Рекреация что это такое в географии
Рекреационная география
Рекреационная география — научное направление в географии, возникшее на стыке экономической географии туризма и отдыха, социальной географии (особенно географии туризма и отдыха и медицинской географии), биогеографии, физической географии, изучающее территориальные закономерности и особенности деятельности людей, направленной на восстановление и развитие физических и духовных сил.
В Советском союзе рекреационная география как направление развивалась В.С. Преображенским. В 1966 г. в газете «Комсомольская правда» была опубликована его статья совместно с директором Института географии АН СССР И.П. Герасимовым, где ученые высказались о необходимости охраны природы и развивития системы национальных парков в Советском союзе. Они подчеркивали, что национальные парки – это не заповедники, а используемые территории, которые требовалось оборудовать для активного отдыха. Режим открытости национальных парков налагал бы особые обязанности на их администрацию: «Нужно заботиться о том, чтобы территории национальных парков не скудели, чтобы они постоянно сохраняли те свойства, которые и сделали их ценными для оздоровительных целей. Парки должны быть предназначены только для отдыха, и только для отдыха. Поэтому никакие заготовки леса, строительства химических предприятий, добычи полезных ископаемых открытым способом, строительства дач и других сооружений для индивидуального пользования здесь недопустимы!»В книгах и статьях В. С. Преображенского была выявляется роль потребностей, интересов, мотивов пространственного поведения, роль деятельности человека как связки, без которой не могут возникать функциональные и пространственные связи общества с окружающей средой. В рамках развития теории рекреационной географии В.С. Преображенский поставил вопрос о необходимости разработки единого «баланса отдыха», в котором бы учитывались потребности населения в различных формах отдыха и возможности удовлетвоить этот спрос.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Урбоэкология (от лат. urbs — город), или экология города, — наука о взаимосвязи и взаимодействии во времени и пространстве двух систем — городской (её социальной, технической, энергетической, информационной, административной подсистем) и естественной. Урбоэкология является разделом экологии.
Рекреационная география
Электронный учебно-методический комплекс для студентов географического факультета специальностей 1-89 01-01 Туризм и гоступриимство и 1-31 02 01-02 География
Лекция 1
РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА. РЕКРЕАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1. Объект, предмет, и основные задачи рекреационной географии на современном этапе.
В наиболее общем плане рекреационная география – это общественно-географическая наука о территориальных аспектах рекреационной деятельности людей и территориальных рекреационных системах.
Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Поэтому данное научное направление носит междисциплинарный характер, с достаточно сложным предметом исследования, который постепенно трансформировался с развитием туризма и общественных потребностей во второй половине XX в.
Территориальная рекреационная система представляет собой социальную географическую систему, состоящую из следующих взаимосвязанных элементов: группы отдыхающих, природных и историко-культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала и органа управления.
Подсистема группа отдыхающих является центральной, она определяет требования к другим элементам ТРС в зависимости от различных особенностей и потребностей туристов.
Подсистема природные и историко-культурные комплексы выступает в качестве ресурсов и условий удовлетворения рекреационных потребностей и является территориальным базисом формирования ТРС.
Подсистема технические сооружения обеспечивает как обычную жизнедеятельность отдыхающих и обслуживающего персонала (услуги размещения, питания, транспорта), так и специфические рекреационные потребности (услуги лечения, оздоровления; экскурсионное, культурное, бытовое обслуживание). Весь комплекс рекреационных и обслуживающих предприятий формирует рекреационную инфраструктуру.
Подсистема обслуживающий персонал выполняет функции рекреационного обслуживания отдыхающих и производственно-технологического обеспечения рекреационных предприятий.
Органы управления обеспечивает оптимальное взаимодействие между элементами ТРС и эффективное функционирование всей системы в целом.
Таким образом с данных позиций рекреационная география изучает ТРС как целостную систему, выявляет закономерности формирования, развития и размещения ТРС всех типов и рангов, прогнозирует их изменения, разрабатывает предложения по их оптимальному функционированию.
Важнейшей отличительной особенностью советской рекреационной географии является то, что она имела жесткую практическую ориентацию и конструктивный характер. Разработки по рекреационной географии реально использовались на практике (в СССР все курортные зоны создавались как ТРС, например Белолое озеро, Нарочь).
После распада СССР произошёл «переворот» в развитии рекреационной географии, изменился предмет его исследования. Это обусловило две причины:
1 В 1990-е гг. после исчезновения СССР существующие ТРС серьезно деградировали и для восстановления нуждаются в колоссальных инвестициях. В современных условиях ни одно государство, образовавшееся на месте распавшегося СССР, пойти на такие инвестиции не может.
Объект и предмет рекреационной географии.
В настоящее время сложилось два подхода к определению объекта и предмета РГ.
Обобщая рассмотренные подходы, можно отметить, что на современном этапе объектами изучения в рекреационной географии выступают:
• Территориальные рекреационные системы, комплексы, рекреационное хозяйство в целом;
• Природные, природно-антропогенные, социально экономические, историко-культурные компоненты процессы и явления окружающей природной среды, которые могут выступать в качестве условий и ресурсов рекреационной деятельности и быть как ограничивающим, так и реализующих ее;
• Собственно рекреанты, рекреационные потоки, их характеристики.
рекреационной деятельности, распространения и использования различных рекреационных ресурсов и соответствующая им территориальная организация
рекреационного хозяйства в рамках территориальных рекреационных образований различных типов и рангов.
Субъектами рекреационной географии выступают человек как продуцент рекреационных потребностей, отдельные группы рекреантов, специфические системы и их отдельные подсистемы и элементы, рекреационная отрасль.
Главная задача – проведение рекреационного районирования с целью определения рекреационных функций территории в сфере рекреации и туризма, для координации развития соответствующих отраслей экономики, оптимального использования различных видов рекреационных ресурсов.
Выделяют четыре основных направления исследования рекреационной географии, которые обеспечивают решение определенных научно-практических задач:
районов и территорий, отслеживает соответствующие изменения.
2. Понятия «рекреация» и «отдых». Соотношение понятий «рекреация», «отдых» и «туризм».
В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, трактовалась как восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности.
Существует много определений понятия «рекреация», однако наиболее применяемые в современной научной литературе являются следующие:
— Виды человеческой деятельности в свободное от трудовой деятельности время, направленные на восстановления сил и удовлетворения широкого круга потребностей как личностных так и социальных.
— Это совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-досуговой деятельности людей на специализированных территориях.
· наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;
· цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.
Согласно этому рекреант – это лицо, который восстанавливает свои умственные, духовные и физические силы на специализированных территориях.
Рекреацию по ее продолжительности условно можно разделить на:
– кратковременную с возвращением на ночлег в места постоянного проживания и без возврата (рекреация в выходные дни в конце недели, уик-энд);
– длительную с ночевкой вне места постоянного проживания.
Повседневная рекреация осуществляется на территориях первоначального жилья, разрешительных и спортивных центрах, парковых и пляжных зонах. Территориально кратковременная рекреация ограничивается городской и пригородной зоной в радиусе одно-двухчасовой пешеходной или транспортной доступности, а осуществление длительной рекреации территориально практически не ограничено.
По этому признаку повседневная и кратковременная рекреация с возвращением на ночлег в месте постоянного проживания совпадает с таким понятием как отдых, а длительная рекреация с ночевкой вне места постоянного жительства по своей сути соответствует туризму.
бездействие), направленная на восстановление сил человека. Человек отдыхает ежедневно, в выходные дни, праздники, во время отпуска и тогда, когда достигла пенсионного возраста. Отдых носит индивидуальный характер и зависит от возраста, профессиональной принадлежности, образования и других характеристик личности. Выделяют следующие виды деятельности человека во время отдыха:
1) деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм);
2) любительские занятия – охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и т.д.;
3) приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства;
4) интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);
5) общение по интересу и свободному выбору;
6) развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища);
7) путешествия и экскурсии ради удовольствия.
В рекреационной географии нет чёткого разграничения понятий «рекреация» и «отдых». Так Мироненко и Твердохлебов считают, что рекреация происходит за пределами постоянного место жительства человека. Николаенко считает, что данные понятия являются синонимами.
Туризм – это временный выезд людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны с целью оздоровления, познания, профессионально-деловых и иных целях, без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте на срок, превышающий 24 часа до одного года и с обязательством покинуть страну или место пребывания в определенный срок.
3. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации
Рекреация относится сейчас к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства. Основная ее задача – восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей.
Хотя в науке до сих пор не существует общепринятой классификации общественных функций рекреации, их можно было бы разделить на 3 основные группы:
Медико-биологическая функция состоит в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление через туризм – один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека.
Социально-культурная функция – это ведущая функция рекреации. Культурные (или духовные) потребности – это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Туризм открывает большие возможности для общения человека с природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира.
Экономическая функция – простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса. Рекреация выполняет также и другие экономические функции: ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны; расширение сферы приложения труда, то есть увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно; существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов; повышение эффективности иностранного туризма как источника поступления иностранной валюты.
Общие тенденции развития рекреации в мире:
· Приближение мест отдыха к центрам рекреационного спроса.
· Формирование систем кратковременного отдыха горожан.
· Организация национальных и природных парков, а также небольших лесо-, луго- и гидропарков для активного всесезонного отдыха на природе.
· Создание новых форм и видов отдыха.
Сокращение сезонности функционирования рекреационных предприятий и маршрутов, то есть стремление к круглогодичному действию.
рекреация
Смотреть что такое «рекреация» в других словарях:
РЕКРЕАЦИЯ — (лат. recreatio, от recreare восстановлять, подкреплять). Отдых, отдохновение, в учебном заведении время между уроками, предназначенное для отдыха, вообще свободное от занятий время каникулы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
рекреация — отдых от службы, от ученья, праздники; каникулы (Даль) См … Словарь синонимов
РЕКРЕАЦИЯ — (польск. recreacja отдых, от лат. гесreatio отдых, восстановление, выздоровление), восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки (похода), связанной с посещением интересных для… … Экологический словарь
рекреация — и, ж. récréation f. <лат. recreatio восстановление.1. устар., школьное. Перерыв для отдыха между занятиями. устар. Время, свободное от занятий, предназначенное для отдыха. БАС 1. Не возбраняют тебе между упражнением в науках, ради обновления… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РЕКРЕАЦИЯ — (польск. rekreacja Отдых от лат. recreatio восстановление),1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее выражение).2) Помещение для отдыха в учебных заведениях.3) Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Во… … Большой Энциклопедический словарь
РЕКРЕАЦИЯ — (от лат. recreatio восстановление) восстановление сил, отдых, проведение людьми своего свободного от работы времени; место отдыха. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М.… … Экономический словарь
РЕКРЕАЦИЯ — РЕКРЕАЦИЯ, рекреации, жен. (лат. recreatio, букв. восстановление) (школ. устар.). Перерыв для отдыха между занятиями, уроками; то же что перемена в 5 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
РЕКРЕАЦИЯ — РЕКРЕАЦИЯ, и, жен. 1. Отдых, восстановление сил после труда (спец.). 2. В учебных заведениях: зал для отдыха учащихся (разг.). | прил. рекреационный, ая, ое. Р. лес (предназначенный для отдыха, восстановления сил). Р. зал (в учебном заведении;… … Толковый словарь Ожегова
РЕКРЕАЦИЯ — франц. отдых от службы, от ученья, праздники; каникулы. Рекреационная зала. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
РЕКРЕАЦИЯ — (от лат. recreatio восстановление) англ. recreation; нем. Rekreation/Erholung. 1. Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда; деятельность в нерабочее время, осуществляемая для удовольствия (спорт, хобби и т. п.). 2.… … Энциклопедия социологии
РЕКРЕАЦИЯ — 1. Праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее) 2. Помещение для отдыха (устаревшее) 3. Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ
Смотреть что такое «РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ» в других словарях:
рекреационная география — Отрасль географии, изучающая территориальные закономерности деятельности людей, связанные с отдыхом, туризмом, в частности, направления и интенсивность туристских потоков. Syn.: география отдыха и туризма … Словарь по географии
рекреационная география — научная дисциплина, изучающая географические закономерности деятельности людей вне рабочего времени. В определённой степени синонимами являются география туризма и отдыха, география свободного времени, география досуга. Рекреационная география… … Географическая энциклопедия
рекреационная география — научное направление в географии, изучающее территориальные (географические) закономерности и особенности деятельности людей, направленной на восстановление и развитие физических и духовных сил (отдыха, туризма и т. п.). * * * РЕКРЕАЦИОННАЯ… … Энциклопедический словарь
Рекреационная география — Recreation (От лат. Recreatio) восстановление. Рекреация восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища: на лоне природы, в туристической поездке и т.п. Рекреационная география научное направление в географии, изучающее… … Википедия
География (значения) — География наука о земной поверхности. Физическая география Экономическая география Социально экономическая география Политическая география Радикальная география Историческая география Стратегическая география Морская стратегическая география… … Википедия
ГЕОГРАФИЯ — (от гео. и. графия), система естественных и общественных наук о природных, территориально производственных и социально территориальных комплексах Земли и их компонентах. Изучает географическую оболочку Земли. Подразделяется на физическую… … Современная энциклопедия
география отдыха и туризма — Отрасль географии, изучающая территориальные закономерности деятельности людей, связанные с отдыхом, туризмом, в частности, направления и интенсивность туристских потоков. Syn.: рекреационная география … Словарь по географии
география — и; ж. [от греч. gē Земля и graphō пишу]. 1. Комплекс наук, изучающих природные условия Земли, ее население, экономические ресурсы и материальное производство; научная дисциплина, изучающая и описывающая распространение чего л. на земной… … Энциклопедический словарь
Оценка рекреационных систем
Учебно-методическое пособие содержит материал по дисциплине «География рекреационных систем и туризма». В данном пособии в соответствии с новыми учебными планами раскрываются основные вопросы оценки рекреационных систем России. На основе теоретического анализа и научно-практического материала определены характеристики рекреационных ресурсов России и разработана их методическая оценка. Предназначено студентам высших учебных заведений специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», изучающим учебную дисциплину «География рекреационных систем и туризма».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оценка рекреационных систем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Понятие о рекреации и отдыхе
1.1. Рекреация как социокультурный феномен современности
Рекреация (в переводе с польского языка rekreacja — отдых, с латыни recreation — восстановление) — это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведения; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
Исследованием рекреации как явления занимаются специалисты различных отраслей знания — географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекреация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природопользование и других.
В нашей стране своими исследованиями в этих областях научного знания особенно известны ученые РМАТ (Российской международной академии туризма), Сочинского университета курортного дела и туризма, Балтийского международного института туризма, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, Смоленского гуманитарного университета, Института географии РАН и других. Среди отдельных наиболее выдающихся специалистов отметим деятельность И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, В.С. Преображенского, Т.В. и многих других.
В отечественных и зарубежных источниках до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». В рамках данного параграфа сделана попытка провести обзор основных понятий, связанных с рекреационной деятельностью и выяснить, что же такое рекреация. Для этого необходимо проанализировать и сопоставить все основные точки зрения и взгляды специалистов на рекреацию как уникальный социокультурный и экономический феномен.
Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется рядом причин.
Во-первых, не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга.
Во-вторых, в нашей стране нет единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот».
В-третьих, в силу различных причин такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости) — опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.
Начнем свое исследование с понятия «рекреация». В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, — это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном в советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.
В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данному понятию. Рекреация — это:
— расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;
— любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;
— наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;
— перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;
— цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.
Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же — это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм. Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.
Согласно приведенной точке зрения выделяют три последовательные фазы рекреации:
— «образ» — отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха;
— «ситуация» — характеризует систему рекреационных занятий;
— «след» — определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты — воспоминания.
1.2. Сущность, понятия и основные функции рекреации
Рекреация относится сейчас к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства.
Основная ее задача — восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей.
Рекреационные потребности общества — потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала.
Рекреационная деятельность отдыхающих — деятельность, направленная на реализацию рекреационных потребностей, восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его интеллектуальное совершенствование и характеризуемая самоценностью не только результатов, но и самого процесса.
Туристская деятельность организаторов отдыха — деятельность, направленная на формирование оптимальных условий отдыха населения, системы предоставления услуг, путей создания, обеспечения, функционирования и развития рекреационных систем.
Рекреационное занятие — простейший элемент рекреационной деятельности отдыхающих.
Рекреационное время — часть социального времени, используемого для рекреационной деятельности.
Рекреационное пространство — часть социального пространства, используемого для рекреационной деятельности; формируется в результате деятельности отдыхающих и организаторов отдыха.
Рекреационная система (PC) — социальная демоэкологическая система (т. е. система, в центре которой помещен человек, население), состоящая из взаимосвязанных подсистем: групп отдыхающих, природных и культурных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала, органа управления и обладающая функциональной целостностью; целевой функцией системы является удовлетворение рекреационных потребностей.
Рекреация как процесс расширенного воспроизводства физических, психических и интеллектуальных сил человека составляет одну из важнейших основ туризма.
Рекреационная система представляет собой совокупность социальных, демографических, медико-биологических, экономических и других характеристик региона, территории. Хотя в науке до сих пор не существует общепринятой классификации общественных функций рекреации, их можно было бы разделить на три основные группы:
Медико-биологическая функция состоит в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление через туризм — один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека.
Социально-культурная функция — это ведущая функция рекреации. Культурные, или духовные, потребности — это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Туризм открывает большие возможности для общения человека с природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира.
Экономическая функция — простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.
Рекреация выполняет также и другие экономические функции: ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны; расширение сферы приложения труда, то есть увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно; существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов; повышение эффективности иностранного туризма как источника поступления иностранной валюты.
На основе этих характеристик при решении проблем природопользования в целях курортно-рекреационного освоения первоочередной задачей является оценка рекреационного потенциала местности, определяемого как взаимодействие биоклиматических, территориальных, природных и гидроминеральных ресурсов изучаемой территории. Оценка рекреационного потенциала территории основана на последовательном анализе характеристик всех ее элементов. Эти характеристики сгруппированы в три основных блока:
Каждый блок включает такие показатели, как деятельность, загрязнение тяжелыми металлами, количество дней с осадками, энергообеспеченность и т. д. Рекреационный потенциал может быть различным, выделяют три его уровня:
1. Достаточный потенциал (благоприятные климатические и природные условия, наличие памятников истории и культуры).
2. Умеренный потенциал (менее благоприятные климатические условия).
3. Низкий потенциал (районы с достаточно высокими уровнями загрязнения).
Рекреация как сфера деятельности обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности и автономности и является одной из ведущих в жизни человека. Значимость отдыха определяется не только выбором форм рекреации, но и набором предлагаемых рекреационных услуг. Рекреационная индустрия предлагает широкие возможности для предоставления услуг:
— туризм познавательный, спортивный, оздоровительный, в т. ч. санаторно-курортное лечение;
— гостиничное обслуживание и пребывание;
В развитых странах рекреация как отрасль экономики стала одной из важнейших прибыльных отраслей. В отдельных государствах эта прибыль составляет до 70 % национального бюджета. В связи с этим разрабатываются весьма емкие рекреационные программы, создаются условия для повышения качества отдыха граждан. Что же касается России, где имеется достаточно высокий ресурсный потенциал, его использование пока малоэффективно, хотя попытки развития данной отрасли предпринимались постоянно.
Значительное внимание, уделяемое рекреалогией рекреационной деятельности, обусловлено тем, что объектом рекреалогии является человек, а предметом исследования — деятельность в свободное время, представляющая собой неотъемлемую часть физической, социальной и духовной жизни личности.
Рекреационные потребности определяются как осознанная человеком, группой людей, обществом необходимость в восстановлении и развитии физических и духовных сил. Потребности могут быть реализованы только через деятельность: физическую, психическую, интеллектуальную; в силу этого они выступают как побуждение к деятельности.
Понятие «рекреационная деятельность» означает деятельность человека и групп населения, с ним связаны понятия «рекреационные занятия» и «циклы занятий». Рекреационная деятельность обладает как общими для любых видов человеческой деятельности, так и своими специфическими чертами. Как и многие другие виды, рекреационная деятельность — это и одна из обязательных сфер освоения и познания человеком окружающего мира и самого себя. Рекреационная деятельность выступает как сфера соприкосновения, взаимообмена общечеловеческой и национальной, городской и сельской культур (Ю. Веденин).
Для рекреационной деятельности типичны упорядоченность и одновременно периодичность. Они обусловлены как природными ритмами и циклами (суточными, сезонными, космическими), так и цикличностью (чередованием труда и быта) социально — бытовой деятельности отдыхающих и общества (в частности, организаторов отдыха). Циклы — одна из характернейших форм организованности рекреационной деятельности отдыхающих (циклы рекреационной деятельности) и организаторов отдыха (циклы рекреационного обслуживания). Циклы рекреационной деятельности формируются на основе типизации рекреационных занятий (И. Зорин, А. Зорин, 1999).
Элементарное рекреационное занятие (ЭРЗ) — внутренне целостный, однородный, неразделимый на технологические компоненты элемент рекреационной деятельности. ЭРЗ — основа формирования программ отдыха. Социологи насчитывают около 100 тысяч ЭРЗ, и число их каждые 10 лет удваивается. Очевидно, что оперирование такой базой требует применения типизации ЭРЗ и сведения их в более крупные группы — типы рекреационных действий (ТРД). Для этого используются такие свойства ЭРЗ, как альтернативность и взаимозаменяемость. Условием объединения нескольких ЭРЗ в один ТРД является возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЭРЗ другим. Например, в негрибной период можно предложить туристам компенсировать этот недостаток сбором ягод, трав, орехов и т. п.
В сущности, ТРД и представляют собой своеобразные «буквы», из которых туроператор может составить «слова» — циклы рекреационной деятельности, а далее из циклов и предложения — программу отдыха. При конструировании циклов рекреационной деятельности важными свойствами ТРД выступают взаимообусловленность и взаимопротивопоказанность. Именно они позволяют сводить ТРД в новые комбинации — циклы рекреационной деятельности.
Цикл рекреационной деятельности (ЦРД) — взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание ТРД, возникающее на базе ведущего ТРД. ЦРД представляет собой как бы сюжетную канву будущей туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной деятельности.
В отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосознанно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов. Чаще всего, таким образом, самостоятельно организованная деятельность не может удовлетворить двум фундаментальным требованиям эффективности: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских центрах. Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адекватно отражающую свойства и отношения как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью можно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания.
1.3. Политическая сущность рекреации
Жизнедеятельность человека имеет две полярные формы. Одна из них связана с затратами производительных сил (сфера производственной деятельности, производство благ, рабочее время), другая — с их восстановлением и развитием (сфера быта, потребление благ, нерабочее время). Диалектическое единство этих двух полярных форм жизнедеятельности заключается в том, что без восстановления и развития сил (рекреации) не может быть и их затрат. Это взаимодействие носит исторический характер. Иначе говоря, изменения в сфере производственной объективно приводят к необходимости изменений в сфере бытовой. Взаимодействие, естественно, имеет и обратную связь.
Сфера быта охватывает все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности; материальную и культурную среду, в которой происходит удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т. д. Глобальная функция сферы быта — рекреация — имеет конечной целью восстановление и развитие производительных сил индивидов.
Рекреация характеризуется временем, в рамках которого происходит восстановление сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных), и деятельностью, осознанно или инстинктивно направленной на восстановление. Строго говоря, величина этого времени зависит от производительности общественного труда, а величина рабочего времени находится в зависимости от «производительности» рекреационной деятельности, от эффективности использования нерабочего времени, т. е. от того, насколько полно реализуется глобальная функция сферы быта. Однако сфера быта из-за структурной сложности и множества определяющих ее факторов не всегда и не в полной мере выполняет рекреационную функцию; в результате не все нерабочее время, покрывающее эту сферу, можно считать рекреационным. Доля рекреационного времени в нерабочем времени на текущий момент составляет не более половины. По функции в процессе воспроизводства живых сил человека рекреацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил).
В реальной жизни выделяют четыре формы рекреации:
— в течение рабочего дня (I), инклюзивная, т. е. включенная в рабочее время;
— в конце рабочего дня (II), ежедневная;
— в конце недели (III), еженедельная;
— в конце рабочего года (IV), отпускная.
Функции этих четырех форм воспроизводства живых сил человека различны:
I — компенсаторная, II — компенсаторно — расширенная, III — расширенно-компенсаторная, IV — расширенная.
Взаимосвязь четырех форм рекреации очевидна: они составляют единое целое — жизненный цикл рекреационной деятельности, для реализации которого необходимы соответствующие каждой форме массивы рекреационного времени (минуты, часы, дни, недели) и особым образом организованная среда.
Рост производительности общественного труда, с одной стороны, позволяет увеличить нерабочее время, с другой, — требует его увеличения, ибо в рамках этого времени и происходит восстановление и умножение производительных сил человека.
Поскольку существует общественно необходимое рабочее время, то существует и общественно необходимое время на восстановление затраченных сил, т. е. рекреационное время. Под общественно необходимым рекреационным временем мы понимаем время, необходимое для простого воспроизводства сил человека, затраченных на изготовление какого-либо продукта при общественно нормальных условиях производства, т. е. при среднем уровне техники, средней интенсивности труда и квалификации работников на предприятиях, выпускающих основную продукцию данного вида, а также время, необходимое для расширенного воспроизводства, обеспечивающего дальнейший рост производительности труда.
Очевидно, что на каждом этапе развития общества рекреационное время, так или иначе, должно достигать общественно необходимой величины. В противном случае прогресс в развитии производительных сил общества не может быть обеспечен. Человечество никогда бы не смогло достигнуть нынешнего уровня развития, если бы не увеличивалась доля рекреационного времени, в рамках которого происходит умножение производительных сил человека — главной движущей силы прогресса.
Поскольку затраты сил и их восстановление находятся в диалектическом единстве, то изменение характера затрат должно вести к изменению характера восстановления.
Научно-техническая революция резко повысила энерговооруженность человека не только в сфере производства, но и в быту, чем резко изменила характер затрат, т. е. сократила физические нагрузки. Сто лет назад 94–99 % всей механической работы выполнялось за счет мышечных усилий человека, ныне 99 % механического труда осуществляется с помощью машин и только 1 % — за счет физических усилий человека. Энергетический баланс, который в прошлом уравновешивался главным образом трудовыми затратами в рабочее время, требует теперь активной физической деятельности в рекреационное время. Если это требование не выполняется, человеку грозят патологические изменения, приводящие к необходимости врачебного вмешательства.
Одновременно с резким падением доли физических нагрузок резко возрастает доля интеллектуальных и эмоциональных. Углубляющаяся специализация, конвейеризация, поточное производство с разделением производственных операций на малые элементы приводят к монотонности, вызывающей довольно быстрое психологическое утомление, снять которое гораздо сложнее, чем утомление, вызванное физическими усилиями.
На протяжении всей биологической эволюции человек развивался как физически высокоактивный организм, и поэтому он не мог не «научиться» быстро и эффектно восполнять израсходованную энергию: относительно кратковременный покой (менее 30 % от времени суток) и небольшое количество пищи (0,75 % от собственного веса — суточный рацион) полностью восстанавливают физические силы человека. Нервное напряжение не снимается так же быстро, как физическое, и обладает большой накопительной способностью.
Интеллектуализация труда и повышение психоэмоциональных нагрузок в рабочее время диктуют свои требования к рекреации, которая должна обеспечить эмоциональную и психофизическую «надежность», «устойчивость» человека в процессе труда. Последнее наиболее эффективно достигается не отключением от окружающей обстановки, а ее сменой, не изоляцией от источников информации, а сменой характера информации, не эмоциональной и интеллектуальной «спячкой», а сменой впечатлений. Механизмы этого кроются в особенности центральной нервной системы человека. Несмотря на резкое изменение характера затрат сил, характер их восстановления практически не изменился: отдых по-прежнему у абсолютного большинства населения ассоциируется с физическим покоем и обильным питанием, т. е. реализуются потребности, прямо противоположные действительным рекреационным потребностям современного человека. Кроме того, нервное напряжение в отличие от физического сопровождает человека не только в сфере производства, но и в быту, где оно зачастую бывает выше производственного. Человек всегда стремился к экономному расходованию своей физической энергии, чего нельзя сказать о расходовании им нервных сил. Нерациональный расход нервных ресурсов — это неоправданные психические напряжения, эмоциональные «бури» по пустякам длительное переживание уже минувших событий, перенос служебных забот в семью, и наоборот, неумение освободиться от семейно-бытовых дел во время работы. Нарушения душевного равновесия людей обусловливаются, в частности, несовершенством обслуживающих отраслей (опоздания транспорта, нечеткая работа магазинов, мастерских и т. п.), общением, основанным на неблагожелательности, подозрительности, когда «ранит слово». Можно назвать еще десятки других причин «непроизводительной» траты нервных сил.
Вольно или невольно, но современный человек оказывается в состоянии значительного нервного напряжения в течение всего периода бодрствования. Это неизбежно. И бессмысленно пытаться довести трату нервных сил до современного уровня траты физических, но вместе с тем снижение нерациональных затрат до возможного минимума имеет большой социальный и экономический смысл. Для этого надо провести, прежде всего, целенаправленные мероприятия в сфере быта, которая, по оценке специалистов, является самым крупным источником нерациональных нервных напряжений и, скорее, областью приложения сил человека, чем их восстановления. Именно это обстоятельство приводит многих социологов к мысли, что в структуре нерабочего времени должно сокращаться время «непреложных занятий» и за счет этого возрастать свободное время, т. е. чистое время отдыха и развития человека.
Однако резкого сокращения времени на непреложные занятия произойти не может. Причины этого заключаются в следующем.
Время, затрачиваемое на дорогу к месту работы и обратно, не может заметно уменьшаться, более того, в некоторых случаях оно будет увеличиваться, так как процесс специализации в общественном производстве будет расширяться и углубляться, а это неизбежно приведет к дальнейшей территориальной дифференциации. Темп совершенствования организации городского транспорта, рост скоростей городских транспортных средств едва ли будут способны поспевать за темпом территориальной специализации (Г. Гольц, 1983).
Затраты времени на уборку и содержание жилищ, скорее всего, будут расти, а не сокращаться. Причина — увеличение полезной площади, приходящейся на одного человека; «мир вещей» человека расширяется и требует возрастающих затрат времени на «управление» им. Затраты времени на покупки не могут ощутимо сократиться, более того, свобода выбора товара (отсутствие очередей, широкий ассортимент) не сокращает времени «торговой акции», а увеличивает его. Абсурдно ставить задачу сокращения затрат времени на личную гигиену, воспитание детей и уход за ними, на сон, питание. Таким образом, время непреложных занятий в ближайшей перспективе не есть резерв заметного, качественно ощутимого увеличения рекреационного времени. Очевидно, что наряду с непродуктивными или малоэффективными затратами рабочего времени существуют и непродуктивные или малоэффективные затраты рекреационного времени.
Поэтому главную ставку нужно делать на увеличение доли рекреационного времени, повышая или выявляя рекреационную функцию всякой деятельности. Иными словами, целесообразно поставить цель: превратить в рекреационное время весь массив нерабочего времени.
1.4. Время свободное и рекреационное
Несколько специфично определение, данное рекреации специалистами Центра исследований политики национального туризма США. Под рекреацией понимается деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. В связи с этим необходимо ввести в научный оборот еще одно важное понятие — «свободное время».
Развитие рекреационной сферы теснейшим образом связано с проблемой свободного времени. Свободное время — динамичная категория, носящая черты определенной эпохи, класса, социальной группы, изменчивая по объему и содержанию. Оно является неотъемлемой частью внерабочего времени. Для него характерна разносторонность деятельности человека, от которого в значительной степени зависит, как он использует эти возможности: творчески или просто «убивает» свое время.
Один из основных элементов активного использования свободного времени, по сравнению с рабочим и производственным временем, является время отдыха — недельные праздники, зимний и летний отдых и т. д. Понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями. Время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать, согласно Р. Ланкуаре, следующим образом:
Время социальное и время личное: социальное время — время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время — это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.
Время активной деятельности и время отдыха: первое время — это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе — это время, посвящаемое отдыху.
Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли.
Время структурированное и время неструктурированное: время первое — это время по календарю и четко организованному расписанию, второе — это время не спланированное.
Одно из важнейших свойств времени — его иерархичность. Иерархию времени можно отобразить следующим образом: социальное время = рабочее время + внерабочее время, которое включает свободное время. Рекреационное время, несомненно, является частью свободного времени. Суточное социальное время отвечает правилу трех восьмерок (из 24 часов в сутки — 8 часов тратится на сон, 8 часов — рабочее время и 8 часов — внерабочее время). Под свободным временем следует понимать время, свободное от труда и непреложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2004).
Внерабочее время состоит из времени для естественных потребностей (сон, питание, личная гигиена); для домашнего труда и бытовых потребностей; для физического, интеллектуального развития и отдыха. Свободное время состоит из двух частей: досуг или время для отдыха и время для более возвышенной деятельности. Результаты исследований показывают, что самое важное место в свободное время занимают культурные занятия: просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, чтение художественной литературы, прессы. Эти занятия имеют статичный характер, связаны с пассивным отдыхом дома и с потреблением готовых продуктов средств массовой информации. Поэтому большое значение имеет увеличение рекреационно-познавательной активности через движение (В.Б. Нефедова, 2001).
В качестве общей особенности литературы можно отметить имевшее место, определенное смешение категорий свободного времени и наличия свободного времени как фактора массовости рекреации. Свободное время рассматривалось как основной фактор массовости рекреации.
Акцент делался на свободном времени как основном условии рекреационной деятельности. Несомненно, что отсутствие свободного времени и невозможность отлучиться от основного места работы и жительства, гарантируют самые незначительные перемещения с рекреационными целями. Но из факта наличия свободного времени отнюдь не следует, что люди должны совершать дальние поездки и активно заниматься рекреационной деятельностью.
О значимости свободного времени как фактора формирования рекреационных потоков и их направленности можно судить по той детали, что после 1991 года у значительной части населения появилась масса свободного времени, но рекреационные потоки драматически сократились благодаря тяжелому кризису. Постепенно ситуация выравнивается, однако прежние потоки не восстанавливаются ни в количественном отношении, ни в плане их направленности.