Рэй брэдбери что прочитать
Что почитать у Рэя Брэдбери
Рассказываем о лучших произведениях великого писателя
Рэй Брэдбери — один из самых знаменитых, но при этом и самых «нераскрытых» писателей нашего времени. Его потрясающая работоспособность и любовь к новому на долгие годы обеспечили фанатам список для чтения.
Мы решили вспомнить лучшие произведения мастера и разобраться в жанрах, в которых он пробовал свои силы.
Научная фантастика
Именно с этого направления Брэдбери начал свою писательскую карьеру. В 1937 году он уже входил в «Лигу научных фантастов» и активно публиковал рассказы в различных журналах. Мировую известность Брэдбери также принесла научная фантастика: в 1953-м в журнале Playboy увидела свет антиутопия «451 градус по Фаренгейту», собравшая большое количество литературных премий.
Еще раньше появились «Марсианские хроники» — роман, больше похожий на сборник коротких рассказов, нежели на цельное произведение. Его первая публикация состоялась в 1950 году, туда вошли и новеллы 1940-х. Книга поднимает множество тем, волновавших американское общество той эпохи, но актуальных до сих пор: угроза ядерной войны, проблемы расовой дискриминации и цензуры, тоска по жизни, близкой к природе.
Детективы
Увлечение Брэдбери голливудским нуаром и любовь к литературным экспериментам дали свои результаты: в 1985 году он опубликовал роман, считающийся его первым детективом. «Смерть — дело одинокое» — это атмосферная история о череде убийств в калифорнийской Венеции. О том, что все эти преступления связаны между собой, догадывается таинственный писатель, имени которого мы, читатели, так и не узнаем. А распутывать это дело предстоит молодому детективу Элмо Крамли, тоже пробующему себя в литературе.
В триллере «Смерть — дело одинокое» Брэдбери вернулся к любимой теме зловещего карнавала, которую уже опробовал в 1962-м в мистическом хорроре «Надвигается беда». А свою «детективную линию» писатель продолжил романами «Кладбище для безумцев» и «Давайте все убьем Констанцию». Все три книги объединены в условную «Голливудскую трилогию».
Учебники
Собственно говоря, у Рэя Брэдбери он только один. Зато какой! Достигнув успеха на литературном поприще, писатель решил поделиться секретами мастерства со своими читателями — и сделал это еще до того, как направление стало мейнстримом.
Что касается самого автора, то для него «Дзен в искусстве написания книг» стал чем-то вроде терапии, во время которой Брэдбери разбирался в природе писательского мастерства. Вместе с автором «Вина из одуванчиков» вы узнаете, как сделать «раскадровку хайку» и «как удержать и накормить музу».
Автобиографическая проза
Будем честны, почти в каждой книге того или иного писателя есть черты его прошлого. Но Брэдбери не стал ограничиваться намеками и поэтизировал свое детство и юность. Повести «Вино из одуванчиков», «Лето, прощай» и рассказы сборника «Летнее утро, летняя ночь» — это уютные истории о взрослении.
Изначально Брэдбери намеревался опубликовать весь цикл под обложкой «Лето, прощай». Но его редактор, однофамилец Уолтер Брэдбери, предложил «разорвать книгу» на две части. В итоге «Вино из одуванчиков» вышло в 1957 году, а «Лето, прощай» — аж в 2006-м. 27 рассказов, не вошедшие ни в один из этих текстов, были опубликованы в 2008-м. А если и это вы уже прочли, то обратите внимание на сборник «Гринтаун. Мишурный город», в который включены автобиографические новеллы, стихотворения и рисунки знаменитого писателя.
Мистические хорроры
Мистика, пожалуй, последнее, с чем ассоциируется проза Брэдбери. Однако и таких произведений у него немало. Сам писатель свято верил в то, что его прабабушка была одной из ведьм, сожженных во время Салемского процесса, и в своих произведениях любил возвращаться к сверхъестественным сюжетам. Чтобы поближе познакомиться с Брэдбери-мистиком, читайте романы «Из праха восставшие», «Надвигается беда», а также сборники «Октябрьская страна» и «Машина до Килиманджаро».
Рассказы и романы Рэя Брэдбери — в порядке возрастания восторга: рейтинг Esquire
Давайте все убьем Констанцию (Let’s All Kill Constance) (2002)
Как подлинный мастер Рэй Брэдбери не ограничивал себя рамками одного жанра. Помимо прочего его перу принадлежит и несколько детективных романов. «Давайте все убьем Констанцию» завершает так называемую «венецианскую трилогию» писателя. Историей кинодивы Констанции Раттиган он отдает дань своей любви к кинематографу, так что повествование пестрит голливудскими реалиями и названиями фильмов. А вот собственно детективная интрига в романе отходит на второй план.
Зелёные тени, Белый Кит (Green Shadows, White Whale) (1992)
После успешной экранизации «Ревуна» — одного из ранних рассказов писателя, в котором фигурировало морское чудовище, Брэдбери пригласили написать сценарий по роману Германа Мелвилла «Моби Дик». Работать над сценарием для легендарного режиссера Джона Хьюстона пришлось в Ирландии, где писатель провел несколько месяцев. Впечатления от этой поездки, от страны и ее обитателей, сначала с неизбежностью воплотились в несколько рассказов, а затем, спустя несколько десятилетий, составили основу этой книги.
Дзен в искусстве написания книг (Zen in the Art of Writing) (1990)
Сборник эссе разных лет приоткрывает перед читателями дверь в творческую лабораторию писателя. Брэдбери не скупится на подробности, рассказывая истории создания и появления на свет тех или иных произведений, рассуждает о превратностях людских и книжных судеб и даже рассказывает о своем творческом методе. Искать в книге практические рекомендации и «творческие инструменты» бесполезно, зато это прекрасная возможность познакомиться с Брэдбери как с писателем и как с человеком.
Темный карнавал (Dark Carnival) (1947)
«Темный карнавал» стал первой книгой молодого писателя. В авторский сборник вошли рассказы, публиковавшиеся в различных журналах, с которыми сотрудничал Брэдбери. И — в полном соответствии с названием сборника — рассказы эти атмосферные и мрачные. Недаром издан сборник был в издательстве Arkham House, которое возглавлял Август Дерлет, любитель хоррора и поклонник Говарда Филлипса Лавкрафта.
Некоторые рассказы из сборника позднее были переписаны Брэдбери, что позволяет увидеть, как развивалось и росло его писательское мастерство.
Что-то страшное грядет (Something Wicked this Way Comes) (1962)
И снова карнавал. Бродячий цирк приходит в Гринтаун, провинциальный американский городок, накануне Хэллоуина. Двое подростков, Джим Найтшейд и Вилл Хэлоуэй, противостоят одному из владельцев карнавала, мистеру Мраку, который, как водится, задумал недоброе.
Роман родился из нереализованного сценария, написанного для Джина Келли и стал первым у Брэдбери, с единым и цельным сюжетом, не распадающимся на фрагменты-рассказы. Впоследствии фильм был снят, уже другим режиссером, но особой славы у зрителей и критиков не снискал. А вот роман считается классической историей «темного» Брэдбери.
Человек в картинках (The Illustrated Man) (1951)
Еще один авторский сборник. Восемнадцать рассказов, объединенных прологом, в котором рассказчик описывает свою встречу с «человеком в картинках». За каждой картинкой-татуировкой скрывается собственная история.
Их действие разворачивается в игровой комнате, где оживают африканские львы, поджидающие добычу, и в космических пространствах, где друг от друга живым калейдоскопом разносятся выжившие после катастрофы космонавты. На Венере, где льют бесконечные дожди, и на Марсе, где священник стремится обратить туземцев в земную веру.
Один из лучших сборников в литературном наследии Брэдбери.
Вино из одуванчиков (Dandelion Wine) (1957)
Лиричная история взросления подростка в американском провинциальном городке начала прошлого века. Все произведения Брэдбери хранят в себе отпечаток его личных переживаний, но эта в наибольшей степени автобиографична. Так, под названием Гринтаун в книге выведен родной для Брэдбери Уокиган, в Иллинойсе. А семья Сполдингов отображает семью самого писателя.
Притяжение памяти работает без отказов, и читатель переносится в мир прошлого, окутанный теплой ностальгией. Писатели нередко обращаются к теме собственного детства. Из всех историй у Брэдбери эта — самая лиричная и волшебная.
Марсианские хроники (The Martian Chronicles) (1950)
Не технические детали, а поэтические образы. Не исторические хроники, а скорее легенды и предания о том, как была завоевана Красная планета: от первых экспедиций (три из них закончились неудачей) до переселения на Марс землян, бегущих от ядерной войны. Множество рассказов-фрагментов, составивших «Марсианские хроники», продемонстрировали возможности Брэдбери как писателя — тонкого лирика, мастера страшных историй и внимательного наблюдателя за чужой (выдуманной) культурой.
Именно «Марсианскими хрониками» Рэй Брэдбери ворвался на литературный небосвод, а заодно создал новую мифологию для начинающейся космической эры.
451° по Фаренгейту (Fahrenheit 451) (1953)
Жечь было наслаждением. Так начинается самый известный из романов Рэя Брэдбери. Антиутопия, в которой пожарные призваны не тушить пожары, а сжигать книги. Впрочем, не стоит воспринимать костры из книг буквально. В написанном позднее послесловии Брэдбери специально уточнит, что сжигать книги можно разными способами.
Роман, написанный в подвале библиотеки Калифорнийского университета, пропитан любовью к книгам, а заодно страхом автора перед гибелью — то ли исчезновением, то ли уничтожением — культуры. Подмены ее телевизионными стенами и убаюкивающими наушниками-«ракушками». Оставленности за ненадобностью в мире удобных гаджетов и высоких скоростей.
За минувшие без малого семьдесят лет роман актуальности не утратил, даже наоборот — свидетельством тому несколько экранизаций, среди которых и советский телеспектакль, театральные представления и постоянные переиздания книги.
Да и сам Брэдбери гордился этим романом. Волей автора его название, Fahrenheit 451, выбито на могильной плите писателя.
Топ-10 лучших книг Рэя Брэдбери
Американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери подарил нам множество удивительных произведений и миров. Мы путешествовали в прошлое и будущее, встречались с внеземными цивилизациями, летали на Марс и с болью смотрели как «пожарные» сжигали книги. Но все равно, каждый раз мы с нетерпением открываем его книги, готовые к очередному путешествию в необыкновенные миры.
Романы, рассказы, повести Брэдбери известны во всем мире, и мы попытались собрать для вас ТОП-10 книг, без преувеличения, великого писателя, которые стыдно не прочитать.
«И грянул гром»
Наверное, один из самых знаменитых фантастических рассказов Рэя Брэдбери «И грянул гром» рассказывает об охотнике, который отправился в мезозойскую эру и случайно раздавил бабочку. Такая маленькая деталь становится причиной радикальных и грандиозных изменений в будущем.
У Брэдбери получилось в небольшой рассказ вложить глубокий смысл, заставить задуматься о том, как важен каждый наш шаг для будущих, и даже настоящих поколений. Этакое предупреждение в форме понятной всем. Если вы только начинаете свое знакомство с творчеством Рэя Брэдбери, то определенно стоит начать именно с этого прекрасного произведения.
«451 градус по Фаренгейту»
Страшен мир, где победила бездуховность, где книги подлежат сожжению специальным отрядом «пожарных», где инакомыслие успешно уничтожается карательной психиатрией, а умами людей владеет интерактивное телевидение. Беспросветная картина, которая ужасает, потому что это действительно страшно оказаться в мире, в котором личность людей уничтожается властью.
Рэй Брэдбери прекрасно передает переживания и чувства героев, у него получается раскрыть их, показать в цвете. Он создал прекрасный роман, актуальный во все времена, благодаря прекрасному сюжету и его философской составляющей.
«Марсианские хроники»
Роман, который принес Рэю Брэдбери общемировую известность вышел в 1950 году и с того времени переиздавался множество раз. И в этом нет ничего удивительного.
Марсианские хроники — сборник различных историй, связанный одной большой темой. И тема эта не столько «колонизация Марса», хотя эта планета, безусловно, играет свою роль, она больше о землянах, столкнувшихся с иной цивилизацией. Что из этого выйдет? Какой будет итог? Будут ли земляне, со своими мелкими страхами и предрассудками, готовы к такому контакту?
«Канун всех святых»
Когда тяжелые свинцовые тучи затянут небо, а осень раскрасит листья в желтый, оранжевый и красный, тогда рядом со старым домом вырастет дерево, которое плодоносит тыквами. Именно там, в этом необычном месте, вы найдете его, Мистера Смерча, и он покажет вам истинный дух Хеллоуина, как показал мальчишкам, отправившимся на поиски друга.
Мистическая повесть Брэбери, где вы сможете окунуться в историю одного из самых важных американских праздников — Хеллоуина. Но не подумайте, что вам будет скучно. Нет, совсем нет. Это яркое, красочное произведение: оно захватывает и пьянит. Читать его лучше с чашкой ароматного чая в тоскливый дождливый день.
«Смерть — дело одинокое»
В маленьком городке Венеция происходит странное убийство: на дне канала в львиной клетке находят тело старика. И это только начало. Количество жертв растет, и никто не может понять, что происходит, потому что нет никакой связи между убитыми. И тут на сцену выходят главные герои: следователь Элмо Крамли и немного странный начинающий писатель.
Роман Рэя Брэдбери «Смерть — дело одинокое» с неторопливым, тягучим повествованием захватывает внимание необычной детективной историей в стиле нуар. И вы сполна насладитесь вязкой атмосферой дождливых дней, цинизма, мистики и депрессии.
«Кладбище для безумцев. Еще одна повесть о двух городах»
Роман входит в условную трилогию и является продолжением книги «Смерть — дело одинокое». Мы встречаемся со знакомыми героями и погружаемся в жанр детективного-романа прочно связанного с мистическими явлениями.
В Голливуде в полночь на вечеринке по случаю Хеллоуина писатель-фантаст и сценарист, он же главный герой, и поговаривают, что альтер-эго самого Брэдбери, видит, как погибает студийный магнат в такую же ночь, но только 20 лет назад. И нам, вместе с рассказчиком, предстоит узнать, что же произошло на самом деле и, конечно, разобраться в этом странном деле.
«Давайте все убьем Констанцию»
Завершающая книга трилогии, в которую входит «Смерть — дело одинокое» и «Кладбище для безумцев. Еще одна повесть о двух городах». Сюжет романа довольно интригующий и начинается с того, что наш рассказчик встречается с Констанцией Раттиган, стареющей голливудской актрисой. Она приходит в обнимку с телефонным справочником и записной книгой, где фамилии помечены крестом — эти вещи она (Констанция) получила по почте. Угроза это или нечто другое? Вот что предстоит выяснить героям. И знаете, что самое странное? Все люди из списка умирают, после того как их навещают. Что дальше? Читайте в книге.
Яркие запоминающиеся образы героев, закрученная детективная линий и голливудские тайны — все это вы найдете в романе «Давайте все убьем Констанцию».
«Зеленые тени, Белый Кит»
«Зеленый тени, Белый Кит» во многом автобиографичная история и от этого она становится еще более притягательной. Писатель приезжает в Ирландию по приглашению, чтобы написать сценарий для экранизации «Моби Дика» и влюбляется в эту прекрасную страну.
Весь роман строится вокруг главного героя, мы наблюдаем за его становлением, за взрослением и погружением в ирландскую культуру.
Брэдбери говорил, что именно эта книга признание в любви к Ирландии и ее жителям и в это совсем не сложно поверить. Воспоминания в книге мягко переплетаются с вымыслом, и нет никакого смысла судить автора за фантазии. Потому что роман тонкий, прекрасный, позволяет нам посмотреть на Ирландию и ее жителей глазами восхищенного писателя.
«Человек в картинках»
Ранний сборник фантастических рассказов Рэя Брэдбери, которые связаны между собой единой сюжетной линией — историей о человеке, покрытого удивительными татуировками. Они оживают перед зрителями, показывают нам различные миры и даже предсказывают будущее.
Рассказы читаются легко, взгляд бежит по страницам, чтобы узнать к какому на этот раз финалу нас готовит автор. Конец каждой истории здесь всегда непредсказуем и конечно содержит в себе глубокую философию, за которую мы любим и ценим Брэдбери. И хотя сборник не слишком большой, после него остается приятное послевкусие, свойственной настоящей хорошей литературе.
«Из праха восставшие»
Немного гротескная, но все же очаровательная история семьи Эллиот предстанет перед нами на страницах романа «Из праха восставшие». Мы встречаем здесь тысячу-раз-прабабушку Нэф, которая на самом деле мумия, миловидную Сеси, чье сознание способно творить удивительные вещи, вампиров, призрачных пассажиров и обычного мальчика Тимоти.
Рэй Брэдбери писал роман более полувека и в его основу положил рассказы, которые нам уже знакомы: «Семейная встреча», «К западу от октября», «Дядюшка Эйнар» и другие. Он сумел сотворить семью, не уступающую семейке Аддамсов и поэтому читать книгу одно удовольствие. Не пожалейте времени на то, чтобы насладиться летописью семьи Элллиот.
10 рассказов Рэя Брэдбери, которые заставят тебя переосмыслить свои жизненные ценности
Но отдельное внимание стоит уделить его коротким рассказам, в которых Брэдбери размышляет о главных ценностях человечества, его страхах, безграничных возможностях и ошибках.
В общем, мы собрали лучшие рассказы писателя, которые можно прочесть за 5–10 минут, но которым под силу изменить всю твою жизнь или хотя бы отношение к ней.
1. «Ржавчина»
Его стремление к миру во всем мире остается непонятым; кто-то и вовсе считает, что сержант просто сошел с ума.
2. «Улыбка»
В двух словах: Люди разучились видеть прекрасное.
Рассказ повествует о печальном конце одного из величайших шедевров живописи. В будущем люди признали его уродливым и даже пришли к выводу, что он, как пережиток прошлого, достоин уничтожения.
В своем желании избавиться от всего, что напоминало бы о прошлой «ограниченной» цивилизации, люди дошли до безумия, лишив себя элементарных ценностей и постепенно начав превращаться в варваров.
Из всей огромной толпы, собравшейся на площади, лишь один маленький мальчик был восхищен улыбкой таинственного лица с картины. Чья же улыбка произвела на детскую душу неизгладимое впечатление?
3. «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого»
В двух словах: Один костюм переворачивает сразу 6 жизней.
Один из самых мощных рассказов Брэдбери. Шестеро друзей покупают красивый костюм цвета сливочного мороженого. Этот костюм они носят по очереди, стараясь относиться к нему как к сокровищу, и с удовольствием отмечают то, как он меняет их судьбы к лучшему.
Но в конце рассказа встает вопрос: так ли важен хороший костюм, чтобы тебя любили и уважали, или дело все-таки совершенно в другом? Может, костюм имел значение лишь для самих друзей, а вовсе не для окружающих?
4. «Ревун»
В двух словах: У одиночества есть звук.
Представь маяк возле мыса, который по ночам издает протяжный рев. Смотритель делится с рассказчиком поразительной историей: оказывается, каждый год к маяку приплывает огромный динозавр, живущий в морских глубинах уже миллионы лет.
Это чудище ревет вместе с маяком, и в его зове слышно все накопившееся отчаяние: динозавр — последний из своего рода и обречен на вечное одиночество.
В одну из ночей динозавр разрушает маяк, видимо осознав, что он не живое существо. Чудище решает уничтожить то, что давало ему надежду, чтобы прекратить свои мучения.
Рассказ пропитан философскими размышлениями о человеческом одиночестве, помогая осознать силу такого прекрасного и одновременно разрушающего чувства, как любовь.
5. «Электрическое тело пою!»
В двух словах: Дети помнят, как родилась их бабушка.
Будущее для Брэдбери представлялось именно таким — роботизированным и автоматизированным везде, где это возможно. Вот и в своем рассказе «Электрическое тело пою!» писатель решает показать влияние прогресса на примере обыкновенной семьи.
Отец семейства решает приобрести экспериментальный «агрегат» — электронную бабушку, которая создана для заботы о маленьких детях. Тем более одна из корпораций сильно продвинулась в создании очеловеченных машин.
В этой прекрасной истории о дружбе человека и машины есть только одно «но»: дети растут и даже стареют, снова становясь беспомощными, а бабушка — нет.
В общем, одна из главных идей рассказа — безграничные возможности человека, которые нужно направлять в правильное русло. Ну и превосходство изобретений над изобретателем, во всех смыслах.
6. «Будет ласковый дождь»
В двух словах: Робот читает стихи, но слушать их уже некому.
Один из самых известных научно-фантастических рассказов. История о последствиях катастрофы: город был уничтожен ядерным смерчем, но в уцелевшем доме «жизнь» продолжается. Умный дом заправляет постели, моет посуду, готовит обеды, обращается к хозяевам, не подозревая, что от них ничего не осталось.
Это отличная зарисовка возможного сценария гибели человечества, если люди всерьез не задумаются о том, что творят.
7. «Калейдоскоп»
В двух словах: О чем вспомнить, когда жить осталось несколько часов.
О чем думают люди в последние минуты своей жизни, о чем жалеют, о чем безумно хотят поговорить? Этот поразительный рассказ шокирует, но вместе с тем заставляет задуматься о жизни и своих ценностях.
8. «Икар Монгольфье Райт»
В двух словах: Люди научились летать.
Рассказ о пилоте ракеты, который решил поспать перед своей первой экспедицией на Луну. Во снах он видит все значимые полеты за всю историю человечества. Люди обуздали стихию и научились летать, как мечтали об этом еще с легенд об Икаре.
Эта зарисовка Брэдбери получилась немного абстрактной, но в этом ее плюс. Главная мысль рассказа: человеческие возможности безграничны, и, если ты действительно чего-то хочешь, тебя не в силах удержать даже земное притяжение.
9. «И грянул гром»
В двух словах: Герой раздавил бабочку в прошлом, изменив свое настоящее.
Рассказ, послуживший основой для фильма «Эффект бабочки». О том, как одна-единственная мелочь может изменить весь ход истории.
10. «Я никогда вас не увижу»
В двух словах: Они поняли свои чувства в тот момент, когда попрощались навсегда.
Приветливая, но строгая хозяйка и вежливый жилец. Они такие разные, но провели под одной крышей так много времени, что успели друг к другу привыкнуть. Но в тот момент, когда полицейские привели мистера Рамиреса для того, чтобы он собрал свои вещи и отправился обратно в Мексику, герои начинают осознавать, что больше никогда не увидятся.
История о том, как грустно осознавать свою любовь к кому-то, когда вам не суждено больше быть рядом.