Романс что это для детей

Романс

Романс что это для детей. Смотреть фото Романс что это для детей. Смотреть картинку Романс что это для детей. Картинка про Романс что это для детей. Фото Романс что это для детей

Романс

Роберт Шуман. Маленький романс;
Самуил Майкапар. Романс;
Георгий Свиридов. Романс (из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»);
Сергей Рахманинов. Весенние воды;
Александр Алябьев. Нищая.

1-е занятие

Содержание романсов разнообразно. Это и песни о любви, о природе. В романсе замечательного русского композитора С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева «Весенние воды» выражены чувства радости, весеннего обновления, надежд, устремлений, вызванных бурной картиной просыпающейся природы. Стремительные потоки вешних вод, возвещающих о приходе весны, наступлении тепла, вызывают в душе человека светлые, восторженные чувства. (Звучит романс С. Рахманинова.)

2-е занятие

Программное содержание. Дать детям представление о жанре романс в инструментальной музыке.

П е д а г о г. Вы слушали несколько вокальных произведений, которые называются романсами. Романс близок песне, он связан со словом, со стихами, поется голосом.

Но есть произведения инструментальной музыки, которые тоже называются романсами. В таких пьесах всегда есть певучая, песенная мелодия. Но она не поется голосом, а играется на каком-либо музыкальном инструменте.

В «Альбоме для юношества» Р. Шумана есть пьеса «Маленький романс». Мелодия в этом романсе певучая, мягкая, задушевная, немного грустная. (Исполняет пьесу.)

Мелодия звучит одновременно в верхнем и нижнем голосе, как будто ее поют двое. Каждая фраза заканчивается ярким, взволнованным взлетом мелодии. (Исполняет 1-8-й такты.) Аккомпанемент звучит тихо, мягко, деликатно.

Во второй части пьесы дважды появляются возбужденные, порывистые аккорды, которые постепенно стихают, сникают и возвращают нас к первой грустной мелодии романса, звучащей с сожалением, печалью. (Исполняет фрагмент и всю пьесу целиком.)

В другом романсе, композитора С. Майкапара, выражены разные настроения: и светлая грусть, и волнение. (Исполняет пьесу.)

В заключении снова возвращается светлое настроение, и наступает успокоение, слышатся легкие, просветленные вздохи. (Исполняет фрагмент и весь романс целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с романсом, который исполняет оркестр.

Второй раз мелодию ведет гобой в сопровождении светлой флейты и фортепиано. (Звучит фрагмент, 8-30-й такты.)

Но вот все стихает, и мелодия звучит последний раз понуро, устало, беспомощно. Нежные, печальные звуки гобоя доносятся, словно издалека. Скрипки и виолончели вторят гобою. Их звуки замирают в тишине. (Звучит фрагмент и вся пьеса целиком. На последующих занятиях можно предложить детям передать в движениях динамику развития музыкального образа).

Презентация

Источник

Определение понятиям «песня» и «романс».

Цель: Обозначить понятия вокального жанра песни и романса

Задачи: Дать определение понятиям «песня» и «романс». Познакомить с музыкой этих жанров.

Музыка бывает вокальной или инструментальной, либо смешанной: вокально-инструментальной.

Сегодня мы поговорим о вокальной музыке, о таких её жанрах, как песня и романс.

И постараемся разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Песня — наиболее простая и популярная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Песня = стихи + несложная мелодия.

Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам.

Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением (фортепиано, гитара, инструментальные ансамбли различного состава), так и без него (a cappella).

Содержание может быть различным

Не всегда обращена к кому-то (не всегда есть адресат)

Яркая мелодия, а текст не всегда важен (особенно в популярных эстрадных песнях)

Обычно есть припев, но иногда нет

Сегодня мы послушаем замечательную песню Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника «Жаворонок»

К какому виду относится эта песня? (лирическая)

Есть ли адресат у этой песни? (нет)

Есть ли припев? (нет)

Рома́нс — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Исполняется чаще всего сольно, обычно с инструментальным сопровождением.

Своим появлением на свет он обязан Испании. Первоначально этот термин обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях. Сборники таких песен носили название «романсеро». В каждой стране этот жанр развивался по-своему, но везде и всюду несомненны его интонационные истоки, его корни – народная песня.

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XVIII и XIX веках. В Россию романс пришёл из Франции и вскоре приобрёл национальные черты. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.

Во второй половине XVIII века романс начал проникать в Россию, и появление его связано, прежде всего, с появлением музыкального театра. Как и многое другое в России опера приживалась трудно. При Елизавете Петровне публику заставляли ходить в театр и даже налагали штраф за непосещение музыкальных спектаклей.

Многие композиторы, писавшие вокальную музыку, сами были неплохими певцами и создавали репертуар для себя и своих учеников; М. Глинка и А. Варламов создали даже свои вокальные школы.

2 вида романса: бытовой (городской) и классический («высокий»)

В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как бытовой романс.

А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв, П. Булахов,

Основоположниками классического романса были М. Глинка, А. Даргомыжский, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, писавшие музыку на стихи выдающихся поэтов.

Лирическое, чаще всего любовное содержание

Обращён к кому-то, имеет адресата

Одинаково значимы слово, музыка и исполнение

Обычно отсутствует припев, но не всегда, особенно в бытовых романсах, похожих на песню

Романс А.Алябьева на стихи А.Дельвига «Соловей» относится к бытовому романсу.

Время создания романса: около 1725 года.

Этот романс был очень популярен в XIX веке, мы послушаем его в исполнении Валерии Барсовой.

Чем отличается этот романс от песни «Жаворонок»? (есть адресат: соловей)

Что важнее в нём – текст или музыка? (и то, и другое)

Есть ли припев? (есть, т.к. это бытовой романс)

Источник

Тема урока: «Образы старинных русских романсов» (6-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 6

Цель урока: ввести учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса.

Ход урока

I. Музыкальное приветствие.

II. Вступительная беседа.

На фоне звучания музыки «Романс о романсе» А.Петрова учитель читает стихи Б.Ахмадулиной:

Не довольно ли нам пререкаться
Не пора ли предаться любви,
Чем старинней наивность романса
Тем живее его соловьи.

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне,
Что я знаю про век и про дни,
Отвори мне калитку в былое
И былым моё время продли.

Учитель. Сегодня на уроке, мы отвлечёмся от нашей современной жизни с её сумасшедшими и стремительными темпами и «отворим калитку в былое», окунёмся в мир старины.

Посмотрите на выставку предметов, которую я подготовила, что объединяет эти вещи? (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик и др.)

Дети. Эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может о многом рассказать.

Учитель (берёт в руки веер)

-Что вы знаете об этом предмете?

Дети делятся знаниями о веере.

-Поднимите руку, а у кого дома есть шкатулка?

Эта старинная безделушка популярна и в наше время. Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или мелких вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились удивительные музыкальные шкатулки.

(послушать звучание музыкальной шкатулки).

— Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки музыкальным инструментом, который сейчас прозвучит?

Звучит р.н.п. «Тонкая рябина» в исполнении гитары.

— Какой музыкальный инструмент звучал? Что можете о нём рассказать?

Дети. Струнный музыкальный инструмент гитара.

Учитель. Правильно, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».

На выставке появляется гитара, старинный музыкальный инструмент.

— А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?

Дети. Романс.

III. Объяснение нового материала на основе изученного в 5-м классе.

Учитель. Вы знакомились с жанром романс в 5-м классе.

— Вспомните происхождение этого слова?

Дети. Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.

В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.

Учитель. Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

Учитель. До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.

IV. Слушание и восприятие музыки.

Дети. Знакомятся с текстом романса Гурилёва «Колокольчик», который лежит у них на столах.

Учитель. Почему произведение называется «Колокольчик»? Раскройте содержание?

Дети. Поэт описывает дальнюю дорогу, в которой мы слышим песнь ямщика и звон колокольчика. Этот звон сопровождает весь долгий путь, без него картина дороги, путешествия на Руси была бы не полной.

Учитель. Ребята, кого на Руси называли ямщиком?

Дети. Управляющий лошадиной тройкой.

Учитель. В словаре С.И.Ожегова слово ямщик трактуется, как возница на ямских лошадях, перевозящая почту, грузы и пассажиров. Позднее ямщиком стали называть и того, кто управлял этой возницей.

Процитируйте строки из стихотворения, в которых говорится, о чём размышляет путник.

Дети. Он вспоминает дорогое прошлое: «И припомнил я ночи другие, и родные поля и леса»

«Столько чувства в той песне унылой, столько чувства в напеве родном…

Учитель. Послушайте романс «Колокольчик», о каких чувствах говорит путник?

Звучит романс «Колокольчик»

Ответы детей: тоска о чём-то родном, воспоминания, переживания, волнение…

Учитель. Как звучит мелодия романса (наиграть первые строки)? (поступенно, просто, искренне; близка естественной речи; с движением)

— Как звучит аккомпанемент, на что похожа мелодия? (аккомпанемент простой, похож на вальс, хочется покачаться)

-Послушайте ещё раз этот романс и нарисуйте мысленно картину, которая предстаёт перед путником, едущим в дальнюю дорогу?

Повторное слушание романса «Колокольчик».

Примерные ответы детей: дальняя дорога, широкие поля, бескрайние леса, тишина…

Учитель: У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов ассоциируется и с просторами России, и с открытостью, щедростью души русского человека.

Так как в романсе «Колокольчик» затрагивается тема природы и души русского человека, какой образ рисуется в этом старинном произведении? (выбрать из предложенных образов: исторический, комический, лирический, драматический, трагический, эпический)

Дети. В старинном русском романсе «Колокольчик» рисуется лирический образ.

Учитель. Чем наполнен этот образ? (размышлением о жизни, воспоминанием о дорогом, переживанием о чём-то ушедшем)

Давайте обратимся к выставке, какие предметы по принадлежности близки романсу «Колокольчик»?

Дети. Колокольчик, русский платок.

Учитель. Для кого предназначался этот романс: простого народа или светского общества?

Романс «Колокольчик» был популярен в демократической среде и близок простой бытовой песне.

V. Разучивание I куплета романса «Колокольчик»

Разучивая мелодию романса «Колокольчик», предложить детям проследить за особенностями развития мелодической линии по нотной записи в учебнике. Дать учащимся почувствовать единство музыкальной и поэтической речи романса. Добиваться ровного, свободного льющегося звучания на всём диапазоне произведения.

Слушание и восприятие музыки (продолжение)

Учитель. Сейчас прозвучит ещё один старинный романс « Я вас любил», сравните его с романсом «Колокольчик» найдите сходство и различие.

Звучит романс «Я вас любил»

Учитель. Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом)

-Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой? (Лирический)

— Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором …? (любви)

Любовь – великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

— Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)

-Может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь?

— Образ какой любви воплощён в романсе «Я вас любил» (неразделённой) Почему?

— Продолжает ли любить герой романса свою возлюбленную? Объясните.

— Какими чувствами наполнен романс «Я вас любил»?

Дети. Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.

VI. Обобщение урока.

— Итак, вы познакомились с двумя старинными романсами, которые являются шедеврами русской музыкальной культуры, её лучшими образцами. Подведите итог, заполнив таблицу.

Работа в таблице (заполнить)

Романс «Колокольчик»

Романс «Я вас любил»

волнение, тоска, переживание

любовь, благодарность, сомнение

просто, искренне; близка естественной речи; с движением)

трепетно, проникновенно, с сожалением; красивая, благородная мелодия;

Источник

Романс что это для детей

Автор: Романенко Владимир Владимирович

Организация: МБОУ ССОШ № 1

Населенный пункт: Брянская область, город Стародуб

Дата: 24.11.2020

Время: 3 урок 11.00

Участники (класс): 3в

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Русский романс»

Цель: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с жанром русского романса. Ввести обучающихся в эмоционально-образный строй русской музыкальной культуры на основе знакомства с русской романсовой музыкой.

Задачи:

Воспитательные:

Образовательные:

Развивающие:

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый.

В соответствии с темой урока, целям и задачам были выбраны фо рмы организации учебной работы: фронтальная,индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование:

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый.

Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор,экран, звукозаписи, видеозаписи музыкального материала, фортепиано.

Структура урока

Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.

Оптимальный подбор содержания, форм, методов образовательной деятельности обеспечивал комфортную психологическую среду урока.

Содержание урока связано с жизненными потребностями и интересами учащихся: презентация, пение, движения под музыку.

Использовала презентацию,видео фрагменты для создания ярких мыслеобразов, развития интереса к предмету.

Пыталась построить такую структуру урока, которая бы учитывала психологические аспекты ведения урока, например: динамическая минутка.

Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний умений и навыков( универсальных учебных действий).

Этапы урока способствовали развитию сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытии связей теории с практикой ( пение, анализ).

Осуществлялось развитие логического мышления, умения формировать, делать выводы учащимися.

Система работы учителя.

Материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся. В изучении нового материала использовался ранее изученный. Использовались межпредметные связи( знания по литературе, истории). План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитательные, развивающие цели урока. Был использован момент рефлексии для самооценки.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: групповые, фронтальные, словесные, наглядные, практические, работа в группе, индивидуальные

УМК (название программы, учебник): Начальная школа ХХI века. Музыка, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, Музыка, М. Давыдова-поурочные разработки.

Оборудование и оформление:

Учебник: Музыка, Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Просвещение),

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.

Музыкальный материал:

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-слушательская: прослушивание фрагментов музыкальных произведений;

Музыкально-исполнительская: пение романсов;

Творчество: изображение в рисунке музыкальных образов, при прослушивании русского романса.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

Вступительное слово учителя

Беседа по слушанию:

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

Учитель: Добрый день, сейчас у нас урок музыки. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков. Распевки: «Вниз под горку», «Я шагаю через мостик» Актуализация знаний:

Учитель: Ребята о чем вы говорили на прошлом уроке?

Дети: Связь народной и композиторской музыки.

Учитель: С какими композиторами вы познакомились?

Дети: П.И.Чайковский, Ф.Шопен

Учитель: Какие произведения этих композиторов вы слушали?

Дети: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс»

Учитель: К каким из трёх китов относятся эти произведения?

Дети: Танец, марш

Учитель: А какую учили песню?

Дети: «Как у наших у ворот»- Исполнение песни

Учитель: Послушайте несколько романсов и узнайте тему сегодня на уроке. Дети узнают и называют Какие учебные задачи поставим? Дети 1. Узнаем историю его появления.2. Какие романсы бывают.3. Узнаем композиторов и исполнителей романсов. Может быть, кто-то из вас знает, что такое романс? Может кто-то слушал романсовую музыку или родители слушают что-то из музыки русского романса?

«Романс» возник в Испании несколько столетий назад. В России более всего популярна была такая разновидность русского романса, как городской романс и авторский романс. Кто-то может мне сказать, а что такое городской романс? Городской романс – это народная песня. Песню сочинял народ в деревнях. А романс городской потому, что популярностью пользовался в городе, и сочиняли его чаще всего городские жители, но конкретного автора не было, также как у народной песни. (Слайд)

Романсом называли народную песню лирического характера или героического содержания (слайд). Музыкальные поэты (слайд). Огромное влияние на развитие русского романса оказала поэзия. Обратите внимание на музыкальных поэтов.

Композиторы. Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения (слайд).

У авторского романса были конкретные авторы.

Первыми стихи для романсов стали писать поэты: Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Евгений Абрамович Баратынский, Нестор Васильевич Кукольник (слайд), а композиторы Михаил Иванович Глинка, Александр Александрович Алябьев, Александр Сергеевич Даргомыжский писали на стихи музыку (Слайд). Один из самых известных исполнителей русского романса был Фёдор Иванович Шаляпин (Слайд)

На картине изображён Фёдор Иванович Шаляпин (Слайд). Посмотрите! Написал эту картину друг Фёдора Ивановича – Константин Коровин, известный русский живописец. Он очень любил творчество Шаляпина, любил слушать его песни, рисовал его портреты., прочитайте на слайде текст и послушайте что рассказывал Коровин об их встрече с Фёдором Ивановичем Шаляпиным у мельника Никона Осиповича.

Учитель: А теперь будьте внимательны и ответьте на вопрос: «О какой песне идёт речь в этом отрывке?»

Дети: «Лучинушка»

Учитель: А теперь мы послушаем романс в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина – великого русского певца и вы ответите на вопрос: какой характер передает музыка романса?

Беседа после слушания

Учитель: Понравился вам романс?

Дети: Да!

Учитель: Какое настроение у музыки?

Дети: Печальное, грустное, тягостное.

Учитель: Какой образ у вас возникает после прослушивания этого романса? Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Дети: Бедная семья, деревянный дом, тлеющая лучина. Музыка вызвала жалость, грусть, сочувствие, сожаление, печаль.

3. В 19 веке принято считать хорошим тоном исполнять романсы. Сегодня на уроке мы с вами будем разучивать романс М Глинки «Жаворонок» На слова Н. Кукольника. Романс «Жаворонок» (слайд) Исполнение учителем, письменные ответы на вопросы, разучивание.

Физминутка (Слайд)

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Так шевелят ушками

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

4. Учитель: Вы, наверное, все знаете известного русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина? (Слайд) Какие его сказки или стихи вы знаете? Знаете, наверное, такие произведения, как «сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «сказка о царе Салтане»?

Учитель: Художник Константин Коровин тоже очень любил творчество писателя и поэта, а особенно стихи А.С. Пушкина.

Вы все знаете стихотворение «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет»), Зимний вечер. В окне горит свет. Поэт только что закончил новое стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: какое настроение возникло у вас после прослушивания? Дети читают по очереди стихотворение.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Учитель: Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?

Дети: Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.

Учитель: Какой вы представляете няню поэта?

Дети: Добрая бабушка с добрыми глазами.

Учитель: Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.

Дети: «Мой друг», «моя старушка», «добрая подружка».

Учитель: Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?

Дети: Он очень любит ее, заботится о ней.

Учитель: Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

Дети: Да, можно.

Учитель: Для этого композитор используют средства музыкальной выразительности. Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? Назовите их.

Дети: Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель.

Учитель: Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.

Дети: «Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя»

Учитель: Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.- работа в группах

Темп (быстрый, медленный)

Динамика (громко, тихо)

Исполнитель (хор, солист)

Мелодия (бодрая, спокойная, взволнованная)

Учитель: Что выбрали – прочитайте. (Дети зачитывают различные варианты ответов)
Учитель: Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех?
(Дети по желанию напевают четверостишие вслух)

Физкультминутка «Пельмешки»

Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке с помощью средств музыкальной выразительности.

А теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор. К этому стихотворению лицейский друг Пушкина Михаил Яковлев написал музыку. Словно в памятный венок любимой няне – Арине Родионовне сплелись пушкинские стихи, ставшие романсом. Послушайте романс «Зимний вечер» в исполнении Олега Погудина и подумайте, соответствует ли музыка этого романса литературному образу стихотворения?

Беседа после слушания и письменные ответы

Учитель: Какие образы возникли при прослушивании этого романса?

Дети: Старушка у окна, за окном снежна буря.

Учитель: Соответствует ли музыка этого романса литературному образу стихотворения?

Дети: Да! Музыка передаёт тоску, грусть, печаль

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности помогли вам определить настроение романса?

Дети: медленный темп, грустные интонации, спокойная мелодия.

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 31.Что общего между ними и романсом, который мы с вами прослушали?

Дети: Старушка у окна,

Учитель: А в чём разница?

Дети: Девушка играет на фортепиано.

Учитель: Сейчас на столах у вас лежат листы, на которых вам нужно будет изобразить музыкальные образы, которые у вас возникли после прослушивания романса. Что вы нарисуете? Привести примеры.

Давайте посмотрим на ваши работы?

Показ работ у доски.

Учитель: Расскажите, что вы нарисовали?

Рефлексия:

Учитель: Итак, ребята, с каким жанром музыки мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Дети: С жанром романса.

Учитель: Как называлась тема сегодня на уроке»

Дети: Русский романс.

Учитель: С какими видами романса мы познакомились?

Дети: Городской и авторский.

Учитель: А какие особенности у городского романса?

Дети: Его сочиняли городские жители.

Учитель: А у авторского?

Дети: Писал конкретный автор.

Учитель: Какие романсы мы сегодня слушали?

Дети: «Лучинушка» и «Зимний вечер»

Учитель: Молодцы! Внимательно посмотрите на доску: (Слайд)

Лучина, моя лучинушка березовая,

Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь?

Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь,

Али ты, моя лучинушка, в печи не была?

Али ты, моя лучинушка, в печи не была,

Али ты, моя березовая, не в лесу жила?

Лучина, моя лучинушка березовая,

Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь?

Учитель: Как называется это романс?

Дети: «Лучинушка»

Учитель: О чём рассказал этот романс? О хорошей жизни идёт речь? Или поётся про тяжёлую крестьянскую жизнь?

Дети: Про тяжёлую крестьянскую жизнь.

Учитель: Какой из романсов вам понравился больше всего?

Дети: «Зимний вечер», «Лучинушка»

Учитель: О каком исполнителе русского романса мы сегодня узнали?

Дети: О Фёдоре Ивановиче Шаляпине.

Учитель: Как называется романс, который сейчас прозвучит?

Дети: Жаворонок.

Учитель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!
Дети: Да!

Учитель: Ваше домашнее задание будет творческим.

Послушайте дома с родителями романс на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, и выполните рисунок на тему этого романса.

Используемая литература:

1. УМК «Начальная школа XXI века»: учебник, рабочая тетрадь: В.О. Усачёвой и Л.В. Школяра.

2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия»

Может кто-то сочинит свою мелодию на стих-е А.С. Пушкина?

Приложение:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *