Решил ли мастер вечный философский вопрос что первично добро или зло
Конспект урока по русской литературе на тему Роман М.А.Булгакова
Тема: Роман «Мастер и Маргарита». Писательский подвиг М.Булгакова.
Ц е л ь: познакомить учащихся с историей создания романа ‘Мастер и Маргарита” и отзывами о нем критики;
сформировать представление о жанре произведения, оригинальности ком позиции и наличии трех сюжетных линий;
путем анализа второй главы — своеобразного идейного центра романа — выяснить, какие нравственные вопросы ставятся автором и как они решаются.
1. Роман “Мастер и Маргарита” — “вершинное произведение” М.А. Булгакова, его писательский подвиг. Над произведением писатель работал 12 лет (1928—1940 гг.). Неоднократно менялся замысел романа, его композиция, сюжет и система образов.
Первоначальные названия — “Инженер с копытом”, “Сатана”, “Черный богослов” и др. До конца своих дней Булгаков исправлял, дополнял, перестраивал “свое детище”. “В душе моей печаль. Но я стиснул зубы и работаю днями и ночами. Эх, если бы было где печатать!” — писал он в одном из писем.
Впервые роман был напечатан в 1966—1967 гг. в журнале “Москва”.
Из трехсот рецензий на произведения Булгакова только три были положительными. Известно, что А.А. Ахматова была знакома с рукописью “Мастера и Маргариты”. Она дала Булгакову такую оценку: «Он гений».
II. О жанре, композиции и сюжетных линиях романа
Булгаков назвал произведение “Мастер и Маргарита” романом, но жанровая уникальность последней книги писателя до сих пор вызывает споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистерия, лирический роман, фантастический роман, бытовой роман.
Оригинальна, как и жанр, композиция: роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и Понтия Пилата) противопоставлены друг другу и в то же время образуют единство.
В романе три сюжетные линии: философская (Иешуа и Пилат), мистическая (Воланд и москвичи), любовная (Мастер и Маргарита). Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно- временной точке — в Вечности.
III. Анализ содержания 2-й главы “Понтий Пилат”
1. Каким мы видим великого римского прокуратора Понтия Пилата? Какие черты характера подчеркивает автор в нем с самого начала? (Олицетворение власти, нетерпимость.)
2. Какие идеи высказывает бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, и как относится к ним автор? Почему Понтий Пилат запрещает стражникам слушать проповеди Иешуа?
З. Как ведет себя римский прокуратор в сцене допроса Иешуа? Изменилось ли его мнение о бродячем философе? Какие чувства испытывает Понтий Пилат к осужденному? ( Это и человеческое соучастие, и сострадание, и жалость, но и страх. Именно страх определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата.)
4. Можно ли сказать, что Иешуа — “божий сын” или это необыкновенно духовный, очень чуткий человек? Чего в нем больше — божественного или земного?
5. Почему, не желая гибели Иешуа, не веря в его виновность, Понтий Пилат подписывает распоряжение о его казни? ( Иешуа опасен для тоталитарного Рима своими идеями о “царстве истины и справедливости”. Опасен он и тем, что верит, верит безгранично “в преобладание доброго начала в любом человеке”)
6. Опишите путь Иешуа на Голгофу. Как отнеслась к нему толпа? Что испытал Понтий Пилат? Последователи Иешуа?
7. Кто же такой Иешуа Га-Ноцри? Чем он отличается от евангельского Иисуса? ( Иешуа — смертный человек, но мудрый и проницательный. Вместе с тем — это и “воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества”. Физически он слаб, но духовно силен. Ничто и никто не может заставить его изменить идее добра, милосердия.)
8. “Путь на Голгофу” — эти слова стали фразеологическим оборотом. Что означают они в наше время? Совпадает ли это с прямым значением?
9. Когда Понтий Пилат ощутил себя виновным? Кто же он?
(По Булгакову, образ Понтия Пилата драматичен: он и жертва, и обвинитель. Отступившись от Иешуа, он губит свою душу и себя. Поэтому он, загнанный в угол необходимостью подписать распоряжение о смерти Иешуа, про себя произносит: «Погиб!», «Погибли!»)
10. Какие чувства испытывает Понтий Пилат к императору? (Облик Тиверия отвратителен. “На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот. ”)
1. Какие цели преследовал Мастер, создавая свой роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри?
З. Как соотносятся с идеями Мастера взгляды самого Булгакова?
4. Согласны ли вы с выводами Мастера и Булгакова?
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
автор: Малынина Татьяна Владимировна
Преподаватель ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Добро и зло… На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро, там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
В своем романе М. А. Булгаков показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла. Причем делает это своеобразно — перед нами появляются два романа. Автор в одной книге описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события библейских времен. Булгаков представляет вниманию читателей роман в романе, и оба они объединены одной идеей — поисками истины и борьбы за нее.
Я считаю, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда — не цель, а средство справиться с людскими пороками и несправедливостью. Каждый человек встает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Но большинство людей следует не за голосом добра и истины, а за голосом зла и лжи. А ведь если бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, а к добру и милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, карающего людей за их пороки и проступки. Таким образом, Булгаков показал нам, что каждый человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или злая.
Но почему князь тьмы, который должен внушать ужас и отвращение, скорее вызывает улыбку, а иногда выглядит даже благородно? Неслучайно эпиграфом к роману Булгаков взял слова из «Фауста» Гете: «…так кто ж ты, наконец? — Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Да, Сатана в романе – вершитель правосудия. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Но его суд, как мне кажется, больше похож на месть, и потому сам по себе уже относится к злу.
Этот роман Булгакова, на мой взгляд, ценен еще одной своей особенностью. Несмотря на то, что главной действующей силой в нем стала сила нечистая, здесь все же провозглашается всепрощение и любовь. В этом, как мне кажется, глубокий метафорический характер данного произведения. Добро стало здесь тем, что оно и есть по своей сути – силой созидания, создающей энергией, которую не может поколебать, извратить, очернить зло, как бы оно ни старалось.
То есть, прочитав роман, я пришела к выводу, что любое добро может привести к злу, а любое зло – к добру.
Так, на стороне добра неожиданно выступают темные силы, которые творят свои черные дела в Москве и даже причиняют некоторый вред жителям этого города. Какое же тут добро? А ведь если подумать, тот вред, причиняемый людям, всего лишь способ обуздать сумасшедший народ, которому интересны лишь деньги. Это как некий способ вытянуть их из узкого кругозора денежных потребностей, в котором они заточены, пробудить в них настоящее зло, которое временно спит в каждом человеке.
Свита Воланда представляет собой, таким образом, и добро, и зло, что весьма противоречиво. Главное добро, которое они совершают, это возвращение Маргарите Мастера, и вечный покой, подаренный им обоим. Два этих персонажа будто бы представляют собой венец творения человечества, это люди, которые пережили боль и страдания, но при этом они остались людьми лишь благодаря любви.
Сторону зла представляют собой жители Москвы. Это и неверующий ни во что Берлиоз, который и поплатился за свое неверие и неуважение к высшим силам добра и зла, и члены Массолита, которые не были уничтожены свитой Воланда, но были им жутко напуганы за их жадность и алчность. Они не были уничтожены лишь потому, что в них ещё был жив небольшой страх перед высшим, поэтому у них ещё есть шанс на спасение своей души.
Благодаря всем этим героям автор раскрывает свой основной замысел. Вся беда человечества в их пороках, которые переходят из поколения в поколение, из века в век. Человек не меняется, таков вывод автора. Все люди жадны до денег, до богатства и обеспеченности, но не стоит винить и упрекать людей в этом, ведь в этом состоит их природа.
Воланд — мой любимый персонаж, характер, герой… Он настолько мудр, так красиво поступает, что вызывает только восхищение у читателей.
Сразу нужно сказать, что я слышала мнения церковников против Воланда. То есть они признают, что у Булгакова образ получился таким изящным, благородным, привлекательным, что он просто всем нравится. Но нельзя забывать, что это всё-таки «главный демон из Ада». Получается, что читатели симпатизируют «злу», восхищаются «отрицательным героем». Но я думаю, что нельзя просто делить мир на белое и черное. Ещё сам Булгаков поясняет, что Воланд хотел бы совершить что-то плохое, но всё равно выходит хороший поступок. Воланд справедлив! Именно его руками наводится порядок в той Москве, где процветают взяточники и подобные им. И справедливость он восстанавливает довольно изящно, с юмором. Даже судьбу Мастера и его женщины решает именно Воланд по договору с Иешуа.
Этот герой получился намного ярче, чем Иешуа. Ну, что поделать… Отрицательные персонажи всегда ярче, больше запоминаются.
Воланда мы видим в разных ситуациях, сам он тоже разный. Вот только, безусловно, умный.
Сначала он иностранный профессор в парке, который вступает в спор с героями. Точней, он их удивляет эрудированностью. Сам портрет его необычен. Например, один глаз черный – мертвый, а второй – зелёный и хитрый. Одет герой элегантно. Он весьма необычен для советской Москвы. Он в возрасте, но весьма бодр. Его акцент то появляется. То пропадает. Воланд изволит шутить над людьми. Понятно, что он видит своих собеседников насквозь… С ним свита, о которой стоит говорить отдельно. Важно, что все его подопечные тоже яркие персонажи, более весёлые, но готовые на всё ради своего господина.
Также мы видим его в варьете, где он благородно наблюдает за москвичами. Он не лезет вперёд, отдавая эту «честь» своим подопечным. И вот Коровьев на сцене – развлекает публику. Если бы Воланд сам всё делал – «руки марал», то это было б странно. По словам Воланда понятно, что он живёт очень давно, он ведь наблюдал и всю эту историю с Пилатом.
И мы видим Воланда на балу, где он опять же уступает место Маргарите. Она королева. Но им, конечно, тоже все восхищаются. И до самого праздника Воланд со своей свитой отдыхает. Он лежит в халате, ему лечат ногу. Даже странно для могущественного демона, но это придаёт ему человечности, делает образ противоречивым и интересным.
В общем, Воланд – образ яркий, разносторонний, могущественный и очень важный. Без него роман потерял бы очень много…Этот герой вносит благородство, неоднозначность и шарм. Мне он, всё-таки, очень нравится.
Таким образом, автор демонстрирует совершенно непривычную для нас картину взаимоотношений добра со злом. Он стремится обратить внимание читателя на то, что грань между этими явлениями необычайно тонка и едва заметна.
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита», сочинение
Противоборство добра и зла – одна из самых значимых и глубочайших тем в мировой литературе. Она рассматривается по-разному, и ни единый автор не способен исчерпать её полностью. Эта тема поднимается и в превосходном произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Это – философский роман, который можно отнести как к притче, так и к сатире. Сам Булгаков смотрел на него как на своеобразное завещание, собственное послание потомкам. Это произведение он писал около 12 лет.
В романе как бы протянута нить из дальнего прошлого в современную для автора романа жизнь. Однако и в прошлом, и в реальном, по мысли Булгакова, не стихает противостояние зла с добром – противоборство, где ни одна из сторон не способна одержать окончательную победу.
Воплощение образа добра здесь представляет собой Иешуа, а воплощение зла – Воланд. Они неразрывно связаны друг с другом и постоянно как бы ведут неизменный спор, в связи с этим действие романа перемещается то в Москву 1930-х годов, то в начало нового времени. Вероятнее всего, этим автор романа хотел сказать, что доброе и злое начало вечны и неразделимы.
Иешуа Га-Ноцри — это эталон доброты и правды, прощения и абсолютной любви. Он становится основным героем романа, который пишет Мастер. Следовательно, Мастер также несёт добро, стремится с помощью искусства противостоять обществу бессовестных лицемеров, предателей и глупцов. Но он не сумел идти до конца, опустил руки, а по той причине в конце повествования заслужил не свет, а только покой.
Воланд – это дьявол, злая сила. Однако, как видно из романа, и для него не чужда справедливость. Воланд явился в Москву, чтобы вернуть равновесие, которое было нарушено в пользу зла. Помимо этого, он призван напомнить о законе возмездия, о том, что зло порождает новое зло. Он наказывает людей за их пороки, однако помогает Маргарите и Мастеру за их искреннюю, ничем непоколебимую любовь.
Мне кажется, что это своеобразное послание великого писателя Михаила Булгакова к потомкам напоминает о нашей ответственности за все совершённые поступки – и добрые, и злые, ведущие нас вниз, либо, напротив, возвышающие душу.
Сочинение на тему: Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита», 11 класс
Как часто мы слышим эти два противоположных понятия… С раннего детства нас учили отличать добро от зла. Мама и папа читали нам сказки, где добро часто одерживает победу над злом. В реальной же взрослой жизни всё намного труднее: миром правят денежные средства. Ведь абсолютно любой человек желает жить в комфорте, очень хорошо одеваться, есть очень вкусную еду. Однако с той целью чтобы воспользоваться данными благами, нужно иметь большую сумму в собственном кошельке. И, к несчастью, далеко не всегда удаётся заработать её добросовестным методом. Как известно, «деньги — это зло».
Произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — творение, где показано огромное количество человеческих пороков. Одним из самых значимых героев здесь является Воланд — вершитель судеб, наказывающий людей за их проступки. В данном произведении сатану сложно приписать к представителю силы, противостоящей Богу, он здесь скорее его помощник.
Безусловно, добро в произведении предстаёт в образе Иешуа. Он не только не причиняет никому зла, но также и не видит зла в других людях: «Злых людей нет на свете». Данную мысль пытался донести до читателя автор. К несчастью, философ не стал бороться. Смирение — прямое следствие добра, именно это задумал Булгаков. И Га-Ноцри смирился, не стал противостоять, он позволил уничтожить себя.
Какую роль в произведении играет Маргарита? Добро или зло несёт в себе образ данной героини? Она позволила себе обмануть супруга, заключила сделку с сатаной, стала ведьмой. Однако Маргарита сделала это ради огромный любви. Светлое чувство, которое она испытывает к Мастеру, неразрывно связано с её любовью к людям. Даже в порыве мщения героиня сохраняет милосердие. Как только она увидела испуганного ребёнка в одном из окон, сразу закончила «дикий разгром» в квартире критика Латунского. Невзирая на перевоплощение в ведьму, героиня не утратила собственной настоящей женственности и чуткости. Я считаю, Маргарита в романе олицетворяет образ добра.
Понтий Пилат представляется жестоким прокуратором, «свирепым чудовищем». Он был твёрдо убеждён: в мире господствуют те, у кого власть, а другие им подчиняются. Именно Пилат выслал Иешуа на верную гибель, хотя ему был симпатичен этот человек. Тем не менее, игемон расквитался с Иудой за предательство и с первосвященником Каифой за требование казни философа. Прокуратор раскаялся и попытался спасти Га-Ноцри, однако не сумел, оказался слаб духом: не отважился разрушить свою жизнь для спасения странника. Он струсил, за что был наказан — обречён на бессмертие.
Борьба добра и зла будет актуальна во все времена. Добро не может существовать без зла, эти понятия неразрывно связаны между собой тонкой нитью бытия. Человек самостоятельно решает, какую сторону ему выбрать. В связи с этим каждый должен отвечать за собственные поступки.
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита», сочинение
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)
Сегодня читателям Литероведа авторы предлагают новое сочинение на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)», в котором расскажут, как писатель раскрывает одну из вечных тем в русской литературе – тему противостояния добра и зла.
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова – одна из важнейших тем произведения, которому известный писатель посвятил последние годы жизни. Это было любимое творение писателя, в которое он, уже умирающий гений, вложил все свои силы, мысли, свой талант. До М.А. Булгакова тема добра и зла не раз поднималась в русской и зарубежной литературе. Каждый из авторов задавал вопросы об этих вечных философских понятиях, и каждый из них по-своему отвечал на них. Автор «Мастера и Маргариты» размышлял о том, что такое добро и зло, где та тонкая грань, которая разделяет их.
В поисках ответов на эти вопросы писатель выбирает необычную композицию произведения: роман в романе. Повествование самого автора прерывается главами из романа Мастера о Понтии Пилате, пятом по счету прокураторе Иудеи. Становится понятно, что между событиями, описываемыми М. Булгаковым и Мастером, несколько столетий, однако добро и зло и вопросы, связанные с этими философскими понятиями, актуальны во все времена.
Философские мысли Иешуа Га-Ноцри не оставляют равнодушным ни одного человека, они способны затронуть души людей. Герой не пытается навязать свои идеи, он их высказывает, надеясь, что его мысли могут дойти до любого человека и заронить добрые семена в их душах. Для героя одинаково легко и приятно говорить правду и совершать добро. Он думает, что все окружающие с таким же легким сердцем творят благие дела, однако молодой философ ошибается: добро совершать легко только тогда, когда у тебя чистое, открытое и любящее сердце, когда над тобой не довлеют ни бремя власти, ни богатство. Для бродячего философа Иешуа, у которого нет ни дома, ни семьи, не важны ни богатства, ни почести, ни признание, ни власть, поэтому он с открытым сердцем совершает добро. Он умеет предвидеть будущее, поэтому знает, что его казнят, однако великодушно прощает и тех, кто решил его судьбу, отправив на казнь, и тех, кто воплотил в жизнь это решение.
Зло – это тьма, отсутствие света. В романе противопоставленную добру сторону воплощает образ Воланда. Он повелитель зла, князь тьмы, сатана. Герой появляется в Москве на Патриарших прудах в образе благородного и загадочного иностранца, прекрасно одетого, ухоженного, еще не старого. Берлиозу и Ивану Бездомному он представляется консультантом по черной магии, историком, приехавшим к одному известному профессору. Цель его визита, как выяснилось позже, — проверить, изменилась ли Москва и ее жители с течением времени. Писатель наделяет героя всезнанием: Воланд знает прошлое и видит будущее, легко может перемещаться во времени и пространстве, он легко читает мысли и видит человека насквозь. Воланд признается, что был на балконе Понтия Пилата при допросе Иешуа Га-Ноцри, вел дружеские беседы за завтраком с известным немецким философом Кантом. Он может творить самые настоящие чудеса. Но самое главное – Воланд понимает, что добро и зло творятся руками самого человека. Только человек волен выбирать между добром и злом, светом и тенью.
Читатели ждут от булгаковского дьявола лжи, искушения, зла, однако неожиданно для себя обнаруживают, что в романе «Мастер и Маргарита» сатана вовсе не похож на традиционного «христианского» сатану. В традиционном представлении повелитель тьмы – это лживый искуситель, внушающий зло и страх, Воланд же не только не страшен, но и вызывает даже симпатию. Он не совершает никакого зла, никуда не вмешивается, а только созерцает и наказывает тех, кто поступает не по совести, переступает моральные и нравственные принципы. По заслугам и вере от Воланда получают неумелые писаки, для которых членство в МАССОЛИТе, возможность посещать «Грибоедов», получать путевки в санаторий, улучшать жилплощадь, а также другие материальные блага важнее истинного таланта и литературной правды. Он наказывает неисправимых взяточников; работников общественного питания, которые воруют просроченные продукты и реализуют их, как свежие; черствых и бездушных наследников, готовых ради наследства пойти на преступление; а также различных плутов и мошенников. В сумасшедшем доме оказываются Никанор Иванович Босой и Иван Бездомный, какие-то странные обстоятельства происходят со Степаном Лиходеевым, а также с членами МАССОЛИТа, под трамваем погиб Михаил Берлиоз.
Сеанс черной магии, устроенный Воландом в театре Варьете, разоблачает жителей Москвы. Герой убеждается, что за тысячи лет люди совсем не изменились. «Люди как люди…», — говорит Воланд. И в этих его словах звучит твердая уверенность в том, что человеческая природа не может быстро измениться, со времен Понтия Пилата и Иешуа человек остался таким же, каким он был. Мало кто из сидящих на сеансе разоблачения не стал ловить деньги, так соблазнительно падающие на зрителей из-под купола театра. Многие зрители соблазнились предложением обменять то, что на них надето, на новые, модные и дорогие вещи. Однако после представления деньги превращаются в бумажки, а приобретенные наряды бесследно исчезают, оставив своих хозяек в одном белье. Так москвичи были наказаны за меркантильность, жадность.
Однако герои, которые остались верны своим нравственным принципам, не продали совесть, честь, любовь, талант за деньги, получили щедрое вознаграждение от великого Воланда. Мастеру возвращают сожженный им во время болезни роман о пятом прокураторе Иудеи, всаднике Пилате Понтийском, он заслужил свет и покой. Маргарита за свою верность и преданность Мастеру получает право быть вечно рядом с ним, с тем, кого она безгранично любила и ради кого прошла через самые жестокие испытания.
Воланд – это вечно существующее зло, которое является необходимым условием для проявления добра. Если бы на свете не было черного, человек не знал бы, что такое белое, не существовало бы зла – невозможно было бы понять, что есть добро.
Таким образом, М.А. Булгаков убеждает читателей, что добро и зло – вечные спутники человеческой жизни, они существуют с тех самых пор, как появился первый человек. Эти простые на первый взгляд философские истины волновали людей и во времена Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, актуальными они остаются и в Москве тридцатых годов двадцатого века, и даже в современном для нас мире. Добро и зло живут вне времени, тысячелетиями новые поколения подчиняются их законам. Между светом и тенью настолько тонкая связь, что непонятно, где заканчивается одно и начинается другое.
Проблема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Вы будете перенаправлены на Автор24
Композиция – это соотношение и взаимное расположение частей произведения.
Идейно-художественный образ сил зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – это многослойное, многомерное произведение. В нем, тесно переплетаясь, соединены сатира и мистика, реализм и фантастика, напряженная философия и легкая ирония. Одна из главных философских проблем этого произведения – проблема взаимоотношения добра и зла.
Принято говорить о трех планах произведения:
Эти миры оказываются удивительным образом связаны между собой. В качестве такой связки выступает мир нечистой силы, который возглавляет царственный и величественный Воланд.
Воланд – это сатана, дьявол, дух зла, повелитель теней, князь тьмы. Все перечисленные определения встречаются в тексте произведения.
Во многом Воланд ориентирован на Мефистофеля, а само имя персонажа взято из поэмы Гёте.
Воланд – это сатана, но образ сатаны в романе Булгакова не традиционен. Эта нетрадиционность заключается в том, что Воланд, будучи дьяволом, обладает некоторыми атрибутами Бога. Воланд мыслит себя с Богом в «космической иерархии» на равных.
Образ черта в литературе традиционно рисовался комично. Образ Воланда в редакции произведения 1929-1930 гг. тоже обладал рядом снижающих черт. Воланд хихикал, употреблял просторечные выражения, говорил с «плутовской улыбкой». Но в окончательной редакции Воланд стал совершенно другим, царственным, мрачным и величественным.
Воланд многолик. Он, как и подобает сатане, в разговорах с разными людьми надевает разные маски. У Воланда при этом сохраняется всевидение дьявола. Люди Воланда прекрасно осведомлены и о прошлой, и о будущей жизни людей, знают текст романа Мастера, который буквально совпадает с «евангелием Воланда». Булгаковскую Москву Воланд наблюдает как исследователь, который ставит научный опыт.
Готовые работы на аналогичную тему
В Москве нечистая сила учиняет множество безобразий. Недаром к Воланду приставлена совершенно буйная свита. Уже то, что Воланд в Москву является не один, а со свитой, является нетрадиционным для воплощения образа черта в литературе. Как правило, сатана предстает без сообщников. У Булгакова же черт имеет свиту, в которой царит строжайшая иерархия. Каждый из свиты Воланда выполняет свою функцию:
Члены свиты Воланда, то выступая вместе, то чередуясь, создают различные ситуации, от жутковатых до комических.
Единство и борьба добра и зла в романе «Мастер и Маргарита»
Добро и зло – это вечные и неразделимые философские понятия. и до тех пор, пока дух и сознание человека живы, они будут бороться друг с другом.
Своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что в нем представлены два пласта времени. Первый связан с жизнью Москвы в 1930-е годы, второй – с жизнью Иисуса Христа. Оба романа – и роман Мастера, и роман Булгакова объединены одной идеей – поиском истины.
Роман «Мастер и Маргарита» посвящен не судьбе одного человека – произведение рассматривает судьбу человечества в историческом развитии. А временной интервал в две тысячи лет указывает на то, что тема добра и зла – вечна, и она актуальна во все времена. В мире, который окружает Мастера, царствует зависть и вражда. И Воланд обнажает эти пороки человечества.
Каждому поколению людей приходится вновь и вновь решать нравственные проблемы. И одни люди прозревают, «заглядывают внутрь себя», а другие – не прозревают никогда. Яркий пример – Берлиоз. Он ничего не осознал, не понял, и в конце концов его настигло возмездие. Мастер же шагнул навстречу добру. Он понял, что пришел на землю для того, чтобы написать роман о Христе. Однако в результате Мастер становится врагом общества. Он, как и Иешуа, должен заплатить за право провозгласить истину.
Булгаков в своем романе стремится показать, что грань между добром и злом очень тонкая, еле заметная. Человек, делая добро, может не заметить, как порождает зло.
Идея Булгакова поместить в Москву 30-х годов Воланда и его свиту, которые олицетворяют силы, не поддающиеся законам логики, была абсолютно новаторской. Воланд появился в городе для того, что «испытать» героев, воздать должное Маргарите и Мастеру, которые сохранили любовь и верность друг к другу, наказать лихоимцев, взяточников, предателей. Над ними суд вершится не по законам добра – им придется предстать перед судом преисподней.
По мысли писателя, бороться со злом следует силами зла, только так можно восстановить справедливость. И в этом нетрадицонность образов нечистой силы. В романе Булгакова нечистая сила не склонна заниматься искушением и соблазном людей. Наоборот, свита Воланда защищает чистоту нравов и добропорядочность.
Воланд оказывается вершителем правосудия. Один из парадоксов романа состоит в том, что шайка Воланда, набедокурив в Москве, в то же время возвращала к жизни честность и порядочность и наказывала зло. Свита Воланда, тем самым, в романе Булгакова служит утверждению тысячелетних нравственных заповедей.
Воланд судит горожан по поступкам. И доносчик Варенуха, и Берлиоз, и Степа Лиходеев – все получают по заслугам.
Однако в романе нечистая сила не только наказывает людей, заставляя их страдать от своей же порочности. Нечистая сила здесь еще и помогает тем, кто не может постоять за себя против тех, кто попирает нравственные законы. Поэтому Воланд, олицетворяя зло, становится в данном случае посланником добра.
В романе Булгакова отсутствует традиционное противопоставление света и тьмы, добра и зла. И в этом состоит еще одна особенность этого произведения.