Регентская школа что это
Профессия регент — описание, где учиться и зарплата
Работа дирижёра церковного хора в условиях светского государства остаётся редкой, непрестижной, а потому неизвестной. Многие выпускники музыкальных училищ и консерваторий рассматривают церковную деятельность как дополнительный доход и стараются подробней узнать описание профессии регента, зарплату, где учиться дополнительно и нужно ли это.
Происхождение термина
Название «регент» происходит от латинского слова regere (управлять, царствовать). Сначала этот термин относился к опекунам малолетних государей, которые до их совершеннолетия управляли страной. Например, во Франции известны королевы-регентши Анна Австрийская и Мария Медичи, а также уроженка Киевской Руси Анна Ярославна.
В середине XIX века под влиянием западного латинства регентами стали называть певчих с большим опытом или дирижёров церковного хора в Русской православной церкви.
Вероисповедание и образ жизни
Любой церковный работник со стажем согласится, что долго и успешно выполнять обязанности церковнослужителя невозможно без твёрдой веры в Бога. Ценности православной культуры и христианского вероучения должны руководить каждым поступком на ниве служения в церкви.
Советский период в истории Русской православной церкви знает много случаев, когда на должности регентов и певчих назначались неверующие люди. Настоятели больших городских храмов вынуждены были идти на жертвы, чтобы сохранить благолепие богослужения в стеснённых атеистической пропагандой условиях. Прихожане того времени отмечают, что внешне красивое пение было лишено молитвенного духа.
Неверующему музыканту сложно понять смысл богослужения и внутрицерковных отношений. Регентство в храме становится неприятным бременем, приводит к частым конфликтам.
Сегодня требования к внешнему виду и нравственной чистоте служителей Церкви существенно повысились. Регент должен быть крещённым, регулярно причащаться и не совмещать церковную работу с порочащими имя христианина занятиями.
Руководители городских хоров стараются освободить для работы как можно больше времени. Праздничные службы не всегда совпадают с государственными выходными, а в некоторых храмах приходится петь ежедневно.
Образование и учебные заведения
В современной практике церкви существуют несколько типов хоров:
Первые два типа хоров имеют смешанный состав (мужские и женские голоса), исполняют произведения по нотам, участвуют в торжественных богослужениях.
Для управления таким хором необходимо иметь музыкальное образование (училище или консерватория), по дирижёрско-хоровому классу.
Будничные составы обычно однородные (женские или мужские голоса), малочисленные. В репертуаре содержатся несложные гласовые распевы, но от регента требуется точное знание порядка богослужения и умение бегло читать по-церковнославянски. Руководителю будничного состава требуется диплом регентских курсов (школы) или большой опыт пения на клиросе.
Монастырские хоры имеют однородный состав, обычно исполняют простые песнопения. Управление ими требует большого опыта пения в храме и монашеской жизни. Эта работа выполняется насельниками монастыря и не оплачивается.
На сегодняшний день в России существует 3 регентские школы с историческими традициями и опытом, признанным на международном уровне.
Срок обучения от 3 до 5 лет:
При поступлении в школы Сергиева Посада и Санкт-Петербурга требуется музыкальное образование не ниже начального, выпускники имеют квалификацию «регент церковного хора».
Это значит, что выпускник может работать только в церкви. Свято-Тихоновский университет даёт высшее музыкальное образование с правом управления как церковными, так и светскими коллективами.
Для певчих с опытом работы в клиросных составах достаточно окончить курсы регентов или псаломщиков, которые открываются при духовных семинариях, епархиальных училищах и городских соборах.
Несмотря на наличие специальных учебных заведений, в церковной практике официальное образование не играет значительной роли. Допускается самостоятельное изучение основ музыкальной грамоты и богослужебного устава. Часто бывает, что при приёме на работу нового регента настоятель храма отдаёт предпочтение опыту, природным способностям и репутации кандидата.
Говоря кратко, во многих случаях диплом имеет второстепенное значение или вовсе игнорируется.
Профессиональные обязанности
На руководителе церковного хора лежит ответственность за грамотное и благолепное исполнение хором певческой части богослужения. Для этого необходимо воспитывать в себе дисциплинированность, исполнительность, стрессоустойчивость, умение общаться с людьми. Важно оказывать уважение духовенству и следовать указаниям настоятеля, даже если они кажутся неправильными.
Регент должен следить за графиком работы певчих, чтобы к назначенному богослужению собрался необходимый состав. На работу он приходит заблаговременно, чтобы приготовить книги и ноты. Обсуждает со священником особенности службы. Во время богослужения следит за действиями духовенства, замедляет или ускоряет пение в зависимости от ситуации.
Сложность песнопений должна соответствовать уровню певческого состава. При необходимости регент проводит спевки. Внешний вид и поведение руководителя хора служит примером для певчих и прихожан.
Начисление зарплаты
Как и все церковнослужители, руководитель хора может получать зарплату из средств храма. Её размер зависит от договорённости с настоятелем. Малочисленные сельские приходы могут предложить символическую оплату или продуктовое довольствие. Часто регенты сельских хоров работают бесплатно, «во славу Божию».
Крупные приходы стараются привлечь профессиональных регентов и устанавливают оплату в зависимости от разряда богослужения и состава хора. За один выход с архиерейским или концертным хором дирижёр получает от 2 тыс. рублей, за будничный выход — от 500 рублей. Премии и отпускные выплачиваются по усмотрению настоятеля. Размер оплаты зависит от региона и удалённости от административных центров.
Трудоустройство регента может быть оформлено по трудовой книжке или договору.
По условиям ТК РФ за работника приход платит налоги и сборы в Пенсионный Фонд. Настоятели небольших церквей предпочитают устные договорённости, зарплата регента в этом случае является добровольным пожертвованием и не несёт социальных гарантий.
Смена деятельности
Спрос на регентский труд всегда высок. Многие посвящают этому занятию бо́льшую часть жизни, не имея возможности приобрести дополнительное образование. При этом приобретается очень ценная, но узкая специализация.
В отличие от священнослужителей, церковные певчие и регента свободны в смене профессии и рода занятий. Оставив по разным обстоятельствам работу, можно обратиться в епархиальное управление с просьбой предоставить место преподавателя в воскресной школе или на регентских курсах.
Часто бывшему регенту приходится осваивать простые рабочие специальности. Церковь не видит в этом ничего постыдного или недостойного.
Главной заботой любого церковнослужителя остаётся сохранять христианские ценности и не терять связи с Богом и церковными Таинствами.
Происхождение термина
Название «регент» происходит от латинского слова regere (управлять, царствовать). Сначала этот термин относился к опекунам малолетних государей, которые до их совершеннолетия управляли страной. Например, во Франции известны королевы-регентши Анна Австрийская и Мария Медичи, а также уроженка Киевской Руси Анна Ярославна.
В середине XIX века под влиянием западного латинства регентами стали называть певчих с большим опытом или дирижёров церковного хора в Русской православной церкви.
Вероисповедание и образ жизни
Любой церковный работник со стажем согласится, что долго и успешно выполнять обязанности церковнослужителя невозможно без твёрдой веры в Бога. Ценности православной культуры и христианского вероучения должны руководить каждым поступком на ниве служения в церкви.
Советский период в истории Русской православной церкви знает много случаев, когда на должности регентов и певчих назначались неверующие люди. Настоятели больших городских храмов вынуждены были идти на жертвы, чтобы сохранить благолепие богослужения в стеснённых атеистической пропагандой условиях. Прихожане того времени отмечают, что внешне красивое пение было лишено молитвенного духа.
Неверующему музыканту сложно понять смысл богослужения и внутрицерковных отношений. Регентство в храме становится неприятным бременем, приводит к частым конфликтам.
Сегодня требования к внешнему виду и нравственной чистоте служителей Церкви существенно повысились. Регент должен быть крещённым, регулярно причащаться и не совмещать церковную работу с порочащими имя христианина занятиями.
Руководители городских хоров стараются освободить для работы как можно больше времени. Праздничные службы не всегда совпадают с государственными выходными, а в некоторых храмах приходится петь ежедневно.
Образование и учебные заведения
В современной практике церкви существуют несколько типов хоров:
Первые два типа хоров имеют смешанный состав (мужские и женские голоса), исполняют произведения по нотам, участвуют в торжественных богослужениях.
Для управления таким хором необходимо иметь музыкальное образование (училище или консерватория), по дирижёрско-хоровому классу.
Будничные составы обычно однородные (женские или мужские голоса), малочисленные. В репертуаре содержатся несложные гласовые распевы, но от регента требуется точное знание порядка богослужения и умение бегло читать по-церковнославянски. Руководителю будничного состава требуется диплом регентских курсов (школы) или большой опыт пения на клиросе.
Монастырские хоры имеют однородный состав, обычно исполняют простые песнопения. Управление ими требует большого опыта пения в храме и монашеской жизни. Эта работа выполняется насельниками монастыря и не оплачивается.
На сегодняшний день в России существует 3 регентские школы с историческими традициями и опытом, признанным на международном уровне.
Срок обучения от 3 до 5 лет:
При поступлении в школы Сергиева Посада и Санкт-Петербурга требуется музыкальное образование не ниже начального, выпускники имеют квалификацию «регент церковного хора».
Это значит, что выпускник может работать только в церкви. Свято-Тихоновский университет даёт высшее музыкальное образование с правом управления как церковными, так и светскими коллективами.
Для певчих с опытом работы в клиросных составах достаточно окончить курсы регентов или псаломщиков, которые открываются при духовных семинариях, епархиальных училищах и городских соборах.
Несмотря на наличие специальных учебных заведений, в церковной практике официальное образование не играет значительной роли. Допускается самостоятельное изучение основ музыкальной грамоты и богослужебного устава. Часто бывает, что при приёме на работу нового регента настоятель храма отдаёт предпочтение опыту, природным способностям и репутации кандидата.
Говоря кратко, во многих случаях диплом имеет второстепенное значение или вовсе игнорируется.
Профессиональные обязанности
На руководителе церковного хора лежит ответственность за грамотное и благолепное исполнение хором певческой части богослужения. Для этого необходимо воспитывать в себе дисциплинированность, исполнительность, стрессоустойчивость, умение общаться с людьми. Важно оказывать уважение духовенству и следовать указаниям настоятеля, даже если они кажутся неправильными.
Регент должен следить за графиком работы певчих, чтобы к назначенному богослужению собрался необходимый состав. На работу он приходит заблаговременно, чтобы приготовить книги и ноты. Обсуждает со священником особенности службы. Во время богослужения следит за действиями духовенства, замедляет или ускоряет пение в зависимости от ситуации.
Сложность песнопений должна соответствовать уровню певческого состава. При необходимости регент проводит спевки. Внешний вид и поведение руководителя хора служит примером для певчих и прихожан.
Начисление зарплаты
Как и все церковнослужители, руководитель хора может получать зарплату из средств храма. Её размер зависит от договорённости с настоятелем. Малочисленные сельские приходы могут предложить символическую оплату или продуктовое довольствие. Часто регенты сельских хоров работают бесплатно, «во славу Божию».
Крупные приходы стараются привлечь профессиональных регентов и устанавливают оплату в зависимости от разряда богослужения и состава хора. За один выход с архиерейским или концертным хором дирижёр получает от 2 тыс. рублей, за будничный выход — от 500 рублей. Премии и отпускные выплачиваются по усмотрению настоятеля. Размер оплаты зависит от региона и удалённости от административных центров.
Трудоустройство регента может быть оформлено по трудовой книжке или договору.
По условиям ТК РФ за работника приход платит налоги и сборы в Пенсионный Фонд. Настоятели небольших церквей предпочитают устные договорённости, зарплата регента в этом случае является добровольным пожертвованием и не несёт социальных гарантий.
Смена деятельности
Спрос на регентский труд всегда высок. Многие посвящают этому занятию бо́льшую часть жизни, не имея возможности приобрести дополнительное образование. При этом приобретается очень ценная, но узкая специализация.
В отличие от священнослужителей, церковные певчие и регента свободны в смене профессии и рода занятий. Оставив по разным обстоятельствам работу, можно обратиться в епархиальное управление с просьбой предоставить место преподавателя в воскресной школе или на регентских курсах.
Часто бывшему регенту приходится осваивать простые рабочие специальности. Церковь не видит в этом ничего постыдного или недостойного.
Главной заботой любого церковнослужителя остаётся сохранять христианские ценности и не терять связи с Богом и церковными Таинствами.
Регентская школа что это
* Регентская школа Московской Духовной академии
Сайт: https://www.mpda.ru/regent/
Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия.
Высокие требования к поступлению. По окончании выдается диплом.
* Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Сайт: http://pstgu.ru/faculties/singing/info/
Адрес: 115184, Москва, 1-й Новокузнецкий пер., д. 4, стр. 2
Высокие требования к поступлению. По окончании выдается диплом.
Имеются также регентские курсы с ускоренной программой обучения.
* Московские Православные Регентские курсы под рук. Е.С. Кустовского
Официально: Регентско-певческое отделение Православного гуманитарного института «Со-действие»
Сайт: https://vk.com/regentskiekursy
Адрес: 109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер., д.4/6 (храм),
Москва, Подколокольный пер., д.11/1 (курсы)
м. Китай-город
Высокие требования к поступлению. Практика проведения служб только в рамках зачета. По окончании выдается диплом.
Видео об учебе из первых уст: https://vk.com/regentskoedelo?w=wall-177275015_75
* Регентские курсы при храме Девяти мучеников Кизических
Сайт: http://www.kizik.ru/index.php/voskresnaya-shkola/pevc..
Адрес: г.Москва, Большой Девятинский переулок, д.15, м. Краснопресненская
Тел.: 8-916-3164720, 8-916-5532426, 8-903-1552978.
Средние требования к поступлению. По окончании выдается свидетельство.
Здесь можно почитать рассказы об учебной практике на данных курсах: https://vk.com/doc7863201_499650967
О возможности регентской практики в настоящий момент узнавайте у представителей курсов.
* Православные регентско-певческие курсы при храме прп. Марона Пустынника Сирийского
Сайт: http://st-maron.ru/kursy-cerkovnogo-peniya.html
Адрес: г.Москва, Мароновский переулок 1/9, вблизи метро Октябрьская
* Церковно-певческие курсы при храме Богоявления Господня в Китай-городе
Сайт: http://www.bgkg.ru/?p=7158
Адрес: 109012 Москва, Богоявленский пр., д. 2/6, стр. 4
* Школа певчих, регентов и церковнослужителей (алтарников и чтецов) при храме Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке
Адрес: г. Москва, Хохловский пер., д. 14, стр. 5.
Телефон/WattsApp: +7 926 880 02 53
Как стать регентом церковного хора?
Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.
В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.
Церковное послушание
Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.
Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.
Обязанности регента:
Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.
Как стать регентом?
В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:
Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.
Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.
Требования при поступлении
Обучение
Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.
Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.
Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):
Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.
российские учебные заведения,
где обучают регентов и певчих
Наглядно данные о таких учебных заведениях представлены в таблице – СМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ
Что такое регентская школа и с чем ее едят.
Поступление и абитуриентство прошло без осложнений и к моему несказанному удивлению меня зачислили. Только там я узнала что мне черезвычайно повезло оказаться в нужное время в нужном месте. Закрытую было школу новый Владыка решил возродить, набрали большой штат превосходных преподававтелей, которым поставили задачу в трехлетний срок впихнуть в нас 7 лет музыкальной школы,3 года музучилища и немного даже от консерваторской программы. Таким образом нам маленький курс из 7ми человек должен был стать первопроходцами и подопытными кроликами для новой школы.
Знаете как называют семинарию в узких кругах? Система. Это упорядоченны организм со всеми плюсами и минусами такого устройства. Когда попадаешь в семинарию ты должен четко осознавать что находишься в закрытом учебном заведении. Жизнь расписана по строгому режиму, порой очень тяжелому физически. Все семинарии бесплатно кормят и предоставляют жилье, за это студенты работают на «послушании». Трудно соблюсти идеальнй баланс между учебой 6 дней в неделю, службами, спевками, самоподготовкой и послушаниями. Также будьте готовы что ваша жизнь (в том числе и личная) строго контролируется. Даже в свое личное время семинаристка не имеет права уйти без записи в журнале где отмечается во сколько и куда она пошла либо отпросившись непосредственно у дежпома (сокращение от «дежурный помощник», семинарская должность, что-то среднее между комендантом общежития, завхозом и воспитателем детского сада). Семинария это большая деревня,здесь все про всех знают,несмотря что три ее отделения находятся в разных концах города. Если семинарист А. проводил регентшу Б. то на другой день об этом знает даже правящий архиерей. Такое пристальное внимание к личной жизни семинаристов вызвано благими намерениями дабы помочь будущему пастырю не ошибиться с выбором супруги. На деле эта забота давала прямо противоположный эффект, пастыри предпочитали держаться от регентш подальше. Доходило до абсурда. Все семинарское начальство, канцелярия и библиотека находится в Знаменской Роще где расположено пастырское отделение. Мне как библиотекарю приходилось туда ездить и это было незабываемо. Чувствуешь себя говорящим пингвином в цветочек. Каждый встречный при виде тебя менялся в лице и сворачивал на другую тропинку,найти вменямого и говорящего было почти нереально. Почему-то они считали если поздороваться с регентшей или помочь ей донести книги то после такого, как приличный человек, семинарист должен непременно жениться:)) Кстати это не во всех семинариях, мне доводилось бывать в общежитии Питерской и Почаевской семинарий и привычного «пингвинячего» чувства не было, это вероятно вызвано большой изоляцией регенского, иконописного и пастырского в Курске.
Вернемся к регентскому. На первом курсе мы еще жили на территории иконописного отделения. Несмотря что в бытовом смысле этот год был самым тяжелым с тех пор у меня есть несколько хороших друзей-иконописцев. В те годы условия жизни были непростыми, жили по 10 человек в келии, отопление было слабым, горячую воду давали на два часа в сутки и душевых было всего 3 на 35 человек. Справедливости ради скажу что сейчас все это уже байки для молодежи, но что было то было. Учебный план был крайне интенсивным, на нас были службы и концерты в миссионерских поездках по епархии, а послушаний было выше головы. До трех часов были общие предметы, после индивидуальные и послушания. Но учиться нам нравилось, по средам мы регулярно злостно нарушали режим, читая Ветхий Завет после отбоя под одеялом с фонариком. За такое легко можно было загреметь в трапезную вне очереди, а это очень нагрузка не для хилых.
Я очень любила всякие «умные» предметы вроде устава и богословия, а вот с музыкальными дело не заладилось. Особенно непростые отношения сложились с фортепиано. В 18 лет трудно «поставить» руку в итоге я играла какими-то куриными лапками а преподавательница громко и вздыхала и трагически возводила очи к потолку во время этого безобразия. К счастью мы с ней быстро выяснили что славы Рихтера и Рахманинова мне не снискать и большую часть урока я ее развлекала разговорами о высоком, а она мне разрешала не мучать ее слух своей игрой. Но с приближением сессии война с инструментом велась яростно, до хруста в пальцах. Однажды я от отчаяния даже ударилась лбом об крышку, зря между прочим! потому как инструменты были заслуженные пенсионеры, пожертвованы, черная краска местами стерлась и кому-то пришла в голову светлая мысль подправить цвет фломастером. Так и ходила несколько дней с черной полоской на лбу. С сольфеджио было не лучше, до сих пор помню номера что зубрила на экзамен, а фамилии Ладухин и Способин навевают ужас. Настоящая катастрофа была впереди, когда перед первым экзаменом по церковному пению нас разбили на дуэты. Это было нечто. Партию держать не умели обе, я бессовестно занижала, она завышала в общем все что нам оставалось это сидеть и горько плакать. Но слезами горю не поможешь, справедливо рассудив что сила Божия совершается в немощи мы вооружились богослужебным сборником и не расставались ни на миг. Пели пока стирали, когда чистили картошку или мыли пол. Ходили вокруг семинарии и канонаршили (как нас в психушку не упекли?). Так научились петь. А уж как мы учили устав! Ох как же нас там гоняли, зато сейчас среди ночи составлю хоть полиелейную службу хоть полуночницу расскажу как служить.
Семинария напоминает МКС: одни и те же люди в замкнутом пространстве 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Это тяжело. После выпуска я год жила одна в квартире и наслаждалась возможностью побыть в одиночестве. Много о чем еще можно было рассказать, в одну заметку не вместить. Может как-нибудь продолжу тему. Два года назад у меня родилась дочь. Кто-то спросил отдам ли я ее в семинарию. Вопрос меня озадачил но ответ однозначен: нет, не отдам. Не потому что «Не ходите дети в Африку гулять» а потому что отдать туда нельзя. Чтобы пережить это испытание нужно самому иметь огромное желание и стремление, иначе это только во вред. Я знаю тех кому запала не хватило, теперь в храм они даже не приходят. Знаю тех кто наоборот пришел с маленькой искоркой и все испытания и невзгода наоборот раздули искорку в пламя. В любом случае семинария это вам не армия, это круче:)