Ретротерапия для пожилых людей что это
Терапия воспоминаниями
С октября 2019 года в ГБУ СО КК «Абинский КЦСОН» внедрена технология «Терапия воспоминаниями», направленная на улучшение психофизического состояния граждан пожилого возраста.
Данная терапия — это метод социальной работы с пожилыми гражданами, заключающийся в обращении к событиям прошлых лет и позволяющий осознать и осмыслить значимость собственной жизни. Во время таких занятий пожилые люди делятся воспоминаниями о себе, рассказывают о своем детстве и юности, какими они были в молодости, чем занималась, в какие игры любили играть, чем увлекались. Это воспоминания о трудовой деятельности и любимой профессии, о путешествиях и памятных событиях, запечатленных на фотографиях прошлых лет. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, спасают от одиночества и депрессии, дают возможность высказаться и получить эмоциональную разрядку.
Работа по внедрению технологии ведется в нескольких направлениях:
Заключаются в том, что, получатели социальных услуг рассказывают о своем жизненном пути социальному работнику, вместе просматривают личные фотографии, читают старые письма.
Проводятся в рамках заседаний клубных объединений учреждения, социального проекта «Университет третьего возраста», а так же в форме бесед граждан пожилого возраста с подростками в рамках проекта «Диалог поколений».
Так в преддверии празднования дня учителя специалистами ГБУ СО КК «Абинский КЦСОН» была организована встреча юных волонтеров, учащихся 6-го и 8-го классов МБОУ СОШ № 1 г. Абинска с заслуженным учителем Спасовой Ниной Ильиничной, получателем социальных услуг отделения социального обслуживания на дому. Нина Ильинична, учитель с многолетним опытом работы. Вместе со своим мужем, Валентином Станиславовичем, в общеобразовательной школе г. Грозного они проработали 40 лет. С удовольствием вспоминая юные годы, когда будучи молодой девушкой, она переступила порог школы в качестве преподавателя, Нина Ильинична рассказала своим гостям, как гордится выбранной профессией. Она с удовольствием показала свой аттестат зрелости и бережно хранимые в семье дипломы о педагогическом образовании.
«Я всегда с радостью шла на свою работу в школу, к детям, я просто жила этой замечательной работой»,
— говорит Нина Ильинична. Она считает, что очень важно, учиться тому, «к чему лежит душа», и большая удача в жизни «поступить туда, куда, действительно, хочется». В честь дня учителя юные волонтеры подготовили для хозяйки поздравления в стихах, исполнили песню, вручили букет цветов и открытки, сделанные своими руками. Школьники с интересом слушали историю жизни замечательного человека, опытного педагога, и проникновенные стихи, посвященные Нине Ильиничне ее супругом. Смотрели фотографии, хранящие молодые лица супругов-педагогов Спасовых и озорные улыбки их счастливых учеников.
Также и в отделениях социального обслуживания на дому практикуется применение данной технологии в форме индивидуальных бесед получателей социальных услуг с социальным работником. В беседе пожилые граждане с удовольствием рассказывают о своем детстве и юности, о том, что интересного происходило в их жизни.
Особенно важна работа с теми, кто участвовал в освобождении Родины от захватчиков и их родственниками. Ветераны ВОВ и их родные с удовольствием рассказывают о далеких военных событиях, показывают старые фотографии и письма военных лет. Так, например, одна из обслуживаемых поделилась с социальным работником как прошли ее детские годы во время войны, показывая старые фотографии и письма с фронта, хранящие живые воспоминания о событиях прошлых лет. Она рассказала о том, как они с сестрой, маленькие девочки, болели тифом, как терпели мучения и лишения, как замирали от воя сирен, прячась от вражеских бомбардировок, дрожа от страха. Как учились писать на листовках и сводках, которые сбрасывались с самолетов (другой бумаги просто негде было взять), как голодные и холодные с надеждой ждали добрых вестей с фронта. Как пережили оккупацию, выжили, выстояли.
Практика работы показала, что данный метод терапии не только способствует установлению контакта между получателем социальных услуг и социальным работником, преодолению возрастных различий, созданию атмосферы доверия и конфиденциальности во взаимоотношениях, но и способствует социальному воспитанию нынешнего поколения. Показывая старые фото и письма, пожилой человек как бы посвящает в свою личную историю другого человека, что служит отличным способом сближения. А слова восхищения, поддержки запечатленными на фото событиями позволяют ему расслабиться и довериться.
Такое тесное знакомство с пожилым человеком через его воспоминания во многом способствует в определении перспективных направлений индивидуальной работы с ним, адаптации к изменившимся условиям жизни, а воспоминания дают более глубокое представление об их переживаниях и потребностях. Это универсальная методика, имеющая положительный результат, так как позволяет пожилому человеку переживать личностный опыт как наиболее яркий и позитивный, и, как следствие, вызывает не только чувство радости и удовольствия, но и дает ощущение собственной значимости и важности.
©Павлова А. Л. (фото автора)
Читать ещё по теме «терапия воспоминаниями»:
Ретротерапия: почему для пожилых людей так важны воспоминания
Забота о пожилых людях – долг каждого из нас. Преклонные годы, прожитые старшим поколением, не должны стать поводом для уныния, а жизненных сил должно хватить надолго.
Одним из перспективных методов работы с пожилыми людьми является использование собственных жизненных ресурсов, среди которых немаловажное значение приобретают воспоминания. Терапия воспоминаниями (ретротерапия) – это метод социальной работы с пожилыми людьми, позволяющий им осознать и осмыслить значимость собственной жизни.
Иногда люди, прожив большую часть своей жизни считают, что прожили её зря, что ничего интересного не происходило и вспоминать не о чем, а может быть просто больно. Эти мысли наводят на них грусть, тоску и ощущение ненужности. Именно в этот период очень важно дать им эмоциональную поддержку и помочь посмотреть на прошлые события по-другому.
И тогда на помощь приходит ретротерапия, когда создается уютная, доверительная атмосфера и в индивидуальной беседе или в группе человек описывает события прошедших лет – своё детство, учебу, любимые уроки и педагогов, трудовые будни, и другие истории, запечатленные на фотографиях. Эти беседы позволяют пожилым людям еще раз взглянуть на свою жизнь, но уже под другим углом: оценить свой жизненный опыт, осознать собственный багаж знаний, понять, что без прошлого нет настоящего, а тем более будущего.
Да, у всех жизнь прошла по-разному и поэтому, для кого-то, это приятные воспоминания, они жили хорошо и спокойно; а для кого-то это тяжелые воспоминания. Когда рядом находится человек, который готов не только выслушать, но и сопереживать, поддерживать и делать акцент на сильных сторонах этого человека, то и жизнь кажется не такой тяжелой, и силы появляются двигать дальше.
Именно поэтому в отделении временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Светлячок» регулярно проводится вечер воспоминаний «Посиделки за чашкой чая», во время которого пожилые люди рассказывают о своем жизненном пути, вспоминают разные истории, приключившиеся с ними.
Получатели социальных услуг отделения – это люди чаще всего одинокие, не поддерживающие родственные связи, некоторые не имеют собственного жилья и дохода. Поэтому неохотно вспоминаются семья и детские годы, и у каждого на это своя причина: кто-то, потому что это было тяжелое время – жили в послевоенные годы, работали – помогали своим родителям, близким. А кто-то с горечью говорит о том, что семья была неблагополучной и они никогда не чувствовали родительского тепла, заботы, а потому и не смогли этого дать своим детям.
Чаще всего вспоминаются трудовые будни, работа в дружном коллективе, взаимовыручка в трудную минуту, участие в митингах и соревнованиях между цехами, праздники в красном уголке.
Иногда некоторые получатели, постоянно вспоминают одно и тоже. У вечеров воспоминаний существует правило – не перебивая дослушать человека до конца. В таком случае специалист старается сделать акцент на деталях, чтобы человек вспомнил нюансы. Хорошо это тем, что воспоминания – отличная профилактика когнитивных нарушений, так как стимулируются память и речь.
Чтобы сплотить таких разных жителей отделения специалистами по социальной работе ежемесячно проводится акция «Домашний кинотеатр», суть ее заключается в просмотре любимых ретро-фильмов. Конкретную картину выбирает каждый житель по очереди. Эти фильмы создают ощущение сопричастности друг другу, что благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии жителей отделения.
Мемуаротерапия: для чего пожилым людям полезно записывать свои воспоминания
25 декабря 2020 года
В пожилом возрасте воспоминания имеют особое значение: они стимулируют интерес к интеллектуальной деятельности, становятся темой для бесед и выступлений, поддерживают самооценку на высоком уровне, облегчают переживания, дарят хорошее настроение и даже нормализуют давление! Каким образом это происходит, рассказывает психолог Пансионата для ветеранов труда № 31 Алла Саркисян.
Клуб
«Мемуаротерапия появилась в Пансионате для ветеранов труда № 31 несколько лет назад. Наши подопечные часто компаниями вспоминали времена своей молодости, какие-то значимые события из жизни, политические тенденции. Мы решили упорядочить это процесс, создали клуб мемуаристов, где каждый желающий мог поделиться своими воспоминаниями», — рассказывает Алла Саркисян.
Встречи клуба проходят еженедельно и обычно приурочены к какой-то памятной дате или важному социально-культурному событию. Ведущий готовит небольшую преамбулу, которая сразу переносит участников в нужный период времени и создает ностальгическое настроение.
Постоянными участниками клуба являются артисты, изобретатели, переводчики, ученые, общественные деятели, военные — все наши проживающие, у кого была яркая и богатая событиями жизнь. Однако, на встречах выступают все, кто пожелает. Есть и свои правила: участники не должны перебивать или оспаривать мысли и чувства выступающего, а спикер не должен отклоняться от темы.
«Выбирая тему следующей встречи, мы отталкиваемся не столько от календарных дат, сколько от судеб наших проживающих. Кто работал в определенной сфере, стоял у основания каких-то научных открытий, был свидетелем или участником знакового события. Бывает, что несколько спикеров вспоминают одно и то же событие, но у каждого свой ракурс, свои подробности, свое восприятие. Рассказ получается подробным, объемным, интересным для всех участников», — говорит Алла.
Некоторые участники клуба, записывая свои мемуары, используют документальные источники для достоверного изложения фактов, подкрепляют книгу вырезками из газет и журналов, фотографиями из личного архива, цитатами политических деятелей.
«В 2023 году мне исполнится 100 лет. Я был студентом, воевал, работал на заводе, представлялся к наградам. За этот век со мной происходило множество интересных вещей, а моя судьба неразрывно связана с историей моей страны. Я надеюсь, что книгу закончу к своему юбилею, и ее с удовольствием прочтут мои друзья, дети и внуки», — говорит Адольф Капель, проживающий Пансионата для ветеранов труда № 31.
Ресурсы памяти
Причины угасания памяти, как и других когнитивных функций, например, внимания, мышления, восприятия и речи, разнообразны. Однако одной из самых распространенных причин является их слабая активность.
«Если функция неактивна, она постепенно угасает. А с помощью мемуаротерапии мы можем поддержать и память, и мышление, и внимание, отсрочить появление когнитивных нарушений и поддержать те функции, которые еще работают. Описывая факты из далекого прошлого, человек концентрируется на подробностях, напрягает память и тренирует мыслительные способности. Задача психолога в этот момент задать наводящие вопросы, провести аналогии с сегодняшним днем, уточнить, кто изображен на фотографии. Постараться задействовать все высшие психические функции человека» — объясняет Алла Саркисян.
Однако кроме когнитивных функций, память обладает огромным психологическим ресурсом. Воспоминания молодости отсылают человека к его профессиональной деятельности, решению сложных рабочих задач и трудовых побед, к тому времени, когда он был здоров и перспективен, а от его решений многое зависело.
«Проживая все это еще раз, пожилой человек обретает былую значимость и уверенность в своих силах, воодушевляется. Человек получает мощный позитивный эмоциональный заряд и на время забывает о своих болезнях и текущих проблемах, напряженность уходит, ослабляются мышечные зажимы, нормализуется давление и поднимается настроение», — считает Алла.
В процессе работы над мемуарами, пожилой человек целенаправленно просматривает свою жизнь, выявляя события и людей, которые повлияли на него, заново оценивает принятые решения и, в некоторой степени, компенсирует страх смерти, даря своему «я» продолжение жизни на бумаге.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Ретротерапия для пожилых людей что это
Терроризм. За кадром
ОСТОРОЖНО МОШЕННИКИ!
Материалы
В ГБУСО «Андроповский ЦСОН» ведется работа с получателями социальных услуг по программе «Ретро-терапия», которая является инновационной формой социального обслуживания и направлена на объединение людей пожилого возраста по интересам и организацию досуговой деятельности.
Этот метод работы заключается в обращении к событиям прошлых лет и позволяет осознать и осмыслить значимость собственной жизни. Социальные работники для бесед используют буклеты такие как: «Елочные игрушки из детства», «Школьная жизнь советского школьника», « И никто не отличался», «Игрушки моего детства», «Печеная картошка, первая любовь и любимая гитара» и другие.
Во время таких занятий наши клиенты делятся воспоминаниями о себе, рассказывают о своем детстве и юности, какими они были в молодости, чем занимались, в какие игры любили играть, чем увлекались. Это воспоминания о трудовой деятельности и любимой профессии, о путешествиях и памятных событиях, запечатленных на фотографиях прошлых лет. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, спасают от одиночества и депрессии, дают возможность высказаться и получить эмоциональную разрядку. Воспоминания обеспечивают пожилым чувство радости, удовольствия. Этот метод наиболее востребован получателями социальных услуг, так как проблема одиночества пожилых людей всегда стоит на первом месте
Программа « Ретро – терапия» помогает участникам адаптироваться к жизни в новых условиях, обрести уверенность в себе, в своих силах и реализовать себя. Занятия позволяют с пользой проводить свободное время.
Специалист по социальной работе ОСО № 1 Брюханова Л.Н.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Андроповский центр социального обслуживания населения»
357070, Ставропольский край, Андроповский район, с. Курсавка, ул. Статийчука, д. 70
Методика ретро-терапии (терапии воспоминаниями) для граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых на дому, ГАУ «КЦСОН Слободо-Туринского района»
Утверждаю: Директор ГАУ «КЦСОН Слободо – Туринского района» ___________
«___» ________ 2017 год
Методика ретро-терапии (терапии воспоминаниями)
для граждан пожилого возраста и инвалидов,
обслуживаемых на дому,
ГАУ «КЦСОН Слободо-Туринского района»
Туринская Слобода, 2017
Актуальность. Одним из перспективных методов социальной помощи является использование пожилыми людьми собственных ресурсов, среди которых немаловажное значение приобретают воспоминания. Воспоминания способны компенсировать утрату прежних социальных ролей и актуализировать новые, поддерживать высокий уровень самооценки и помочь в поиске смысла жизни в пожилом возрасте. Использование воспоминаний способствует восприятию пожилого человека в качестве субъекта социального действия, которому присущи активность, опора на внутренний мир, способность к изменению, саморазвитию, видению перспективы, многомерности существования. Сами пожилые люди не только хотят быть объектом помощи, но и сами стремятся помогать другим, быть полезными.
улучшение эмоционально-психологического состояния пожилых людей и инвалидов, находящихся на надомном обслуживании.
— сохранение и продление социальной активности получателей социальных услуг;
— профилактика одиночества, улучшение качества жизни;
— удовлетворение потребностей в коммуникации и признании;
— осознание и осмысление жизни;
— пробуждение новых интересов;
— активизация личной активности получателей социальных услуг;
— формирование позитивного взгляда на жизнь.
Обслуживаемые на дому граждане пожилого возраста и инвалиды старше 60 лет.
Ретро-терапия организуется в местах проживания граждан.
Для достижения цели и задач использования ретро–терапии на дому привлекаются:
— социальные работники отделений социального обслуживания на дому.
— приобретение новых навыков эмоционального общения;
— улучшение эмоционального настроения и общего самочувствия;
— облегченное восприятие и переживание проблем;
— общее повышение жизненного тонуса.
Ретро-терапия, применяемая как технология в социальном обслуживании на дому, предполагает использование индивидуальных форм работы. К ним относятся беседы, просмотр и комментирование фотоальбомов, фильмов, сказок и юмористических передач прошлых лет.
