Риторика 1 класс что это

Класс: 1

Оборудование. Книга “Детская риторика в рассказах и рисунках”, цветные карандаши, сборник стихов А. Барто.

Ход урока

— Ребята! На уроке курса “Риторики” мы будем учиться общению с товарищами, со взрослыми, будем говорить так, чтобы окружающие всегда нас понимали.

— Прослушайте стихотворение “Е. Тарковской “Где овечка без хвоста?”

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
Эй, Буренка, здорова!
Не видала ль ты, корова.
Где овечка без хвоста?
Но корова эти речи
Не понятны человечьи,
И она в ответ ему
Промычала кратко: “Му!”
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
— Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты, овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Не понятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: “Гав!”
Повстречался с ним козленок
У кленового куста.
Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок.
Где овечку без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он поблеял нежно: “Бя!”

— Почему животные не могли помочь Ване?

— Что это за слова: “гав”, “му”, “бя”?

— Кто помог Ване? Почему?

— Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово РЕЧЬ? (Слово, речь).

— Для чего людям нужна речь?

Прослушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком. Она называется “Пали один на свете”

— Заинтересовала вас эта история?

— Почему вначале Пали был очень недоволен, что остался один?

— Отчего же потом ему стало так плохо на свете?

— Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить. Поделиться своими горестями и радостями.

Работа по учебнику.

Очень давно, 2500 лет назад, в школе изучали такую науку, которая называется РИТОРИКА. Это не просто древняя, а древнейшая наука. На уроках риторики учили говорить: сообщать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, призывать, воспевать, воодушевлять, приветствовать.

Учить говорить (как): отчетливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, ясно, точно, умело, искусно.

— Итак, риторика учит искусно говорить. Слово “риторика” происходит от греческого слова “говорю” (лью, теку), а слово “ритор” на греческом языке означает красноречивого человека.

Послушайте, как об этом писал М.В.Ломоносов:

“Риторика есть наука…красно говорить и писать… Кто сей науке искусен, тот называется ритор”.

Дети встают в круг и, перекидывая друг другу мяч, говорят вежливые слова.

Анализ речевых ситуаций.

Я хочу рассказать вам об одном мальчике, который ведет удивительные разговоры. Послушайте и подумайте, о чем он говорит? Почему?

— Наверное, у мальчика нет друзей, ему очень скучно, тоскливо одному. Поэтому он пытается разговаривать с такими странными собеседниками. Но ответ от них не получает. Грустно! Но однажды произошло вот что:

Как вы думаете, изменилось ли настроение у мальчика после разговора и общения с соседом? А теперь послушайте, как об этом говорит сам мальчик.

А.Барто. “Я люблю ходить вдвоем”

Я люблю ходить вдвоем
В поле, в лес, на водоем,
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем- нибудь.
Я люблю кричать: “Гляди!
Посмотри! Постой-ка!
Видишь, речка впереди!
Лодок, лодок сколько. ”
И с обрыва, с высоты
Я зову: “Ау! Где ты?
Погляди с обрыва.
Как вокруг красиво!”
Я один брожу в лесу..
(Так бывает редко.)
Задрожала на весу,
Закачалась ветка.
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Я один….
Мне красотой
Поделиться не с кем.

— Почему стихотворение так называется?

— Когда не с кем поговорить о том, что видел, не с кем “поделиться красотой”, не с кем разделить свое чувство восхищения, человеку плохо, одиноко. Человеку нужно общение.

— Всегда ли вам удается поделиться своими чувствами (радостью, огорчением, грустью) с кем-нибудь (мамой, папой, другом)? А были ли случаи, когда вас не стали слушать? Хорошо ли вам было?

— Речь нам нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувсвами с другими людьми. Это и значит общаться друг с другом. Без общения человеку трудно жить на свете, а может быть, даже невозможно.

По картине учебника на с.4-5 дети определяют, от кого пришло письмо.

— “Напишите” письмо Федору и его друзьям в рисунках. Нарисуйте, как вы проводите время после занятий в школе, каким интересным делом занимаетесь, расскажите о каком-нибудь забавном случае.

— Чему обучают на уроке риторика?

— Какие синонимы можно подобрать к слову риторика? (Красноречие)

Источник

Риторика, как учебный предмет в школе

Уроки риторики надо начинать с 1 класса, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. Но для того, чтобы ребята легко раскрывались эмоционально, в классе надо создавать доброжелательную обстановку. Нужно замечать каждую удачу ученика, каждый его шаг вперед (в результате работы Ваня стал говорить громче, Игорь и Дима провели доброжелательный диалог, Катя четко проработала скороговорку).

Очень важно, чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок, и подытоживая результаты работы класса отметить речевую активность детей (В результате работы Олега мы сегодня слышали 5 раз, Ксюшу – 6 раз, причем ее фрагмент диалога был более занимательным).

Каждый урок в 1 и 3 классах начинаем с речевой гимнастики:

1. Учимся правильно дышать, т.к. от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи.

Первые упражнения связаны с формированием правильной осанки:

а) правильное положение тела, стоя, сидя;
б) упражнения «Дровосек» (имитация рубки дров), «Освобождение от усталости» (тело расслабить и покачаться как на пружине).

Далее переходим на дыхательную гимнастику:

1. Прочитать на одном дыхании:

2. Представьте, что вам необходимо:

задуть свечи,
сдуть с рукава пушинку,
раздуть огонь в потухающей печи,
подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

Далее переходим на чистоговорки, скороговорки, упражнения на выразительность, где дети должны мимикой и жестами «создать образ» персонажа, от лица которого ведется монолог.

Ребята должны, подражая лесным жителям, передать текст объявления.

Большая работа проводится на развитие внимания.

3. «Слушали и услышали»

1. На примере Осеевой «Хорошее»

(«Захотел ли Юра услышать свою сестренку, помочь Трезорке?». Приходилось ли вам быть внимательными по отношению к другим?)

2. Разыгрывание ситуации:

«Ты вернулась из школы, мама попросила тебя вынести мусор. Что и как ты ответишь?»

На уроках даю ребенку возможность не бояться спрашивать, если не понятно значение слова:

Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас». – Что же означают эти слова?

В предлагаемую программу по риторике входят два больших блока: общение и речевые жанры. Фрагмент урока I блока «Слушаю целый день», проводится в виде викторины (2 команды):

2. Где ошибка, назови. Будь внимателен.

«Январским ясным утром
В начале сентября
Взашла луна, а звезды
Упали на поля»

3. Изобрази без слов (изобразить внимательного и невнимательного человека).

4. Задай вопрос! (Сформулировать правильно вопрос на непонятные слова) по сказке Ершова «Конек – Горбунок»

«Так неделей через пять
Спальник 1 начал примечать,
Что Иван коней не холит 2
И не чистит и не школит 3 …»

1- придворный член в допетровской России;

2- ухаживать, держать в чистоте, тепле, лелеять;

3- держать под присмотром, в строгости.

В конце урока при подведении итогов ни один ребенок не обходится без внимания. Даже если ученик только начал говорить. (Дать положительную оценку, подбодрить)

На уроках первого блока у учащихся формируются важнейшие умения: разные формы приветствия в зависимости ситуации (учитель, ученик, друг); что смех и смешит и огорчает; громкость речи, в зависимости от высказывания; правила речевого общения во время телефонного разговора; жесты и мимика при общении – главное говорить так, чтобы не обидеть собеседника ни словом ни жестом.

II Блок «Речевые жанры» дает представление о тексте:

1. Составление рассказа по представлениям.

Д.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье? (Восстановить последовательность предложений в тексте, чтобы получился понятный рассказ)

«Жила – была курица, и было у нее трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать. Вот однажды повела мама – курица своих деток на прогулку…»

3. Собери пословицы.

У семи нянекапрель с травой.
Здоровое деревомало леса – береги
Много леса – не губи,дятел не долбит.
Март с водой,дитя без глаза.

4. Определи смысл пословиц.

Растение – земли украшение. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Сентябрь холоден да сыт.

Что думает мышка, когда спрячется в норку? О чем мечтает лягушка, лежа на камушке?

6. Нарисуй по рассказу.

Зачитывается любой отрывок из рассказа, сказки, стихотворения. Дети должны нарисовать картинку по заданному сюжету.

В ходе обучения знакомимся с запретами (мягкими и строгими), где учащиеся учатся анализировать запреты, объясняя их необходимость, т.к. запреты помогают соблюдать правила поведения. Составляют свои запреты. В итоге учащиеся приходят к выводу, что выражение запреты в мягкой, более деликатной форме помогает установить более благоприятный, теплый психологический климат в коллективе, семье. Например: «Пожалуйста, не сорите», «Просим соблюдать тишину», «Спасибо за то, что вы не дразните животных».

Далее идет знакомство со знаками – цель дать детям элементарные понятия о системе знаков, которые окружают человека (ребятам предлагается оформить расписание уроков через определенные знаки ).

Мы живем в такое время, когда средства массовой коммуникации играют в нашей жизни большую роль. Поэтому провожу знакомство с газетой, с ее жанрами (статья, зарисовка, фельетон, портрет, рассказ, заметка, хроника). В процессе беседы ученики анализируют хронику и заметку, чем они отличаются. Например: хроника. Что это такое? (маленькое короткое сообщение)

«С 4 по 8 марта в Нижнеудинске будет проходить выставка художника Ускова.»

Тут же дети сами находят недочеты и исправляют их.

«18 декабря в школе № 9 проводится открытый урок. На уроке присутствовали учителя других школ»

Нужно знать правила дорожного движения, потому что нельзя перебивать говорящего человека: ведь …

Что дает риторика? Дети на уроках чувствуют себя раскованней, не боятся отвечать, речь становиться ярче, образней, повышается активность. Постоянно звучит вопрос: «Почему? Докажу». Учащиеся получают риторические знания о том, как стать хорошим собеседником, как успешно выступить с сообщением на уроке, на школьном празднике перед большой аудиторией, как одержать победу в словесном споре. В повседневной жизни, на учебных занятиях или праздничных встречах с особым интересом слушают того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает. Центральное место в этом предмете занимают коммуникатовно – речевые задачи, которые формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.

Источник

Программа по курсу внеурочной деятельности » Риторика» 1 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Риторика» разработана в соответствии c

— федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ( Приказ МО и науки 06.10.2009 № 373) в действующей редакции ;

— учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 9» на 2018-2019 уч.г.,

— календарным учебным графиком на 2018-2019 уч.г.,

— программы «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, Н.В.Ладыженской М.:Ювента; Баласс, 2011

Программа рассчитана на 33 часа (1ч.в неделю)

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

· осознавать роль речи в жизни людей;

· оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

· объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

· соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

· реализовывать простое высказывание на заданную тему;

· ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

· самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

· учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

· делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

· различать устное и письменное общение;

· различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

· уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

· анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

· продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

· распознавать и вести этикетный диалог;

· отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

· находить по абзацным отступам смысловые части текста;

· выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

· осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

· выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

· сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

. оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения

ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Тематическое планирование и форма подведения итогов.

Источник

Рабочая программа по риторике.1 класс ФГОС

Риторика 1 класс что это. Смотреть фото Риторика 1 класс что это. Смотреть картинку Риторика 1 класс что это. Картинка про Риторика 1 класс что это. Фото Риторика 1 класс что это

Руководитель МО учителей начальных классов___________ Торопова Т.С.

Проведена экспертиза на МО

от «___» __________ 2015 г.

Приказ по гимназии

от «____»____________2015 г.

Рассмотрена на заседании МС

от «___» __________ 2015 г.

Рабочая программа по

Составили: учителя начальных классов

Иванова Г.В., категория высшая,

Шакурина М.Т., категория высшая

г. Переславль-Залесский, 2015 г

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством

Т.А. Ладыженской (Баласс. Ювента Москва 2012).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому р иторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

Общая характеристика учебного курса

Являясь курсом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д. ).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 1-м классе – 1 час в неделю, 33 часа в год. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

– распознавать и вести этикетный диалог;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Содержание учебного курса

ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *