Рефлексивный дневник что это
5 вопросов за 5 минут: как привить себе полезную привычку — вести дневник рефлексии
Письменные практики помогут вам тренировать осознанность
Практически в каждом материале о самопомощи психологи советуют письменные практики — ведение дневника или обычных заметок. Кажется, что сесть и написать пару строк в день — не так сложно. Однако часто мы теряемся, не зная, с чего начать. Пересказываем материал The Ascent о том, как можно побороть страх чистого листа и взять письменную практику за регулярную привычку.
С чего начать?
С самого начала важно ответить на два вопроса — почему вы хотите записывать свои мысли и по какому принципу собираетесь это делать? Без четких ответов будет очень сложно сохранять мотивацию и привычку регулярного ведения дневника.
Некоторым важно выписывать все яркие эмоции, чтобы не держать их в себе. Для других ведение дневника — это просто приятное хобби или ритуал, который приносит расслабление. Ежедневная рефлексия позволит вам более осознанно подходить к жизни, карьере и отношениям — с помощью нее вы сможете попробовать ответить на важные вопросы:
Постарайтесь выделить одно и то же время — если постоянно забываете сделать записи перед сном, попробуйте перенести все на утро. Тестируйте разные варианты, пока не найдете наиболее подходящий.
Выделите пять минут на пять вопросов
Важно помнить, что для ведения дневника необязательно, чтобы каждый день происходили яркие и важные события. Можно узнать очень многое, прислушавшись к своему состоянию даже в обычные моменты. Например, вы можете взять за основу следующие вопросы:
Что я сегодня узнал (а)? Каждый день мы получаем огромное количество информации и большая ее часть совсем не запоминается. Попробуйте вспомнить один забавный или интересный факт.
Что меня сегодня порадовало? Ответив на этот вопрос, вы сможете понаблюдать за тем, что действительно приносит вам удовольствие.
За что я благодарен/благодарна? Мы часто — особенно в периоды трудностей — концентрируемся на негативных моментах. Выделив немного времени, чтобы поискать вокруг что-то приятное, вы, возможно, заметите, что все не так плохо. Чтобы практика была максимально полезной, прочитайте наш подробный гид по дневникам благодарности.
Что я сегодня сделал (а) не так? Какой урок из этого можно вынести? Мы все совершаем ошибки — это нормально. Важно не осуждать себя за них, а воспринимать все как полезный опыт.
Организуйте свои мысли
Иногда не очень хочется думать над вопросами. В такие моменты полезно иметь запасной план — например, вы можете попробовать выписать все мысли и тревоги. Чаще всего они будут относиться к трем большим темам.
Решения. Если вы приняли решение (или только собираетесь) и сильно переживаете, письменная практика может помочь вам логично изложить ситуацию и даже справиться с тревогой и навязчивыми мыслями.
Страхи, переживания и преграды. Иногда за неприятными эмоциями мы не замечаем реальную причину страха или дискомфорта. Выписав все и проанализировав, вы сможете лучше разобраться в самих себе.
Мечты, надежды и цели. Возможно, у вас есть ежедневник или bullet journal, где вы расписываете свои цели. Благодаря дневнику рефлексии вы сможете лучше формулировать свои идеи и мечты, внесете в них четкую структуру.
Дневник рефлексии, как новый способ познать себя
Копить переживания внутри себя вредно и для психического, и для физического здоровья. Рано или поздно все то, что требовало выражения и проработки, вырывается наружу различными проблемами — как в виде подавленности и апатии, потери уверенности в себе, комплексов, так и запросто может перерасти в психосоматику. Психологами было доказано, что ведение дневника помогает снизить воздействие негативных эмоций на нашу жизнь.
Дневник рефлексии — это инструмент, с помощью которого вы сможете каждый день разбирать происходящие ситуации и вытекающие из них эмоции. Научитесь извлекать хорошее и полезное даже из самого плохого. А если разберете на детали радости — поймете, что именно приносит положительные эмоции и сможете повторять такие события чаще.
Внутри вы найдете открытые вопросы и оценки по шкале. Будьте максимально честны: здесь не школа, никто проверять не будет. Стоит понять, что это важно в первую очередь для вас самих. Заполняйте дневник ежедневно, но не заставляйте себя, делайте это интуитивно, выплескивая эмоции на бумагу.
У дневника есть еще одна важная функция — анализ. Периодически перелистывайте его назад и смотрите на себя со стороны. Как бы сейчас вы отреагировали на произошедшее? Почему тогда было иначе? Это позволит проследить цепочку событий, которые сделали вас тем, кем вы в итоге стали.
При заполнении старайтесь соблюдать следующие правила:
Многие известные и успешные люди в интервью упоминают о том, что ведут личные дневники и рассказывают об их пользе. Присоединяйтесь к ним и вы.
Зачем педагогу личный дневник?
Эдуард Образцов
24 марта 2020 • 17:17
Собирая информацию о том, что происходит в вашей учебной группе, а также анализируя и оценивая эту информацию, мы выявляем и исследуем собственные практики и основополагающие убеждения. Это может привести к изменениям и улучшениям, как в учебном процессе, так и в нас самих. Конечно если мы этого хотим!
Мы рефлексируем постоянно, в том числе общаясь с коллегами в учительской. Вы, наверняка, часто говорите кому-то: «Мой урок прошел хорошо» или «мои ученики, похоже, не поняли» или «6Б сегодня так плохо себя вели».
Однако, часто это бывает поверхностно. Не тратя времени на то, чтобы сосредоточиться на анализе произошедшего или без глубокого обсуждения мы можем поспешить с выводами о том, почему что-то происходит. Например, можем заметить реакцию на какой-то важный момент только более активных или привлекающих внимание учеников.
Рефлексивное обучение подразумевает более систематический процесс сбора, записи и анализа наших мыслей и наблюдений, а также мыслей наших учеников, чтобы потом вводить какие-либо изменения в свою педагогическую практику.
Если урок прошел хорошо, мы можем описать его и подумать, почему он был успешным.
Если ученики не поняли материал, который мы представили, нам нужно подумать о том, что мы сделали и почему содержание оказалось сложным.
Дневник учителя
Вы можете начать процесс рефлексии в ответ на конкретную проблему, возникшую с одним или вашими классами, или просто как способ узнать больше о вашем педагогическом стиле. Первым шагом является сбор информации о том, что происходит.
Самый простой способ начать процесс размышления — начать вести дневник. После каждого урока вы пишете в тетради о том, что произошло. Вы также можете описать свои собственные реакции и чувства и те, которые вы наблюдали со стороны студентов. Вы, вероятно, начнете задавать вопросы о том, что вы наблюдали. Ведение дневника требует определенной дисциплины и времени, чтобы делать это на регулярной основе. Сегодня дневник можно вести как на бумаге, так и в онлайне — в закрытом блоге «только для себя», «для коллег» или даже публичном пространстве.
Вот несколько советов, на которых следует сосредоточиться, чтобы помочь вам начать свой дневник.
Позовите доброжелательных коллег
Пригласите коллегу прийти на ваш онлайн-урок. Это может быть с простой задачей наблюдения или с помощью заметок. Можете даже дать ему конкретное задание, чтобы он отследил именно то, что вас сейчас волнует. Например, вы можете попросить своего коллегу сосредоточиться на том, какие учащиеся вносят наибольший вклад в урок, какие модели взаимодействия происходят или как вы справляетесь с ошибками.
Запиите уроки на видео или диктофон
Аудиозаписи могут быть полезны для анализа речи учителя.
Сколько вы говорите и сколько ученики?
Понятны ли инструкции и объяснения?
Как вы реагируете на разговоры учеников?
Видеозаписи продемонстрируют ваше собственное поведение.
Где вы стоите и как передвигаетесь по классу?
С кем вы чаще говорите и каким тоном?
Какова реакция студентов на ваши слова?
Отзывы учеников
Вы можете спросить своих учеников, что они думают о том, что происходит в классе, как прошел онлайн урок. Это можно сделать, как в чате, так и с помощью онлайн-анкеты или специальной онлайн-доски, куда можно.
Что делать дальше
После того, как у вас есть информация о том, что происходит в вашем классе, что вы делаете?
Подумайте
Возможно, вы заметили закономерности, возникающие в вашем стиле обучения после наблюдения. Возможно, вы также заметили вещи, о которых ранее не знали. Возможно, вы были удивлены отзывами некоторых ваших студентов. Возможно, у вас уже есть идеи для того, чтобы что-то изменить.
Поговорите
Просто поговорив с коллегой о том, что вы обнаружили: вы можете прийти к некоторым идеям о том, как действовать по-другому.
Если у вас есть коллеги, которые также хотят развивать свое обучение, используя рефлексию как инструмент, вы можете встретиться, чтобы обсудить проблемы. Обсуждение может быть основано на сценариях (кейсах) из конкретных случаев из вашей практики.
Используя список утверждений о тех или иных ценностях преподавания (например, совместная работа является ценным занятием или лексика важнее грамматики), вы можете обсудить, например, с какими вы согласны или не согласны. Коллега может помочь вам продемонстрировать, какие на самом деле отражены в ваших учебных материалах.
Задайте вопросы сообществу
В социальных сетях, в группах педагогов обычно есть активные педагоги, которые готовы прийти на помощь коллеге. Например, в любом из пабликов педсовета можно задать вопрос с хэштэгом #пед_совет, даже анонимно. На свою ситуацию вы получите десяки разных мнений, которые позволят сформировать точку зрения на тот или иной педагогический случай.
Зачем вы это делаете?
Насколько это эффективно?
Как реагируют ученики?
Как вы можете сделать это лучше?
В результате вашего размышления вы обязательно начнете делать что-то по-другому или, наоборот, утвердиться в том, что все у вас реализовано лучшим способом.
Материал основан на публикации Джули Тис, преподавателя из Лиссабона
Дневник рефлексий и метод «любимый ученик»: работа со сложным подростком
Подростки ищут границы разрешённого методом проб и ошибок, язвят, иногда даже оскорбляют (часто не со зла), преподавателям бывает тяжело находить с ними общий язык. Наш блогер, учитель английского языка Наталия Моисеева, рассказывает, как усмирить ученика, который слишком много себе позволяет, и помочь ему измениться.
Альберт — заноза и провокатор
Дневник рефлексий — что это?
Веду reflexion journal (дневник рефлексий). Это помогает анализировать свою работу. Первое, что написала по поводу Альберта: «Ну и кто из нас двоих взрослый?» Правильно, я! И не просто взрослый, не просто учитель, но ещё и мама двоих детей. В этом свете ситуация выглядела до боли знакомой. Не понаслышке знаю, как и зачем дети умеют вызвать «негативное внимание» взрослого. Детские психологи без устали твердят, что дети так же нуждаются во внимании, как цветы — в солнце. Все мы знаем и о восьми обязательных объятиях в день, и о пяти языках любви. Если же вдруг ребёнок недополучает свою порцию внимания взрослого, то начинает добиваться его любыми способами: закатывает истерику, разбрасывает игрушки, берёт то, что нельзя, потому что знает, что в этом случае мама точно обратит на него внимание. Пусть внимание будет негативным: ругань, шлепки и крики, — но всё же лучше, чем совсем ничего.
«Все книги про то, как говорить с подростками, — ерунда. Просто уважайте в нас равных»
Альберту 16 лет, а он как будто застрял в этом детском сценарии. Оказывается, так бывает даже у взрослых! Заметим, что у Альберта весь негатив проявляется на вербальном уровне — через речь. Глубинная причина этого заключается в том, что людей долгое время игнорируют близкие, их мнение не берут в расчёт и попросту не слушают. Таким образом, за внешней бравадой скрывается большая боль, желание привлечь к себе внимание и быть наконец услышанным! Получается, что, «затыкая» Альберта, мы только усугубляем проблему. Что же делать?
Метод «любимый ученик»
Моя замечательная школьная учительница истории Светлана Николаевна использовала нехитрый, но очень эффективный приём. В каждом классе она выбирала «любимого ученика» — как правило, из числа самых проблемных и отстающих. Она так к нему и обращалась — не по имени, а «Что же по этому поводу думает любимый ученик?». Это было очень забавно. Контраст между званием и реальностью был настолько велик, что никто не обижался и не ревновал к любимчику. Все воспринимали эту игру как надо, с иронией. Самый ошеломительный эффект такой трюк производил на самого виновника торжества. Как ушат холодной воды. На всех уроках ругают, и вдруг «любимый ученик»!
Это ломало все его представления о стереотипном поведении учителей, и волей-неволей он начинал подтягиваться до высокого звания, чтобы хоть как-то оправдать неожиданное доброе к нему отношение. Забегая вперёд, скажу, что метод сработал и на Альберте, потому что он дал возможность переломить ситуацию и выйти из замкнутого круга «преступление — наказание».
Как это работает?
Несмотря на плохое поведение, ученик вдруг получает положительное внимание — то, чего он так долго добивался. Столь щедрый поступок учителя не может пройти незамеченным. Ученик потянется к положительному вниманию и захочет получать его ещё и ещё. Дальше, бросив спасательный круг, учитель должен показать, как именно оправдать кредит доверия, справедливо наказывая за проступки и поощряя правильные действия.
Важно поддерживать при этом положительный тон общения. Не сделал задание — значит, по справедливости получил двойку, но всё равно остался «любимым учеником». Так постепенно, направляя и контролируя ученика, вы добьётесь хороших результатов. Возможно даже, что достаточно быстро, потому что в большинстве случаев нарушители порядка знают, что пользуются запрещёнными приёмами.
10 каналов на YouTube, которые любят подростки
А ещё стоит помнить, что изначальная проблема — дефицит внимания, значит, в ответной реакции необходима регулярность. Как минимум несколько раз за урок обращайтесь к «любимому ученику», давайте поручения, спрашивайте его мнение. Так, Альберт включает проектор, раздаёт тетрадки и выполняет другие нехитрые задания, за которые неизменно получает благодарность. Уроки стали намного более спокойными. Оценки, правда, ещё хромают, но тут дело в лени, а это совсем другая история…
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Методическое пособие «Дневник рефлексии»
КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе гимназии №9 п. Осакаровка»
« Современные педагогические технологии
в образовательном процессе »
Подобно тому, как почвы обновляются разнообразным и переменным посевом, так и наш ум обновляется размышлением то об одном, то о другом.
Плиний Младший
Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Конфуций (Кун-цзы)
… Поверхностное, неглубокое размышление — это ощущение;
глубокое размышление — это мышление.
Фань Чжэнь
Лучшим учителем является собственный опыт – истина, которую давно никто не пытается доказывать, так как ее неоспоримость очевидна. Но опыт требует осмысления, серьезной рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Известно, что любая деятельность результативна тогда, когда человек понимает, что он делает, как, а главное зачем. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, её цель состоит в осмыслении результата деятельности, выстраивании смысловых цепочек.
Исходя из функций рефлексии традиционно предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала.
деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.
Рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, «вечный ученик своей профессии».
Дата: Время: Аудитория:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Нарисуйте смайлик, отражающий Ваше настроение на начало тренинга.
Рефлексия тренинга. (2-3 минуты)
Методика «Незаконченное предложение…»
1. Мы только что закончили тренинг, который в целом был ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как мне кажется, нам удалось приобрести
3. Особенно интересным было ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Когда я приду на работу, я первым делом ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В заключение я хотел(а) бы сказать организаторам
Оцените, насколько тема и содержание тренинга важно для Вас по шкале от 1 до 10, где 1 – совсем не важно, 10 – очень важно.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Нарисуйте смайлик, отражающий Ваше настроение после завершения тренинга.
Дата: Время: Аудитория: