Рихард штраус что где когда
Музыка из «Что? Где? Когда?» Часть первая.
Добрый вечер уважаемые подписчики и пользователи «Пикабу»!
Дисклеймер: Уважаемые пользователи и @moderator, в данном посте будут повторы видео, которые были уже на Пикабу.
Очень часто музыка у нас ассоциируется с фильмом, сериалом или с какой-нибудь программой.
Так и случилось с музыкой, которая звучала и звучит в игре «Что? Где? Когда?». Многие из нас не знают как называется та или иная композиция.
Но могут ее напеть.
Вашему вниманию предлагается пост о музыке из легендарной телеигры. Он будет разделен на две части, так как музыки очень много.
Интересный факт: для победы в пятой игре Игр Бессмертных 1995 года, команде Михаила Смирнова пришлось ответить на блиц об этой книге.
Но в 80-е игра начиналась с этой вариации музыки:
2. «Salsoul 3001» Salsoul orchestra. Интересная интерпретация музыки Штрауса.
Но для всех тех, кто смотрел игру в 90-е игра начиналась с этой арии:
3.Ария графини из оперы «Пиковая дама».
В тот момент, когда раскладывали письма, звучал отрывок из этой оперы Чайковского, который в свою очередь был взят из другого произведения «Ричард львиное сердце».
Предлагаю послушать эту арию в исполнении Елены Образцовой.
Интересный факт: вопрос про этот отрывок был в раунде «Зеро» в 6 игре летней серии 1995 года играла команда Михаила Смирнова.
Можно сказать это ремикс песни группы «Rotation», которая была исполнена в 1970 году. А вот и оригинал:
Интересный факт: в зимней серии 1993 года Владимир Ворошилов выходил именно под оригинальную песню. А спустя почти два десятилетия эта песня подставила команду Алёны Повышевой.
Ну и закончить этот пост хотелось бы двумя композициями, которые звучали и звучат в конце игры.
Данный сингл был записан в 1981 году и как нельзя подходит для игры.
Интересный факт: оригинальная музыка была использована в «Незнайке на луне» с песней про остров.
А в 90-е в конце игры всегда звучала мелодия из фильма «Рай», которая шикарно завершала игру и часто была фраза:»Всегда ваш Владимир Ворошилов».
Спасибо за внимание!
P.S. Завтра выложу вторую часть про музыку между раундами. Надеюсь вам понравится!
Отличный пост. И вообще вся серия понравилась 🙂 Давайте еще.
Я могу ошибаться но вроде бы ещё использовался трек Army of lovers. Не помню какой
Козлов вроде бы очень долго крутил волчок. По какой причине он так сделал, не помню.
Да, это была «Пиковая дама», вот этот фрагмент: https://youtu.be/16I8grKxD5w?t=3274
При этом камера двигалась из сада ко входу в домик.
Хотелось бы сделать несколько уточнений.
1. На официальном сайте «Что? Где? Когда?» http://chgk.tvigra.ru/encyclopedia/?music уже давно есть список использованной музыки, причём именно в тех аранжировках, что они используют. Однако он далеко не полный.
2. «Так говорил Заратустра» исполняет Бостонский симфонический оркестр.
3. Вращение волчка начинается со звуков «смеющегося» саксафона, которого нет в «Дикой лощади», что наводит на мысль, что фонограммы, безусловно, редактировали. Откуда взят проигрыш саксофона, я не сумел пока выяснить.
4. В 90-е игра начиналась с заставки с «выезжающей» короной и совой. В начале тоже было что-то «присочинённое», а уж потом знаменитое «Что наша жизнь. «
Вроде ещё был Добрынин-казино?
Большое человеческое спасибо!
К сожалению ария из пиковой дамы больше не доступна.
Спасибо за подборку! очень большой объем работы сделали!
Спасибо за пост. Просто по-человечески спасибо.
За пост плюс огромный, спасибо.
Вопрос к автору и знатокам:
В игре был вопрос полностью по музыке из программы, типа «что начинается, проходит и заканчивается «, ответы были музыкой из программы. На вопрос знатоки не ответили. Не могу найти видео этого вопроса.
Спасибо за пост. Когда-то глубоко в детстве я полюбил эту игру, потому что «в ней использовали песню из моего любимого мультика — Незнайка на Луне»
Нас водят за нос там и тут,
Но деньги свои не потратим зря
Мы на ковришки, что пекут
На фабрике этого короля
(За достоверность, спустя столько времени, не ручаюсь 😉
Владимир Ворошилов: «Инкогнито из Останкино»
Владимир Яковлевич Ворошилов родился в Симферополе. В то время его отец был заведующим бюро рационализации, позже занимал пост главного инженера в Наркомате лёгкой промышленности и фабрики «Большевичка», а мать шила одежду на заказ. С началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована, а в 1943 году переехала в Москву.
После переезда Володя стал учиться в Московской средней художественной школе при Наркомпросе СССР, затем в Академии художеств Эстонской ССР (факультет живописи), в Школе-студии МХАТ (постановочный факультет) и на Высших режиссёрских курсах.
В 1954 году Владимира Яковлевича по распределению отправили на год художником в театр группы советских войск в Германии. В 1955–1956 годах он поработал художником-постановщиком МХАТа, Малого театра, Театра оперетты, работал режиссёром в «Современнике», «Ленкоме» и в Театре на Таганке. Причиной столь краткого периода сотрудничества с театральным миром был вспыльчивый характер и своеобразное видение искусства Владимиром Яковлевичем. Если верить истории, финальным аккордом стал инцидент в «Ленкоме»: готовясь к постановке, Ворошилов при создании декораций пробил дыру в потолке, поскольку ему «нужен был столб света ночного неба», отчего директору театра стало плохо.
В 1966-м Владимира Яковлевича пригласили работать на телевидение. В те годы среди деятелей искусства это не считалось большим достижением, телевидение воспринималось ими как удел неудачников, которые не нашли места в театре. Ворошилов стал заниматься съёмками документальных и научно-познавательных фильмов. В то же время он придумывал новые, увлекательные передачи и шоу и по-прежнему слишком вольно вёл себя с любым руководством, за что его проекты часто закрывали и не выпускали в эфир, а из титров убирали его фамилию.
С того момента Ворошилов перешёл в разряд внештатников и надолго стал персоной нон-грата. В дальнейшем в первые годы существования передачи «Что? Где? Когда?» в титрах даже не указывалась его фамилия.
После «Аукциона» в эфире появилось спортивно-развлекательное шоу «А ну-ка, парни!», которое снимали по сценарию Владимира Яковлевича. Шоу было очень популярно среди ребят разных возрастных категорий, однако после трагической гибели участника в результате несчастного случая Ворошилова уволили и передачу закрыли. Проект возобновили в 1975 году, но уже с Александром Масляковым.
4 сентября 1975 года в эфир вышел первый выпуск игры «Что? Где? Когда?». Кстати, первоначально передача называлась «Семейная викторина». Хозяева телестудии, в которой снималась передача, всё ещё держали зло на Ворошилова и не выпустили ведущего в эфир, и он стал «голосом из ниоткуда», и зрители долгое время (до 1980 года) не знали, кто говорит за кадром и кто такой «Господин Ведущий». Участников для «Что? Где? Когда?» Ворошилов отбирал среди студентов, специально посещая для этого разные ВУЗы СССР; со всеми игроками и кандидатами в клуб проводил отборочное тестирование — тренировки на раздумывание, на умение мыслить и на озарение.
Мы привыкли, что передача всегда идёт в прямом эфире, однако первые 10 лет, по словам Ворошилова, ему пришлось вести передачу в записи, поскольку идея прямого эфира вызывала настороженность: руководству необходимо было убедиться в аполитичности программы. Кстати, во время музыкальных пауз в игре на советском телевидении впервые были показаны выступления и клипы таких групп, как Queen, ABBA и Boney M.
30 декабря 2000 года Владимир Яковлевич провёл свою последнюю игру в эфире.
Однажды Ворошилов выступил в программе «Вокруг смеха», задавая аудитории в зале шуточные вопросы от телезрителей. И сейчас предлагаю посмотреть этот фрагмент.
Рихард Штраус
немецкий композитор и дирижер
Рихард Штраус
Рихард Штраус (нем. Richard Strauss) родился 11 июня 1864 года в Мюнхене, Королевство Бавария. В юности получил от своего отца широкое, хотя и консервативное музыкальное образование. Уже в шесть лет написал свою первую музыкальную пьесу. С этих самых пор сочинение музыки стало делом всей его жизни.
В 1874 году Штраус впервые услышал оперы Рихарда Вагнера. Влияние музыки Вагнера на стиль Штрауса могло бы стать определяющим, но поначалу его отец запрещал ему изучать Вагнера – в доме Штраусов его музыка считалась музыкой низкого сорта.
В дальнейшем Рихард Штраус писал и говорил о том, что он глубоко сожалеет об этом обстоятельстве.
В 1882 году он поступил в Мюнхенский университет, где изучал философию и историю, но год спустя покинул его и отправился в Берлин. Там Рихард довольно быстро получил пост ассистента дирижёра при Гансе фон Бюлове, заменив его в Мюнхене, когда тот вышел в отставку в 1885 году. В этот период его произведения были весьма консервативными.
Среди других его симфонических поэм: «Из Италии» (1886), «Смерть и просветление» (1889), «Макбет» (1890), «Так говорил Заратустра» (1896), «Дон Кихот» (1898), «Домашняя симфония» (1904), «Альпийская симфония» (1915) и другие.
Из оркестровых сочинений Штрауса известны: сюита «Мещанин во дворянстве» (1917) и «Метаморфозы» (1943). Сочинял композитор и камерную музыку, и сольные сочинения, и оперные. Кстати, к опере Штраус обратился еще в конце 19 века. Хотя ряд его опер («Гунтрам», 1894, «Погасшие огни», 1901, «Саломея», 1905) были встречены неоднозначно публикой, но принесли известность композитору и доход, что позволило ему построить свой дом в Гармиш-Партенкирхене.
Другие произведения композитора в этом жанре: «Кавалер розы» (1910), «Ариадна на Наксосе» (1912), «Женщина без тени» (1918), «Интермеццо» (1923), «Елена Египетская» (1927), «Арабелла» (1932), «День мира» (1936), «Дафна» (1937), «Любовь Данаи» (1940) и другие, которые получают большой успех у публики, и до 1940 года Штраус сочинял оперы с завидной регулярностью.
С приходом к власти в Германии Нацистской партии композитор продолжал работать и сочинять, жил в Берлине. Позднее его обвинят в связях и сотрудничестве с нацистами и привлекут к суду, но затем оправдают.
Рихард Штраус скончался 8 сентября 1949 года в Гармиш-Партенкирхене (Германия) в возрасте 85 лет.
Рихард Штраус
Рихард Штраус – немецкий композитор, экспрессия произведений которого стала реакцией на жизнь социума 19-20 века. Один из известнейших создателей музыки в Германии, он реализовался как музыкант и дирижер. Штрауса уважали при жизни, слава сопутствует его имени и сегодня благодаря бессмертным произведениям.
Детство и юность
Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Отец Рихарда был выходцем из простолюдинов, сумевшим добиться признания и положения благодаря таланту валторниста. Он стал первым учителем сына. Мать мальчика была дочерью богатого пивовара и также располагала хорошим образованием и склонностью к музыке. В ее роду были оперные артисты.Рихард Штраус в детстве
В 4 года Рихард начал занятия на фортепиано, а к 6 знал нотную грамоту. К этому периоду относятся первые авторские произведения. Штраус-младший обожал музыку, учился ей с удовольствием и с таким же наслаждением занимался творчеством. Методики, которые передавал отец, казались юноше устаревшими, и он занимался поиском новых веяний.
В 10 лет мальчик впервые услышал музыкальные произведения Рихарда Вагнера. Штрауса покорило настроение и стиль опер автора. В этом он не сходился с отцом, считавшим творчество Вагнера низменным.
На репетициях придворного оркестра Штраус-младший изучал теорию музыки и оркестровки благодаря протекции отца. Кроме того, он занимался дома и изучил гимназический курс. Затем в Мюнхенском университете будущий композитор знакомился с историей искусства и философией.
Дирижер Фридрих Майер давал Штраусу уроки гармонии и объяснял анализ форм. Участвуя в любительском оркестре, Рихард пробовал знания на практике и создавал первые композиторские эксперименты. Его талант был столь очевиден, что поступать в консерваторию не было необходимости.
Музыка
Ранние работы Штрауса характеризовали как пример умеренного романтизма. Одаренность начинающего автора по достоинству оценили музыкальные критики, исполнители и дирижеры. Ханс фон Бюлов сделал Штрауса своим преемником, доверив молодому человеку руководство придворным оркестром герцога Саксен-Мейдингенского. Но того тянуло на широкие просторы, и Рихард покинул город, стремясь к большим свершениям.Композитор Рихард Штраус
Он занял должность 3-го капельмейстера в Мюнхенской придворной опере. Музыкальные опыты сложились в симфоническую фантазию, навеянную поездкой в Италию, и в 1886 году родилось произведение «Из Италии».
Спустя 3 года в качестве служителя Веймарского придворного театра Штраус писал оперы и параллельно работал над симфонической поэмой «Дон Жуан», презентованной в 1889 году. Сочинение Штрауса имело ошеломительный успех. Рихарду было 25 лет, его творческая биография начинала становление, а музыкальный мир уже был готов ему покориться.
Следующим знаковым произведением стала опера «Макбет». Критики считали ее перенасыщенной, а отец резко высказывался о сочинении сына, прося доработать материал. Инструментальные излишества и чрезмерность портили впечатление от музыки. Но описанное в ней душевное состояние все же пришлось по вкусу некоторым слушателям. Шекспировский трагизм, напряженность и обреченность звучат в мелодике оперы.Портрет Рихарда Штрауса
В 1889-м публика познакомилась со «Смертью и просветлением», описывавшей человеческие слабости и восприятие перемен. В произведении слышится страх перед изменениями, сопутствующий смене правительственного строя и неясным перспективам будущего.
В 1893 году Штраус преподнес публике музыкальную драму «Гунтрам». А в 1895-м показал аудитории «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», посвященные приятелю Артуру Зайдлю. 15-минутное произведение критики характеризовали как лучшее в числе авторских композиций. Короткая пьеса состоит из 27 эпизодов о жизни и похождениях литературного героя.
1896-й ознаменовался выпуском «Так говорил Заратустра». Зайдль принял участие в работе над музыкальной поэмой. По счастливой случайности он же стал и идейным вдохновителем, подарив другу книгу Ницше.
Симфоническая поэма, состоящая из 9 фрагментов в соответствии с главами книги, стала ярким примером немецкого романтизма. Штраус дирижировал на премьере во Франкфурте и привел критиков и публику в восторг. В 1904-м он написал «Домашнюю симфонию», которой ознаменовалось завершение работы над циклом произведений этого жанра.
В 1905 году для актрисы Сары Бернар Штраус написал драму по пьесе Оскара Уайльда «Саломея». Полтора года понадобилось Штраусу для работы над симфонией. Премьера стала скандальной. Чрезмерный эротизм, выразительные контрасты и иллюстративность на сцене создали апофеоз вокруг произведения.
Немецкий пуританский зритель с трудом принял сочинение Штрауса. Артисты отказывались исполнять пьесу. Затем последовала «Электра». Два произведения начали шествие по Европе, постепенно входя в репертуар различных театров.Дирижер Рихард Штраус
Рихард начал активнее работать в качестве дирижера и получил пост в Берлинском придворном оркестре. Затем его назначили музыкальным директором Берлинской придворной оперы. Музыкальные фестивали под эгидой имени Штрауса проводились в разных городах Германии. Новатор оказался востребованным. Его тепло принимали на гастролях, а слушатели в США на 2 месяца «похитили» дирижера, который дал в Америке 35 концертов. Певица Элизабет Шуман и композитор Рихард Штраус
Энергичный и трудолюбивый музыкант создал «Кавалера розы» в 1911-м.
За ним последовали новые оперы, музыкальные сочинения для хоров и оркестровые пьесы. Штраус путешествовал с гастролями по Европе, США и в 1913-м добрался до России. В это время он уже работал над «Альпийской симфонией», увидевшей свет в 1915 году в Берлине. Ее мелодия считается одной из популярнейших в классической музыке.
Композитор сотрудничал с Гуго фон Гофмансталем в работе над «Женщиной без тени». Премьера оперы прошла в 1919 году. В это же время Рихард Штраус получил приглашение стать директором Венского оперного театра, где трудился в последующие 5 лет. Он создавал балеты и оперы.
В сложное время смены политических режимов Штраус всегда оставался при своем. Он чувствовал настроение народа и откликался на него музыкой. Не испытывая кризисов, композитор не переставал творить, сочиняя романсы и оперы.
Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь
Композитор работал в легкой игривой манере, его музыка полна позитива и жизнелюбия. Авторству Штрауса принадлежат знаменитые оперы «Дон Кихот», «Жизнь героя» и сюита «Мещанин во дворянстве». Композитор с юмором относился к своему творчеству, называя себя «второсортным».
Личная жизнь
Свою любовь Рихард Штраус встретил в 1887 году, выступая дирижером оперы «Гензаль и Гретель». В постановке была занята артистка Паулина Мария де Ана, в которую без памяти влюбился композитор. Выступая ее покровителем, он предложил артистке партию в опере «Гунтрам».Рихард Штраус и Паулина Мария де Ана
Паулина обладала непростым характером. Несмотря на это, в 1894 году состоялась ее свадьба с Рихардом Штраусом. Брак сопровождали скандалы, провоцируемые женой. Штраус был счастлив в личной жизни и стойко переносил ее невзгоды. После ссор с супругой его часто посещало вдохновение, поэтому он считал Паулину музой. Для нее автор написал несколько песен, которые вознесли исполнительницу на пьедестал славы. Но это не уменьшало склонности Паулины ревновать мужа и устраивать сцены. Рихард Штраус и Паулина Мария де Ан
Несмотря на непростые отношения, у пары были дети. В 1896 году родился наследник композитора Франц Штраус. Его появлению на свет посвящена «Домашняя симфония».Рихард Штраус с женой и сыном
Но любимый сын не снизил градус вспыльчивости Паулины. Она открыто нелестно отзывалась о муже, критиковала его на публике, демонстрировала непутевый характер в обществе и дерзила влиятельным особам. Штраус души в ней не чаял, хотя и стал жертвой вспыльчивости. Рихард Штраус с родителями и сыном
Однажды получив записку о якобы начавшихся отношениях мужа на стороне, певица развелась с ним. После этого Штраус ни с кем не жил, так как всю жизнь любил одну женщину и продолжал посвящать ей свои произведения. Рихард Штраус с женой и сыном
Смерть
Любопытный факт связан с фамилией Штрауса. Его часто принимают за родственника другого известного композитора, Иоганна Штрауса, которого прославили сочиненные вальсы. Но единственным интересным фактом, объединявшим двух музыкантов, стал повышенный интерес нацистов с приходом к власти Адольфа Гитлера.
Музыку композитора Рихарда Штрауса во всем мире считают образцом позднего немецкого романтизма. Его называют оркестровым гением, его симфонические поэмы и оперы пережили столетия. В ноябре 1933 года Геббельс назначил аполитичного композитора президентом Немецкой музыкальной палаты. И Штраусу пришлось принять это назначение, ведь его невестка была еврейкой, и он стремился таким образом защитить ее, своего сына и внуков.
Рихард Штраус — один из гениальных музыкантов Штраусов. Это его увертюра «Так говорил Заратустра» звучит в викторине «Что? Где? Когда?» и у Кубрика в «Космической одиссее».
Что читают с этим материалом сегодня?
Прибыльные скандалы Штрауса
Рихард Штраус родился 11 июня 1864-го. Немецкий композитор и дирижер был очень разножанровым. Он сочинял новую программную музыку и балеты, симфоническую и малых форм. Написал 15 опер, включая «Саломею» по драме Оскара Уайльда — самую скандальную за всю историю. Еще бы — в Танце семи покрывал Саломея раздевается полностью.
Штраус-вундеркинд
Отец Штрауса был из крестьян, и стал первым валторнистом в Мюнхенском придворном оркестре. Музыкально образованной была и мать, дочь состоятельного пивовара, чей род насчитывал немало музыкантов и оперных певцов. Она стала учить Рихарда игре на фортепиано, когда ему было 4 года. В 6 он пытался сочинять и сделал набросок увертюры для оркестра. Первую симфонию ре минор Штраус написал в 16.
Он сочинял много. Но интересы Рихарда не сводились только к музыке. Веселый и общительный, он любил развлечения, посещал балы, танцевал, участвовал в театральных постановках. Высокий, худощавый с пышной шевелюрой, рассеянным взглядом, он чувствовал себя непринужденно в любой компании, и имел мимолетные увлечения.
К 20 годам, окончив факультет философии и истории искусства в Мюнхенском университете, он уехал в Берлин, познакомился там с руководителем придворного оркестра Бюловым. Тот изменил его жизнь, увидев в нем «наиболее выдающуюся личность после Брамса…». Он предложив дирижировать сюитой для 13 духовых инструментов.
В 21 Штраус стал его преемником, а спустя год его взяли в Мюнхенскую придворную оперу. Его первую симфоническую поэму «Из Италии» исполняли в 24 года. А через год он написал музыку к «Дон-Жуану», которая сделала Штрауса знаменитым.
Генеральская дочка
Летом 1887-го, отдыхая в окрестностях Мюнхена, приятель попросил Штрауса позаниматься с одной из учениц. Отец Паулины де Ана, генерал, занимал солидный пост в военном министерстве. Просвещенный, свободный от предрассудков военной касты он не препятствовал сценической карьере дочери, и ценил произведения Штрауса. Не препятствовал и чувству молодых людей, хотя молодой музыкант был незавидной партией для генеральской дочки. Они поженились.
Штраус с женой и сыном. Фото wikimedia.org
Гитлер и Рихард Второй
Пришедший к власти Гитлер и его команда старались привлечь видных деятелей немецкой культуры к укреплению «нового порядка». Рихард Вагнер был любимым композитором Гитлера. Поэтому, не спрашивая согласия, Геббельс назначил Рихарда Второго, как многие называли Штрауса, главой Имперской музыкальной палаты — органа, руководившего музыкальной жизнью Германии.
По беспечности, новый пост Штрауса не смутил. Но накануне премьеры «Молчаливой женщины» он в афише не нашел фамилии автора либретто — писателя еврейского происхождения Стефана Цвейга. Покраснев от волнения, но не повышая голоса, он сказал: «Завтра утром я покидаю Дрезден, и премьера пройдет без меня». Во избежание скандала Цвейг появился в афише. Спектакль прошел с успехом, но Штраус подал в отставку.
В 1936-м он создал гимн для XI Олимпийских игр, проходящих в Берлине, и лично дирижировал. В 1940-м композитор написал «Торжественную музыку в честь 2600-летия союзной с рейхом японской монархии». А спустя два года в Мюнхене была поставлена его последняя опера «Каприччио».
Он сочинял сюиты и романсы, простые и тонкие, лаконичные и выразительные. С 1945 года жил в Швейцарии — его судили за сотрудничество с нацистами. На 86-м году жизни могучее здоровье Штрауса стало сдавать. В мае 1949-го Рихард Штраус вернулся в Баварию, в свое поместье Гармиш-Партенкирхен, где и умер 8 сентября мирно и без мучений.