Ритмические ряды в логопедии что это такое

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова

Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ирина Гурова
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова

В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах.

Отклонения в воспроизведении слогового состава слова у детей с ОНР могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

3. Искажение структуры отдельного слога:

7. Контаминации (смешение, слияние элементов слов): «в холодильнице»

— в холодильнике и хлебнице.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др.

Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

Бабина Г. В. и Сафонкина Н. Ю. отмечают, что у детей, имеющих трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, нарушена ритмическая организация серийных движений и действий. Они считают, что одна из предпосылок формирования слоговой структуры слова – это сложные параметры движений и действий (динамический и ритмический).

Вот почему работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей.

В игровой форме детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание разными предметами по столу (карандашом, камешком, игрушками, мячом об пол, протопывание и другие. Вот некоторые из предлагаемых детям заданий.

1. Выполнение заданного логопедом количества движений.

«Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) столько раз, сколько…» (раз я кивну головой, звёздочек на картинке, кубиков на столе, точек на стороне кубика и т. д.).

2. Выполнение заданного логопедом количества движений в разном темпе и с разной интенсивностью.

«Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) медленно (быстро, сильно, слабо) столько раз, сколько…» (листочков нарисовал художник, раз подпрыгнет щенок, подсказывает цифра и т. п.)

3. Повторение сначала простого, затем более сложного ритма за взрослым в форме различных игр и игровых упражнений.

«Как постучался ёжик? (зайчик, гномик)»

Это упражнение можно включать в любое логопедическое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: **. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите. (Дети повторяют ритм за логопедом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному.

«Матрёшки»

Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?»

«Движения животных»

Перед ребёнком на столе находятся три игрушки, например, медведь, заяц, лошадь. Логопед поочерёдно берёт игрушки и показывает соответствующий определённому персонажу темп и характер передвижения (мишка – медленно, вразвалку; заяц – быстро, подскоками; лошадь – в умеренном темпе, плавно). Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы: «Как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?» и др.

Логопед берёт музыкальный инструмент (барабан, металлофон) и задаёт ритмический рисунок (выполняет определённое количество ударов в заданном темпе). Ребёнку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?» и др.

«Передай привет»

1 вариант. Логопед хлопает ребёнку по плечу или по ладошке в определённом ритме, т. е. задаёт несложный ритмический рисунок. Ребёнок воспроизводит заданный ритм, хлопая (передавая привет) по спинке или по лапке игрушечного животного. Затем ребёнок отвечает на вопросы: «Как я хлопала по твоему плечу? Сколько раз хлопнула? Хлопки одинаковые или разные?» И т. д.

2 вариант. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и темпе, и ритме, затем отвечают на вопросы: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?»

«Барабанщик»

Ребёнок кладёт руки на стол. Логопед отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмический рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.

Возможны разные варианты предлагаемых ребёнку заданий, например, «Повтори ритм указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук», «…сначала указательным пальцем правой руки, а потом мизинцем левой», «…одновременно средним пальцем правой руки и мизинцем левой» и т. д. и т. п.

4. Узнавание ритма на слух среди других (с последующим воспроизведением).

«Узнай животное по ритму».

Каждое из домашних животных: лошадь, корова, коза по-своему зовут своих детёнышей – стучат копытцем (логопед задаёт ритмический рисунок). Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает животное по ритму, а после этого пробует сам загадать загадку – т. е. воспроизвести ритм).

«Кого зовёт гномик?»

Для этой игры нужно взять несколько игрушек (клоуны) и задать ритм для каждой из них. Ещё для одной игрушки (гнома) задаётся ритм, совпадающий с ритмом одной из игрушек. Ребёнок должен узнать эту игрушку по ритму и воспроизвести его самостоятельно.

«Найди пару по ритму».

Для этой игры нужно взять несколько игрушек, желательно животных и задать парный ритм, т. е. одинаковый для каких-то из них. Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает и подбирает подходящие пары, а после этого воспроизводит ритмические рисунки.

5. Изображение ритма.

1). Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.

2). Графическое изображение (рисование) услышанного ритмического рисунка с помощью различных несложных элементов, например, палочек, чёрточек, кругов, треугольников и других рисунков.

6. Воспроизведение ритма по заданному рисунку.

Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе или фланелеграфе, а также изображён с помощью разных предметов на полосе бумаги.

1). Задания на воспроизведение темпа и количества ударов.

2). Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

3). Задания с использованием ударения и темпа.

Воспроизведение темпа и количества ударов.

Игра «Танцующие снежинки».

На доске или прямо на столе – ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, простукивают, воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов. Например:

Аналогично проводятся игры-упражнения с наглядным материалом «Выросли цветочки в садочке», «Весёлые морковки», «Кленовые листочки», «Собираем яблоки», «Покупаем ананасы». Следует отметить, что ритмические рисунки постепенно следует усложнять. Картинки можно подбирать с учётом изучаемой в настоящее время лексической темы.

Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое

Ритмические задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

Игра «Медвежата и шарики»

Вариант 2. Перед ребёнком – ряд одинаковых картинок (медвежата с шариками или без них). Дети считают количество медвежат, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определённой (одинаковой) силы.

Вариант 3. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков, расположенных в произвольном порядке. Детям даётся задание следить за показом картинок, определять силу хлопка и выполнять соответствующие действия.

Вариант 4. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков, расположенных таким образом, чтобы создавался определённый ритмический рисунок. Дети должны воспроизвести заданный ритм.

Вариант 5. Каждый ребёнок выкладывает свой ряд символических картинок. Затем:

1) воспроизводит свою «песенку» или «танец»;

2) воспроизводит «песенку» («танец») другого ребёнка.

Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое

Ритмические задания с использованием ударения и темпа.

Эти упражнения предполагают самостоятельное воспроизведение ребёнком ритмического рисунка с использованием ударения, изображённого с помощью картинок в ряд с интервалами во времени, т. е. в определённом темпе.

Игровые упражнения «Осенние листочки», «Весёлые цыплята», «Мишки», «Цветочки», «Новогодние ёлочки», «Котята и рыбки», «Мыши и сыр», «Лягушки», и др.

Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое

7. Выполнение движений под ритмичную музыку.

Маршировка, прыжки, легкий бег, ходьба, притопы, приседания, хлопки, качание руками и ногами, подбрасывание и отбивание мяча и мн. другие.

8. Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами.

Это далеко не полный перечень упражнений, которые можно использовать в работе над ритмом.

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2005.

Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. – М. : В. Секачёв, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольником. – М. : А. П. О., 1996. и др.

Источник

Пояснительная записка к видеоуроку «Как работать с визуально-ритмическими рядами»

Как работать с визуально-ритмическими рядами?

Ритм – это залог не только гармоничного развития, но и физического и психологического здоровья.

Ощущение ритма у ребенка возникает еще до его рождения, когда он мирно пошатывается от маминых шагов и слышит ее сердцебиение.

Для детей ритм – это стабильность, которая гарантирует безопасность. Режим дня значительно сокращает количество истерик и капризов.

В логопедической работе один из видов работы над ритмом – логоритмика.

Логоритмика – это развитие речи через музыку, стихотворения, ритм. Очень часто логоритмикой подменяют музыкальные занятия.

Второй вид работы над чувством ритма – это визуально-ритмические ряды, основанные на механизме упреждающего синтеза. На них мы остановимся подробнее.

Помните, что сначала необходимо научить ребенка выкладывать просто ряд. Когда он уже научился это делать, то предлагаете выложить ряд 1:1. Как это происходит? Вы берете минимум 8 предметов по 4 одинаковых и начинаете ряд, например: круг квадрат круг квадрат, а потом просите продолжить ряд или спрашиваете: Что дальше?

Стоит придерживаться нескольких правил:

· Сначала пространство можно разделить на окошки (гаражи), чтобы ребенок видел, где пусто, а где занято.

· На первых этапах предлагайте детям абсолютно разные предметы по визуальным признакам, потом они могут отличаться только формой или только цветом или каким-то элементом.

· Выкладывать ряд можно сначала со слуховой подсказкой. Выкладывая, вы проговариваете: ложка – вилка – ложка – вилка. Что дальше? Когда этот этап ребенок выполняет легко, начинаете выполнять это задание молча.

