Рэш мэш что это
Без парты и доски. Мама, учитель и эксперт — о платформах для образования онлайн
Антон Бурсак, технический эксперт
Тема онлайн-образования звучала давно, и предложений в этой сфере было немало, но сейчас, когда они оказались действительно необходимы, выяснилось, что идеальной образовательной площадки в сети все еще нет.
Например, проект edu.skysmart.ru — онлайн-сервис электронных тетрадей с функцией автоматической проверки заметно экономит время учителя. Сама система очень проста, примитивный интерфейс работает на любой технике. При выборе задания здесь создается уникальная ссылка, которая отправляется ученикам. У сервиса есть свой канал на YouTube, где ученики могут смотреть короткие образовательные ролики. Минус в том, что платформа требует отправлять ссылку на занятие вручную, хотя можно было бы делать то же самое в автоматическом режиме, как это реализовано у «Яндекс.Школы».
«Яндекс.Школа» объединяет все основные инструменты дистанционного образования в одном месте, но здесь не предусмотрены инструменты контроля и модерации. С одной стороны, это делает платформу более открытой, с другой — зарегистрироваться как учитель может кто угодно. Из плюсов: есть платформа для проведения видеоуроков. Можно включить одностороннюю и двустороннюю связь, обмениваться файлами, показывать свой экран. Интерфейс максимально понятный, учитель может сам составлять план урока и формировать список заданий.
В библиотеке «Российской электронной школы» (РЭШ) наиболее полный список материалов — в отличие от конкурентов. Тренировочные задания можно выполнять сколько угодно раз, а контрольные — только один раз. Результат при этом фиксируется. Мобильного приложения пока нет, но его запуск планируется.
Библиотека «Московской электронной школы» (МЭШ) — платформа, контент для которой создают сами учителя. Здесь есть сценарии уроков, приложения, тесты, пособия для учителей и так далее. Есть и игровые приложения, с помощью которых ученики младших классов могут закрепить пройденный материал.
Несмотря на количество платформ, на рынке пока нет единого решения для онлайн-образования в российских школах. Нет таких примеров и в мире — все лучшие практики относятся только к вузам. Объединив инструменты «Яндекс.Школы», МЭШ и РЭШ, можно было бы попытаться создать действительно полноценную платформу.
Людмила Вахитова, учитель информатики ГБОУ Школа 1409
Я работаю с учениками 8–11-х классов. Платформу и инструмент для своих уроков выбираю в зависимости от возраста. Со старшеклассниками общаемся в Discord. Там много функций, которые можно делегировать, например, старосте класса. С кем-то созваниваемся по Skype, с младшими удобнее встречаться в Zoom — в нем у меня больше прав, к примеру, я могу по очереди включать микрофоны у учащихся для получения ответов или пользоваться доской.
Для онлайн-уроков информацию надо давать очень сжато и наглядно. Сейчас мои уроки выглядят так: первые 20–25 минут я объясняю и выкладываю основный материал, потом ученики задают вопросы, а затем самостоятельно выполняют тест. Дополнительно мы используем разные платформы — и МЭШ, и РЭШ, и «Яндекс.Школу», и «Учи.ру». Существует множество онлайн-курсов программирования — регистрируемся в них вместе, потом обсуждаем и выполняем задания. В конце дня через «Яндекс.Школу», например, делаем итоговый тест. Эту практику было бы хорошо внедрить и в обычную школу, чтобы ребенок мог отрефлексировать день — чему научился, что узнал, что понравилось. Плохо, что урок в «Яндекс.Школе» нельзя посмотреть позже, в записи — только по расписанию.
МЭШ экономит время учителя при подготовке к уроку — здесь много материала, собранного учителями и сообществом методистов. Есть оцифрованные учебники, пособия по многим предметам, удобный поиск, который выдает подборку материалов, ученик может посмотреть урок в любое время. В дневнике есть специальная вкладка «Мои достижения», где можно проверить себя — это помогает детям понять, есть ли какие-то пробелы. Система тестов в МЭШ продуманная — количество попыток в период дистанционного обучения не ограничено, можно пройти каждый несколько раз, при этом всем даются разные варианты, так что учесть прошлое прохождение или узнать у одноклассников ответы не получится. МЭШ могут использовать не только дети, но и родители. В электронном дневнике они могут написать любому учителю, узнать о проблемах детей, получить консультацию, узнать, как помочь подготовиться к тестированию или диагностической работе, получить информацию о конкурсах, олимпиадах и дополнительную информацию от классного руководителя. То есть система полностью открыта для всех и доступна 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Ксения Чудинова, главный редактор проекта «Сноб»
Моя дочь учится в шестом классе. Уроки в ее школе проходят в Discord и Zoom. Дома мы стали выбирать платформы сами. Если хочется понять, что сейчас может предложить российская система образования, достаточно зайти на distance.mosedu.ru, где собраны ссылки на все основные ресурсы в этой области.
Первые выводы неутешительные. Неприятно удивила «Яндекс.Школа» — 45 минут, не глядя в камеру, девушка монотонно читает стандартную лекцию. Своего ребенка на этом уроке я «потеряла» уже через пять минут. А если такой формат предлагается ребенку, скажем, с СДВГ, которому в целом трудно концентрировать внимание?
Недостаточно просто поставить камеру, надо думать над всем комплексом — от харизматичного лектора и манеры подачи до упаковки новых форматов. Сейчас выиграет та платформа, которая предложит ученику индивидуальную траекторию обучения. Нужны интерактивные, короткие лекции, задания, построенные для каждого ученика лично, соревновательный момент.
Очень симпатичный проект сделали Skyeng и «Просвещение», он больше ориентирован на взаимодействие родителя и ребенка. Они регистрируются вместе, родитель выбирает учебник и задание, ребенок выполняет, а родитель контролирует.
Еще мне нравится МЭШ, где родители могут быть соавторами контента, предлагать правки — разработчики проекта очень хорошо на это реагируют. Нравится и электронный журнал, и возможность получить домашнее задание дистанционно.
Ученику
У нас отличная новость: школа стала мобильной и с лёгкостью может поместиться в ваших компьютерах и планшетах. Теперь вы сами организуете свою учёбу, выбираете учебные предметы, занимаетесь у лучших учителей страны. Всё просто, доступно и интересно!
Надо быстро повторить материал перед контрольной работой? Забыли, о чём говорил учитель? Интересно, что проходят в следующем классе? Тогда:
Здесь каждый сможет улучшить свои знания по учебным предметам. Программа «Российской электронной школы» полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, поэтому смело используйте материалы уроков для подготовки к контрольным работам, Всероссийским проверочным работам, экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ. Вам открыт доступ к банку заданий, которые использовались на экзаменах прошлых лет.
Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов. Вы научитесь распределять своё время, потому что поймёте, какие задачи требуют больше усилий и внимания.
Регистрация для этого не обязательна.
А у зарегистрированного ученика есть:
Мир полон загадок и тайн, разгадать которые вам помогут лучшие учителя страны. Учитесь с увлечением! Открывайте новое в привычном и необыкновенное в обычном! Пусть знания, полученные в «Российской электронной школе», помогут вам справиться с любой жизненной ситуацией, откроют новые горизонты для развития способностей, подарят идеи для творчества, помогут выбрать профессию, подготовиться к сдаче единого государственного экзамена после 9 и 11 классов.
И первая подсказка: кнопка регистрации прячется в правом верхнем углу страницы!
Уверены, что вам здесь понравится. «Российская электронная школа» – это школа без границ, это школа безграничных возможностей!
Как учат школьников во время коронавируса
Число заболевших новым вирусом в России растет все быстрее, и власти переводят школьников на дистанционное обучение. С 21 марта закрывают для посещения московские школы, а с 23 марта – все российские, школьники останутся дома как минимум до 12 апреля. Чтобы они не выпадали из образовательного процесса, давать знания будут дистанционно. Спрос на такое обучение существенно вырос, но заменить учителя компьютер пока не в состоянии, считают эксперты.
Что предлагают чиновники
Поддержку дистанционного обучения организует Министерство просвещения России. Единого портала с полноценным онлайн-обучением пока не создали, поэтому Минпросвещения составило список рекомендаций и отсылает учеников на отдельные интернет-ресурсы. На сайте министерства перечислены около 20 интернет-платформ, которые в той или иной степени позволяют обучаться, из них две государственные: «Российская электронная школа» (РЭШ) и «Московская электронная школа» (МЭШ).
Все российские школы уйдут на каникулы на три недели
Качество материала в РЭШ нравится далеко не всем. В одной из московских школ классный руководитель и преподаватель математики и геометрии поначалу посоветовала девятиклассникам зарегистрироваться на сайте, но потом об этом пожалела. «Сейчас Ксюша М. попробовала пройти тест по геометрии, но ей автоматически проверили неправильно, потому что она дала верный ответ, а в тесте заложен другой ответ. Составитель ошибся, и таких ошибок там, к сожалению, оказалось много. Поэтому пока что этим порталом пользоваться не будем, там куча ошибок и недочетов. Я подумаю, какие еще платформы можно будет использовать для дистанционки», – доложила учитель в переписке с родителями («Ведомости» с ней ознакомились).
Столичным школьникам рекомендуют обучаться на платформе Московской электронной школы, сообщил городской департамент образования. Этот портал шире, там более 769 000 аудио-, видео- и текстовых файлов, 41 000 сценариев уроков, более 1600 учебников. Он интегрирован с электронным дневником, поэтому к нему централизованно подключены все 1469 школ столицы, сказали в департаменте образования. «Москва работает полностью на МЭШ, она считает, что ей этого достаточно. Там собственный движок, а контент внутри от ряда известных поставщиков, в том числе и наш», – говорит глава «Физикона» Денис Мамонтов.
Бюджет МЭШ гораздо солиднее: власти планировали выделить в прошлом году 16 млрд руб., говорил глава департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев. Правда, в бюджет входил не только контент, но и инфраструктура – подключение школ к WiFi, установка интерактивных панелей вместо обычных досок, обучение учителей и снабжение их ноутбуками и т. д. Но именно техническая составляющая вызывает больше всего нареканий. «У ребенка упал один глаз на полдиоптрии за 6 месяцев», – жаловалась пользователь Вера Абардовская на экраны, портящие, по ее мнению, зрение. «В МЭШ вбуханы огромные деньги, но это просто профанация. Потому что я знаю, какие там задания по русскому языку, обществознанию. Многие мои коллеги считают, что пользоваться МЭШ надо так: включил, чтобы там отметили, что ты включил, и после этого сделал так, чтобы дети этого не видели», – комментирует сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Частные платформы
Поскольку пока для регионов нет единой онлайн образовательной платформы, а уже созданные далеко не идеальны, в школах рекомендуют пользоваться различными частными площадками. Среди них собеседники «Ведомостей» называют «Фоксфорд», «Физикон», «Учи.ру». Минпросвещения на своем сайте также советует «Яндекс.Учебник», «ЯКласс», InternetUrok.ru, Skyeng и др., а московские власти составили такой список на специальном портале. С такими площадками договариваются о предоставлении бесплатного доступа, говорил министр просвещения Сергей Кравцов. «Нам рекомендуют разные платформы: РЭШ, «ЯКласс», «Учи.ру». Каждая школа определяет самостоятельно, где работать удобнее», – рассказывает директор одной из школ Ставрополя.
Запросы на такое обучение растут: если в прошлом году было около 100 000 поисковых запросов «онлайн курсы» каждую неделю, то c 9 по 15 марта – 736 000, следует из данных Яндекса. «Особенно заметен интерес в последние дни. Мы получаем локальные бумы, рост активности за неделю в 2–3 раза – до 1 млн пользователей в отдельные дни. По мощностям у нас уже большие нагрузки. Многие наши коллеги испытывают еще большие проблемы – некоторые сайты даже перестают работать. Поэтому мы быстро масштабируемся, расширяем мощности и техперсонал, чтобы поддерживать производительность», – рассказал «Ведомостям» глава компании «Учи.ру» Илья Паршин.
Каково в России болеть коронавирусом
Создатель «Физикона» Денис Мамонтов рассказывает, что посещаемость его ресурса выросла на порядок: «Тех, кто находятся на сервере и что-то делает, – около тысячи, за неделю рост раз в 10 примерно». Издательство цифрового контента «Физикон» – старейший российский разработчик электронных образовательных ресурсов для школ, колледжей и вузов (основано в 1993 г. выпускниками Московского физико-технического института, принадлежит 1С и является партнером «Ростелекома»). «Физикон» уже договорился с Московской областью о доступе, а также ведет переговоры на федеральном уровне, говорит Мамонтов.
Представитель «Ростелекома» сообщил «Ведомостям», что компания предлагает два продукта для дистанционного обучения школьников. Это цифровой сервис онлайн-образования «Ростелеком. Лицей», на котором структурированы тренажеры, тесты и конспекты по всем темам школьной программы. Второй – «Облако знаний» от «Физикона». Здесь собран контент, привязанный к тематическим планам 300 учебников по 15 предметам, домашние задания с возможностью выдачи из региональных дневников, сервис автоматической проверки, передача результатов в электронный дневник.
Собственные платформы онлайн-обучения запустят и другие крупные игроки. 17 марта «Яндекс» объявил о создании собственной платформы: там будут интерактивные видеотрансляции занятий и общение класса с учителем, а также видеоуроки от ведущих преподавателей по всем предметам. Инвестиции на первом этапе оценивают в 200 млн руб. Сбербанк на базе Школьной цифровой платформы запустит пилотную образовательную инициативу, сказала вице-президент банка Марина Ракова.
Социально-ответственные платформы
Ресурсов много, но есть проблема, говорит директор одной из ставропольских школ: бесплатный доступ предоставлен к небольшой части контента и пробным версиям, а большая часть – платная. Далеко не все платформы готовы предоставлять полный вариант занятий для открытого пользования. «Встает вопрос – кто будет давать деньги? Поэтому для себя мы определили, что это не очень удобно – не только потому, что это демоверсии, а еще и потому, что уроки на этих платформах не совпадают с нашей образовательной программой. Та же РЭШ: «началка» – да, можно использовать, там интересно, но опять же как вспомогательный ресурс, а не как основной», – сетует собеседник «Ведомостей».
Многие онлайн-школы предлагают в период распространения коронавируса бесплатное обучение или доступ за символическую плату. Например, подписка на «Ростелеком. Лицей» предлагается за 1 рубль в месяц, а на вторую программу «Ростелеком» дает бесплатный доступ на 30 дней. «Мы решили открыть доступ к контенту, – рассказывает Спиридонов из «Фоксфорда». – Глядя на то, что происходит, мы решили, что можем временно сделать школьные программы бесплатными». Компания прибыльная, поэтому имеет возможность это делать, объясняет он (выручка «Нетологии» с 2018 г. выросла вдвое: с 738 млн руб. до 1,5 млрд руб. в 2019 г). «В период карантина для школьников и учителей доступ бесплатен. Если поступит запрос от какого-то региона дополнительно помочь организовать дистанционное обучение, мы, конечно, поможем», – говорит и Паршин из «Учи.ру». «Со временем, возможно, эти люди захотят посмотреть на наши платные продукты», – надеется Спиридонов. Но пока сложно сказать, как это изменит коммерческие показатели, признает он.
Некоторые компании рассчитывают на госфинансирование. «Для предоставления бесплатного доступа может быть заключено соглашение с регионом, а может быть просто на честном слове, – говорит Мамонтов. – А если это коммерческий контент, то это проходит через госзакупки, порядок цифр – миллионы и десятки миллионов рублей».
Рэш мэш что это
CNews: Одна из задач программы «Цифровая экономика» – использование в общеобразовательных школах элементов открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа». Что вы знаете про эту платформу, и как это будет связано с теми решениями, которые функционируют сейчас в Москве?
Артем Ермолаев: За реализацию этого проекта отвечает Минобрнауки России – в рамках подготовки к нему мэр Москвы С.С. Собянин уже несколько раз встречался с министром образования О.Ю. Васильевой. Результатом стало подписание Соглашения о взаимодействии между Минобрнауки России и Правительством Москвы 12 сентября 2017 г. «Московская электронная школа» (МЭШ) должна стать главным элементом и фундаментом для «Российской электронной школы» (РЭШ) и всей цифровой образовательной среды страны.
Какие возможности открывает это соглашение? Во-первых, столичные власти предоставят Минобрнауки России доступ к высококачественному электронному образовательному контенту, информационным системам, программному обеспечению и сервисам. Во-вторых, учителя из региональных образовательных учреждений смогут пользоваться лучшими сценариями уроков и учебными пособиями московских коллег, а учащиеся — сдавать тренировочные тесты, готовиться к экзаменам и изучать дополнительную литературу. В перспективе московские учителя и школьники также получат доступ к оригинальным разработкам, созданным в регионах. В-третьих, Минобрнауки России обеспечит предоставление Правительству Москвы доступа к информационно-телекоммуникационной, технологической инфраструктуре, информационным системам, сервисам, программному обеспечению и аппаратному комплексу, связанным с образовательной средой «Российская электронная школа».
Векторы МЭШ и РЭШ совпадают в главном – предложить детям инновационное образование, не делая при этом технологии самоцелью. Цель в том, чтобы дать школьникам актуальные знания, современный и интересный контент, обеспечив к нему доступ на недискриминационных условиях. Да, не все желающие могут попасть в топ-10 московских школ, но это не значит, что доступ к качественному образованию, передовым учебным материалам должен быть ограничен.
Невозможно старшеклассников учить тому, что такое, к примеру, «криптовалюта» по учебникам прошлого века. Единственный выход – онлайн-курсы, учебные материалы, созданные по «горячим следам». На уроках биологии без 3D-анимации невозможно продемонстрировать тот же вирус Зика. Именно в таких случаях современные технологии, благодаря своей скорости обновления и массовой доступности, приходят на помощь учебным заведениям.
РЭШ и МЭШ имеют три основных составляющих: создание цифровой инфраструктуры для образования, подготовку кадров и разработку современных образовательных программ.
CNews: В «Цифровой экономике» также говорится о создании единого автоматизированного статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений. Есть ли у вас информация о том, что это за платформа и как она должна работать?
Артем Ермолаев: Возможно, коллеги, разрабатывая данный пункт программы «Цифровая экономика», опирались на опыт Москвы. Информационная система, которой управляет соответствующее министерство или департамент образования, должна учитывать множество компонентов, потому как школа – сложный организм. В ней сочетаются как вопросы, имеющие непосредственное отношение к образовательному процессу, так и вопросы безопасности, контроля питания ребенка. Вся эта информация учитывается в карточке учащегося, собирая так называемый профиль школьника. Это те самые большие данные, которые помогут в дальнейшем анализировать успеваемость ребенка и строить различные предположения. Например, у ребенка ухудшились оценки. Почему это произошло? Возможно, из-за пубертатного периода, может, школьник о чем-то мечтает на уроках. А может просто он в школу приходит к 7:20 утра (вместо положенных 8:30) и уходит оттуда в 17:00, ест неизвестно что, не дополучая калории, и занимается дополнительно в шести кружках? И значит, что он физически не успевает все и нужно подкорректировать его режим. Анализ данных поможет выявить такие уязвимые места и дать сигнал родителям.
Также в общей системе, которая используется в Москве, представлен отдельный блок – электронная образовательная среда, где содержится информация о том, чему обучают ребенка, по каким сценариям проведены уроки, какие материалы использовались во время урока, какие тестирования проводились, какие результаты были получены. Такие сведения систематизируются как по отдельному учащемуся, так и по всему массиву школ. Используя эти данные, мы можем строить различные корреляционные модели. Это не отдельное решение с локальным функционалом, а целая образовательная концепция.
CNews: Какие еще системы учета применяются помимо контроля учебного процесса?
CNews: То есть данные генерируются в единой системе, где можно увидеть общую статистику?
Артем Ермолаев: Данные о работе системы образования, как я говорил, формируются в разных аспектах и используются разными руководителями, статистическими и методологическими отделами по-своему. В департаменте образования Москвы есть ответственные за учебный процесс, за финансовые вопросы, за хозяйственную деятельность и безопасность – это абсолютно разные элементы системы. Это иллюзия, что кому-то нужен мегадашборд, который показывает все в реальном времени. Технически это сделать не сложно, другой вопрос в том, что это тупиковая ветвь развития – всем нужно анализировать данные в разных разрезах.
CNews: Значит, если понадобится общий срез показателей по городу, то не возникнет сложности в том, чтобы сделать это из отдельных, интегрированных между собой компонентов?
Артем Ермолаев: Да. Для нас все системы, в первую очередь, это источники больших данных, которые далее могут быть проанализированы под задачу. Например, одна из задач, которую мы решали, найти причину миграции учеников из школы в школу. Связано ли это с качеством обучения, преподавательским составом или, допустим, с транспортной доступность?
CNews: Есть ли какая-то польза от поступающих аналитических данных?
Артем Ермолаев: Конечно. Благодаря этому у нас есть независимый арбитр в лице системы, которая предоставляет объективную оценку происходящего. Давайте будем честны, никакой администратор (будь то директор или департамент образования) не может знать, что происходит на конкретном уроке в отдельно взятом классе. И при желании всегда можно обвинить либо учителя, что он плохо преподавал, либо учеников, что они лентяи. Каждая сторона будет отстаивать свою позицию. Но когда мы имеем оцифрованные материалы, стандарты, статистику использования тех или иных технологий, мы можем сравнивать результаты использования образовательных инструментов в успевающих и неуспевающих классах. И пытаться на объективных данных понять, что происходит. И не для того, чтобы кого-то поругать, а скорректировать процесс, помочь учителю и ученикам.
CNews: Когда все компоненты электронного образования охватят московские школы?
Проект МЭШ стартовал в прошлом учебном году в шести школах и имел две основные составляющие: аппаратную и программную части. Аппаратная часть – это интерактивная школьная доска, доступ к Wi-Fi, ноутбук, планшет учителя, сервер в школе, чтобы размещать часть информации локально, а не тащить из ЦОДа, структурированные кабельные сети и так далее. Программная оболочка состоит из облачного решения, которое позволяет работать с контентом, загружать учебные материалы, демонстрировать и модерировать их на уроке, и электронной библиотеки с материалами. Один из основных акцентов в электронной школе – создать удобный инструмент для учителя. Если преподаватель заряжен энтузиазмом, проявляет инициативу, то он передаст этот заряд своим ученикам. Учитель должен видеть плоды своего труда, фантазировать, «креативить».
CNews: Назовите, пожалуйста, пример одного из удобных инструментов учителя.
Артем Ермолаев: Проблема в том, что в эпоху гаджетов ребенок не вовлечен в процесс обучения. Заинтересовать его – задача учителя. А задача платформы МЭШ – помочь учителю, насколько возможно, сократить время на подготовку к уроку, а также дать доступ к полезному, интересному, современному контенту, который позволит не только привлечь, но и удержать внимание ученика. На платформе МЭШ учитель может найти уже существующие сценарии урока, к примеру, преподавателей по биологии из других школ. Он сравнит несколько сценариев и выберет тот, который ему понравится, не тратя время на сочинение нового. При необходимости преподаватель может что-то переделать и создать свой уникальный сценарий.
CNews: Получается, учителя тоже смогут списывать?
Артем Ермолаев: Абсолютно верно, в данном случае это полезная практика, так как экономит время учителей. Кто-то готов проявлять творческий подход, а кто-то согласен с имеющимися вариантами. Это пример того, как мы помогаем преподавателю найти качественный образовательный контент, который раньше он должен был создавать чаще всего самостоятельно.
CNews: Как быстро все придет к тому, что учителя будут работать с ноутбуками, электронными системами?
Артем Ермолаев: А вот это я и называл проблемой менталитета, и ее решение будет определяющим фактором.
CNews: Как готовятся типовые сценарии уроков?
Артем Ермолаев: Городской методический центр модерирует интерактивные сценарии, авторами которых, как я уже говорил, могут выступать учителя. Утверждает материал департамент образования города Москвы. По каждому сценарию преподаватель видит его рейтинг, указание авторства. На текущий момент проверено около 8 000 сценариев и они уже доступны для скачивания. Всего в систему загружено порядка 50 000 сценариев.
CNews: В закрытом контуре?
Артем Ермолаев: Пока в этом контуре работают только учителя городского методцентра и ученики в режиме просмотра. Для школьников есть библиотека электронных учебников. Имея устройство и доступ в интернет, ребенок всегда сможет посмотреть задание, если бумажного учебника нет под рукой.
CNews: Электронные учебники сейчас используются массово или по желанию?
Артем Ермолаев: Мы идем эволюционно. Консервативно настроенные учителя могут по-прежнему использовать бумажные учебники. Однако мы постепенно будем вводить оцифрованные материалы – ребенку гораздо проще носить в школу один планшет, а не тяжелый ранец.
CNews: Можно сейчас сказать, что с помощью новых технологий вы действительно смогли улучшить процесс обучения?
Артем Ермолаев: Пока на стадии пилотного внедрения масштабные выводы делать рано. Отрабатывая пилотный проект в шести школах, мы хотели добиться, прежде всего, не круглых «пятерок», а упрощения и улучшения процесса получения знаний. Наша цель – вовлечь учеников в учебу. В результате мы увидели повышение активности 2 500 учащихся данных заведений. Они, что называется, втянулись. Им было интересно выходить к той же интерактивной доске, рисовать что-то на ней. Учителя научились делать контент, стали экономить свое время за счет готовых сценариев. Кто-то из преподавателей захотел разработать собственные планы. Главное, что есть необходимые материалы и ими можно распорядиться по своему усмотрению.
CNews: Какие новые сервисы получат родители в рамках «Московской электронной школы» кроме электронного дневника?
Артем Ермолаев: В перспективе реализация доступа родителей к учебному содержанию класса, в котором можно будет посмотреть, что именно преподается вашим детям и по каким методикам. Мы хотим сломать стереотип, когда родительский долг заканчивался выбором хорошей школы. Родители при желании могут дать более взвешенную оценку процессу обучения, сравнив учебные методики. Хотя бы в той сфере и по тому предмету, где они компетентны.
CNews: Какие новшества ждут электронный дневник?
Артем Ермолаев: Сейчас учитель обязан заполнять наборы отчетов, и дневник, интегрированный с учебным материалом, может помочь в этом, к примеру, через выгрузку того же домашнего задания из электронно-образовательной среды. И, самое главное, в этой модели все учителя работают по одной технологии в рамках единой программной платформы.
Что касается функционала самого дневника, там не нужно особенно много «наворотов» – основная задача обновлений в обеспечении надежности платформы с точки зрения вычислительных мощностей, и удобство интерфейса. Над этим мы и работаем. Кроме того, мы подключили к электронному дневнику данные по дополнительному образованию. Это важно для родителей, когда они отправляют своего ребенка на дополнительные занятия в школе: иностранные языки, моделирование, различные кружки, они хотят понимать, что дают эти занятия, какая по ним успеваемость у ребенка.
CNews: Многие регионы сейчас увлекаются так называемой монетизацией образовательных решений, когда в рамках государственно-частного партнерства частный капитал разрабатывает платформу, а возвращает инвестиции за счет дополнительных платных сервисов. Есть ли такая потребность у Москвы?
Артем Ермолаев: У нас другая модель. Рубль, вложенный сейчас в ребенка, возвращается 10 рублями в будущем. Это для нас решающее.
CNews: Ранее объявлялось о намерении внедрить в московских школах свободное ПО (СПО). На какой стадии находится проект?
Артем Ермолаев: Мы сейчас СПО, в общепринятом его значении, не используем. Linux не приближается к приложениям WindowsBase, AndroidBase или iOSBase. За последние 5-6 лет оно не изменилось – мы не видим перспективы его развития. Вместе с тем мы считаем, что свободное ПО перешло на другой уровень, оно строится на принципах API. Поэтому мы предлагаем сторонним разработчикам использовать открытые интерфейсы для создания приложений. Мы будем интегрировать их с нашей системой, в частности, мы сейчас очень заинтересованы в геймификации учебного процесса. Сторонние разработки нам пригодятся. И мы готовы им платить, если их контент будет востребован школами.
CNews: Это вы говорите об открытости системы для интеграции. Но для разработки своих решений вы пока не нашли серьезных отечественных аналогов?
Артем Ермолаев: Потому что это ловушка, в которую мы решили не попадать, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Как выясняется, этой «бесплатностью» владеет ограниченное количество специалистов. А для того, чтобы этот навык освоило больше людей, нам нужно инвестировать в рынок труда, в который мы не готовы вкладываться, так как это не наша задача.
CNews: «Ростех» объявил о выпуске специальных планшетов для образовательных учреждений. Что вы думаете по этому поводу?
Артем Ермолаев: Отлично, что появляется рынок планшетов. Но что такое планшет без контента, без обвязки? То, о чем я вам рассказал по проекту МЭШ – это выстраивание новых бизнес-процессов, внедрение технологий, одним планшетом такие задачи не решить. Без актуального контента и современного учителя гаджет – ничто, просто «железка». Тем не менее, если это устройство повлияет на снижение стоимости планшетов на рынке, это будет прекрасно, и мы тоже, возможно, его будем использовать.
CNews: Есть мнение, что из итоговой редакции проекта программы «Цифровая экономика», раздел посвященный «умному городу» был удален по просьбе властей Москвы. Можете как-то это прокомментировать?
Артем Ермолаев: Нам направили на заключение раздел, посвященный направлению «умный город». Среди замечаний и комментариев не было предложения полностью его убрать. Мы считаем, что раздел «умный город» в программе «Цифровая экономика» должен быть, а решение о его судьбе принималось не московскими властями.