Реинтеграция донбасса что это означает простыми словами
Донбасс, это Россия, или Украина. Реинтеграция Донбасса и решение конфликта
Донбасс, это Россия, или Украина
Донбасс — Донецкий угольный бассейн составляют две области, Луганская и Донецкая, входящие в состав Украины. На конец 2019 года, Донбасс, это не Россия точно, но и на то, что это Украина, не похоже.
Видеоверсия публикации:
В 2014 году, после военного переворота, некоторые украинские области восстали, пытаясь противостоять новой власти, но вскоре очаги сопротивления были подавлены. Отдельные районы Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), при поддержке России смогли выстоять, оказав жесточайшее сопротивление ВСУ, которые вопреки конституционному запрету были использованы в боевых действиях против своего народа.
К 2020 году половина Донбасса остается под полным контролем Украины, ДНР и ЛНР, составляющие вторую половину, провозгласили себя независимыми республиками и де-факто не подчиняются никому, прислушиваясь к России, игнорируя самостийну и незалежну. Это не Украина, и не Россия. В первую они возвращаться не хотят, а вторая их к себе брать не торопится.
Реинтеграция Донбасса простыми словами
Под реинтеграцией Донбасса понимается возврат его неподконтрольной части под управление Украины. На данный момент в независимых республиках созданы свои министерства и ведомства. Если интеграция означает воссоединение, слияние, то реинтеграция, значит уже были вместе, потом разошлись и вот теперь должны стать снова едиными.
Сколько бы не говорили на Украине о возвращении Донбасса в состав Украины, если трезво посмотреть на положение дел, это сейчас просто неосуществимо в принципе. В заметке о Крыме, чей он, российский, или украинский, я сравнивал полуостров с женщиной, которой надоел нерадивый муж, и она от него ушла к другому.
С Донбассом ситуация похожая, только, если здесь сравнивать отколовшуюся от Украины территорию с бросившей мужа женой, то в этом случае, дело застопорилось на половине пути. От одного ушла, а вот другой в жены брать не захотел. Совсем без поддержки не оставляет, подбадривает, но замуж не берет.
Почему я говорю о реинтеграции ДНР и ЛНР в Украину как о безнадежной затее. Вернемся к нашей аналогии. Как должен вести себя муж, который хочет вернуть сбежавшую от него жену? Ну уж точно не так, как до того, как она его бросила. По логике вещей, он должен признать свою вину, покаяться, сменить гнев на милость и принять определенные условия женщины. Иначе, не видать ему ее, как своих ушей. С этим будет кто-то спорить?
И как же себя ведет в отношении обособившихся территорий Украина, что она им предлагает? А вот что, она фактически предлагает ДНР и ЛНР сдаться. А с чего бы им сдаваться? Иными словами, украинский политикум ведет себя таким образом, чтобы у неподконтрольных территорий и мысли не возникало о реинтеграции. Кроме того, что Украина не собирается снимать свои требования, из-за которых и произошел раскол в 2014 году, она еще и дополняет их новыми угрозами.
Представить только, жена ушла от мужа, потому что он постоянно грозился ее избить, а когда та его бросила, намеревается вернуть обещаниями вообще ноги повыдергать, когда та к нему вернется. Скажите, разве будет это похоже на то, что мужчина хочет восстановить семью?
Сепаратисты Донбасса
Сепарация, это отделение, разделение. Можно ли назвать отделившиеся республики сепаратистским? Конечно, ведь они отделились, сепарировались, только вот, кто этот сепаратизм затеял и сделал неизбежным?
Больших сепаратистов, чем люди, отнявшие неконституционным путем власть у Януковича, на Украине нет. Именно они разделили население на два сорта, высший, это Западная Украина, и нестандарт, это Восточные области, которые нужно перековать огнем и мечем по своему шаблону.
Украина неоднородна, у каждого региона есть свои взгляды, традиции, свои идеалы, кумиры и герои, свой родной язык, в конце концов. И вот, жители одной части государства говорят жителям другой его части: отныне вы будете признавать героями только того, кого мы скажем, думать так, как мы думаем, и говорить на том языке, на котором мы говорим.
А кто не хочет, тому: «Чемодан, вокзал, Россия!» скатертью дорога, мол. Было такое? Было, тогда еще и слова такого, сепаратисты, никто не слышал. А почему вдруг, русскоязычные должны были паковать чемоданы и уезжать? Их земля, их дома, это уже не их земля и не их дома? Чего ради житель Львова требует от жителя Донецка убираться из страны, раз тот не хочет на украинском языке говорить?
Очевидно же, что, такую конфронтацию между гражданами одного государства могли утроить, или полные идиоты, или те, кто заранее знал результат своих действий, и к нему стремился. Так как, идиоты власть не смогли бы захватить по своему определению, остается второй вариант.
Мораль, сепаратисты Донбасса сепаратисты вынужденные. Их довели до этого специально. Например, можно довести человека до бешенства издевательствами, а когда тот не выдержит и треснет обидчика по голове, обвинить в нападении. Кстати, о нападении, В этом странном конфликте, которому еще будет дана справедливая оценка, захватчиками оказались люди, воюющие на той территории, на которой родились, а защитниками те, кто всегда жил за сотни километров от нее.
То есть, жители Ивано-Франковска взяли автоматы, сели в БТРы и поехали защищать Луганск от луганчан. Примечателен один эпизод, журналист спрашивает бабушку, жительницу прифронтового донецкого села:
— Бабушка, кто для вас сепаратисты?
— Так это наши защитники.
— А украинская армия тогда кто?
— А это наши освободители…
Так что, конфликт на Донбассе, это война защитников с освободителями.
Решение конфликта на Донбассе
Еще раз скажу, при нынешних позициях украинской власти никакой реинтеграции быть не может. Республики с каждым годом и так все больше отдаляются от всего украинского, еще лет пять такой изоляции, и подростки начнут спрашивать друг у друга, — «а Украина, это где?» То есть, время, в этом плане, работает точно не на реинтеграцию.
Но самое главное, это то, что сама реинтеграция не нужна ни той, ни другой стороне абсолютно. Украинским кормчим, потому, что тогда раскроется правда о том, что действительно творилось на Донбассе, начиная с 2014 года и, не исключено, что преступникам с потерпевшими придется поменяться местами.
Большинство простых людей а ОРДЛО живет лучше большинства таких же людей в Украине. Что толку с того, что на Украине выше зарплаты? Во-первых, не намного и выше. Во-вторых, разница с лихвой компенсируется более низкими ценами почти на все.
А если говорить о коммуналке, то в сравнении с тем, сколько украинцы платят своим разным «Коболевым», можно сказать что плата за коммун-услуги в ДНР чисто символическая. Отношение чиновников к людям и людей между собой намного более теплое и дружелюбное, чем у нас на большой земле. Как говорят дончане, «мы здесь чувствуем себя людьми».
И вот сейчас они, при таком раскладе, все бросят и побегут сдаваться на милость Зеленскому, который пообещал искоренить русский язык в украинской системе образования и наказать тех, кто воевал против доблестной ВСУ. Но говорить обо всем этом на Украине не принято, это считается признаком дурного тона. Правильным будет постоянно подчеркивать, что это Россия напала, оккупировала территории и держит дончан и луганчан в страхе.
Закон о реинтеграции Донбасса — требование безоговорочной капитуляции. Колонка Олега Денежки
После многолетних плясок вокруг минских договоренностей Киев «разродился» законодательной инициативой. Беременность у слонов продолжается 22 месяца, почти два года, но наши маленькие украинские партнеры перещеголяли даже их. Но у украинцев, наконец, получилось. Буквально за месяц до истечения срока действия закона об особом статусе «отдельных районов Донецкой и Луганской областей», Киев, не без помощи заокеанских «друзей», испек пирожок. Кондитерское правительство Порошенко предложило на рассмотрение парламента Украины новый закон-рецепт «что делать с Донбассом».
Из Вашингтона шлют в Киев телеграммы: «мысленно мы с вами зпт принимайте срочно тчк мы поддержим на международном уровне тчк». Из Киева отвечают: «лучше деньгами тчк». Но, видимо, примут и без денег, как и без них, чисто за улыбку, уже третий год оптом «распродают» страну и ее народ. Новый вид сделки: есть финансовая, есть бартер, а есть «за красивые глаза».
Закон рассматривают на парламентской сессии 5 октября, а прежний закон о статусе ДНР и ЛНР истекает 18 октября, то есть, принять вовремя не успеют. В принципе, вынашивали долго, но все равно опоздали. Но вся штука именно в том, что успевать им и не нужно было. Замысел в другом.
Новый закон носит гордое неофициальное название: «О реинтеграции Донбасса». То есть, о возвращении. Прямо реконкиста какая-то, о которой я писал в прошлой свое статье. Позвольте, но если Донбасс возвращают, то значит, Киев признает его утрату? Более того, в нем Россия недвусмысленно признается «агрессором», в законе прописано буквально следующее: «государство Украина не несет ответственности за противоправные действия Российской Федерации как государства-агрессора на временно оккупированных территориях».
А попутно устанавливается право Украины действовать на территории Донбасса силовыми методами по своему усмотрению и право не соблюдать минские договоренности. Что это значит? Об этом чуть ниже.
Официально закон, а точнее пакет из двух законов, называется по-канцелярски скучно и уныло: № 7163 «Об особенностях государственной политики и обеспечения государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» и № 7164 «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
Но меж этих строчек кипят страсти, надежды киевских властей на скорый реванш и предчувствие нового витка гражданской войны. А это значит, что смысл принятия этого законопроекта вовсе не в том, чтобы изменить прежний статус районов Донбасса, неподконтрольных Киеву, а в том, чтобы официально шантажировать всех: Россию — усилением политического давления через своих друзей на Западе, а уставших от обстрелов жителей Донбасса — эскалацией военных действий. А заодно окончательно похоронить минские договоренности и дать понять, что ни с ДНР, ни с ЛНР Киев разговаривать больше не будет. Только с Москвой.
Изящно и по-особенному опасно. Во всяком случае, не так глупо, как может показаться. Наши политологи, и не только они, стали на все лады высмеивать закон и говорить о невозможности его принятия, то есть трактовали его появление исключительно спешкой окончания действия закона об особом статусе. Новую писульку назвали: «очередной пустышкой». Но это не пустышка. Это не закон вовсе. Это грамота, посланная Кремлю с прозрачным намеком: то, что происходит в Донбассе, — теперь ваша проблема. Вы ее и решайте. А мы не будем. Мы будем воевать. Балканы-2.
Ну, судите сами. Военная операция 1995 года Oluja, в переводе с хорватского — «Буря». Она стала финалом войны Хорватии с Сербией, возобновившейся после перемирия, в ходе которого хорватская армия была перевооружена и обучена с помощью западных стран. Тогда части армии Хорватии и 5-го корпуса армии Боснии и Герцеговины в 1994 и 1995 гг. провели ряд успешных наступательных операций и, наконец, совершили генеральное наступление в августе против Сербской Краины.
Результатом этой операции стала практическая победа Хорватии в войне против Сербской республики и ликвидация республик Сербской Краины и Западной Боснии. В итоге существенно изменилась этническая карта современной Хорватии: оттуда бежали, по разным оценкам, от 200 до 250 тысяч сербов, еще от ста до нескольких тысяч гражданских сербов были убиты.
Вот это и есть цель Киева. Повторение операции «Буря». И результат должен быть точно таким же: ликвидация двух донбасских республик и, главное, изменение этнического состава жителей.
Вы скажете: но зачем предупреждать о своих военных планах? Не выгоднее ли все сделать ошеломительно, внезапно и непредсказуемо? Не выгоднее. Киев давно уже потерял военную инициативу, ее уже не вернуть. Американские военные советники на пальцах, но не без труда, думаю, объяснили это украинским кабинетным генералам. О планах возобновления военных действий Киевом не знают разве что крысы в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Республики усиленно готовятся к возобновлению войны. Какая тут внезапность? На дворе не 41-й год, а ВСУ —далеко не вышколенный Вермахт.
Внезапности не будет, как не будет и военной победы. А вот изменение этнического состава — вполне реальная штука. Ее можно добиться бессмысленной, на первый взгляд, бумажкой. И в ней есть даже специальный раздел для этой цели: перечень лиц, подлежащих люстрации.
Согласно разделу, поражению в гражданских правах, возможному судебному преследованию и лишению гражданства, подлежит практически все население ДНР и ЛНР, кроме лиц, сотрудничавших с СБУ, или прошедших службу в ВСУ «на той стороне».
Люстрировать собираются много и со вкусом. Это чиновники и бюджетники, включая учителей и врачей, служивших в государственных учреждениях «на бюджете», военнослужащие армий Донбасса, лица, уличенные в гражданской помощи военным подразделениям, не говоря уже о чиновниках и руководителях ДНР и ЛНР.
Повторюсь, перед нами не проект поправок к уголовному кодексу, то есть четких формулировок, которые могли бы использовать следствие и суд, он не содержит. А это значит, что фактически люстрации можно подвергнуть всех, кто не покинул территории подконтрольной республикам.
Хотя пока с помощью офисного компьютера, бумаги и принтера Киев пытается провести обряд экзорцизма, изгоняя с неподконтрольных ему территорий несуществующий призрак «кремлевского влияния», в самой Украине все складывается не так хорошо, как хотелось бы. Денег нет, да и не предвидится, экономические перспективы в целом невеселые. Запад улыбается, обещает, наставляет и подталкивает к войне, но в материальном плане никак этому не способствует. Время играет против украинских властей.
В это же время «Северный поток» вышел на запланированный объем, планы на «Южный» хоть и законсервированы, но не похоронены, переговоры идут, печальная кончина украинского транзита все ближе, и, в преддверии отключения систем жизнеобеспечения пациента, власти Одессы превентивно объявили о прекращении эксплуатации систем центрального снабжения горячей воды и их демонтаже.
Кстати, даже простые американцы, далекие от политики, уже чувствуют дуновение ветерка с востока, который может превратится в бурю. Например, ресторан в Вашингтоне предложил посетителям пиццу в честь дня рождения Путина. Она отличается присутствием соленых огурчиков и жгучего перца. Хорошая метафора.
А в польском городе Жешуве неизвестные изрисовали украинское консульство надписями: «Украина — это ОУН-УПА» 1 и «Убирайтесь вон!». Кажется, к тому моменту, когда украинцы соберутся заселять этнически чистым элементом зачищенный Донбасс, их самих уже выгонят отовсюду.
Беременность у слонов длится 22 месяца. Но рожают они не мышь.
Реинтеграция Донбасса
Официально реинтергация Донбасса началась 18 февраля 2017 г. с того момента, когда Верховная Рада подписала закон. Согласно его содержанию, Россия является агрессором, а жители неподконтрольных Киеву Донецкой и Луганской области — оккупантами. Положительных результатов этот закон не принёс ни жителям «оккупированных» территорий, ни самим украинцам.
Законопроект о реинтеграции Донбасса, внесенный президентом Петром Порошенко, предполагает признание Российской Федерации агрессором
Подробнее об уровне жизни на Украине узнайте на нашем сайте.
Что означает фраза «Россия — агрессор», согласно закону о реинтеграции?
С юридической точки зрения, она не означает ничего. Но можно уловить, что Рада перекладывает ответственность за судьбы мирных граждан и всего региона на Кремль.
Согласно законопроекту, Россия выступает агрессором, поднявшим волну насилия на территории Украины. Тогда почему последняя должна платить пенсии, пособия, ремонтировать уничтоженные жилые дома и объекты инфраструктуры? Пусть этим занимается сторона, оккупировавшая территории.
При этом официального объявления войны не было, как и разрыва дипотношений. А самый «лютый враг» Незалежной по итогам 2017 г. стал крупнейшим бизнес-партнёром. Российских товаров украинцы экспортировали на 7,2 млрд, превысив показатели предыдущего года на 140 %.
Еще больше информации о реинтеграции Донбасса узнайте из видео, представленном ниже.
Импортировала Украина на 3,9 млрд, что по сравнению с 2016 г. стало больше на 110 %.
Важно! Значение закона о реинтеграции Донбасса свелось к тому, что Порошенко получил возможность управления армией без согласования своих действий с Радой.
АТО или что-то другое?
С 1 апреля 2017 г., согласно тому же закону, власть на территории, где осуществляются боевые действия, переходит в руки военных.
Из этого можно сделать заключение, что после того, как Рада ни в одном чтении не признала жителей Луганской и Донецкой Народной Республики террористами, Порошенко спохватился, что всё это время он нарушал Конституцию страны. А именно: применял регулярную армию против своего народа.
Теперь же президент Украины отходит от дел, передавая полномочия военным. Вводит на неподвластных ему территориях военный режим со всеми вытекающими последствиями для местного населения.
Как это сказалось на гражданских?
С одной стороны, для жителей Донецкой и Луганской области ничего не изменилось.
С другой — теперь военные получили официальное разрешение сверху заниматься всем тем, чем занимались на протяжении четырёх лет:
Пропускной режим на Донбассе существенно ужесточился
В законе о реинтегрции Донбасса ни слова не упоминалось о том, что планируется ввести режим прекращения огня или отвести тяжелую артиллерию и бронетехнику от жилого сектора.
А, может быть, причина реинтеграции — выборы-2019?
Не исключено, что хитроумный план Порошенко заключался в том, что он хотел попытаться ввести на территории всей страны режим чрезвычайного положения. Это могло произойти, если бы отношения с ЛНР и ДНР вновь накалились до предела. В этом случае Порошенко мог попробовать продлить своё президентство.
Ещё более двух лет назад, в период, когда законопроект о реинтеграции Донбасса был в разработке, президент стремительно стал терять позиции. И, если бы выборы были проведены два-три года назад, победила бы на них Юлия Тимошенко.
Но выборы президента страны могут состояться, если в стране всё хорошо, а если в ней объявлено чрезвычайное положение, они отменяются. В этом случае население, структуры и армия должны сплотиться вокруг президента и дать отпор внешнему или внутреннему врагу.
Президентские выборы 2019 года на Украине — седьмые (очередные) выборы президента Украины
Только после победы над «невидимым» противником Пётр Алексеевич должен был объявить о выборах, и на волне эйфории населения, навеянной патриотическими призывами, безоговорочно победить и продолжить «руководить» страной.
Приводить результаты закона о реинтеграции и рассуждать, имел ли он значение для мирного населения, можно долго. Ничем хорошим для людей он не запомнился. Если же верить словам секретаря по национальной безопасности и обороне Александра Турчинова, благодаря закону образовалось больше возможностей использовать вооружённые силы для противостояния агрессии со стороны Кремля.
Глобальные перемены?
В поражении Петра Порошенко на мартовских выборах мало кто сомневается. Даже если не брать в расчёт ненавидящее его население ЛНР и ДНР, которое бомбят и обстреливают на протяжении всего срока его руководства страной.
К тому же, по отзывам многих экспертов, так или иначе связанных с происходящим на востоке страны, уже в 2021 г. неподвластные Киеву районы могут отойти под юрисдикцию России. Ожидать, что они вернутся в состав Украины после всего произошедшего, не стоит.
Но нужны ли эти территории Российской Федерации? Если ситуация с Крымом была понятна: наилучший, с точки зрения туристического бизнеса, субъект за небольшой промежуток времени окупит инвестированные в него и строительство моста деньги. То для чего России Донбасс, который бомбили на протяжении нескольких лет?
Донецкая область является крупнейшим промышленным регионом. До событий на Майдане она обеспечивала почти 20 % промышленного производства, в то время как по соотношению количества населения на неё приходилось всего 10 % жителей страны. Получается, что интерес Кремля в Восточной Украине тоже вполне объясним: угольные шахты и большое количество промышленных предприятий, часть из которых функционирует и сейчас, смогут окупить возможные инвестиции, если произойдёт присоединение.Реинтеграция Донбасса: какие серьезные изменения ждут украинцев
Закон о реинтеграции Донбасса приняли в Верховной Раде во втором чтении. Он вступит в силу на следующий день после опубликования в официальной прессе.
Сайт «24» проанализировал главные принципы закона о реинтеграции Донбасса. Отметим, в документ внесли правки относительно Крыма и Севастополя, поэтому дальше речь пойдет об оккупированных территориях Луганской, Донецкой областей и Крыма. Полный текст документа можно посмотреть на сайте Верховной Рады. Об основных изменениях, которые ждут нас после подписания и опубликования закона — читайте дальше.
Больше не АТО. А что тогда?
В законе о реинтеграции Донбассе Российская Федерация впервые официально называется агрессором. Документ определяет, что Российская Федерация является инициатором вооруженной агрессии против Украины и оккупантом части украинской территории. Поэтому Украина больше не проводит АТО, а принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии.
Террористические организации «ДНР» и «ЛНР» будут называться «представителями оккупационных администраций РФ». Соответственно, теперь украинские заключенные в плену «ЛДНР» и России будут называться не заложниками, а военнопленными.
Границы оккупации будут определяться президентом Украины по представлению Министерства обороны и на основе предложений Генштаба ВСУ.
Украина не отвечает за действия оккупантов, но фиксирует все нарушения
Согласно законопроекту, Украина не будет отвечать за действия оккупантов на временно оккупированных территориях. В то же время украинская власть будет собирать информацию обо всех нарушениях, которые там проводятся, чтобы потом привлечь Россию к ответственности. Все члены оккупационной администрации, то есть Плотницкий, Захарченко и все их псевдоминистры понесут уголовную ответственность.
Однако, в законопроекте не указаны ни период, ни условия причинения такого вреда, ни территория, на которой это произошло, что может осложнить доказательства вины России в международных судах.
Право собственности на оккупированных территориях
За физическими и юридическими лицами сохраняется право собственности на имущество, в том числе на недвижимое имущество и землю на оккупированной территории, если они получили его в соответствии с действующим законодательством Украины.
Документы, выданные оккупантами, будут действительны?
Юридические акты, которые выдают оккупационные службы РФ, являются недействительными и не создают правовых последствий. Украина не признает ни одного «закона», изданного оккупационными администрациями России. Действительными признаются документы, подтверждающие факт рождения или смерти лица на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, прилагаемые к заявлению о государственной регистрации рождения лица и заявлению о государственной регистрации смерти человека соответственно.
Кто будет руководить отпором?
Вместо штаба АТО теперь появится Объединенный оперативный штаб ВСУ. Он будет главным органом, которому будут подчинены силы ВСУ, Нацполиции и все, кого привлекают к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях. Командующих Объединенных сил будет назначать Президент Украины.
Война или дипломатия?
Ограничение въезда-выезда на оккупированные территории
Командующий объединенных сил с учетом безопасности обстановки вправе ограничивать въезд лиц на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей и выезд лиц из таких территорий. Порядок въезда и выезда лиц, а также перемещения товаров с/на оккупированных территориях определяется Кабинетом Министров Украины.
Командующий Объединенного оперативного штаба ВСУ будет иметь право ограничивать въезд/выезд на оккупированные территории
На что имеют право силовики
Во время отпора вооруженной агрессии России в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, военнослужащие, правоохранители и лица, привлеченные к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, имеют право:
2) задерживать и доставлять вышеупомянутых лиц в органы Национальной полиции Украины;
3) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, а в случае отсутствия документов — задерживать их для установления личности;
4) осуществлять личный досмотр граждан, досмотр их вещей, транспортных средств и вещей, которые ими перевозятся;
5) временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, не допускать транспортные средства, граждан на отдельные участки местности и объекты, выводить граждан с отдельных участков местности и объектов, отбуксировывать транспортные средства;
6) входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам, для выполнения мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, проверять транспортные средства;
7) использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям и организациям, кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций.
«Скользкие» вопросы реинтеграции
Хотя после первого чтения президентский законопроект подвергся изменениям, впрочем, документ до сих пор далек от идеала, констатируют народные депутаты.
Вопрос Крыма
Так, например, Светлана Залищук обращает внимание на то, что хотя в тексте закона и добавили в перечень оккупированных территорий АР Крым и Севастополь, однако в название закона Крым не внесли. В преамбуле закона появилось упоминание о Крыме. Но никаких механизмов возвращения полуострова законодатели не предлагают.
Не прописана дата начала оккупации
В законопроекте не появилась точная дата оккупации, на которой настаивали, в частности, депутаты от «Самопомощи». Это помогло бы Украине отстоять права в международных судах. В законе есть только ссылки на закон о статусе Крыма. Там прописана дата начала оккупации полуострова. Поэтому норму можно истолковать так, что оккупированным у нас есть только Крым.
«Мы предлагаем четко определить дату оккупации. Именно отдельных регионов Донецкой и Луганской областей для того, чтобы дать возможность как обычным украинцам, так и Украине в международных судах требовать компенсацию от страны-агрессора – России – за все те убытки, которые она нанесла как нашим гражданам, так и вообще стране», – прокомментировала народный депутат от «Самопомощи» Виктория Войцицкая.
Восстановление торговли с оккупантами?
Вице-спикер Оксана Сыроид считает, что этот закон предусматривает восстановление торговли с отдельными районами Луганской и Донецкой области.
«Огромная опасность заложена в том, что торговать будет армия, то есть контролировать торговлю будуть Вооруженные силы, объединенный оперативный штаб и так называемый командующий объединенных сил. Я думаю, это огромная трагедия для Вооруженных сил, поскольку торговля и Вооруженные силы несовместимы», – рассказала Сыроид.
Внефракционный Дмитрий Добродомов говорит, что этим законом Рада фактически отменяет решение СНБО о торговой блокаде ОРЛДО.
Возможность ограничения прав человека
Есть большой вопрос соблюдения прав человека в части ограничения въезда-выезда на оккупированные территории, говорит нардеп Светлана Залищук.
Мустафа Найем объясняет, что лица, которые привлекаются к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны в Донецкой и Луганской областях, будут наделены беспрецедентными полномочиями (весь перечень читайте выше в разделе «На что имеют право силовики»). В условиях войны это правильно, однако, Найем отмечает, что «эти полномочия вступают в силу при очень неточно расписанных условиях и для очень широкого круга лиц».
Условия, при которых такие полномочия вступают в силу, описанные настолько размыто, что их можно использовать даже в случае пожарной безопасности,
– отметил представитель БПП.
«Порядок перемещения лиц и товаров на/с оккупированных территорий устанавливает Кабинет министров. Но эти нормы могут быть полностью проигнорированы Командующим объединенных сил. К сожалению, многие поправки, в том числе мои, которые предлагали определить хотя бы общие рамки перемещения лиц и товаров, были отклонены», – написал Найем в Facebook.
«Неограниченные» возможности для Президента
Принятием этого закона Верховная Рада формально-юридически одобряет решение президента Украины об использовании Вооруженных Сил и других воинских формирований для сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях. Как объясняет Мустафа Найем, это означает, что закон наделяет президента правом единолично, без дальнейшего парламентского контроля решать вопрос о применении Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, что прямо противоречит п. 33 ст. 85 Конституции Украины.
Все решения в зоне бывшей АТО будет принимать командующий Объединенного оперативного штаба ВСУ. А он и его полномочия будут определяться Президентом Украины, что также противоречит Конституции (согласно ст. 106 полномочия Президента определяются только Конституцией Украины).