Регион образовательного учреждения что это
Статья 23. Типы образовательных организаций
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Образовательные учреждения в России
Образова́тельное учрежде́ние — учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Содержание
Классификация
В соответствии с законодательством РФ образовательное учреждение является юридическим лицом.
Образовательные учреждения могут быть:
Федеральное государственное образовательное учреждение (ФГОУ) — образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
История развития системы образовательных учреждений
Типы современных образовательных учреждений в России
В Российской Федерации к образовательным относятся учреждения следующих типов:
Статус образовательного учреждения
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.
Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
Права и обязанности образовательных учреждений, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими образовательных программ.
Регион образовательного учреждения что это
Статья 12. Образовательные учреждения
1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 N 293-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.
(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
5. Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.
Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Типовые положения об образовательных учреждениях, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 02.02.2011 N 2-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета определяются специальным федеральным законом.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 10.11.2009 N 260-ФЗ)
6. Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).
При государственной аккредитации образовательного учреждения (за исключением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, федеральных университетов) устанавливается его государственный статус, подтверждающий или изменяющий тип и (или) вид образовательного учреждения.
Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 N 293-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 10.11.2009 N 260-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
Региональные образовательные системы: понятие и сущность
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.1. Региональные образовательные системы: понятие и сущность
Выяснение сущностно-содержательной эволюции понятия «образовательная система» требует прежде всего уточнения авторского понимания системы как таковой. Известно большое количество различных определений понятия «система», которые используют в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования.
Для этого необходимо обратиться к труду Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко [25], в котором осуществлен анализ понятия системы, представлена общая теория систем и сформулированы парадигмы образовательной системы. Кроме того, рассмотреть математические аспекты абстрактного анализа систем, обобщенные в труде О.С. Сёмкина [42] и математические основы общей теории систем[43]. Внимания заслуживают и взгляды С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов[34] на общую теорию систем как на скелет науки и как на новую научную дисциплину.
По научным результатам перечисленных ученых мы предположили, что в исследовании образовательных систем формулировки дефиниции этого термина требует учета подхода с позиций определение элементов системы и их группировка в подсистемы по функциям общей цели. Тогда можно опираться на два определения понятие «система», которые можно встретить в научной литературе, и соотносить их с образовательными системами.
От общего определения системы попробуем проследить переход к определению понятия «образовательная система» в отечественной и зарубежной науке. Кроме того, данное определение имеет еще несколько значений, в зависимости от объекта образования:
1. В рамках географического аспекта А.В. Тебекин, образовательная система представлена как «единая планетарная система, имеющая следующие взаимосвязанные элементы: континентальные, национальные и региональные подсистемы образования» [45, С. 34].
2. В рамках территориально-пространственного аспекта А.В. Скоробогатов «система, включающая в себя несколько уровней: общегосударственный, региональный и муниципальный» [43; С. 89].
3. В рамках функционального аспекта А.Ю. Огородниковой «непрерывная система образования, которая включает в себя последовательные этапы: дошкольное, школьное, профессионально-техническое, высшее» [37; С. 27].
4. В рамках содержательного аспекта С.А. Мелькова, представляет собой один из синонимов понятия «педагогической системы» [34; С. 167].
Необходимо отметить, что довольно часто отождествляют такие понятия как «система образования» и «образовательная система». Однако их следует различать. Так, в стране может быть только одна система образования – макросистема, в то время как образовательных систем может быть большое множество вариантов. Каждая из образовательных систем, в рамках общегосударственной системы образования, имеет собственную оригинальную основу и характерные отличительные черты [51]. Все это необходимо не только для того, чтобы отличать системы друг от друга, но в первую очередь для того, чтобы данные системы развивались и способствовали совершенствованию общей системы образования страны.
По мнению Г.Е. Ельниковой, образовательная система понимается как «сложная и достаточно разветвленная система, включающая в себя ряд подсистем, каждая из которых представлена образовательными учреждениями конкретной ступени образовании (ДОУ, школа, проф. Училища, ВУЗы и т.д.). При этом каждая из подсистем направлена на получение человеком знаний, умений и навыков, в рамках конкретной образовательной ступени (дошкольное, школьное, профессиональное, высшее и т.д.)» [23; С. 10-12]. В рамках данного рассуждения, становится возможным дать точное определение понятию «региональные образовательные системы».
В соответствии с утверждением М.А. Гончаров «региональная образовательная система – это совокупность всех образовательных учреждений конкретного региона, которые совместно реализуют образовательные стандарты и программы разной направленности и разного уровня, а также органы управления системой образования» [17; С. 121].
Таким образом, автор вводит в понимание «региональной образовательной системы» не только учебные заведения разного уровня, но и указывает на необходимость введения комплексного управления данной системой.
Суть развития образовательных систем и отражение этого процесса в образовательных учреждениях и органов управления образованием, рассматриваются организационные, экономические, социальные и другие объекты. Иными словами, региональная сеть образовательных учреждений характеризует состав, структуру, но не функции региональной образовательной системы [30; С.100].
По утверждению Д.Ф. Аяцков «региональная образовательная система – это одна из подсистем образовательной системы высшего уровня, которая принадлежит государству и включает в себя все образовательные учреждения, всех ступеней и этапов обучения» [10; С. 14].
Анализ исторического развития государства позволяет выявить наиболее характерные черты по становлению и развитию национальной образовательной системы, ее уникальности. Каждая региональная образовательная система имеет собственные характерные черты, которые обусловлены национальными и этническими особенностями проживающего на территории региона народа.
Таким образом, можно сказать, что каждая региональная образовательная система имеет свою уникальность, обусловленную спецификой истории и культуры народа.
Региональные образовательные системы опираются на ряд методических принципов, направленных на повышение качества образования в регионе и отображающие его ключевые подходы:
1. Наличие новых знаний, умений и навыков, которые приобретаются всеми учащимися.
Цель: гарантия обеспечения общего доступа для всех граждан к непрерывному образованию, с целью получения новых знаний, совершенствованию и расширению имеющихся.
2. Повышение инвестиций в человеческий капитал.
Цель: повышение уровня образованности граждан, как важнейшего достояния каждого государства, обеспечивающего его развитие.
3. Внедрение инновационных и авторских методик в систему обучения и преподавания.
Цель: разработка, внедрение, апробация и адаптация новых технологий и методик непрерывного обучения.
4. Совершенствование системы оценивания полученного образования.
Цель: изменение в сознании людей понимания и значимости учебной деятельности, её результативности, а особенности в области информального и неформального образования.
5. Становление и развитие системы консультирования и наставничества. Цель: предоставление каждому человеку свободного доступа к образовательным ресурсам на протяжении всей его жизнедеятельности.
6. Обеспечение территориальной доступности образования.
Цель: приблизить территориально образовательные учреждения к месту проживания учащихся/студентов, посредством современных ИКТ [19; С. 115-117].
Необходимо отметить, что в становлении информационного общества именно образование играет большую роль, поэтому оно должно трансформироваться под натиском информационных технологий. Оно должно в будущем стать одной из основ информационного общества, которое должно закладывать обучающимся навыки работы с информационными технологиями.
Развитие региональных образовательных систем находится в прямой зависимости от экономического развития каждого конкретного региона, количества государственных и частных инвестиций в образование, инвестиционных процессов. Необходимо также отметить, что инновационные процессы затрагивают не только сам процесс обучения, но и сферу управления образовательной системой, в частности образовательными учреждениями.
Внедрение инноваций в управление образовательными системами требует всестороннего подхода к данному процессу, организации не только их разработки и введения, но и последующей оценки полученных результатов, учет и корректировка недочетов и ошибок[20; С. 329].
В настоящее время в регионах страны осуществляется внедрение долгосрочных программ по развитию региональных образовательных систем и государственному управлению ими. Это требует от государства качественной подготовки специалистов в различных областях (экономика, педагогика, менеджмент и т.д.). Хорошо подготовленные кадры способны осуществить качественное управление региональными образовательными системами.
Различают два основных уровня предоставления образовательных услуг:
1. Организационный уровень – является приоритетным и предоставляет все виды образовательных услуг от дошкольного до высшего образования, а также разнообразные формы обучения (очная, заочная, дистанционная и т.д.).
2. Индивидуальный уровень – решает частные проблемы в образовании, предоставляет образовательные услуги в индивидуальном (частном) порядке. Данный уровень способствует повышению общего уровня образованности населения и удовлетворению людьми своих потребностей в знаниях[22; С. 329-332].
Необходимо также отметить и тот, что понимание развития образовательной системы требует уточнения не просто её регионального расположения (нахождения), но и учет развитости инфраструктуры, экономики и социального уровня жизни людей в регионе.
Так, по мнению П.Р. Кульбитовой, «образовательные учреждения, которые реализуют образовательный процесс в соответствии с учетом региональных и этнических особенностей, способны предоставить экономике региона именно те кадры, в которых он наиболее всего нуждается, тем самым удовлетворить региональные потребности в высококвалифицированных кадрах и способствовать общему росту экономики региона»[26; С. 28]. Особенно актуально это в свете того, что только 34% выпускников работают по специальности.
В своих исследованиях П.Р. Кульбитова постаралась разрешить проблему регионального распределения образовательных систем, сделать их максимально привлекательными для населения. В рамках проведенных ею исследований, были выделены три ведущих критерия:
1. Критерий востребованности образования – включает в себя желание людей получать образование, платежеспособность население (государственные и частные учебные заведения), зональные особенности. То есть данный критерий учитывает желание людей получать образование и возможность (готовность) платить за это деньги.
2. Критерий концентрированности учебных заведений – состоит из соответствия желающих получать образования и количества учебных заведений в конкретном регионе.
3. Критерий целесообразного расположения объектов в зонах со значительной потребностью в образовании с наибольшей концентрацией контингента (ищется как минимум расстояния от центральной точки к зональным точкам, отвечающих первым двум критериям) [26; С. 29-36].
Таким образом, можно резюмировать, что инновации в развитии региональных образовательных системах, П.Р. Кульбитова видит в первую очередь в создании учебных заведений на коммерческой основе, а также территориальной доступности.
Данные взгляды являются вполне прогрессивными. Связано это в первую очередь с тем, что в современную жизнь все прочнее входят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Это касается и образование. Внедрение непосредственно в образовательный процесс ИКТ, способствует не только тому, что обучение становится более интересным и результативным, но и тому, что развиваются его новые формы.
В настоящее время одной из наиболее популярных форм получения образования является дистанционное образование. Дистанционное образование позволяет обучаться вне зависимости от места нахождения студента, его отдаленности от учебного заведения. Процесс взаимодействия студента и педагогов происходит с использованием ИКТ в онлайн или офлайн режиме[26; С. 61-70].
Таким образом, одним из основных направлений развития региональных образовательных систем является внедрение в образовательный процесс ИКТ технологий, их максимальное использование не только с целью совершенствования учебного процесса, но и с целью обеспечения доступности и непрерывности обучения для всех граждан страны.
На основании всего рассмотрено выше, можно резюмировать, что региональная образовательная система достаточно комплексное и объемное понятие, которое включает в себя понимание её как:
-подсистемы государственной системы образования;
-комплексной подсистемы, состоящей из нескольких взаимосвязанных между собой элементов (ДОУ, школы, вузы и т.д.);
-совокупность образовательных учреждений, каждой из ступеней образования (дошкольная, школьная, высшая и т.д.);
-органы государственного управления развитием образования в регионе (общественные организации, администрации и т.д.);
-система, которая направлена на удовлетворение потребности региона в высококвалифицированных кадрах;
-система, обеспечивающая доступность и непрерывность образования[14; С. 18-23].
Именно такое полное определение, позволяет выделить главную цель государственного управления развитием региональных образовательных систем, его предмет, место и роль во взаимодействии с иными подсистемами.
Ядром общегосударственной образовательной системы, должно стать государственное управление развитием региональных образовательных систем, так как именно они составляют центр экономической активности каждого отдельного региона и соответственно всей страны в целом. В зависимости от того, как будет происходить развитие каждой региональной системы, зависит эффективность и успешность системы образования РФ в целом.
Таким образом, современные динамические процессы глобализации с одновременным углублением регионализации в различных сферах общественной жизни вызвали необходимость теоретико-методологического обоснования развития образовательных систем. Несмотря на их достаточную автономность и относительную территориальную отдаленность, важно понимать, что эра информационного общества и применения информационно-коммуникационных технологий вносят существенные коррективы в принципы функционирования таких систем, когда образовательная услуга может преодолевать границы в очень сжатом временном промежутке, трансформируя традиционное представление о пространственно-временных е возможностях образовательного процесса.
С другой стороны, развитие образовательных систем не должно отвергать значимость государственной образовательной системы как базовой, что определяет концептуальные подходы к образовательному процессу в стране, его идеологической направленности с целью достижения национальных целей.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная система – это одна из системообразующих подсистем государственной системы образования, которая имеет специфические функции, упорядоченную структуру, целостные взгляды, идеи и убеждения, а также направленность на создание условий для успешного обучения, воспитания и развитие каждого человека.
Исходя из целей, условий существования региональных образовательных систем мы можем охарактеризовать ее как системный объект, комплекс взаимосвязанных элементов, находящийся в единстве с социумом, внешними факторами, обусловливающими в значительной степени его функционирование и развитие.
Являясь условием развития образования в регионе, образовательная система может включать в себя компоненты, способствующие его целостности и устойчивости.