способен выдержать вес авто. В этом случае вас выручит ещё одно дополнительное приспособление – Bumper Lift. Это устройство представляет собой цепной строп с насадкой на «клюв» домкрата и одним мощным крюком, которым можно ухватиться за силовые элементы под бампером (раму, мосты и прочее).
Полезный совет: При покупке Bumper Lift обращайте внимание на его максимальную грузоподъёмность.
Домкрат как замена лебёдки
Как отмечалось ранее, эксплуатация реечного инструмента не ограничивается подъёмом транспортных средств и прочих тяжеловесных грузов. Hi Jack можно использовать и в качестве ручной лебёдки. Иногда для того, чтобы освободить своего «железного коня» из снежного или грязевого плена, нужно сдвинуть его менее чем на полметра. И возможностей реечного домкрата вполне хватает для решения таких задач. Причём подъёмник можно расположить в наиболее удобном месте, спереди либо сзади машины, а потом уже выталкивать или вытягивать машину в нужную сторону.
Устройство реечного домкрата
Чтобы понять принцип работы подъёмника, нужно сначала изучить его устройство. Hi Jack состоит из следующих элементов:
Принцип действия
В основе работы реечного домкрата лежит поэтапное перемещение нагрузки между малой и большой площадками, установленными на рейке. Давление передаётся при помощи шатуна.
Так, в начале подъёма груза ручка расположена строго вертикально, а вся нагрузка приложена к большой площадке. При опускании рычага шатун начинает упираться в малую площадку, которая в свою очередь передаёт подъёмную нагрузку верхнему упору до тех пор, пока палец не займёт следующее отверстие в рейке. В этот момент давление на малую площадку прекращается. Потом ручка снова поднимается, а вместе с ней и нижний упор (ровно на одно отверстие). Так выглядит один цикл подъёма.
При опускании груза всё происходит в обратном порядке, то есть путём циклического поднятия рычага. Когда ручка занимает горизонтальное положение, всю нагрузку принимает малая площадка. А при подъёме большая площадка опускается, пока штифт не перескочит в соседнее нижнее отверстие. И, соответственно, при каждом опускании рычага малая площадка опускается на одно отверстие.
Видео: обзор топового инструмента Hi Lift
Какой выбрать
При покупке в первую очередь нужно определиться с маркой и габаритами приспособления. Какое же выбрать? Производителей реечных домкратов немало. Но если вы хотите приобрести действительно качественный и надёжный инструмент, то лучше оригинального домкрата от американской компании Hi Lift вы не найдёте. Эта фирма производит реечные домкраты более ста лет, а их продукцией пользуются самые заядлые джиперы.
«Хай-Джеки» выпускаются только в двух цветах – чёрном и красном. Изготавливаются они из высокопрочного чугуна и имеют несколько стальных деталей. Такие домкраты считаются эталоном надёжности и качества. Стоят они, конечно, немного дороже моделей других производителей, но свою цену оправдывают полностью. По крайней мере, модификации длиной более 150 сантиметров не гнутся, в отличие от инструментов китайских производителей. По названию модели можно определить её длину. Так, Hi-Lift Jack HL-485 имеет длину 48,5 дюймов (120 сантиметров), а HL-605 – 60,5 дюймов (150 сантиметров). Именно эти модели пользуются наибольшей популярностью среди любителей off-road.
Важно: При покупке домкрата подумайте о том, как вы будете его перевозить, ведь полутораметровый инструмент поместится далеко не в каждый багажник. Поэтому, скорее всего, вам придётся оснастить свой автомобиль специальным наружным креплением.
Как пользоваться и работать с инструментом
Приведём перечень основных правил эксплуатации реечного домкрата:
Важно: Не смазывайте домкрат моторным маслом. Оно вскоре накопит грязь, и устройство перестанет плавно работать или вовсе начнёт подклинивать.
Теперь рассмотрим пошаговую инструкцию по использованию реечного домкрата. Подъём груза осуществляется в следующем порядке:
Двигайте рычаг плавно, без резких движений
В качестве упора желательно использовать специальную ремонтную подставку
Важно: Работать под автомобилем, который удерживается домкратом, строго запрещается!
Опускание груза выполняется в обратном порядке, а именно:
По окончании работы с домкратом поднимите ручку в вертикальное положение и зафиксируйте её к рейке
По окончании работы с домкратом поднимите ручку в вертикальное положение и зафиксируйте к рейке
Важно: Работать с реечным домкратом нужно очень аккуратно, ведь конструкция подъёма подчас очень неустойчива. Хватит незначительного отклонения, чтобы груз завалился в сторону. Поднятая машина может рухнуть даже от порыва ветра либо резкого движения ручки домкрата.
Реечный домкрат – это универсальное приспособление, без которого практически невозможно обойтись в суровых условиях езды по бездорожью. При работе с устройством придерживайтесь вышеупомянутых правил, рекомендаций и инструкций.
Символ джиперской веры, или Всё о реечном домкрате
Краткий курс истории
До наших дней изобретение дошло с минимальными изменениями. Самое заметное из них – превращение зубчатой рейки в дырчатую. Оно произошло после ряда небольших трансформаций механизма в 1910 году. И хотя при этом полностью сменился набор деталей, принцип работы хай-джека полностью сохранился. В 1920-х домкрат получил ещё два важных новшества: деревянную рукоять сменила стальная труба, а в качестве оси промежуточного рычага, также называемого шатуном, стали использовать предохранительный болт заданной прочности, ломающийся первым при превышении нагрузки на механизм. С тех пор больше ничего существенно не менялось, и Hi-Lift получил свой современный вид.
Принцип работы
| |
Переключение в режим спуска меняет алгоритм работы рычажной системы. Движение ручки вниз в начале хода переставляет без нагрузки нижнюю площадку на одно отверстие ближе к земле. В конце хода, после того как нижняя площадка зафиксировалась, дальнейшее движение ручки вниз выводит из зацепления палец верхней площадки. Теперь нагрузка передаётся и на ручку, и на нижнюю опорную площадку. Поэтому ручку надо крепко придерживать, возвращая в вертикальное положение. Если в это время ручку отпустить, она вырвется из рук и начнёт самостоятельно с большой силой и скоростью летать вверх-вниз. Механизм будет работать самопроизвольно и неконтролируемо под весом, давящим на клюв. Пытаться ловить ручку в этом случае категорически запрещено! Это чрезвычайно опасно. Чтобы не оказаться в травмпункте, просто отойдите и наблюдайте, как домкрат самостоятельно опускает груз. Скорее всего, он справится с делом вполне благополучно, без серьёзных разрушений.
Из-за такой особенности механизма реечный домкрат под нагрузкой нельзя оставлять даже на мгновенье в режиме спуска, не придерживая ручку. Если машину нужно по каким-то причинам оставить на домкрате, его необходимо переключить на подъём, а рукоять поднять вертикально вверх. Вот так:
Реечный домкрат, особенно высокий, вообще требует крайней внимательности и осторожности в работе. Из-за соотношения высоты подъёма к опорной площади он довольно неустойчив. Поэтому, поднимая груз, необходимо тщательно следить за сохранением строго вертикального положения рейки и при необходимости придерживать её за вершину. Если перекос при подъёме устранить не удаётся, лучше опустить груз, переставить домкрат и начать всё заново. Иначе продолжение подъёма закончится обрушением. По той же причине неустойчивости поднятый автомобиль необходимо зафиксировать на упорах и подставках, прежде чем начинать какие-либо работы. Категорически запрещено работать под машиной, вывешенной только на хай-джеке! Чтобы её уронить, достаточно порыва ветра или случайного касания.
Но в определённых ситуациях неустойчивость реечного домкрата можно употребить себе на пользу. Например, для того, чтобы поставить на твёрдые бортики свалившуюся в колею машину. Надо лишь вывесить поочерёдно переднюю и заднюю часть над колеёй и, соблюдая осторожность, толкнуть в нужную сторону.
Особенности ухода
Реечный домкрат неприхотлив, прост и почти безотказен. Единственное, что ему требуется – чистота. Если механизм забился грязью, что на офф-роуде случается сплошь и рядом, перед работой его необходимо дочиста вымыть. Хотя бы в ближайшей невзболомученной луже. После этого очень желательно слегка пролить его любой жидкой проникающей смазкой, способной вытеснять воду. Использовать более густые субстанции типа моторного, трансмиссионного или подсолнечного масла, а тем более любую консистентную смазку ни в коем случае нельзя! Они быстро наберут в себя песок и грязь и превратятся в абразив, что сделает работу механизма невозможной. Мыть, сушить и слегка смазывать проникающей смазкой хай-джек рекомендуется также время от времени в профилактических целях. Места смазки обозначены красным:
Хранить хай-джек желательно всегда смазанным и держать в сухости, перевозя в багажнике или салоне внедорожника. Если его постоянно держать на улице, например, прикрутив к экспедиционному багажнику или бамперу, необходимо использовать специальный защитный чехол. Иначе подъемный механизм быстро забьётся грязью и реагентами, наберёт влагу и при долгом неиспользовании закиснет настолько, что восстановить его работоспособность станет серьёзной проблемой.
Это – идеальный вариант защиты:
Но достаточно даже так:
Модификации и магия цвета
Первые реечные домкраты были выкрашены в зелёный. Сейчас в этом цвете Hi-Lift Jack Company, ведущая свою прямую историю от основанной Филиппом Дж. Харрой в 1895 году Bloomfield Manufacturing Company, выпускает только специальную коллекционную серию с винтажным дизайном, современной конструкцией и факсимиле подписи изобретателя.
Помимо двух основных универсальных серий в производственной программе Hi-Lift Jack Company регулярно появляются «специальные выпуски», посвящённые различным юбилеям, событиям и категориям пользователей. Некоторые из них, более приспособленные к определённым видам деятельности, затем надолго остаются в постоянном производстве. Так, сейчас фирма выпускает реечные «спецустройства» для обслуживания прицепного сельхозоборудования, для пожарных и спасателей, для джиперов. Да, для любителей офф-роуда существует особый инструмент, ещё более приспособленный к потребностям покорителей бездорожья. X-treme Jack создан на базе красной модели, но отличается легкосъёмным креплением пятки и устройством многофункциональной верхней проушины, упрощающей работу в качестве ручной лебёдки. А специально для любителей квадриков и прочих лёгких вездеходов существует модификация UTV-Jack, оснащённая такой же проушиной, только максимально облегчённая и с укороченной рейкой.
Функционал без границ
За более чем век существования оригинальных Hi-Lift, кто только не пытался копировать, дорабатывать и оптимизировать этот замечательный многофункциональный инструмент. В основном получалось немного дешевле. Но Hi-Lift так и остаётся символом, а многочисленные копии то всплывают на гребне рыночной волны, то вновь пропадают в пучине ширпотреба. Справедливости ради, среди них можно найти вполне работоспособные устройства. Но гораздо интереснее искать всё новые и новые способы применения хай-джека, как на бездорожье, так и вне его. В руках опытного и смекалистого джипера этот инструмент находит бессчётное количество дел, помогая не только извлекать безнадёжно застрявший автомобиль, но и ремонтировать его в периоды офф-роудного затишья. А довольно большое число различных приспособлений, придуманных для расширения функционала реечного домкрата, превращают его поистине в волшебную палочку.
Чтобы не тратить время на перевязывание узлов и укорачивание-удлинение разных верёвок, существует готовый такелажный набор, помогающий быстро превратить домкрат в лебёдку и эффективно пользоваться всей длиной рейки. Две стальные цепи с крюками и креплениями на клюв и рейку, буксирная стропа, шакл, перчатки и стильная сумка, куда всё это богатство можно убрать.
Идея использовать достаточно длинную и лёгкую рукоять домкрата в качестве единого сменного черенка для всего шанцевого инструмента привела к созданию набора Handle-All. Лопата, топор, кирка и кувалда – все главные приспособления, сопутствующие внедорожно-инженерным работам на местности теперь можно брать с собой в одной компактной, но вместительной сумке! Но применять домкрат в качестве домкрата всё же приходится наиболее часто. Поэтому в ту же сумку при желании можно постараться уместить ещё и подставку под подошву Offroad Base, которая в несколько раз расширяет площадь опоры и повышает устойчивость реечного домкрата. Особенно на слабых грунтах.
Вот только не всё в современном автомобильном мире можно подцепить с любой стороны прочным металлическим клювом. Для ситуаций, когда велик риск «попортить шкурку», а также в случаях, когда нужно поднять только колесо, не тратя время и длину рейки на растяжение всего вертикального хода подвески, отлично подходит приспособление под названием Lift-Mate, в обиходе называемое «подтяжки».
Если же машину надо подцепить именно за край металлического бампера или какую-то другую прочную кромку силового обвеса, где клюв будет слишком длинен и неудобен, то отлично подойдёт Bumper Lift. Это устройство специально предназначено для такой задачи и рассчитано на подъём грузов до 1360 кг.
Автомобили, оборудованные стандартным легковым фаркопом типа «шар», очень просто поднимать за него при помощи нехитрого металлического приспособления в виде специальной скобы с полусферическим углублением точно по размеру шара. В оригинальной коллекции аксессуаров Hi-Lift такого предмета, кстати, нет. Видимо потому, что в США фаркоп с шаром обычно вставляют на быстросъёме в стандартное квадратное гнездо, куда клюв хай-джека тоже свободно помещается. Но согласитесь, если фаркоп уже установлен, то поднимать машину, не вынимая его, будет гораздо удобнее!
|