Родная земля что это
Стихотворение и анализ «Родная земля»
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
Краткое содержание
М. Клодт. Вспаханное поле. 1871
Героиней произведения выступает плодородная русская земля, кормящая живущих на ней людей. Земля добра и хлебосольна, но люди стали относиться к ней не как к основному природному ресурсу и самой большой ценности. В качестве эпиграфа к произведению Ахматова выбрала строку из собственного произведения под названием «Не с теми я, кто бросил землю»: «И в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас». В этом ёмком по смыслу эпиграфе заложены основные черты национального русского менталитета.
В названии стихотворения «Родная земля» важно каждое слово. По преданию, русские богатыри обязательно брали с собой пригоршню землицы родной. И родная земля приносила богатырям удачу в сражениях, даруя им силу молодецкую. Повествуя о славных богатырях, лирическая героиня (поэтесса) замечает, что сейчас уже никто не носит амулеты с родной землёй на груди. Но это вовсе не означает, что люди стали легкомысленными, утратили веру в сказки и былины. Лирическая героиня замечает, что её современники (здесь осознанно используется множественное местоимение «мы») давно не пишут патриотических стихов об Отчизне, от которых хочется рыдать. Поэтому родная земля не представляет для них никакого интереса, она им даже не снится во снах.
Затем героиня высказывает мысль о том, что сны у современных людей тяжкие. В реальной жизни земля не является раем для них. Такие люди утверждают: «Мы дома тоже знаем, что в других странах тоже часто веселей и проще живётся! Но от этого меньше нашу страну любить не стали». Буквально тут же люди лицемерно говорят о том, что, несмотря на тяжёлую и некомфортную жизнь, землю свою они не продают и не покупают. Ещё мы узнаём о том, что современники поэтессы часто болеют, им плохо живётся на родной земле. Лирической героине таких людей жаль. Родина для них – это естественная основа жизни, которую не выбирают при рождении.
Далее лирическая героиня утверждает, говоря в начале каждой строчки слово «Да», следующее: Родина для «нас» – это грязь и пыль, на которую «хочется» ругаться. Но, говоря об этом, героиня именует это «прахом», оставшимся в наших умах от прошлых времён, от многочисленных катастроф, пожаров и пр. Что же остаётся от всего этого? Прах людей, который, смешиваясь со старым, даёт право их потомкам называть эту землю своей.
История создания
Анна Андреевна написала данное произведение, находясь в зрелом возрасте, в 1961 г. В момент работы над стихотворением она находилась на лечении в больнице. Данный период можно расценивать, как завершающий в творческом плане. Поэтому поэтесса активно предаётся глубоким размышлениям, различным воспоминаниям, подведению жизненных итогов. Стихотворение было включено в поэтический сборник с говорящим названием «Венок мёртвым».
Жанр, направление, размер
Произведение написано в жанре патриотического стиха. В нём нашли отражения чувства и мысли романтической героини: её возмущение, негодование и любовь. Произведение выдержано в рамках литературного направления «акмеизм», провозглашающего гимн предметности, лексической конкретике и семантической наполненности каждого образа. Создавая данное стихотворение, поэтесса придерживалась строгой внешней формы.
Поэтический размер неодинаковый: восемь первых строк написаны ямбом, а последующие шесть строк – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Благодаря виртуозному чередованию двух рифмовок – перекрёстной и парной – у читателей складывается ощущение вольности композиции.
Композиция
С композиционной точки зрения стихотворный текст можно разбить на две части:
Образы и символы
В произведении, с целью раскрытия основной идеи, представлено несколько образов:
Темы и настроение
Основная тема произведения определена его жанровой принадлежностью – это тема Родины. Данная тема всегда волновала Ахматову. Известно, что поэтесса крайне негативно отзывалась о тех людях, кто стремился покинуть Россию в поисках лучшей жизни. Анна Андреевна не утратила своего патриотизма, даже невзирая на то, что обожаемая ею страна неоднократно поступала с ней крайне жестоко и несправедливо: муж поэтессы был расстрелян, а единственный сын много лет отбывал тюремный срок по несправедливому обвинению…
Настроенческий пафос стихотворения насквозь пронизан эмоциями любви и уважения к Родине. Эти эмоции поэтесса преподносит без излишней патетики: ей чуждо любое проявление пафоса в данном вопросе. Ахматова оценивает родную землю, нисколько не идеализируя её. Она понимает: любой гражданин воспринимает Отчизну, исходя из совокупности «плюсов» и «минусов».
Основная идея
Ахматова транслирует читателям глубокую мысль о том, что человек только в том случае может называть страну своей Родиной, если постоянно проживает в ней, невзирая на любые жизненные трудности и преграды. Ведь родная земля – это мать, которую невозможно поменять. Настоящая любовь к родной земле может не иметь ярких внешних проявлений: это крайне интимное чувство, которое проявляется у каждого человека индивидуально.
Средства выразительности
В стихотворении нет большого количества средств художественной выразительности. Его основную идею Ахматова передаёт лаконично и просто. Вместе с тем, в произведении имеются следующие тропы:
родная земля
Полезное
Смотреть что такое «родная земля» в других словарях:
Родная земля — «Родная землля» Тип Общественно политическая, информационная газета Рамешковского района Тверской области Издатель Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Родная земля»; Администрация Рамешковского района Главный редактор Куллина… … Википедия
родная земля — • Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны. (Джон Кеннеди) … Оригинальная словарная подборка афоризмов
Родная — Родная: Родная деревня в Тотемском районе Вологодской области. Родная деревня в Некоузском районе Ярославской области. Родная песня группы Калинов Мост См. также Родная земля Родная кровь Родная Украина … Википедия
родная сторона — сущ., кол во синонимов: 9 • край отцов (9) • отечество (12) • отчизна (11) • … Словарь синонимов
родная сторонка — сущ., кол во синонимов: 9 • край отцов (9) • отечество (12) • отчизна (11) • … Словарь синонимов
родная страна — сущ., кол во синонимов: 9 • край отцов (9) • отечество (12) • отчизна (11) • … Словарь синонимов
Земля (звёздные врата) — Земля, Терра, Тау’ри Земля (Терра на Древнем, Тау ри на гоа улдском и P2X 3YZ по классификации Тау ри) – родная планета Тау ри и источник всех человеческих цивилизаций в Млечном Пути. С населением в 7 миллиардов, Земля один из наиболее густо… … Википедия
ЗЕМЛЯ — ЗЕМЛЯ, и, вин. землю, мн. земли, земель, землям, жен. 1. (в терминологическом значении З прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. З. планета людей. 2. Суша в противоположность водному… … Толковый словарь Ожегова
земля — 1. Почва, грунт; площадь, участок, используемый для посевов. О степени влажности, твердости, о температуре, наличии растительности и т. п. Влажная, волглая, выжженная, вязкая, голая, грузная, загрубелая, задернелая, заклёклая (простореч.),… … Словарь эпитетов
ЗЕМЛЯ — в древнерусских народных представлениях одна из четырех главных основ мироздания (наряду с водой, воздухом и огнем). Русские люди считали свою землю святой, боготворили ее как всеобщий источник жизни, мать всего живого Мать Сыру Землю). «Гой еси… … Русская история
министерство образования и молодежной политики камчатского края
ФИЛИАЛ краевого государственного ПРОФЕССИОНАЛЬНОго ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО бюджетного учреждения
«Камчатский сельскохозяйственный техникум»
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ:
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Эссе по дисциплине:
« Духовная безопасность современной России и проблемы нравственного воспитания молодежи »
« Понятия «родная земля» и «мой дом» в системе духовно-нравственного воспитания молодежи».
Выполнил: слушатель курсов
Ситникова Оксана Николаевна,
преподаватель КГПОБУ КСХТ с. Мильково
«Родная земля», «родной дом»… Когда они есть у тебя, ты их не замечаешь. Это как здоровье или счастье: если это есть, об этом не думаешь. Начинаешь ценить только тогда, когда их не становится.
Есть у Ф. Искандера произведение, называется «Дедушкин дом». В нем Фазиль Искандер рассказывает о влиянии родного дома, родной земли на чувства, характер, становление личности человека. Автор говорит о том, что чем старше становится человек, тем чаще он начинает сознавать, что у него есть корни, истоки: «Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней, с зелёным шатром грецкого ореха. Я всё чаще и чаще чувствую, как мне не хватает дедушкиного дома».
Лучшим воспоминанием из детства моего мужа является воспоминание, как он у бабушки ел блины целыми стопками, макая их в мед и запивая козьим молоком. Возможно, поэтому ему так дорога семья, жена, дети. Он смог прочувствовать важность того, что имел в детстве.
«Всё в человеке начинается с детства»,- подчеркнул писатель С. Михалков. И какими будем мы в жизни — это зависит от семьи, в которой мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.
К сожалению, в наш век развала семейных ценностей, семьи и дома все дальше и тусклее становятся понятия: «дым родного очага», «малая родина», «родная земля» и «мой дом». Почему? Да потому что неполные семьи, скандалы, отсутствие духовного общения даже в благополучных семьях, бесконечные переезды с места на место не дают человеку, а тем более ребенку, ощущения стабильности, надежности, ощущения, что у тебя есть «корни».
Вроде бы все понимают необходимость иметь родной дом, но, не имея достойного примера перед глазами в детстве, не могут его построить сами.
Именно поэтому мы испытываем столько проблем в духовно-нравственном воспитании нашей молодежи.
Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой
Тема родины в поэзии Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. В стихотворении «Родная земля» она рассматривает родину не как страну, а как землю, вскормившую и взрастившую своих детей.
Сочинение, а также краткий и полный анализ «Родная земля» можно использовать на уроке литературы в 8–9 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стихотворения «Родная земля»
Анна Ахматова
Родная земля
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
Краткий анализ произведения
Ахматова написала стихотворение «Родная земля», приуроченное к 20-летию начала Великой Отечественной войны. В нем речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе – плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем.
Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово “родная”.
Анализ стихотворения «Родная земля»
Тема Родины традиционна в творчестве русских поэтов. Образ России связан с образами бесконечного пространства, вечности, дороги. Традиционна и антитеза в изображении России: величие страны, ощущающееся в её необъятном пространстве, и бедность и нищета русских деревень и полей.
Стихи о Родине проникнуты и восхищением, и щемящей болью, и грустью, но все эти чувства можно назвать только одним словом – любовь. Родина в лирике русских поэтов и мать, и жена, и невеста, и сфинкс. У Анны Ахматовой своё видение Родины и своё особенное отношение к ней.
Для неё Родина – родная земля. Именно слово «земля» в сочетании с эпитетом «родная» наиболее часто использует Ахматова для названия Родины. В стихотворении «Родная земля», написанном в 1961 году, слово «земля» выступает в разных значениях.
Прежде всего «земля» — одна из значительных постоянных величин в мире человека, земля как «рыхлое тёмно-бурое вещество» (словарь Ожегова). Именно с этого образа начинается стихотворение:
В заветных ладанках не носим на груди…
Изображение земли намеренно прозаическое, бытовое – «это грязь на калошах», «это хруст на зубах». Земля – это прах.
Тот ни в чём не замешанный прах.
ДА, земля – это прах, тот прах, их которого по Библии создан человек и в который он обратится после смерти. Таким образом, основная идея стихотворения – утверждение глубинной, нерасторжимой связи земли и человека. Но эта связь трагическая – она в страдании и смерти.
Слово «земля» выступает и в значении «родина», «страна». И в этом значении понятие «родина» противопоставляется другим возможным трактовкам и толкованиям. Прежде всего стихотворение Ахматовой – своеобразная перекличка с лермонтовской «Родиной».
Ритмика и размер первых строк у Ахматовой и у Лермонтова почти полностью совпадают – шестистопный ямб с пиррихием в пятой стопе. Разница в том, что лермонтовская строка заканчивается женской рифмой, а у Ахматовой более жёсткой и твёрдой – мужской.
Лирический герой Лермонтова и народ не отождествлены, существует между ними некая грань, дистанция: «я» — «они». В стихотворении Ахматовой этой дистанции нет. Говоря о Родине, она употребляет местоимение «мы».
Лирический герой Ахматовой и есть народ. «Я голос ваш, жар вашего дыханья», — утверждает поэтесса, и она в этом права. Она не уехала из России, когда «утешный голос» звал её покинуть «свой край, больной и грешный», как сделали многие. Она осталась с народом и разделила его трагическую судьбу.
Отношение Ахматовой к Родине передаётся в эпиграфе:
И в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас.
Эпиграф взят из стихотворения Анны Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю», написанного в 1922 году, когда перед ней стоял выбор: разделить судьбу изгнанника, для которого «полынью пахнет хлеб чужой», или остаться здесь. «в глухом чаду пожара». и «ни единого удара» не отклонить от себя. Она выбирает последнее и уверена в своей правоте:
Прошло много десятков лет, и эта «оценка поздняя» наступила. Да, она осталась верна родной земле, не сделала «в душе своей» родину «предметом купли и продажи». Да, родная земля – это не обетованный рай, горя она полна, боли и страданий, на ней живут «хворая, бедствуя, немотствуя».
Но родная земля не несёт на себе вины за эти страдания, она «ни в чём не замешанный прах». В страшный 20 век, полный катаклизмов, войн и революций, не место восторженной, чувствительной слезливости, невозможно сочинить «стихи навзрыд».
Словосочетание взято из стихотворения Пастернака «Февраль»:
«Это время трудновато для пера», как писал В. В. Маяковский, потому что оно требует твёрдого мужества и спокойствия, почти неженской стойкости.
Надменность лирической героини происходит не из чувства превосходства над теми, кто уехал из страны. Нет, она не осуждает покинувших Россию, а скорее сочувствует им и их горькой судьбе изгнанника. Её надменность проистекает из чувства собственного достоинства, из гордости и сознания правоты. Ей не нужно вспоминать о родной земле. Вспоминают те, кто уехал.
Стихотворение Ахматовой «Родная земля» по праву занимает особое место в антологии стихов о Родине. Истина Ахматовой проста: жить на родной земле, со своим народом, лечь в родную землю и слиться с ней в едином прахе, стать ей, потому-то и «зовёт так свободно» лирическая героиня Ахматовой родную землю своей. Она выстрадала и заслужила это право.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Произведение вошло в сборник под названием «Венок мертвым».
После Октябрьской революции у Ахматовой было немало шансов покинуть страну, в которой царил хаос и мятеж. В Европе проживало немало родственников и друзей, но каждый раз, получая приглашение, она наотрез отказывалась покинуть дорогие её сердцу места.
Анна Андреевна искренне не понимала, как можно жить вдали от своей отчизны, среди чужих людей. В 1917 году, в переломный период в истории России, Ахматова сделала свой осознанный выбор – невзирая ни на что, разделить участь своей родины.
Однако подобное решение стоило Ахматовой немало слёз. Ей пришлось пережить расстрел супруга, аресты друзей, расстрелянных или заживо сгнивших в лагерях, арест единственного сына.
Во время Великой Отечественной войны Ахматова разделила участь миллионов сограждан. Анна Андреевна пережила все ужасы блокадного Ленинграда, голод, над ней постоянно висела угроза репрессий.
В 1961 году поэтесса написала свой стих «Родная земля», которое посвятила земле-кормилице, терпеливой и всепрощающей матери, ценность которой перестало понимать современное общество.
Тема
Произведение относится к патриотической лирике. Центральная тема произведения – любовь к родине. Однако это чувство Ахматова преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств напоказ веет фальшью и наигранным патриотизмом.
В центре произведения Ахматовой – не страна как таковая, а плодородная кормилица-земля, дающая своим детям кров, пищу и неисчерпаемую силу. В этом и заключается главная мысль стихотворения. Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как к самой большой ценности, которая есть у человека.
Ахматова доносит читателям идею своего произведения – человек только в том случае может называть своей родину, если живет в ней, несмотря на все преграды и жизненные трудности. Ведь мать никогда не меняют, даже если она в чем-то далека от идеала: её любят и принимают такой, какова она есть, со всеми достоинствами и недостатками.
Композиция
Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.
В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живём.
Во второй части она даёт точное обозначение тому, что для неё есть родина.
Анна Андреевна даёт понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему.
При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрёстной.
Жанр
«Родная земля» написано в жанре лирического стихотворения. В нём явно отражены мысли и чувства лирической героини: её любовь, её негодование.
Средства выразительности
Особенность стихотворения «Родная земля» такова, что оно не изобилует средствами выразительности. Его смысл поэт передаёт просто и лаконично, без применения разнообразных художественных средств.
Но всё же в произведении встречаются эпитеты («заветные», «горький», «обетованный»), метафоры («грязь на калошах», «хруст на зубах»), инверсия («в душе своей»).
Сочинение о стихотворении Родная земля
В последние годы жизни в творчестве Ахматовой появляются темы глубокого философского анализа собственной судьбы, которая была очень непростой. Поэтесса принадлежала к старому, сметенному советской властью, миру.
Она резко отрицательно отнеслась к революции, но, даже предчувствуя будущие страдания, не пожелала покинуть Россию. Верность Родине обернулась расстрелом мужа и ссылкой любимого сына.
Творчество Ахматовой не признавали, она постоянно чувствовала на себе пристальное внимание карательных органов. Все эти беды не поколебали безграничного патриотизма поэтессы.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны произведения Ахматовой вновь появляются в печати и пользуются огромной популярностью. К очередной годовщине начала самого страшного в истории страны испытания поэтесса написала стихотворение «Родная земля» (1961 г.), в котором дала свое объяснение патриотизма.
Эпиграфом к произведению Ахматова сделала заключительные строки из собственного стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…». Спустя сорок лет поэтесса продолжает начатую очень давно тему. Она имеет в виду людей, для которых политический режим не имеет никакого значения перед главной ценностью – родной землей.
Такие люди не смогли покинуть страну, даже испытывая ненависть к советскому строю. Они пренебрегали собственным благополучием и жизнями ради своей земли. Их патриотизм лишен патетики и героизма. Такие люди не стремятся во всеуслышание заявить о своих чувствах, рассчитывая на одобрение («стихи навзрыд не сочиняем»).
Ахматова намекает на тех лжепатриотов, которых полным-полно как за рубежом, так и в Советском союзе. Их восторженные признания в любви к Родине основаны только на материальной выгоде.
Россия стала для них «предметом купли и продажи». Так уж сложилось, что самые страшные бедствия раскрывают истинную сущность людей. Во время Великой Отечественной войны многие противники советской власти оставили свои убеждения и выразили полную поддержку русскому народу.
Большое число людей вернулось в Россию, чтобы вступить в ряды ее бойцов. Своим примером они подтвердили мысли Ахматовой об истинных патриотах.
Для поэтессы Родина – сама русская земля в буквальном смысле («грязь на калошах», «хруст на зубах»). Только по-настоящему ощутив, насколько эта земля может быть дорога, можно считать ее своей. Ахматова считает, что русский человек должен умирать на родной земле. Тем самым он становится ее частью, и даже после смерти приобщается к Родине.
Трагическая судьба Ахматовой позволяет ей с полным правом называть русскую землю своей. Ее жизнь – образец настоящего патриотизма, который заслуживает большого уважения.
Читайте также: Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» А. Ахматовой.
Стихотворение А.Ахматовой “Родная земля” отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие, а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.
Анализ стихотворения «Родная земля» (А. А. Ахматова)
Автор: Guru · 12.07.2018
Анна Ахматова – выдающаяся поэтесса 20 столетия. Ее жизнь и творческий путь нельзя назвать легкими. Советская пропагандистская машина клеветала на нее, создавала трудности и преграды, но поэтесса оставалась сильной и непоколебимой патриоткой своей страны. Ее гражданская лирика направлена на то, чтобы сказать всем, за что стоит любить и гордиться своей родной землей.
История создания
Анна Андреевна Ахматова написала «Родную землю» в 1961году. В это время поэтесса находилась в Ленинградской больнице. Стихотворение входит в состав сборника «Венок мертвым».
«Родная земля» принадлежит к гражданской лирике великой поэтессы – поэтому весьма ясен мотив написания произведения. Для Ахматовой послевоенное время было сложным периодом: личные семейные трагедии и невозможность свободно издаваться, но поэтесса не сдавалась и продолжала писать. Патриотические стихотворения Анны Андреевны создавались как бы тайком, свободно обнародовать свои произведения ей запрещалось. С середины 50-ых годов ей не давали спокойно жить, но она не позволяла себе сломаться и писала вновь и вновь о том, что ее родная страна, пусть и не идеальная («не кажется обетованным раем»), все равно остается любимой. В это же время многие деятели искусства (писатели, поэты, драматурги, актеры) уезжали из страны, разочарованные и несколько униженные. Они все разуверились в Родине, не видели ничего положительного, а Ахматова видела, пыталась нащупать в этой тьме хоть малейший лучик света и нашла. Нашла она его в естестве России — в ее невероятной природе — кормилице всего русского народа.
Жанр, направление и размер
«Родная земля» — глубоко патриотическое лирическое произведение. Сама Ахматова определила жанр этого стихотворения, как гражданская лирика. Сильная любовь и уважение к своей стране – вот те чувства, которыми пронизаны эти строчки.
Для автора гражданская лирика – это не просто преданность, это служение Родине, невзирая ни на какие испытания и тяжбы.
Анна Андреевна творила в рамках направления — акмеизм. Стихотворение невелико по объему – 14 строк, первые 8 из которых написаны ямбом, а последние 6 анапестом. Нестрогая перекрестная рифма (АВАВ) создает впечатление вольной композиции. Стоит отметить, что тип рифмы указывает на неофициальность диалога лирической героини со слушателями. Произведение не подчиненно строгой внешней форме.
Композиция
Подготовленный читатель сразу же заметит некоторое сходство «Родной земли» Ахматовой и «Родины» Лермонтова. В обоих стихотворениях в первых строчках поэты отрицают пафос и патриотизм, но только тот, который стал несколько типичным для людей — прославление, гимны. Мастера слова указывают на «другую» любовь, которую не приходится доказывать «ладанками» на груди и стихами. Оба поэта говорят на то, что настоящая любовь к Родине лишена внешних проявлений и не направлена на зрителя – это интимное чувство, личное для каждого человека, не похожее ни на чьё-либо.
Стоит также отметить, что в данном стихотворении Россия – это именно земля, место плодородных почв, а не страна с военными заслугами. Именно такой отчизна и предстает перед обычными людьми, для которых и пишет Ахматова.
Композиционно стихотворение можно разделить на две части.
Образы и символы
Стихотворения подобной направленности всегда содержат в себе образ Родины. В данном произведении Ахматова акцентирует внимание читателей на том, что отчизна – это не страна, а земля в буквальном смысле – рыхлая, грязная, своя!
Стихотворение не изобилует множеством символов, потому что это и не требуется. Поэтесса не пишет о Родине, как о художественном образе, она изображает все просто и ясно, описывает то, что есть отчизна для нее, и то, что лично она готова сделать для отечества.
Конечно, стоит отметить, что в лирическом произведении практически всегда присутствует образ лирического героя. В данном стихотворении лирическая героиня — сама поэтесса, Ахматова изображает собственные мысли, то, что близко именно ей — Родина в ее естестве, земля, родные пейзажи, знакомые и любимые ландшафты.
Темы и настроение
Основная тема «Родной земли» — изображение любимой страны, но не традиционно – величественно и по-военному, а с бытовой стороны – родная земля, место тяжелых работ и титанического труда.
С первых же строчек каждый читатель начинает испытывать те чувства и то настроение, которое испытывала сама поэтесса – любовь. Ахматова беззаветно и преданно любит Русь, не кричит об этом всему миру, а любит по-свойски, за то, что близко именно ей. Она трезво оценивает Родину, не идеализирует ее, ведь универсальных идеалов, которые были бы по нраву каждому, нет на свете: человек находит в совокупности плюсов и минусов то, что близко именно ему, за это и начинает любить, красиво, жертвенно, самозабвенно.
Смысл
Стихотворение философское, сразу невозможно дать ответ, что есть Родина. Только в конце текста виднеется авторская позиция и идея стихотворения – человек может назвать край своим, только если он намерен прожить в нем до конца своих дней, невзирая на трудности и препоны. Сразу же хочется провести параллель с матерью: ее никто не меняет на другую, она с нами до конца. Родство, кровные узы никак не изменить. Так и отечество не меняют, даже если оно не ласково или не красиво. Поэтесса на своем опыте доказала, что настоящему патриоту под силу сохранить верность своей стране. Ахматова говорит о том, что Отчизна — истинная ценность человечества, вечная, верная, непреходящая.
Хочется отметить, что тема родины для Ахматовой — она из основных мыслей в творчестве. Она негативно относилась к тем, кто уезжал из страны в поисках лучшей жизни, хотя с ней страна поступила весьма жестоко — муж оказался в могиле, сын отбывал наказание в тюрьме. Эти мучения оказали влияние на творчество поэтессы, создавая непередаваемый трагизм лирики.
Средства художественной выразительности
Стихотворение «Родная земля» нельзя отнести к лирическим произведениям, которые изобилуют изобразительно-выразительными средствами, потому что поэтесса хотела передать все просто и свободно. Один из немногочисленных тропов — эпитет «горький сон», передающий боль русского человека. Очень выразительно сравнение «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Поэтесса опять же акцентирует внимание на том, что Родина – самое сокровенное и дорогое для людей, то, что невозможно даже оценить. Очень метафоричны строки «Да, для нас это грязь на колошах. Да, для нас это хруст на зубах». Автор показывает то, за что именно любит родную землю.
Стоит отметить, что сама манера написания данного стихотворения является художественным средством. Анна Андреевна хотела этим лирическим произведением лаконично и просто показать, как и за что можно любить Родину. Она будто доказывает, что Отчизну любят не внешне, не на публику, а сокровенно и интимно, каждый по-свойски. Чтобы донести это максимально легко и непринуждённо, поэтесса намеренно не нагружает текст развёрнутыми метафорами, гиперболами и градациями, над которыми каждый читатель должен задуматься, прежде чем всецело осмыслить.