Ремезов что открыл и в каком году
Семён Ульянович Ремезов
Хорографическая книга Сибири (1697-1711)
С 1956 года и по настоящее время хранится в Гутоновской библиотеке (Houghton Library) Гарвардского университета.
С середины 1990 годов исследователи всё чаще обращаются к отдельным листам «Хорографической книги», заключающим ценнейшую информацию по картографии, истории, археологии и этнографии населения Сибири. Особое внимание этнографов и археологов к первому атласу Сибири обусловлено в первую очередь тем, что «Хорографическая чертёжная книга» в определённой степени служит более полноценным источником, чем некоторые чертежи двух других атласов Ремезова, поскольку далеко не все важные сведения, которые содержатся в её чертежах, изготовленных в более крупном масштабе, вместились в их мелкомасштабные карты. Отсутствуют в них и отдельные чертежи, имеющиеся только в «Хорографической чертёжной книге».
Чертёжная книга Сибири
Чертёж всех сибирских градов и земель Семёна Ремезова
В 1696-97 годах в Тобольске, Иркутске и других городах были составлены чертежи разных частей Сибири. Чертежи Западной Сибири и атлас сибирских рек составил сам Ремезов.
В 1699-1701 годах он же с тремя сыновьями создал «Чертёжную книгу Сибири», состоявшую из предисловия и 23 карт большого формата, охватывающих всю территорию Сибири и отличающихся обилием и детальностью сведений. Карты книги были сделаны без градусной сети и ориентированы не на север, а на юг. Атлас подводит итог накопившемся к тому времени географическим материалам. Первое издание атласа с предисловием к нему самого Ремезова было издано Археографической Комиссией в 1882 году в Санкт-Петербурге.
Служебная чертежная книга
Издание «Книги служебной чертёжной» представляет собой факсимильное воспроизведение рукописного собрания служебных карт сибирских земель и городов, чертежей, планов вместе с эскизами, проектами и текстами автобиографического и подготовительного характера. Каждая из 154 статей рукописи сопровождается иллюстрациями. Факсимильное издание сопровождается переводами рукописей на современный русский язык, научно-справочным аппаратом и исследованиями, выполненными новосибирскими учёными Е. И. Дергачевой-Скоп и В. Н. Алексеевым.
Издание, благодаря высокому полиграфическому уровню его исполнения, является образцовым произведением современного книжного искусства. Отпечатано в Вероне фирмой «График» (Италия).
Семен Ремезов
Семён Ульянович Ремезов родился в Тобольске, принадлежал к социальной категории детей боярских.
Дед и отец его были тобольскими служилыми людьми. Его брат Никита, служил в Тобольске в детях боярских. Отец на момент рождения Семёна был стрелецким сотником.
В 1668 году Семен начал государеву службу рядовым казаком в Ишимском острожке (состоя под командой своего отца Ульяна Ремезова).
Деятельность Семена Ремезова необычайно разнообразна. Он принимал участие в отражении набегов кочевых племён с территории современного Казахстана, в столкновениях с немирными вогуличами и татарами, собирал ясак, основывал новые сёла, проводил перепись населения.
В 1689 году Ремезов аттестуется тобольским воеводой А. П. Головиным как опытный чертёжник.
В 1693 году он пробует силы в иконописи.
В 1695 году Ремезов разработал эмблемы для семи полковых знамён, а потом на свои деньги изготовил и сами знамёна. Возможно, некоторые из них хранятся среди тех, которые были присланы в Москву из Тобольска в начале XIX века и до недавних пор были известны как «знамёна Ермака».
Ремезов стал архитектором и начальником строительства единственного каменного Кремля на территории Сибири, в своём родном городе Тобольске. Для этого он был в 1697 году, вместе с сыном Семёном Ремезовым-младшим, предварительно командирован в Москву. В Сибирском приказе Ремезов познакомился с богатым картографическим материалом, в Оружейной палате обучался «строению каменных дел». В конце 1698 года Ремезов выехал в Тобольск, получив приказ «быть у всего каменного строения». Он составил чертежи каменных укреплений города, рассчитал смету работ, лично руководил строительством. Попутно он занимался поисками извести, обеспечивал добычу глины, возведение печей для обжига кирпичей и их производство, отвечал за снабжение рабочих, поставки деревянных свай, искал высококачественный песок и бутовый камень.
Семёна Ремезова всегда интересовали драматические события присоединения Сибири. Свои наработки по данному предмету он изложил в богато иллюстрированной Ремезовской летописи, состоящей из «Истории Сибирской» и «Летописи Сибирской краткой Кунгурской». Вторую часть в историографии иногда именуют и «Ремезовской летописью» (часть как целое), и «Тобольской летописью», и «Краткой Сибирской летописью», ну и конечно же, «Летописью Кунгурской». Предполагают, что это анонимное сочинение было обретено Ремезовым в 1703 году, в Кунгуре.
Историко-топонимические и этнографо-географические проблемы происхождения народов Сибири рассмотрены Ремезовым в «Описании о сибирских народах и граней их земель» (1697-98).
Бытует предание о том, что Гагарин намеревался отделить Сибирь от России и создать самостоятельное королевство. Об этом писал в своих мемуарах пленный швед Страленберг. П. А. Словцов в книге «Историческое обозрение Сибири» (Москва, 1838) сообщает, что «Гагарин злоумышлял отделиться от России, потому что верно им водворены в Тобольске вызванные оружейники, и началось делание пороха». А «деланием пороха», как указано выше, лично руководил Ремезов. Гагарин также сформировал специальный полк, состоявший в основном из пленных шведов. О том, что истинной причиной опалы и казни Гагарина был замышляемый им мятеж, пишет также в «Записках» П. В. Долгоруков.
Тем не менее, Лихарев составил подробный реестр гагаринских нарушений, в котором были: занижение реальных доходов губернии, взятки за винный и пивной откуп, вымогательства, угрозы купцам, присвоение казённых средств и т. д. Гагарин пытался просить заступничества у Меншикова и императрицы.
Последние известия о Ремезове относятся к 1720-1721 годам, тогда с ним встречались в Тобольске немецкий ученый Д. Г. Мессершмидт и пленный шведский офицер Филипп Табберт-Страленберг). Год и причина смерти С. Ремезова неизвестны. Скорее всего, как пишет Л. Н. Мартынов, он «сгорел» на работе.
Памятник Семену Ремезову в Тобольске
Образ Семена Ремезова в кино:
Дмитрий Назаров в роли Семёна Ремезова
Семен Ремезов
Биография
Семен Ремезов — русский краевед и картограф. Ученые называют его энциклопедистом Сибири, а сам исследователь именовал себя изографом. Благодаря деятельности Ремезова появились первые атласы и чертежи, описывавшие центральные регионы России. Историк также проявил себя как архитектор, участвуя в возведении тобольского каменного кремля.
Детство и юность
Семен Ремезов родился в Тобольске в 1642 году. Мужчины из его семьи принадлежали к служившим людям. Отец к моменту появления сына на свет числился стрелецким сотником. Брат будущего картографа, Никита, относился к детям боярским. Их предназначение заключалось в несении сторожевой службы и защите границ родных земель.
С 1668 года Семен был казаком в Ишимском острожке под началом родителя. Спустя пару лет отец впал в немилость и отправился в ссылку в Березов. Только в 1682 году Семен Ульянович получил статус сына боярского и перевод в Тобольск для службы государю.
Личная жизнь
О том, кем была жена знаменитого тоболяка и как складывалась его личная жизнь, практически ничего не известно. Мужчина стал отцом троих сыновей: Леонтия, Семена и Ивана. С возрастом дети начинали вникать в дело родителя и помогали ему в разных проектах. Леонтий Ремезов впоследствии пошел по стопам Семена Ульяновича и занимался картографией.
Научная деятельность
Биография сибиряка оказалась богатой на свершения и достижения. Семен участвовал в противостоянии кочевникам, приходившим на русскую землю, воевал с вогуличами и татарами, собирал налог. В 1689 году Ремезов аттестовался как чертежник, а затем попробовал заняться иконописью. Спустя 6 лет стал автором эмблем знамен для семи полков и изготовил полотна за собственный счет.
В родном городе Семен Ремезов руководил возведением каменного кремля. Предварительно тоболяк сумел лично ознакомиться с картами в Сибирском приказе и изучил их, попав в Оружейную палату в Москве. Заручившись необходимым навыкам, новоиспеченный архитектор вернулся домой, изготовил необходимые чертежи, составил смету и управлял работами. Параллельно Ремезов интересовался добычей глины и извести, погружался в нюансы производства кирпича, занимался поиском качественных материалов.
Будучи истинным патриотом, Семен Ульянович погружался в исторические детали присоединения Сибири. Он стал автором Ремезовской летописи. Перу исследователя принадлежали и «Описание о сибирских народах и граней их земель», «Переписная Тобольская книга», «Описание Сибири».
С 1699 по 1701 год краевед работал над «Чертежом всех сибирских градов и земель», известным как «Чертежная книга Сибири». В ней были описаны открытия, сделанные к XVII веку в области географии. В подготовке использовались оригинальные проекты, скопированные Ремезовым с документов, хранившихся в Москве, авторские карты водоемов и районов Сибири.
Документ включил в себя предисловие и 23 подробных изображения, подготовленные с градусной сеткой и ориентацией на юг. Работу географ вел совместно с сыновьями. Атлас впервые опубликовали в 1882 году.
В 1703 году при помощи сына Леонтия этнограф составил «Чертеж земли Кунгурского города». Благодаря этим трудам впоследствии организовали переправу добываемого на Урале железа по воде в другие регионы. В своем творении Семен Ульянович описал особенности рек и водоемов, природу и ландшафт. В этот же период Ремезов побывал в Кунгурской пещере.
Матвей Гагарин, ставший первым сибирским губернатором, способствовал развитию дела тоболяка. По чертежам Семена Ремезова возводились административные постройки вроде казначейства, укладывали мостовые. При его участии был создан проект частной застройки. С 1712 по 1714 год шло воздвижение Дмитровских ворот кремля, задумывавшихся как триумфальная арка для героев Сибири. Затем при использовании пленных, шведов по национальности, начали класть стены.
Трудно недооценить вклад в географию, сделанный Семеном Ульяновичем Ремезовым. Авторству краеведа принадлежит «Хорографическая книга Сибири». Ее особенность заключается в детальном отображении множества нюансов.
Подлинник атласа вывезли из России в 1918 году, он находится в распоряжении Гутоновской библиотеки Гарвардского университета. В 2011-м фонд «Возрождение Тобольска» добился разрешения на работу с рукописью. Книгу, созданную по сканам произведения, издали тиражом в 600 экземпляров.
Семен Ремезов также выступил автором «Книги служебной чертежной», которая объединила чертежи, карты, а также автобиографические данные. Документ опубликовали в 2006 году, предоставив общественности информацию о семье градостроителя и географа, а также исторические данные о жизни в Сибири и возведении тобольских сооружений.
Смерть
В 1720–1721 годах Ремезова навещали основоположник научного исследования Сибири Даниэль Готлиб Мессершмидт и офицер Филипп Табберт-Страленберг. Точная дата кончины картографа остается загадкой, а причина смерти не установлена. Активный на протяжении всей жизни писатель не останавливался в работе и на старости лет.
Потомки с уважением и благодарностью хранят память о свершениях Семена Ремезова. В Тобольске и Тюмени организованы памятники географу. Хранят и мозаичный портрет географа авторства Остапа Шруба. На родине Семена Ульяновича регулярно организуют «Ремезовские чтения».
Семён Ульянович Ремезов – забытый гений земли Тобольской
Содержание
Введение
В 2012 году Тобольску исполнится 425 лет. Интерес к нему, городу деревянному и белокаменному, связанному с освоением русскими Сибири, никогда не угасал. Но со средины 70-х годов нашего века он вспыхнул как тлевший до поры до времени костер. Открытие и освоение нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири коснулось и глубинного сибирского городка, жившего спокойно и размеренно.
Сотни проблем возникли и продолжают возникать в процессе стройки, и, быть может, одна из важнейших — сочетание нового города и старого, сохранение — насколько это возможно — облика старинного Тобольска, который, чем дальше уходит время его рождения, тем кажется ценнее и значимее.
М.В. Ломоносов пророчески подметил когда-то: «Могущество России Сибирью прирастать будет». Великий русский учёный оказался прав. Время показало, что достойных сыновей и дочерей вывела в люди земля сибирская. Несомненно, открыть список знаменитостей по праву может Дмитрий Иванович Менделеев. Его детище – Периодическая таблица химических элементов – известно всему миру.
Так получилось, что многие имена остались в тени. Чтобы не делать каких-либо голословных выводов, мы провели анкетирование обучающихся 8-х классов МОУ СОШ №10 с углублённым изучением отдельных предметов. В анкетировании приняло участие 72 школьника.
Вопросы, которые мы задавали восьмиклассникам, условно поделили на 2 блока:
1. Кого вы считаете гением земли Тобольской? Чем этот гений знаменит?
2. Назовите главную достопримечательность Тобольска. Кто является её автором?
Результаты анкетирования отражены в диаграммах, которые представлены в Приложении 1.
Очевидно, что Д.И. Менделеева и его открытие знает большинство школьников (61 человек), тогда как С.У. Ремезова не назвал никто. Но зато его отметили 6 человек как автора достопримечательностей Тобольска. Странно, что отвечая на вопросы 1 блока, гением его не назвал ни один человек, хотя большинством школьников главной достопримечательностью назван именно Тобольский кремль.
Вывод прост: многие наугад называли услышанные когда-то фамилии, так или иначе имеющие отношение к архитектуре: П.К. Клодт, Ремезов (припомнили только фамилию, а имя и отчество не назвал никто). Складывается впечатление, что Тобольский кремль никак не ассоциируется с его автором, словно был воздвигнут по собственному велению.
Анализ анкет убедил нас в том, что данное исследование будет своевременным и актуальным, потому что есть необходимость восполнить пробелы, связанные со знанием исторического и культурного наследия Сибири.
Цель нашего исследования: открыть заново и запечатлеть в памяти имя Семёна Ульяновича Ремезова, незаслуженно забытого гения, создателя Тобольского кремля – жемчужины архитектурного искусства Сибири.
Цель определила ряд конкретных задач:
Семён Ульянович Ремезов, Тобольский сын боярский, летописец и картограф Сибири
С.У. Ремезов жил в конце XVII и начали XVIII столетия. Он — автор так называемой «Краткой Сибирской (Кунгурской) летописи», изданной Археографической Kомисcиeй в 1880 г. в виде литографированного факсимиле со 154 рисунками. Благодаря последним, она, помимо своего исторического значения, заслуживает внимания и как любопытный памятник культуры того времени.
В 1849 г. ее напечатал, вместе с другими летописями, Неболсин в своей книге: «Покорение Сибири». Летопись Ремезова начинается данными о Ермаке с 1577 года, описывает его поход, начало которого автор относит к 1579 г., когда умер Кучум; затем в ст. 135 говорит об установлении при архиепископе Нектарии церковного обычая — провозглашать вечную память Ермаку и его дружине; далее, с 136 стр. и до конца летопись излагает разные нравоучительные соображения по поводу великого события — завоевания Ермаком Сибири.
Летопись эта значительно разнится от Строгановской и Есиповской, как более подробным иногда изложением фактов, так и представлением многих событий совершенно в ином виде против того, в каком они являются в двух первых, более старых летописях. Так, инициативу похода летопись приписывает Ермаку с товарищами; М. Строганов был только невольным поставщиком припасов и оpyжия для дружины Ермака: в виду энергическаго требования и даже угроз со стороны атаманов, Строганов был вынужден доставить казакам все необходимое для похода.
Другую особенность Ремезовской летописи составляет её хронология. Годовые данные большею частью заведомо неверны и до того перепутаны, что иногда годы, более ранние, являются после годов позднейших, но, напротив того, месячныя даты Ремезова, нередко сходные со Строгановскими, доказывают тем самым, что они заимствованы из каких-либо, нам неизвестных, но не совершенно ненадежных источников. Это соображение позволяет пользоваться летописью Ремезова, как источником, дополняющим Строгановскую летопись в некоторых подробностях о походе Ермака, но с большою осторожностью, так как несомненен и тот факт, что Ремезов внес в свой рассказ много русских и даже инородческих преданий и легендарных сказаний.
Впервые летопись Ремезова была открыта в Тобольске Г.-Ф. Миллером, который, не зная Строгановской летописи, отнесся к ней с большим доверием и на ней основал свой рассказ о завоевании Сибири. Фишер и князь М.М. Щербатов следовали в этом отношении Миллеру. Карамзин отнесся к ней отрицательно, Соловьев вовсе не пользовался, Неболсин хотя и соглашается с Карамзиным, что Ремезов не заслуживает дoвеpия, однако, признает, что в нем есть места, где он ставит читателя в необходимость смотреть на предмет с иной точки зрения.
В нашем веке Ремезов нашел ceбе последователя в лице П.А. Словцова, а в самое последнее время основные воззрения летописи Ремезова стал поддерживать Д.И. Иловайский в своей «Истории Poccии» (т. III, Москва. 1890, стр. 389, а также прим. 70 к гл. X). Гораздо болеe важное значение имели и имеют труды Ремезова по картографии Сибири, которым он посвятил целый ряд лет. Подробно ход его работ описан им самим в «Писании до ласкового читателя» (т.-е., предисловии к «Чертежной книге Сибири»); к сожалению, из всех их сохранилась только одна, относящаяся к 1701 году.
В этом году Ремезов, при помощи своих сыновей, составил на 23-х листах «Чертежную книгу Сибири». Этот атлас с предисловием к нему (см. выше) самого Ремезова издан был Археографическою Комиссиею в 1882 г. в С.-Пб. На первом листе «Книги» находится план Тобольска, затем — 18 карт земель, подведомственных сибирским городам или острогам отъ Верхотурья и Тобольска до Якутска и Нерчинска; потом «Чертеж земли безводной и малопроходной каменной степи», т. е. степей, прилегающих к Сибири на юго-западе; далее — сводная карта всей Сибири под назвашем «Чертеж всех сибирских градов и земель»; карта Великопермскаго и Печорскаго поморья и, наконец, карта распределения инородческих племен.
Ремезов хотя и чертил карту «церкилным розмером» и по компасу, но о географической сети не имел еще никакого понятия, и вместо неё ему служила гидрографическая сеть. Нанесение на карту мелких фактов у него определялось речною сетью. С нашей точки зрения атлас Ремезова, понятно, полон курьезов; так, части Сибири, чем она ближе к Ледовитому океану, тем, относительно, короче и меньше, а сама Сибирь вышла четырехугольною. Реки нанесены толщиною в палец, города занимают по нескольку квадратных миль и проч.
Но в свое время даже подобные карты должны были иметь огромное значение: возникнув из потребностей центрального управления, они могли достаточно удовлетворять современное правительство, так как оно, с помощью их, могло с приблизительною верностью определить себе положение известных областей по странам света, которые обозначены магнитною стрелкою. Везде также показаны расстояния мест, исчисляемыя днями пути, а около Тобольска и верстами; следовательно, правительство могло уже сделать приблизительный расчет, сколько времени понадобится, чтобы дойти указу в ту ила другую область отдаленной колоти. С другой стороны, подробность, с какою наносились Ремезовым даже мелкие факты, и его точность в населеннейших местах придали его атласу то значение, что из него, как и из некоторых других старинных трудов этого рода, можно было черпать кое-что для улучшения новейших карт России.
В настоящее время этот памятник важен в двух отношениях: во-первых, он содержит данные для истории увеличения знаний русских людей о географии северной и средней Азии, а во-вторых, представляет богатый материал, относящийся к истории русской колонизации и распределения, — сильно разнящегося от нышешнего, — инородческих племен в Сибири в минувшее время. Ремезов не был первым картографом Сибирским: ему был известен целый ряд чертежей его предшественников, к которым, впрочем, он относится довольно презрительно. Чертежи эти, за исключением одного, не сохранились до нашего времени, и атлас Ремезова является поэтому единственным в своем роде памятником русской исторической географии.
Кроме чертежей, источниками Ремезову служили: географические рукописи, т. е., различные писцовые, переписные, ясачные книги, статейные списки посольств и проч. и устные расспросы и «скаски» бывалых людей. Так, например, сохранилось известие, что Ремезов пользовался «скаской» знаменитого В. Атласова.
Атлас Ремезова долгое время считался утерянным. Не смотря на то, что еще А. X. Востоков в своем известном описании Румянцовского Музея поместил (на 483 стр.) предисловие к нему (с некоторыми пропусками), только в 1857 году обратил на него должное внимание академик А.Ф.Миддендорф, который и оценил его по достоинству. Кроме летописи, подлинник которой, приведенный Г.-Ф. Миллером, хранится въ Библиотеке Имп. Академии Наук, и атласа, хранящегося въ Румянцовском Музее, до нас дошел еще один труд Ремезова: «Переписная книга дворов и людей Тобольскаго уезда», относящаяся к 1710 году. Составлена она весьма обстоятельно и любопытна в том отношении, что в ней находится собственноручная роспись Семена Ульяновича Ремезова, до последнего времени считавшагося Емельяновичем.
Ремезовым же составлена карта, переданная, по Высочайшему повелению, в 1907 г. в Императорское Русское Географическое Общество из Екатерингофского дворца Петра I. Эта карта исполнена вследствие указа Сибирского Приказа от 10-го января 7204 (1696) г.
Семён Ульянович Ремезов – архитектор Тобольского кремля – жемчужины архитектурного искусства Сибири
На колокольню ведёт темная винтовая лестница. Когда попадаешь на смотровую площадку, хочется воскликнуть: «Смотрите! Весь Тобольск перед вами!» Можно много раз видеть панораму города, но всегда словно открывать её впервые.
Четыре проема верхнего яруса соборной колокольни Тобольского кремля ориентированы на четыре стороны света. С южной стороны город огибает широкая лента Иртыша. Дальний берег реки, плоский и зеленый, уходит в синеву лесов, а ближний, на котором раскинулся Тобольск, дыбится высокими холмами. У подножия одного из них в 1582 году разбил Ермак войско сибирского хана Кучума. А следом за Ермаком приплыли по Тоболу в Иртыш струги стрельцов и казаков под предводительством Данилы Чулкова, чтобы здесь, как отмечает летописец, «против устья Тоболу. на горе» основать русский город «наречша имя ему Тоболеск».
Тобольск начинался с кремля. И сейчас кремль стоит на том же месте, на высоком Троицком холме (или, как здесь говорят,— мысу), над семидесятиметровой иртышской кручей. Между рекой и холмами, что подковой окаймляют берег, на плоской равнине пестреют серо-красные крыши нижнего, подгорного города. Недолго сдерживали город стены кремля: он быстро выплеснулся посадами на удобные для жизни равнины.
В северный проем — прямо под собой — вижу ломаный контур кремлевской стены со сторожевыми башнями. Почти на одном уровне с колокольней плывут голубые громады куполов Софийско-Успенского собора. Это первый каменный кремль Сибири, построенный вместо деревянных, нещадно пожираемых пожарами.
Да, одним взглядом не охватить Тобольск, но неизменно ощущается рациональность замысла и художественное чутье зодчих, поставивших этот город-крепость.
Вспомним, как всё начиналось…
В 1698 году едет Семен Ульянович с сыном Семеном в Москву. Дело у него наиважнейшее: утвердить составленную им смету и чертеж «каменному городовому строению». Еще в конце XVI века получил Тобольск печать всего Сибирского царства и стал со временем, как говорили, столицей всех земель «\от Вятки до Камчатки». Рос и богател город. Тобольский воевода командовал всеми военными силами Сибири, снабжал припасами гарнизоны, собирал ясак. Вся пушнина Сибири шла в Москву через Тобольск. Но пожары. Для деревянного города они были губительны. К тому же положение его как политического, административного и духовного центра обязывало, и Петр I, заинтересованный в Сибири, решает превратить Тобольск в огнестойкий каменный град. В Москве Ремезов любуется Московским Кремлем, совершенствует в Оружейной палате свои знания в строительном деле, в Сибирском приказе учится, «как сваи бить и глину разминать, и на гору известь и камень, воду и иные припасы втаскивать». Ремезовым остались довольны, и он назначается руководителем всех архитектурно-строительных работ в Тобольске. Вернувшись в родной город, Ремезов тут же отправляется на поиски камня, песка, извести, по его проекту закладывается кирпичный завод.
Кремль строился долго и с перерывами, городское каменное строительство тогда не удалось вообще. «Нам дано трудиться, но не дано завершать труды наши. » Это слова Ремезова.
Но прошли десятилетия — и кремль поднялся. Так в конце XVII века Семен Ремезов и мастера русские с европейского Севера, с Предуралья положили начало каменному строительству в Сибири.
— Сохранился ли портрет Ремезова? — спросите вы.
— Нет. Остались книги, чертежи, атласы. И — кремль!
В библиотеке музея можно увидеть громадное, почти в письменный стол, издание с длинным названием: «Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году». В ней — карты Пелыма, Березова, Сургута. Вот и Тобольск — «Градъ Тоболескъ». И другая книга — «Краткая сибирская летопись (Кунгурская)». Книга-альбом, вся заполненная рисунками с короткими, по верху сделанными славянской вязью надписями: «Ермак побеже вверх по Волге и по Каме. » Извилистые линии рек. Струги под парусами, ощетинившиеся копьями. Человек на берегу рубит бревно, рядом дом, церковь — ставят город. Собирают ясак. Шатры, бревенчатые города, конница, дружины с пиками. Рисунки очень четкие, словно сделанные пером, которое выводило не один чертеж. Автор «Истории Сибирской», «Описания о сибирских народах и граней их земель», «Хорографической (Chores — место, grapho — пишу (греч.).) чертежной книги» Семен Ремезов донес до нас портрет своего времени — графическое изображение подвига русских людей, благодаря которому Русь становилась Россией.
Объекты Тобольского Кремля (см. Приложение 2)
Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля и Меновый двор» (Красная пл., 2)
Софийско-Успенский собор и соборная ризница
Каменный Софийско-Успенский кафедральный собор был построен при митрополите Павле I. Строить было велено Феодором Алексеевичем «против образца в Москве в Кремле в девичьем Вознесенском монастыре».
В 1930 году все церкви в Тобольске были ликвидированы. Черная страница в истории Софийского собора — содержание в нем ссыльных и раскулаченных семей; в дальнейшем он используется под зерносклад. В то время исчез бесследно иконостас и церковная утварь, были сняты кресты. Но уже в 1939 году отдел искусства при Совете Народных Комиссаров начинает заниматься выявлением памятников архитектуры и взятием их на учет.
С 1940 года памятники истории и культуры Тобольска паспортизируются и передаются на баланс музея. Но финансирование для их сохранения началось лишь после войны, в 1953 году. В первую очередь был приведен в порядок теплый придел, где более 20 лет располагался выставочный зал музея.
К 400-летию города Тобольска по проекту архитекторов из московского института Росреставрация в верхней части собора, под карнизом, был установлен металлический бандаж по периметру здания, восстановлено позакомарное покрытие храма, покрашены и позолочены купола. Финансировались все работы по реставрации этого памятника Министерством культуры РСФСР. В таком виде, без восстановления внутренних интерьеров, Софийский собор вновь отошел епархии и был освящен в 1995 году.
С 2003 года ведутся работы по реставрации этого первого каменного культового сооружения в Сибири. Объект находится на реконструкции. Ввод объекта в 2006 г. ПСД имеется.
Соборная колокольня
Расположенная к югу от ризницы соборная колокольня — памятник архитектуры классицизма. Новая соборная колокольня была построена в конце 18 века, взамен стоявшей на Софийском дворе вблизи ее западной ограды древней шатровой звонницы, разобранной в середине XVIII века.
Толщина стен основания колокольни достигает двух метров, массивные устои сдерживают распор сводчатых потолков ярусов. В одном из устоев находится винтовая кирпичная лестница, ведущая на первый ярус звона. Отсюда уже по деревянной лестнице можно попасть на площадку второго яруса. Колокольня отличалась редким подбором колоколов и славилась мелодичным звоном. Массивные устои позволяли разместить на двух ярусах до 15 колоколов.
Проект колокольни был составлен губернским архитектором А.Гучевым в 1785 году, но строительство удалось развернуть лишь с 1791 года. 10 июля 1792 года, возведенная на 11 сажень, она неожиданно развалилась. После этой катастрофы проект колокольни был откорректирован геодезистом Ф.Уткиным, который работал ранее вместе с Гучевым. По новому проекту фундамент под колокольню был заложен в 1794 году несколько далее от обрыва. На сей раз строительство колокольни успешно завершилось к 14 октября 1797 года. Объект находится на реконструкции. Ввод объекта в 2006 г. ПСД имеется.
Покровский собор
Софийский двор включает в себя также архиерейский дом, консисторию, конюшни архиерейские, монашеский корпус, просфорню, епархиальную гостиницу.
Объект культурного наследия федерального значения «Рентерея» («Ансамбль Кремля и Меновый двор»)
Здание Рентереи (Дмитриевские ворота, казенная палата) построено при генерал-губернаторе сибирском М.П.Гагарине пленными шведами под руководством шведа Ягана. Автор проекта — тобольский архитектор С.У.Ремезов.
Объект находится на реконструкции. Ввод объекта в 2006 г. ПСД имеется.
Объект культурного наследия федерального значения «Здание губернского правления» (Дворец наместника, Красная пл., 2)
Архитектура Дворца наместника отличается логичностью и строгостью облика, соответствующего эстетическим принципам классицизма. После проведения полного комплекса реставрационных работ на памятнике в нем разместится музей истории города Тобольска, музей этнографии и природы.
Объект находится на реконструкции. Ввод объекта в 2006 г. ПСД имеется.
Объект культурного наследия федерального значения «Здание губернской судебной управы» («Ансамбль Кремля и Меновый двор»)
При этом Дворец наместника превращается в здание губернских присутственных мест (наместничество было упразднено в 1799 г.), а на месте аптеки и гауптвахты был запроектирован служебный корпус. После постройки этого корпуса в нем разместилась губернская судебная палата. Объект находится на реконструкции. Ввод объекта в 2006 г. ПСД имеется.
Объект культурного наследия федерального значения «Тюремный замок» (Красная пл., 5)
Проект Тюремного замка был выполнен помощником тобольского архитектора Вайгелем в 1838 году. Тюремный замок представлял собой комплекс из 5 зданий, выполненный в стиле позднего классицизма. Каждый архитектурный объект замка являет собой законченное целое, занимая строго определенное положение в системе, основанное на подчинении второстепенных частей главным.
Строительство его велось с 1839 по 1855 год. Основная задача Тюремного замка заключалась в изоляции и содержании арестантов. Часть ПСД разработана. Корпуса №1 и №3 находятся на консервации.
Объект культурного наследия федерального значения «Гостиный двор» («Ансамбль Кремля и Меновый двор»)
Еще в XIX в. краеведы г. Тобольска собрали информацию и легенды о подземных ходах города, которые располагались, по преданию, на нынешней территории памятника федерального значения «Ансамбль Кремля и Менового (Гостиного) двора». Имеется устная информация о том, что подземные ходы из исторического центра города уходили в различных направлениях, в том числе в подгорную часть, и даже в Иоанно-Введенский монастырь, за город.
В историческом центре города Тобольска обнаружено не менее четырех мест, где имеются подземные сооружения из кирпича шириной около 1,5 м и высотой до 1,8 м, со сводчатыми перекрытиями и многочисленными ответвлениями.
Заключение
Наверное, в жизни каждого города рано или поздно наступает время перемен. Это интересное, но трудное время, когда пласты истории сталкиваются, словно при геологических подвижках, с той существенной разницей, что человек в силах управлять происходящим. Такое время переживает сейчас Тобольск. Должен быть сохранен неповторимый силуэт города — с перепадами рельефа, с доминантой кремля, с планировкой улиц, заложенной еще екатерининским планом 1784 года, с природой, наконец, вольно шагнувшей в город. Главное – сохранить уникальные достопримечательности города, являющиеся не только историческими памятниками, но и напоминанием о людях, умом которых они созданы и тепло рук которых до сих пор бережно хранят. Одним из таких создателей был Семён Ульянович Ремезов. Не беда, что время не оставило для потомков его портрета. Есть ценнее напоминание об авторе – его детище, живущее в веках. Тобольский кремль по праву можно назвать жемчужиной архитектурного искусства Сибири, потому что до сих пор он манит своими загадками и неподдельным величием не только исследователей, но и простых ценителей своей истории.