Родительское собрание что такое онр

Материал к родительскому собранию «Что такое ОНР?»

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)?

Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:

-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);

-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

-дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень — остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Причины общего недоразвития речи

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков. При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невропатолог, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность. К сожалению, в нашем детском саду нет специальных логопедических групп для детей с ОНР. А в условиях логопункта (который функционирует на базе нашего детского сада) обще недоразвитие речи не исправляется. Поэтому родители должны понимать, что нельзя перекладывать свои проблемы и ответственность за исправление речи на плечи специалистов! Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи предполагает актив­ное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые на­выки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем – логопедом закрепить в процес­се повседневной жизни.

Поэтому помните, что успех коррекционной работы зависит не только от самих занятий, но и от Вашей работы с ребенком дома.

Источник

Сообщение на родительском собрании «Особенности развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»

МКУДО «Центр психолого-педагогической и социальной помощи»

МО Киреевский район

Сообщение на родительском собрании

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ОНР

Учитель-логопед: Мызникова Л.А.

ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребёнка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребёнка с эмоционально близким ему взрослым (матерью). В доказательство этого можно привести несколько документальных случаев. Например, случай с индийской девочкой, которая с шестимесячного возраста воспитывалась в стае волков. Когда её обнаружили, ей было 9 лет. Она не умела говорить, ходила на четвереньках, ела только сырое мясо, не прикасаясь к нему руками, срывала с себя одежду. Попытки научить девочку говорить закончились безрезультатно. В зарубежной литературе описывается случай, связанный с историей девочки, обнаруженной в 13 лет в Калифорнии в 1970 году. Психопат отец изолировал девочку с 20-месячного возраста в маленькой комнате, где она находилась всё время, привязанная к стулу. Из еды она получала только детское питание и молоко. Когда её обнаружили, она не умела жевать, не могла выпрямлять ноги и руки, не понимала слов и не могла говорить. С девочкой стали работать специалисты и за несколько лет смогли добиться определённых результатов. Девочка научилась понимать в некоторой степени речь, научилась говорить на уровне 2-летнего ребёнка. Она научилась пользоваться предметами, рисовать, в некоторых случаях связать причину и следствие. Однако дальше её речь не развивалась и изобиловала ошибками, которые не свойственны даже 2-летним детям.

По предположению зарубежных учёных, если в надлежащее время не произошло овладение речью, которое действует как пусковой механизм для становления корковых функций, то кортикальная ткань, в норме предназначенная для речи и связанных с ней способностей, может подвергнуться функциональной атрофии. Учёные сделали следующий вывод: нервная система человека должна развиваться в условиях человеческой жизни, чтобы порождать человеческое поведение.

Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми. Она возникает в первые 2 месяца жизни ребёнка на основе его первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях. Среди средств общения выделяют экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые.

Первый год жизни ребёнка, когда общение со взрослым осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств, называется довербальным. Именно в этот период у ребёнка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса по сравнению со звуками физических объектов, равными первым по силе, длительности, составу и высоте.

Факт избирательного отношения детей первого года жизни к речевому воздействию—это выражение важнейшей потребности маленького человека, потребности в общении.

Изоляция ребёнка от стимулирующей среды человеческого окружения рассматривается как депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие. Если подобная ситуация является длительной, то возникает состояние психической депривации.

Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребёнка имеет место недостаточное удовлетворение его потребностей, и прежде всего потребностей в теплоте, ласке, любви. Подобная ситуация нередко складывается в неблагополучных семьях, при злоупотреблении родителями алкоголем, при отсутствии матери, при воспитании детей с первых месяцев жизни в детских домах, в которых уделяется недостаточное внимание воспитательной работе.

Л.С. Выготским впервые было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка. В настоящее время это положение нашло своё развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребёнка, тем быстрее происходит созревание ЦНС.

Т.о., необходимо учитывать, что процесс психического развития ребёнка должен опираться на гармоничное соответствие между нейрофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Это соответствие может быть охарактеризовано с помощью понятия «зона ближайшего развития» (ЗБР).

Источник

Вводное родительское собрание в группе компенсирующей направленности детей с ОНР

Родительское собрание что такое онр. Смотреть фото Родительское собрание что такое онр. Смотреть картинку Родительское собрание что такое онр. Картинка про Родительское собрание что такое онр. Фото Родительское собрание что такое онр Оксана Жолобова
Вводное родительское собрание в группе компенсирующей направленности детей с ОНР

Добрый вечер, уважаемые родители.

Рада Вас всех видеть на нашем первом родительском собрании. Сегодня я расскажу Вам о работе в логопедической группе (с недавнего времени она стала называться группа компенсирующей направленности). Чем же отличается работа педагогов в логопедической группе, от обычной группы? Тем, что речевое развитие ребёнка является приоритетным, то есть весь год, мы будем уделять внимание развитию речи детей.

Мы будем работать по адаптированной программе, что это значит? Это значит, что учитель-логопед использует в своей работе дополнительную программу коррекционно-развивающей работы, а воспитатели продолжают работать по основной общеобразовательной программе, но в то же время уделяют большое внимание развитию связной устной речи детей.

Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно:

4 дня в неделю проводятся логопедические занятия со всей группой (старший возраст) – это 2 занятия по развитию связной речи, одно занятие по развитию лексико-грамматических категорий и одно занятие по формированию правильного произношения и фонематического слуха.

На неделю берется определенная лексическая тема,в рамках которой проводится работа:

— по расширению и активизации словаря детей;

— по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);

— по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;

— по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т. д.

Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.

Слайд 6. В старшем дошкольном возрасте незаменимы игры на обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи. У ребенка должен быть достаточно хорошо развит словарный запас, он должен знать названия деревьев, цветов, транспорта, грибов, профессий, насекомых и давать каждой группе предметов обобщающие понятия, т. е. не просто названия предметов, но и обобщить (объяснение слайдов)

Слайд 7. Игра «Один — много» учит образовывать форму множественного числа существительных (описание слайда) по щелчку

Слайд 8. игра «Назови ласково» учит образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Слайд 9. Игра «Назови детёнышей животных» учит детей правильно называть детёнышей животных.

На занятиях по формированию правильного произношения и фонематического слуха дети изучают звуки и буквы.Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

На занятиях дети научатся отличать гласные и согласные звуки.

Игра с родителями.

Например.

Слайд «Доскажи словечко»

Михаил играл в футбол

И забил в ворота. (ГОЛ)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую. (ЛИСУ)

Если всё ты будешь знать,

То получишь в школе. (ПЯТЬ)

«Скажи наоборот» (глухой – звонкий)

— я говорю глухой звук,а Вы звонкий: К, П, С, Ш

— я говорю твёрдый звук,а Вы мягкий: К, П, С, Ш (не бывает парного мягкого «братца»)

Слайд 11. Следующая игра «Помоги Незнайке выбрать слова

со звуком [с]» (по щелчку выбираются картинки)

Слайд 12. Игра «Определи место звука в слове» (описание слайда)

Развитие мелкой моторики рук происходит на подгрупповых занятиях и индивидуальных занятиях в форме пальчиковых, самомассажа.

Будет так же вестись работа по развитию графических навыков.Дети усваивают правила штриховки: не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними, ориентироваться на листе бумаги, держать правильно карандаш. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро.

Индивидуальные занятия проводятся ежедневно, с каждым ребёнком 3 – 4 раза в неделю по 15 минут отводится на индивидуальную работу.

Слайд 20. Так же подготовительные упражнения направлены на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата. В этом нам помогает Артикуляционная гимнастика.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес и не утомить его можно рассказать сказку про язычок, вместе с ребёнком выучит стихотворение.

Слайд 24.Н-Р: Упражнение «Кошка сердится».

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

Слайд 25.Или: Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели чтоб они.

Слайд 26– 27 «Блинчик», «Грибок» У некоторых детей встречается укороченная уздечка. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм., то лучше её растягивать, чем оперировать. Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений.

Слайд 28. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи и способы его вызывания. В тетрадях для домашнего закрепления я указываю правильное положение органов речи при произношении нужного звука. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Например, при произношении звука «С» кончик языка упирается в нижние зубы, а при произношении звука «Ш» широкий кончик языка поднят в виде чашечки.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если Вы, уважаемые родители дома не будете закреплять пройденный материал, и не будете следить за правильным произношением, то заметных улучшений может и не быть.Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях.

Родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания.

Домашняя работа оценивается только на «хорошо» и «отлично».

Малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, и прежде всего у родителей. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Говорите ясно, четко называя предметы правильно. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем активнее происходит его психическое развитие.

Использование артикуляционных сказок в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР Храбрый комар (для пассивной артикуляционной гимнастики) Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так. «Хоботок».

Модель интегрированного НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Правила дорожного движения» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Динской район «Детский сад №5» Модель интегрированного.

Планирование театрализованной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015 год Тематика театрализованной деятельности на год. Октябрь: 1. инсценирование русской народной сказки «Кот, петух и лиса» 2. Праздник красок.

Родительское собрание «Преодоление речевых нарушений у детей». Логопедическая работа в группе для детей с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Буратино» Родительское собрание на тему: «Преодоление.

Родительское собрание с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности Родительское собрание » Современные проблемы готовности к школе» Цель родительского собрания: Создание условий для включения родителей будущих.

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ Тема: «В мире сказок». Цель: Литературное воспитание как средство эмоционального сближения участников образовательных отношений. Задачи:.

Родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Вводное собрание. Кризис трёх лет» «Вводное собрание. Кризис трёх лет».Протокол №1. Цель родительского собрания: Заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь родителей.

Источник

Родительское собрание «Преодоление речевых нарушений у детей». Логопедическая работа в группе для детей с ОНР

Родительское собрание что такое онр. Смотреть фото Родительское собрание что такое онр. Смотреть картинку Родительское собрание что такое онр. Картинка про Родительское собрание что такое онр. Фото Родительское собрание что такое онр Наталья Гертнер
Родительское собрание «Преодоление речевых нарушений у детей». Логопедическая работа в группе для детей с ОНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Буратино»

Родительское собрание на тему:

«Преодоление речевых нарушений у детей»

Подготовила: Гертнер Н. К.

Родительское собрание с практической частью

«Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей»

Цель: познакомить родителей с логопедической работой в группе «Почемучки» для детей с ОНР.

— Установление доброжелательных взаимоотношений с родителями воспитанников;

— Вовлечение родителей в коррекционный процесс;

— Активное участие родителей в жизни ребенка и детского сада;

-Познакомить родителей с основными задачами коррекционного обучения;

— Продемонстрировать доступные приемы коррекционного логопедического воздействия.

Ход выступления.

1. Особенности детей с ОНР.

У детей могут быть сложности с произнесением не только шипящих и свистящих звуков, но и соноров и аффрикат. Один звук при этом заменяет два или более. Ребенок может составлять предложения. Правильные предложения в речи такого ребенка могут соседствовать с неправильными – в зависимости от ситуации одна и та же грамматическая форма может изменяться. Много ошибок дети допускают в вопросах согласования и управления. Например, неправильное употребление существительных во множественном числе («ухи» вместо «уши», «роты» вместо «рты», неверное согласование прилагательных и существительных («глубокая озеро»). Несмотря на то, что словарный запас детей с ОНР обогащается за счет новых существительных и глаголов, они зачастую неверно или неточно их употребляют, подменяя одно понятие другим («стул» вместо «табуретка»).Часто наблюдается затруднение в произношении многосложных слов («милисинер» вместо «милиционер», «висипед» вместо «велосипед»).

2. Ознакомление родителей с задачами логопедической работы:

-установление доброжелательных отношений между педагогом и детьми;

— сбор анамнестических данных для более точного установления степени речевого нарушения;

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционной, мелкой моторики;

— постановка и автоматизация отсутствующих или дефектно произносимых звуков;

— расширение, обогащение лексического словаря детей;

— формирование грамматически правильной речи;

-развитие связной речи через диалогическую форму общения, умения вступать в диалог, поддерживать беседу, игру.

3. Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Цель проведения артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются нужные звуки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений, упражнения выполняются подгруппами из 4 – 6 человек. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Виды упражнений по пространственной организации движений:

1. Статические – умение принимать требуемую позу и удерживать её необходимый период времени.

2. Динамические – развитие динамической речедвигательной координации.

Целью здесь будет являться объединение отдельных движений в серию последовательно организованных переключений.

А теперь давайте попробуем выполнить несложные артикуляционные упражнения (Далее логопед раздает родителям индивидуальные зеркала и предлагает артикуляционные упражнения).

5. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения-М. :Вентана-Граф,2008.

Предупреждение и преодоление нарушений в эмоциональном развитии детей Цель: развитие профессионально важных качеств: педагогической рефлексии, эмпатии, позитивной установки по отношению к детям. Задачи тренинга:.

Роль среды в возникновении и преодолении речевых нарушений у детей На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда.

Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей раннего и дошкольного возраста Введение Принято различать несколько уровней общего недоразвития речи у детей. Для ОНР-1 характерно полное отсутствие речи. Дети только.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Методы профилактики речевых нарушений у детей младшего возраста Причины речевых нарушений делятся на две группы: органические (расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные.

Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня Конаныхина Ю. В. Г. Советский Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня В статье обоснована необходимость преодоления.

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе» Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих.

Значение театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Значение театрализованной деятельности в коррекции и речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Составила: Ртищева Елена Григорьевна,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *