Репортаж шапка микрофон редактирование фотокамера что за профессия
Разработка урока «Профессионализмы» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель урока: дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах
Задачи: предметные: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы, “не засорять» русский литературный язык излишним количеством профессионализмов;
метапредметные : совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; создание психологически комфортной обстановки на уроке.
личностные: воспитывать внимание к окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи; воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
Проверка наличия домашнего задания
пЕтля, клАсть-клАла, танцОвщица, сирОты, дефИс, крЫсть, жИть-жилОсь.
Запись в словарные тетради
Актуализация опорных знаний
Воспроизведите схему «ЛЕКСИКА». Прокомментируйте.
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают
Арм..тура, ген..рал, м..ляр, на..тюрморт, штук..тур, скальп..ль.
Вставьте пропущенные буквы.
Все ли значения слов вам понятны?
Часто ли вы слышите их в речи?
Действительно, эти слова ограничены в употреблении.
Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий.
Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова?
Я открою Вам секрет, что эти слова называют профессионализмами. А почему вы догадались?
Читают, анализируют, осмысливают.
(Ответы: нет, только у людей разных профессий).
Спрогнозируйте тему урока, поставьте цель, определите задачи.
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.
Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.
Оформление тетради. Оформление эпиграфа.
К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы, т.е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области.
Например, у компьютерщиков:
Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.
Один учащийся проводит разминку
Давайте пофантазируем и определим профессию отца Гриши и Максима по профессионализмам, которые он использует, рассказывая сыновьям о своей работе.
Если он употребляет слова:
Д л я с п р а в о к: строитель, моряк, машинист, шофёр.
Конспектируют слова в тетрадь.
Сегодня поддержка силовиков обходится казне примерно в треть. (профессионализм).
На дедовых «копейках» полстраны училось водить. (профессионализм).
Счёт обнулился после того, как компанию уступили банковской структуре. (профессионализм).
Поверхность изделия следует подготовить — тщательно выровнять и зачистить шкуркой. (профессионализм).
Стоимость экспорта и импорта товаров переводится в рублевый эквивалент по курсу Банка России.(термин).
Но это не аксиома, требуются доказательства. (термин).
Около реки акустика другая, и люди благодаря этому чувствуют мир по-иному. (термин).
Железная балка провисла над их головами и мешала им разогнуть спины. (термин).
анкер (строит.), баланс (эконом.), битум (строит.), вакцина (мед.), венец (строит.), гора (геогр.), квадрат (мат.), кредит (эконом.), соцветие (биол.), стенокардия (мед.), тезаурус (лингв.), холм (геогр.).
баранка (в речи водителей) горбыль (в речи лесорубов) камбуз (в речи моряков) кон (в речи моряков) наструг (в речи столяров) окно (в речи преподавателей) рея (в речи моряков) трубка (в речи медиков) шапка (в речи типографских работников) концовка (в речи типографских работников) коза (в речи электриков) ядро (в речи физиков).
Презентация по русскому языку на тему» Профессионализмы и термины»( 6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовила : учитель русского языка и литературы Курсакова Людмила Ивановна Урок русского языка в 6 классе
Теория Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными. Фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание. Термин – это точное название какого-либо определенного понятия из области науки, техники, искусства. Например: математические термины (дробь, к неравенство); музыкальные термины ( аккорд, опера); лингвистические термины ( лексика, антоним )
Проверим Учитель Строитель Врач Продавец Шофёр Мел журнал указка урок учебник Кирпич бетон песок гвоздь краска Градусник бинт лекарство рецепт витамины вата тонометр Касса счёты чек товар сдача Карбюратор аккумулятор спасательная подушка дворник
Найдите и выпишите профессионализмы. Объясните их значения с помощью синонимов и синонимических выражений из текста и запишите.(Упр173) По сей день беседка для меня не уютная садовая постройка, а весьма неудобное, шаткое висячее сиденье; кошка в моём представлении хоть и имеет от трёх до четырёх лап, отнюдь не домашнее животное, но маленький шлюпочный якорь. С другой стороны, если, выходя из дому, я спускаюсь по лестнице, на бульваре отдыхаю на скамейке, а придя домой, разогреваю чай на плите, то, стоит мне попасть на судно (хотя бы мысленно), эти предметы сразу превращаются в трап, банку и камбуз соответственно.
Подумайте, в сфере каких наук используются перечисленные специальные термины. Запишите названия этих наук. (Упр.174) 1) Молекулы, атомы, физическое тело, теория относительности, ускорение, сила тяжести, излучение. 2) Окисление, ион, водно-химический режим, борная кислота, гидрат окиси калия, щёлочь, аммиак. 3) Бактерии, вирусы, микоплазма, клетка, селекция, грибница, флора, фауна, отряд грызунов. 4) Грамматика, суффикс, морфема, орфограмма, синтаксис, архаизм, диалектизм, профессионализм, именительный падеж. 5) Сервер, байт, блог, флэш-карта, дисковод, спам, Всемирная сеть, банк данных.
Проверим 1.Физика 2.химия 3.биология 4.лингвистика 5.информатика
Для чего автор использует профессионализмы в своем тексте? Вся морская терминология, так же как и разговорный язык моряков, великолепна. А какая крылатая романтика живет во всех этих фрегатах и баркантинах, шхунах и клиперах, вантах и реях, полных штормах, тайфунах, туманах, ослепительных штилях, плавучих маяках, узлах и кабельтовых – во всем том, что Александр Грин называл «живописным трудом мореплавания». Язык моряков крепок, свеж, полон спокойного юмора. Он заслуживает отдельного исследования, как и язык людей многих других профессий. (По К. Паустовскому.)
ВЫВОД В художественной литературе профессионализмы используются не только для речевой характеристики персонажей, но и для более точного описания производственных процессов, отношений людей в служебной и профессиональной обстановке. Термины обычно используются в научной и учебной литературе, научных докладах и сообщениях.
Определите профессию работника по его словарю 1.Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение. 2.Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера. 3.Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон. 4.Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара. 5. Бигуди, фен, шиньон, блондирование, филировка. 6. Дебет, баланс, сальдо, квартальный отчёт. 7. Степлер, скоросшиватель, факс, телефон, компьютер. 8 Микстура, бронхит, ингаляция, фурункул, прививка..
Рефлексия Совсем не понятно Надо повторить ещё раз Всё легко и просто
Домашнее задание Всем 1.§ 22 (правило стр.90-94), упр.175. По выбору 1.Составьте словарик профессиональных слов, которыми пользуются ваши родители в своей работе. 2.Орфографический практикум ( стр.90). 3. Записать знакомые вам специальные слова, которые используются в изучаемых вами науках: географии, математике, биологии, физике, русском языке (на выбор).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-308450
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта урока по русскому языку «Профессионализмы» (11 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Учитель: Субботина Екатерина Михайловна
Дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах. Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах, умений детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов; профориентация учащихся.
Образовательная: способствовать ознакомлению учащихся с особенностями профессионализмов и диалектной речи, углублению знаний по теме, обогащению лексики учащихся.
Коррекционно-развивающая: способствовать формированию умения находить в текстах слова-профессионализмы, определять их роль; развитию творческих способностей, умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта.
Воспитательная: способствовать привитию уважения к русскому языку, его лексическим нормам, формированию творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, воспитанию культуры общения, взаимопонимания, умению работать в коллективе.
Сознают ценностно-смысловые установки, понимают необходимость знаний для успешной социализации, осознают ответственность за себя и свои действия.
Принимают и сохраняют цель учебной деятельности, планируют собственную деятельность, осуществляют оценку результатов.
Владеют некоторыми видами речевой деятельности, приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.
Умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Минимальный: учащиеся познакомятся с понятием «профессионализмы», научатся находить их значение в словарях-справочниках с помощью учителя.
Достаточный: учащиеся познакомятся с понятием «профессионализмы», научатся объяснять значение понятия «профессионализмы», их особенности, научатся самостоятельно находить их значение в словарях-справочниках.
учебник русского языка для 6 класса; компьютер, проектор, экран, Презентация Microsoft Power Point, карточки для проведения диктанта.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка наличия домашнего задания.
3. Гимнастика для глаз.
4. Орфографический минимум.
Солдат, перила, терраса, типография, бордовый.
Записывают в тетрадь словарные слова. Взаимоконтроль.
5. Актуализация познавательной деятельности.
Вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. При правильном решении задачи мы ответим на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.
— Лексические значения слов разъясняются …
Решают орфографическую задачку.
6. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с общеупотребительными и необщеупотребительными словами.
Чем они отличаются? Приведите примеры.
У меня записаны слова
Арм..тура, ген..рал, м..ляр, на..тюрморт, штук..тур, скальп..ль.
Вставьте пропущенные буквы.
Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь словарем.
-Все ли значения слов вам понятны?
— Часто ли вы слышите их в речи? (Ответы: нет, только у людей разных профессий).
Действительно, эти слова ограничены в употреблении, их используют люди определенных профессий. Эти слова называют «профессионализмами», догадались почему?
— Какова цель сегодняшнего урока?
Итак, сегодня мы с вами познакомимся с «профессионализмами».
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.
Читают, анализируют, осмысливают.
Записывают в тетрадь тему урока
7. Работа по теме урока.
Что же такое профессионализмы или специальные слова?
Давайте откроем учебник на с. 60
К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы, т.е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области.
швейка, латка (заплатка).
Определите профессию работника по его словарю.
Давайте пофантазируем и определим профессию отца Гриши и Максима по профессионализмам, которые он использует, рассказывая сыновьям о своей работе.
Если он употребляет слова:
Д л я с п р а в о к: строитель, моряк, машинист, шофёр.
Конспектируют слова в тетрадь.
9. Закрепление материала.
1) Работа по карточкам.
Прочитайте текст. Есть ли в нём профессионализмы? Подчеркните их.
На прием к врачу-терапевту пришла пациентка. Врач, осмотрев больную, измерил ей давление тонометром. После осмотра врач положила фонендоскоп на стол. Кроме того, пациентке измеряли температуру градусником. Больной сделали инъекцию в процедурном кабинете.
2) Выполнение упражнения 112, с. 61
Выполняют упражнение, записывают в тетрадь.
10. Подведение итогов урока.
Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги и узнаем: а всё ли у нас получилось, узнали ли Вы новую информацию.
1) Все слова языка называются …
5) слова русского языка, известные всему народу
11. Домашнее задание.
С. 62, упр. 113, инструктаж.
Записывают домашнее задание в тетрадь.
А теперь, ребята, я попрошу каждого из Вас закончить одно из предложений:
Отвечают на вопросы.
13. Комментированное выставление оценок.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Занятие-практикум по социально-бытовой адаптации в рамках клуба » Дружная семейка «
Статья «О работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории и обществознания учителя » (5-9 классы)
Рабочая программа по психологии 5 класс
География надомное обучение 7 класс
Социально бытовая ориентировка надомное обучение 7 класс
Биология надомное обучение 7 класс
Чтение надомное обучение 7 класс
Русский язык надомное обучение 4 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5397515 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Открытый урок по теме «Профессионализмы»
Открытый урок в рамках городского конкурса «Учитель года»
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме «Профессионализмы»»
Приветствие, вступительное слово учителя.
-Ребята, мы с вами продолжаем изучать такой важный и большой раздел языка как лексика. Чтобы перейти к теме сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать несколько ребусов.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Я вижу, разгадывать ребусы Вам понравилось.
Какое отношение они имеют к нашему уроку?
А теперь скажите мне, как связаны те слова, что Вы разгадывали, с темой нашего урока?
Догадались ли вы, какова тема нашего урока?
-Давайте заполним на доске графы: я знаю, и я хочу узнать.
— Запишите предложение в тетрадь. Подумайте, о какой профессии идет речь? Сделайте морфемный разбор этого слова.
У доски 1 ученик делает синтаксический разбор предложения на оценку.
На слайде слова для языковой разминки.
-Выпишите для каждой указанной профессии свой набор профессионализмов, добавив по одному своему примеру.
Первичное усвоение новых знаний.
-Сейчас предлагаю вам изучить новый материал, работая в парах.
-Один из вас становится диктором и громко и четко прочитывает теоретический материал, другой в это время составляет в тетради краткую схему. (Технология сотрудничества).
-Откройте учебники на стр. 243 и сравните прочитанный материал с материалом учебника.
-Давайте запишем определение профессионализмов.
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
Первичная проверка понимания.
-Определите профессию работника по его словарю.
-Предлагаю вам посмотреть интервью капитана теплохода «Павел Бажов» и выписать профессионализмы, связанные с профессией капитана, моряка.
Дети смотрят видео о профессии капитана парохода, выписывая в тетрадь профессионализмы.
-Решите тест, затем обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность, поставьте оценки.
1. Что называется профессионализмами?
a) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности;
b) Слова, которые употребляют на работе;
c) Общеупотребительные слова.
2. Где можно узнать значение профессиональных слов?
a) В литературных произведениях;
b) В словарях или энциклопедиях;
c) В газетных или журнальных статьях.
3. Выберите профессиональное слово:
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
1.Написать рассказ о профессиях своих родителей, используя профессионализмы.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Что называется профессионализмами?
Кем они употребляются?
Зачем их употребляют?
Заполнить в тетради колонку «Я знаю».
Если вы хорошо поняли материал урока – погладьте себя по голове.
Если поняли, но остались вопросы – покачайте головой.