Риторический вопрос для чего служит
Что такое риторический вопрос и для чего он предназначен
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть вопросы, на которые не стоит искать ответы, потому что они задаются с особыми целями.
Чтобы не попасть впросак и научиться правильно реагировать на нестандартные речевые обороты, проясним, что значит риторический вопрос и зачем его задают.
Риторический вопрос: что это такое и откуда взялся
В сущности, риторический вопрос – это речевой оборот, который вопросом не является и потому ответа не требует.
Его характерная черта – условность. Иначе говоря, вопросительная интонация (что это?) здесь употребляется не по прямому назначению, она условна. Такой вопрос-утверждение при желании легко превратить в обычное предложение.
Например, вопрос «ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ОДИН ТАКОЙ?» легко трансформируется в утвердительное предложение «ВАШ СЛУЧАЙ НЕ ЕДИНИЧНЫЙ, ТАКИХ КАК ВЫ МНОГО». Вот еще примеры риторических вопросов, которые легко преобразуются в утверждения:
Риторический вопрос, маскирующийся под вопросительное предложение, перешел к нам «по наследству» от античных ораторов.
Эти мастера красноречия довели до совершенства методику публичных выступлений, где успешно применяли особые фигуры речи – словесные конструкции, придающие выразительность, эмоциональность, стилистическую значимость. В их число входили и риторические вопросы.
Примечательно, что античные ораторы считали такие обороты некими отклонениями, отличными от обыденной речи, ее своеобразным украшением. Сегодня все поменялось, и риторические вопросы стали естественной частью речи.
Примеры риторических вопросов
Эти примеры в изобилии встречаются в литературе, помогают отразить личностные переживания героев, раскрывают их внутренний мир.
А вот слова Тургенева:
Ну, и еще примеры таких хитрых обращений, которые мы часть используем в обиходе:
С риторическими вопросами обращаются и к воображаемому собеседнику. В качестве такового может выступать природное явление, мировое сообщество, животные, предметы.
Очевидно, что обращаясь к коту «НУ И КТО УКРАЛ КОТЛЕТУ СО СТОЛА?», человек не ждет от него ответа, а лишь выражает возмущение поведением четвероногого члена семьи.
Виды риторических вопросов
Под условно вопросительной интонацией этой «хитрой» фигуры речи скрывается неодинаковый смысл: все зависит от ситуации и целей, которые преследует вопрошающий.
Риторические вопросы могут быть:
«ТЫ СОБИРАЕШЬСЯ ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ?»
«НУ КАК Я МОГЛА ПОТЕРЯТЬ ТЕЛЕФОН?!»
«МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ ТЕ ГОДЫ, КОГДА Я БЫЛА 18-ЛЕТНЕЙ КРАСОТКОЙ?»
«КАК МОЖНО НОСИТЬ ТАКУЮ ОБУВЬ?»
Риторический вопрос может иметь как позитивный, так и негативный подтекст. В первом случае они выражают поддержку, сопереживание («НУ КАК ШЕФ МОГ ТАК ПОСТУПИТЬ?»), во втором – цинизм и злой сарказм («КАК МОЖНО БЫТЬ НАСТОЛЬКО ГЛУПОЙ?»).
Где и с какой целью задают риторические вопросы
Вопросы, не требующие ответа – это частое явление в художественной литературе и публицистике, без них не обходятся ни одни политические дебаты или статья на общественную тематику.
Повседневное бытовое общение наполнено риторическими вопросами: сами того не замечая, люди мастерски пользуются наследием античных ораторов. Этот древний прием применяют для того, чтобы:
Риторические вопросы часто присутствуют в рекламных текстах. «Хотите избавиться от лишних килограммов? Позвоните нам…».
Эта фигура речи может использоваться, чтобы поставить собеседника в неловкое положение, спровоцировать его на какие-либо ответные действия.
Инструкция по применению
Эта фигура речи часто используется как ораторский прием. С помощью риторических вопросов выступающий не только может привлечь к себе внимание и придать тексту выразительность. Они выручают, если утеряна нить выступления, и надо чем-то заполнить образовавшуюся паузу.
Вопросы, не требующие ответов, являются эффективным инструментом убеждения, склонения аудитории на свою сторону. Главное – уметь правильно применять их.
Чтобы привлечь внимание аудитории, «разбудить» ее, этот прием эффективен в начале выступления. Для подведения запоминающегося итога риторический вопрос можно задать в конце монолога. Тогда он станет эффектной «точкой».
Яркий пример – выступление Уинстона Черчилля на конгрессе после нападения Японии на Перл-Харбор. В завершающей части речи, осуждающей поступок японцев, он спросил у аудитории: «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ОНИ ЗА ЛЮДИ?». Эффект от этого риторического вопроса был сильнее, чем от многочасовых монологов других конгрессменов.
Риторические вопросы – средство, которым нужно пользоваться дозированно. Особенно это касается общения с детьми. Если ребенок привыкнет, что к нему постоянно обращаются с условно вопросительной интонацией, именно так он станет воспринимать все другие вопросы, где ответ действительно нужен и важен.
Они украшают речь, делают ее насыщенной и доступной для понимания. Но злоупотреблять ими не стоит, иначе полезные риторические обороты превратятся в избитые клише и раздражающие «штампы».
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Возможно, еще один элемент риторического вопроса: то что кажется — это наиболее глупым. Хотя в вопросе можно видеть очевидность ответа.
При желании можно и на риторический вопрос ответить, да так, что автор вопроса не будет ожидать такого ответа и это будет замечательным ходом в полемике.
Риторические вопросы отнюдь не всегда настолько очевидны, как кажется говорящему. Потому, эффект от них часто слабее, чем ожидает оратор.
Напротив, риторические вопросы в большинстве случаев задаются человеком, который много размышлял над вопросом и имееет по этому поводу свою точку зрения и хочет чтобы аппонент высказался, хотя у него уже заготовлен ответ на мнение аппонета.
Что такое Риторический вопрос
Риторический вопрос — это такой вопрос, который не требует ответа. Задаётся он скорее с целью придать речи эмоциональную окраску. Ответа такой вопрос не требует, потому что ответ понятен и так или будет прояснён самим говорящим позже.
Понять легче всего на примерах:
Зачем нужен риторический вопрос?
Риторические вопросы содержат в себе утверждение, а не вопрос. Они показывают эмоциональное состояние говорящего, его отношение к чему-то. А ответ на такие вопросы нам подсказывает контекст.
Такая фигура речи применяется, когда говорящий стремится к монологу, а не обсуждению. Задавая риторический вопрос, мы помогаем себе продолжать говорить дальше. Как будто это собеседник нас спросил о чём-то.
Так мы также показываем своё отношение к предмету разговора, добавляем эмоции.
Эмоции могут быть как негативными: удивление, осуждение, негодование, душевные муки; так и положительными, когда мы хотим привнести в нашу речь толику юмора.
Риторические вопросы используют и в рекламных целях: «Вы всё ещё кипятите? Тогда мы идём к вам!» (реклама стирального порошка Tide).
В литературе используется в основном в монологах, в мыслях вслух. Либо авторы могут добавлять риторические вопросы для придания определённого образа герою или в целях создания комедийного эффекта.
В устной речи люди тоже часто задают вопросы, которые не требуют ответа. Ведь, если есть возможность использовать риторический вопрос, почему бы так не делать?
Какие есть примеры из литературы?
«А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима…».
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
«Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют.
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?».
(А. С. Пушкин)
«Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,
Когда босые ноги он в лужах осенних макал?
А теперь он ходит в цилиндре
И лакированных башмаках».
(Сергей Есенин)
«Вы Россию действительно любите?
А за что?
До самих не дошло?
За ромашки, березки и лютики?
Не забыли вы душу ее?
Сименона вы с чувством читаете,
уважаемый мною земляк,
А читали ли вы Чаадаева?
Все же Пушкин читал как-никак».
(Евгений Евтушенко «Земляки»)
«Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы. «.
(Максим Горький «Песня о соколе»)
«Я впервые испытал всё, чем человеку дано наслаждаться и в добре и во зле, но никогда вы не узнаете, где я был, никогда меня не постигнете: люди, что знаете вы о моей тайне?».
(Стефан Цвейг)
«…Писать она не станет, да и он лишен возможности написать ей. Впрочем, зачем это надобно ему, если хорошенько рассудить? Разве не чистейшая условность, не буржуазный предрассудок полагать, будто они должны переписываться, если ему раньше казалось, что им даже разговаривать-то незачем?».
(Томас Манн)
«Зачем же человеку с теплой кровью
Сидеть подобно мраморному предку?
Спать наяву или хворать желтухой
От раздраженья?».
(У. Шекспир)
Риторические вопросы в английском языке
Такие вопросы присутствуют и в английском языке. Например, в разговорной речи:
Или в литературе у Уильяма Шекспира:
Знаки препинания
Несмотря на то, что риторический вопрос — это скорее утверждение, в конце мы ставим вопросительный знак (?) или вопросительный и восклицательные знаки вместе (?!).
Риторическое восклицание и риторическое обращение
Риторическое восклицание — фигура речи, задача который подремонтировать чувства говорящего. Такое восклицание броское, кричащее. В конце него ставится восклицательный знак. Имеет два вида: аганактезис и катаплока.
Аганактезис используют для выражения негодования.
«Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!».
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
Катаплоку — для неожиданной вставки в речи, обычно этот приём оформляется в скобках или с помощью тире.
«Другой к стеночке пошёл
Искать прибыли
(И гордец же был – сокóл!)
Разом выбили».
(Марина Цветаева «Кем полосынька твоя…»)
Риторическое восклицание может быть использовано вместе с риторическим вопросом. Например:
Риторическое обращение — другая стилистическая фигура. Обычно мы используем обращение, когда хотим завладеть вниманием человека, окликая его. Но риторическое обращение нужно, только чтобы показать своё отношение. Например, при обращении к неодушевлённым предметам.
«Мечты, мечты! где ваша сладость?».
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
«Подымайся, ветер, по оврагам,
Подымайся, ветер, по равнинам,
Торопись, ветрило-вихрь-бродяга,
Над тем Доном, белым Доном лебединым!».
(М. И. Цветаева «Плач Ярославны»)
«Ты не увидишь его так близко. Эх ты, бедняга!».
(Максим Горький «Песня о соколе»)
«Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король».
(Анна Ахматова «Сероглазый король»)
Риторический вопрос
С понятием «риторический вопрос» большинство из нас знакомо не благодаря школьным урокам и знаниям лингвистики. Нет, этот термин, порой не до конца понятный, мы часто встречаем в книгах, фильмах и повседневной жизни. Например, герой или героиня романа в разговоре о любви, смысле бытия и смерти, задаваясь одним из «вечных» вопросов, заканчивает рассуждение фразой: «Можешь не отвечать, это риторический вопрос».
Многие также могут привести примеры риторических вопросов, взятые из литературы и кинематографа. Кто не знает ставших крылатыми выражений: «Какой русский не любит быстрой езды?», – Н. В. Гоголя, или: «Кто виноват?» А. И. Герцена. В этой статье мы собрали еще несколько примеров риторических вопросов и попробовали разобраться в теоретико-лингвистических аспектах этой фигуры.
Что такое риторический вопрос
Риторический вопрос – одна из риторических фигур мысли, наряду с риторическим восклицанием и обращением. Термин подразумевает такую организацию высказывания, при которой ответ на поставленный вопрос не требуется в силу его известности или очевидности. В других случаях ответ даётся самим спросившим.
Риторический вопрос – это средство художественной выразительности, с помощью которого высказанная мысль подчеркивается или выделяется среди других. Говоря простыми словами, это вопрос, который задают больше для того, чтобы добиться какого-то эффекта, а не получить ответ. Его отличительной чертой является условность, проявляющаяся в употреблении вопросительной и восклицательной интонации в ситуациях, которые, по существу, её не требуют. Благодаря этому приёму, фраза выделяется, приобретая особо подчёркнутый оттенок, усиливающий выразительность.
Подробное определение риторического вопроса дается в Энциклопедии русского языка под редакцией Ю. Н. Караулова: «Риторический вопрос – предложение, вопросительное по структуре, но передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение, о чем-либо. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения)».
Разновидности риторических вопросов: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные и вопросительно-утвердительные. В каких случаях они применяются – читайте ниже.
Примеры
Много примеров риторических вопросов, как известных каждому, так и не очень, можно найти в произведениях У. Шекспира. Вот, к примеру, строчки из «Гамлета»:
Не долг ли мой – тому, кто погубил
Честь матери моей и жизнь отца,
Стал меж избраньем и моей надеждой,
С таким коварством удочку закинул
Мне самому,– не правое ли дело
Воздать, ему вот этою рукой?
И более известные слова из этой же трагедии:
Быть иль не быть, вот в чём вопрос.
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Еще один прекрасный пример из «Венецианского купца»:
Поэтичный риторический вопрос из голливудского мюзикла «Звуки музыки»:
Что же нам делать с Марией?
Как поймать облако на удочку?
Что же нам делать с Марией?
Как удержать лунный луч… в ладони?
Богата примерами риторических вопросов и российская художественная литература. М. Ю. Лермонтов в «Бородино» писал:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
Стихотворение А. С. Пушкина «Пробуждение» начинается с риторического вопроса:
Пример из прозы. В повести А. П. Чехова «Цветы запоздалые» есть такие строки:
…она рассматривала доктора, который произвел на нее сильнейшее впечатление. На кого не действует новизна? А Топорков для Маруси был слишком нов…
И еще одна крылатая фраза из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, не менее известная:
Русь, куда ж несешься ты?
Роль в литературе и речи
В определении понятия «риторический вопрос», по сути, сказано и какую роль он играет. Он ставится не для получения ответа, а для привлечения внимания читателя или слушателя к тому, что важно в данный момент. М. В. Ломоносов в «Риторике» писал, что риторический вопрос «бывает не для испытания неизвестных, но для сильнейшего изображения известных вещей». Зачастую это связано с необходимостью донести различные эмоционально-экспрессивные значения. Он используется в художественных, публицистических и научных текстах, а также в разговорном стиле; как средство выразительности присущ поэтической и ораторской речи, а также употребляется для усиления драматического или комического эффекта.
4 вида риторических вопросов, о которых мы говорили выше, преследуют разные цели. Так, вопросительно-риторические вопросы призваны помочь передать чувства говорящего, такие как грусть, радость, сомнение, раздумье и др. Например: Как я не заметил, как мимо прошла жизнь?
Вопросительно-побудительные нужны для приглашения к действию. Пример: Ты закончишь наконец-то делать домашнее задание?
Вопросительно-отрицательные риторические вопросы служат для эмоционального выражения невозможности действия, события, состояния. При этом в их структуре нет отрицательных слов: Что может быть лучше теплого летнего вечера?
Вопросительно-утвердительные применяются для утверждения с оттенком неизбежности, уверенности: Как можно не любить Родину?
Как видим, риторический вопрос используется не только в литературе, а и в устной речи, и не только как художественное средство, а и как ораторский прием. В частности, ораторы могут применять риторический вопрос для усиления воздействия на аудиторию, выделения какой-то мысли и подведения итога. Самым простым примером может послужить выступление политика, во время которого он, провозглашая свою программу, задается вопросом по типу: «Как долго нам ждать проведения необходимых реформ?» или «Сколько можно терпеть постоянное повышение цен?». Здесь также проявляется роль риторического вопроса как манипуляторной техники.
Бывает и так, что, заговорившись, автор теряет нить выступления или не может быстро вспомнить продолжение речи. «Чтобы как-то заполнить возникшую паузу, он может задать аудитории риторический вопрос», – советует С. Шипунов в своей книге «Харизматичный оратор». И пока с мест раздаются одиночные утверждения, а публика одобрительно кивает головой, есть время перестроиться и продолжить.
Отзывы и комментарии
Надеемся, статья была полезной. Другие известные вам примеры риторических вопросов и свои мысли можно высказать, добавив комментарий в форме ниже.
Что значит риторический вопрос и зачем он нужен? Примеры риторических вопросов.
Существуют такие вопросы порой на которые не нужно стремиться искать ответов, поскольку такие вопросы задаются, как правило, с особыми целями.
Для того, чтобы уметь адекватно реагировать на различные не совсем стандартные обороты в нашей речи, следует прояснить что же это такое — риторический вопрос и для какой цели его обычно принято задавать?
По сути говоря, риторичный вопрос — это не что иное, как оборот в речи человека
, который обычно даже и вопросом то не является, поэтому он, как правило,
не претендует на какой-либо ответ
.
Получается, что риторичный вопрос, это по сути такой вопрос, ответ на который попросту не нужен, потому что он просто очевиден для окружающих
. На самом деле, риторический вопрос является обычным утверждением, которое заявлено в вопрошающем виде. К примеру, вот такой речевой оборот:
«Да сколько же еще может продолжаться эта несправедливость?»
Здесь не нужен никакой ответ, а наоборот, подчеркивается, что несправедливость продолжает быть. Происходит как бы намек на то, что пришло время уже перестать ее терпеть.
Для чего требуются обычно такие вопросы?
В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность
какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.
Существуют специальные фигуры в разговоре, в которые входят как риторические вопросы
, так и
риторические обращения с риторическими восклицаниями
. Это также такие обороты, которые максимально усиливают ее выразительность.
Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности
И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.
обладает таким же условным характером, где вопросительная манера не выливается из предложения или из содержания самого слова, а придается ей обычно в свободном порядке, показывая этим прямое обращение к этому событию.
Для чего людям речь?
Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.
Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)?
Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.
слушаем и говорим пишем и читаем
Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.
Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.
Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.
В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).
В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).
Прочитайте народную мудрость:
«Хорошую речь хорошо и слушать».
«От приветливых слов язык не отсохнет».
«Иное слово пропускай мимо ушей».
«Сперва подумай, а потом и скажи».
«Красно поле пшеном, а беседа умом».
Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.
Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый – слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй – речь, которую надо исправлять:
Речь (какая?) – понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.
Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.
Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.
А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.
Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.
У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).
Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)
Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.
К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.
На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.
Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.
Пример риторического обращения:
«Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад.»
Из чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями
, которые способны передавать патетичность повествования и известную ее приподнятость.
Такие фразы, которые маскируются под вопрошающие предложения, пришли к нам из далеких античных времен
, по наследству от древних ораторов.
Мастера красноречия тех времен довели свои выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли разные словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-то особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.
Интересен факт того, что сами ораторы тех времен считали данные обороты некоторыми отклонениями
, которые существенно отличаются от простой речи. Они считали это неким своеобразным украшением. В настоящее время ситуация полностью изменилась и такие обороты стали вполне употребляемой частью речи.
Данные вопросы могут иметь как положительную, так и отрицательную подоплеку
. В положительной — они говорят о поддержке, о неком сопереживании, а в отрицательной — как правило, цинизм, злобу и сарказм.
На что направлены речевые упражнения
Задания, направленные на развитие языка, можно выполнять совместно с преподавателем, самостоятельно или группой. Упражнения, предложенные ниже, также дают понимание о правильной речи.
Итак, она должна быть какая? Хорошая речь отличается лаконичностью, богатым словарным запасом. Использование средств выразительности только украшает язык.
Смотреть галерею
Зачем нужны такие вопросы?
Без таких вопросов, которые не требуют к себе ответа, обычно сложно представить какие-то политические высказывания или статьи общественной тематики. Они зачастую находят свое применение и в художественной литературе, и в различных дебатах.
Да и в быту, люди, сами того, не осознавая и не замечая, постоянно пользуются наследием ораторов античных времен. Данные древние приемы, как правило, применяют для того, чтобы:
От чего стоит отказаться
Вы знаете как звучит ваша речь? Я уверена, что нет. А ведь это легко решается. Попросите друга, жену, маму пообщаться с вами для записи на диктофон. Вы можете рассказывать смешные истории, делиться воспоминаниями из детства, даже просто подробно описать свой день.
Важно понять, как вы строите предложения, какие у вас слова паразиты, на каких моментах вы запинаетесь. Послушайте себя со стороны и сделайте надлежащие выводы.
Очень часто слышу вопрос — как научиться говорить без акцента. При изучении иностранных языков самая важная часть — практика. Причем самая лучшая практика будет с носителем языка.
Вы будете слышать иностранную речь такой, какая она должна быть, и будете запоминать, тренироваться и со временем будете разговаривать на английском, как на родном русском. Но некоторые люди считают, что акцент придает речи шарм. Решайте сами.
Если вы говорите слишком тихо, то вас просто-напросто могут даже не услышать. Конечно, не стоит орать на ухо собеседнику, но и шепот уместен далеко не всегда. У моей клиентки начальник практически всегда разговаривает в двух режимах: ничего не слышно и лопаются барабанные перепонки. Избегайте подобных проблем. Поставить голос вам поможет учитель по вокалу.
Грамотное применение риторических вопросов
1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос.
Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.
2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность
и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.
Данные вопросы в категорическом понимании
требуют к себе совершенно отчетливого произношения
, которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.
Следует всегда
заранее обдумывать какой эффект должен произойти
от того или иного риторического вопроса.
Лучше всего, если данный эффект будет
применим в самом начале выступления
, тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.
Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то
старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления
. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.
Примеры речевых упражнений
Причины нарушений
Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные.
Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, — это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.
Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.
Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.