Родовая община что это такое история 5 класс

Родовая община

Родова́я общи́на (Род) — исторически первая форма общественной организации людей — (община), где люди связаны кровным родством, в некоторых случаях предполагаемым родством, а в некоторых случаях допускалось и искусственное родство, кроме того, это был союз основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда (охоты), предположительно основанный на социальном равноправии.

Род не был семьёй в современном представлении и может называться семьёй лишь в определённом смысле.

Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.

У большинства народов в древности, члены родовой общины не могли брать себе жён внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.

См. также

В современном мире родовая община это группа родов проживающих на родовых поместьях. Родовое поместье это участок земли не менее 1га, на котором проживает семья или род и ведут совместное хозяйство. Группа таких родовых поместий называется родовая община.

Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть фото Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Родовая община что это такое история 5 класс. Картинка про Родовая община что это такое история 5 класс. Фото Родовая община что это такое история 5 класс

Полезное

Смотреть что такое «Родовая община» в других словарях:

Родовая община — см. Первобытнообщинный строй … Большая советская энциклопедия

Община — (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность… … Политология. Словарь.

ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется общим владением средствами производства, коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает… … Современная энциклопедия

ОБЩИНА — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Большой Энциклопедический словарь

ОБЩИНА (форма социальной организации) — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Энциклопедический словарь

Община (традиционная) — У этого термина существуют и другие значения, см. Община. Община традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская… … Википедия

община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений

Община — Община многозначное слово, которое может соответствовать таким терминам как en:Commune и en:Community; совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т. п.… … Википедия

ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) О. сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Русская история

ОБЩИНА — 1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение, В… … Юридический словарь

Источник

Что такое родовая община?

Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть фото Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Родовая община что это такое история 5 класс. Картинка про Родовая община что это такое история 5 класс. Фото Родовая община что это такое история 5 класс

Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.

Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть фото Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Родовая община что это такое история 5 класс. Картинка про Родовая община что это такое история 5 класс. Фото Родовая община что это такое история 5 класс

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть фото Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Родовая община что это такое история 5 класс. Картинка про Родовая община что это такое история 5 класс. Фото Родовая община что это такое история 5 класс

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Источник

Родовая община

Родовая община — второй этап первобытности, после эпохи праобщины. Это так называемая пора зрелости перво­бытных обществ.

Период первобытной родовой общины датируется 40-35-м тыс. — 10-5-м тыс. до н. э. Такая датировка верна для наиболее развитых обществ Ближнего Востока, в других регионах мира он продолжался значи­тельно дольше.
Этап родовой общины охватывает конец исторической эпохи палеолита, мезолит и большую часть неолита. Начало этого этапа ознаменовано появлением че­ловека современного физического типа.

Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть фото Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Родовая община что это такое история 5 класс. Картинка про Родовая община что это такое история 5 класс. Фото Родовая община что это такое история 5 класс

Орудия труда охотников

Возникновение рода

На смену праобщине пришла новая форма общественной орга­низации — род, который представлял собой большой самоуправ­ляющийся хозяйственный коллектив, состоящий из кровных род­ственников. Все члены рода проживали на земле, которая являлась общей собственностью, сообща они носили общее родовое имя, со­обща трудились, поклонялись родовому божеству, которое чтили наряду со множеством других богов. Членам рода запрещалось всту­пать в браки между собой, поэтому невест и женихов искали в дру­гих родах. Два и более рода объединялись в племя. Племя владело определённой территорией, говорило на своём языке или диалек­те, имело особые черты культуры, свои культы, своё имя.

Возникновение рода имело огромное значение для развития человечества: впервые в истории возникла прочная, устойчивая форма социальной организации людей, основанная на кровном родстве, взаимопомощи членов охотничьего коллектива. Род пре­доставлял людям гарантии защиты и выживания, возможность на­копления и передачи знаний и разнообразного опыта — хозяйст­венного, социального, культурного.

Социальные отношения

В условиях рода значительно укреплялись социальные связи, складывалась устойчивая система отношений между людьми. Отно­шения в роде строились на основе равенства всех членов коллекти­ва, на общем труде, отсутствии угнетения, расслоения на богатых и бедных, знатных и незнатных. Даровитые люди пользовались ува­жением: опытные и смелые охотники почитались как герои — зачас­тую они становились старейшинами рода; искусным целителям до­веряли проведение религиозных обрядов — в дальнейшем они превращались в шаманов. В родовой общине сложилась своеобразная и достаточно сложная система воспитания и обучения детей и под­ростков. С ранних лет их приучали к жизни в коллективе, воспиты­вали трудолюбие, мужество, смелость, прививали нормы социаль­ного поведения, им передавали накопленные обществом знания.

Чтобы стать полноправными членами рода, юноши и девушки должны были пройти через строго установленный обряд инициаций (испытаний). Поведение и вся жизнь людей — и взрослых и детей — строго регулирова­лись обычаями, традициями, нормами религии и морали. В обществе суще­ствовали строгие запреты — табу — на некоторые виды действий, которые считались опасными для рода. Одно из основных табу — запрет жениться внутри своего рода. Нарушителей табу строго наказывали.

Управление родом

Управление родом строилось на принципах самоуправления — все взрослые члены рода участвовали в собраниях, сообща прини­мали решения. Во главе рода стояли старейшины, которые пользо­вались большим авторитетом. Иногда главой рода могла быть жен­щина. Для военных действий избирали вождей из числа наиболее опытных и авторитетных воинов.

Преобладание коллективистского, общинного начала в роде озна­чало подчинение личности интересам сообщества, что приводило к ограничению личной свободы, исключало вседозволенность отдельного индивида.

Неолитическая револю­ция

Переход от преимущественно присваивающего типа хозяйства охотников и собирателей к произво­дящему типу хозяйственной деятельности земледель­цев и скотоводов называют неолитической револю­цией. Этот переворот в производстве стал главной предпосылкой к постепенному переходу от первобытности к цивилизации.

Первобытное хозяйство рода

В условиях родового строя человечество доби­лось значительных успехов в хозяйственной жизни. Люди усовершенствовали технику обработки кам­ня, дерева, кости, рога, стали изготавливать слож­ные и разнообразные орудия — ножи, топоры, ко­пья, наконечники стрел, гарпуны и др. Очень важ­ным открытием человечества стало изобретение лука и стрел, сделавших охоту более эффективной и безопасной: с помощью лука человек мог пора­жать животных на значительном расстоянии. В эпо­ху неолита люди освоили производство керамиче­ских изделий и ткачество.

Появление земледелия и скотоводства

Но наибольшее значение имело зарождение в 9-8-м тыс. до н. э. земледелия и скотоводства. Эти новые виды хозяйственной деятельности были освоены в разных частях Земли не одновременно, поэтому они не сразу получили распространение среди раз­личных родов, племён и народов. Наиболее ранними очагами возникновения земледелия и скотоводства считаются регионы Ближнего Востока (Палестина, Северный Ирак, Египет, восточные и южные регио­ны Малой Азии, долины рек Инда и Хуанхэ).

Земледелие и скотоводство значительно изменили жизнь наро­дов Земли. Первобытные коллективы стали менее зависимы от природы. Хозяйство древнего человека стало более стабильным и производительным. Улучшились условия жизни людей, сократи­лась смертность, увеличилась рождаемость и продолжительность жизни. Наконец, земледельцы перешли к оседлому образу жизни. На Земле появились первые постоянные посёлки земледельцев, протогорода (энеолит, бронзовый век).

Природа в первобытном обществе

Духовный мир людей родового строя богат, сложен и своеобразен. Чело­век жил с ощущением своей неразрывной связи с природой, с верой в то, что члены его рода произошли от общего предка — птицы, рыбы или растения — и состоят с ним в родстве. Первобытный человек одухотворял природу, счи­тал, что земля, вода и огонь — живые существа, способные ощущать боль и мстить за причинённый им вред. Кроме того, люди воспринимали природу как свою кормилицу. Поэтому у многих народов, живших родовым строем, установилось бережное отношение к природе. Например, у некоторых наро­дов Крайнего Севера и Сибири считалось недопустимым без необходимости копать землю или вонзать в неё копьё, поскольку это причиняло ей боль. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Быт первобытных людей

Отсутствие собственности формировало у людей ощущение при­надлежности всех вещей всем членам общины. Поэтому хотя в лич­ном пользовании оставались орудия земледельческого труда и охо­ты, одежда, украшения, малые жилища, было принято ими делить­ся, равно как и пользоваться чужими вещами с разрешения хозяина. Люди, жившие родовым строем, были очень щедры, гото­вы поделиться последним, если сородич, соплеменник или даже чу­жой человек нуждается в помощи. Они обладали своеобразным чув­ством долга перед соплеменниками. Это в равной степени проявля­лось и в обязательной помощи сородичам, и в необходимости мстить за причинённую роду обиду.

В эпоху родовой общины широ­кое распространение получил обычай кровной мести, согласно ко­торому человек, совершивший убийство, либо кто-либо из членов его рода обязательно подлежит смерти в порядке воздаяния («Око за око, зуб за зуб»). Род убийцы нередко старался искупить свою ви­ну, выдавая на расправу убийцу или кого-либо из его ближайших родных, а также предлагая дары роду погибшего. В первобытном обществе с большим уважением относились к старшим — к мужчи­нам и женщинам, особенно к матерям.

Религия первобытных людей

Большую роль в жизни людей играла первобытная религия — по­читание животных или растений, которых род считал своим пред­ком; поклонялись матери-прародительнице; почитали природные стихии — огонь, воду, гром, молнию. Люди верили в магию — счита­ли, что с помощью колдовских действий и обрядов можно добиться определённого результата, например вызвать дождь, сделать успеш­ной охоту или причинить вред врагу.

Источник

Родовые общины охотников и собирателей

Урок 3. История древнего мира 5 класс ФГОС

Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть фото Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Родовая община что это такое история 5 класс. Картинка про Родовая община что это такое история 5 класс. Фото Родовая община что это такое история 5 класс

Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть фото Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Родовая община что это такое история 5 класс. Картинка про Родовая община что это такое история 5 класс. Фото Родовая община что это такое история 5 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть фото Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Родовая община что это такое история 5 класс. Картинка про Родовая община что это такое история 5 класс. Фото Родовая община что это такое история 5 класс

Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть фото Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Родовая община что это такое история 5 класс. Картинка про Родовая община что это такое история 5 класс. Фото Родовая община что это такое история 5 класс

Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть фото Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Родовая община что это такое история 5 класс. Картинка про Родовая община что это такое история 5 класс. Фото Родовая община что это такое история 5 класс

Конспект урока «Родовые общины охотников и собирателей»

· Жизнь первобытных людей

· Льюис Генри Морган

Около сорока тысяч лет назад на Земле наступило очередное похолодание. На огромных просторах Европы и Северной Азии тянулись тундры и холодные степи. Северные олени проникали на Пиренейский и Апеннинский полуостров. Мамонты обитали вплоть до территории современного Рима.

В таком суровом климате и жил кроманьонец, последний, известный науке, древний человек. Его останки впервые были обнаружены в 1867 году во Франции в пещере Кро-Маньон. Она то и дала название людям, жившим около сорока – двенадцати тысяч лет назад. По своему внешнему виду кроманьонцы уже ничем не напоминали обезьяну и были похожи на нас с вами – людей современного типа. Их рост достигал ста семидесяти – ста девяноста сантиметров, походка была прямая.

Они проникли на территорию Европы и далее расселились по всей Земле.

Природные условия в разных точках Земли были неодинаковы. Сильные морозы, большое количество солнечных дней или их недостаток, резкие ветры, песчаные бури отразились на внешнем виде людей. По цвету кожи и внешнему виду они разделились на три расы: европеоидную, негроидную и монголоидную.

За сотни тысяч лет эволюции менялась не только внешность человека, но и его лицо, рост, походка. Развивались руки людей. Особенно важным было развитие большого пальца, который помогал крепко держать и тяжелое копье, и тонкую иглу.

Обратите внимание на свою ладонь: большой палец как бы противопоставлен остальным пальцам. Это и является основой хватательной функции руки. Попробуйте поднять со стола небольшой предмет, например ручку, без участия большого пальца. Ну как? Сложно? А при помощи большого пальца и еще одного? Получилось!

Произошли изменения и в охотничьем оружии. Появились разнообразные копья, дротики и гарпуны с каменными и костяными наконечниками, копьеметалки.

Свыше десяти тысяч лет назад на Земле началось постепенное потепление. Из-за перемены климата или по каким-то другим причинам навсегда исчезли мамонты и шерстистые носороги. Теперь основными объектами охоты становятся более мелкие животные: олени, лошади и другие. Все более заметной становится роль рыболовства.

В пятом тысячелетии до нашей эры человек изобрел топор. Топор использовался для обработки дерева, для изготовления лодок, строительства хижин. Вначале это было массивное, длинное орудие труда из кремня. Затем человек научился шлифовать камень путем трения его о смоченный песок. Это был довольно трудоемкий процесс, и первоначально шлифовалась только рабочая часть. Позже стали шлифовать полностью все орудие труда и научились сверлить отверстия. Сверлом служила полая кость, которую вращали, подсыпая на камень смоченный водой кварцевый песок.

Совместный труд, борьба с хищниками, общие жилье и огонь тесно сплачивали людей друг с другом. Человеческие стада постепенно превращались в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом или родовой общиной.

В родовой общине не было неравенства. Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, изготавливали орудия труда. Женщины собирали съедобные растения, шили одежду их шкур, ухаживали за маленькими детьми, готовили пищу.

Появляются специалисты по изготовлению некоторых изделий, требующих особого навыка, продолжительного опыта, сноровки. Например, мастера по изготовлению лодок, наконечников стрел, резчики по дереву и кости. Эти мастера работали на общину: отдавали свои изделия в распоряжение общины, получая взамен продукты питания, так же как и остальные члены рода.

Дети уже с трех-четырех лет помогали взрослым. Девочки обучались у матерей готовить пищу, шить. Мальчики с возрастом учились охотиться, создавать орудия труда.

Пища, добытая мужчинами и женщинами, шкуры, рога и другие продукты труда принадлежали всему роду.

Привычка к равному дележу глубоко укоренилась у первобытных людей. Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия почти двести лет назад познакомился с обычаями племен, живших на Огненной Земле. Он рассказывает такую историю: когда огнеземельцам подарили кусок холста, то они, не задумываясь над тем, что испортят вещь, разорвали холст на совершенно равные лоскутики и распределили между собой.

Все вопросы, которые возникали внутри рода, решали на собрании всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины имели равные права. Окончательное решение вопросов часто зависело от мнения женщин.

На собрании избирался старейшина – наиболее старый и опытный член рода. Это мог быть мужчина, но при материнской родовой общине чаще всего старейшиной рода становилась женщина. Старейшина занимался решением мирных вопросов: руководил хозяйственной жизнью рода, разрешал споры внутри общины. Выбирался также и вождь для ведения войны. Но если не было необходимости, то эта должность могла быть незанятой.

Все члены общины были равны. Вождь рода жил подобно простому человеку и мог отличаться от своих сородичей лишь украшением. За провинность его могли сместить в любую минуту.

Внутри рода сородичи обязаны были оказывать друг другу защиту и помощь. Возникавшие между сородичами ссоры разрешались общественным судом. Обиды же, причиненные кому-либо представителем другого рода, вызывали вражду. На защиту обиженного сородича выступал весь род. Но война возникала в исключительных случаях, и она не была продолжительной. Спор стремились разрешить мирным путем.

Если было достаточно запасов пищи, то община могла состоять из ста и более человек. Но если община сильно разрасталась или не хватало продуктов питания, то от первых материнских родов отходили коллективы близких родственников, которые давали начало новым родам.

Несколько родов образовывали племя. Вожди родов входили в совет старейшин племени. Совет племени мог сместить вождей родов, регулировал отношения с другими племенами, объявлял войну, заключал мир. Племена образовывали союзы племен.

Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть фото Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Родовая община что это такое история 5 класс. Картинка про Родовая община что это такое история 5 класс. Фото Родовая община что это такое история 5 класс

Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть фото Родовая община что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Родовая община что это такое история 5 класс. Картинка про Родовая община что это такое история 5 класс. Фото Родовая община что это такое история 5 класс

До сегодняшнего времени ученые так и не пришли к единому мнению, как образовался род. Этот вопрос является одним из самых трудных в науке о первобытном обществе. Все сведения, которые изложены в учебниках, о жизни людей в родовой общине основаны на изучении учеными-этнографами так называемых диких племен. Помните, на первом уроке мы говорили об ученых, которые поселяются в таких племенах и описывают жизнь и обычаи туземцев?

Однако, первым европейцем, кто близко узнал жизнь диких племен, был вовсе не ученый. Это был англичанин Вильям Бакли. В 1803 году он был осужден на каторжные работы и его вместе с другими заключенными привезли из Англии в Австралию: здесь тогда находилась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскими властями.

Через три месяца Вильям Бакли бежал. Несколько недель он скитался по лесам, пока его, обессиленного, не встретили аборигены. Они спасли беглого каторжанина от голодной смерти. Бакли прожил среди аборигенов тридцать два года. Шестого июля 1835 года он вернулся в цивилизованный мир и подробно рассказал о жизни среди туземцев. Его рассказ был записан и издан в 1935.

В книге мы читаем: в поисках пищи аборигены все время кочевали, не задерживаясь подолгу на одном месте. Только если пищи было много, аборигены разбивали лагерь и оставались в нем несколько месяцев.

Жили аборигены небольшими общинами. Между общинами обычно царил мир. Общины дружили между собой, приглашали друг друга в гости, устраивали шумные пиры, вместе охотились и ловили рыбу, обменивались пищей и изделиями своего труда.

Крупный вклад в изучение первобытного общества внес выдающийся американский ученый Льюис Генри Морган.

Он родился и вырос среди американских племен ирокезов. Морган исследовал общественное устройство этих племен и узнал, что каждый род у ирокезов имел свое имя, например: Олень, Волк, Черепаха, Медведь и так далее.

Все члены рода обязаны были помогать друг другу. И если кто-нибудь из членов рода совершал преступление, то весь род нес за это ответственность.

Во главе рода стоял родовой совет. Он занимался вопросами внутри рода и отношениями с другими родами. В родовой совет входили все мужчины и женщины.

Несколько родов образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племени говорили на одном языке.

Проводя свои исследования, Морган выяснил, что такие порядки были заведены и у остальных американских племен. И ученый задумался: а как обстоит дело у других народов мира? Во все концы земли Морган разослал письма. И оказалось, что все далекие от цивилизации народы жили родовым строем. Значит, решил Морган, и у ныне цивилизованных народов Европы и Азии в далеком прошлом существовал такой же общественный строй! Чтобы доказать эту гипотезу, Морган погрузился в изучение прошлого народов Греции, римлян, германцев.

Результаты исследования превзошли все ожидания. В 1877 году в своем труде «Древнее общество» Морган нарисовал величественную картину истории первобытности. С течением времени некоторые гипотезы, изложенные Морганом в его труде, были опровергнуты другими учеными, но в целом его идеи о жизни и устройстве родовой общины стали общепризнанными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *