Республиканская форма правления что это

Форма правления. Республиканская форма правления и монархия. Страны и примеры

Республиканская форма правления что это. Смотреть фото Республиканская форма правления что это. Смотреть картинку Республиканская форма правления что это. Картинка про Республиканская форма правления что это. Фото Республиканская форма правления что это

Что такое форма государственного правления

При монархии власть принадлежит правителю пожизненно и передается по наследству. Монархия бывает абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической).

При республике верховная власть избирается. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

Формы монархии. Абсолютная и ограниченная монархия. Примеры стран

Монархия может быть абсолютной и ограниченной.

Ограниченная монархия бывает дуалистической и парламентской в зависимости от того, насколько ограничена власть короля.

Правительство ответственно перед парламентом, а не перед королем.

Власть монарха определена конституцией и другими законами.

Формы республики. Президентская, парламентская, смешанная. Примеры стран

Изначально слово республика означало любое государство, но с XVII века так стали называть государство без короля.

Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

Примеры президентских республик: Россия, США, Белоруссия, Казахстан, Уругвай.

Премьер возглавляет исполнительную власть, опирающуюся на парламенское большинство. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку.

Должность президента в парламентских республиках также может существовать, но президент не является главой исполнительной власти и играет второстепенную роль.

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Греция, Польша, Израиль.

Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.

Примеры смешанных республик: Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.

Форма правления в России. Российская Федерация как президентская республика

Конституция РФ. Статья 1

Россия как президентская республика. Чаще всего Российскую Федерацию относят к президентским республикам. Действительно, конституционные полномочия президента очень широки.

В России президент является официальным главой государства, гарантом Конституции и прав граждан, верховным главнокомандующим, представителем страны в международной политике.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения.

Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.

Президент выдвигает кандидатуры судей Верховного и Конституционного суда, кандидатуру генерального прокурора, назначает федеральных судей, назначает и снимает с постов высшее командование Вооруженных сил.

От имени России президент ведет переговоры с лидерами других стран, подписывает международные договоры.

Черты смешанной республики в России. В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для президентско-парламентских республик. Например, парламент может отстранить президента от должности (импичмент), одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.

Установите форму правления государства Z. Примеры заданий из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо отличать различные формы правления. Для этого нужно знать признаки абсолютной и ограниченной монархии, президентской и парламентской республики.

Для примера разберем несколько заданий из тестов прошлых лет:

В го­су­дар­стве Z власть передаётся по наследству. Власть короля огра­ни­че­на за­ко­на­ми страны. Вы­бо­ры в пар­ла­мент про­ис­хо­дят регулярно, на аль­тер­на­тив­ной основе. Жи­те­ли го­су­дар­ства об­ла­да­ют всей пол­но­той граж­дан­ских прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества. Государство Z вклю­ча­ет в себя территории, не об­ла­да­ю­щие по­ли­ти­че­ской самостоятельностью.
Найдите в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) уни­тар­ное государство
2) фе­де­ра­тив­ное государство
3) кон­сти­ту­ци­он­ная монархия
4) де­мо­кра­ти­че­ское государство
5) аб­со­лют­ная монархия
6) пре­зи­дент­ская республика

Правильный ответ: 134

В го­су­дар­стве Z за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет парламент, а все­на­род­но из­би­ра­е­мый глава го­су­дар­ства фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство и воз­глав­ля­ет ис­пол­ни­тель­ную власть. Граж­да­не об­ла­да­ют всей пол­но­той прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества. Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии субъектов, ко­то­рые об­ла­да­ют определённой по­ли­ти­че­ской самостоятельностью. Пар­ла­мент имеет двух­па­лат­ную структуру. Най­ди­те в приведённом спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) конституционная монархия
2) пре­зи­дент­ская республика
3) федеративное государство
4) демократическое государство
5) абсолютная монархия
6) унитарное государство

Конституция провозглашает государство Z демократической федеративной парламентской республикой.
Назовите любые три признака формы правления государства Z.

Правильный ответ может содержать следующие признаки:
1) правительство формируется парламентским большинством.
2) правительство ответственно перед парламентом.
3) в полномочия парламента входит контроль за правительством.

Государство Z до при­ня­тия новой кон­сти­ту­ции было пре­зи­дент­ской республикой, а после ее при­ня­тия стало пар­ла­мент­ской республикой. Од­на­ко пост пре­зи­ден­та был сохранён.
Кто будет воз­глав­лять ис­пол­ни­тель­ную власть в Z?
Какие пол­но­мо­чия со­хра­нят­ся у пре­зи­ден­та Z? (Укажите любое одно полномочие.)
Перед кем будет от­вет­ствен­но правительство?

Выберите вер­ные суж­де­ния о фор­мах прав­ле­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке про­ис­хо­дит все­на­род­ное из­бра­ние президента.
2) В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несет от­вет­ствен­ность за свою де­я­тель­ность перед парламентом.
3) В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке от­сут­ству­ет от­вет­ствен­ность пре­зи­ден­та перед пар­ла­мен­том за про­во­ди­мую политику.
4) В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пре­зи­дент объ­еди­ня­ет пол­но­мо­чия главы го­су­дар­ства и главы правительства.
5) В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несёт от­вет­ствен­ность од­но­вре­мен­но и перед президентом, и перед парламентом.

Источник

Республика как форма правления: понятие, признаки, виды

Республиканская форма правления что это. Смотреть фото Республиканская форма правления что это. Смотреть картинку Республиканская форма правления что это. Картинка про Республиканская форма правления что это. Фото Республиканская форма правления что это Республиканская форма правления что это. Смотреть фото Республиканская форма правления что это. Смотреть картинку Республиканская форма правления что это. Картинка про Республиканская форма правления что это. Фото Республиканская форма правления что это Республиканская форма правления что это. Смотреть фото Республиканская форма правления что это. Смотреть картинку Республиканская форма правления что это. Картинка про Республиканская форма правления что это. Фото Республиканская форма правления что это Республиканская форма правления что это. Смотреть фото Республиканская форма правления что это. Смотреть картинку Республиканская форма правления что это. Картинка про Республиканская форма правления что это. Фото Республиканская форма правления что это

Республиканская форма правления что это. Смотреть фото Республиканская форма правления что это. Смотреть картинку Республиканская форма правления что это. Картинка про Республиканская форма правления что это. Фото Республиканская форма правления что это

Республиканская форма правления что это. Смотреть фото Республиканская форма правления что это. Смотреть картинку Республиканская форма правления что это. Картинка про Республиканская форма правления что это. Фото Республиканская форма правления что это

Можно выделить следующие основные признаки республики:

— существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

— выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

— осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

— юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

— обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

— преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

— имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Президентская республика это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства. Коста-Рика, Уругвай, Замбия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Франция, США, Бразилия.

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля. Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Сербия, Хорватия, Черногория, Россия, Киргизия.

Монархия как форма правления: понятие, признаки и виды.

Монархияформа правления, при которой:

1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.);

2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно;

3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Форма государственного устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями.

Республиканская форма правления что это. Смотреть фото Республиканская форма правления что это. Смотреть картинку Республиканская форма правления что это. Картинка про Республиканская форма правления что это. Фото Республиканская форма правления что это

В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

— Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

— Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Признаки унитарного государства:

1) единство и суверенитет;

2) административные единицы не имеют политической самостоятельности;

3) единый, централизованный государственный аппарат;

4) единая законодательная система;

5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра); 2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета.

Можно выделить следующие виды сложных государств:

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1) договорные; 2) конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории. Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

Источник

Республиканская форма правления

Тема: «Республиканская форма правления. Понятие и признаки».

Введение. Актуальность и историография проблемы.

I. ГЛАВА
ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ.
II. ГЛАВА
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.
Понятие республики.
Конституция – основополагающий документ республиканского правления.
Разделение единой государственной власти на ряд властей.
Выборность органов управления.
Правовые признаки республики.
Гражданское общество в республиках.
Демократия – один из основных признаков республиканского правления.
Республика – социальное государство.
III. ГЛАВА
ВИДЫ РЕСПУБЛИКИ.

I. ГЛАВА
ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ.

II. ГЛАВА
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.

2.1 Понятие республики.
Что же представляет собой республика? Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними».
М.В. Ильин формулирует понятие республика «как осуществляемого сообществом равноправных граждан представительного правления с выборными органами власти, включая избирательного, а не наследственного главу государства». Кривогуз И.М. считает республикой такое государство, «руководителей которого, так или иначе, избирают граждане».
Республиканское устройство государства реализуется сегодня в конституционном устройстве ряда государств, в том числе, в Российской Федерации. В этой связи следует отметить справедливость такой типологии республик как традиционные и конституционные. Традиционные строились на основе обычаев и традиционных норм, в основе вторых лежит рационально разработанная конституция. В глобальном смысле конституционное государство имеет более высокий уровень республиканской эволюции, а традиционная республика только ранняя ступень развития республики.
Конституционная республика имеет несколько подходов к проблеме.
А. Вебер отмечал, что «государство как политический инструмент с рационально разработанной конституцией, рационально разработанной конституцией, рационально разработанным правом и ориентированным на рационально сформулированные правила, на «законы», управлением чиновников-специалистов в данной существенной компетенции решающих признаков известно только Западу, хотя начатки всего этого были и в других культурах».
М.В. Ильин в своем глубоком исследовании: «Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий» показал, что становление понятия и концепции произошло в XVII веке с утверждением соответственно термина в английском языке. В 1773 году Г. Болинброк дал знаменитое определение: «Под конституцией мы понимаем, когда говорим уместно и точно, ту совокупность законов, установлений и обычаев, которая вытекает из неких твердых принципов разума, направлена на некие установленные цели от общественного блага, образует такую общую систему, коей сообщество согласно подчиняться».
Кривогуз И.М. считает республикой такое государство, «руководителей которого, так или иначе, избирают граждане».
«Теория государства, фиксируя в его истории реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенное из них – деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному – монархия, многим – аристократия, если всем – демократия или республика».

2.2 Конституция – основополагающий документ республиканского правления.
В современной науке конституционного права под конституцией понимается система правовых «норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу, регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы самого государства».
Признаком республики является наличие Конституции – документа, регламентирующего взаимоотношения человека и общества с государством, устанавливающего основы государства, имеющего высшую юридическую силу.
Для каждой страны имеются свои особенности проявления конституциализма.
В США, куда переселились британцы, была характерна особая приверженность идее конституции, поскольку создание колоний, развитие их политических интересов от покушений со стороны королевской власти Британии вынудили их закреплять основополагающие принципы государственного устройства на бумаге и утверждать их соответствующими актами. Таким образом, констуционализм формировался у американцев изначально от создания новой государственности, поэтому сохранился и поныне. Для американцев и сегодня характерны признание высшего значения Конституции, приоритетом является конституционный порядок.
Воплощение идеи конституциолизма впервые в истории произошло в США с принятием в 1787 году Конституции этой страны.
В Англии, где родилась идея Конституции, до сих пор нет писаной Конституции как единого акта. Первыми европейскими Конституциями были принятые в 1791 году Конституции Франции и Польши.
В России первая конституция была принята в 1918 году. Конституция является, прежде всего, правовым актом, представляющая населению страны определенные права и гарантии.
Конституцию как правовой акт отличают от других актов ряд признаков, в современном смысле:
а) Конституция является актом, который принимается народом или от имени народа его представителями. Так Конституция Российской Федерации была принята путем референдума;
б) Конституция имеет учредительный, первичный характер, который учреждает основы общественного и государственного устройства, выбранные народом. Предписания Конституции выступают в качестве первоосновы, являются первичными, на которых строятся все остальные правовые акты и не могут ей противоречить;
в) важной чертой Конституции является всеохватывающий характер конституционной регламентации. Она регулирует фундаментальные основы всех сфер жизни общества: политической, экономической, духовной и пр.;
г) Конституцию отличают особые правовые свойства: верховенство Конституции в соответствии с ней должна строиться деятельность всех государственных и общественных структур и граждан; в ее высшей юридической силе, все принятые законы и правовые акты не должны ей противоречить. Конституция является ядром правовой системы государства, в особой охране, в которой задействована вся система государственных органов, в том числе конституционный суд; в особом порядке принятия и пересмотре Конституции, внесения в нее поправок.
Эти признаки являются типичными для всех Конституций. Однако отдельные Конституции могут не иметь некоторых из них. Например, существуют октроированные Конституции, т.е. дарованные народу монархом, а не провозглашенные от имени народа. Различают жесткие и гибкие Конституции. Гибкие Конституции могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы. Различают написанные Конституции, представляющие единый акт, и ненаписанные, где роль Конституции, как в Англии, выполняет система законов, обычаев судебных прецедентов.
В целом же в республиканских формах управления сущность Конституции заключается в утверждении общедемократических начал, предполагающих возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества!

2.4 Выборность органов управления.
Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются представительным общенациональным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, более или менее демократичные, но так или иначе, народ участвует в формировании органов государственной власти.
В республиканских формах правления органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судей в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В республике, таким образом, реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает смену представителей органов власти через определенный период.
Должностные лица несут ответственность. Она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительство, министерство), роспуск парламента, снятие с должности (суды) и т.п.
Республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным восприятием государственной власти. При этом общественное сознание исходит из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности.
Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина кроме тех, кто ограничен в свободе на основе закона.
Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

2.5 Правовые признаки республики.
Современным воплощением республиканской формы правления, кроме наличия акта Конституции, является правовое государство.
В конституционной практике идея правового государства нашла свое воплощение в Конституциях ряда европейских государств, например ФРГ, Испании. Характеристика современного российского государства как правового, содержится и в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Основной закон ФРГ, где впервые была воплощена идея правового государства, содержит очень емкую его характеристику: «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом».
Таким образом, здесь подчеркивается верховенство конституционного строя, недопустимость противоречия законов его основным принципам. Упоминания наряду с законом права, означает, что речь идет об универсальных нормах права. В целом в современной науке конституционного права к характеристикам правового государства относятся следующие черты:
а) провозглашение государством нерушимости прав человека;
б) установление механизма гарантий прав и свобод (например, недопустимость произвольного ареста и т.п.);
в) конституционное установление обязанности государства, его органов, учреждений, должностных лиц действовать в рамках Конституции и законов;
г) принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам;
д) приоритет норм международного права перед нормами национального права.
Все принципы правового государства нашли воплощение в российской Конституции: признание, гарантия и неотчуждаемость основных прав и свобод человека, верховенство Конституции, обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
Однако реальное состояние российской государственной власти таково, что оно очень далеко от идеала. Это проявляется в том, что государственные органы и должностные лица не соблюдают государственных законов, когда государство нарушает элементарные права граждан, например, не выплачивая вовремя зарплату. Это проявляется и в том, что Конституция ряда субъектов Федерации и принимаемые на их основе законы противоречат федеральной Конституции и федеральным законам.
Наличие правового государства в Российской Федерации при республиканском способе управления пока еще остается целью, но не реальным состоянием.

2.6 Гражданское общество в республиках.
Признаком республиканской формы правления является наличие гражданского общества.
В современных концепциях под гражданским обществом понимается совокупность частных лиц, групп, классов, объединений возникновение и существование которых не вызвано прямо решениями государства и власти. Это негосударственная часть общества, взаимодействующая с государством как с системой органов власти. Любое государственно организованное общество (страна, государство, нация) включает две составные части: государство и гражданское общество. Понятие гражданского общества может быть использовано в широком и узком смысле слова. В широком, как неполитическая часть общества – оно имеет место в любых обществах. В узком смысле гражданское общество является частью республиканской формы правления, характеризуется наличием независимых собственников, автономностью и неподконтрольностью его государству, высокой самоорганизацией. Такое гражданское общество базируется, прежде всего, на свободной частной собственности, отделенной от государственной власти. Именно такое гражданское общество является социальной предпосылкой становления демократического правового государства, ибо наличие независимых от государства гражданских собственников, достаточно хорошо организованных, способных выражать и защищать свои интересы, создает возможность ограничить государственную власть, подчинить ее интересам граждан, сделать защиту их прав и свобод высшей целью и обязанностью государства. С этой точки зрения в современной России нет достаточно зрелого гражданского общества с высокой самоорганизацией, способно эффективно контролировать деятельность государства. Поэтому становление правового государства в нашей стране сталкивается не только с проблемой несовершенства самих политико-правовых отношений, но и с неразвитостью гражданского общества.

2.7 Демократия – один из основных признаков республиканского правления.
Признаком республиканской формы правления является демократия.
Демократия характеризует республику, как государственное устройство, которое отличается признанием воли большинства в качестве источника власти и провозглашения свободы и равноправия граждан».
Более развернутое определение было сформулировано американским президентом А. Линкольном: «…демократия исходит из самого народа, осуществляется самим народом и в интересах народа».
Демократия характеризуется признанием народа в качестве источника власти и суверенитета. Народ учреждает основные органы власти, выбирает в них своих представителей и вправе периодически их сменять. Воля народа выражается и в том, что он имеет право непосредственно участвовать в разработках и принятии законов путем народных инициатив и референдумов. Отказ от их проведения является антидемократической мерой.
При демократическом управлении провозглашается и юридически гарантируется равноправие граждан. Права человека рассматриваются как высшая ценность, а их гарантия – как главная функция государства. Решения принимаются большинством, но учитываются интересы и права меньшинства, которое, в свою очередь, уважая общеобязательные решения и выполняя их, сохраняет за собой право отстаивать собственные позиции.
Признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращение в суд по поводу их незаконных действий. Функционирует многопартийная система, которая включает как политические партии, стоящие на позициях существующей формы правления, так и партии, отрицающие ее, но действующие в рамках Конституции.
Органы государственной власти избираются населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Представительные органы власти работают на постоянной основе. Высшему представительному органу (парламенту) принадлежит исключительное право издавать общегосударственные законы.
Современная демократия, базируясь на принципах равенства парламентаризма, выборности, разделения властей, плюрализма, правового государства и гражданского общества, совмещает идеи непосредственного самоуправления и представительства. И даже при соблюдении этих принципов она далека от идей народовластия. Тем не менее, имея множество недостатков, современная парламентская демократия остается сегодня самым популярным типом власти.
В ряде Конституций, принятых в республиках (ФРГ, Испании, Румынии, Франции) государство характеризуется как социальное. Такое же определение содержится и в Конституции Российской Федерации. В широком смысле слова любое государство является социальным, т.е. общественным институтом. Однако в демократической республике понятие социального государства используется для акцентирования его особых социальных функций по обеспечению социальных функций по обеспечению социальной защищенности своих граждан, достойных условий их существования. Как показала практика, правовое государство может гарантировать свободы граждан, но в условиях свободы не все могут реализовать свое право на достойную жизнь. Поэтому социальное государство базируется не на идее ограничения государственной власти, а на принципе ее участия в регулировании социальных отношений.

III. ГЛАВА
ВИДЫ РЕСПУБЛИКИ.

Современная практика государственного республиканского строительства знает два вида республики: президентскую и парламентскую. Различаются они между собой тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент формируют правительство и направляет его работу и перед кем правительство несет ответственность.
В парламентской республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие. Правительство в этом случае несет ответственность перед парламентом. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр.
Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.
Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентские) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент, в той или иной мере, делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Между парламентскими и президентскими республиками сохраняются заметные различия.
В парламентских республиках, например, в Италии и Германии, власть сосредоточена в парламенте, который создает особую коллегию для избрания главы государства – президента и назначает исполнительную власть – правительство, а также суды. Избирается президент парламентом и в таких странах как Венгрия, Чехия. Реже президент избирается на основе всеобщих выборов (например, Болгария). Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличия парламентской республики от президентской. Главное заключается в порядке назначения правительства и типе его политической ответственности. Роль главы государства в формировании правительства незначительна. Президент лишь формально назначает правительство, формируемое парламентом, а фактически партией «большинства» или коалицией партий в парламенте. Ему приходится назначать главой правительства (премьер-министром) лидера партии, имеющей большинство депутатов в парламенте. Лишь в исключительных случаях президент может проявить самостоятельность в назначении премьер-министром (например, в Индии в 1979 году, когда произошел массовый переход депутатов из одной партии в другую). В парламентской республике правительство несет ответственность только перед парламентом. Вотум недоверия обязывает правительство подать в отставку.
В президентской республике глава государства (президент) избирается коллегией выборщиков (например, в США) или непосредственно гражданами (например, в Мексике). Он обладает значительными полномочиями, но не иметь права роспуска парламента. Правительство всецело формируется президентом, оно представляет по существу кабинет президента. Он руководит деятельностью правительства, принимает единолично решения и отправляет министров в отставку. Тем самым, правительство (министры) ответственны только перед президентом. В президентских республиках, как правило, отсутствует пост главы правительства. Там же, где должность премьер-министра введена (например, Турция, Перу), он выполняет текущие обязанности координационного характера.
Существует и смешанная форма республики. Так, во Франции действует полупрезидентская республика, когда президент избирается непосредственно гражданами и обладает большими полномочиями, но правительство формируется по итогам парламентских выборов и возглавляет его лидер партии, победившей на этих выборах.
Своеобразная модель президентской республики реализована в России, где президент по существу единолично формирует ответственное перед ним правительство, но непосредственное руководство им осуществляет глава правительства, которого президент назначает с согласия Государственной думы. В России согласно новой Конституции – всенародно избираемый глава государства – президент – определяет основные направления внутренней и внешней и назначает центральный орган исполнительной власти. Это правительство – Совет министров, глава которого нуждается в одобрении Государственной Думой. Законодательной властью наделено Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации, в котором заседают избранные на местах представители субъектов Федерации и избираемой всеми гражданами Государственной думы, непосредственно занимающейся выработкой важнейших политических решений в виде законов. Эти органы по представлению президента формируют высшие центральные инстанции судебной власти – Верховный суд, Конституционный суд и Высший арбитражный суд.

Заключение.
Итак, республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Республиканской форме правления присуще развитие гражданского общества, социальные принципы развития государства, правовые нормы.
Формируется республиканская форма правления на основе Конституции – основного документа.
Республики имеют несколько типов: президентские, парламентские и смешанные.
В современном обществе государства с республиканской формой правления преобладают над монархией. Традиционными видами современной монархии является парламентарная (ограниченная) монархия. В этих странах (Япония, Швеция, Норвегия и др.) есть Конституция и избираемый парламент, который обладает реальной властью, что свидетельствует о продолжающемся процессе формирования стран с республиканской формой правления.

1. Аристотель. Политика. Соч. в 4т. – М.: Мысль, 1984г.
2. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Политика, 1990г.
3. Гегель Г.В. Философия права. – М.: Наука, 1990г.
4. Глебочкин М.П. Основные черты и предпосылки демократии. – М.: ИНФРО – М, 1990г.
5. Доленко Д.В. Правовое социальное государство. – М.: Дело, 2002г.
6. Ильин И.А. О государственной форме.// Советское государство и право, 1991г. №11.
7. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. – М.: Наука, 1997г.
8. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца. Учебник. – М.: ВЛАДОС, 1996г.
9. Кант И. К вечному миру. Соч. в 6т. – М.: Просвещение, 1966г.
10. Конституция Российской Федерации. – М.: ВЛАДОС, 1993г.
11. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9т. Т.2. – М.: Мысль, 1987г.
12. Конституционное право зарубежных стран. Т. 1-2. – М.: Юридическая литература, 1966г.
13. Монтескье Ж.Л. Избранные произведения. – М.: Высшая школа, 1995г.
14. Панарин А.С. Философия политики. М.: Мысль, 1996г.
15. Панарин А.С. Политология. Учебник. – М.: Дело, 2002г.
16. Парижская хартия для новой Европы.// Советская Россия, 1990г. 22 ноября.
17. Платон. Государство. Политика. – М.: мысль, 1971-1972гг.
18. Руссо Ж.Ж. Трактаты. – М.: Мысль, 1969г.
19. Теория государства и права. Под ред Корельского В.М. и Перевалова В.Д. Учебник. – М.: Норма, 2001г.
20. Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. – М.: Высшая школа, 1966г.
21. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. Философия права. – СПб.: Питер, 1998г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *