Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество». Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.
Boxer сообщений: 119 в Клубе: 3237 дней [banned]
19.03.2013 23:21:34 | Re[Dexter384]:
Определение «четкость» используется только в некоторых книгах\статьях и подменяет понятие «резкость». Резкости на нечеткой фотографии не существует. И наоборот.
Domin сообщений: 4298 фотографий: 12 в Клубе: 4677 дней [banned]
20.03.2013 00:53:59 | Re[Dexter384]:
Резкость от чёткости отличается только более высокой пространственной частотой. Иногда более чётким называют более контрастное изображение при одинаковой резкости. ИМХО.
Исправлено Domin 20.03.2013 00:55:11
Хрюнь Манюнь сообщений: 161 возраст: 46 лет в Клубе: 3259 дней Рига
20.03.2013 02:44:38 | Re[Boxer]:
Boxer писал(а):
Юрий Трубников модератор форума сообщений: 50292 фотографий: 300 в Клубе: 7002 дня Москва
20.03.2013 03:06:42 | Re[Domin]:
Domin писал(а):
AP сообщений: 8537 фотографий: 100 в Клубе: 6544 дня
20.03.2013 08:55:51 | Re[Boxer]:
Первый раз слышу о существовании понятия четкости.
AP сообщений: 8537 фотографий: 100 в Клубе: 6544 дня
20.03.2013 13:25:39 | Re[фоторулюбитель]:
Плохое описание. В обычных формализованных терминах в этой статье рассматривается понятие резкости и разрешения. При этом не дано ни одного формализованного определения, ни одного понятия. На картинке иллюстрирующей понятие резкости без объяснения введено понятие четкость. Т.е. нет никакой ясности. Я бы на месте Dexter384 побежал бы прочитав эту статью сюда задавать вопросы, которые он и задал. Т.е. текст не разрешает проблемы, а создает, возможно это следствие некачественного перевода исходника.
в статье рассматривается понятие чёткости и разрешения. — как основных составляющих резкости
На воспринимаемую резкость изображения влияют два фундаментальных фактора: разрешение и чёткость.
что такое чёткость? — Чёткость описывает степень размытия границ, так что высокая чёткость подразумевает резкие, чётко видимые границы.
что такое разрешение? Разрешение описывает способность камеры отделить близко расположенные элементы друг от друга, на примере близко расположенных вертикальных линий, показанных выше.
Исправлено фоторулюбитель 20.03.2013 13:42:31
А четкости можно добиться, как уже говорили коллеги, чисто прикладными средствами, степень выражения которых субъективно будет восприниматься как возросшая четкость.
AP сообщений: 8537 фотографий: 100 в Клубе: 6544 дня
20.03.2013 15:14:20 | Re[фоторулюбитель]:
— Чёткость описывает степень размытия границ, так что высокая чёткость подразумевает резкие, чётко видимые границы.
В оптической литературе этому понятию соответствует понятие «резкость» или даже «(по)граничная (не)резкость», понятие четкость в отечественной оптической литературе отсутствует.
Опять же чем это определение: — Резкость описывает различимость деталей на фотографии отличается от?: —Разрешение описывает способность камеры отделить близко расположенные элементы друг от друга.
Чем «отделение элементов», отличается от «различимости деталей»?
Получается, что в статье пытаются ввести некое общее понятие резкости, включающее и граничную резкость и разрешение при этом четкой формализации понятия нет(хотя обычно в отечественной литературе под резкость понимают граничную резкость), а потом еще вводят понятие четкости, которое в отечественной литературе называется граничной резкостью и только разрешению дано определение близкое обще принятому, вот и получается путаница.
Мне гораздо ближе вот такое отношение.
Perka Fluviatilis сообщений: 3060 возраст: 51 год в Клубе: 3918 дней
20.03.2013 15:37:35 | Re[Dexter384]:
В догонку, чем отличается Sharpening и Clarity. И как они соотносятся с субжем.
7D
Вот попробовать на такой картинке до предела увеличить резкость (шарпинг) всего и вся. Думаю воображения надо не очень много, чтобы представить, что будет с субъективным восприятием такой зашарпленной картинки, где все объекты потонут и потеряются в общем фоне режущих глаз РЕЗКИХ мелочей.
Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество». Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.
Boxer сообщений: 119 в Клубе: 3237 дней [banned]
19.03.2013 23:21:34 | Re[Dexter384]:
Определение «четкость» используется только в некоторых книгах\статьях и подменяет понятие «резкость». Резкости на нечеткой фотографии не существует. И наоборот.
Domin сообщений: 4298 фотографий: 12 в Клубе: 4677 дней [banned]
20.03.2013 00:53:59 | Re[Dexter384]:
Резкость от чёткости отличается только более высокой пространственной частотой. Иногда более чётким называют более контрастное изображение при одинаковой резкости. ИМХО.
Исправлено Domin 20.03.2013 00:55:11
Хрюнь Манюнь сообщений: 161 возраст: 46 лет в Клубе: 3259 дней Рига
20.03.2013 02:44:38 | Re[Boxer]:
Boxer писал(а):
Юрий Трубников модератор форума сообщений: 50292 фотографий: 300 в Клубе: 7002 дня Москва
20.03.2013 03:06:42 | Re[Domin]:
Domin писал(а):
AP сообщений: 8537 фотографий: 100 в Клубе: 6544 дня
20.03.2013 08:55:51 | Re[Boxer]:
Первый раз слышу о существовании понятия четкости.
AP сообщений: 8537 фотографий: 100 в Клубе: 6544 дня
20.03.2013 13:25:39 | Re[фоторулюбитель]:
Плохое описание. В обычных формализованных терминах в этой статье рассматривается понятие резкости и разрешения. При этом не дано ни одного формализованного определения, ни одного понятия. На картинке иллюстрирующей понятие резкости без объяснения введено понятие четкость. Т.е. нет никакой ясности. Я бы на месте Dexter384 побежал бы прочитав эту статью сюда задавать вопросы, которые он и задал. Т.е. текст не разрешает проблемы, а создает, возможно это следствие некачественного перевода исходника.
в статье рассматривается понятие чёткости и разрешения. — как основных составляющих резкости
На воспринимаемую резкость изображения влияют два фундаментальных фактора: разрешение и чёткость.
что такое чёткость? — Чёткость описывает степень размытия границ, так что высокая чёткость подразумевает резкие, чётко видимые границы.
что такое разрешение? Разрешение описывает способность камеры отделить близко расположенные элементы друг от друга, на примере близко расположенных вертикальных линий, показанных выше.
Исправлено фоторулюбитель 20.03.2013 13:42:31
А четкости можно добиться, как уже говорили коллеги, чисто прикладными средствами, степень выражения которых субъективно будет восприниматься как возросшая четкость.
AP сообщений: 8537 фотографий: 100 в Клубе: 6544 дня
20.03.2013 15:14:20 | Re[фоторулюбитель]:
— Чёткость описывает степень размытия границ, так что высокая чёткость подразумевает резкие, чётко видимые границы.
В оптической литературе этому понятию соответствует понятие «резкость» или даже «(по)граничная (не)резкость», понятие четкость в отечественной оптической литературе отсутствует.
Опять же чем это определение: — Резкость описывает различимость деталей на фотографии отличается от?: —Разрешение описывает способность камеры отделить близко расположенные элементы друг от друга.
Чем «отделение элементов», отличается от «различимости деталей»?
Получается, что в статье пытаются ввести некое общее понятие резкости, включающее и граничную резкость и разрешение при этом четкой формализации понятия нет(хотя обычно в отечественной литературе под резкость понимают граничную резкость), а потом еще вводят понятие четкости, которое в отечественной литературе называется граничной резкостью и только разрешению дано определение близкое обще принятому, вот и получается путаница.
Мне гораздо ближе вот такое отношение.
Perka Fluviatilis сообщений: 3060 возраст: 51 год в Клубе: 3918 дней
20.03.2013 15:37:35 | Re[Dexter384]:
В догонку, чем отличается Sharpening и Clarity. И как они соотносятся с субжем.
7D
Вот попробовать на такой картинке до предела увеличить резкость (шарпинг) всего и вся. Думаю воображения надо не очень много, чтобы представить, что будет с субъективным восприятием такой зашарпленной картинки, где все объекты потонут и потеряются в общем фоне режущих глаз РЕЗКИХ мелочей.
После того, как мы разобрались с терминологией цвета, рассмотрим еще несколько важных понятий: резкость, четкость и контраст. И начнем с контраста, поскольку именно он лежит в основе двух других понятий.
Иоханнес Иттен в своей книге «Искусство цвета» выделяет 7 типов цветовых контрастов. Эти контрасты достаточно условны. Они могут сочетаться и заглушать друг друга. Можно выделить 4 основных типа контраста:
Имеется фотография аппетитного блюда. Я обесцветил его (вторая тарелочка), при этом остался только тональный контраст. Далее немного увеличил контраст S-образной кривой, сделав темные точки изображения темнее, а светлые светлее (гистограмма при этом прижимается вниз и растягивается). А на четвертой тарелочке наоборот контраст уменьшен, при этом темные точки изображения осветляются, а светлые затемняются (гистограмма собирается и поднимается). Обратите внимание, что третья тарелочка выглядит более резкой, хотя на самом деле тут сделано только лишь усиление контраста. На самом деле нужно говорить не о резкости, а о четкости, но об этом чуть ниже.
Тональным контрастом добивались эффектных фотографий в эру черно-белой фотографии. Управление тональным контрастом возможно при перемещении источника света относительно объекта съемки. Например, снять белое на белом возможно при формировании тени от объекта на фоне и тем самым отделив объект. Например, накамерной вспышкой стреляя в лоб такой фокус не получится, т.е. нужен внешний источник света сбоку. Тоже самое касается черного на черном, но за счет отражения, либо за счет контрового освещения, но в данном случае может возникнуть сложность, если вы снимаете, например, бархатную вещь, практически полностью поглощающую свет на той же бархатной черной поверхности. Поэкспериментируйте на досуге. Возможности тонально контраста используются при съемке силуэтов, т.е. на фоне нормально или переэкспонированного фона недоэкспонированный объект. Для съемки силуэта в полуавтоматических режимах съемки фиксируют экспозицию по заднему фону кнопочкой со звездочкой (AE Lock).
Георгий Пинхасов (Magnum)
2. Цветовой контраст (у Иттена «Контраст по цвету»). Это контраст между цветовыми тонами. К примеру, между красным и оранжевым есть контраст. Если раздвигать эти цвета по цветовому кругу (ниже приведен цветовой круг по Иттену), цветовой контраст будет усиливаться.
Как только цвета становятся противоположными на цветовом круге, достигается наибольший контраст, который называется комплементарным контрастом (у Иттена «Контрастом дополнительных цветов»). На самом деле круг Иттена не имеет дополнительных цветов, все противоположные цвета в его круге являются комплементарными. И здесь возникает проблема, о которой спорят приверженцы разных школ теории цвета. Сторонники мистической теории (Иттен и Гете) рассуждают о цветовых гармониях, оперируя в том числе дополнительными цветами. Однако сторонники физической школы (Ньютон, Мансел) справедливо замечают, что эти цвета не являются дополнительными и правильнее использовать круг RGB, в котором цвета действительно являются дополнительными. На что мистики отвечают эстетикой цвета, то есть сугубо субъективными впечатлениями: противоположные цвета в круге Иттена сочетаются лучше, чем в круге RGB. Здесь физики бессильны, поскольку впечатления от красоты пока слабо изучены наукой.
Можно заметить, что отличия кругов не столь разительны и зачастую приходится учитывать не только положение тона на круге, но и насыщенность и яркость, которые могут вносить существенное влияние на контраст. Первая цветная тарелочка (на самом первом рисунке) имеет дополнительный контраст (синий и противоположный желтый). Здесь не важна ювелирная точность. Кроме того, мы уже знаем, как может влиять окружение на восприятие цвета объекта.
Часто в голливудских фильмах последнего времени можно встретить использование комплементарных схем цвета, особенно TEAL&ORANGE (телесный цвет против зелено-голубого).
К цветовому контрасту можно отнести также контраст температуры (у Иттена «Контраст холодного и теплого»). Использование цветовой схемы циан-тициан (холодный-теплый) позволяет создать контраст для выделения главного в композиции или для смещения внимания зрителя в нужную область кадра.
3. Контраст насыщенности. Это контраст между насыщенными и не насыщенными областями. Ползунок Vibrance в модуле ACR в Photoshop понижает этот контраст, поднимая насыщенность в большей степени в ненасыщенных областях. Ползунок Saturation наоборот увеличивает контраст, поднимая насыщенность уже в насыщенных областях. Рекомендуется насыщенность поднимать, используя маски насыщенности.
4. Контрасты восприятия, куда можно отнести последовательный и одновременный (симультанный) контрасты. Это контрасты, существующие в нашем воображении, благодаря способности человеческого зрения адаптировать видимую картину. Я не буду подробно останавливаться на этих контрастах, желающие могут прочитать об этом у Иоханнеса Иттена.
У Иттена также описан контраст по площади цветовых пятен. Этот контраст имеет смысл обсуждать в рамках понятия равновесия в композиции. С таким же успехом можно рассуждать о контрасте направления линий (кто сказал, что такого не существует?) или смысловых контрастах (веселый-грустный, молодой-старый и т.п.). Контрасты можно найти среди многих элементов изображения и очень важно их видеть.
Контраст по яркости меняется простыми инструментами, которые есть практически во всех графических редакторах и RAW-конвертерах. В основе инструментов лежит воздействие на все изображение целиком при помощи S-образной кривой, затеняющей тени и осветляющей света. Контраст насыщенности меняется соответственно инструментами Saturation и Vibrance. Цветовой контраст можно усилить через изменение тона посредством lut-файлов, которые можно создать в 3DLut Creator.
Резкость фотографии определяется двумя факторами: разрешение (resolution) системы сенсор-объектив и четкость (acutance) изображения. Не путайте с Clarity (об этом инструменте поговорим ниже).
Разрешение (resolution) фотоаппарата, характеризующееся величиной минимальных, но еще различимых деталей, которые ограничены одновременно размером пикселя на матрице и разрешающей способностью объектива при заданной диафрагме. При разных диафрагмах объектив имеет разную разрешающую способность, которую можно выразить через количество пар линий на миллиметр. Под парой линий понимается черная и белая линия. Допустим, объектив дает разрешение 100 пар на мм, при этом камера с размером пикселя 6 мкм может разрешить 83 пары. Т.е. говорят, что система ограничена размером пикселя. Если же объектив разрешает только 70 пар линий, то система ограничена уже разрешением объектива. Причем не следует винить объективы в плохом разрешении. Сенсоры перед собой имеют фильтры низких частот, которые размывают изображение для устранения муара и альясинга, что приводит к некоторой потере деталей. Также некоторые потери происходят при дебайеризации.
Большинство RAW-конвертеров для восстановления общей резкости на стадии конвертации предварительно производят некоторое искусственное повышение резкости.
Соответственно делаем вывод, что чем выше разрешающая способность фотоаппарата, тем выше будет резкость фотографий.
Не вникая пока в тему дифракции и чтения графиков MTF, можно дать следующую рекомендацию для достижения максимальной резкости: наибольшая резкость достигается на диафрагмах f8 +/- 1 стоп. Разумеется, чем не подвижней будет камера во время экспозиции, тем более резким будет снимок.
Четкость (acutance) определяется величиной контрастного перехода. При увеличении четкости происходит сокращение перехода между контрастными областями и наоборот. Взглянем на иллюстрацию.
На рисунке 1 область разделена на черную и белую область. Эти области максимально контрастны (простой тональный контраст) по отношению друг к другу. Четкость между областями также максимальная, т.к. размытия не наблюдается. На рисунке 2 области все еще остаются контрастными, но граница между ними была размыта фильтром Gaussian Blur, т.е. теперь можно говорить о низкой четкости изображения. На рисунке 3 яркость черного повысили до 60%, а белый понизили до 40%, тем самым ослабив контраст. При этом четкость осталась высокой как и на рисунке 1. На рисунке 4 размыли фильтром Gaussian Blur предыдущий рисунок 3 и применили фильтр усиления резкости Unsharp Mask. То есть на рисунке 4 мы наблюдаем низкий контраст, как и на рисунке 3, но при этом можно говорить, что четкость была программно повышена.
Четкость зависит от неподвижности камеры во время экспозиции. Соответственно для повышения четкости фотографий можно снимать со штатива или использовать другие способы и приемы, снижающие шевеленку камеры.
Существуют методы искусственного повышения резкости, заключающиеся в создании ореолов на контрастных границах. Все эти методы влияют на четкость, не изменяя разрешающую способность. Важно понимать, что, увеличивая изображение, разрешающая способность остается прежней и резкость от этого никак не изменится. Уменьшая изображение, уменьшается и разрешение, а значит падает и резкость.
Классический метод повышения резкости основан на небольшом размытии, которое создается ореол на контрастных границах. Отсюда и возникло название Unsharp Mask (нерезкое маскирование). Обратите внимание на более темную линию на границе со стороны темно серого и более светлую линию на границе со стороны светло серого. Таким образом переход становится более контрастным и визуально это воспринимается как более резкий переход. Сразу хочется отметить, что чрезмерное повышение резкости таким образом возможно до определенных пределов, когда ореолы еще не сильно заметны. Далее же можно говорить об ухудшении качества изображения. Чем более контрастен переход, тем менее заметно искусственное повышение резкости.
Рассмотрим теперь инструмент под названием Clarity (имеется в ACR и соответственно в Lightroom), который тоже переводится как четкость. Это в сущности один из методов повышения резкости, который тоже занимается созданием ореолов на контрастных границах, как и Unsharp Mask, но немного иным образом. Его используют для увеличения или уменьшения объемов в изображении. В его основе лежит метод HiRaLoAm, описанный Дэном Маргулисом, но работает он избирательно, по маске. Clarity использует размытие, похожее на Surface Blur, сохраняя контуры в изображении. Андрей Журавлев утверждает, что алгоритм использует средние пространственные частоты, т.е. задействует среднюю детализацию, оставляя нетронутыми мелкие и крупные детали. Давайте проверим это.
На верхней (первой) строке имеем градиент от черного до почти белого. Во второй строке эта же строка, но размытая (слева наименьшее размытие, справа наибольшее). В третьей строке я наложил вторую строку на первую в режиме Difference и уровнями поднял видимость изменений. Мы видим, что контрастные границы действительно сильнее размыты в правой части.
Анализируя строку 5 и 7, получаем:
1. Увеличение Clarity работает в средних тонах (света и тени практически не задействуются) и действительно эффект наиболее ярко проявляет себя в средних частотах (левая часть строки 5, яркости выше, чем в правой)
2. Уменьшение Clarity не так ярко выражено, как увеличение, что свидетельствует о том, что алгоритмы различаются. Также задействованы в большей степени средние частоты, но с небольшим сдвигом в область низких частот.
Я упомянул, что Clarity использует метод HiRaLoAm, т.е. с большим радиусом и малым воздействием. В Lightroom даже разделили повышение резкости. Unsharp Mask в Lightroom ограничено радиусом 3 для этих целей. Можно для себя запомнить, что повышение резкости в Lightroom воздействует на мелкие детали, тогда как Clarity воздействует на средние частоты, меняя контрастность изображения.
Обобщая вышесказанное делаем выводы:
1. Регулятор Contrast работает на все изображение целиком при помощи S-образной кривой, затеняющей тени и осветляющей света.
2. Регулятор Clarity работает в средних тонах, создавая ореолы вокруг контрастных границ. При этом наибольшее воздействие приходится на средние тона.
3. Clarity нужно использовать совместно с Contrast, но умеренно. Не рекомендуется использовать Clarity, если планируется глубокая обработка изображения в Photoshop, но можно применить Clarity после всей обработки.
4. Нужно аккуратно применять Clarity совместно с повышением резкости, и следить за ореолами.
5. Clarity вполне подходит для сверхбыстрой ретуши кожи лица, когда необходимо выгладить кожу. Для этого в ACR в свойствах кисти Clarity понижают до нужного уровня.
Резкость определенно является важным показателем качества фотографии и стоит уделять внимание этому при съемке. Но история фотографии знает множество снимков, когда отсутствие резкости наоборот добавляло особую атмосферу в кадр. Ярким примером тому служат фотографии Роберта Капы, сделанные во время высадки десанта на Омаха Бич.
В коммерческой фотографии очень ценятся клиентами контрастные фотографии со сверхдетализацией и чрезмерной насыщенностью. Клиент хочет видеть яркие, сочные краски, даже если в действительности ничего подобного нет. Идя на поводу у клиента важно вовремя остановиться на этапе обработки фотографий и не испортить снимки (и свою репутацию). Важно иметь чувство меры. Это еще одно отличие между профессионалами и дилетантами.
Домашнее задание
1. Попробуйте найти через поиск картинок в Интернете как можно больше фотографий с использованием аналоговой, комплементарной и триадной цветовых схем.
2. Сделайте портрет с использованием комплементарной схемы.
3. Попробуйте отретушировать кожу лица в конвертере кистью с уменьшенной Clarity.