Ритмика в музыкальной школе что это такое
Зачем нужна ритмика в ДМШ?
Сегодняшние ученики музыкальных школ, особенно начальных классов, сильно загружены различными дополнительными занятиями и кружками. Родители, желая облегчить обучение в ДМШ своему ребёнку, пытаются соединить некоторые учебные дисциплины или заменить одну другой. Ритмика в музыкальной школе часто недооцениваются с их стороны.
Почему нельзя заменить ритмику другим предметом?
Почему нельзя заменить хореографией, аэробикой или гимнастикой этот предмет? Ответ даёт первоначальное название – ритмическое сольфеджио.
На уроках гимнастики и хореографии обучающиеся овладевают пластикой своего тела. Учебная дисциплина Ритмика раскрывает больший потенциал ученика, даёт ему широкий охват знаний, необходимых для юного музыканта.
Открывая урок разминкой, преподаватель постепенно погружает учащихся в теорию и практику различных видов музыкальной деятельности.
Что даёт ритмическое сольфеджио?
Ритмика для детей стала своеобразным подспорьем в решении проблем, связанных с главной теоретической дисциплиной – сольфеджио. Именно из-за сложности этого предмета дети часто бросают школу, и музыкальное образование остаётся не оконченным. На занятиях ритмикой учащиеся оттачивают свои ритмические задатки, учатся координировать разнообразные движения своего тела. Ведь чувство метроритма крайне важно при игре на каждом музыкальном инструменте (не исключением является и вокал)!
Такое понятие как «длительность» (продолжительность музыкального звука) гораздо лучше и быстрее усваивается через движения тела. Разнообразные задания на координацию помогают в осознании одновременного движения разных длительностей, что сплошь и рядом встречается в музыке.
Умение вовремя остановиться, увидев в нотах паузу, вовремя начать исполнение музыкального произведения из затакта и многое другое учащиеся закрепляют именно на уроках ритмики.
Как показывает практика музыкальных школ, дети с проблемным чувством ритма через год могут маршировать в такт, а через два года занятий одновременно дирижируют одной рукой, показывают фразы/предложения другой и исполняют ногами ритм мелодии!
Изучение форм музыкальных произведений на уроках ритмики
Для детей ритмика, вернее её уроки, обычно становятся не только увлекательным занятием, но и своего рода копилкой знаний, умений и навыков. Дело вот в чём: работать с формой небольших пьес учащиеся начинают с первых уроков ритмического сольфеджио. Слышать, определять и правильно воспроизводить фразы, предложения, чувствовать период – всё это очень важно для любого музыканта-исполнителя.
Элементы музыкальной литературы на ритмике
Во время занятий детская копилка знаний пополняется и музыкальной литературой, иначе говоря, постепенно увеличивается объём музыки, которую они запоминают на всю жизнь. Учащиеся узнают композиторов и запоминают их творчество посредством повторения одного и того же музыкального материала на уроках несколько раз, но с разными задачами. Кроме этого, они учатся говорить о музыке, о характере, жанрах, стилях, слышать её особенные выразительные средства. Подключая своё воображение, дети показывают душу музыкального произведения, пропустив её через своё тело. Всё это необычайно расширяет интеллектуальные горизонты и потом пригодится в дальнейшем обучении в музыкальной школе.
Работа на уроках специальности индивидуальна. На групповых занятиях некоторые дети закрываются, не подпуская к себе даже педагога. И только ритмика в музыкальной школе проводится в менее формальной обстановке и поэтому способна раскрепостить учащихся, помогая влиться в новый для них коллектив. Не зря ведь эти уроки заполняют ячейку в расписании именно в первые два года обучения.
Ритмика в системе учебно-воспитательного процесса детской школы искусств
Разделы: Музыка
Каждое из направлений художественного развития детей имеет свои специфические особенности, традиционные приемы и методы обучения, а отсюда следуют специфические задачи.
Ребенок должен встречаться с музыкой в обстановке, которая способствует активной работе всех органов чувств. Особую важность играет связь музыкальных впечатлений с физической активностью ребенка. Увеличение двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, на физическое развитие, состояние нервной системы. Предмет “ритмика” дает возможность педагогу создать именно такую обстановку на уроке.
Работа по сольфеджио и ритмике проходит комплексно, взаимно дополняя один предмет другим.
Работа строится по принципу параллельного освоения тем в течение всего года, уроки строятся комплексно. Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном материале.
Курс ритмики рассчитан на три года (дети 5-6-7 лет).
Методические рекомендации.
Курс ритмики включен в учебный план музыкального отделения школы искусств с первого года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы 10-12 человек.
III. Совершенствование движений.
I раздел. Слушание музыки.
На первом этапе дети знакомятся с музыкальным произведением, а педагог имеет возможность выявить уровень и особенности эмоционального развития детей.
Рекомендуем обращать особое внимание на отбор музыки для занятий, как способ программирования учебной деятельности и развития эмоциональной сферы ребенка, расширение круга его музыкальных впечатлений. Для активизации восприятия музыки считаем нецелесообразным перегружать учащихся сведениями о композиторе, истории создания произведения до прослушивания, на данном этапе важно вызвать у детей ответную реакцию на прослушанную музыку и найти способ выражения своего отношения к ней ( рассказ, пластическое выражение, рисунок, самостоятельное исполнение).
На следующем этапе расширяем сведения о прослушанной музыке и включаем ее в другие виды деятельности : анализ, знакомство с особенностями музыкального языка, ритмический диктант, сочинение ритмического сопровождения, транспонирование, оркестровка и т. д.
Таким образом, ребенок включается в диалог с композитором, формируется ответная реакция.
При повторном прослушивании музыкального произведения происходит ответная реакция на музыку, осознание ее содержания. Возникает желание самостоятельно исполнить ее, ребенок получает удовольствие от музицирования, что в свою очередь стимулирует интерес к музыкальной деятельности.
II раздел. Метро-ритм.
Ритм является одним из выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых ритмических заданий, преследующих дидактические цели, необходимо учить детей выполнять их в характере музыки.
Работа по развитию метро-ритмического чувства проходит по следующим направлениям:
1. Речевая ритмика.
2. Упражнения на пульсацию.
Характер музыки определяет характер пульсации. Упражнения на пульсацию необходимо совмещать с упражнениями на развитие координации, ритмической памяти и внимания, а также с упражнениями для увеличения подвижности суставов, укрепления мышц исполнительского аппарата, освобождения корпуса и рук.
Усложнение заданий в ритмическом диктанте рекомендуем по мере усвоения более простых. Возможна одновременная работа над двумя ритмическими диктантами, при этом простые задания второго диктанта отрабатываются параллельно со сложными заданиями первого. За учебный год отрабатываются 3-4 диктанта разной ритмической структуры.
5. Ритмические игры развивают у детей образное восприятие музыки. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта.
В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил. Последнее особенно важно, т. к. внутренняя дисциплина необходима детям в музыкально-художественной деятельности.
Исходя из этого, музыкальный материал для ритмических игр должен быть образным, содержащим игровые элементы.
Ритмические игры сначала отрабатываются как ритмические диктанты. Параллельно идет работа над мотивами, фразами, формой, координацией в пространстве или в работе с предметом, развитием памяти, внимания.
На начальном этапе рекомендуем использовать пьесы К. Орфа из сборника «Шульверк», детские пьесы Б. Бартока. Рекомендуем также включать в репертуар пьесы, которые слушали и анализировали на уроках сольфеджио, исполняли самостоятельно.
III. Совершенствование движений.
В процессе занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительных занятий за партой или музыкальным инструментом увеличивается нагрузка на определенные группы мышц, нарушается осанка.
Одной из задач уроков ритмики является организация двигательного режима ребенка. Увеличение объема двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, физическое развитие, состояние нервной системы, то есть уроки ритмики не только развивают умение чувствовать и ощущать метро-ритм, но и имеют лечебный эффект.
Освоение движений происходит постепенно, поэтому работа строится по пути параллельного освоения тем. Дети быстрее усваивают движения, повторяя за педагогом. Однако необходимо развивать способность самостоятельно выполнять движения, не глядя на соседа. Все упражнения сопровождаются музыкой, поэтому с первых уроков дети должны стараться выразить движениями характер музыки. В зависимости от эмоционального состояния группы комплекс упражнений может выполняться в начале урока (зарядка, концентрация внимания ), в середине урока (снятие усталости, напряжения и переключение внимания на другие формы работы), в конце урока как отдых, релаксация. В каждом конкретном случае подбираются определенные типы движений и музыкального сопровождения. В работе с детьми младшего возраста каждое упражнение должно иметь образную и эмоциональную окраску.
Методика преподавания ритмики в детской школе искусств (первый год обучения)
Методическая разработка на тему на тему: Методика преподавания ритмики в детской школе искусств (первый год обучения)
Автор: Гайдукова Татьяна Александровна преподаватель хореографии МБОУ ДОД «ДШИ им. В.В. Бунина» г. Скопин, Рязанская область
Описание работы: «Методика преподавания ритмики в детской школе искусств»- данная методическая разработка предназначена для работы с детьми на начальном этапе обучения хореографии. Задачи и цели ритмики чётко сформулированы во введении. Темы широко охватывают и раскрывают основные моменты занятий ритмикой, которые формируют музыкально – слуховое восприятие через движение. В работе приведён пример примерного плана урока.
Цель:
— развитие музыкально-ритмических способностей детей через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи:
— формирование танцевальных навыков;
Содержание работы
Тема 1: Характер музыки, темп, динамика.
Тема 2: Строение музыкального произведения ( форма).
Тема 4: Гимнастические упражнения.
Тема 5: Танцевальные элементы и танцы.
Тема 6: Образные упражнения и музыкальные игры.
3. Планирование и построение урока.
Введение
Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: « Цель ритмики – подвести её последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не только « я знаю», сколько « я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».
Основными задачами ритмики являются:
— воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного
аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности –
силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;
— развитие творческой самостоятельности посредством освоения
— формирование правильной осанки;
— развитие творческих способностей;
Система Далькроза нашла широкое распространение в нашей стране. Главная роль здесь принадлежит ученице Далькроза Н. Г. Александровой (профессора Московской консерватории).
В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности которые наиболее естественно могут быть отражены в движении. Этот темп, динамические оттенки, метроритм, строение музыкального произведения. Настоящая методическая работа предназначается для преподавания ритмики в детской школе искусств на первом году обучения.
Работа включает следующие темы:
1. Характер музыки, темп, динамика.
2. Строение музыкального произведения (форма).
5. Танцевальные элементы и танцы.
6. Образные упражнения и музыкальные игры.
Тема 1: Характер музыки, темп, динамика
Музыкально-ритмические занятия являются важнейшим средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыка воздействует прежде всего на чувства человека, вызывает определённые настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально.
Преподавателю ритмики следует подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям и легко поддаются отражению в движении.
Характер музыки создаётся целым комплексом музыкально- выразительных средств. Во многом он зависит от темпа, то есть скорости музыкального движения. Знакомство с темпами и их названиями происходит на уроках по специальности. Педагог закрепляет эти понятия у детей в движении. Для учащихся первого года обучения удобны для движения следующие темпы : быстро, довольно быстро, умеренно, не торопливо. На конкретных примерах преподаватель может показать детям что в быстром темпе легче и удобно двигаться, выполняя лёгкие и мелкие движения, а в более медленном темпе – более крупные, широкие, плавные.
Это в первую очередь пьесы, имеющие различный темп, которые дети учатся передавать в различных по характеру и темпу движениях.
Весьма существенно при этом научится и удерживать найденный темп. Так с прекращение звучания дети должны продолжать движение в заданном темпе. Или: музыку можно на время прервать, затем возобновить, чтобы сверить с ней темп не прекращавшихся движений.
Предполагаются также упражнения на переход из одного темпа в другой. Переход может быть внезапным или постепенным, когда пьеса исполняется с некоторым ускорением или замедлением.
Двигательной основой темы «Характер музыки, темп, динамика» являются главным образом основные движения. Одним из самых доступных видов движения является ходьба. Поэтому на уроке много используется маршевой музыки. Дети учатся ходить бодрым шагом, спокойным, торжественным, высоким шагом (с высоким подъёмом ног), пружинящим шагом, шагом на носках.
Дети осваивают разные виды бега: лёгкий бег, пружинящий, широкий бег, бег с высоким подъёмом ног. Характер исполнения бега, как и ходьбы находится в прямой зависимости от музыки, её характера, темпа, динамики.
Тема 2: Строение музыкального произведения (форма)
В процессе освоения данной темы у детей вырабатывается умение правильно воспринимать форму музыкальных произведений. На первом году обучения закрепляются представления о следующих элементах музыкальной формы: вступлении, частях, фразах.
Структура музыкального произведения рассматривается с детьми в тесной связи с развитием и сменой художественных музыкальных образов. Ещё в теме « Характер музыки, темп, динамика» внимание учащихся сразу же привлекалось к музыкальному вступлению. Педагог объясняет, что тема звучит не сразу, что вступление подготавливает наш слух к восприятию произведения, служит сигналом к началу движения. Постепенно дети приучаются начинать движение точно после вступления. Одновременно происходит знакомство и со строением произведения в целом, делением его на части, музыкальные фразы. При прослушивании музыки к тому или иному движению педагог старается вместе с учащимися проследить, везде ли музыка звучит одинаково или она меняется. Повторяется ли музыкальная мысль или происходит её смена, развитие. Дети легче различают более крупные элементы музыкальной формы ( части, разделы пьесы), чем более мелкие
При разборе музыкального произведения дети быстро устанавливают количество частей, их повторение или чередование, определяют характер музыки, темп, динамику.
Осваивая тему « Строение музыкального произведения», преподаватель использует разнообразные методические приёмы. Так, детям предлагается хлопнуть в ладоши на конец музыкальной фразы или на начало новой. Наглядным оказывается так же изображение музыкальных фраз дугообразным движением руки. Учащиеся поднимают правую руку перед левым плечом и как бы описывают дугу слева направо, отмечая тем самым первую фразу. К концу фразы рука приостанавливается перед правым плечом. На следующую музыкальную фразу дуга описывается в воздухе справа налево. В зависимости от длины музыкальных фраз дуги, напоминающие лиги, будут длиннее или короче.
Тема 3: Метроритм
Метр и ритм неразрывно взаимосвязаны. Единство метра и ритма подчёркивается в теории музыки понятием метроритм.
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразная. В первое время дети исполняют длительности, ритмические рисунки по слуху. Преподаватель предлагает детям прохлопать, а затем пройти шагами простейшие ритмические рисунки. Иногда это делается в игровой форме. Музыкальный материал для подобных заданий следует подбирать так, чтобы ритмический рисунок пьес создавал удобный и естественный рисунок движения. Поэтому для начала используются такие музыкальные примеры, в которых имеется ряд однообразных ритмических фигур.
С большим удовольствием дети исполняют хороводные игры, танцы, в движения которых включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.
При знакомстве с размером 4/4 надо научиться слышать относительно сильную долю такта, и это представляет для детей определённую трудность. Учащимся предлагается на первую, сильную долю хлопнуть в ладоши, а на относительно сильную – ударить пальцем о палец.
Когда дети овладеют дирижёрским жестом, ритмические рисунки воспроизводятся в движении одновременно с дирижированием. В работе над дирижёрским жестом на уроках ритмики уделяется серьёзное внимание. Необходимо знакомить детей с различной манерой дирижирования в зависимости от характера, темпа, динамики музыки.
Необходимо, чтобы движения рук при дирижировании было акцентированным на сильную долю, поскольку она совпадает с метрическим ударением.
При индивидуальном и коллективном определении размера возможны различные варианты.
1. Дети стоят по кругу, спиной к центру. Самостоятельно начинают дирижировать и поворачиваются лицом к центру круга, когда правильно определят размер.
2. Двое учеников, повернувшись спиной друг к другу определяют размер. Все остальные держат руки за спиной и начинают дирижировать только тогда, когда будут уверены что оба вызванных дирижируют верно.
Работа над освоением длительностей, ритмического рисунка, размеров необходима для успешного овладения детьми основами музыкальной грамоты.
Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
Что такое ритмика?
Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:
Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.
Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.
О пользе ритмики для детей
Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?
В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?
По мнению основателя данного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. На занятиях для малышей 2-3 лет происходит знакомство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях. Дошкольники 4-6 лет обладают довольно развитыми воображением, наглядно-образным мышлением, памятью, а значит, им легче эмоционально выражать суть танца. Детям старшего дошкольного возраста подходят сложные по пластике и композиции произведения, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Таким образом, программы занятий ритмикой для дошкольников строятся с учетом возрастных психофизических особенностей детей. Также педагог всегда обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребенка.
Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.
Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома
Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:
В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.
Также в интернете Вы можете найти множество примеров логоритмических упражнений, одна из основных задач которых – развитие речи малышей.
Выводы
Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.
Заключение
Занятия ритмикой в Монтессори-центре «Созвездие» для детей от 2 до 6 лет построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для дошкольников форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения. Наши опытные педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (возраст, способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции), чтобы каждый малыш мог получить максимальную пользу от занятий. Ждем Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана