Ретранслятор акташ что это
Здесь я был. Алтай. Акташский ретранслятор. 8/30
Для меня это место имеет историю длиной почти в шестьдесят лет, хотя побывал там только в 2015 году.
Родился я и некоторое время жил в не очень благополучном районе Бийска. Около привокзалья. Случаи получения соседями расстрельных статей бывали. Неофициально было принято заменять приговор работами на ртутных рудниках. И весточки оттуда доходили. Акташский ртутный рудник и был такой альтернативой для непродолжительной жизни. Если были родственники, то хоронить отдавали. В памяти осталось. Но, более всего зацепило возвращение соседа домой. Оттуда. Сидит на лавочке перед домом, покашливает. Для нас, мелких пацанов, было странно, почему взрослого (лет двадцать) мужика выводит за ворота его мать. И забирает. Недели на две его хватило.
Причем здесь это? Ретранслятор стоит именно на той горе, из недр которой добывали киноварь. Шахты, остовы строений, отвалы пустых пород до сих пор на месте, и мимо них не пройдешь и не проедешь.
Учились вместе в институте, да и сейчас поддерживаем хорошие отношения, с Сергеем. Его отец, работая шофером, возил на рудник грузы из Бийска. Сергей с детства ездил в те края. Еще по верхней дороге Белого Бома. И в рассказах рудник присутствовал.
Ретранслятор на горе поставили уже после закрытия рудника. Но это неразделимое целое
Поехали
Высота где-то чуть больше двух километров, ветер, солнце и морозец. Дышится хорошо, картинка перед глазами прекрасная. А руки мерзнут держать фотоаппарат.
От входа в шахты начинается дорога, сделанная для проезда техники с оборудованием и средствами монтажа вышки. Гусеничным тракторам критичны боковые уклоны, которых они не любят. Но нам не повезло с этой дорогой — ее уже завалило снегом.
Ребята здесь были 16 июля. Снег еще не сошел. Сегодня 9 сентября — снег на несолнечных склонах уже лежит, причем не первый день. Здесь есть объезд по солнечной стороне, но он покруче будет. Поднялись где-то на 2850.
Хорошая ровная площадка с прекрасными видами.
В один кадр широкоугольника попадает одновременно Курайская степь с поселком Кызыл-Таш слева и поселок Чибит справа. Межу ними ХХХХ километров.
Я еще не знал, что в развитии этого будет Марс Чуйской степи
В общем-то случайный кадр. По крайней мере по мерке знатоков и любителей гор. Что снимал? Как это называется и это? Полный ноль. Построил кадр из того, что было, и нажал спуск. Как потом оказалось, у этого кадра была история и до, и, совершенно независимо от него, история после.
Дальше подниматься не получилось. Дорогу забило снегом, а объездной, как это было чуть ниже, здесь нет.
Спускались не через кедрач, а под шлагбаум — надо было сфотографировать отвалы пород.
Летом следующего года со двора гостиницы между Акташем и Чибитом, я показал жене горку с ретранслятором, по которой мы катались. Жене стало плохо, или как говорят, дурно.
Горный Алтай. Акташский ретранслятор. Высота 3038 метров.
Если вы хотите сбежать от повседневных рутины, шумных городов — отправляйтесь в Горный Алтай.
Год назад, находясь под впечатлением записей в блоге Евгения ака Katancev начал готовить поездку по Алтаю, и маршрут номер один — Акташский ретранслятор, т.е. радиорелейная вышка УРС 08609, которая является частью сети РРЛ-800 и обеспечивает связью Республику Алтай от Горно-Алтайска до Ташанты. Расположена на высота 3038 метров. Знаменита тем, что к ней можно заехать на автомобиле. Отсюда открывается потрясающий вид на все окрестности.
Подгадываем отпуск на сентябрь, готовим автомобиль и первого сентября стартуем из Сургута. С двумя ночевками, в Тюмени и Бердске, по Чуйскому тракту добираемся до Акташа. Проезжаем село и на выезде основная трасса на Улаган уходит налево, мы сворачиваем направо вдоль речки Ярлыамры. Дорога — сплошные камни, пару раз царапнули бронёй раздатки по довольно крупным булыжникам. Неожиданно из-за поворота выползает «Урал». Разъезжаемся бортами с трудом в 20-30 мм, чиркая антенной рации по обшивке грузовика. На наш вопрос «… проедем ли на ретранслятор?», водитель, меланхолично осмотрел с высоты кабины своего Урала моего Шмеля, хмыкнул, и ответил: «… проедите» Уже радует. Успокаиваю жену-штурмана: раз Урал проехал, значит и мы проедем ))))) Не торопясь добираемся до отвалов. Перед самыми отвалами есть поворот налево — дорога в объезд рудника через лес. Мы объезжаем отвалы справа и подъезжаем к зданию рудника, на котором добывали киноварь, сырьё для производства ртути. Рудник не охраняется, шлагбаум открыт.
Проезжаем мимо разрушенных зданий, едем по основной дороге, до входа в шахту. Далее дорога уходит серпантином круто вверх. Здесь уже включаю пониженную передачу. На высоте 2700, на небольшой площадке, где можно развернуться, встречаем припаркованный Nissan X-Trail, экипаж дальше пошёл пешком. Начинается самый крутой подъем в поднебесье. Далеко впереди видно макушку ретранслятора. Не останавливаясь, ползём вверх. Едем по самому краю обрыва, адреналин зашкаливает. Ещё пара поворотов на серпантине, крутизна подъёма снижается и мы выезжаем на площадку рядом с вышкой. Навигатор показывает, что мы в космосе. Приехали! Высота 3038 метров. Приходим в себя от подъёма, осматриваемся.
Алтай: Акташский ретранслятор
Акташский ретранслятор(он же радиорелейная вышка УРС 08609) находится неподалеку от поселка Акташ на высоте около 3000м. Практически на вершине г. Верхяя(3038 м). Вышка является частью радиорелейной сети РРЛ-800, построенной в начале 1980-х годах с целью обеспечить бесперебойной связью Горно-Алтайскую АО (ныне Республика Алтай) и дружественную Монголию, в том числе и в рамках военного сотрудничества. Тогда на территории СССР было построено 13 узловых радиорелейных станций. До 2000 года РРЛ-800 входила в систему магистральных линий «Ростелеком». Затем линия была передана в собственность Республики.
Уже некоторое время хотелось съездить сюда, и вот однажды выдался свободный день в районе Акташа, погода сухая — почему бы не подняться?
Дорога начинается сразу за поселком на развилке, налево — на Улаган, Красные ворота, Кату-Ярык и т.п., направо — рудник и ретранслятор.
Сперва идет относительно пологий подъем через лес по средней паршивости дороги. Наверное, через какое-то время она станет совсем непроходима для машин с небольшим клиренсом, но пока ехать можно. Местами встречаются крупные промоины и большие камни.
Через несколько километров дорога упирается в шлагбаум и отвалы ртутного рудника. Месторождение ртути здесь было открыто еще в 1842 г. и эксплуатировалось вплоть до 2004 г. В настоящее время в здании у шлагбаума живут какие-то люди, но что они там делают — неизвестно.
Дальше есть два варианта, либо заплатить 100р за проезд, либо ехать в объезд.
Со слов людей — дорога в объезд сложнее и дольше, особенно после дождей. Времени проверять на себе не было, да и не сильно хотелось, поэтому отдали 100р и поехали дальше.
После рудника уклон растет и дорога становится хуже. Сама дорога относительно нормальная, по сухой погоде на почти штатном форестере не возникло каких-то сильных затруднений Но вот нехватка мощности ощущалась. У меня 2л двигатель и нет понижайки. Как следствие самые крутые участки подъема проходились в режиме “газ в пол” на скорости в несколько км/час.
Но надо отдать должно — форик все равно ехал, мало того, даже когда приходилось останавливаться на таком подъеме(были пару мест), он нормально трогался и ехал дальше. Температура двигателя не превышала 100 градусов, в общем — штатный режим для этой машины).
Ближе к вершине дорога становится совсем узкой, а вид вниз начинает щекотать нервы. Начинают попадаться небольшие снежные сугробы.
Еще немного и вот она, долгожданная вершина. Что тут скажешь — вид сверху действительно отличный. Просматривается Северо-Чуйских хребет, Чуйский тракт, Курайская степь, где-то совсем далеко можно разглядеть Белуху. Дышится отлично, только прохладно, местами лежит снег.
Летим Куда Хотим
Акташский ретранслятор, дорога за облака
Акташский ретранслятор для туристов открылся сравнительно недавно — в районе 2015-2016 годов. Не сказать, что об этом месте никто не знал, оно просто было непосещаемым.
Мы давно рассказывали об этом месте и включали его в различные программы путешествий по Алтаю, но сами рискнули посетить только в июне 2017. Лишь тогда случилось так, что у нас был свободный день в Акташе, сносная погода и свободный проводник.
Можно ли подняться на ретранслятор на своей машине? Определенно можно, если у вас полный привод и высокий клиренс. Вы сэкономите 5 000 на заброске и сможете потешить свое самолюбие, восхваляя водительское мастерство и внедорожные качества автомобиля.
Но если у вас не подготовленный внедорожник, а стоковый паркетник или кроссовер (про который автопроизводители так любят снимать ролики о покорении горных ландшафтов), я бы рекомендовал найти хорошего проводника. На то есть две причины:
1. Амортизация деталей автомобиля и возможные неисправности во время этой короткой экскурсии могут стоить вам гораздо дороже 5 000 рублей. А учитывая удаленность Акташа от авторизованных сервисов еще и эвакуатор тысяч за 20.
2. Местные проводники очень не зря едят свой хлеб с хариусом. Помимо трансфера за облака они готовы выложить кучу интересных историй об этих местах. Если вы умеете слушать, разумеется.
Посетив ретранслятор в сентябре 2021 года мы вынуждены дополнить эту публикацию жирным красным текстом: не пытайтесь проехать на ретранслятор на своей машине! С каждым годом дорога все хуже и теперь штурмовать дорогу имеет смысл только на подготовленном внедорожнике с водителем, который имеет опыт и навыки передвижения по каменистым почвам и крутым склонам.
До середины 90-х годов в этих местах располагался Акташский ртутный рудник. Когда-то сам Акташ был основан для обслуживания этого рудника. Но ртуть в таких количествах больше не нужна стране и рудник вместе со всеми его недрами оказался никому не нужен. За пару десятилетий его разворовали, растащили на стройматериалы. А что не удалось человеку сделала природа. Сейчас от рудника остались лишь остатки нескольких зданий и горы отработанного шлака.
Но рудник дал миру дорогу наверх, и это главное для туристов. Выехав из Акташа в сторону Улагана через пару километров нужно повернуть перед первым мостиком направо. Дальше вас ждут 4,5 км дороги ужасного качества. Связано это прежде всего с тем, что речка Ярлыамры, вдоль которой идет дорога, весной выходит из берегой и вымывает из дороги грунт.
Нам повезло — проводник, которого мы нашли, родом из этих мест и много лет проработал на самом руднике. Он рассказывает, то в годы былого могущества эта дорога была намного лучше, чем сейчас. Настолько, что водители путали ее с Улаганским трактом и без всяких сомнений доезжали до самого рудника, где их разворачивала охрана.
Итак, первые 4,5 км преодолеваются с трудом даже на Ниве или УАЗе. Огромные валуны, колеи, трубы — все это не доставляет комфорта. Когда вы проезжаете мостик через Ярлыамры, можно выдохнуть. Дальше дорога пойдет попроще.
Мы поднимаемся на крутой яр и вдруг видим возле дороги небольшой палаточный лагерь.
— Это бабочники, — поясняет наш проводник Сергей, — они здесь все лето. Вы знали, что есть такие виды бабочек, которые стоят десятки тысяч долларов? Вот и я не знал.
Дальше мы огибаем гору рыжего шлака, высотой с шестнадцатиэтажку, и оказываемся перед шлагбаумом. Метрах в 50 справа от нас находится двухэтажное здание, когда-то выкрашенное в белый цвет. Здание давно заброшено за исключением одной секции из двух комнат, где из трубы идет дым. В остальном зияющие оконные проемы, схлопнувшиеся внутрь стены, сложившаяся крыша.
— А это администрация завода, который перерабатывал руду. В прошлом году один местный делец взял его в долгосрочную аренду, сколотил бригаду из местных бухариков и заселил их в корпус. Шарятся по округе, собирают травы, корешки. Вот шлагбаум поставили, чтобы деньги собирать.
Тут Сергей остановился перед шлагбаумом, и выкрикнул в сторону барака несколько крепких слов, что являются паролем. На акташский диалект из кустов появилось чумазое лицо, кивнуло и потянуло за трос, открывающий шлагбаум.
Дальше дорога пойдет еще круче и идет серпантином мимо заброшенного здания рудника, мимо штолен (глубина которых достигает 3-х километров), мимо пасущихся лошадей и яков.
А так выглядит ртутная киноварь, которую добывали как раз в этих штольнях, в Акташе. Снимок я сделал уже в музее в Горно-Алтайске.
Перед финальным подъемом будет большая площадка, на которой мы рекомендуем обязательно сделать остановку. С нее открывается вид на Северо-Чуйский хребет намного интересней, чем с вершины — там сильно мешает скала по центру.
На последнем отрезке к вершине уже встречается снег, облака и вообще здесь заметно прохладнее. Мы поднимаемся на гору Лысуха, но чуть чуть не достигаем вершины. Машины паркуются на площадке вокруг вышки — это и есть ретранслятор. Высота площадки 3 000 м над уровнем моря, а сама вышка 50-70 метров по разным данным.
О том, что это за вышка, какова история ее возникновения и кто эти люди, что здесь работали отлично написано на сайте Алтай Туристский. Я лишь добавлю, что этот ретранслятор обеспечивает район теле- и радиосигналом и мобильной связью. А это значить, что дивные фото с пылу с жару сразу попадают в инстраграмы. Или что вы там еще привыкли вести.
Итак, что делать на площадке у акташского ретранслятора?
Можно поймать потрясающий вид на весь Северо-Чуйский хребет. Если позволит погода, разумеется.
Можно наблюдать за Курайской степью и запечатлеть, как солнечные лучи гуляют по долине.
Можно медитировать, глядя на ленту реки Чуя.
В ясную погоду можно рассмотреть в бинокль или зум объектива Белуху.
Можно сходить на Озеро Горных Духов, описанное писателем-фантастом Иваном Ефремовым, в рассказе «Озеро Горных Духов».
Можно подняться пешком еще 200 метров и понаблюдать, как в ущелье пасутся сарлыки.
Можно прогуляться по хребту до старого ретранслятора. Прогулка займет часа 2 на туда-обратно.
Можно загореть и сгореть напрочь. А еще полюбоваться местной флорой под ногами.
Что нужно взять с собой на акташский ретранслятор?
— Термос с чаем, напитки, еду. Если погода облачная, то хребты могут то открываться, то закрываться и виды будут эпичными и переменчивыми. Вы проведете на вершине несколько часов.
— Теплую одежду: ветровку, шапку.
— Удобную и прочную обувь, если вам вдруг захочется забраться на скалу или погулять по курумнику.
— Защитный крем от загара. На такой высоте за несколько часов можно загореть как за день на солнце в Сочи.
— Фотоаппаратуру, бинокли, штатив.
Таким образом, на ретранслятор стоит потратить, как минимум, полдня. А то и весь день. И мы рекомендуем воспользоваться услугами местных проводников. Прогулка выйдет куда интереснее. Кроме того, через проводника всегда можно попробовать раздобыть свежего хариуса по низкой цене. Или кош-агачской баранины, которая ничем не хуже новозеландского ягненка.
Найти проводника за облака вы можете спросив на любой турбазе Акташа, Чибита или Курая. Всего на акташский ретранслятор доставляют 5-6 человек.
Мы публикуем номер телефона человека, который возил нас. Он дал на это разрешение: +7 962 582 62 77 Сергей.
А теперь фото пользователей, кому больше повезло с погодой.
Акташский ретранслятор УРС 08609 (высота 3038м)
Давно хотел проехать за рулем по старому Чикету и побывать на Акташском ретрансляторе, ну или другое название радиорелейная вышка УРС 08609.
Раньше машина не позволяла, после покупки Дастера в марте, оставалось дождаться середины лета и погоды. Высота 3038 м, если внизу дождь то вверху снег. Нам повезло, снега по дороге не было. Знакомые ездили в начале июля, до конца проехать не удалось, лежал снег.
Собственно, 18 июля скидал в машину барахло (палатка, матрас, одеяла, подушки, стулья и пр), забил весь багажник 🙂
В субботу 20 июля в 8:00 выехали из Горного. Как всегда до Усть-Семы машин много, еще и ремонт Чуйского тракта, не разгонишься. Далее посвободнее, но все равно встречаются плетущиеся туристы.
До перевала Чике-Таман ехали останавливаясь пару раз, к 11 были у подножья, свернули на гравийку на старый подъем.
Старый Чикет никаких сложностей не доставил, при желании можно и на пузотёрке проехать.
Далее по Чуйскому тракту заехали на слияние Чуи и Катуни, на Водопад Ширлак (Девечьи слезы).
Где то в 14:00 были в Акташе, заправил полный бак, пообедали. В 15:00 поехали из Акташа в сторону Улагана.
Смотрел много видео подъема на ретранслятор, особо ничего не настораживало. Но дорога одним словом не очень, то ли видео этого не передало, то ли она с каждым годом становится хуже, особенно первая. Как сюда поднимались раньше на пузотерах, загадка.
Первая половина дороги камни, промоены и пр. грязи почти нет. Для Дастера было 4 относительно сложных места, где пришлось выйти посмотреть, либо откатиться назад и проехать ходом. Остальное либо объезжается либо пускается промеж колес. На всем подъеме 2 раза задел не сильно защитой.
По дороге из машин встретились: хайлендей первое поколение, форестер sg, потом уже на вершине приехал x-tail второго поколения, остальные уазики, прадик, паджеро, какие то жыпы на больших колесах.
Вторая часть, после рудника, каменистая дорога с крутыми подъемами по сравнению с первой, как раз 4ое засадное место это после рудника переехать трубу, выглядело страшно, ничем не задел, но побуксовал, машина диагоналилась.