Периодичность проведения занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 1,5-2 часа (в зависимости от продолжительности видеоматериала).
Материалы: стол, стулья (кресла) – в местах проживания граждан, а также ноутбук и записи фильмов и юмористических передач прошлых годов.
Существует несколько видов техник, связанных с воспоминаниями: рассказ истории, личная биография, работа с фотографиями, просмотр и комментирование фильмов, сказок и юмористических передач прошлых лет.
Беседа о прошлой жизни. Цель занятия – предоставить возможность высказаться, рассказать свою жизненную историю/путь, удовлетворение потребностей в уважении и признании.
Просмотр ретро-фильмов. Цель – улучшение психоэмоционального фона фона пожилых людей и инвалидов.
Просмотр юмористических передач прошлых лет. Цель – формирование позитивного взгляда на жизнь, создание неформальной обстановки.
Работа с фотографиями. Цель – активизация жизненных ресурсов через подкрепление положительно пережитых эмоций, удовлетворение потребностей в уважении и признании.
Кроме профессиональных знаний и подготовки, социальному работнику необходимо соблюдать культуру общения, выдержку, терпение, невозможно и без личностных качеств – доброты и милосердия. Следовательно, должны соблюдаться следующие правила:
Общение в ходе занятия должно быть ровным, спокойным, уважительным и приветливым; Обращение для участников должно быть в удобной форме; Индивидуальный подход к каждому клиенту (учитывайте возраст клиента, его культурный уровень, характер переживаний, тяжесть состояния здоровья); Не подходите предвзято к образу жизни клиента, старайтесь его понять; Конфиденциальность; Уважение к говорящему.
Этапы проведения занятия (структура).
Первая часть – ознакомление клиента с темой занятия или беседы. Возможна организация чаепития для проведения занятия.
Во второй части занятия – беседа о личной жизни клиента или просмотр фотографий (фильмов, сказок и юмористических передач прошлых лет).
В заключительной части происходит обсуждение с клиентом прошедшего занятия.
Методика состоит из трёх этапов:
Подготовительный этап – разработка самой методики; определиться с участниками, подготовить материалы для проведения занятий. Основной этап – проведение самих занятий. Заключительный этап – подведение итогов работы с технологией «Терапия воспоминаниями».
Беседа: «Моя молодость» (с просмотром фотографий)
Фильм: «Печки лавочки»
Беседа: «Мой первый учитель или человек, который повлиял на мою судьбу» (с просмотром фотографий)
Фильм: «Республика ШКИД»
Беседа: «Хорошие были времена» (с просмотром фотографий)
Юмористическая передача: Фаина Раневская
Беседа: «Моя первая любовь» (с просмотром фотографий)
Фильм: «Свадьба в малиновке»
Беседа: «Моя профессия» (с просмотром фотографий)
Беседа: «Годы войны» (с просмотром фотографий)
Фильм: «Аты-баты, шли солдаты» (или «Смуглянка»)
Беседа: «Мои любимые песни»
Прослушивание песен прошлых лет.
Беседа: «Судьбы известных людей моего времени» ()
Фильм: «Калина красная» (или «Печки-лавочки»)
Беседа: «Смешные истории из жизни»
Юмористическая передача: «Смехопанорама» Е. Петроясн и Е. Степаненко.
Беседа: «Разные судьбы» (с просмотром фотографий)
Фильм: «Осторожно, бабушка!»
Беседа: «Оставаться в душе молодой/молодым»
Беседа: «Мои года – моё богатство» (с просмотром фотографий)
Фильм: «Коммуналка» А. Райкина.
Воспоминания эмоционально восполняют жизнь пожилого человека, являясь хорошей формой психологической адаптации, способствуя эмоциональному и интеллектуальному комфорту и спасая от одиночества и депрессии. Воспоминания, как внутренние, идеальные, благоприобретённые в течение жизни ресурсы, способны компенсировать утрату прежних социальных ролей и актуализировать новые.
Заместитель директора _____________ ____________
Заведующая ОСОнД № 1 _____________ ____________
Заведующая ОСОнД № 2 _____________ ____________
Заведующая ОСОнД № 3 _____________ ____________