Региональная партия что это

Политическая партия

Региональная партия что это. Смотреть фото Региональная партия что это. Смотреть картинку Региональная партия что это. Картинка про Региональная партия что это. Фото Региональная партия что это

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие, функции, признаки политических партий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть определенных политических целей. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.

Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Основные функции политических партий:

Отличительные признаки политических партий:

Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.

Классификация политических партий

Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.

По отношению к социальной действительности:

По характеру членства:

Виды политических партий по отношению к власти:

По месту в политическом спектре:

По источнику возникновения:

По положению в управляющей структуре:

Виды политических партий по организационной структуре:

Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Понятие партийной системы

Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Рассмотрим типы партийных систем в таблице.

В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР.

В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь.

Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).

В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль.

Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

Система политических партий в законодательстве РФ

Точное юридическое определение политической партии закреплено в законодательстве каждой конкретной страны. Эти определения могут различаться в зависимости от местных политических и правовых традиций.

В Федеральном законе РФ «О политических партиях» говорится, что политическая партия — это общественное объединение, которое создано в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия в РФ должна отвечать следующим требованиям:

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями партии являются:

Источник

Новый закон о партиях предусмотрел заслон от сепаратистов, но его можно обойти

Региональная партия что это. Смотреть фото Региональная партия что это. Смотреть картинку Региональная партия что это. Картинка про Региональная партия что это. Фото Региональная партия что это

Павел Пряников, РИА Новости.

Это сегодня оппозиция радуется 40-50% «Единой России», ставя такой ее результат себе в заслугу. А в 2004-2007 годах на региональных выборах партия власти довольствовалась 20-30%, проигрывая наскоро сколоченным областным, краевым и республиканским объединениям.

Норма в «42 и больше» региональных отделений партии (пусть и с отменой минимальной численности членов партии в отделениях, но установленным минимумом для каждого региона в 2 делегата для учредительного съезда) дополнительно способствует, как пишут на канцелярском языке в политотчетах, «консолидации политических сил».

Но значит ли это, что в России раз и навсегда законодательно поставлен заслон на пути к регионализму и тем более сепаратизму? Мировой опыт показывает, что ничто не мешает создавать суперрегионалистские объединения.

А что мешает каким-нибудь «патриотам тайги» (или «родных осин») сосредоточить деятельность на своем регионе, а в остальных 41 субъектах федерации отыскать по 2 «сочувствующих»? Ничто не мешает.

Станем ли мы свидетелями возрождения регионалистских политических объединений, будет, как обычно, зависеть от Кремля. Но уже не от уловок его юристов (при желании все эти барьеры можно обойти), а от изменения отношения федерального центра к регионам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

Региональная партия что это

Обзор проявлений регионалистских сил за рубежом будет дан в теме 15. А сейчас сосредоточимся на российском варианте явления, наиболее весомо проявившего себя в 1990-х гг.

— «протекционистские» партии хотят от центральных властей гарантий сохранения культурной идентичности, в т.ч. особого статуса регионального языка и квот для патронируемых слоёв на государственной службе;

— «автономистские» партии предлагают перераспределить по договору полномочия и предметы ведения внутри государства;

— «национал-федералистские» партии наиболее решительны в требованиях передела власти, предлагают модель этнического федерализма.

В постсоветской России этнические и религиозные разновидности региональных партий, к счастью, не получили преобладания. После бурной институционализации на волне распада СССР и обретения суверенитета республик РФ подобные партии стали терять влияние. Они локализовались только в части республик (Дагестане, Ингушетии, Тыве, Саха-Якутии, Татарстане и проч.). После поворота региональных элит республик к партнерству с федеральным центром (1994-1995 гг.) этнические и религиозные партии отошли в тень политических процессов.

Преобладающая форма региональных партий в России всё же «протекционистская», лоббирующая интересы своего сообщества прежде всего в экономической и социальной сферах.

Партийная мобилизация обычно сосредотачивается вокруг «критических событий и специфических проблем» региона (в терминах зарубежных исследователей)103. В российском случае это вопросы федерализма и региональной политики, бюджета и налогообложения, представительства и защиты региона перед лицом центра. Часто лидеры и элиты создают образ «монолитного единства» региона, дабы повысить свой уровень влияния и подавить оппозицию. Типично высказывание новгородского губернатора М.Прусака: «Мы не красные, не белые, мы новгородские»104.

Наиболее теоретически продуманное определение губернаторских «партий власти» дал Б.И. Макаренко106. Они представляют собой политические коалиции, возглавляемые губернатором. Они обеспечивают главе региона власть и ресурсы в межполитических отношениях с федеральным центром. Чаще всего такие партии создаются для победы на выборах. Они финансируются региональными бизнес-группами, из бюджетов субъекта федерации и муниципальных образований. «Партия власти» ограничивает свободу действий основных «гражданских (негосударственных)» партий в регионе, ставит под контроль важнейшие СМИ.

Какие факторы способствуют образованию и укреплению региональных «партий власти»? По мнению Б.И.Макаренко107, следует выделить внутрирегиональные и внешние факторы. К внутренним относятся:

1) консолидированность региональных элит, выдвигающих из своей среды опытных прагматичных губернаторов;

2) слабость институциональной системы «сдержек и противовесов», преобладание исполнительной ветви над остальными;

3) слабость гражданского общества: организационная, коммуникативная, идейная.

1) отсутствие четкого конституционного и законодательного закрепления принципов строения власти в субъектах федерации;

2) распад единой «вертикали власти» в 1990-х гг.;

3) слабость судебной системы;

4) отсутствие четкой грани между институтами государственной власти и местного самоуправления, что ставит районы и локальные сообщества под власть губернаторами;

5) несовершенство бюджетного федерализма: размеры и механизм получения трансфертов зависят от личного влияния губернатора в федеральных органах власти.

Одновременно в «ельцинский» период действовали и противоположные факторы, ослаблявшие потенциал региональных «партий власти»:

— неустойчивость экономического положения, межотраслевые и территориальные диспропорции экономического развития, что подрывало ресурсы элит и делало «партии власти» нестабильными;

— отсутствие единой «губернаторской вертикали власти» во многих регионах, где сложились полицентрические режимы;

— высокий удельный вес в региональных парламентах предпринимателей, которые ограничивают всевластие губернаторов;

— личные обстоятельства главы исполнительной власти региона: колебания уровня популярности, внутриэлитные и межполитические конфликты, психологический стиль правления;

— возможность оппозиции со стороны конкурирующих центров власти в регионе: мэрий крупных городов, представителей федеральных структур, общероссийских партий и др.;

— низкий уровень институционализации самой «партии власти», её картельно-предвыборный характер;

— противоречивость политики федеральных институтов власти в регионе из-за соперничества группировок на общероссийском уровне.

Типология региональных партий дается по двум важным критериям: по характеру лоббируемых интересов и по идеологии. Первую их этих классификаций создал Р.Ф.Туровский. Он выделяет следующие виды организаций109:

1. «Идеологизированные» партии, созданные в поддержку лидера или группы. Чаще всего это крайние демократические группировки в духе начала 1990-х гг. или националисты, автономисты. Маргинальны, к власти не приходили.

2. Этнонациональные движения, в основном в республиках и автономиях. Во времена крайней слабости государства (1990-1993 гг.) играли весомую роль, претендовали на власть, конфликтовали с номенклатурными кланами. Затем нашли компромисс и заняли в политической системе региона соподчиненные места. Исключения в республиках Юга России, где возможны рецидивы внутриэлитной борьбы.

3. «Партии власти» (о них сказано выше), причем не только на региональном уровне, но и на городском; часто партии мэров конфликтовали с партиями губернаторов.

4. Межпартийные региональные объединения. Создавались оппозиционерами для усиления ресурсов. Эта форма применялась и коммунистами, и либералами, и консерваторами.

5. Туровский включает в число региональных организаций казачество. На наш взгляд, точнее будет отнести современные казачьи формирования к группам интересов (см. вопрос 11.4).

Более узкую типологию по характеру коалиций разработал Б.И.Макаренко110. Он делит «партии власти» по типам политических альянсов на «беспартийно-прагматические», «номенклатурно-правовые» и «номенклатурно-левые».

Рассмотрим благоприятные и препятствующие факторы партогенеза на контрастных примерах Свердловской области и Краснодарского края, показательных для либерального и этатистского вариантов становления партий.

Г.В.Голосов, детально исследовавший случай Свердловской области112, определяет три особенности её партийной системы по итогам 1990-х гг.:

1) наличие устойчивых политических организаций, соперничество которых является ключевым фактором регионального политического процесса;

2) генезис партийной системы и структура организаций отличаются от аналогов в иных регионах России;

3) доминирование региональных политических организаций при относительной слабости отделений общероссийских партий.

Опыт Свердловской области уникален тем, что конфликты региональных элит с федеральными привел к легитимации раскола элит в области, к состязанию относительно демократичных по строению протопартий. Г.В.Голосов построил гипотезу, объясняющую причины такого «уклона» от среднероссийской траектории. Ключевую роль сыграл внутриэлитный конфликт на региональном уровне при определенных условиях115:

— главным средством и «ареной» внутриэлитной борьбы стали выборы;

— один (как минимум) из участников конфликта использует партии как существенный механизм мобилизации, а не как вспомогательный прием;

— соотношение сил и политическая культура элит должны быть таковы, чтобы никто не получал монопольной власти;

— конкуренция должна вестись по сценарию «война по правилам» (в терминологии В.Я. Гельмана).

В итоге партии и избирательные объединения Свердловской области, по выражению И. Горфинкеля, оторвались от своих административных «родителей», обрели некоторую автономию от внутриэлитных структур, где первоначально образовались116. Поскольку в регионе закрепилась смешанная избирательная система, то партии Свердловской области институционализированы внутри областной Думы в виде фракции117.

В чем причины успехов традиционалистского блока «Отечество» в 1990-х гг.? Кроме устойчивых социокультурных черт кубанского общества, действовали и краткосрочные факторы: слабость неправительственных организаций и групп влияния, ориентированных на либеральные ценности; неквалифицированность действий оппозиционных партий; отсутствие развитого рынка независимых информационных услуг на региональном и тем более местном уровне. Отсутствовали политики, которые могли бы проявить харизматические качества и лучше ретранслировали преобладающие ценности региональной культуры, нежели Н.И.Кондратенко. За пределами же традиционализма политики могли рассчитывать только на голоса сравнительно неорганизованных и малочисленных сторонников «радикально-демократической» субкультуры (на Черноморском побережье, в Краснодаре с его 800 тыс. чел. населения)120.

Социальная база и организационная сеть «Отечества» (Кондратенко) были противоречивы и по ценностям, и по мотивам политических позиций, и по тактическим интересам. Стратегия плавного дробления и самоустранения блока от власти была реализована благодаря сценарию «передачи власти преемнику» на губернаторских выборах в декабре 2000 г. Курс нового губернатора А.Н. Ткачева, как постепенно выяснилось к лету 2003 г., предусматривал тактику прагматичного центризма121. Это и было закреплено, когда Ткачев возглавил региональный список партии «Единая Россия» осенью 2003 г.

Кубанский вариант партогенеза, как представляется, типичен для регионов с патерналистской культурой. При правлении трех «партий власти» (проельцинские центристы 1993-1996 г., прокоммунистическое «Отечество (Кондратенко)» 1997-2002 гг., центристская «Единая Россия» с осени 2003 г.) ни разу не формировался конкурентный состав ЗСК, в котором партии имели бы сравнимые потенциалы. Да и сейчас партии, пытающиеся создавать свои сети «снизу», на основе структур гражданского общества, на порядок слабее партий, легитимирующих интересы правящих элит.

Итак, согласимся с мнением М.Н. Афанасьева122: региональные партии в России чаще всего не создают демократическую конкурентную среду. Их роль даже в лучшие для них времена 1996-1999 гг. не творящая, а подчиненная. Институционализация региональных партий осталась к принятию федерального закона «О политических партиях» летом 2001 г. незавершенной. Они остались краткосрочным предвыборным «холдингом», клиентелой администраций или бизнес-групп.

По новому законодательству с июля 2003 г. потеряли право участвовать в выборах многие влиятельные региональные организации: «Отечество» (Кондратенко) на Кубани, Татарская партия национальной независимости «Иттифак», Исламская партия Дагестана, «Преображение Урала» в Свердловской области и другие. Скорее всего, их ресурсы и кадровый потенциал не сгинут, а будут использованы отделениями общероссийских партий. Ввиду понятий разнородности состава, взглядов и политической культуры новых «конгломератных» партий возможны острые конфликты и перегруппировки сил. Однако после завершения переходного периода партийная система на региональном уровне должна окрепнуть

Источник

Политические партии, региональные отделения политических партий. Общие положения

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

В соответствии со статьей 11 ФЗ «О политических партиях» политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

В соответствии со статьей 15 ФЗ «О политических партиях политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного указанным федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.

Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

Главное управление Минюста России по Приморскому краю предоставляет государственную услугу по принятию решения о государственной регистрации при создании и внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) (далее – государственная услуга) в отношении:

■региональных отделений политических партий, осуществляющих деятельность на территории республики.

■иного структурного подразделения политической партии, в случае, если уставом политической партии предусмотрено наделение правом юридического лица партии.

Государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии и в этом случае на структурное подразделение политической партии распространяются требования, установленные ФЗ «О политических партиях» для государственной регистрации региональных отделений политической партии, за исключением подпунктов «а» и «б» пункта 2 статьи 3 данного Федерального закона.

Государственная услуга предоставляется согласно порядку, установленному Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2011 г. № 455

Документы, представляемые для государственной регистрации регионального отделения политической партии

Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.

Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

■ заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании по форме № Р11001, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;

■ копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии;

■ заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;

в) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;

■ заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;

■ сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии (указывается в соответствующей графе заявления);

■ список членов регионального отделения политической партии

Госпошлина при регистрации регионального отделения политической партии составляет 2000 рублей.

Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы регионального отделения, представляются:

■ заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме № Р14001;

■решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях внесение изменений в сведения о региональном отделении, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.

В случае внесения изменений в устав политической партии их региональными отделениями, не принимающими собственных уставов, в территориальный орган Минюста России представляется заявление по форме № Р14001.

Вне зависимости от изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, к заявлению прилагаются заверенные политической партией копии устава политической партии и иные необходимые для принятия решения о государственной регистрации документы.

Госпошлина при данном виде регистрации не предусмотрена.

Требования к оформлению документов, представляемых заявителями для государственной регистрации

Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме и учредительных документов религиозной организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Учредительные документы религиозной организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.

Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О политических партиях» региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

а) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии;

б) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона;

в) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации регионального отделения политической партии.

2.1. Государственная регистрация регионального отделения политической партии может быть приостановлена в соответствии с пунктом 5.1 статьи 15 настоящего Федерального закона при наличии основания для отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 настоящей статьи.

Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.

В случае отказа в государственной регистрации некоммерческой организации заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Повторная подача заявления о государственной регистрации некоммерческой организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном законом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название партийной системыСущность
Однопартийная система