Рефлексия по занятию что это

Уроки рефлексии в рамках ФГОС. Примерный план урока и способы его проведения

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это «разговор с самим собой».

В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить «трудные места», сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Как правильно определить цели урока-рефлексии

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.

Цели для урока-рефлексии:

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Примерный план проведения урока-рефлексии

Для урока-рефлексии можно руководствоваться следующим планом:

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1-2 мин.)

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик «включился» в работу. И не просто потому, что ему «надо», а потому что он «хочет»!

Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: «А знаете ли вы, что…!»

II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)

Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Примеры заданий для урока-рефлексии, в т.ч. для начальной школы:

Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.

Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не «криминал», а повод задуматься.

III. Локализация индивидуальных затруднений

Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.

Удобнее всего работать по вопросам:

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.

V. Реализация построенного проекта

Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.

VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)

Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.

Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).

Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.

Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

Примеры рефлексии: анкеты, синквейн, инсерт, «светофор», рефлексивная мишень, графики и пр.

Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и «чертовщина»

Н — не абсолютное зло

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Рефлексия занятия как «занимательное дело»

Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Классификация рефлексии

• устная рефлексия

• письменная рефлексия

рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразна в начале образовательной деятельности с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера, «Дерево творчества», «Светофор», «Солнышко», «Цветик-многоцветик».

рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия. «Пантомима», «Дерево успеха», «Поезд», «Рефлексивный экран».

рефлексия содержания

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (клише, пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…», «Теперь я знаю…»).

3. По типу занятия:

• после усвоения содержания материала

• промежуточная рефлексия

• контрольная рефлексия

• итоговая рефлексия

4.По форме деятельности:

• индивидуальная (формирование реальной самооценки – за что ты можешь оценить свою работу; беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)

• групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи)

• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)

• интеллектуальная рефлексия

6.По способам проведения:

Функции рефлексии в педагогическом процессе (по С. С. Кашлеву):

• проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

• организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

• коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

• смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

• мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

• коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

То есть, ребенок будет активен (субъектом) только в том случае, если осознает цель деятельности, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

При взаимодействии с детьми педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии,отражающий четыре сферы человеческой сущности:

1) физическая рефлексия (успел / не успел);

2) сенсорная рефлексия (самочувствие: комфортно / дискомфортно);

3) интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал / что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовная рефлексия (стал лучше / хуже, созидал / разрушал себя / других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов, а значит, в дошкольном возрасте ее применение невозможно.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Во время рефлексииребенок отвечает сначала на простые вопросы:

Что он делал, или что происходило?

Что он чувствовал при этом?

Как он участвовал в том, что происходило?

Какие при этом испытывал трудности? и т. д.

Потом вопросы усложняются, заставляя его задуматься о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достиг положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это ему не удалось.

Развить рефлексивныеспособности ребенка можно с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе». Целью данных игр является формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, углубление осознания сферы общения, развитие умения сотрудничать. В процессе выполнения задания детьми, педагог внимательно наблюдает за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивается в деятельность детей, не даёт никаких наставлений, указаний и тем более оценок. Всё, что он хотел бы сказать детям, мысленно формулирует в форме вопросов, которые озвучит в процессе проведения рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.

Ход:Инструкция: Мне нужно 2 участника для проведения игры

«У вас один лист бумаги и один карандаш. Ваша задача — не разговаривая, держась за один карандаш одновременно, нарисовать совместный рисунок на тему «Праздник» Время 3 минуты.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Расскажи, что у вас получилось?

2. Получился ли у вас совместный рисунок?

3. Как вы договорились, что будете рисовать?

4. Вы сразу договорились, что будете рисовать или замысел возникал постепенно?

5. Испытывали ли вы трудности при рисовании общего рисунка?

6. Как вы их преодолели?

7. Вы доволен тем, что получилось?

8. Легко ли Вам было работать в паре?

9. Получил ли ты удовольствие от совместной работы?

10. Чему Вы сегодня научились?.

Особенности проведения рефлексии:

• Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.

• Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.

• Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.

• Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.

• Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.

Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Целенаправленное обучение детей рефлексивной деятельности начинается со старшего дошкольного возраста и активно продолжается в начальной школе.

Рефлексия занятия как «занимательного дела»

это совместная деятельность воспитанников и воспитателя, позволяющая совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.

Подводя итог сказанному, отметим, что на этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире. Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие- либо задания воспитанникам. Именно дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления «самости»: саморазвития, самоопределения, самоконтроля, саморегуляции, самоанализа, самореализации и т. д.

Рефлексия

«Ресторан»Цель: выяснить получить обратную связь от коллег прослушеного доклада.Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).Численность:Все коллегиМатериал: лист большого формата, фломастеры, скотч,цветные карточки Проведение:

На доске приклеиваются картинка «Повар»и вопрос: «Насытились?»,

Педагог предлагает ученикам представить,что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

— Я съел бы еще этого…

— Больше всего мне понравилось…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя.Примечание: Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Источник

Рефлексия по занятию что это

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что этоУпражнение «Барометр настроения» (своеобразная шкала, которую можно использовать в цветовой гамме, подбирая тот цвет в конце учебного занятия, который соответствует настроению ученика, и отмечая его на листе ватмана или на экране компьютера в клеточке, соответствующей фамилии и времени проведения учебного занятия). Эти показатели, рассматриваемые в динамике, могут служить идеальным средством обратной связи для учителя, позволят ему обратить внимание на тех, кто себя не реализовал, кто по каким-то причинам чувствует себя некомфортно, и постараться выявить эти причины. Целесообразно проводить это упражнение не на одном уроке, а в течение определенного срока, чтобы была видна динамика. Можно использовать «барометр настроения» до и после учебного занятия и сравнить результаты.

Методика «Цветопись» (А. Лутошкин)

Инструкция: «Вы видите «Цветик — семицветик». Каждый цвет означает определенное настроение. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что этоУпражнение «Торт решений » : представляя воображаемый торт, каждый должен отрезать от него воображаемый кусочек, сказав при этом, какое решение далось с трудом или не далось вообще. Можно поставить вторую часть задания: как ты думаешь, почему? Этот прием используется, когда учебное занятие по каким-то причинам «не пошло» или кто-то в классе вызывает у учителя беспокойство, и он не может определить, в чем причина трудностей. При наличии времени упражнение можно проводить устно либо письменно. Последний вариант применяют в том случае, когда в классе отсутствует доверительная атмосфера и кто-то стесняется сказать о своих затруднениях вслух.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это Упражнение «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (проверка домашнего задания, работа с текстом, фонетическая зарядка, минутка чистописания и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что этоУпражнение «Маятник настроения» — отображает настроение обучающегося. Обучающимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Обучающиеся выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это Упражнение «Система координат ». Коллективную рефлексию можно проводить мобильно в конце урока, используя систему координат: ось х — увеличение багажа знаний, приобретение опыта; ось у — активность, удовольствие. На четырех секторах системы координат, которая изображена на плакате или флип-чате, каждому участнику предлагается «сделать выстрел в мишень» (используя маркер, поставить знак в каждом из четырех секторов системы координат по принципу мишени). Чем ближе расположен знак к центру пересечения осей, тем выше оценивает ученик свою деятельность по предложенным параметрам на уроке.

Типичные вопросы для проведения рефлексии:

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что этоМетодика «5 пальцев»

Обучающиеся анализируют события, произошедшие с ними, пользуясь пальцами своей руки:

Пояснение: Возможно использование методики во внеурочной деятельности.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Прием «Облако тегов» (или радуга). Предложения , которые необходимо дополнить. Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что этоПрием «Черно-белый и цветной кадр»

Обучающимся предлагается нарисовать два рисунка: один черно-белый (негативное событие), другой – цветной (самое удачное событие). Данные рисунки необходимо расшифровать.

Прием «Три М». Обу чающимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что этоПринцип «Микрофон».

Проведение интервью, как правило, подразумевает наличие двух сторон: интервьюер, основной задачей которого является задавать вопросы (учитель или обучающийся), и собеседник (собеседники), которые как раз и дают ответы на них.

Обучающиеся по очереди дают аргументированный ответ на вопросы интервьюера:

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что этоМетодика «Черный и белый камень»

Заранее заготавливаются черные и белые фигурки КВАДРАТИКИ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, КРУЖОЧКИ и т.д. Обучающимся ДИАГНОСТИКИ НЕОБХОДИМО оценить урок (внеклассное мероприятие) и положить черный и белый камушек в кармашек, объясняя свой выбор. Данная диагностика ПОМОГАЕТ определить эмоциональный настрой всего класс (группы) в целом.

Пояснение: возможно использование методики во внеурочной деятельности (например, при проведении массового мероприятия).

Вариант II:

и т.д.
Карта вывешивается на доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает его душевное эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося мероприятия. После помещения своего «настроения» на бумаге можно его проанализировать. (Каждый из участников имеет право нарисовать на карте остров со своим названием).

Прием «АКРОСЛОВО»

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Кубик Блума.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Графическая рефлексия. Н а доске таблица со знаками:

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

В таблице цели урока (возможно указание этапов урока). В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что этоПрием «Лестница успеха» . На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу.

Вариант I. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Вариант II. Обучающимся раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.

Прием ТРКМ «Синквейн». Это т популярный прием, представляющий собой стихотворение из пяти строк, не содержащее рифмы, впервые появился в прошлом веке в Америке на волне моды на японскую поэзию.

В конце урока предложите ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:

Тема «Правление Екатерины II»

Прием «Стихотворение». На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что этоПрием «Дерево успеха» .

Каждый листочек имеет свой определенный цвет:

Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что этоПрием «Вагончики» . Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Как оценить доказательность и убедительность высказывания

Для каждой категории поставьте оценку от 1 до 5.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Общее количество баллов___________ Общая оценка___________

Лист самооценки и взаимооценки участия в дискуссии

Тема дискуссии__________________________________________ Дата______

Ф. И. обучающегося_____________________________

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Самооценка обучающимся собственной работы в малой группе

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Оценивание групповой работы

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Подписи членов группы: _________________________________

Взаимооценка в малой группе

Предложенный инструментарий целесообразно использовать для самооценки и взаимооценки в малой группе. Ученик фиксирует в первой графе первой колонки таблицы свое имя и первоначально оценивает свое выступление сам по 10- или 5-балльной шкале с использованием предложенных критериев. Затем он загибает край оценочного листа так, чтобы тот, кого он просит оценить себя, не видел результатов его самооценки. Второй участник малой группы, используя критерии и соответствующую колонку таблицы, чтобы зафиксировать результат, ставит свои оценки по каждому из критериев и, в свою очередь, заворачивает край оценочного листа, передавая его третьему участнику. Если есть необходимость, количество человек в группе, осуществляющих взаимооценку, и критериев может быть увеличено. Когда оценочный лист будет полностью заполнен, он снова возвращается тому, кто осуществлял самооценку. Баллы по критериям подсчитываются, и выставляется общий балл в соответствующую графу. Возможны обсуждение поставленных оценок в малых группах, коллективная рефлексия. Оценку, полученную за групповую работу, можно учитывать как вклад ученика в окончательный результат его деятельности в течение всего урока.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Маршрутный лист самооценки и самоконтроля

Инструкция: на каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Карта самонаблюдения Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Лист самооценки

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Оценка урока и самооценка деятельности на уроке

У каждого обучающегося лист с двумя шкалами:

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Инструкция: «Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. Затем оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.»

Оцениваю себя САМ. Оценивает меня УЧИТЕЛЬ.

У каждого обучающегося лист с двумя шкалами:

Ф.И. ученика _____________________________________Класс __________

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Например: Ученик ставит оценку 4, учитель – 5 Результат – дробь 4/5.

Вариант I. Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы (раздела, главы). Ежедневно ученик оценивает свою работу на уроке — закрашивает человечка. Есть он, усвоил тему урока — закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки.И таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ. А учителю легко проследить усвоение материала обучающимся.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Вариант II. Попросить обучающихся отметить, где они «чувствуют» себя на дереве по отношению к уроку или теме. Может быть использовано повторно для определения прогресса/проблемы. Можете распечатать на A3/A2 и обучающиеся пишут на стикерах свои имена и прикрепляют их к выбранной позиции.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Вариант III.

Рефлексия по занятию что это. Смотреть фото Рефлексия по занятию что это. Смотреть картинку Рефлексия по занятию что это. Картинка про Рефлексия по занятию что это. Фото Рефлексия по занятию что это

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный обучающийся, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Еще один доступный метод применения рефлексии в конце урока. Профессор кембриджского университета Эдвард де Боно предлагает оценивать впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *