Риторика в начальной школе что это
Риторика, как учебный предмет в школе
Уроки риторики надо начинать с 1 класса, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. Но для того, чтобы ребята легко раскрывались эмоционально, в классе надо создавать доброжелательную обстановку. Нужно замечать каждую удачу ученика, каждый его шаг вперед (в результате работы Ваня стал говорить громче, Игорь и Дима провели доброжелательный диалог, Катя четко проработала скороговорку).
Очень важно, чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок, и подытоживая результаты работы класса отметить речевую активность детей (В результате работы Олега мы сегодня слышали 5 раз, Ксюшу – 6 раз, причем ее фрагмент диалога был более занимательным).
Каждый урок в 1 и 3 классах начинаем с речевой гимнастики:
1. Учимся правильно дышать, т.к. от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи.
Первые упражнения связаны с формированием правильной осанки:
а) правильное положение тела, стоя, сидя;
б) упражнения «Дровосек» (имитация рубки дров), «Освобождение от усталости» (тело расслабить и покачаться как на пружине).
Далее переходим на дыхательную гимнастику:
1. Прочитать на одном дыхании:
2. Представьте, что вам необходимо:
задуть свечи,
сдуть с рукава пушинку,
раздуть огонь в потухающей печи,
подуть на горячее молоко, сдувая пенку.
Далее переходим на чистоговорки, скороговорки, упражнения на выразительность, где дети должны мимикой и жестами «создать образ» персонажа, от лица которого ведется монолог.
Ребята должны, подражая лесным жителям, передать текст объявления.
Большая работа проводится на развитие внимания.
3. «Слушали и услышали»
1. На примере Осеевой «Хорошее»
(«Захотел ли Юра услышать свою сестренку, помочь Трезорке?». Приходилось ли вам быть внимательными по отношению к другим?)
2. Разыгрывание ситуации:
«Ты вернулась из школы, мама попросила тебя вынести мусор. Что и как ты ответишь?»
На уроках даю ребенку возможность не бояться спрашивать, если не понятно значение слова:
Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас». – Что же означают эти слова?
В предлагаемую программу по риторике входят два больших блока: общение и речевые жанры. Фрагмент урока I блока «Слушаю целый день», проводится в виде викторины (2 команды):
2. Где ошибка, назови. Будь внимателен.
«Январским ясным утром
В начале сентября
Взашла луна, а звезды
Упали на поля»
3. Изобрази без слов (изобразить внимательного и невнимательного человека).
4. Задай вопрос! (Сформулировать правильно вопрос на непонятные слова) по сказке Ершова «Конек – Горбунок»
«Так неделей через пять
Спальник 1 начал примечать,
Что Иван коней не холит 2
И не чистит и не школит 3 …»
1- придворный член в допетровской России;
2- ухаживать, держать в чистоте, тепле, лелеять;
3- держать под присмотром, в строгости.
В конце урока при подведении итогов ни один ребенок не обходится без внимания. Даже если ученик только начал говорить. (Дать положительную оценку, подбодрить)
На уроках первого блока у учащихся формируются важнейшие умения: разные формы приветствия в зависимости ситуации (учитель, ученик, друг); что смех и смешит и огорчает; громкость речи, в зависимости от высказывания; правила речевого общения во время телефонного разговора; жесты и мимика при общении – главное говорить так, чтобы не обидеть собеседника ни словом ни жестом.
II Блок «Речевые жанры» дает представление о тексте:
1. Составление рассказа по представлениям.
Д.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье? (Восстановить последовательность предложений в тексте, чтобы получился понятный рассказ)
«Жила – была курица, и было у нее трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать. Вот однажды повела мама – курица своих деток на прогулку…»
3. Собери пословицы.
У семи нянек | апрель с травой. |
Здоровое дерево | мало леса – береги |
Много леса – не губи, | дятел не долбит. |
Март с водой, | дитя без глаза. |
4. Определи смысл пословиц.
Растение – земли украшение. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Сентябрь холоден да сыт.
Что думает мышка, когда спрячется в норку? О чем мечтает лягушка, лежа на камушке?
6. Нарисуй по рассказу.
Зачитывается любой отрывок из рассказа, сказки, стихотворения. Дети должны нарисовать картинку по заданному сюжету.
В ходе обучения знакомимся с запретами (мягкими и строгими), где учащиеся учатся анализировать запреты, объясняя их необходимость, т.к. запреты помогают соблюдать правила поведения. Составляют свои запреты. В итоге учащиеся приходят к выводу, что выражение запреты в мягкой, более деликатной форме помогает установить более благоприятный, теплый психологический климат в коллективе, семье. Например: «Пожалуйста, не сорите», «Просим соблюдать тишину», «Спасибо за то, что вы не дразните животных».
Далее идет знакомство со знаками – цель дать детям элементарные понятия о системе знаков, которые окружают человека (ребятам предлагается оформить расписание уроков через определенные знаки ).
Мы живем в такое время, когда средства массовой коммуникации играют в нашей жизни большую роль. Поэтому провожу знакомство с газетой, с ее жанрами (статья, зарисовка, фельетон, портрет, рассказ, заметка, хроника). В процессе беседы ученики анализируют хронику и заметку, чем они отличаются. Например: хроника. Что это такое? (маленькое короткое сообщение)
«С 4 по 8 марта в Нижнеудинске будет проходить выставка художника Ускова.»
Тут же дети сами находят недочеты и исправляют их.
«18 декабря в школе № 9 проводится открытый урок. На уроке присутствовали учителя других школ»
Нужно знать правила дорожного движения, потому что нельзя перебивать говорящего человека: ведь …
Что дает риторика? Дети на уроках чувствуют себя раскованней, не боятся отвечать, речь становиться ярче, образней, повышается активность. Постоянно звучит вопрос: «Почему? Докажу». Учащиеся получают риторические знания о том, как стать хорошим собеседником, как успешно выступить с сообщением на уроке, на школьном празднике перед большой аудиторией, как одержать победу в словесном споре. В повседневной жизни, на учебных занятиях или праздничных встречах с особым интересом слушают того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает. Центральное место в этом предмете занимают коммуникатовно – речевые задачи, которые формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.
Урок риторики в начальной школе по теме «В гостях у Риторика»
Тема: «В гостях у Риторика» (3 – 4 класс)
карта-путешествие «Риторическое царство», игрушка – Риторик, аудиозаписи
«Улыбка», «Пожелание друзьям», фортепиано, гитара, карточки с заданиями для работы
в группах, «Волшебный сундучок сказок» с книгами «Приключения Буратино», «Гадкий утенок», «Золушка», «Красная Шапочка», книги «Трое из Простоквашино» и «Старик Хоттабыч».
— О разном и о прочем,
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.
Нам будет интересно!
— Мои маленькие друзья!
Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие в Риторическое царство. На каждой станции вас ждет в гости Риторик, который придумал интересные и творческие задания. Две команды, соревнуясь, покажут, чему научились на уроках риторики. Это команды «Чебурашка» и «Буратино». Жюри будет присуждать очки и определять победителя.
Кто был этот человек? (Сальвадор Дали)
Станция 1. «Скороговоркино»
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
— Произнесите скороговорки, в которых есть повтор согласных звуков.
Станция 2. «Чистоговоркино»
— Прочти, подумай и сам придумай. Придумайте чистоговорки.
Станция 3. «Интонационные облака»
— Прочитайте тексты так, чтобы придать речи персонажей разговорную
1. Отрывок из произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино».
«Однажды было так. Идёт дядя Фёдор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Фёдору:
— Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.
Дядя Фёдор попробовал — так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашивает:
— А откуда ты знаешь, что меня дядей Фёдором звать?
— Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне всё видно. Кто хороший, кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть.
Дядя Фёдор говорит:
— Мама твоя меня выгонит.
— Ничего, не выгонит. Может, папа заступится.
И пошли они к дяде Фёдору. Кот поел и весь день под диваном спал, как барин.»
2. Отрывок из произведения Л. Лагина «Старик Хоттабыч».
«. Только Волька оказался во дворе своего нового дома, как его окликнул до противности знакомый голос:
— Эй, псих! Что это за старикашка, с которым ты сегодня уходил из школы?
Нахально подмигивая и корча самые ехидные рожи, к Вольке подбежал Гога Пилюля.
— А вот ке-э-эк пойду к твоему папе да ке-э-эк расскажу ему про твои художества на экзамене!
— Э-э! Это ты брось! Скажи, пожалуйста, уже и пошутить нельзя! Самый настоящий псих.»
Станция 4. «Культура речи»
— Выполните задания, используя нормы грамматики, произношения
— В русском языке ударение не закреплено за определенным слогом, как в
некоторых языках. Так, например, в английском оно обычно падает на
первый слог, во французском – на последний. Ударение в русском языке
подвижное, может переходить с одного слога на другой.
— Прочитайте слова, поставьте ударение и произнесите слова. Тому, кто
Чтение стихотворения «Рассказ школьного портфеля» Ю. Тимянского.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор»,
«Дилектор входит в кабинет. »,
«Закрыт магазин на обед. »,
«Хозяйка моет стаканы. »,
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «портфелем» зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал, не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
Тебе домой идти пора!
— Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
— Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорблил.
За что же среди бела дня
— Дорогие ребята! Учитесь улыбаться. С помощью улыбки можно улучшить свое настроение, приобрести друзей, добиться успеха в жизни, научиться влиять на других. Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: «Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин». Что это значит?
— Оказывается, 80% успеха в жизни (в том числе и в коммерческих делах) зависит от умения правильно общаться с другими людьми. Очень важно уметь улыбаться, ведь это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения.
С помощью улыбки можно улучшить и свое настроение. Американские ученые установили, что движения лицевых мышц человека связаны с работой мышц, управляющих работой ряда внутренних органов.
Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, благодаря которым улучшается настроение. Отрицательные эмоции ослабляют наш организм. Злоба, недовольство и обида могут привести к возникновению болезней. Например, постоянный страх и напряжение влияют на развитие язвенной болезни.
«Лекарство от плохого настроения» (рецепты)
Примите 4 стакана улыбки, 6 капель смеха, 8 рюмок радости, 3 бутылки праздников и тогда вы почувствуете себя здоровым на тысячу лет!
Для хорошего настроения принимайте через каждые 30 минут 10 ложек микстуры «Веселая песенка», 2 таблетки «Тра-ля-ля». Веселую шутку или анекдот рассказывайте через каждые 5 минут. Измеряйте температуру настроения через каждые 40 минут. Выздоравливайте поскорее!
(исполнение песни В. Шаинского «Улыбка»)
Станция 5. «Вежливость» (бой капитанов)
— Вежливые, добрые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его деликатности, такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Именно поэтому добрые слова «дороже, чем горсть серебра».
— Капитаны, обратитесь с вежливой, убедительной просьбой к одному из зрителей заменить вас. В ответ на просьбу зритель должен дать вежливый отказ.
Станция 6. «Рекламная пауза»
— Подготовьте яркую и выразительную рекламу по сказкам для первоклассников (из «Волшебного сундучка сказок» предлагаются на выбор книги «Приключения Буратино», «Гадкий утенок», «Золушка», «Красная Шапочка»).
Станция 7. «Золотое перо»
— Если ты подумаешь, то стихи придумаешь.
Я начну, а ты продолжи.
Поссорился с мамой…
2. Говорят, что кошки
Станция 8. «Комплимент»
— Давайте говорить друг другу комплименты!
(звучит романс Б.Окуджавы)
— Дорогие друзья! Подарите комплименты друг другу, зрителям, жюри.
(исполнение романса Б.Окуджавы «Пожелание друзьям»)
Риторика как средство реализации ФГОС начального общего образования.
Выбранный для просмотра документ statqq.doc
Риторика как средство реализации ФГОС начального общего образования
ФГОС начального общего образования выдвигает требования к формированию коммуникативной компетенции учащихся: « … осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;… готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;… готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества…»( «Вестник Образования России» 2/2009 с.50,51)
В современной российской школе в базовом учебном плане в настоящее время нет специального учебного предмета, который мог бы стать фундаментальной основой для формирования коммуникативной компетенции, давал бы важные гуманитарные знания метапредметного характера, а также нравственные ориентиры социальной жизни человека. Одним из результатов дегуманизации культуры, наблюдаемой в нашем обществе, является «неумение бесконфликтно разрешать возникающие проблемы, использовать тактику компромиссных решений» (1;39).
На наш взгляд, этим специальным предметом должна стать риторика, потенциал которой может эффективно использоваться в образовательном процессе, тем более, что «Детская риторика» рекомендована ФГОС для занятий во второй половине дня.
Коммуникативно-речевые умения учащихся, формируемые на уроках риторики, находят своё применение на всех без исключения предметах в начальной школе, не говоря уже о внеклассной деятельности и повседневной жизни ученика, так как любая деятельность человека, в том числе и учебная, связана с общением. М.С.Каган, анализируя неразрывную связь общения со всеми видами человеческой деятельности, отмечает, что коммуникативный вид человеческой деятельности «играет огромную роль во всех трёх видах выявленных нами видов деятельности, поскольку социальная природа человека делает общение людей условием труда, условием познания, условием выработки системы ценностей». «Общение предстаёт как вид деятельности, опосредствующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый»(2;80,104). Схематически это может быть выражено таким образом:
Познание Ценностная ориентация
К сожалению, школьной программой по риторике в начальной школе предусмотрен один час в неделю. Поэтому экспериментальные данные исследования зафиксировали низкий уровень сформированности у младших школьников риторических умений. Проведенное исследование показало также недостаточное внимание учителей предмету как риторика и неготовность их продолжать формировать эти умения на других уроках.
Мы предлагаем систематически и целенаправленно использовать риторические приёмы на всех уроках других учебных дисциплин, продолжая начатое на риторике, и тем самым добиваясь учебных и воспитательных целей образования.
Устойчивая совокупность действий и операций, конкретизация узких целей, определяющих «лицо» приёма, помогает отличить один приём от другого, выделять их в сложных методических комбинациях урока, целесообразно использовать учителем на уроке, совершенствовать учащихся в их выполнении.
Риторические приёмы можно разделить на две группы, которые соответствуют задачам формирования основных риторических умений.
Главное внимание на уроках риторики уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков двух типов:
первые связаны с умением анализировать и оценивать общение, например, степень его эффективности. Корректность поведения, уровень владения языком;
вторые связаны с умением общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи.
Эти приёмы раскрывает авторский коллектив под руководством Ладыженской Т.А. в учебниках «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1-9 классов (3),также мы можем встретить эти приёмы в учебно-методическом комплексе по риторике «Риторика диалога», который подготовили под руководством Минеевой С.А. учителя Чудинов Ю.В. и Чудинова А.Р. (4).
Конкретизируем умения и соответствующие им риторические приёмы, используемые в учебном процессе 1-4 классов. На наш взгляд, предоставляемый материал соответствует возрастным особенностям младших школьников. Учителя-практики часто используют эти виды работ на своих уроках, только не называя такими словами как риторический приём или текст-жанр.
Умение анализировать и оценивать общение:
корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «Речевой этикет», «Слушание», «Говорение» и т.д.
уместность использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях
Упражнения по риторике для детей и правила проведения занятий, советы для родителей
Развитие детской речи – важнейшая задача, стоящая перед родителями. Очень важно не упустить момента, в противном случае наверстать будет очень нелегко. Бесценную помощь окажет риторика для детей – такие занятия можно проводить с дошкольного возраста. Предлагаем познакомиться с их особенностями и правилами проведения.
Что такое риторика и зачем она детям?
Под риторикой, или ораторским искусством, понимается умение четко и правильно излагать свои мысли, высказываться таким образом, чтобы у собеседников не возникало вопросов. Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе.
Выполнять упражнения для развития способности хорошо говорить можно с 5 лет. К счастью, разработаны специальные методики, которые окажутся полезными малышам, но не сильно утомят их.
Кроме того, возможность четко излагать свои мысли сделает любого ребенка приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно.
Многие родители могут сомневаться в целесообразности занятий по риторике, полагая, что дошкольники и младшие школьники еще не должны постигать основ красноречия, что это умение придет само с возрастом, а небольшой словарный запас все равно не позволит превзойти Цицерона.
Однако такая позиция считается неверной. И причин тому несколько:
Не стоит думать, что занятия не подходят по возрасту. Есть множество упражнений, которые вполне по силам дошкольникам и младшим школьникам, их можно смело использовать.
Польза
Какие же коммуникативные навыки способны развить упражнения по риторике?
Таким образом, занятия по ораторскому мастерству не только ценны сами по себе, но и помогут формированию самодостаточной и духовно развитой личности. Тренировки речи вполне способны раскрыть творческий потенциал.
Как заниматься?
Такой предмет, как риторика, преподают отнюдь не во всех учебных заведениях, что не отменяет его важности. Именно поэтому проводить уроки можно и нужно дома. Кроме того, можно записать ребенка в театральный кружок, там также будет уделяться внимание развитию ораторских способностей.
Занятие должно включать в себя два блока:
Содержание занятий напрямую зависит от возраста учеников.
Все это поможет развитию риторических способностей детей.
Упражнения для красивой речи
Рассмотрим 7 основных видов упражнений для развития ораторского дара.
Еще один эффективный прием – составление рассказа по картинке. Подойдет он для детей 10-12 лет и даже для ребятишек помладше. Задание простое – мама показывает иллюстрацию, ребенок должен как можно более подробно и точно ее описать. При необходимости можно задавать вопросы, чтобы подтолкнуть ребенка. Допустимо несколько отойти от рисунка, поинтересовавшись, что думает ученик по тому или иному фрагменту картинки.
Не стоит ругаться, если у ребенка пока получается плохо. С каждым занятием результат будет все лучше и лучше, словарный запас расширится, умение подбирать слова улучшится.
Рекомендации для родителей
Чтобы домашние уроки действительно пошли во благо, необходимо учитывать советы специалистов:
Надо постараться с детских лет приучить ребенка к чтению, поскольку оно поможет обогатить лексикон и сделать речь более грамотной.
Упражнения для навыков общения
Согласно определению, риторика – это ораторское искусство. Поэтому недостаточно просто знать большое количество слов и уметь составлять из них предложения. Важно уметь говорить так, чтобы собеседник хотел слушать.
И научить ребенка живому общению на практике оказывается гораздо труднее, чем раскрыть перед ним богатство родного языка. Следует проработать с такие моменты:
Добиться желаемой цели помогут регулярные занятия. Важно обратить внимание на 3 главных правила:
Такие уроки помогут развитию гармоничной личности ребенка, сделают его уверенным в себе, коммуникабельным и успешным.
Мы рассмотрели понятие риторики и ее роль в жизни современного человека. Очень важно с детских лет прививать любовь к слову, умение пользоваться им, общаться с ровесниками и взрослыми. Регулярные занятия, в том числе и в домашних условиях, ведут к избавлению от страха публичных выступлений, что поможет в дальнейшей учебной и рабочей деятельности.