Российские железные дороги настолько крутые что
Великолепная железнодорожная «десятка». «Бронза» — у РЖД
Портал Railway Technology опубликовал топ-10 крупнейших железнодорожных компаний мира по объёму выручки. Почётное третье место — у «Российских железных дорог». Примечательно, что первые две позиции занимают европейские компании — немецкая Deutsche Bahn и французская SNCF. Издание отмечает, на ж/д бизнес серьёзное негативное влияние оказывала и продолжает оказывать неутихающая пандемия COVID-19, которая сильнее всего ударила по пассажирским перевозкам.
Десятка ведущих ж/д компаний мира по версии Railway Technology выглядит следующим образом:
На ж/д бизнес серьёзное негативное влияние оказывала и продолжает оказывать пандемия COVID-19, которая сильнее всего ударила по пассажирским перевозкам.
Deutsche Bahn (DB)
Выручка Deutsche Bahn (DB) в 2019 г. оставалась практически неизменной, увеличившись менее чем на 1% в годовом исчислении — с 44,06 млрд евро в 2018 г. до 44,43 млрд евро в 2019 году. Чистая прибыль компании составила 680 млн евро в2019 г., что на 25,46% больше, чем в предыдущем году.
Дочерние компании DB — DB Regional и DB Arriva — совместно обеспечили примерно треть доходов группы. DB Long Distance и DB Netze Track были основными драйверами роста, в то время как выручка от бизнес-подразделений DB Arriva и DB Schenker осталась на прежнем уровне.
Пассажиропоток незначительно вырос до 2,6 млрд в 2019 г. с 2,58 млрд в предыдущем году. Но объём грузовых перевозок снизился на 9,19% до 232 млн тонн в 2019 г. с 255,5 млн тонн в 2018 г.
Deutsche Bahn сообщила о выручке в 19,4 млрд евро по итогам 1-й половины 2020 г., что на 11,8% меньше по сравнению с предыдущим годом из-за пандемии Covid-19. За это же время пассажиропоток местных, региональных и междугородных поездов в Германии снизился на 37%. Причина известна — коронавирус.
SNCF
Значительный рост числа пассажиров в 2019 году привёл к увеличению доходов SNCF на 5,1% до 35,1 млрд евро по сравнению с 33,3 млрд евро в 2018 году. При этом примерно треть доходов связана с международными операциями компании.
В апреле 2020 года SNCF внесла коррективы в свою деятельность в ответ на упавший спрос на пассажирские и грузовые перевозки из-за пандемии. На 10% были сокращены маршруты поездов TGV и Intercités, на 15–20% — Transilien и TER, а также транспортных сетей, управляемых «дочкой» SNCF компанией Keolis. Объём грузовых ж/д перевозок составил 65% от доковидных времён.
В 1-й половине 2020 г. SNCF отрапортовала о спаде на 20,9% выручки по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. — до 14,12 млрд евро.
РЖД заработали 2,5 трлн рублей в 2019 г., что на 3,73% больше по сравнению с 2,41 трлн рублей за 2018 г. Наибольший вклад в выручку внесли грузовые перевозки — 1,41 трлн рублей, или 56,4% от общей выручки.
Объём грузовых ж/д перевозок SNCF составил 65% от доковидных времён.
Выручка РЖД в 1-м полугодии 2020 г. снизилась на 12,19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 1,08 трлн рублей. COVID-19 обрушил пассажирооборот междугородных и пригородных пассажирских перевозок ж/д монополии более чем на 40%.
Снижение показателей в 1-й половине 2020 г. в основном было обусловлено падением на 44,65% выручки от пассажирских перевозок на дальние расстояния до 60,04 млрд рублей и падением выручки дочерних грузовых компаний на 58,34% до 36,71 млрд рублей. Выручка же РЖД от грузоперевозок, напротив, увеличилась на 0,91% до 713,51 млрд рублей.
Indian Railways
Выручка Индийских ЖД незначительно упала с 1,9 трлн рупий в 2018 г. до 1,83 трлн рупий в 2019 г. Сегмент грузовых перевозок принёс компании примерно 65% выручки.
Индийские ЖД, которые управляют одной из самых протяжённых железнодорожных сетей в мире, приостановили регулярное пассажирское сообщение с марта 2020 г. в связи с общенациональным локдауном и возобновляли движение поэтапно в зависимости от спроса.
Компания ожидает сокращение на 350–400 млрд рупий доходов от пассажирских перевозок в текущем финансовом году из-за пандемии.
BNSF Railway
Выручка транспортной группы BNSF Railway, которая управляет железнодорожной сетью в США и Канаде, упала на 1,1% до 22,74 млрд долларов в 2019 г.
На долю потребительских товаров приходилось 35% общей выручки от грузовых перевозок, в то время как на уголь, промышленную и сельскохозяйственную продукцию — 17%, 27% и 21% соответственно.
Выручка компании в 1-й половине 2020 г. снизилась на 13,85% до 9,7 млрд долларов по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., а чистая прибыль — на 12,12% до 2,9 млрд долларов.
Транспортный бизнес JR East принёс компании 67,68% выручки, опередив сегмент розничной торговли и услуг, операций с недвижимостью и управление гостиницами.
Пандемия привела к снижению грузоперевозок компании на 12%. Самое большое падение показал уголь — на 21%, что связано с замедлением промышленного производства в США и снижением спроса на электроэнергию.
Union Pacific Corporation
Операционная выручка американского оператора Union Pacific в 2019 г. составила 21,7 млрд долларов, что на 4,82% меньше по сравнению с 22,8 млрд долларов в 2018 году, в то время как операционная прибыль осталась на уровне 8,6 млрд долларов. Выручка компании от грузовых перевозок упала на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 20,2 млрд долларов США, а погрузка сократилась на 6%.
COVID-19 оказал негативное влияние на объёмы бизнеса компании во 2-м квартале 2020 г., сократив их на 20% по сравнению со 2-м кварталом 2019 г. Операционная выручка Union Pacific за этот период составила 4,2 млрд долларов, что на 24% меньше аналогичного периода 2019 г.
В компании констатировали снижение выручки от грузовых перевозок во 2-м квартале 2020 г. на 24% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и ожидают 10-% снижения объёмов погрузки в 2020 г.
East Japan Railway Company
Операционная выручка холдинга JR East, включающего как ж/д перевозки, так и бизнес в других сферах экономики, в 2019 г. снизилась на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 2,94 трлн йен. Транспортный бизнес принёс компании 67,68% выручки, опередив сегмент розничной торговли и услуг, операций с недвижимостью, управление гостиницами и др.
Тем не менее, во 2-м квартале 2020 г. все подразделения группы показали падение продаж, что привело к снижению операционной выручки JR East на 55,2% по сравнению с тем же периодом 2019 г.
Central Japan Railway Company
Central Japan Railway Company, управляющая в том числе сетью высокоскоростных поездов «Синкансэн», зафиксировала в 2019 г. выручку в размере 1,84 трлн иен, что на 1,8% меньше, чем в 2018 г.
Выручка от перевозок ВСМ-поездами упала на 2,4%, в то время как выручка от традиционных ж/д маршрутов показала незначительное снижение в 0,5%.
Удар коронавируса по бизнесу Central Japan Railway Company в 2020 г. уже был намного ощутимее: минус 83,2% выручки на поездах «Синкансэн» и 57,4% на обычных линиях.
CSX Corporation
Выручка американской CSX Corporation в 2019 г. сократилась на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 11,93 млрд долларов. В то же время операционная прибыль выросла на 2% до 4,96 млрд долларов.
На перевозку потребтоваров приходилось 64% выручки, 17% на перевозку угля и 15% на интермодальный бизнес. В то время как потребительский сегмент в 2019 г. вырос на 1% в денежном выражении, выручка от транспортировки угля снизилась на 8%, а интермодальных грузов — на 9%.
Во 2-м квартале 2020 г. пандемия усугубила финансовую турбулентность: выручка компании по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. снизилась на 26% до 2,26 млрд долларов, операционная прибыль — на 37% до 828 млн долларов. Связано это прежде всего с почти 50-% сокращением перевозок угля. Товарные и интермодальные перевозки снизились на 22% и 18% соответственно.
Canadian National Railway Company
На фоне негативных отчётов (за исключением РЖД и SNCF) приятно удивила и Канадская национальная ж/д компания (CN), у которой выручка за 2019 г. выросла на 4,12% до 14,91 млрд канадских долларов, а выручка от грузовых перевозок подросла на 4,8% до 14,19 млрд канадских долларов.
Но во 2-м квартале 2020 г. «благодаря» пандемии всё встало на свои места. CN отчиталась о снижении выручки на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Частично падение финансовых показателей удалось сдержать10-% увеличением экспортных поставок зерна и угля, а также повышением ставок фрахта.
В корпоративном рейтинге Railway Technology снова, как и в случае с ТОП-10 самых дорогих ж/д проектов, отсутствует Китай. Такое демонстративное игнорирование одной их крупнейших экономик мира может свидетельствовать о своего рода ревности европейцев к успехам Поднебесной в инфраструктурной сфере. Иначе бы Deutsche Bahn с SNCF не видать двух первых мест, а РЖД лишились бы своей «бронзы».
Тем не менее итоги 1-го полугодия 2020 года демонстрируют тенденцию к снижению практически всех финансовых и производственных показателей ведущих ж/д компаний мира. Поэтому в полной мере судить о влиянии пандемии COVID-19 на ж/д бизнес можно будет по окончании первого полного «коронавирусного» 2020 года, когда будет обнародован ТОП-10 крупнейших ж/д компаний мира за 2021 год.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT, лучший фото и видео контент на нашей странице в Instagram
7 самых интересных фактов об РЖД
Сегодня у РЖД юбилей – 10 лет компании. Она противоречива: перевозчика ругают, но ему есть чем гордиться. Протяженность путей – как две длины экватора, скорость грузовых поездов – медленнее велосипедной, перевозки падают, но вагоны – лучшие в СНГ.
Две длины экватора
Общая длина железнодорожных линий, принадлежащих РЖД –85,2 тыс. км. Если бы все имеющиеся рельсы РЖД выложить вдоль экватора, то хватило бы на два круга и еще немного осталось бы. Причем один из этих двух кругов был электрифицированным и по нему могли бы ходить электрички и электровозы. Второй круг – остался бы исключительно для тепловозов, коптящих небо из трубы. Протяженность электрифицированных линий– 42,9 тысяч км. В парке РЖД – 24 тысячи вагонов дальнего следования и 16 тысяч вагонов электричек.
Средняя скорость – это как средняя температура по больнице. Есть поезда, которые идут быстро, есть поезда – медленные, которые стоят у каждого столба. Например, самый быстрый регулярный поезд из Петербурга в Москву идет, на сегодняшний день, 3 часа 50 минут, самый медленный – 9 часов 31 минуту. Главное, что есть выбор.
О средней скорости пассажирского поезда РЖД эксперты молчат, да и толку в ней – никакого, с таким разбросом. Однако интересно посмотреть на среднюю скорость товарняка. Она – медленнее велосипеда. По итогам 2012 года средняя скорость товарного поезда в России составила 9,1 километра в час. Надо ли говорить, что это в разы медленнее европейских показателей.
«Сапсан» – не такой уж быстрый!
Скоростные поезда – гордость РЖД. Их фотографии печатают на плакатах и в буклетах, на сайте компании повсюду висят баннеры с их рекламой. На сегодняшний день у РЖД пять поездов, которые называются скоростными. Два из них – «Сапсан» и «Невский экспресс» – курсируют между Москвой и Петербургом, между Москвой и Нижним Новгородом ходят «Сапсан», «Буревестник» (брат-близнец «Невского экспресса») и «Ласточка». А из Петербурга в Хельсинки ходит «Аллегро». Самые быстрые из них – «Сапсаны» и Allegro, они местами едут до 220 км/ч.
Надо сказать, что, хоть эти поезда и гордость РЖД, с точки зрения мировых скоростей, они выглядят неубедительно. Средняя скорость скоростных поездов в Китае, Японии и Южной Корее достигает 400 км/ч, для Европы этот показатель – 300 км/ч.
Запустив «Сапсан» и Allegro, РЖД не сильно увеличили свои максимальные скорости, оставшиеся с советских времен. Так ходившие ранее «Невский экспресс» и ЭР-200 вполне могли ехать по 200 км/ч.
Как-то один блогер-студент, который решил пойти поработать проводником, описывал инструктаж. «Что самое главное в работе проводника?» – спросил наставник. «Безопасность», – хором ответили юные проводники. «Неправильно, – сказал наставник. – Самое главное – это реализация чайной продукции». Но это из разряда баек. На самом деле, безопасность остается самым главным в транспортной индустрии и, надо сказать, что РЖД неплохо справляется с ее обеспечением.
Между тем, происшествия без жертв, все же иногда случаются. Так в этом году в Краснодарском крае с рельс сошли несколько вагонов пассажирского поезда. Никто не погиб.
Кстати, если с пассажирскими поездами все обходится, то про грузовые сказать того же нельзя. Новости о катастрофах «товарняков» приходят достаточно регулярно. К сожалению, в таких авариях, случается, гибнут машинисты.
Главная лотерея РЖД – это не та, которую продают проводники в вагонах. Главная лотерея – это какой вагон попадется пассажиру в поезде. Когда человек берет билет на незнакомый поезд, ему остается только гадать: будет это новый современный вагон с розетками в купе, кондиционером и биотуалетом или же ему достанется старый раздолбанный вагон середины прошлого века с деревянными окнами.
Панацеи нет никакой, кроме покупки в проверенные фирменные поезда. Когда человек берет билет в «Красную стрелу» или на «Сапсан», то может быть уверен в том, что вагон будет предсказуем. В остальном же…
Вообще, у РЖД есть пометки. Например, если в билете написан класс обслуживание 3Э, то должен быть плацкарт с кондиционером, а если 2Э – купе с кондиционером и едой. Однако даже тут написанному верить можно не всегда. Все лето РЖД торговало билетами в купейные вагоны класса 2Т, имея на сайте описание, что в таких вагонах есть кондиционер. По факту же, наличие кондиционер в вагонах 2Т было редкостью. Сейчас, правда, видимо к юбилею компании, они привели все эти расшифровки к нормальному состоянию и пока написанному можно верить.
Что же касается прочих разговоров об уровне комфорта в поездах РЖД, то, несмотря на наличие определенных правил, все зависит от поезда, проводника и филиала обслуживания вагонов. Практика показывает, что бригады Северо-Западного филиала, например, куда более аккуратны в обслуживании, чем бригады Северо-Кавказские. Впрочем, о комфорте – ниже.
Попробует обратить внимание и на положительные изменения. Сделать это не трудно. Поездите в поездах РЖД, а потом пересядьте в вагон украинского перевозчика. Или лучше молдавского. А еще лучше – таджикского.
Весной 2013 года глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко проехал в поезде Душанбе – Москва формирования Таджикских железных дорог. После этого он сказал, что этот поезд представляет угрозу национальной безопасности России из-за антисанитарии. А на форумах пишут, что проводники за взятки набирают в этот поезд больше пассажиров, чем предусмотрено мест. В плацкарте может ехать 80 человек, а в купе – 60.
В РЖД-шных поездах, даже с самыми плохими вагонами, такого все-таки нет. Есть установленные нормы обслуживания. Например, зимой вы можете требовать отопления, но при этом, если натопили хуже, чем в бане, то тоже можете жаловаться. Вам обязаны дать стакан, кипяток, налить чай. Вы можете требовать чистое белье. И так далее. Это все очень контрастирует с поездами СНГ. И, несмотря на то, что нашим вагонах далеко до идеала, порядок на определенном уровне в них все-таки присутствует.
Только сегодня РЖД опубликовали очередные данные о падении объема перевозок в поездах дальнего следования. За девять месяцев 2013 года в поездах дальнего следования перевезено 86,3 млн пассажиров, что на 4,2% меньше, чем в прошлом году. Правда, растет число пассажиров в пригородных поездах. Но это за счет Москвы, наверное.
Не помогают преодолеть падение и значительные скидки, которые предлагают РЖД для купейных вагонов. Все эти скидки, как правило, действуют при заблаговременной покупке билетов. Большая часть пассажиров покупает билеты все же накануне отправления, а тарифная политика перевозчика направлена сейчас на то, чтобы в день отправления билет стоил максимально дорого (это не касается плацкарта, цены на который устанавливает государственная Федеральная служба по тарифам).
Таким образом, когда человек приходит в кассу и понимает, что не может уехать из-за высокой цены, он уходит к альтернативным перевозчикам – на автобусы и самолеты, а вагоны везут пустые дорогие места.
Еще одна причина падения перевозок – отмена большого количества поездов. РЖД говорят, что отменяет невыгодные поезда, а государство сокращает субсидии. Доотменялись до того, что остались регионы, куда вообще не добраться на поезде, либо время поездки выросло в разы.
Западные эксперты оценили успешную стратегию РЖД
После летней передышки мир захлестнула вторая волна пандемии. Ряд стран ввели новые локдауны и ограничения, в том числе на сообщение с другими государствами. Россия крепко интегрирована с мировой экономикой, поэтому вводимые за рубежом ограничения отражаются и на нашей стране.
Тем не менее аналитики прогнозируют, что падение ВВП России будет меньше, чем в Европе. Одной из наиболее устойчивых отраслей отечественной экономики оказался транспорт. Так, к концу года новый рекорд по грузоперевозкам поставили «Российские железные дороги». С начала января по середину ноября по сети РЖД перевезено более пяти млн. контейнеров двадцатифутового эквивалента (ДФЭ, TEU). В 2019 году такой объем грузов был отправлен за 12 месяцев.
На фоне кризиса развитие транспортного сообщения с КНР имеет для Старого Света особое значение. И Россия в силу своего географического положения становится своеобразным мостом между двумя частями света. В 2020 году перевозки груженых контейнеров между Старым Светом и Поднебесной по сети «Российских железных дорог» увеличились в два раза.
В чрезвычайных условиях пандемии вновь проявилось преимущество железнодорожного транспорта над авиацией. Вместимость контейнерного состава позволяет доставить груз одним рейсом. Самолету же потребуется шесть рейсов, как итог – увеличение стоимости перевозок в 30 раз.
В мае РЖД сообщали, что средняя скорость контейнерных поездов Китай – Европа – Китай достигла 1231 км в сутки, что на 21,9% выше, чем за аналогичный период прошлого года.
Очевидно, что клиенты расценивают железную дорогу как достаточно быстрый, надежный и бесшовный способ доставки грузов.
Так, 4 июня РЖД и дочерняя структура национальной компании французских железных дорог SNCF Forwardis вместе с китайской COSCO Group отправили первый поезд, связавший провинцию Цзянси с Парижем. Состав с 41 сорокафутовым контейнером начал путь со станции Наньчан и через 20 дней прибыл во французскую столицу. Преодолев почти 12 тыс. километров, поезд доставил во Францию средства для борьбы с коронавирусом, в том числе 40 млн. медицинских масок.
Также транзитом через Россию холдинг «РЖД» перевозит санкционные грузы.
21 марта партия замороженного лосося была отправлена из Европы в Китай. На российском маршруте использовались электронные навигационные пломбы. Это позволило повысить прозрачность транзита и защитить экономическую безопасность государства.
Новые маршруты с Поднебесной в 2020 году открывались и из российских регионов.
Железнодорожным транспортом в Поднебесную из России доставляется и растительное масло во флекситанках – специальных емкостях, помещенных внутрь четырех универсальных контейнеров. Соответствующую договоренность РЖД и «Китайские железные дороги» достигли в июле 2020 года. Ранее большую часть таких грузов отправляли морским путем. Но это требовало много времени и сложных технических решений.
Перевозка железными дорогами открывает для отечественных экспортеров растительного масла новые логистические возможности.
Так, 17 декабря из Чебоксар в Китай отправился контейнерный поезд с кондитерскими изделиями чувашского производителя – кондитерской фабрики «Акконд».
Состав, включающий 44 контейнера с конфетами и вафлями общим весом более 1100 тонн, проследовал по российским железным дорогам до пограничной станции Забайкальск, а затем – до пункта назначения в Китае – город Цзинань, провинция Шаньдун.
Это первый полносоставный контейнерный поезд, организованный для экспортной отправки российских товаров из Чебоксар в Китай.
Ожидается, что сервис станет работать на регулярной основе. Уже в 2021 году со станции Чебоксары планируется отправлять по одному поезду в месяц.
Увеличению товарооборота между Россией и КНР послужит подмосковный терминально-логистический центр «Белый Раст».
Для поддержки предприятий в условиях пандемии РЖД приняла более 80 решений о снижении тарифов на перевозки.
Общая сумма поддержки превысила 10 млрд рублей. Холдинг распространил тарифы со сниженной ставкой не только на уголь, сырую нефть и сжиженные газы, но и на товары народного потребления. Положительный эффект ощутили не только производители, но и конечные потребители, ведь в итоговую стоимость товаров закладываются и расходы на их перевозку.
Успехи РЖД на фоне пандемии оценили западные эксперты. В ноябре влиятельное германское рейтинговое агентство RAEX-Europe признало холдинг одним из лидеров в ежегодном рэнкинге устойчивого развития.