Реле в авто для чего

Принцип действия и назначение работы Реле.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Реле — электрическое устройство (выключатель), предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей при заданных изменениях электрических или неэлектрических входных величин.
Типы реле могут различаться по управляющему сигналу и по исполнению, не будем останавливаться на этом, тем более все это есть на той же википедии. Отметим лишь, что наибольшее распространение получили электрические (электромагнитные) реле.

Понять для чего нужно реле из определения трудно, поэтому разжуем на простых словах:
Реле предназначено для коммутации больших токов нагрузки. Другими словами является переключателем, а еще проще — принцип работы реле — малым током (например сигналом кнопки) включать цепи с большим током. А используют реле, когда исполнительное устройство (стартер, генератор, вентилятор, обогрев зеркал, клаксон и т.д.) потребляет больший ток (до 30-40 ампер).

Электромагнитное реле состоит из:
электромагнита (представляет собой электрический провод, намотанный на катушку с сердечником из магнитного материала).
якоря (пластина из магнитного материала, через толкатель управляющая контактами).
переключателя (могут быть замыкающими, размыкающими, переключающими).

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

При пропускании электрического тока через обмотку электромагнита возникающее магнитное поле притягивает к сердечнику якорь, который через толкатель смещает и тем самым переключает контакты.
**************************************************************************************************************************
Контакты и принцип работы реле

Контакты реле:
Контакты 85 и 86 — это катушка.
Контакт 30 — общий контакт, всегда присутствует в реле. Он, без подачи напряжения на контакты обмотки, постоянно замкнут на контакт 87а.
Контакт 87А — нормально-замкнутый контакт.
Контакт 87 — нормально-разомкнутый контакт.
Силовые контакты имеют всегда маркировку 30, 87 и 87а.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Принцип действия реле:
В состоянии покоя, т.е., когда на катушке нет питания, контакт 30 замкнут с контактом 87А. При одновременной подаче питания на контакты 85 и 86 (на один контакт «плюс» на другой — «минус», без разницы куда что, если на реле нет маркировки диода) катушка «возбуждается», то есть срабатывает. Тогда контакт 30 отмыкается от контакта 87А и соединяется с контактом 87.
************************************************************************************************************************
Некоторые виды реле:
-реле с пятью контактами (5ти контактное реле). Если на обмотку подан сигнал, то 30 контакт отключается от 87а и подключается к 87.
-реле с четырьмя контактами (4х контактное реле). Контакт 87а или 87 может отсутствовать, тогда реле будет работать только на включение или выключение (замыкание или размыкание) силовой цепи.
Все реле имеют контакты обмотки (85 и 86 контакты).
*************************************************************************************************************************
Применяемость и назначение:

Реле 4х контактное и 5и контактное используются применяются в авто как средство включение или переключение цепи.

Вывод:
Главное отличие и сходства 4х контактного реле от 5ти контактного реле в том:
-Сходство этих типов реле. У них есть катушка возбуждения которая переключает перемычку (якарь). (Контакты 86,85-катушка)
-Отличие этих реле состоит в том что.
У 4х контактного реле контур всегда разомкнут (контакты 87,30) и под воздействием катушки (возбудителя) контур замыкается (происходит контакт).
У 5ти контактного реле контур разомкнута, замкнутый (контакты 87а, 30- замкнуты) (контакты 87,30-разомкнуты) под воздействием катушки(возбудителя) происходит переключение перемычки (якоря) с контакта 87а на контакт 87.

Источник

Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Машины год от года становятся все умнее – они уже самостоятельно вращают рулем, меняют жесткость подвески, делают водителю массаж пятой точки и многое другое… Однако конечный исполнительный механизм большинства электрических цепей автомобиля, скромная «рабочая лошадка» – это реле, практически не изменившее свою конструкцию аж с 1831 года, когда впервые было изобретено… Что обычному автовладельцу полезно знать о реле?

Как устроено и применяется реле

К ак известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать. Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.

Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности. Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…

Что нужно знать о работе реле?

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.

Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.

Проверка реле

При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

Источник

Как не сжечь автомобиль, или Чем качественные реле отличаются от некачественных

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Все реле кажутся одинаковыми, но на самом деле одни лучше других. Поэтому одни живут в автомобиле всю жизнь и отправляются на свалку вместе с ним, а другие при крайне неблагоприятном стечении обстоятельств могут отправить на свалку целые узлы, вполне исправные, или даже весь автомобиль. Разберёмся в деталях.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Где применяются реле в автомобиле. Источник: Hella

В современном автомобиле установлено несколько десятков реле. Через реле включаются поворотники, стартер, вентилятор системы охлаждения, обогрев стекла, фары, стеклоподъёмники и т. д. и т. п. Некоторые реле выполняют функцию блокировки, другие включают те или иные устройства по сигналам датчиков.

Зачем в автомобиле нужны реле

Во-первых, реле используются для того, чтобы разгрузить выключатели. Габариты выключателя должны соответствовать силе протекающего через него тока. Мощные потребители нельзя включать крошечной кнопкой — миниатюрные контакты моментально перегреются и выключатель разрушится. Реле потребляет ток в десятки и сотни раз меньший, чем подключаемая к нему нагрузка, поэтому включатель управляет реле, а уж оно, в свою очередь, подаёт питание на потребителя.

Во-вторых, реле может управлять двумя и более разными электрическими цепями с помощью одного управляющего сигнала. Скажем, работали фары ближнего света, а затем включился дальний свет — переключение осуществляет реле.

В современном автомобиле множество разных электрических устройств и приборов. И применение реле позволяет экономить место для многочисленных выключателей и делать их комбинированными. Вместе с этим, экономится много меди: провода, идущие от выключателей к реле делаются тонкими, а сами реле размещаются поближе к коммутируемым потребителям, благодаря чему количество проводов большого сечения сокращается.

Правда немного, обещаем!
Принципиально все электромагнитные реле устроены одинаково.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Схема работы электромагнитного реле: 1) электромагнит, 2) якорь, 3) переключатель. Источник: Wikimedia Commons

Главный элемент реле — электромагнит, который представляет собой катушку из провода на железном сердечнике. Якорь — это чаще всего пластина из магнитного материала, замыкающая и размыкающая контакты.

В исходном положении якорь удерживается пружиной. При подаче управляющего сигнала электромагнит притягивает якорь, который замыкает или размыкает контакты в зависимости от конструкции реле. После отключения управляющего напряжения пружина возвращает якорь в исходное положение.

В некоторые модели реле могут быть встроены электронные элементы: резистор, подключённый к обмотке катушки для более чёткого срабатывания реле, и/или конденсатор, параллельный контактам, для снижения искрения и помех. Желающие углубиться в тему могут посмотреть видео на YouTube.

Реальное реле, применяемое в автомобиле, выглядит так:

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Вскрыв корпус реле, вы с высокой вероятностью обнаружите: 1) контактную пластину (пружинный контакт), 2) подвижный якорь, 3) контакты для обмотки индукционной катушки, 4) замыкающий контакт, 5) индукционную катушку, 6) сердечник индукционной катушки, 7) силовые выводы, 8) управляющие выводы (индукционная катушка), 9) основание реле, 10) корпус индукционной катушки, 11) ярмо. Источник: Hella

Первое электромагнитное реле сделал американский физик Джозеф Генри в 1831 году. По другой версии первое реле разработал Павел Львович Шиллинг, русский дипломат, историк-востоковед и электротехник. Первенство установить очень трудно, потому что в то время изучением электромагнетизма занимались сотни инженеров, учёных и энтузиастов по всему миру. Любопытно, что и Генри, и Шиллинг работали над изобретением телеграфа и независимо друг от друга пришли к использованию реле.

Созданию первого реле предшествовало изобретение в 1825 году англичанином Уильямом Стёрдженом электромагнита. При пропускании тока через катушку вокруг неё возникает магнитное поле, которое притягивает расположенные поблизости железные предметы, — именно эффект преобразования энергии электрического тока в механическое движение заинтересовал изобретателей телеграфа.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Внешний вид старинного телеграфного реле. Источник: JA.Davidson / Wikimedia

Само слово «реле» (фр. relais) переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился этот термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи.

В 1843 году американский изобретатель Сэмюэл Морзе, автор знаменитой азбуки Морзе получил от Конгресса США субсидию в 30 000 долларов для строительства первой телеграфной линии от Балтимора до Вашингтона. Расстояние между этими городами по прямой составляет 57 км. Однако в ходе работ выяснилось, что уже на расстоянии 40 километров электрический сигнал затухал почти полностью — мощность гальванических батарей того времени была невелика.

Положение спас компаньон Морзе Альфред Вейл, предложивший использовать реле как усилитель. Линии связи стали делать «с пересадочными станциями» — на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое, в свою очередь, управляло электрическим током из свежей батареи, отправляя сигнал дальше по линии. Это техническое решение оказалось чрезвычайно эффективным и дало толчок быстрому распространению телеграфа. В патенте на телеграф, полученном Морзе, реле было впервые зафиксировано как самостоятельное устройство.

Надёжность реле: нюансы конструкции

В устройстве реле нет ничего принципиально сложного. Кажется, что за десятки лет выпуска технология изготовления автомобильных реле отработана до мелочей, и между изделиями разных производителей не должно быть больших различий.

Больших и нет, зато есть много различий маленьких. Посмотрим на примере — сравним реле производства Hella и какое-нибудь «обычное» реле из тех, что во множестве представлены в магазинах автозапчастей.

Выводы контактов
Вообще-то, чтобы было совсем наглядно, два подопытных реле стоит разобрать. И мы это, конечно, сделали и скоро перейдём к осмотру внутренностей, но сначала приглядимся к ним снаружи. Если конкретнее, к контактам. Те обеспечивают надёжность соединения реле с контактами монтажного блока. Если контакты реле кривые и с окисленной поверхностью, надёжность работы такого реле под вопросом.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Контакты реле — от Hella (справа) и от иного, безвестного, производителя. Фото: Hella

У обычного реле контакты латунные, у реле Hella — из меди и латуни, но облуженные (на фото справа зачищены торцы контактных пластин, чтобы стал виден материал). Лужение защищает поверхность контактов от окисления — контактное сопротивление со временем не ухудшается, контакты не греются. Следовательно, реле с такими контактами прослужит дольше.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Если контакты непараллельны друг другу (как на фото слева; справа по традиции реле Hella), уменьшается площадь контакта, при работе происходит точечный токовый разогрев, контакты деформируются, корпус тоже, а там и до поломки, а то и до короткого замыкания с пожаром недалеко. Источник: Hella

Замыкающий контакт
Теперь перейдём к изучению внутренностей реле. А именно, к замыкающему контакту. Долговечный и надёжный контакт должен соответствовать сразу нескольким требованиям:
— обладать хорошей электропроводностью и теплопроводностью;
— сопротивляться коррозии и образованию плёнок с низкой проводимостью;
— иметь достаточную твёрдость для уменьшения механического износа при многочисленных включениях и отключениях;
— не разрушаться из-за эрозии;
— обладать высокой дугостойкостью.

Подобрать материал, отвечающий сразу всем требованиям, очень сложно. Так, металлы с хорошей твёрдостью обладают не очень высокой теплопроводностью и наоборот.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Замыкающие контакты реле. Фото: Hella

В обычных реле (на фото слева) контакты изготавливаются из меди или алюминия, обладающих низким электрическим сопротивлением. Однако со временем на поверхности этих металлов образуется плёнка окислов и проводимость ухудшается. Медь также не отличается коррозионной стойкостью.

Hella применяет в своих реле (на фото справа) медные контакты с накладкой из серебра — они удовлетворяют всем перечисленным выше требованиям, обладают хорошей износостойкостью, а оксиды серебра имеют почти такую же проводимость, что и серебро. Так контакты получаются долговечными, их характеристики в процессе эксплуатации практически не изменяются.

Катушка
Проволока должна обладать стабильным сечением и хорошей изоляцией, чтобы исключить межвитковые замыкания.

От количества витков зависит величина создаваемого катушкой магнитного поля, а значит, и сила, с которой прижимаются контакты.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Катушка реле стороннего производителя (слева) и Hella. Фото: Hella

На фото видно, что катушка реле Hella (справа) заметно толще — это говорит о том, что она содержит больше витков и, следовательно, создаёт более сильное магнитное поле.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Конструкция подвижного контакта обычного реле. Фото: Hella

Обычное реле имеет в своей конструкции несущую пластину из никелированной стали, которая хоть и не окисляется, но имеет относительно большое сопротивление, что увеличивает температуру реле. Замыкающий контур состоит из четырех элементов, скрепленных разными методами, — вывод контакта, несущая пластина, пружинный контакт и сам контакт. В такой конструкции вероятность отказа реле из-за большого количества слабых мест относительно велика.

Например, медная пружинная пластина крепится к несущей сваркой в одной точке. Если соединение разрушится и пружинная пластина отделится от несущей, скорее всего контакты замкнутся и останутся в таком виде, пока вибрации или иные факторы не разъединят контакты. Если разъединят.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Конструкция пружинной пластины реле Hella. Фото: Hella

Пружинная пластина в реле Hella приварена в трёх точках, что гораздо надёжнее. Проводящий контур изготовлен целиком из меди; его конструкция предотвращает замыкание контактов в случае разрушения сварного соединения.

Ещё один способ сделать реле надёжнее — прикрепить контактную пружину с помощью мощных заклёпок (такое реле мы называем усиленным). Благодаря этому мы можем уменьшить силу пружины, а следовательно, уменьшить и количество применяемых материалов (например, в катушке), и одновременно улучшить характеристики реле. Так характеристики улучшаются, а цена не изменяется.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Конструкция усиленного реле Hella. Источник: Hella

Как видим, уже беглый осмотр позволяет сделать выводы о качестве изготовления реле и судить о его надёжности и долговечности.

Что бывает от некачественных реле

Ответ прост: поломки. Сначала выходят из строя сами реле, а затем, возможно, и узлы или линии, которыми они управляют.

Неисправность может быть как в самом реле, так и вне его. Например, перегрев и разрушение контактов:

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

На меди видны цвета побежалости от перегрева; контактная пластина треснула и ток идёт через узкий «перешеек», ещё больше перегревая контакты. Источник: Vadder / DRIVE2

Последствия такой неисправности могут быть разными: контактная пластина обломится окончательно и реле перестанет включать нагрузку, либо контакты сварятся и нагрузка будет постоянно включена.

При сильном перегреве перекашиваются наружные клеммы реле, вокруг них оплавляется пластмасса. Контактная колодка тоже повреждается. Поэтому реле не обязательно разбирать, чтобы диагностировать перегрев.

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Результат перегрева реле может оказаться таким: оплавился и требует замены разъём. И это ещё не худший вариант. Источник: saike1994 / DRIVE2

Ещё одна проблема — окисление внутренних деталей реле, и увидеть его увидеть без разборки нельзя. Зато если разобрать, открывается картина дивной красоты — например, такая:

Реле в авто для чего. Смотреть фото Реле в авто для чего. Смотреть картинку Реле в авто для чего. Картинка про Реле в авто для чего. Фото Реле в авто для чего

Внешне реле может выглядеть совершенно нормально, при этом внутри вода и электрический ток уже разрушили реле «в хлам». Проще всего такие реле выявить, если заменить его на заведомо исправное. Источник: Vadder / DRIVE2

Такие неприятности с реле происходят нередко оттого, что у них недостаточно качественно спроектирован и собран корпус, внутрь попадает вода — остальное дело времени.

Результатом поломки реле может стать, например, то, что автомобиль отказался заводиться, включать свет и т. д. Примеров таких неисправностей на DRIVE2 множество. Вот лишь один из них от пользователя Rms-Lm:
«В один прекрасный вечер на трассе в 130 км от города, 25 км до пункта назначения, на ходу при скорости около 80-90 км/ч, ближний свет заморгал 2 раза, потом весь панель потух и заглохла машина… Приехали…
Пробую завести, ключ проворачиваю — панель приборов не горит, стрелки не поднимаются, бензонасос не качает, стартер крутит, но не заводит».

Продолжение и детали в блоге драйвовчанина, а мы тут дадим короткий спойлер: обнаружить неисправность на месте не удалось, пришлось вызывать помощь, и остаток пути машина прошла на буксире. Потеряно время, потрачены деньги, потрёпаны нервы. Наутро выяснилось, что вышло из строя реле.

Первое: не экономьте, заменяя реле: само оно стоит не так уж дорого, даже если качественное, а вот поиск виновника неисправности и/или более масштабный ремонт из-за неисправности реле обойдётся гораздо дороже — и если мерить в деньгах, и если мерить в часах и нервах.

Второе: опыт показывает, что полезно иметь в запасе два-три реле разных типов, используемых в вашей машине. Такая покупка стоит недорого, места почти не занимает, но в случае неисправности сохранит и деньги, и время. Подобрать подходящее реле Hella можно с помощью нашего онлайн-каталога, а чтобы вам было проще, вот подборка самых ходовых артикулов.

А теперь задавайте вопросы и подписывайтесь на наш блог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *