Река забвения что означает
Река забвения что означает
По прибытии в подземное царство умершие пили из этой реки и получали забвение всего прошедшего; наоборот, те, которые появлялись обратно на землю, должны были ещё раз напиться воды из подземной реки. Представление об этом возникло уже после Гомера и перешло в народную веру. Река Лета протекает также в стране Ена, который считается братом Леты и Таната (Забвения и Смерти). В подземном царстве был её трон, на котором, между прочим, сидели Тезей и Пирифой, посетившие Аид.
Река Лета, «забвение» является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, — среди них Тиресий или Амфиарай, — сохранили свою память и после кончины.
Существовала также наяда Лета.
Упоминания в античной культуре
Некоторые поздние учения упоминают существование другой реки, Мнемозины. Те, кто пили из Мнемозины должны были вспомнить всё и обрести всезнание. Последователи этих учений верили, что после смерти им будет предоставлен выбор, из какой из рек пить, и они смогут выбрать Мнемозину вместо Леты. Сохранились надписи на многочисленных золотых табличках, датирующихся IV веком до н. э. и более поздних, найденных при раскопках Туриума в Великой Греции (Южная Италия) и других городов.
В конце диалога Платона «Государство», приводится миф об Эре — убитом в битве древнегреческом солдате, совершившем путешествие в царство мёртвых. Упоминается, что мёртвые прибывают в «долину Леты», по которой течет река Амелес («безрассудный»).
По местным поверьям, небольшая река Лимия в провинции Оренсе в Галисии обладала теми же свойствами, связанными с потерей памяти, что и легендарная река Лета. В 138 до н. э. римский генерал Децим Юний Брут решил развеять этот миф, так как планировал развернуть военную кампанию в этом регионе. Легенда гласит, что генерал пересек Лимию сам и затем начал вызывать солдат на другой стороне по одному, называя каждого по имени. Солдаты, обрадованные тем, что генерал помнит их имена, бесстрашно пересекали реку. Это действие развеяло местные мифы об опасности Лимии.
Согласно Данте, поток, текущий в Земном Раю, разделяется на два. Влево струится Лета, истребляющая память о совершенных грехах; вправо — Эвноя («добрая память»), воскрешающая в человеке воспоминание о всех его добрых делах.
Употребление в русском языке
В русском языке широко известно выражение «кануть в Лету», означающее исчезновение навсегда, предание забвению. Как правило, выражение употребляется в отношении некоторой информации, фактов, воспоминаний, легенд и т. п., реже, в переносном смысле — в отношении предметов и вещей, которые были утеряны.
Одна из рек на Аляске носит название «Лета» в честь мифической реки. Расположена в 18 км на запад от вулкана Катмай. Открыта и названа в 1917 так Робертом Ф. Григгсом (Robert F. Griggs), в одной из экспедиций Национального географического общества США.
Река забвения что означает
Кануть в лету
Сразу скажем — лето тут ни при чём!
Буквально эта фраза обозначает — быть забытым, бесследно исчезнуть.
Все дело в греческой мифологии, где Лета — это река забвения в подземном царстве мёртвых Аиде. Из неё души умерших пили воду и забывали свою прошлую жизнь.
Название реки стало символом забвения, а выражение «кануть в Лету» стало означать «навсегда исчезнуть», «быть поглощённым вечным забвением».
Кэшбэк 5% новым партнерам
Кто в любой период нашей истории был способен править умами людей?
Кто свергал царей, императоров и президентов?
Но мы с вами не собираемся никого свергать, а лишь хотим научиться досконально управлять этим «оружием».
И шаг за шагом, слово за слово, мы идём к этой цели на Лексикониусе — обители для всех стремящихся к совершенству в собственной речи.
Техники захвата диалога, способы раскрытия своего голоса, и доскональные разборы самых будораживших выступлений известных личностей…
Не упускайте такое из виду — присоединяйтесь к нам
На самом деле, мы всё, в той или иной степени подвержены этому недугу. Ну или когда-нибудь были склонны к тому.
Палинфразия от гречесокго palin — «снова, вновь», frasia — «фраза»
Буквально обозначаете патологически частое повторение определённых слов или фраз в речи, в случае, когда человек нервничает или, наоборот, расслаблен. У многих это просто входит в привычку — они просто не замечают лишних конструкций, без которых речь была бы намного чище и грамотней.
Например:
На самом деле, меня очень раздражает ваша палинфразия.
Река забвения
Смотреть что такое «Река забвения» в других словарях:
река забвения — трад. поэт. В античной мифологии: река подземного царства, из которой души умерших пили забвение своего земного существования; река Лета … Словарь многих выражений
река — реки, вин. реку, мн. реки, рекам–рекам, жен. 1. Постоянный водоем, представляющий собою естественный сток воды от истока вниз до устья, значительный по своим размерам. Советская власть соединила две русские реки, Москву и Волгу, каналом Москва… … Толковый словарь Ушакова
река — и, вин. реку и реку; мн. реки, дат. рекам и рекам, тв. реками и реками, предл. о реках и в реках; ж. 1. Естественный значительный и непрерывный водный поток, питающийся поверхностным или подземным стоком с площадей своих бассейнов и текущий в… … Энциклопедический словарь
река — и/, вин.; реку/ и ре/ку; мн. ре/ки, дат. река/м и ре/кам, тв. река/ми и ре/ками, предл. о река/х и в ре/ках; ж. см. тж. рекой, рекою, речка … Словарь многих выражений
река́ — и, вин. реку и реку, мн. реки, дат. рекам и рекам, твор. реками и реками, предл. в реках и в реках, ж. 1. Естественный значительный и непрерывный водный поток, питающийся поверхностным или подземным стоком с площадей своих бассейнов и текущий в… … Малый академический словарь
РЕКА — Важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. В ряде мифологий, прежде всего шаманского типа, в качестве некоего «стержня» вселенной, мирового пути, пронизывающего верхний, средний и нижний миры, выступает т. н. космическая (или… … Энциклопедия мифологии
РЕКА — РЕКА, и, вин. реку и реку, мн. реки, рек, рекам и (устар.) рекам, жен. 1. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья. Северные реки. Москва р. Пойти на реку, за реку. Любоваться на реку.… … Толковый словарь Ожегова
РЕКА — Годубая река. Публ. Патет. Поток транспортируемого по трубам газа. НРЛ 81; Мокиенко 2003, 95. Река бежит. Прикам. О большом количестве чего л. МФС, 85. Река молока! Яросл. Приветственное пожелание при доении коров. СРНГ 18, 236; ЯОС 8, 131. Река… … Большой словарь русских поговорок
РЕКА — символ необратимого потока времени и соответственно потери и забвения. Она также символ направления, определяющего векторы судьбы. Река еще и символ движения, которое заканчивается в великом океане. Река является отцом океана, но при этом она и… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
ЛЕТА — (греч. lethe забвение). В греч. мифологии: река забвения в аду; забвение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЕТА в мифологии, река забвения в аду; из неё души умерших пред входом в Елисейские поля… … Словарь иностранных слов русского языка
Река забвения или дионисиада
Однажды французский философ Мишель Фуко, рассказывая об истории безумия, сравнил безумие с Рекой Забвения.1 Человек идёт вдоль этой реки, постоянно испытывая желание подойти к ней ближе, войти в неё и предаться игре с русалками. Человек испытывает желание уйти в «воду» безумия, обрести забвение и избавиться от опостылевшей трезвости – от того постоянного напряжения, которое удерживает его на поверхности сознания.
Из истории становится видно, что, когда цивилизация начинает развиваться, усиливаться и осознавать себя, она, прежде всего, обретает власть над своим безумием и его слепыми разрушительными силами.
Когда цивилизация слабеет – размываются все защитные «дамбы», сдерживающие Реку Забвения. Тогда она выходит из берегов и затопляет все свободные пространства, которые совсем недавно были обитаемыми и изученными, а ныне превратились в неопределённость, где обретается тёмная, непросветлённая и бессмысленная сила инстинктов.
Древние всегда осознавали важность границ и локализации. Конечно, и в их бытии присутствовали разрушительные силы и зло, но они им успешно противостояли, используя такие «инструменты», как «равновесие», «ограничение» и «карантин». Долговечность цивилизации всегда определялась умением пользоваться этими «инструментами», позволяющими овладеть «настройкой» жизни, а, значит, и управлением энергетическими потоками.
Эта легенда иносказательно говорит о том, что, когда цивилизация сильна – она бывает способна охранить своё психическое здоровье от напора безумия. Во все времена к безумию и безграничности проявлений темных животных инстинктов люди относились с опаской. Это заставляло их сторониться сумасшедших людей и дистанцироваться от них. Во времена Ренессанса безумных сажали на корабли и отправляли в дальнее плавание. «Дуракам» запрещалось входить в города. На исходе Ренессанса безумных приравняли к преступникам и стали размещать их в тюрьмах и лепрозориях.
Все маргиналы, чьё поведение разрушало установленные в социуме законы и порядки, почитались опасными людьми, несущими в себе угрозу общественному здоровью. Их изолировали и, чаще всего, пожизненно. В 15-16 веках никто не думал о том, почему человек ведёт себя неадекватно. Знали только, что он либо «животное» (то есть, сумасшедший), либо безумный (то есть, преступник и беспутный человек). В те далёкие времена власть не видела разницы между медицинскими «дураками» и порочными людьми, не получившими должного воспитания. Неправильное поведение, разрушающее законы социума, почиталась критерием, на основании которого производилась изоляция «диссидентов».
Таким образом, помещение инакомыслящих в «психушки» имеет свою древнюю историю, уходящую корнями в глубокое Средневековье.
Кто же конкретно подлежал изоляции? Это были люди, которые не подчинялись законам социума и тем самым разрушали и расшатывали его основы. Вот их перечень людей, взятый из средневековых реестров: «закоренелый жалобщик», «сутяга», «человек весьма злобный и сварливый», «человек, днём и ночью докучающий прочим людям своими песнями и, изрыгающий ужасные богохульства», «расклейщик пасквилей», «большой лжец», «человек буйного поведения», «растлитель», «распутник», «убийца», вольнодумец», «еретик», а также «венерик», «колдун» и «богохульник».3
Всё это были люди, от которых система, желавшая сохранить себя в целостности, дистанцировалась и защищалась всеми возможными способами.
В 19 веке «сумасшедших» (то есть, больных людей) начали отделять от «безумных» (то есть, преступников) и помещать в специализированные госпитали. «Безумные» же так и остались в прежнем статусе нарушителей, покушавшихся на общественные основы. Их судили моральным судом как людей, преступивших моральную черту. Маркиз де Сад был первым, кого выгнали из «сумасшедших» и признали «преступником». Но, повторяю, долгое время (до 19 века) преступление и сумасшествие не различались, имели один статус, трактовались как единое зло и шли рука об руку. Это было зло, которое необходимо было локализовать для того, чтобы оно не расползлось подобно чуме.
У современного общества, утратившего иммунитет, уже нет сил для сдерживания и ограничения безумия. Дамбы, сдерживающие его, разрушились и Река Забвения хлынула грязным потоком в общество. То, что происходит сейчас с социумом, подобно катастрофе с «Титаником», столкнувшимся с айсбергом. Айсберг пробил брешь и безумие, подобно ледяной воде, затопило все отсеки некогда роскошного корабля.
Сегодня с безумия сняты все запреты и ограничения. Равно как и с порока. Сумасшествие и безумие снова соединились в рамках деструкции системы, которая уже не способна себя сохранить и защитить. То, чего боялись древние, свершилось в наши дни, когда главным деструктивным элементом было назначено безумие.
В старые времена сумасшедших называли именно так – «монстрами», подчёркивая их принадлежность к нечеловеческому миру. «Монстров» боялись, потому что полагали, что они являются носителями «вируса» смерти, который мог погубить человеческий мир. Поэтому «монстра», первым делом, поражали в гражданских правах и он переставал быть юридическим лицом. Безумец признавался сумасшедшим не в силу своей болезни, отбросившей его на периферию жизни, а в силу той опасности, которую он представлял для общества, поскольку носил в себе «истину», способную уничтожить мир.
Но какой же «истиной» владел «дурень»? Это был тот самый дискурс о пресловутой «свободе», о которой сегодня так радеет Большая Мировая Обезьяна. Это был миф об «абсолютной свободе», являющейся последней «истиной» дурака. Но эта «сила» никогда не выражалась в творчестве, потому что для того, чтобы творить, необходимо сознание. Эта «сила» служила «тараном» для разрушения того, что уже было построено.
Во все времена считалось, что «дурак» рождается на свет для того, чтобы расшатывать все разумные основы. Он рождается для того, чтобы погибнуть, утянув в свою «прорву» весь человеческий мир. «Дурак» всегда был опасен своей пустотой и отсутствием чувства самосохранения. Считалось, что безумный – это бездна, разверзшаяся в обществе – опасная «чёрная дыра» или «воронка». Причем, в общественном самосознании не делалось никакой разницы между медицинским «дураком» и преступником, ибо оба они подтачивали основы общества одинаково.
Действительно, здоровое общество всегда налагало ограничения на тёмный и агрессивный сексуальный инстинкт человечества. Люди подсознательно понимали, что ослабление запрета на разнуздывание сексуальной стихии было чревато разрушением и искажением общественных отношений, падением института семьи, подрывом здоровья нации, развитием половых извращений, ослаблением воли и, в конце концов, всеобщим вырождением – физическим и духовным. И потому Д. Андреев, предвидевший век деструкции, в книге «Роза мира» предупреждал потомков о том, что «сексуальная сфера человека таит в себе взрывчатый материал невообразимой силы».5
Сегодня сексуальная стихия не просто «спущена с цепи», но навязывается всем и каждому (особенно детям), как залежалый товар, не имеющий сбыта. Для оправдания этого события была выдумана убедительная фрейдистская теория, убедительно обосновавшая выведение наружу всех пороков человека.
Визионер Д.Андреев, описывая темное будущее человечества, которое наступит в 21 веке, предупреждал именно об этом. Он предупреждал о том, что, если обоснование для разврата и сокрушения главного основания общества – семьи, будет найдено, то, благодаря этому, порок станет обыденным явлением и обеспечит систематическое разложение общества, а это приведет к страшным последствиям. Вот его предупреждение: «Но, если найти убедительное и обаятельное учение, которое убаюкало бы человеческий страх перед снятием узды с инстинкта абсолютной сексуальной свободы, произойдет моральная катастрофа, подобных которой еще не происходило никогда».6
В противовес ему звучит другой голос – голос величайшего провидца – Даниила Андреева, предупреждавшего о великой катастрофе, которую несет разнуздывание сексуальной стихии: «Высвобождение центробежной энергии, заложенной в этом инстинкте, могло бы, переходя в цепную реакцию, вызвать такой сокрушительный общественно-психологический переворот, который сравним с высвобождением внутриядерной энергией в области техники».7
В наше время «дурак» стал значимой и неотъемлемой фигурой общественного ландшафта. Этот факт прекрасно отражен в современной культуре и, в частности, наглядно проявлен в городской скульптуре, которая изображает дураков всех мастей и разрядов, занятых своей привычной дурацкой деятельностью. Городская скульптура демонстрирует торжество обыденности и пошлости, являясь, в то же время, агитацией и призывом к разложению человека и всё большему погружению его в дионисийскую стихию, где личность уже не имеет никакого значения.
Недавно я сделала репост статьи, написанной известным ученым-социологом и политологом Кириллом Мямлиным, которая называется «Пять законов о ТОРах». Были даны прямые ссылки за Закон (kremlin.ru – «законы о ТОРах»), были приведены цитаты из федерального Закона. Казалось бы, что проще – зайди на сайт kremlin.ru, набери три слова – «законы о ТОРах» и прочитай информацию. Так нет же. «Дурак» никогда и ничего проверять не станет. Один «дурак» предпочёл оскорбить лично меня, а второй задал наивный вопрос: «Как вы думаете, эта информация правдива?»
Более идиотской ситуации невозможно выдумать. К счастью, в комментариях по этой теме проявилось только двое «дураков», но, если дело так пойдет дальше и модераторы не будут «локализовывать» «дураков», то их будет становиться с каждым днем все больше. Ведь эти «дураки» что-то еще и пишут, а кто-то их читает… Так расползается по миру глупость и теряется определенность жизни.
К сожалению, сегодня, когда глупость агрессивно лезет из всех углов, вся ткань жизни теряет чистоту и словно пропитывается грязью. Вот что делает кощунство, когда «дурак», вместо того, чтобы пребывать на периферии жизни, стремится стать её диктатором. Сегодня «дурак» празднует свою волю: он поучает специалистов, он формирует уродство во всех мыслимых формах и оттенках, он фабрикует ложь, он размешивает грязь и делает ее привычным атрибутом жизни. Он ничего не понимает, но, тем не менее, ведет себя так, словно всё знает.
«Дурак» прописался везде. Он напрочь изгадил искусство и там, где он прошел, остается выжженное поле. Он всегда зол, потому что знает о своей тупости и непродуктивности. И хотя он предельно банален, скучен и переполнен бытом, тем не менее, он считает главным в своей жизни – заставить себя слушать, хотя сказать ему не о чем.
Я полагаю, что сегодня, благодаря современной технике, «дурак» стал страшной угрозой для общества. Человек с затухающим сознанием, ненавидящий свет, погружающий мир в Реку Забвения – что может быть страшнее?
_____________________________
1 – М.Фуко. История безумия в классическую эпоху. М., 1997
2 – Там же. – С.152
3 – Там же. – С.146
4 – Д.Андреев. Роза мира. М., 1993. – С.281
5 – Там же.
6 – Там же.
7 – Там же.
8 – Там же. – С.281-282
река забвения
Смотреть что такое «река забвения» в других словарях:
Река забвения — Устар. Поэт. В греко римской мифологии: река подземного царства Лета, напившись воды из которой, умершие забывали всё прошедшее. Обычай древний наблюдая, Мы благодетельным вином Стихи негладкие запьём, И пробегут они, хромая, За мирною своей… … Фразеологический словарь русского литературного языка
река — реки, вин. реку, мн. реки, рекам–рекам, жен. 1. Постоянный водоем, представляющий собою естественный сток воды от истока вниз до устья, значительный по своим размерам. Советская власть соединила две русские реки, Москву и Волгу, каналом Москва… … Толковый словарь Ушакова
река — и, вин. реку и реку; мн. реки, дат. рекам и рекам, тв. реками и реками, предл. о реках и в реках; ж. 1. Естественный значительный и непрерывный водный поток, питающийся поверхностным или подземным стоком с площадей своих бассейнов и текущий в… … Энциклопедический словарь
река — и/, вин.; реку/ и ре/ку; мн. ре/ки, дат. река/м и ре/кам, тв. река/ми и ре/ками, предл. о река/х и в ре/ках; ж. см. тж. рекой, рекою, речка … Словарь многих выражений
река́ — и, вин. реку и реку, мн. реки, дат. рекам и рекам, твор. реками и реками, предл. в реках и в реках, ж. 1. Естественный значительный и непрерывный водный поток, питающийся поверхностным или подземным стоком с площадей своих бассейнов и текущий в… … Малый академический словарь
РЕКА — Важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. В ряде мифологий, прежде всего шаманского типа, в качестве некоего «стержня» вселенной, мирового пути, пронизывающего верхний, средний и нижний миры, выступает т. н. космическая (или… … Энциклопедия мифологии
РЕКА — РЕКА, и, вин. реку и реку, мн. реки, рек, рекам и (устар.) рекам, жен. 1. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья. Северные реки. Москва р. Пойти на реку, за реку. Любоваться на реку.… … Толковый словарь Ожегова
РЕКА — Годубая река. Публ. Патет. Поток транспортируемого по трубам газа. НРЛ 81; Мокиенко 2003, 95. Река бежит. Прикам. О большом количестве чего л. МФС, 85. Река молока! Яросл. Приветственное пожелание при доении коров. СРНГ 18, 236; ЯОС 8, 131. Река… … Большой словарь русских поговорок
РЕКА — символ необратимого потока времени и соответственно потери и забвения. Она также символ направления, определяющего векторы судьбы. Река еще и символ движения, которое заканчивается в великом океане. Река является отцом океана, но при этом она и… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
ЛЕТА — (греч. lethe забвение). В греч. мифологии: река забвения в аду; забвение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЕТА в мифологии, река забвения в аду; из неё души умерших пред входом в Елисейские поля… … Словарь иностранных слов русского языка