· Визуально-ритмические ряды могут быть в горизонтальной, вертикальной или круговой плоскости. Круговая самая сложная, горизонтальная самая простая.

· На визуально-ритмические ряды очень удобно и полезно накладывать моторные программы и цепочки рядов (звуковых, слоговых).

· После того, как ребенок усвоил ряд 1:1, ему предлагаются ряды 2:1; 1:2; 1:1:1. А потом вы можете варьировать, как хотите.

Интересный факт, что ритмичность дыхательного процесса определяет ритмичность человеческой речи.

Немного про механизм упреждающего синтеза, который является одним из основополагающих при формировании речи, именно ее порождения. Минимальная произносительная единица речи – слог. В основе языка всегда лежит модель слога СГ (согласный – гласный), остальные виды слогов – его модификация. В слоге всегда предыдущий звук влияет на последующий, а последующий влияет на предыдущий. По сути это и есть формулировка механизма упреждающего синтеза: последующие элементы речевой цепи в той же мере влияют на предыдущие, как и предыдущие на последующие.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Сборник дидактических упражнений

Введение

Основную роль в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет родной язык. Обследования детей в дошкольных учреждениях показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют речевые нарушения. Среди наиболее распространенных речевых нарушений – стертая дизартрия (речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга).

Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Интересными наблюдениями можно считать выявляющиеся у детей со стертой дизартрией наряду с трудностями воспроизведения слов сложной слоговой структуры и нарушение общеритмических способностей. Дети не могут повторить простой ритмический рисунок: похлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию хлопков «1,2» пауза «1,2» и т.д. Не могут отхлопать аналогичный ритмический рисунок с разной силой, т. Е. сделать акцент согласно образцу, который демонстрирует логопед (1 раз сильно стукнуть, 2 раза тихо).

Нарушения, выявленные при исследовании ритмических способностей детей со стертой дизартрией, коррелируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере. Правильно повторяя вслед за логопедом три сложных слова, дети нередко искажают их в спонтанной речи, сокращая количество слогов. При правильном воспроизведении контура отмечаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Развитие ритмической способности находится в тес­ной связи с формированием пространственно-временных представлений. Каждое движение, осуществляясь в систе­ме пространственных координат, обеспечивается опреде­ленным уровнем развития зрительно-моторной коорди­нации и оптико-пространственных связей, т. е. совокуп­ной деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Восприятие вре­мени реализуется благодаря совокупной деятельности слу­хового, зрительного и двигательного анализаторов. Таким образом, межанализаторная деятельность обеспечивает готовность к овладению основными ритмическими струк­турами. В то же время уровень развития межанализатор­ной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. В онтогенезе последова­тельное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формиро­вания сложнейших речевых функций и языковых про­цессов, составляющих основу звуковой стороны речи, функ­ций письма и чтения и др.

Актуальность.

В настоящее время увеличивается количество детей, нуждающихся в специально коррекционно-развивающей работе по формированию ритмических способностей для усвоения слого-ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Цель работы.

Разработать и систематизировать комплекс дидактических упражнений по формированию ритмических способностей у детей со стертой дизартрией для развития слоговой структуры слова.

В данной работе используется последовательность формирования ритмических моделей от построения ритмического ряда к метру, темпу и ритмическому рисунку. Использование упражнений данного пособия обеспечивает успешность комплексных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на усвоение фонематической системы языка и развитие звуковой стороны речи.

Упражнение 1

Цель. Формировать повторяющийся ритм движений рук с наращиванием их количества и сохранением посто­янного темпа выполнения.

Ребенку предлагается образец повторяющихся ритмич­ных движений рук с постоянной фиксацией силового на­пряжения в начале или конце движения. Ритмичность повторяющихся движений достигается за счет соблюдения очередности (логопед стучит, затем ребенок стучит) и со­ хранения темпа выполнения задания, комфортного для ре­бенка.

Упражнение 2

Цель. Формировать чередующийся ритм движений.

Ребенку предлагается повторять серию движений (хлоп­нуть, стукнуть, топнуть) сопряжено с логопедом, с очеред­ностью и по показу.

По мере усвоения заданной серии необходимо менять последовательность выполнения движений.

Упражнение 3

Цель. Формировать устойчивый ритм дыхательных движений (с помощью дыхательной гимнастики).

Работа начинается с определения темпа, оптимального для ребенка, стремления к сохранению постоянного темпа дыхательных движений. Количество устойчивых движе­ний увеличивается от занятия к занятию и фиксируется путем пересчета и регистрации итогового количества. Ло­гопед производит пересчет в темпе дыхательных движе­ний ребенка.

Упражнение 4

Цель. Формировать представление о ритмическом зри­тельном ряде на основе повторяемости его элементов.

Ребенку предлагается выложить ряд форм с заданны­ми свойствами (дорожку из красной мозаики, забор из жел­тых палочек, дорожку из квадратиков), выбрав необходи­мые из множества.

Вариант. Ребенку предлагается выделить на каждой строчке форму, не похожую на остальные (см. рис. 1). Пред­варительно проводится анализ изображений, выбираются оди­наковые (объединенные по признакам цвета, формы, величи­ны, наличию или отсутствию углов, направлению штриховки и др.). Затем определяется лишняя, отличающаяся от других форма. Одинаковые можно заштриховать или раскрасить.

Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое

Упражнение 5

Цель. Составлять ритмический ряд на основе чередова­ния его элементов.

Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием:

Чередование элементов предлагается по показу или об­разцу (см. рис. 2).

Упражнение 6

Цель. Воспроизводить линейный ритмический ряд, ис­пользуя прием рисования.

Ребенку предлагается нарисовать вертикальные линии в определенном ритме — с чередованием цвета, высоты линий или расстояния между ними (см. рис.). Игровые приемы — нарисовать разноцветный забор с чередовани­ем двух и более цветов, «починить» его, вставив пропущен­ные линии заданного цвета и высоты, — позволяют фор­мировать устойчивые двигательные переключения.

Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое

Упражнение 1

Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом. Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми сред­ствами, доступными ребенку). 1. Последовательное вращение каждого пальца руки
ребенка по часовой стрелке и против нее сопровождается
мелодичным произнесением или пением цепочки повто­ряющихся слогов: большой палец — «па-па-па», указатель­ный — «та-та-та», средний —«ка-ка-ка», безымянный — «ля-ля-ля», мизинец — «ма-ма-ма».

Упражнение 2

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инстру­ментов с ритмом движений. Звучание каждого музыкального инструмента соотно­сится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана — попеременным движениям кула­ков по столу, бубна — похлопывающим движениям кула­ка о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движе­ниям обеих рук, прижатых к губам. Ребенок слушает зву­чание и воспроизводит соответствующее движение.

Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмы в соответ­ствии со сменой звучания музыкальных инструментов со­ответствующими им движениями. Усложнение Увеличение количества звучаний и движений, участву­ющих в составлении ритмического ряда; нарушение рит­мических координации: несоответствие звучаний музыкаль­ных инструментов движениям.

Упражнение 3

Цель. Соотносить количество звуковых сигналов с ко­личеством элементов зрительного ряда.Ребенку предлагается игровая ситуация: как только он слышит звук барабана, то кладет на дорожку кружочек (инструмент находится за ширмой). Логопед стимулирует ребенка к выполнению действия сразу после звукового сиг­нала. Далее ребенку предлагается озвучить дорожку, иг­рая на барабане столько раз, сколько кружочков на до­рожке. Количество звуковых сигналов может быть огра­ничено в соответствии со способностью ребенка к пересчету и называнию итогового числа.

Вариант. Озвучивать дорожку можно, используя другие музыкальные инструменты (колокольчик, дудочку, бубен).

Упражнение 4

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инстру­ментов со зрительным ритмом, выстраивать ритмический ряд с опорой на цвет.«Разноцветные звуки»: предварительно ребенку пред­лагается образец звучания двух различных инструментов. Каждое звучание соотносится с фишкой (карточкой) соот­ветствующего цвета. Затем предъявляется повторяющий­ся или чередующийся ряд цветных фишек (карточек) и Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмы в соответ­ствии со сменой звучания музыкальных инструментов со­ответствующими им движениями. Усложнение: Увеличение количества звучаний и движений, участву­ющих в составлении ритмического ряда; нарушение рит­мических координации: несоответствие звучаний музыкаль­ных инструментов движениям.

Упражнение 5

Цель. Соотносить ритм движений с ритмом звукопод­ражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с имитационными движениями рук (доступными для ребенка). Используются синхронные («прыг-прыг») и попеременные («топ-топ») движения.

Вариант 1. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации звукоподражаний и движений с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звукоподражаний.

Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации, соотнося характер движения с интонацией произ­носимых звукоподражаний. Например: кошечка («мяу») — мягкие поглаживаю­щие движения; корова («му»)— интенсивные постукива­ющие движения.

Вариант 3. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений. Логопед произносит цепочку повторяющихся или че­редующихся звукоподражаний, побуждая ребенка выкла­дывать форму на дорожку (линейку) после каждого звуча­ния.

Вариант 1. Логопед предлагает ребенку озвучить с по­мощью звукоподражаний дорожку, заранее выполненную из чередований квадратов и кругов.

Вариант 2. Логопед воспроизводит цепочку звукопод­ражаний с ошибками (без соответствия звукоподражания цвету дорожки), побуждая ребенка внимательно слушать и исправлять ошибки.

Звукоподражание

Движения

Хлопки ладонью по столу

постукивание кулаком по столу

Усложнение: Увеличение количества звукоподражаний и движений, участвующих в составлении ритмического ряда, наруше­ние ритмических координации: несоответствие звукопод­ражания и движения, когда ребенок исправляет ошибки взрослого.

Упражнение 6

Цель. Соотносить ритм повторяющихся и чередующих­ся звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам с ритмом выбранных на основе зрительного вос­приятия геометрических форм.Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с геометрическими формами. Напри­мер, мычание коровы — с квадратом, мяуканье кошки — округом.

Упражнение 7

Цель. Соотносить ритм движений с ритмом автомати­зированных речевых рядов (пересчетом).Ребенку предлагается выполнять цепочку повторяющих­ся или чередующихся движений в соответствии с речевой инструкцией: «Хлопни в ладоши два раза, стукни ладош­ками по столу три раза. Повтори несколько раз эти дви­жения со счетом». Ребенок хлопает в ладоши, сопровож­дая каждое движение пересчетом: «Раз, два», стучит ла­дошками три раза по столу: «Раз, два, три». Темп выполнения движений задается темпом пересчета.

Упражнение 8

Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотне­сения движений и фонации.Предварительная работа заключается в усвоении при­емов фонетической ритмики, направленной на синхрониза­цию моторного комплекса (артикуляции и движения рука­ми), фонации и дыхания.

Вариант 1. Построение ритмического ряда из двух по­следовательно произносимых звуков и его воспроизведе­ние с опорой на моторный комплекс.Например, логопед показывает движения руками, побуж­дая ребенка к воспроизведению ритмического ряда: «ау». На «а» — разводить руки в стороны, на «у» — вытягивать руки вперед из положения «ладошки на уголках рта».

Вариант 2. Построение и воспроизведение ритмического ряда, состоящего из двух последовательно производимых дви­жений с опорой на фонацию. Логопед проговаривает цепочку гласных звуков, побуждая ребенка к скоординированному воспроизведению звукового и моторного комплекса.

Вариант 3. (коллективные формы). Повторение ком­плекса по цепочке: логопед показывает одному ребенку, тот — своему соседу и т. д. Последний ребенок показыва­ет движение логопеду и воспроизводит звучание.

Вариант 4. Воспроизведение звукового ряда с помощью образца движения.Логопед показывает движение руками и артикуляцию звукового ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко по­вторить заданный ряд, как в сочетании с движением, так и без него, с небольшим временным интервалом.

Вариант 5. Логопед показывает артикуляцию звуко­вого ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко повторить этот ряд наоборот: «ауу а, у и — иу, аииа, оууо». В случае ошибки ребенка можно сопровождать предъявле­ние звуков соответствующими движениями (как со сторо­ны педагога, так и со стороны ребенка).По мере усвоения ребенком данного комплекса упраж­нений звуковой материал включается в дыхательную и го­лосовую гимнастику.

Упражнение 9

Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотне­сения буквы и звука.Ребенку предлагается выстроить буквенный ряд по об­разцу или речевой инструкции, используя буквы из маг­нитной азбуки.

Варианты инструкций:

— Найди и поставь сначала букву «а», потом букву «у». Рядом с буквой «у» поставь букву «а». Продолжи этот ряд

Упражнение 10

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.Ребенку предлагается проговаривать цепочку слогов, соблюдая условие: слоги со звуком «а» проговаривать, от­хлопывая в ладоши, слоги со звуком «у» — отстукивая по столу: а) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу; б) па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу;

Упражнение 1

Цель. Воспроизводить ритмические ряды по образцу (речевому, зрительно-двигательному).Логопед предлагает ребенку последовательность дей­ствий:

а) выложить разноцветную дорожку, слушая голоса
животных (каждому звукоподражанию соответствует опре­деленный цвет квадрата);

б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподража­ний, нажимая пальчиком на каждый квадрат;

в) воспроизвести серию движений (стучать кулачками на звукоподражание «му», хлопать в ладоши на звукопод­ражание «ме») с одновременным проговариванием звуко­подражаний, используя в качестве образца разноцветную дорожку.

Упражнение 2

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по дви­гательному образцу.Логопед показывает цепочку движений (см. упражне­ние 22), побуждая ребенка воспроизводить соответствую­щий слоговой ряд. Например, два хлопка в ладоши, два стука по столу соответствуют слоговой цепочке «папапупу».

Упражнение 3

Цель.Воспроизводить речевой ритмический ряд с по­мощью зрительно-двигательных координации.Предварительный анализ образца включает узнавание и называние слогов с оппозиционными звуками, их соотне­сение с дорожками заданной длины. Например, слогу «па» соответствует длинная дорожка, слогу «ба» — короткая.Ребенку предъявляются варианты дорожек, с помощью которых воспроизводятся слоговые ряды.

Образцы дорожек:

Упражнение 4

Цель. Воспроизводить ритмический ряд букв по образ­цу, заданному цветом.Предварительный анализ образца включает узнавание и называние букв, соотнесение буквы с заданным цветом (см. рис.). Ребенку предлагается запомнить цвет каж­дой буквы (зеленый, желтый, красный или любой другой). Затем образец закрывается листком бумаги, предъявля­ются строчки с различными ритмическими рисунками, ко­торые необходимо «расшифровать», т. е. соотнести квад­ратик заданного цвета с соответствующей ему буквой и за­писать буквы в порядке их следования до конца строки.

Усложненный вариант этого упражненияможно ис­пользовать в работе над просодическими компонентами речи, когда ребенку предлагается расставить ударение про­извольно или в заданной позиции, разделить ряд на ритми­ческие отрезки, воспроизвести последовательность звуча­ния, соблюдая расставленное ударение, паузы (с фиксацией смены дыхательных пауз). Если ребенок испытывает затруднения в удержании рит­мического ряда (пропускает элементы или вставляет лиш­ние, путает порядок их следования), следует уменьшить ко­личество элементов, составляющих ритмический ряд, уве­личить количество вариантов ритмических рядов, включить дополнительные задания по самопроверке готовой работы и упражнений по принципу «корректурной пробы».

Упражнение 5

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по об­разцу, заданному цветом.Предварительный анализ включает узнавание и воспро­изведение слогов, соотнесение их с заданным цветом, уста­новление последовательности и количества цветных кру­гов в каждом образце (см. рис. 3).

Вариант 1. Ребенку предлагается заполнить строку в соответствии с образцом, обозначенным цветом, затем вос­произвести последовательность, используя слоги.

Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое
Образец данной карточки предлагается ребенку на эта­пе автоматизации звука «р» в слогах.

Вариант 2 (усложненный). Ребенку предлагается «за­шифровать» заданные слоги разноцветными кружками и заполнить строку по образцу с помощью этого «шифра». Образцом служит речь логопеда, который проговаривает ряд повторяющихся или чередующихся слогов и предла­гает ребенку воспроизвести его на строке с помощью раз­ноцветных кружков. Слоги проговариваются логопедом в темпе, оптимальном для ребенка. В качестве предваритель­ной работы проводится совместное составление образца, когда каждому слогу присваивается кружок заданного цве­та и его анализ (речевое планирование).

Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть фото Ритмические ряды в логопедии что это такое. Смотреть картинку Ритмические ряды в логопедии что это такое. Картинка про Ритмические ряды в логопедии что это такое. Фото Ритмические ряды в логопедии что это такое

Упражнение 1

Цель. Удерживать заданный темп движений. Ребенок выполняет координаторные движения (например, хлопает в ладоши, одновременно отстукивая ритм ногой). Логопед подбирает на метрономе темп, соответствующий ин­дивидуальному темпу выполнения движений. Он побуждает ребенка прислушиваться к звуку метронома при выполне­нии данного упражнения и удерживать заданный темп.

Упражнение 2

Цель. Регулировать речевой темп с помощью зритель­но-двигательных координаций (дорожек и лабиринтов).Предварительная работа заключается в заучивании скороговорок, коротких потешек, двустиший. Ребенку предлагается проговаривать знакомый текст, проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной дли­ны. Основным условием выполнения этого упражнения является соотнесение речевого темпа с длиной дорожки (ла­биринта): проводя пальцем по короткой дорожке (лаби­ринту), ребенок быстро произносит знакомый текст, длин­ная дорожка (лабиринт) соответствует медленному темпу произнесения.

Упражнение 3

Цель. Выделять паузу в ритмическом двигательном ряду. Ребенку предлагается отхлопать (отстучать) заданный ритм, комментируя каждое движение: «Раз, два, пауза. » Энергичные хлопки (постукивания) сменяются паузой — сжиманием рук в «замочек» или плавным фиксирующим движением обеих рук по столу. По мере усвоения ритмического ряда из цепочки дви­жений исключается движение, обозначающее паузу, затем сворачивается внешнее комментирование: «Раз, два, пауза». Усложнение: Смена повторяющегося ритма чередующимся: а) раз — пауза — раз, два — пауза, б) раз, два, три — пауза — раз — пауза, в) раз — пауза — раз, два — пауза — раз —пауза —раз — пауза.

5. Упражнения на формирование представлений о паузировании.

Упражнение 1

Цель. Выделять паузу в ритмическом зрительном ряду. Ребенку предлагается воспроизвести синкопированную дорожку из счетных палочек (мозаики, геометрических форм) по образцу (см. рис. 18). Предварительный анализ образца включает выделение и комментированный показ каждого элемента ритмического ряда, включая паузу. Основным условием выполнения этого упражнения явля­ется речевое сопровождение каждого действия, например: «Две палочкипауза, одна палочкапауза. »

Упражнение 2

Цель. Воспроизводить двигательные, звуковые и рече­вые ритмические ряды по зрительному образцу. Ребенку предъявляется карточка с четырьмя-восемью вариантами ритмических рядов, проводится предваритель­ный анализ каждого варианта, предлагается его отхлопать.

Вариант 1. Озвучить каждый ряд с помощью бубна или барабана.

Вариант 2. Озвучить каждый ряд с помощью заданно­го слога.

Упражнение 1

Цель. Соотносить силу голоса с амплитудой движе­ния. Логопед предлагает ребенку послушать стихотворный текст: «Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП; маленькие ножки идут по дорожке: топ-топ-топ». Пер­вую часть фразы он произносит громким голосом, вто­рую — тихим. Повторяя этот текст несколько раз, он подключает движение — постукивание кулаками. Ин­тенсивность и амплитуда движения соотносятся с силой голоса: сильные и широкие движения соответствуют громкому произнесению, легкие короткие движения — тихому. Ребенок действует сначала совместно с логопе­дом, а затем воспроизводит заученный текст и движения самостоятельно.

Упражнение 2

Цель. Изменять силовое напряжение повторяющихся движений с опорой на звучание музыкального инстру­мента. Многократное прослушивание звучания музыкального инструмента (от тихого к громкому и наоборот) сопровож­дается цепочкой повторяющихся действий (отхлопывани-

Упражнение 3

Цель. Формировать представление о ритмическом уда­рении в слоговых рядах.

Ребенок проговаривает (читает) ряды слогов с сопря­женными движениями рук (хлопками). Ударная позиция слога обозначается хлопком с широкой амплитудой и си­ловым напряжением выполняемого движения. Слоговые ряды могут состоять из одинаковых повто­ряющихся слогов (папа), слогов с чередованием глас­ных (папу), оппозиционных согласных (ба — па), про­извольно выбранных согласных (патака).

Вариант 1. Ребенок проговаривает (читает) ряды сло­гов, соотнося каждый слог с кружочком заданного цвета. Ударная позиция слога обозначается кружочком контраст­ного цвет

Упражнение 1

Цель. Воспроизводить слогоритмическую структуру слова с использованием двигательных и зрительных опор. Ребенку предъявляются карточки со словами или пред­метные картинки. Проговаривание (послоговое чтение) каж­дого слова сопровождается движениями обеих рук, при этом количество слогов соотносится с количеством хлопков или ударов. В качестве сенсорного стимула можно использо­вать логопедическую щетку — «ежик» (см. приложение). Логопед фиксирует каждое движение ребенка счетной па­лочкой или геометрической формой. В работу включаются слова с одинаковой слогоритми­ческой структурой.

Упражнение 2

Цель. Составлять ритмическую схему слова. По мере усвоения алгоритма действий, заданного в упражнении 56, ребенок самостоятельно проговаривает сло­во, отхлопывая его части; составляет схему, используя счет­ные палочки (геометрические формы, мозаику); фиксирует количество палочек (форм, мозаик), составляющих схему; проговаривает слово по частям, последовательно нажимая на каждую из них. Карточки со словами или предметными картинками предъявляются ребенку последовательно.

Упражнение 3

Цель. Соотносить слова с заданной ритмической схе­мой. Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке кар­точки со словами или предметные картинки, проговарива­ет (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лиш­ние» убирает в отдельную стопку. Предварительная рабо­та заключается в построении схемы из геометрических форм, пересчете количества деталей схемы и формулиро­вании игровой задачи: подобрать к схеме подходящие сло­ва. В случае затруднения ему предлагается помощь в виде послогового отхлопывания слова с фиксацией количества движений.

Упражнение 4

Цель. Выделять заданное слово из ряда букв.

Предварительная работа заключается в кратковремен­ном (2-4 с) предъявлении карточки с заданным словом. Ребенку предлагается узнать и назвать слово; на строке, заполненной буквами, выделить его и обвести (подчеркнуть) цветным карандашом.

Вариант. Узнавать и выделять слова с различной слогоритмической структурой в буквенном ряду.

Упражнение 5

Цель. Соотносить слова со схемой, выполненной из глас­ных букв.

Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке кар­точки со словами или предметные картинки, проговарива­ет (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лиш­ние» убирает в отдельную стопку. Предварительная рабо­та заключается в построении схемы из заданных гласных и формулировании игровой задачи: подобрать к схеме под­ходящие слова. Слова должны быть хорошо знакомы ре­бенку.

Упражнение 6

Цель. Составлять схему слоговой структуры слова.

Послоговое проговаривание слова сопровождается состав­лением схемы и ее анализом (пересчетом количества со­ставляющих, определением их местоположения путем соот­несения с порядковым числительным). Например: в слове «собака» три слога — первый «со», второй «ба», третий «ка».

Назови первый (второй, третий) слог.

Какой по счету слог «ба» («ка» «со»)?

Упражнение 7

Цель. Дифференцировать слова в соответствии со схе­мами, выполненными из гласных букв.

Ребенку предъявляются две (три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распреде­лении предметных картинок (карточек со словами) к каж­дой схеме. Набор картинок (карточек) включает «лишние» слова, не подходящие к предлагаемым схемам.

Слова: рука, арбуз, сумка, куртка, кактус, шалун, каб­лук, будка, луна, булка, парус, барсук

Заключение

Развитие ритмических способностей должно являться важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических занятий по усвоению слогоритмической и звукослоговой структуры слова.

Список используемой литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *