Ресторан и кафе в чем разница юридически
Ресторан и кафе в чем разница юридически
Picture by Jack Chambers on Unsplash
Зачастую те, кто не связан с общественным питанием не задумываются в чем отличие между заведениями. Как отличить кафе от ресторана, чем отличается ресторан люкс класса от ресторана высшего класса. Владельцы заведений (специально или по незнанию) пишут на вывеске то, как бы они хотели позиционировать свое заведение, а не то, чем оно на самом деле является.
Часто можно встретить вывеску: Ресторан «Название», а когда заходишь, там обычная столовая с классической линией раздачи и сомнительными блюдами. И таких примеров очень много.
Итак, как же с первого взгляда отличить кафе от ресторана?
Размеры заведения могут быть достаточно скромны, наличие официантов здесь остается на усмотрение владельца, но все же в 99% случаев они присутствуют. Точнее, официанты больше имеют функцию посредника между вами и вашим заказом. Редкий случай, когда вам будут что-то советовать и предлагать, ваш заказ запишут и вынесут. На этом работа официанта заканчивается. Кафе обычно не предрасположено к длительному времяпровождению в отличие от ресторана, здесь: пришел-поел-ушел. Интерьер достаточно скромен, без вычурных излишеств и дизайна, но достаточно комфортный. Меню в сравнении с ресторанным – небольшое, могут быть фирменные блюда и напитки, все блюда достаточно простые в приготовлении. Цены средние, часто недорогие и соответствуют концепции заведения и целевой аудитории.
Ресторан
– это предприятие общественного питания, с широким ассортиментом блюд и напитков сложного приготовления, и отдельным разделом фирменных блюд и напитков. Уровень сервиса высокий, повышается в зависимости от класса ресторана.
За каждым столом, или зоной закрепляется свой официант, который советует, следит за чистотой, дает рекомендации и следит за тем, чтобы вам было комфортно. Он всегда на виду, и создается впечатление, что он всегда рядом с вами и вы единственный гость у него.
В ресторан ходят не только поесть, но и отдохнуть, насладиться общением и приятной атмосферой.
Отличие ресторанов по классам.
Ресторан Люкс класса.
Изысканный интерьер, дорогой, дизайнерский. Красивая, дорогая вывеска по которой становится все понятно. Размеры заведения могут быть весьма внушительными. Большой спектр предоставляемых услуг, высокий уровень комфортности. Здесь вы себя чувствуете «Королем». В заведении всегда чистота, на столах скатерти, тканевые салфетки. Большой ассортимент блюд и напитков сложного приготовления и фирменных блюд. Высокий уровень сервиса. Персонал выглядит дорого, одет стильно, зачастую работает в белых перчатках и никогда не выпускает поднос из рук. Обязательное наличие гардероба и парковки. Ценник очень высокий.
Ресторан высшего класса.
Оригинальный интерьер, но не вычурный, просторное помещение. Вывеска стильная, запоминающаяся. Большой выбор услуг и достаточно большая карта кухни и бара. Часто используют скатерти и салфетки на столах, но это не обязательно. Персонал все также в хорошей форме, но она уже может варьироваться от тематики заведения, в перчатках никто не ходит, но подносами не пренебрегают. Высокий сервис. Гардероб и парковка для гостей также обязательна. Ценник умеренно высокий.
Ресторан первого класса.
Комфортный интерьер, без изысков. Вывеска средняя, часто можно спутать с кафе. Приятное обслуживание, но сервис уже далек от предыдущих двух классов. Блюда и напитки более простого приготовления, есть небольшие предложения со сложным приготовлением, но как правило редко. Гардероб и парковка тоже присутствуют. Само помещение достаточно просторное и светлое. Сервис уже намного проще, официанты чаще пренебрегают правилами обслуживания гостей. Наличие скатертей на столах – не обязательно, зачастую отсутствуют. Ценник средний.
Чем отличается кафе от ресторана?
В связи со стремительным развитием ресторанного бизнеса повсеместно появляются все новые и новые кафе и рестораны. Какие различия между этими типами заведений? Какое заведение можно назвать кафе, а какое – рестораном?
В связи со стремительным развитием ресторанного бизнеса повсеместно появляются все новые и новые кафе и рестораны. Какие различия между этими типами заведений? Какое заведение можно назвать кафе, а какое – рестораном?
На сегодняшний день много путаницы между этими двумя определениями. В первую очередь с предприятиями, открытым по иностранным франшизам, так как в некоторых странах нет такого понятия как кафе, а все заведения называют ресторанами, что не соответствует значению в русском языке. Яркий пример тому – Макдональдс. По нашим меркам, это кафе быстрого питания, а по американским – ресторан.
Основные отличия
Ресторан – заведение с повышенным уровнем обслуживания. Сюда приходят, чтобы насладиться блюдами высокого качества (блюда «от шефа»), отдохнуть и хорошо провести время, отметить значимое событие. Посещение ресторана часто подразумевает длительное пребывание.
Кафе – заведение общественного питания, схожее по некоторым параметрам с рестораном, но как правило с меньшим ассортиментом в меню и некоторыми различиями в обслуживании гостей. Этот тип заведений предназначен в первую очередь, чтобы дать возможность быстро перекусить или выпить чашку кофе за деловой или личной встречей.
Интерьер
Убранство кафе намного проще – нередко это всего один зал, тканевые скатерти обычно не используются, столы не сервируются заранее, столовые приборы приносит официант после того как принял заказ или посетитель берет их сам, мебель и интерьер как правило функциональные.
Персонал
Для ресторанов обязательно присутствие квалифицированных официантов в штате сотрудников. Официанты ресторана должны сервировать по правилам каждый стол, консультировать гостей заведения, принимать заказы, причем хороший работник умеет верно запоминать весь заказ без записи. В перечень обязанностей официанта также входит: рекомендации по меню, грамотная подача готовых блюд, расчет и оплата, и в целом создание максимально комфортных условий для гостей. Еще одно важное различие ресторана от кафе – это наличие большего количества кухонных работников, среди которых руководящую должность занимает опытный и подготовленный шеф-повар.
Что касается кафе, особенно сетевых, то в них может быть система самообслуживания, что не подразумевает наличие официантов. А если они все же есть, то чаще всего их основная работа состоит в том, чтобы следить за чистотой столов, вовремя убирать грязную посуду. Зачастую в таких заведениях посетитель сам выбирает из меню возле кассы, там же и делает заказ.
В ресторане предлагается большой выбор различных блюд и напитков. Более того, ресторанные блюда более сложные в приготовлении и их приготовление занимает немало времени. В кафе меню обычно не очень большое и разнообразное, блюда наиболее ходовые и несложные в приготовлении, многие из них готовятся заранее, поэтому не приходится ждать заказа долго.
В заключение подытожим: в ресторанах подают различные блюда, приготовленные по сложным технологиям, и обеспечивается высокий уровень сервиса. В ресторан можно прийти, чтобы попробовать новую кухню и расслабиться в приятной атмосфере, и хорошее заведение должно обеспечить все условия для этого. Но несмотря на ряд различий между рестораном и кафе, значение имеет не сам формат заведения, а подход к его организации, обеспечение норм безопасности и высокий уровень обслуживания гостей.
Как отличить кафе от ресторана?
Зачастую те, кто не связан с общественным питанием не задумываются в чем отличие между заведениями. Как отличить кафе от ресторана, чем отличается ресторан люкс класса от ресторана высшего класса. Зачастую владельцы заведений (специально или по незнанию) пишут на вывеске то, как бы они хотели позиционировать свое заведение, а не то, чем оно на самом деле является.
Часто можно встретить вывеску: Ресторан «Название», а когда заходишь, там обычная столовая с классической линией раздачи и сомнительными блюдами. И таких примеров очень много. Центр крупного города, вывеска: Ресторан Японской кухни. Я в надежде на вкусные ролы и приятное обслуживание захожу, и впадаю в ступор. Сам «ресторан» находится в подвале, помещение темное, на входе, как и полагается «ресторанам» тебя никто не встречает, гардероба нет, вешалки настолько близки к столикам, что твоя одежда лежит прямо в тарелке. Интерьер и размеры стандартного кафе, и меню. Меню настолько раздули, а из японского несколько позиций, даже бургеры впихнули в «японский ресторан». Зная ресторанную индустрию изнутри, я понимаю, что размеры помещения и размер карты меню говорит о том, что условия хранения, приготовления и остальные норма (в т.ч. и санитарные) здесь не соблюдаются. С легкостью можно заказать себе отравление и порадовать себя чем-то испорченным. Из ресторанного здесь только цены.
На что только не идут владельцы заведений, чтобы обосновать завышенные цены в заведении.
Итак, как же с первого взгляда отличить кафе от ресторана?
Кафе. Размеры заведения могут быть достаточно скромны, наличие официантов здесь остается на усмотрение владельца, но все же в 99% случаев они присутствуют. Точнее, официанты больше имеют функцию посредника между вами и вашим заказом. Редкий случай, когда вам будут что-то советовать и предлагать, ваш заказ запишут и вынесут. На этом работа официанта заканчивается. Кафе обычно не предрасположено к длительному времяпровождению в отличие от ресторана, здесь: пришел-поел-ушел. Интерьер достаточно скромен, без вычурных излишеств и дизайна, но достаточно комфортный. Меню в сравнении с ресторанным – небольшое, могут быть фирменные блюда и напитки, все блюда достаточно простые в приготовлении. Цены средние, часто недорогие и соответствуют концепции заведения и целевой аудитории.
Ресторан – это предприятие общественного питания, с широким ассортиментом блюд и напитков сложного приготовления, и отдельным разделом фирменных блюд и напитков. Уровень сервиса высокий, повышается в зависимости от класса ресторана.
За каждым столом, или зоной закрепляется свой официант, который советует, следит за чистотой, дает рекомендации и следит за тем, чтобы вам было комфортно. Он всегда на виду, и создается впечатление, что он всегда рядом с вами и вы единственный гость у него.
В ресторан ходят не только поесть, но и отдохнуть, насладиться общением и приятной атмосферой.
Класс присваивают только ресторанам, специальные организации.
Отличие ресторанов по классам.
Ресторан Люкс класса. Изысканный интерьер, дорогой, дизайнерский. Красивая, дорогая вывеска по которой становится все понятно. Размеры заведения могут быть весьма внушительными. Большой спектр предоставляемых услуг, высокий уровень комфортности. Здесь вы себя чувствуете «Королем». В заведении всегда чистота, на столах скатерти, тканевые салфетки. Большой ассортимент блюд и напитков сложного приготовления и фирменных блюд. Высокий уровень сервиса. Персонал выглядит дорого, одет стильно, зачастую работает в белых перчатках и никогда не выпускает поднос из рук. Обязательное наличие гардероба и парковки. Ценник очень высокий.
Ресторан высшего класса. Оригинальный интерьер, но не вычурный, просторное помещение. Вывеска стильная, запоминающаяся. Большой выбор услуг и достаточно большая карта кухни и бара. Часто используют скатерти и салфетки на столах, но это не обязательно. Персонал все также в хорошей форме, но она уже может варьироваться от тематики заведения, в перчатках никто не ходит, но подносами не пренебрегают. Высокий сервис. Гардероб и парковка для гостей также обязательна. Ценник умеренно высокий.
Ресторан первого класса. Комфортный интерьер, без изысков. Вывеска средняя, часто можно спутать с кафе. Приятное обслуживание, но сервис уже далек от предыдущих двух классов. Блюда и напитки более простого приготовления, есть небольшие предложения со сложным приготовлением, но как правило редко. Гардероб и парковка тоже присутствуют. Само помещение достаточно просторное и светлое. Сервис уже намного проще, официанты чаще пренебрегают правилами обслуживания гостей. Наличие скатертей на столах – не обязательно, зачастую отсутствуют. Ценник средний.
Это основные отличительные характеристики, которые позволят вам с первого взгляда определить в какое заведение вы зашли и не дать себя обмануть громкими вывесками.
Кафе или ресторан? Что выбрать? Чем отличаются и что общего?
Ищем истину и определяем суть понятий «кафе» и «ресторан» вместе крупнейшим российским банкетным интернет-порталом www.4banket.ru.
Немного истории и этимологии
Изначально слово «ресторан» в сознании русского человека ассоциировалось с белыми скатертями, вышколенными швейцарами и официантами, эталонами высокой кухни. Словом, с шиком и изыском, свойственным французским веяниям. Оно и понятно, ведь происхождение слова «ресторан» — французское – «restaurer» (восстанавливать, укреплять, кормить).
Впрочем, и слово «кафе» тоже имеет французские корни – «café» (кафе). Но несло оно иную смысловую нагрузку, аналогичную «таверне» и «трактиру». Как заведение более доступное и функциональное, предназначенное для быстрого дорожного перекуса, кафе не подразумевало кулинарных изысков, предлагая оголодавшим путникам и простому городскому люду сытный, но незамысловатый перекус, позже – чашку кофе и круассан в придачу.
Факт: кафе – более древние заведения общественного питания. Они появились, как минимум, на век раньше, чем рестораны. В России первый ресторан датирован 19 веком – «Славянский базар» — был открыт в Москве в 1873 году.
4 основных отличия ресторана от кафе
Ресторан – солидное заведение общественного питания, куда приходят не только насладиться трапезой, но и культурно провести время, послушать музыку, потанцевать, пообщаться, отпраздновать какое-то важное событие. А потому посещение ресторана подразумевает не один час пребывания. Как место элитного отдыха, ресторан часто предполагает дресс-код посетителей.
У кафе – другие цели и задачи: дать возможность быстрого перекуса занятым и спешащим горожанам. Ни меню, ни антураж этого типа заведений не предназначены для длительных заседаний – быстро заказал, быстро получил заказ, съел, перевел дух и побежал дальше по своим делам.
На заметку: ресторан – более сложное по структуре заведение, чем кафе. В нем, как правило, не один зал, предусмотрены разные типы банкетного обслуживания, под каждый разработано свое меню. Есть авторская кухня от шеф-повара, обширная барная карта. В штате – кроме обслуживающего персонала, свои музыканты, аниматоры. Кафе всего этого лишено.
Официанты есть и в кафе, и в ресторане. (В кафе, правда, официанты есть не всегда). Но главное различие – в обязанностях официанта.
В ресторане работа официанта предполагает более высокий уровень. Чем выше статус заведения, тем выше уровень требований к профессиональным навыкам официанта.
В ресторане официант должен:
— иметь соответствующие внешний вид и манеры поведения;
— встретить клиента у входа в заведение, проводить за столик, обслужить – подать меню, принять и принести заказ, наливать напитки, постоянно контролировать ситуацию за обслуживаемым столиком;
— владеть информацией о способе приготовления блюд, указанных в меню ресторана, знать их ассортимент, состав, происхождение ингредиентов, уметь вкусно рассказать о блюде, дать ему впечатляющую характеристику;
— рассчитать клиента и получить оплату. Часто в счет уже входит процент за обслуживание, то есть чаевые.
В кафе официант может:
— быть или не быть. Принцип самообслуживания в кафе допустим;
— поддержка чистоты за столиком, уборка грязной посуды, смены пепельницы и бумажной скатерти;
— не принимать заказ и не заниматься расчетом клиента. В некоторых кафе гости делают все сами — в кассе барной стойки. Сами же относят в указанное место грязную посуду;
— принять заказ и проконсультировать в выборе блюд, а также рассчитать своего клиента.
На заметку: в кафе официант часто в одном лице совмещает обязанности бармена, официанта и уборщика.
Внутреннее оформление помещения ресторана, как и его размер, значительно отличаются от кафе. В ресторане все обширнее, солиднее и основательнее. Многие рестораны, стремясь подчеркнуть свой стиль и концепцию, дизайн интерьера выдерживают в тематическом ключе.
В кафе все проще и скромнее – зал, обычно, один, столы не сервированы, мебель и детали интерьера отличаются функциональностью, без особых изысков. Общий зал с барной стойкой составляют основной интерьер кафе. В ресторане же, кроме основного зала, есть несколько банкетных залов разного размера, ВИП-кабинеты, танцпол, гардероб, бар-караоке. Чтобы все это грамотно и с комфортом разместить, под ресторан зачастую отводится не один этаж здания.
На заметку: для ресторана обязательно наличие тканевых скатертей и салфеток, сервированные столы. Для кафе же допустимо отсутствие на столах скатертей, и столовые приборы официант приносит вместе с заказом.
Посетителю ресторана подадут внушительную папку-меню с перечнем ассортимента блюд и напитков. Посетителю же кафе придется ограничиться более скромным выбором и «худосочным» меню.
На заметку: штат кухонных работников в ресторане на порядок многочисленнее, чем в кафе.Часто есть разделение на горячий, холодный и кондитерский цеха, каждый — со своим штатом.
Рецептура ресторанных блюд, как правило, более сложна, не приемлет полуфабрикатов и потому требует на готовку больше времени. Время ожидания подачи заказа в ресторане всегда больше, чем в кафе.
Вывод от 4БАНКЕТ : подобьём итоги со своей профессиональной банкетной точки зрения — ресторан для банкета по деньгам получится дороже, чем кафе, но при этом ресторан и более статусное заведение. А вот насчёт креативного интерьера, вкусного банкетного меню и качественного обслуживания на банкете многие кафе могут дать фору некоторым ресторанам. Будьте бдительны и, по-хорошему, придирчивы, выбирая банкетный зал для своего праздника.
Мы же, со своей стороны, можем утверждать, что на нашем поисковом интернет-ресурсе размещают рекламу самые лучшие банкетные заведения Москвы и Подмосковья.
План для открытия ресторана
Процесс открытия ресторана является очень трудоемким и требующим больших материальных и временных затрат. Этот процесс состоит из нескольких этапов, на каждом из которых необходимо будет провести определенный комплекс работ, и получить необходимые документы.
Выделим следующие этапы открытия ресторана, каждый из которых будет описан ниже:
Создание юридического лица
Наиболее простым и удобным вариантом будет создание юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО).
1.1. Регистрация.
Для государственной регистрации юридического лица при создании в налоговый орган по месту нахождения необходимо представить следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации юридического лица;
2. Решение единственного учредителя или протокол общего собрания учредителей юридического лица;
3. Устав юридического лица (2 экз.);
4. Квитанция об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию.
Регистрация юридического лица в налоговом органе занимает 5 рабочих дней.
1.2. Выбор кодов ОКВЭД.
Важным моментом при регистрации юридического лица является правильный подбор кодов ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) – каждый вид деятельности, которым планирует заниматься создаваемое юридическое лицо, имеет свое значение, отраженное в Общероссийском классификаторе.
Наиболее подходящими видами деятельности для ресторанного бизнеса являются:
55.30 – деятельность ресторанов и кафе;
55.40 – деятельность баров;
55.52 – поставка продукции общепита;
52.25 – розничная торговля алкогольными и другими напитками;
52.25.1 – розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво;
52.25.12 – розничная торговля пивом;
52.25.2. – розничная торговля безалкогольными напитками.
Указанные при регистрации коды ОКВЭД можно будет дополнить в последующем. Для этого в налоговый орган необходимо подать заявление, заполненное по соответствующей форме (Р14001).
1.3. Режим налогообложения.
После регистрации юридического лица необходимо выбрать режим налогообложения доходов от осуществления предпринимательской деятельности.
Доходы от ресторанного бизнеса могут облагаться налогами в соответствии со следующими режимами налогообложения:
Выбор помещения
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 г. № 31) организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.
В каждом конкретном случае могут возникать дополнительные трудности, связанные с такими факторами, как:
Возможен вариант, когда помещение будет нуждаться в переустройстве. В этом случае необходимо подготовить проект переустройства. Этим занимаются организации, имеющие соответствующие лицензии.
Перед началом выполнения работ необходимо получить разрешение Роспотребнадзора на размещение объекта общественного питания.
Если для ресторана выбрано жилое помещение, то его нужно будет перевести в разряд нежилых. Для этого необходимо получить согласие всех жильцов дома.
Получение разрешительной документации
1. Договор на вывоз твердых бытовых и пищевых отходов и крупногабаритного мусора.
2. Договор на выполнение дезинсекционных и дератизационных работ.
3. Заключение МЧС о том, что помещение соответствует противопожарным нормам. При этом необходимо установить систему пожарной сигнализации.
4. Программа производственно-технического контроля, согласованная с СЭС.
5. Заключение СЭС, которое подтверждает, что у организации имеется необходимое помещение и оборудование.
6. Заключение СЭС о соответствии помещения всем необходимым санитарным нормам и правилам.
Получение лицензий
Органом, осуществляющим лицензирование в данной области, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 10 ст. 18 ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»). Выдача лицензии осуществляется на основании заявления, которое подается непосредственно в лицензирующий орган либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель должен представить в лицензирующий орган:
— копии учредительных документов;
— копию свидетельства о государственной регистрации;
— копию документа о постановке на налоговый учет;
— копию документа об уплате государственной пошлины;
— документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала;
— документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Лицензирующий орган рассматривает поступившее заявление и в течение 30 дней выносит решение о предоставлении лицензии либо об отказе в выдаче лицензии.
Юридические лица, осуществляющие продажу алкогольной продукции без получения лицензии, подвергаются административному наказанию в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией продукции либо без таковой.
Уведомление о начале осуществления деятельности
В данном случае таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – ее территориальные управления.
Такое уведомление подается в контролирующий орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа (п. 5 ст. 8 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Уведомлять Роспотребнадзор необходимо также при изменении места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности, реорганизации юридического лица.
Важно знать, что юридические лица, осуществляющие деятельность по организации общественного питания, в случае непредоставления уведомлений о начале осуществления деятельности или представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:
— штраф от 10 до 20 тысяч рублей за непредоставление сведений;
— штраф от 20 до 30 тысяч рублей за предоставление недостоверных сведений (ст. 19.7.5-1 КоАП РФ).
Уведомление контролирующего органа является не разовой акцией. Роспотребнадзор уполномочен проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые могут быть выездными либо документарными.
P.S. Рекомендуем также обратить внимание на соблюдение налогового законодательства. Иначе может получиться как в деле № А40-249895/15-115-2027 по сети ресторанов Корчма Тарас Бульба.
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу