Рондо что это в музыке
РОНДО (в музыке)
Смотреть что такое «РОНДО (в музыке)» в других словарях:
Рондо — У этого термина существуют и другие значения, см. Рондо (значения). Рондо (от фр. rondeau «круг», «движение по вертикали») музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3 х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися … Википедия
Рондо-соната — Рондо соната музыкальная форма класса стабильных смешанных форм, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний… … Википедия
Рондо (значения) — Рондо (от фр. Rondeau круг) многозначный термин. Рондо музыкальная форма в западноевропейской музыке XVIII века (и позже). Рондо текстомузыкальная форма во Франции XIII XV веков. «Рондо» рок группа. (Александр Иванов) Кроме этого, Рондо… … Википедия
Рондо — музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влияниемлирических стихотворений того же названия. В музыкальном Р. главная темаповторяется вперемежку с другими. Установившихся форм Р. пять. В первойформе за начальной темой или так назыв. партией… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
РОНДО — (итал. rondo франц. rondeau, от rond круг), музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы рефрена и различных эпизодов. Происхождение связано с народной песенно танцевальной музыкой. Различают рондо старинное (в пьесах французских… … Большой Энциклопедический словарь
Рондо (текстомузыкальная форма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Рондо (значения). Рондо (фр. rondeau круг), поэтическая (твёрдая форма) и музыкальная форма с рефреном преимущественно во Франции в XIII XV веках. Термин «рондо», относящийся к… … Википедия
Рондо (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Рондо (значения). Рондо Жанр рок н ролл блюз рок хард рок глэм рок Годы … Википедия
рондо — I. РОНДО неизм.; ср. [итал. rondo] Музыкальная форма (преимущественно инструментальная), основанная на многократном повторении главной темы в чередовании с постоянно обновляемыми побочными. Исполнять рондо. II. РОНДО 1. РОНДО, неизм.; ср. [франц … Энциклопедический словарь
Рондо — (итал. rondo, франц. rondeau, от rond круг) 1) распространённая Музыкальная форма, основанная на чередовании главной, неизменяемой темы рефрена, и постоянно обновляемых эпизодов. Возникла из народных песен, в которых Запев (каждый раз… … Большая советская энциклопедия
РОНДО — (итал. rondo, франц. rondeau, rondel), первоначально было вероятно тождественно с rondellus (См.), т.е. означало круговое пение (нем. Radel); однако эта форма либо очень рано получила свободное развитие, либо наоборот мензуралисты преобразили ее… … Музыкальный словарь Римана
Рондо что это в музыке
Что такое рондо, история рондо
Историю мировой музыкальной культуры разделяют на несколько важных периодов, каждый из которых внёс свой бесценный вклад в её развитие. Например, древние греки придумали буквенную нотацию и впервые организовали мелодию. В эпоху Средневековья появились первые композиторы. Возрождение отметилось началом нотопечатанья и открытием первой консерватории, а Барокко подарило нам фортепиано и симфонию. Иначе говоря, каждый исторический этап привносил в процесс развития музыки что-то новое и значимое. Для воплощения творческих идей композиторов постоянно возникали новые жанры и музыкальные формы. Многие из них с течением времени бесследно исчезали, а вот рондо, хоть и зародилось в незапамятные времена, продолжает быть востребовано и поныне.
Историю зарождения и развития рондо, а также интересные факты о нём читайте на нашей странице.
Что такое рондо?
Во-вторых, термин «рондо» имеет жанровое значение, так как данный заголовок дают пьесам, созданным по описанной выше одноимённой музыкальной форме. Они отличаются приподнятым, веселым настроением и характеризуются песенно-танцевальным рефреном.
Пройдя длительный путь развития «рондо» имеет три важных исторических разновидности: старинное куплетное, классическое и послеклассическое, свободное рондо.
Применение рондо:
Рондо является одной важнейших музыкальных форм, так как композиторы разных эпох и направлений использовали её в самых разных жанрах, среди которых инструментальные пьесы, вокальные миниатюры, сонаты, симфонии, инструментальные концерты, вокальные номера и сцены из опер, а также эпизоды в балетной музыке.
Популярные рондо
Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в турецком стиле». Это изящное творение великого композитора, которое в народе называют «Турецкий марш», считается самым знаменитым произведением, созданным в данной форме. Написанная как третья часть Сонаты №11 Ля мажор композиция, отличающееся бодростью, жизнерадостностью и торжественностью, сразу завоевала большую популярность у ценителей классической музыки и стала часто звучать как самостоятельное произведение.
Людвиг ван Бетховен «К Элизе». Данная фортепианная пьеса, изначально озаглавленная «Багатель» № 25, приобрела популярность и любовь меломанов во всех уголках мира. Красивая лиричная мелодия рефрена повествует о нежных чувствах автора ко своей возлюбленной. Музыка эпизодов даёт надежду на взаимность и возможную скорую встречу, однако последнее проведение главной темы отображает душевные переживания композитора, предчувствующего неминуемую разлуку со своей избранницей.
Людвиг ван Бетховен. «Рондо-каприччио». Данная наполненная энергией и задором виртуозная фортепианная пьеса имеет ещё один юмористический заголовок: «Ярость из-за потерянного гроша». Также её называют «великой бетховенской шуткой», которой композитор призывает в любой ситуации уметь владеть собой и держать в руках. Композиция начинается с беззаботного и весёлого мотива, который постепенно через бурные пассажи превращается в гневную тему.
Михаил Иванович Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». Чтобы ярче и выразительнее охарактеризовать отрицательного героя композитор выбрал именно форму «рондо». Основная тема вокальной композиции, представленная в быстром темпе, щедро насыщенна виртуозными элементами. Звучащая как захлёстывающая скороговорка, она невольно заставляет слушателей подсмеиваться над подлым, трусливым и хвастливым персонажем.
Сергей Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». Эта призывная жизнерадостная композиция, возвещающая о начинающемся празднестве, своей чёткой и упругой музыкой ярко иллюстрирует красочное театральное шествие. Она написана в форме классического рондо, то есть включает три проведения рефрена и два эпизода.
История рондо
История появления и развития музыкальной формы «рондо» берёт своё начало в глубокую старину, то есть её истоки уходят в незапамятные времена. Ещё в древности люди, поклоняясь своим богам, взявшись за руки исполняли сопровождаемые пением круговые ритуальные танцы. Шло время. Менялись столетия. Языческие обряды канули в лету, а вот хороводные забавы, передаваясь из поколения в поколения, продолжали жить, но уже в качестве любимого увеселения многих народов. Разумеется, что в каждой стране они имели свои характерные особенности и соответственно названия. В Молдавии, Сербии, Хорватии и Румынии – это хороводный танец «хора», у народов Кавказа многие века успешно бытует круговой танец «асланбий», а вот во Франции всенародную любовь приобрели хороводные песни, включающие в себя куплеты, за которыми следовал постоянно повторяющийся припев. Исполнялись такие композиции весьма своеобразно, а именно: запевалы-солисты пели чередующиеся строфы, при чём каждую на новый мотив, затем вступал хор с припевом, в котором слова и мелодия не менялись. Данная куплетно-припевная форма, получившая название «рондо», завоевала такое признание у французского народа, что даже у странствующих по дорогам страны в эпоху Средневековья трубадуров и их собратьев по музыкально-поэтическому творчеству труверов, частенько встречались композиции, в которых некоторые строфы, как и припев в песне, повторялись с регулярной периодичностью.
В то же самое время, в творчестве немецких композиторов форма куплетного рондо встречается весьма редко. К примеру, Иоганн Себастьян Бах иногда применял её в сюитах или финалах концертов. Впрочем, сын великого маэстро Карл Филипп Эмануэль Бах к данной музыкальной структуре относился весьма положительно. В творческом каталоге этого композитора довольно много сочинений с названием «рондо», в которых отмечено много смелых нововведений, выходивших за рамки старинной куплетной формы. Он активно развивал рефрен: транспонировал его, сокращал и расширял, а эпизоды раскрашивал фантазийными элементами. Достаточно смелые преобразования Карла Филиппа Эмануэля Баха приблизило появление следующей вида – «классического рондо».
Интересные факты
Рондо. Эта одна из важнейших и жизнеспособных музыкальных форм, прошедшая длительный путь исторического развития, в разные времена получала должное признание у многих выдающихся композиторов. Они успешно применяли рондо в своих гениальных творениях, так как выразительные средства этой замечательной формы позволяли творчески использовать её в самых разнообразных жанрах.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Рондо
Рондо
В. П. Бобровский.
Полезное
Смотреть что такое «Рондо» в других словарях:
Рондо — (франц. rondeau, старо франц. rondel, старо провансальское redondel) форма строфы, возникшая во французской лирике XIII XIVвв. и представляющая собой куртуазное преломление структуры народной плясовой песни с запевом и припевом. В своей наиболее… … Литературная энциклопедия
РОНДО — (фр., от rond круглый). 1) лирическое стихотворение в тринадцать стихов, с двумя рифмами. 2) музыкальная пьеса, в которой главная тема или первая мысль часто повторяются. 3) круглый рукописн. шрифт. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
Рондо — РОНДО одна из твердых форм, канонизировавшихся во Франции в XIII веке. Отличительной особенностью Рондо служит два раза повторенный припев, представляющий собой часть первого стиха. Refrain обыкновенно бывает вне рифм. Рифм две. Развитие этой … Словарь литературных терминов
РОНДО — (итал. rondo) и РОНДО (франц. rondeau), нескл., ср. 1. (рондо). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.). 2. (рондо). Форма инструментальной… … Толковый словарь Ушакова
рондо — и рондо. В знач. «музыкальная пьеса, в которой несколько раз повторяется рефрен» рондо, ср., нескл. Исполнить рондо. В знач. «закругленный рукописный или печатный шрифт; перо с тупым концом для писания таким шрифтом» рондо, ср., нескл. Перо рондо … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
РОНДО — (итальянское rondo, французское rondeau, от rond круг), музыкальное произведение, основанное на чередовании рефрена (раздела с основной темой) и эпизодов. Одна из древнейших европейских музыкальных форм песенно танцевального происхождения.… … Современная энциклопедия
РОНДО — (итал. rondo франц. rondeau, от rond круг), музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы рефрена и различных эпизодов. Происхождение связано с народной песенно танцевальной музыкой. Различают рондо старинное (в пьесах французских… … Большой Энциклопедический словарь
РОНДО — РОНДО, нескл., ср. (спец.). Музыкальная пьеса, в к рой несколько раз повторяется рефрен. II. РОНДО (спец.). 1. нескл., ср. Стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном. 2. нескл., ср.… … Толковый словарь Ожегова
РОНДО — РОНДО, нескл., ср. (спец.). Музыкальная пьеса, в к рой несколько раз повторяется рефрен. II. РОНДО (спец.). 1. нескл., ср. Стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном. 2. нескл., ср.… … Толковый словарь Ожегова
рондо — стихотворение, шрифт Словарь русских синонимов. рондо сущ., кол во синонимов: 3 • перо (28) • … Словарь синонимов
Рондо — (итальянское rondo, французское rondeau, от rond круг), музыкальное произведение, основанное на чередовании рефрена (раздела с основной темой) и эпизодов. Одна из древнейших европейских музыкальных форм песенно танцевального происхождения.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Рондо
В настоящее время под РОНДО понимают французская форма небольшого стихотворения с двумя рифмами и разного вида рефренами, таких как:
№1. Рондо. Жан Фруассар. (в переводе Леонида Иванова)
Забьётся сердце, зной вдыхая роз,
Замрёт моей при виде дамы,
В плену надежд и сладких грёз
Забьётся сердце, зной вдыхая роз.
Их запах свеж, но пышных лоз
Милей любви рубцы и шрамы,
Забьётся сердце, зной вдыхая роз,
Замрёт моей при виде дамы.
2. 9, 11, 12 или 13-и строчное рондо, начальные слова первой строки входят в виде коротких строк в середину и в конец стихотворения, как например:
№2 Печальный лик. Бенедикт Лившиц.
Печальный лик былой любви возник
В моей душе: вечерняя неистовая
Фантазия влечет меня в тайник
Минувшего, и, тихо перелистывая
Страница за страницею дневник,
Я вновь, любовь, твой робкий ученик,
Я вновь тебе подвластен, аметистовая
Звезда любви, явившая на миг
Печальный лик.
№3. Я плачу. Валерий Брюсов.
Я плачу. Вдоль пути печален сосен ряд.
Уснул ямщик, забыв стегать худую клячу.
Смотря на огненный, торжественный закат,
Я плачу.
Там, в небе пламенном, я, малый, что я значу?
Здесь тихо дни ползут, а там века летят,
И небу некогда внимать людскому плачу!
Так и в ее душе — я, только беглый взгляд…
И с мыслью обо всем, что скоро я утрачу,
С унылой памятью утерянных услад,
Я плачу…
№4. Не смею. Валерий Брюсов
Не смею все мечты вложить я в стих,
И все ж его ласкаю и лелею.
Но громко повторить среди других
Не смею.
И вот теперь, пред чем благоговею,
Несу на шум базаров городских.
Не осмеять ли детскую затею?
Не смею.
О, если б был, кто книгу дум моих
Прочел, постиг и весь проникся ею.
Хотя б на миг. Но верить в этот миг
Не смею.
Примеры классического рондо:
№5. Манон Леско. Михаил Кузмин.
№6.Твои шаги. Михаил Кузьмин.
Твои шаги в затворенном саду
И голос горлицы загорной: «Я приду!»
Прямые гряды гиациантов сладки!
Но новый рой уж ищет новой матки,
И режет свежую пастух дуду.
В пророческом кружится дух бреду,
Кадилами священной лихорадки,
И шелестят в воздушном вихре схватки
Твои шаги.
Так верится в томительном аду,
Что на пороге прах пустынь найду!
Полы порфирные зеркально гладки.
Несут все радуги и все разгадки
Созревшему, прозрачному плоду
Твои шаги.
№7. Твои шаги. Михаил Кузьмин
С чего начать? толпою торопливой
К моей душе, так долго молчаливой,
Бегут стихи, как стадо резвых коз.
Опять плету венок любовных роз
Рукою верною и терпеливой.
Я не хвастун, но не скопец сонливый
И не боюсь обманчивых заноз;
Спрошу открыто, без манерных поз:
«С чего начать?»
№8. Ты приснился под утро. Галина Римская
Ты приснился под утро, нагими лежали в росистой траве,
Облака перламутром смеялись, сверкая в ночной тишине.
Припаду я губами к груди, слышишь, сердце стучит невозможно,
Расскажи мне дыханьем, как любишь, а я прикоснусь осторожно
К тем порталам сознанья, к которым склоняюсь в своём волшебстве,
Прошептав мне признанье, взлетим к серебристой далёкой звезде.
О, любимый, о, Боже, мне в сильных руках так тепло и надёжно,
Засыпаем на ложе…люблю, я касаюсь тебя бестревожно…
Ты приснился под утро.
И отстанут от Ладо друзья в безнадёжном своём сватовстве,
Никого ей не надо, – она растворилась в своём божестве…
Милый, добрый, любимый, сошью я рубашку душою – не сложно!
Ангел Света незримый, поправить Судьбу при желании можно…
Я Богиня, мы рядом, вдвоём, в подвенечном своём торжестве…
Ты приснился под утро.
4. В русской поэзии 18 века Рондо назывались расширительно и более свободные формы стихотворений с длинными рядами одинаковых рифм.
Известно например, Сложное Рондо, состоящее из 25 строк, схемы его рифмовки у разных авторов разнятся, примеров для этого вида рондо я не нашла. Иногда Сложное Рондо появляется у авторов под названием Большой Рондель: 25 строк, где все четыре строки первого катрена повторяются в качестве заключительного стиха в последующих катренах, а в заключение, как у классического, следует пятистишие, например:
№9. Зимний сон. Любовь Ильенкова.
Поёт Зима. Протяжным эхом
Ей вторят с грустью небеса.
Пуржит метель и, с диким смехом,
Дарует Миру чудеса.
Уж сном опутаны леса –
Укутаны любовно снегом.
А где-то слышно голоса –
Поёт Зима с протяжным эхом…
Весь дол укрыт белёсым мехом,
Застыла инеем роса,
И хвалит люд Зимы утехи,
Лишь вторят с грустью небеса…
Не видно Солнца-колеса.
И, заметая след за следом,
Снежинки ищут адреса –
Метель кружит их, с диким смехом.
Во льдах речных уснуло небо.
Да только тучи-паруса
Бегут, гонимы буйным ветром,
Даруя Миру чудеса…
Нарушив чистоту листа
Витком, под блеклым денным светом
Уж первая строка поэтом
Записана давно с холста
«Поёт Зима. Протяжным эхом…»
Среди массы предметов и явлений, связанных с кругами, круговыми движениями и всевозможными округлостями и обозначающимися однокоренными словами, есть и слово «хоровод», которое во Франции, как и во многих других странах, связано с народным танцем. Недаром говорят «кружиться в хороводе», то есть делать круг и возвращаться на исходную точку. Эта схема перешла из хороводов в поэзию (где «рондо» называются стихотворения с периодичными повторами слов или стихов) и в музыку. Эта форма тесно связана с человеком, она удивительно соизмерима с ним. Как часто в жизни мы с разных сторон возвращаемся к одному и тому же действию, месту, явлению. Рондо своеобразно запечатлевает эту закономерность нашего бытия.
Принцип рондо даёт множество возможностей. Прежде всего, это чрезвычайная ясность и стройность структуры, её законченность и устойчивость за счёт повторения рефрена. При этом, рондо имеет замечательные возможности для контрастов разного рода (между рефреном и эпизодами). Кроме того, важной является возможность насытить всю конструкцию развитием, хотя при этом к принципу рондо добавляется какой-то иной принцип формообразования, который отчасти подавляет первый. Форма рондо замечательно сочетает в себе единство и динамизм.
Совет по написанию классического рондо:
Как и во всех твердых формах с рефренами, художественный эффект рондо состоит в том, что заданный полурефрен, появляясь каждый раз с кажущейся естественностью, в новых контекстах получает новый, несколько иной смысл.
«Рондо. История развития формы»
Андреева Галина Владимировна, МБУ ДО ДШИ №8 г. Ульяновск, преподаватель фортепианного отделения
«Рондо. История развития формы»
Родиной рондо принято считать Францию. В старину здесь был распространен хороводный танец, сопровождавшийся пением. Он назывался «рондо», что и означает «круг, хоровод». При их исполнении солисты-запевалы исполняли фрагменты, а хор повторял припев, в котором текст и мелодия оставались неизменными. Эти хороводные песни оказались прообразом музыкальной формы рондо, где важнейшая роль принадлежит принципу повторения музыкального материала. Важная тема –рефрен. Неоднократно возвращаясь, она чередуется с новыми темами – эпизодами.
Пляши, счастливый наш народ!
Скорей затейте хоровод!
Звучите стройно, не вразброд, и флейты и фагот!
Решил на наше скромное веселье
Сегодня издали взглянуть.
Пляши, счастливый наш народ!
Скорей затейте хоровод!
Звучите стройно, не вразброд, и флейты и фагот!
Народ поет, смеется, веселится…
Король чурается людей.
Вельмож, народа, бога он боится,
Наследника – всего сильней.
Пляши, счастливый наш народ!
Скорей затейте хоровод!
Звучите стройно, не вразброд, и флейты и фагот.
В течение долгих веков музыкальная форма рондо значительно меняется по сравнению со своей первоначальной версией. Из песенно-танцевальной музыки рондо со временем переходит в инструментальную сферу, и первыми используют рондо в своем творчестве также французские композиторы- клавесинисты 17- начала 18веков – Франсуа Куперен, Жак Шамбоньер, Жан-Филипп Рамо. Это золотая пора в искусстве Франции. Главенствующим стилем является рококо. Блистательные таланты творят в разных областях литературы и искусства: Лафонтен, Корнель, Мольер, Люлли, Ватто. Создаются новые жанры творчества и формы искусства. Развиваются драма, комедия, опера, балет.
Музыкальное искусство отличается изяществом, тонкостью внешней отделки. Его можно сравнить с одеждами вельмож того времени, украшенными кружевами, бантами, пряжками, с их пышно завитыми париками; с изящной мебелью салонов, уснащенной множеством завитков. Музыкальные пьесы-рондо большей частью имели программный характер. Композиторы стремились создать в музыке портретные характеристики, разнообразные душевные настроения, нарисовать жанровые сценки. Например, «Жнецы», «Сестра Моника» Ф. Куперена, «Нежные жалобы» и «Крестьянка» Рамо, «Крик птиц» Ф. Дандрие. Но все разнообразие тематики было выражено общим стилем, присущим клавесинной музыке того времени. Возможности клавесина были ограниченными: слабый звук, отсутствие слитности в звучании, отсутствие педали, продлевающей звук, неспособность давать нарастание и спад силы звука. Отсюда – характерные особенности как манеры игры, так и манеры письма для клавесина: прозрачное звучание в нешироком диапазоне, обилие мелких «пальцевых» движений, из которых появились ажурные украшения – трели, морденты, форшлаги. Но сквозь эти украшения часто проглядывала простая народная мелодия, в которой можно было услышать отзвуки старинных французских танцев – бурре, гавота, менуэта, а также танца рондо.
Во всех музыкальных формах и жанрах со временем происходят изменения. Это зависит от новых мироощущений человека, от стиля эпохи в искусстве, манеры письма их творцов. Так и рондо со второй половины 18 века как форма и как жанр начинает претерпевать существенные изменения, отклонения от прежних канонов в сторону большей свободы. Стоит обратить внимание на особенности развития формы рондо в музыке венских классиков. Одним из первых, кто использовал ее, был Й. Гайдн. Именно тогда форма рондо обретает классические черты. Примерами могут служить многие финалы его сонат. У Моцарта данная музыкальная форма достигает высочайшего расцвета, а в творчестве Бетховена становится более значительной и масштабной. В его творчестве рондо – это уже большая глубина, мужественность и масштабность. Сюда проникают резкие контрасты, драматическое развитие тем. Именно он начинает использовать смешанные формы. Речь идет о сонатном рондо.
Форма рондо использовалась и в творчестве русских композиторов, так как выразительные возможности расширяли рамки распространенных музыкальных жанров. Например, знаменитое рондо Фарлафа из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Трусливый витязь-богатырь, только что дрожащий перед дряхлой старушкой Наиной, вдруг преисполняется горделивой мыслью о победе над своими соперниками. Он настолько полон ею, что и подумать не может ни о чем другом и твердит без конца: «Близок уж час торжества моего!» (это и есть рефрен рондо, который имеет смысл некоей комической «навязчивой» идеи). Другую роль форма рондо имеет в романсе Даргомыжского на стихи Пушкина «Ночной зефир». Здесь рефрен как в стихах, так и в музыке создает пейзажную картину, обрисовывая место действия и оттеняя само действие:
Ночной зефир струит эфир.
Шумит бежит Гвадалквивир.
Как видим, рондо – это одна из важнейших форм в музыке, выразительные возможности которой позволяют использовать ее в разных жанрах, преобразуя и дополняя их. Самостоятельные произведения или части крупных сочинений (сонат, концертов, симфоний) в форме рондо мы встречаем у композиторов разных эпох и стилей. История музыки показывает, что форма рондо чрезвычайно жизнеспособна. И, вероятно, в современном искусстве найдется для нее место.