Рецензия и эссе в чем разница
Что такое рецензия и как ее писать
Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.
Что такое рецензия
Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.
Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.
Формально рецензия может представлять собой:
Как писать
Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.
Структура
Приблизительный план написания рецензии:
Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:
Особенности содержания
Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.
При написании следует:
Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.
Оформление
При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.
Пример рецензии на эссе
Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.
Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.
РЕЦЕНЗИЯ
на эссе Васильевой Н. Н.
на тему «_____________»
Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.
Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.
Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.
Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.
Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.
Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.
Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.
Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.
Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.
Рецензия и эссе в чем разница
Цели : знакомить с особенностями публицистических жанров; развивать умения работать с текстом, совершенствовать
навыки создания собственного текста в заданном стиле.
Тип урока : усвоения новых знаний.
Методы : исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока (с. 272–291, учебник).
Эссе (нескл., ср. р., от франц. essai – буквально опыт) – это разновидность очерка: научного, исторического, критического, публицистического характера. Однако в отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе.
В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом прелесть и трудность жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью формы.
Вероятно, можно отнести к эссе тургеневские стихотворения в прозе, лирические отступления в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, фрагменты из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, где Печорин размышляет над странностями своего характера.
Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление. В этом случае в нем активно используются такие речевые приемы, как вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, расчленение предложения; субъективный характер изложения подчеркивается частым использованием вводных слов.
Отзыв – речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
Отзыв – вторичный текст, передающий впечатление пишущего о книге (спектакле, фильме и др.), мнение о сюжете и героях произведения (без детального разбора).
В зависимости от целей, которые ставит перед собой автор отзыва, различаются их виды. Поделиться своими впечатлениями о литературном произведении и обосновать свое мнение о нем можно в письме. Информировать читателя о книге можно в заметке. Повлиять на чувства, мысли, поведения читателей лучше всего можно в том случае, если написать отзыв в виде обращения.
Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. («Толковый словарь русского языка».)
В рецензии на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения. («Литературный энциклопедический словарь».)
· содержит данные об авторе и его произведении;
· дает анализ произведения, указывает на его общественную значимость;
· оценивает речевое произведение, мастерство писателя;
· представляет собой единство аналитической мысли и глубокой внутренней убежденности критика;
· сочетает концептуальные и эстетические критерии оценки.
Любой человек, пишущий рецензию, должен придерживаться определенных этических правил:
1. Работа рецензента требует большого труда и серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения.
2. По ходу чтения рецензенту следует делать краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного текста.
3. Проверить все цифры, даты, имена, приведенные автором.
4. Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной.
5. Неэтично навязывать автору рецензируемой работы свои вкусы.
6. Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений.
7. Рецензент – не ревизор, получивший задание осуществить внезапную проверку, и не судья, выносящий приговор. В рецензии должна быть выражена позиция ее автора. Авторитет рецензента определяется его компетентностью и доброжелательностью. Поэтому категоричность замечаний (если они даже правильны по существу), нежелание выслушать автора недопустимы.
8. После чтения рецензент должен побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении.
В рецензии обычно дается анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Всё это требует от автора рецензии хорошего знания предмета, того, о чем он пишет, – литературы, театра, кино. Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер, настроение. В рецензии обычно отмечаются художественные особенности произведения (сочинения, спектакля, фильма), его построения, авторского языка.
В рецензии используют публицистический или научный стиль речи. Это зависит от цели, ради которой пишется рецензия. Если цель рецензирования состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей (или зрителей) к произведению, заинтересовать их, то обычно выбирают публицистический стиль. Если же перед рецензентом стоит иная задача – помочь читателю понять книгу или спектакль, помочь автору усовершенствовать сочинение, то рецензия пишется в научном стиле.
Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме. Содержание рецензии составляет анализ произведения; содержание отзыва – общая оценка произведения; содержание эссе – впечатления и раздумья его автора, вызванные восприятием произведения.
Более жесткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.
Как строится научная рецензия.
Урок русского языка в 11 классе по теме»ОЧЕРК. ЭССЕ. РЕЦЕНЗИЯ».
Урок русского языка в 11 классе.
Тема урока. ОЧЕРК. ЭССЕ. РЕЦЕНЗИЯ
Цели : знакомить с особенностями публицистических жанров; развивать умения работать с текстом, совершенствовать
навыки создания собственного текста в заданном стиле.
Тип урока : усвоения новых знаний.
Методы : исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока (с. 272–291, учебник).
Эссе (нескл., ср. р., от франц. essai – буквально опыт) – это разновидность очерка: научного, исторического, критического, публицистического характера. Однако в отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе.
В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом прелесть и трудность жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью формы.
Вероятно, можно отнести к эссе тургеневские стихотворения в прозе, лирические отступления в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, фрагменты из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, где Печорин размышляет над странностями своего характера.
Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление. В этом случае в нем активно используются такие речевые приемы, как вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, расчленение предложения; субъективный характер изложения подчеркивается частым использованием вводных слов.
Отзыв – речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. («Толковый словарь русского языка».)
В рецензии на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения. («Литературный энциклопедический словарь».)
содержит данные об авторе и его произведении;
дает анализ произведения, указывает на его общественную значимость;
оценивает речевое произведение, мастерство писателя;
представляет собой единство аналитической мысли и глубокой внутренней убежденности критика;
сочетает концептуальные и эстетические критерии оценки.
Любой человек, пишущий рецензию, должен придерживаться определенных этических правил :
1. Работа рецензента требует большого труда и серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения.
2. По ходу чтения рецензенту следует делать краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного текста.
3. Проверить все цифры, даты, имена, приведенные автором.
4. Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной.
5. Неэтично навязывать автору рецензируемой работы свои вкусы.
6. Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений.
8. После чтения рецензент должен побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении.
В рецензии используют публицистический или научный стиль речи. Это зависит от цели, ради которой пишется рецензия. Если цель рецензирования состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей (или зрителей) к произведению, заинтересовать их, то обычно выбирают публицистический стиль. Если же перед рецензентом стоит иная задача – помочь читателю понять книгу или спектакль, помочь автору усовершенствовать сочинение, то рецензия пишется в научном стиле.
Более жесткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.
Как строится научная рецензия.
Отзыв, аннотация, рецензия, эссе и другие продукты переработки учебного текста как форма демонстрации навыков слушания и чтения.
Речевая плотность урока (время активной речевой деятельности каждого учащегося в течение урока) является одним из показателей эффективности организации урока /учебного занятия.
Формами демонстрации навыков слушания могут быть изложение, план, конспект, тезисы.
Какая тема обсуждается?
Каково основное утверждение по теме?
Сформулируйте контрутверждение: что, скорее всего, выскажет оппонент для защиты либо для опровержения данного утверждения?
Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы.
Содержит ли этот текст непонятные, сложные или «перегруженные» слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.
Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.
Видите ли Вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.
Является ли полный тезис спорным, но в тоже время приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?
В случае необходимости пересмотрите Ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК-анализа.
Метод ТАСК заставляет обучающихся относиться к текстам и в каче стве читателей, и в качестве соавторов, это помогает им устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств. Сотрудни чество достигается, когда читатель начинает предлагать идеи, допол няющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный автором. Кроме того, ТАСК поощряет читателя установить доброжелательную, но критическую связь с ценностями и убежде ниями автора. Использование ТАСК значительно улучшает способность обучающихся читать и оценивать прочитанное. Это наиболее очевидно проявляется при подготовке к групповой дискуссии в ходе выявления слабых мест в собственных доказательствах, таких, к при меру, как несоответствие материала, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты. Также улучшается их умение составлять доказательства.
Рассмотрим важнейший навык, как составление различных планов. Для того чтобы успешно осуществлять этот вид работы, в каждом кон кретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:
Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение).
Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему из ложения автором информации в целом, а также ход развития каж дой отдельной мысли.
Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.
Определить детализирующую информацию.
Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.
Обычный текст характеризуется тем, что слов пишется гораздо больше, чем это требуется для понимания написанного. Читая, мы интуи тивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы мы уже назвали выше ключевыми.
Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональ ную нагрузку содержания текста.
Тезисный план уже упоминался нами выше, тезисный план можно получить, если попытаться ответить законченными предложениями на вопросы из вопросного плана.
Превратив предложения тезисного плана в номинативные конструк ции, мы получим номинативный план . Номинативный план не отве чает на вопросы, как тезисный, а лишь называет, формулирует ос новные проблемы текста, значит, и является наиболее кратким.
Интересным видом плана является модификация тезисного и номи нативного плана, когда пункты плана представлены в виде цитат по тексту. Такая форма наиболее уместна в том случае, если текст пред ставляет большую художественную ценность.
Первый путь предполагает составление подробнейшего простого плана (для начала можно идти вслед почти за каждым абзацем). Та кой перечень положений, сюжетов, фактов, составляющих текст, подсказывает соответствующую группировку пунктов под общими заголовками.
Можно выделить следующие виды конспектирования, проводимого по тексту:
Линейное конспектирование в форме развернутого тезисного плaнa.
Построение кластера с текстовыми вставками.
Построение табличной формы конспекта, например в вопросно-ответной форме.
Построение конспекта на основе опорных сигналов.
Составлять или не составлять конспект- вопрос индивидуального стиля обучения, выработанного обучаемым. Очевидно, что если чи тающий работает с текстом, который в будущем будет недоступен во всей своей полноте (книгу необходимо вернуть владельцу; нераци онально хранить такую объемную информацию в несжатом виде), то конспект является настоятельной необходимостью.
В том случае, когда обучающиеся получают в индивидуальный дос туп учебные книги, в которых может идти вся необходимая работа, процедура конспектирования может быть заменена графической разметкой текста. К формам такой разметки относятся: подчеркивания, выделение цветом, маркировка специальными значками и т.д.
Инсерт (интерактивная система записи)
Работа по этой методике осуществляется в четыре этапа:
1 этап. Обучающимся предлагается система маркировки текста, что бы подразделить заключенную в нем информацию следую щим образом:
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них инте ресным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
2 этап. Читая текст, обучающиеся маркируют соответствующим зна ком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудито рии, при этом тьютор может давать свои комментарии по ходу чтения.
3 этап. Обучающимся предлагается систематизировать информацию, поместив ее в соответствии со своими маркировками в сле дующую таблицу:
4 этап. Последовательное обсуждение каждого столбца таблицы.
Предметная область использования: учебные тексты с большим ко личеством фактов и сведений. Инсерт способствует развитию ана литического мышления, является средством отслеживания понима ния материала. Очевидно, что его этапы соответствуют трем стади ям: вызова, осмысления, размышления.
Методика «Плюс, минус, интересно».
временем, которое на него тратится;
умением строить логические композиции (например, вызов, из ложение тезисов, аргументация, выводы);
художественным даром автора, выразительностью речи, богатством привлекаемого культурного контекста.
Рассмотрим несколько методов графической организации текста. Заметим, что графическая организация текста для многих обучающихся является необходимой в силу специфики их способа воспри ятия информации.
Наиболее популярным из современных методов является кластер.
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, которые являются «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы, («планета и ее спутники»).
3. Эти слова или предложения соединиться прямыми линиями с «сер дцем» текста. У каждого из «спутников», в свою очередь, тоже по являются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает раз мышления, определяет информационное поле данного текста.
Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами со блюдать следующие правила:
Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю вооб ражению и интуиции.
Продолжать работу, пока не закончится время или пока идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше логических связей. Не следовать заранее определенному плану.
Заметим, что кластерная схема не является строго логической. Она по зволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание, в отдельные схемы.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе размышления (рефлексии), может быть способом мотивации мысли тельной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам изучения материала. В зависимости от цели тью тор может организовать индивидуальную самостоятельную работу обучающихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование клас теров возможно при анализе текстов практически любой природы.
заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материа лам текста;
описание логики построения таблицы;
построение таблицы по образцу, т. е. когда заполнены только пер вый столбец первая строка.
Приведем еще несколько интересных приемов, связанных с состав лением таблиц.
Двойной дневник дает возможность обучающимся тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда обучающиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Оформление двойного дневника ведется следующим образом. Лист делится по полам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспомина ния или ассоциации с эпизодами из собственной жизни; возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта, что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой сто роны записываются комментарии: Что заставило выписать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?
«Знаю, хочу узнать, узнал». (Д. Огле)
Итак, читая текст, обучающиеся должны время от времени останав ливаться и делать подобные записи в двойном дневнике. Конечно, такой прием заставляет их быть более внимательными к прочитан ному, причем тьютор может договориться с ними о конкретном ко личестве фрагментов, которые будут взяты из текста.
Еще одним интересным приемом является составление таблицы, ко торую автор назвал так: «Знаю, хочу узнать, узнал». (Д. Огле, 1996):
Эта таблица предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй стол бцы: «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом обучающиеся заполняют стол бец «Узнал».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания столбцов
Сочинения-миниатюры
Сочинения-этюды
Этюд – набросок, литературный или научно-философский очерк. Стилистические этюды – это небольшие самостоятельные высказывания учащихся, принадлежащие разным стилям и жанрам. Обычно они представляют собой какую-нибудь часть сочинения (описание, рассуждение-эссе, повествование, характеристику), хотя могут выступать и как небольшие законченные речевые произведения учащихся малого размера (заметка в газету, короткий репортаж, лирическая миниатюра, миниатюрный рассказ). Удобные по своим размерам, они дают возможность четко определить понятие абзаца, микротемы, видов связи предложений в них, интонации целого текста. В стилистическое задание прежде всего должно входит указание на требуемые стиль и жанр речи.
Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.Какие элементы можно выделить в тексте аннотации?
Автор. 2 Название. 3– издательство, 4 – год издания. 5– количество страниц. 6 – наличие иллюстраций.
– жанр произведения; действующие лица; время и место действия; краткое содержание; тема;
2. Часть, в которой обосновывается высказанная оценка.
Сочинение-рецензия — вид работы по литературе, который практикуется в старших классах как в процессе обучения, так и на выпускных (переводных) экзаменах.
Рецензия может быть написана на сочинение школьника, фильм, спектакль, литературный концерт, но чаще всего на самостоятельно прочитанное произведение литературы.
Как правило, рецензируются новые произведения, литературные «новинки», однако в школьной практике встречается более широкий подход к рецензии (предлагается рассматривать литературу двух-трех последних десятилетий или даже XX века в целом).
Учащемуся (выпускнику), пишущему рецензию, необходимо в первую очередь различать такие жанры школьного сочинения, как рецензия и отзыв.
Развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера о произведении искусства, содержащее мнение и аргументацию пишущего отзыв
Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого — анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы
Поделиться впечатлением о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, участвовать в обсуждении.
1) Дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.
2) То же, что в отзыве
Автор отзыва объясняет свой интерес к произведению личными пристрастиями, а также общественной значимостью поднятых в произведении проблем, их актуальностью.
Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях.
Литературные герои, как правило, рассматриваются как человеческие характеры, типы; дается оценка с морально-этических, нравственных позиций, взаимоотношений персонажей, их поведения. Вывод отражает жизненную позицию автора сочинения, его личностные качества, отношение к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении
В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось — не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т. д.).
Самостоятельность мышления автора рецензии определяется не столько формой высказывания («я думаю. », «по моему мнению. »), сколько индивидуальностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоциаций, убедительностью аргументов.
Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статье
1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем;
2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды;
3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;
4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным).
1) Анализ названия (семантика, аллюзии, ассоциации).
2) Способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные особенности и их художественная роль. 3) Характеристика проблематики, художественного конфликта и его движения в развитии сюжета.
4) Авторский подбор системы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания характеров.
Работа над отзывом и рецензией как оценочными высказываниями, с одной стороны, позволит обогатить словарный запас и грамматический строй речи средствами выражения оценки. С другой стороны, обучение отзыву и рецензии даст возможность совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания. Владение жанром рецензии требует глубокого осмысления материала, его критической оценки, доказательности, логичности, способствует развитию чтения и говорения, повышению вашей речевой культуры и интеллектуальному развитию. Итак, работа над отзывом и рецензией как оценочными высказываниями, с одной стороны, позволит обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся средствами выражения оценки. С другой стороны, обучение отзыву и рецензии даст возможность совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания.
Итак, работа над отзывом и рецензией как оценочными высказываниями, с одной стороны, позволит обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся средствами выражения оценки. С другой стороны, обучение отзыву и рецензии даст возможность совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания.
В процессе работы появляется возможность показать школьникам, как в пределах одного жанра можно изменить стилевые характеристики текста. Например, существенно различаются отзыв и рецензия на материале научной статьи, монографии и на материале просмотренного фильма, спектакля …
Также в процессе учебной деятельности каждый учитель на каждом уроке должен формировать навыки работы с учебной информацией, включая такие обязательные её виды, как аннотация, отзыв, рецензия, эссе, план, конспект, тезисы.