Риторика что это история 6 класс

Риторик

Риторика что это история 6 класс. Смотреть фото Риторика что это история 6 класс. Смотреть картинку Риторика что это история 6 класс. Картинка про Риторика что это история 6 класс. Фото Риторика что это история 6 класс

Рито́рика (рето́рика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации вообще.

Содержание

Античная риторика

Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике.

Возникновение риторики (V в. до н. э.)

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору).

Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения (др.-греч. πειθοῦς δημιουργός )». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление ( προοίμιον ), предложение ( κατάστασις ), изложение ( διήγησις ), доказательство или борьба ( ἀγῶν ), падение ( παρέκβασις ) и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного ( εἰκός ), для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы.

Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.

Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю» (др.-греч. περὶ τοῦ καιροῦ ), где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение (красивую речь, др.-греч. εὐέπεια ) Горгий противопоставлял утверждению истины (правильной речи, ὀρθοέπεια ).

Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Феодор Византийский. К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ, разработавший учение о периоде.

Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приёмами.

Риторика Аристотеля

Аристотель в своей «Риторике» значительно расширил область риторики, сравнительно с точкой зрения, распространенной на неё в то время. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Понимая риторику таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.

Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал Аристотель в своём трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (то есть всякий говорящий о чём-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи.

Множество тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории (например, о значении юмора, пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков) и анализ силы используемых в речи доказательств придают работе Аристотеля универсальное значение. Она не только оказала сильнейшее влияние на всё последующее развитие европейской риторики, но остаётся полезной и в наше время: некоторые из поставленных Аристотелем вопросов являются предметом научного исследования и теперь. Приняв многие положения Аристотеля как догматические истины, риторика в Древней Греции, и, позднее, в Западной Европе, однако уклонилась от эмпирического метода исследования, возвратясь на тот путь практических наставлений, по которому шли софисты.

Эллинистическая риторика

В Греции III—II веков до н. э. происходит систематизация риторики. Классическая риторика делилась на 5 частей [1] :

В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях: в зависимости от использования стилистических средств — о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения.

После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами.

Древнеримская риторика

В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э.. Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана.

В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма направления был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря.

Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта — docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

Позднеантичная и средневековая риторика

Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы: в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику, прочно забытую средневековой традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли материал, о ко­тором может идти речь в литературном тексте? На сей счет выска­зывались самые разные мнения. В целом победила максималистская тенденция: в компетенцию риторики по крайней мере до XIII века входил любой материал. Следуя этому искусству, автор, прежде чем создавать произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление (intellectio) о предпола­гаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать» лат. docere, movere, delectare ).

Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).

Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI—XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первоздан­ном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.

В 1920—1950 гг. многие медиевисты, в том числе и Э. Р. Курциус, полагали, что риторическая модель применима ко всем областям словесности, и делали из этой гипотезы далеко идущие выводы. На деле риторика безраздельно господствовала в латинской лите­ратуре, а её влияние на поэзию на народном языке было длитель­ным, но весьма неравномерным.

Византия

В Византии приёмы риторики ближе всего подходят к азианизму, и в таком виде эта наука передаётся и Древней Руси, где художественные образцы её влияния мы можем видеть в произведениях митрополита Иллариона и Кирилла Туровского.

Риторика Возрождения и Нового времени

В эпоху Возрождения и классицизма — риторика перерабатывалась в теорию, применимую ко всякой художественной прозе.

Жёстко-нормативный характер утверждается за европейской риторикой особенно в Италии, где, благодаря встрече латинского языка учёных и народного итальянского языка, лучше всего находит себе применение теория трёх стилей. В истории итальянской риторики занимают видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты. Законодательное направление особенно ярко выражается в деятельности академии della Crusca, задача которой состоит в охранении чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно подражание приёмам Горгия в антитезах, ритмическом строении речи, подборе созвучий, а у флорентийца Даванцати замечается возрождение аттицизма.

Только в эпоху Возрождения заново становится известен Квинтилиан, чьё творчество было утрачено в Средние века.

Из Италии это направление передаётся Франции и другим европейским странам. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое лучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона. Всякая речь, по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном, ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражать древним; главное — ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской риторики можно найти и в истории Французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила.

Аналогично и развитие риторики в Англии и Германии в течение всего XVIII века.

Риторика в XIX и XX веке

В таком виде риторика оставалась частью гуманитарного образования во всех европейских странах вплоть до XIX века. Развитие политического и других видов красноречия и романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Традиционно наиболее значимая часть — учение о словесном выражении — растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.

Слово риторика применялось для вновь создаваемых дисциплин — теории прозы (преимущественно художественной прозы — XIX век, немецкая филология), стилистики (XX век, французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х. Перельман)

Риторика в России Нового времени

В России, в допетровский период развития литературы, риторика могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число её памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечания в «Изборнике» Святослава, трактат XVI века: «Речь тонкословия греческого» [2] и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия Голятовского.

Систематическое преподавание риторики начинается в юго-западных духовных школах с XVII века, причём учебники — всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Первым серьёзным русским трудом является Краткое руководство к красноречию Ломоносова («Риторика» Ломоносова, 1748), составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке — примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своём «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому языку западную теорию трёх стилей. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с гомилетикой. По светской риторике в России было создано очень мало работ, да и те не отличались самостоятельностью, как, например, руководства Н. Ф. Кошанского. Научная разработка риторики в том смысле, как она понимается на Западе, в России не начиналась по крайней мере до XX века.

Современная школьная риторика в России

В современной России риторика является учебным предметом в школе. В частности, концепция школьной риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов Т. А. Ладыженской. Основная цель школьной риторики — обучение успешному общению. В содержание школьной риторики включаются:

Источник

Краткая история риторики: от Древней Греции и до современности

10.04.2020 Posted in

Риторика что это история 6 класс. Смотреть фото Риторика что это история 6 класс. Смотреть картинку Риторика что это история 6 класс. Картинка про Риторика что это история 6 класс. Фото Риторика что это история 6 класс

В статье представлена краткая история риторики, а также причина возникновения и распространения риторики по всему миру.

Почему одни публичные выступления услышаны и тут же забыты, а фразы других ораторов становятся крылатыми и навсегда остаются в культуре и истории нации, например, как в США:

„Не спрашивайте, что Ваша страна может сделать для Вас, спрашивайте, что Вы можете сделать для своей страны.“

Что такое риторика

Каким образом слова могут оказывать столь мощное воздействие на людей? Как мы можем использовать этот фактор и сделать свой текст и речь убедительнее?

Более 2,5 тысяч лет данные вопросы волнуют умы людей: философов, ораторов, мыслителей и писателей. Все их идеи и решения объединились в одну науку, которую древние греки назвали «риторика» — искусство аргументации.

Рито́рика (др.- греч. «ораторское искусство») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие.Первоначальное значение слова риторика — наука об ораторском искусстве — впоследствии расширилось до теории прозы, аргументации.

В современном мире сложилось неоднозначное отношение к риторике: кто-то считает это уделом политиков и журналистов, а другие пропагандируют искусство убеждения и зарабатывают на этом деньги — создают курсы, вебинары, открывают школы ораторского мастерства.

Риторика — далеко не бессмыслица. Знание основ риторики помогает не только писать/говорить убедительно и красноречиво, но и правильно интерпретировать полученную информацию.

Более того, искусство аргументации не ограничено законом, и в этом есть элемент опасности. Слова побуждают к реальным действиям и определяют наши решения: начиная от того, что покупать, и, заканчивая тем, участвовать ли в войне.

Краткая история развития риторики

Не совсем корректно рассматривать риторику только в контексте политической сферы и журналистики. Искусство аргументации активно применялось и продолжает применяться в речи: в общении, в спорах, в убеждении и наставлении людей.

Особенно актуальным ораторское искусство стало в период становления и процветания демократии в Древней Греции и Древнем Риме, когда решения больше не принимались беспрекословно одним лидером. Теперь ораторам приходилось убеждать огромное количество людей, чтобы они поддержали идею и проголосовали за нее.

В результате, умение произносить речь и убеждать людей стали одними из самых ценных навыков, а люди, которые могли обучить искусству ораторства и аргументации были «на вес золота» и пользовались большим спросом. Одним из таких людей был философ Аристотель. Он написал трактат «Риторика» — самый убедительный труд об ораторском искусстве — основа и начало для всех последующих книг об искусстве убеждения. Трактат «Риторика» используется в учебных программах по сегодняшний день.

Изучение и распространение риторики коснулось не только Западной Европы.

В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э.. Выдающийся представитель данного ораторского искусства — Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника.

Многие культуры активно осваивали и развивали навыки публичного выступления, красноречия и убеждения, особенно эта тенденция прослеживается в исламском мире в средние века (1 300 г.).

Затем во времена Ренессанса и Реформации риторика пережила свое возрождение. В 17-18 века в Англии были изданы десятки книг по риторике (авторы: Томас Гоббс, Фрэнсис Бэкон, Джон Мильтон и др.).

Учение о риторике вскоре пересекло Атлантический океан и достигло берегов Северной Америки, и, в результате, ускорило и «подогрело» Американскую революцию (колониальное восстание, произошедшее между 1765 и 1783 годами, итогом которого стало провозглашение Соединённых Штатов Америки и признание их независимости).

Риторика занимала основную часть в образовании таких государственных деятелей и лидеров, как Фредерик Дуглас и Авраам Линкольн:

Фредерик Дуглас — один из известнейших борцов за права чернокожего населения Америки, руководитель негритянского освободительного движения.

Авраа́м Ли́нкольн — американский государственный и политический деятель, 16-й президент США и первый от Республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа.

И пускай мы уже не носим тогу и накрахмаленные парики, но в эпоху СМИ и интернета без умения донести свое сообщение и интерпретировать другие просто невозможно обойтись.

Риторика что это история 6 класс. Смотреть фото Риторика что это история 6 класс. Смотреть картинку Риторика что это история 6 класс. Картинка про Риторика что это история 6 класс. Фото Риторика что это история 6 класс

Риторика — это не только про убеждение, это про искусство эффективной коммуникации и правильное выражение своих мыслей.

Примеры известных речей, в которых используются риторические приемы:

P. S.: Сохраняйте ссылку на статью и делитесь с друзьями, если информация была Вам полезна! Хорошего дня!

Источник

Значение слова «риторика»

Риторика что это история 6 класс. Смотреть фото Риторика что это история 6 класс. Смотреть картинку Риторика что это история 6 класс. Картинка про Риторика что это история 6 класс. Фото Риторика что это история 6 класс

2. Излишняя приподнятость изложения, напыщенность. [Войницкий:] Эта верность фальшива от начала до конца. В ней много риторики, но нет логики. Чехов, Дядя Ваня. Здесь героическое происходит ежедневно. Это надо показывать на фактах, без риторики и громких фраз. М. Калинин, О коммунистическом воспитании.

3. В старину: название младшего класса духовной семинарии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РИТО’РИКА (или реторика), и, мн. нет, ж. [греч. rhētorikē]. 1. Теория ораторского

искусства, красноречия (науч.).

Учебник классической риторики. Правила риторики. || перен. Напыщенная речь, в к-рой красивые фразы и слова скрывают ее бессодержательность (книжн. неодобрит.). 2. Встарину — название младшего из трех классов духовных семинарий (риторика, философия, богословие).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

рито́рика

1. теория красноречия, наука об ораторском искусстве ◆ Ведь мы все знаем, что то, что считалось исключительно наукой и делом очень важным у римлян, чем они гордились, без чего считали человека варваром, была риторика, т. е. такое упражнение, над которым мы теперь смеёмся и считаем не только не наукой, но пустяками. Л. Н. Толстой, «Неделание», 1893 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А впрочем, ближе к непосредственной цели софистов был вопрос о связной речи как средстве убеждения; риторика равным образом ведёт свое происхождение от них и, специально, от Горгия. Ф. Ф. Зелинский, «История античной культуры», 1914 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. излишняя, фальшивая приподнятость изложения, напыщенность в сочетании с бессодержательностью ◆ Её риторика, ленивая мораль, вздорные, ленивые мысли о погибели мира — всё это мне глубоко ненавистно. А. П. Чехов, «Дядя Ваня», 1897 г. ◆ Всё это только риторика на почве истерии… поверь мне! Максим Горький, «Дачники», 1904 г.

3. истор. в старину — название младшего класса духовной семинарии ◆ Преподавались: 1) грамматика, разом с географией и историей; 2) арифметика и геометрия; 3) логика; 4) риторика и стихотворное учение; 5) физика с краткой метафизикой; 6) политика Пуффендорфова; 7) богословие. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», 1862—1875 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Риторика что это история 6 класс. Смотреть фото Риторика что это история 6 класс. Смотреть картинку Риторика что это история 6 класс. Картинка про Риторика что это история 6 класс. Фото Риторика что это история 6 классПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: конспиративность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

История возникновения риторики

Риторика что это история 6 класс. Смотреть фото Риторика что это история 6 класс. Смотреть картинку Риторика что это история 6 класс. Картинка про Риторика что это история 6 класс. Фото Риторика что это история 6 класс

Слово «риторика» пришло во все языки мира из греческого языка. Оно обозначает умение красиво излагать свои мысли и выступать перед публикой. Правда, с течением времени, в зависимости от особенностей той или иной страны, понятие риторики менялось и приобретало новые оттенки.

История риторики в античном мире

Ораторское искусство начало свое развитие с античной Греции (5-4 века до н. э), где бурное развитие получила афинская демократия, где все важные решения принимались через Народное собрание и суд, развивалась идея «общественного» человека.

Насущные вопросы решались публично, при большом скоплении людей. Чтобы быть услышанным, успешным, принимать активное участие в общественной жизни, гражданам Афин требовалось проявлять красноречие, а этому нужно было научиться.

Основоположниками риторики стали софисты, главными постулатами которых было:

Софистика основывалась на диалектике (умении рассуждать) и риторике (умении убеждать).

Несмотря на то, что идеи софистики разделяли не все, эта наука стала обязательной для изучения в Древней Греции. Самыми известными представителями этой школы стали Коракс, Тисий, Протагор, Лисий и Горгий.

Важно»! В противовес софистам, Сократ, живший в это же время, считал, что основой искусства красноречия должен стать поиск истины, а не умение запутывать публику, заставляя ее верить любым речам. То есть, по его мнению, психологическое воздействие заменяется моральной философией.

Сократ разработал систему ведения диалогов, правильного построения речи с позиции нравственности. По его мнению, правильная речь состоит из:

Чуть позже это же мнение стал развивать Платон, ученик Сократа (например, в своем произведении «Федр»). Он считал главным эмоциональное убеждение слушателей, действие на тонкие струны души, умение отделять главное от второстепенного.

Он первым утвердил мысль, что главное – не копирование чужих мыслей, а собственный путь к истине.

Дальнейшее развитие искусство красноречия получило в трудах Аристотеля, жившего в 384-322 гг. до н. э. Именно с трудов Аристотеля началась история становление риторики, как науки, установление ее связей с диалектикой и логикой. Его труд «Риторика» обобщает, систематизирует результаты деятельности древних греков. Трактат состоит из нескольких книг:

Риторика что это история 6 класс. Смотреть фото Риторика что это история 6 класс. Смотреть картинку Риторика что это история 6 класс. Картинка про Риторика что это история 6 класс. Фото Риторика что это история 6 класс

Работы Аристотеля позволили впервые обозначить неделимую цепь, стоящую из:

Важно! Он полностью отвергал метод манипуляции аудиторией, но подчеркивал важность качества речи, подготовки аудитории, побуждения слушателей к размышлениям. «А на вершине всего стоит истина», – подчеркивал он.

История развития риторики в Древнем Риме

После Греции расцвета достигает Древний Рим, где также все вопросы решает Народное собрание и суд. Бурное развитие риторики основывалось на возможности постоянного отрабатывания ораторского искусства на дебатах, в Сенате и суде.

Подчеркивал необходимость учиться ораторскому и актерскому мастерству, развивать интеллект, память. Его схема построения речи:

Кроме того, оратор обязан поучать слушателей, доставлять им наслаждение, подчинять их волю себе. Это становится залогом успеха.

С течением времени риторика стала сводиться просто к умению красиво излагать свои речи на основе сообщения мысли, аргументации и опровержения. Эту идею развивал Марк Фабий Квинтилиан (36-100 гг. н. э), основатель собственной школы ораторского искусства, автор ряда работ.

Риторика что это история 6 класс. Смотреть фото Риторика что это история 6 класс. Смотреть картинку Риторика что это история 6 класс. Картинка про Риторика что это история 6 класс. Фото Риторика что это история 6 класс

История зарубежной риторики Средних веков

В Средние века, с усилением роли церкви, на первое место выходит церковное красноречие, основой которого является поучительность и применение латыни. Это привело к тому, что:

Главным становится воздействие на психику человека. Всему миру известны ораторы-богословы этого периода: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский.

С наступлением эпохи Возрождения важное значение приобретают растущие с заметной скоростью университеты, а также культурный расцвет. На смену религиозным убеждениям приходит интерес к истории. Рост экономики порождает развитие торгового красноречия, возрастает роль выступлений на судах, при парламентах.

В период Ренессанса возникают новые науки, утрачивает свою роль латынь. Ораторское искусство сближается с художественной литературой, возрастает роль родных языков. Самые известные книги Ренессанса: «Сад красноречия» Генри Пичема, «Искусство поэзии» Николя Буало.

Приобретает важность риторика портрета и светского разговора, усиливается значение идей Цицерона.

В эпоху Просвещения риторика угасает. Ее стали преподносить, как ненужную и схоластическую, то есть основанную на обмане и манипулировании аудиторией. Она почти полностью исчезает к середине 19 века. Немалую роль при этом играет зарождающийся период романтизма, который опровергает логику, на которой основывается риторика. Главное у романтика – чувства, а не логика.

Важно! Возродилась риторика в начале 20 века с изменением концепции человека. Человек начинает рассматриваться, как сложная разносторонняя личность (конечно, это относилось только к верхушке общества, просвещенной прослойке).

Бурное развитие экономики привело к необходимости рекламировать, навязывать свои услуги и товары. А для этого требуется искусство убеждать.

Риторика что это история 6 класс. Смотреть фото Риторика что это история 6 класс. Смотреть картинку Риторика что это история 6 класс. Картинка про Риторика что это история 6 класс. Фото Риторика что это история 6 класс

История возникновения русской риторики

Риторика на древнерусском языке именовалась красноречием. Красноречие можно классифицировать в зависимости от его цели:

Крещение Руси вызвало рождение дидактического красноречия, выражавшегося в поучениях и наставлениях. Характерны книги того времени: «Поучения Мономаха», «Житие протопопа Аввакума».

Заметной вехой развития ораторского искусства стала деятельность Кирилла Туровского, писателя и проповедника.

Первые труды по риторике появились только в 12 веке, а книги по обучению – в 17 веке, это были «Об изобретении дел» и «Об украшении слова», где впервые вводится слово «ритор», исследуется его деятельность.

Заметным вкладом стали труды М. Ломоносова (18 век). Он выпустил две книги по истории риторики и античному ораторскому искусству, разработал правила и требования к ораторскому искусству:

Эти книги стали очень популярны, на их основе стали писать учебники.

Заметный вклад в развитие истории русской риторики внесли:

Расцветом риторики становится 19 век. Появляются работы по обучению речи Мерзлякова А.Ф., А. И. Галича, К. П. Зеленского.

Во второй половине века зарождается новое направление – теория словесности, которая основывается на отдельных понятиях и разделах риторики.

Риторика что это история 6 класс. Смотреть фото Риторика что это история 6 класс. Смотреть картинку Риторика что это история 6 класс. Картинка про Риторика что это история 6 класс. Фото Риторика что это история 6 класс

Краткая история риторики 20 века

Но в 20 веке риторика перестает быть самостоятельным дисциплиной. Ее заменяет стилистика, наука о видах и стилях языка, разработанная С. П. Обнорской, Л. П. Якубинским, В. В. Виноградовым.

Последний внес самый заметный вклад в науку о языке, углубленно исследовал все отрасли этой науки, стал основоположником фразеологии, истории языка. Он проанализировал и изучил множество единиц языка.

Важно! Виноградов В. В. написал работы о развитии и определении истории русской риторики. Он считал, что она является неотъемлемой темой филологии. Но эти его идеи не были приняты.

После Октябрьской революции предпринимались попытки возродить ораторское искусство. Например, был основан Петроградский Институт живого слова (1918 год), где исследовали и разрабатывали теорию красноречия, выпускались статьи, подготавливали лекторов. Действовала лаборатория риторики. Здесь работали С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский.

Но в 30-е годы Институт стал отделением Института языкознания. В СССР слово риторика стало синонимом пустой, даже ложной речи, эта отрасль перестала изучаться и развиваться.

В 50-60-е годы стала изучаться культура речи. Риторикой заинтересовались в 70-е годы, с усилением лекционно-пропагандистской деятельности государства.

После Перестройки, с возрастанием демократизации, свободы слова, стал возрождаться интерес к риторике. В настоящее время ее изучают даже в гуманитарных курсах средних и высших школ, в тесной связи с лингвистикой, логикой, философией, социологией, психологией.

Такое комплексное направление носит название неориторика. Знание ее основ важно для современного гражданина, для его успешной коммуникации и реализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *