Римский час что это
Счёт времени в древнехристианскую эпоху
иеромонах Михаил Арранц, Юрий Рубан
Пытаясь реконструировать общую схему древнехристианскрй молитвенной практики, особенно суточного круга (этому посвящена восьмая глава), мы оказываемся в мире римских календарных понятий. Многие выражены привычными терминами («час», «полночь», «утро»), и это может приводить к недоразумениям. Необходимо поэтому определить их историческое значение и соотношение с современными понятиями.
Слово день (dies) обозначало у древних римлян как естественный («световой») день — время от восхода до заката солнца, — так и день гражданский (сутки) т. е. время от полуночи до полуночи.
Точного деления дня на определенные промежутки первоначально не было. Разделение суток на часы (horae temporales) началось только с введением солнечных и водяных часов (III—II вв. до н. э.). С тех пор время от восхода до заката солнца делилось на двенадцать равных отрезков («часов»), и на столько же частей делили время от заката до восхода солнца. Ясно, что римские ночные часы были длиннее дневных зимой и короче их летом. Сравняться между собой — и соответствовать нашему фиксированному часу (60 минутам) — они могли только в период равноденствия (см.: Санчурский, с. 199–200). Конечно, это сезонное различие более заметно на Севере, нежели в странах Средиземноморья.
Для военной караульной службы римляне делили ночь (от заката до восхода солнца) на четыре «стражи» (лат.: vigiliæ, custodiæ, греч. φυλακαί), вошедшие в гражданское употребление и позднее даже ставшие временно́й рамкой христианского суточного цикла. По рассказам Полибия, Тита Ливия, Тацита и других авторов, в начале каждой стражи раздавался громкий звук воинских труб, слышимый на большом расстоянии1. Этот факт не мог не влиять на жизнь (и сон) окрестного населения, то есть практически всех граждан империи, по которой были капиллярно распределены римские легионы и многочисленные сторожевые караулы.
Первая ночная стража продолжалась с начала «ночи» (с 18 часов) до 21 часа по нашему счислению, вторая — с 21 часа — до полуночи. Римский историк Плиний Старший (погиб в 79 г. н. э.) определяет начало третьей стражи в полночь, а начало четвертой — к пению петухов (Естественная история. X, 21). Ритор Фриних Аравийский (П в. н. э.) дополняет данные Плиния, говоря, что т. н. «получи» (μέσαι νύκτες. — siс!) продолжались с 3‑го или 4‑го часа ночи (по нашему — с 20-ти или 21 часа) до пения петухов, или «утра» (ὄρθρος), т. е. до 3 часов утра2. Обратим внимание, что в данном случае «полночь» (букв. средняя часть ночи) не момент смены суток (о часов, как мы привыкли), а довольно продолжительный период времени, включающий в себя вторую и частично третью военные стражи.
Значение греческого слова ὄρθρος, о́ртрос со временем менялось, и это надо учитывать при чтении древних текстов, а особенно — их переводов. Впоследствии его переведут не совсем точным понятием «утро» (откуда и название соответствующего богослужебного часа — Утреня). В древности слово обозначало весьма продолжительный период времени — начиная с первого пения петухов, когда обычно еще темно, вплоть до самого начала дня, т. е. всю четвертую стражу ночи (т. е. от 3‑х до 6 часов утра по современному счислению). В него включались еще два хронологических момента, имеющие большое значение для «утреннего» богослужения:
а) лат. «аlbа», — когда небо белеет, т. е. только-только начинает рассветать, и
б) лат. «аurora», греч. ἕως, «утренняя заря», «денни́ца», — когда небо алеет уже непосредственно перед восходом солнца.
Монахи начинали «утреннюю» службу еще перед рассветом. Утреня городская, или «соборная», разумеется, начиналась позднее — с восходом солнца. Память этого закрепилась в названии двенадцати молитв, читаемых теперь священником на Утрене перед царскими вратами, это — ἑωθηναί, т. е. молитвы «утренней зари», молитвы «денницы», содержание которых непосредственно связано с этим периодом суток. (Другой вопрос, что в русской практике они очень часто читаются не в свое время и потому теряют свой смысл.)
Возникает вопрос: как считали время Иисус Христос и апостолы? Рассмотрим характерные евангельские свидетельства:
«Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозаин дома: вечером ли, или в полночь, или в пение петухов, или утром» ( Мк. 13:35 ). «Если и во вторую, и в третью стражу придет» ( Лк. 12:38 ). «В четвертую же стражу ночи Он пришел к ним» ( Мф. 14:25 ; ср. Мк. 6:48 ).
Сопоставляя тексты, находим, что деление ночи здесь вполне совпадает с общеримским. Порядок евангельских ночных страж, в переводе древних часов на современные, выглядит так:
Время и часы древних
Все те, кто умеет читать, уже понял, что в этой работе пойдет речь об особенностях времяисчисления некоторых древних (и частично по сей день существующих) культур. Во время повествования автор обязуется избежать напыщенной научности
Все те, кто умеет читать, уже понял, что в этой работе пойдет речь об особенностях времяисчисления некоторых древних (и частично по сей день существующих) культур. Во время повествования автор обязуется избежать напыщенной научности. Так что в этой статье вы не найдете никаких каббалистических таблиц и вычислений, кроулианских мракобесий, библейской откровенности и резких революционных выводов
Древние египтяне
Именно они создали самый древний солнечный календарь в 4236 до нашей эры. Впрочем, при этом они одновременно и радостно пользовались сразу тремя календарями – звездным (по которому вели сельское хозяйство), солнечным (гражданским) и лунным (для религиозных праздников).
Египтяне изобрели первые солнечные часы (отбрасывающий тень обелиск). Солнечный день делился на 12 частей (10 плюс 2 на закат/рассвет), однако в начале никто не удосужился установить длину часа, то есть египтяне, как в последствие и римляне, имели часы разной продолжительности. Тем не менее, именно древним египтянам принадлежит изначальная идея разделения суток на 24 часа.
Дело в том, что считали они не десятками, а дюжинами. Впрочем, это ничуть не помешало им жить декадами – неделями длиною в 10 дней. Египтяне так же придумали способ измерения ночных часов с помощью прибора под названием меркет, который позволял определить переход звездой меридиана, а так же с помощью водных часов.
Позже эти дни были организованы в 2 дополнительных месяца – Интеркаларис и Марседониус. До Юлия Цезаря Новый год начинался 1 марта. Само летоисчисление велось с года создания Рима (753 год до н.э.). Римские годы не нумеровались, а получали имя 2-х консулов, которые во время него правили (на выборном посту consules ordinarii). Понятное дело, что возможность попасть в историю только усиливала конкуренцию за это доходное место.
Как уже упоминалось, ранне-римский календарь был безнадежно запутан. Позже римляне стали использовать более точный календарь, в котором количество лишних дней было доведено до 5. До 321 года до Рождества Христова римская неделя состояла из 8 дней, представленных на календаре латинскими буквами от А до Н. Эту идею римляне взяли у евреев, хотя не понятно, что им мешало сразу научиться у вавилонян, которые первыми установили правильные размеры недели – 7 дней.
О том, что час состоит из 60 минут, люди договорились лишь в XII-XIV веках, когда были созданы первые часы. А современное деление часа на 60 минут пошло, в конечном счете, от астрономов древнего Вавилона. Просто число 60 крайне удобно в употреблении – круглое и без остатка делится на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20 и 30.
Ацтеки
Круглый календарь ацтеков стал всемирно распространенным символом не только их исчезнувшей цивилизации, но и всей Мексики в целом. Многие видели изображение круглого каменного календаря, который сейчас трепетно хранится в музее, но мало кто знает, что этот колосс весит целых 24 тонны.
Майя
Имели несколько способов летоисчисления. Один год (божественный) состоял из 365 дней, другой (человеческий) из 260-ти. Причина – майя считали, что человеческий мир находится на грани постоянной катастрофы по причине борьбы сил добра и зла, и поэтому очень уважали богов, которые выступали на стороне добра.
Вот и отдали Богу – богово, а человеку – человеково: в «человеческом» году месяца длились всего-навсего 19-20 дней. То, что майя были философской цивилизацией, доказывается и тем, что у них существовали названия для супербольших отрезков времени – пиктун (7885 лет), кабатун (158 000 лет) и кинчултун (около 3 миллионов лет).
Кроме этого у них существовало 3 календаря – длинный счет, тзолкин и хааб. Чем они отличались друг от друга, писать не хочу и не буду, поскольку по этому поводу современные ученые спорят с пеной у рта и по сей день. Богатая была цивилизация: и испанцев накормила, теперь вот ученых кормит. А тем того и надо. Знай пиши себе диссертации про майя и их календари: благо правду узнать не у кого. Хороший оппонент – это мертвый оппонент.
Арабы
Живут по лунному календарю, а значит у них год на 11 дней короче, чем у нас, а арабское время исчисление начинается с 622 года нашей эры, т.е. с момента, когда Мухаммед «разменялся» на Медину. Арабский год короче, а потому несмотря на то, что европейское летоисчисление началось на 6 веков раньше, оба календаря сойдутся в 20874 году.
Месяц у арабов начинается с того дня, когда можно увидеть серп молодой луны. Так как заранее непонятно, в какую ночь этот серп будет виден, все печатные арабские календари по определению точными быть не могут. Тем не менее, именно они и являются официальными календарями в Саудовской Аравии и некоторых других странах.
Евреи
Имеют, понятное дело, свой календарь, который является официальным в государстве Израиль. Это солнечно-лунный календарь. Месяц, точно так же, как и у арабов начинается с новой луны. День начинается с заката или с момента, когда видны определенные три звезды или же (это просто песня!) «в зависимости от религиозных обстоятельств». Как не вспомнить шутку: «Сколько будет 2х2? – А мы покупаем или продаем?»
Китай
Как и евреи, используют солнечно-лунный календарь. Считают годы не линейно, а 60-летними циклами. Сейчас, кстати, идет 20-й год 78-го цикла. Новый год начинается с новолуния между 21 января и 21 февраля (в этом году праздновался 1 февраля). Каждые 19 лет китайцы устраивают себе 13-й месяц. Обычно это «второй август», идущий после обычного августа.
Бонус
Из относительно современных календарей наиболее интересен французский республиканский, введенный в 1793 году. С рвением, которое выделяет их даже из среды импульсивных по определению революционеров, республиканцы изменили не только календарь, но и время. Их день состоял из 10 часов по 100 минут в каждом, а в каждой минуте было 100 секунд. (По мнению автора столь волюнтаристкое отношение к времени в какой-то мере доказывает определенную надуманность сего понятия в целом.)
Месяцы революционеры называли в честь деревьев, цветов и орудий труда. Год состоял из 36 декад, а 5 последних дней получили свои специальные названия – День Добродетели, Гения, Труда, Разума и Наград. Год начинался в день осеннего солнцестояния 22 сентября, а летоисчисление – с года революции (откуда же еще?). И хотя декады заменили недели, выходным остался последний день.
Стоит ли говорить, что даже радикально настроенным французам не понравилось отдыхать раз в 10 дней. Поэтому немудрено, что этот календарь Наполеон благополучно отменил в 1805 году, чем значительно увеличил свой, как принято выражаться в наши дни, рейтинг.
В чём римляне подозревали человека, у которого выпала ресница? Факты о Древнем Риме
Сколько длился час в Древнем Риме? Как в Древнем Риме относились к собакам? В чём заключалась особенность древнеримских женских имён? Самые интересные факты о Древнем Риме с нетерпением ждут вашего внимания!
В Древнем Риме существовала практика продажи готовой еды
Большинство людей, живших в городе Помпеи, не имели домашних кухонь, а еду покупали навынос в специальных магазинах под названием «popinae», в которых можно было приобрести готовые блюда, такие как каши из круп, свиная ветчина и рагу из мяса и овощей. И так как мы можем просматривать меню над прилавками заведений быстрого питания, так же римляне выбирали еду по расписным фрескам с изображениями блюд, которые можно заказать.
Древнеримский ресторан быстрого питания
У древних римлян не было нуля
Если вы учили в школе римские цифры, то, возможно, обратили внимание, что вас не учили, как написать «ноль». Как ни странно, древние римляне, прекрасно знакомые с понятием «ничего», не отразили его в цифрах — у них не было нуля. Говорят, сам Аристотель заявлял, что ноль не имеет смысла, так как на него нельзя делить.
Когда древнеримский император Нерон давал музыкальные концерты, зрителям запрещалось выходить с них
Запрет был настолько строг, что беременным женщинам приходилось рожать прямо во время представления. Впрочем, по свидетельству историка Светония, некоторые люди приходили в такое отчаяние от многочасового прослушивания Нерона, что притворялись умершими, чтобы их тела вытащили с концерта.
Нерон
В Древнем Риме час составлял 45 минут зимой и 75 минут летом
Кажется, что зимой время проходит быстрее, так как уменьшается количество солнечных часов. А в Древнем Риме зимние часы в буквальном смысле были короче летних. Эту систему римляне переняли у древних египтян.
Древние римляне хоронили своих собак и писали им надгробные эпитафии
Одна из подобных эпитафий гласит: «Я в слезах принёс тебя на руках к последнему месту отдыха так же, как я в радости внёс тебя в свой дом 15 лет назад».
В римском войске старшего по палатке называли деканом
В палатках-контуберниях, используемых во время военных походов и учений, помещалось ровно десять воинов, а главный по палатке именовался деканом, от латинского словосочетания «старший над десятком».
В Древнем Риме женщины не имели личных имён
Их называли родовым именем (например, Юлия из рода Юлиев), а если дочерей в семье было несколько, им присваивали номера: Секунда (вторая), Терция (третья) и т. д.
Древнеримские шпионы использовали мочу в качестве невидимых чернил
Они писали ей послания между строк видного текста. Прочесть тайные письмена можно было только нагрев лист. Отсюда происходит выражение «читать между строк».
Древнеримские гладиаторы были аналогами современных популярных спортсменов
Древнеримские гладиаторы были аналогом современных популярных спортсменов и далеко не всегда погибали в бою. Гладиаторские бои были любимым шоу римлян, а гладиаторы становились настоящими звёздами. Они даже рекламировали и продавали собственный «мерч», например, свои фигурки-копии, которыми играли дети.
Древние римляне полагали, что от распутства выпадают ресницы
Римлянки прикладывали много усилий, ухаживая за ресницами и завивая их, чтобы те казались длиннее и гуще.
Время в Риме: интересные факты
Как определяли время в Риме в древности и в эпоху средневековья: интересные факты и сохранившиеся традиции. Как выглядели Солнечные часы Августа, что такое каноническое время, французские часы и зачем стреляет пушка на Яникуле
Как определить который час? Сегодня этот вопрос может вызывать недоумение – для этого необходимо лишь взглянуть на часы или, если они вдруг остановились, поинтересоваться у прохожих. А как определяли время в Риме?
С самой древности время являлось важной составляющей любой жизнедеятельности. Сегодня все просто: по расписанию работают офисы и магазины, учебные заведения и транспорт, люди назначают друг другу встречи или договариваются созвониться. Мы постоянно смотрим на часы и контролируем время, но когда-то все было совершенно по-другому: в мире не было никакого общепринятого и официального его измерения.
Время в Древнем Риме: часы света и темноты
В Древнем Риме время суток делилось на две части: dies и nox — период света и темноты. Последнее римляне делили на четыре временных отрезка, так называемых vigiliae, соответствовавших продолжительности смены военного караула.
Световой день также был разделен по подобной схеме, но состоял из 12 временных отрезков, называемых horae. Однако такая схема исчисления была недостаточно точной, так как продолжительность каждого отрезка светового дня менялась в зависимости от времени года.
Считается, что первые солнечные часы появились в Риме около III в. до н.э., и были установлены на Римском форуме.
Для определения времени днем римляне использовали солнечный меридиан, называемый solarium. Известный сегодня как Римский меридиан, он представлял собой линию, разделенную на 12 секторов, имевших разную величину. Такие солнечные часы позволяли определять horae по размеру отбрасываемой от гномона тени.
Солнечные часы Августа
Однако, привезенные римлянами из Греции, они имели значительную погрешность в исчислении времени, поскольку предназначались для другой географической широты.
Лишь через много лет часы заменили на новые, более точные. Они были установлены первым римским императором Октавианом Августом недалеко от Алтаря Мира на Кампо Марцио — Марсовом поле, большой равнинной местности за оборонительными стенами, которая использовалась для военных учений (отсюда и название, связанное с Богом войны).
Огромные солнечные часы, известные как Horologium Augusti, предположительно имели размеры порядка 180×80 метров, а в качестве гномона (элемента, отбрасывающего тень и указывающего время) был взят обелиск Псамметрициана, привезенный Августом в 10 году до н.э. из Гелиополя в Египте.
В нынешнее время часы Августа не сохранились. В 1979 году, на глубине 8 метров в подвалах зданий Кампо Марцио был обнаружен участок древнего травертинового тротуара площади с градуированной линией и надписями на греческом языке, относящимися к зодиакальным символам, а древнеегипетский обелиск из красного гранита украшает площадь Монтечиторио.
Как исчисляли время ночью
Для определения времени в темный период суток, использовался гидрологиум особый прибор, похожий на песочные часы, только вместо песка в него помещалась обычная вода. Подобные устройства применялись также и в дневное время. В публичных заведениях и домах зажиточных горожан следить за течением времени поручалось рабам, в обязанности которых входило объявление вновь наступившего часа, а обозначали время порядковыми числительными — первый час, второй час и т.д.
Каноническое время в Риме
Деление суток на две части, состоявшее из четырех временных периодов по 3 часа, использовалось вплоть до средневековья. На рубеже V-VI веков были определены так называемые канонические часы, соответствовавшие проведению литургий и определявшие расписание церковных служб: mattutino — литургия, совершавшаяся в полночь; идущая следом за ней через 3 часа laudes; далее prima, terza, sesta, nona, vesprae и completorium, проводившиеся каждые три часа.
Астрономический меридиан
Начиная с XIII века, в Европе начали появляться первые механические часы. Для всеобщего обозрения их устанавливали на специальных башнях, но чаще всего — на церковных колокольнях. Таким образом, каждый мог контролировать течение времени: колокола регулярно отбивали наступивший час.
Однако, все механические городские часы были не синхронизированы и наступление нового часа в разных частях города происходило в разное время. Так было вплоть до XVIII века, пока Папа Клемент XI не обеспокоился об установлении официального времени, единого для целого города. Для этого он заказал известному в те времена астроному Франческо Бьянкини разработку и изготовление главного меридиана, по которому можно было бы не только сверять время, но и использовать его в качестве астрономического и религиозного календаря.
Так называемая Линия Клементина (Linea Clementina) длиной 44 м была установлена в базилике Santa Maria degli Angeli e Martiri. Астрономический меридиан и сегодня можно увидеть на мраморном полу церкви.
Луч солнца, проникающий через небольшое отверстие в верхней части стены здания церкви, отбрасывает на астрономический меридиан световое пятно, размеры, форма и расположение которого указывают время, дату и течение религиозного календаря.
Сегодня разобраться с показаниями меридиана простому человеку довольно сложно, однако когда-то это был единственный официально принятый и, соответственно, достоверный «измеритель времени. Астрономический меридиан использовали по прямому назначению на протяжении 150 лет, хотя расположение Полярной Звезды, являющееся одним из основополагающих ориентиров для чтения показаний прибора, отмечено на нем вплоть до 2100 года.
Современные астрономы утверждают, что меридиан, находящийся в базилике Santa Maria degli Angeli e Martiri, является уникальнейшим изобретением, единственным в своем роде и до сих пор дающий точные показания.
Время в Риме отсчитывали с тесно связанной с религией определенной «схеме» называемой «L’Avemmarìa» (по названия молитвы «Аве Мария»). Отсчет часов в данном случае начинался от времени чтения вечерней молитвы. Например, «21-й час» по такой схеме наступал по истечению двадцати одного часа от последней прочтенной молитвы «Аве Мария». Такое исчисление времени также не являлось четким — в зимнее время вечернюю молитву читали на час раньше, чем в летнее. Поэтому тот же 21-ый час отличался от официально принятого времени.
Запутались? Но и это еще не все особенности римского времени. Когда на колокольнях церквей начали появляться механические часы, то на них было нанесено всего 6 делений, а не 12 как принято сейчас. Церковные циферблаты показывали каноническое время, т.е. часы, в которые нужно совершать молитвы. В то же время колокола били до 12 раз, а количество часов в сутках — 24! Сложно себе представить в работе всю эту систему: 21-ый час Авеммария (что в современном измерении времени соответствует 16 часам) показывался на каноническом циферблате цифрой 3, а колокола били 9 раз.
Шопотерапия в Риме
Города бутиков и магазинов на любой вкус — поездка в один из самых больших аутлетов в Европе
Римский велотур
Полюбоваться римскими красотами и провести время с пользой для здоровья на велопрогулке по городу
от €105 за экскурсию
Лингвотур — поговорим по-итальянски!
Основы итальянского по ассоциативной методике на неспешной прогулке по романтическим местам города
от €105 за экскурсию
Французские часы и римская пушка
Привычная сегодня система отсчета времени впервые появилась после вторжения в город наполеоновских войск в начале 1800-х гг., и называлась «французскими часами»: время в Риме стали отсчитывать от наступлении полдня. Однако поначалу она не прижилась и вскоре, после изгнания французов из Рима, была снова заменена на использовавшуюся ранее привычную систему отсчета канонического времени.
Только в середине XIX века Папа Пий IX официально перевел город на «французские часы» и с тех пор полдень стал официальной точкой, от которой стоило производить отсчет времени в Риме.
Однако как же было определить этот самый полдень? Городские колокольни продолжали начинать отбивать часы в разное время, и нужно было как-то решать вопрос синхронизации. Папа Пий IX предложил весьма интересное решение данной проблемы. С 1 декабря 1846 года каждый день, в 12 часов, пушечный выстрел, производившийся с открытой площадки Замка Святого Ангела, объявлял о наступившем полдне. На тот момент в Риме уже было установлено несколько астрономических меридианов, один из которых находился в небольшой башне, возвышавшейся над старой астрономической обсерваторией. Именно по этому меридиану и определялось наступление полдня в Риме.
Солдаты, в обязанности которых входило произвести выстрел из пушки ровно в 12 часов дня, находились на расстоянии порядка полутора километров от использовавшегося эталонного меридиана. Как же они могли узнать точное время для его осуществления? Для этого была разработана нехитрая система оповещения: на крыше церкви Сан Игнацио, расположенной рядом с обсерваторией, был установлен длинный шест, на котором помещен подвижный шар. За несколько минут до наступления полдня, благодаря специальной системе, этот шар поднимался вверх, подавая знак солдатам зарядить пушку и подготовиться к выстрелу. Как только луч света указывал на меридиане наступление полдня, шар резко падал и в тот же самый момент раздавался пушечный выстрел.
В 1903 году пушка, совершающая выстрел и обозначая тем самым наступление полдня в Риме, была перенесена на вершину холма Монте Марио. Однако вскоре это место посчитали слишком отдаленным от центра города, определив для нее холм Яникул, являющийся наивысшей точкой исторического центра.
И сегодня, много десятилетий спустя, также можно услышать традиционный пушечный выстрел, оповещающий о наступившем в Риме полдне. Понаблюдать за этим теперь может каждый — многие жители и гости города приходят на Яникул в ожидании этого главного полуденного действа.
Отели в районе холма
Хотите остановиться на Яникуле? Посмотрите, что мы для вас нашли