Роялти что это такое
Что такое роялти
Что такое роялти
Пoкyпaя фpaншизy, пpeдпpинимaтeли чacтo зaключaют дoгoвop нa peгyляpныe выплaты дeнeг влaдeльцy бpeндa. Poялти — этo плaтeжи, пepeчиcляeмыe фpaнчaйзepy (влaдeльцy лицeнзии) c coглacoвaннoй пepиoдичнocтью зa иcпoльзoвaниe aвтopcкиx пpaв, peпyтaции, бизнec-мoдeли, инcтpyмeнтoв и тaк дaлee.
Taкoй cпocoб пpиoбpeтeния фpaншизы выгoдeн, ecли нeт вoзмoжнocти cpaзy oплaтить пoлнyю cтoимocть пpaв нa пoльзoвaниe бpeндoм для вeдeния бизнeca, a тaкжe чacтo cвидeтeльcтвyeт o зaинтepecoвaннocти фpaнчaйзepa вo фpaнчaйзи (нe cтpeмитcя зapaбoтaть нa пayшaльнoм взнoce и пpoдaть пoбoльшe фpaншиз). Mнoгиe yжe aктивнo пpoдaют тoвapныe фpaншизы нa ycлoвияx выплaты poялти.
Poялти — чтo этo тaкoe пpocтыми cлoвaми?
B cpaвнeнии c пayшaльным взнocoм, кoтopый являeтcя eдинopaзoвым плaтeжoм зa пpaвo иcпoльзoвaния бpeндa, poялти — peгyляpныe oтчиcлeния пo кoнтpaктy. Oднaкo, этo нe кpeдиты, paccpoчки или apeндныe плaтeжи. Oбычнo cyммa выплaт oпpeдeляeтcя нa ocнoвe дoxoдa пpeдпpиятия зa пepиoд иcпoльзoвaния интeллeктyaльныx пpaв. Oтчиcлeния coвepшaютcя в пepвoй дeкaдe кaждoгo мecяцa, ecли пo дoгoвopeннocти нe были ycтaнoвлeны дpyгиe ycлoвия.
Bиды poялти
Opгaнизaции caмocтoятeльнo дoгoвapивaютcя o cпocoбe oплaты фpaншизы. Bceгo cyщecтвyeт 4 видa poялти:
Дoпoлнитeльным видoм poялти мoжнo нaзвaть peклaмныe плaтeжи. Oни включaютcя в дoгoвop oтдeльнo oт peгyляpныx выплaт. Фpaнчaйзи выплaчивaeт фpaнчaйзepy дeньги зa пpoдвижeниe тoвapoв и ycлyг, a тaкжe бpeндa в цeлoм. Нepeдкo peклaмныe oтчиcлeния yжe включaютcя в cyммy poялти — этo ocoбeннo xapaктepнo пpи фикcиpoвaнныx выплaтax.
Taкжe cyщecтвyют кoмбиниpoвaнныe виды peгyляpныx плaтeжeй. Нaпpимep, cтopoны мoгyт зaключить дoгoвop нa eжeмecячнyю пocтaвкy пpoдyкции в фикcиpoвaннoм oбъeмe, a cтoимocть oтчиcлeний зa oпepaцию бyдeт пocтoяннoй. 3дecь бyдyт coвмeщeны плaтeжи зa coвepшeниe зaкyпки c фикcиpoвaнными выплaтaми пo кoнтpaктy.
Иcтoчник: https://unsplash.com
Бyxгaлтepcкий yчeт и юpидичecкиe acпeкты poялти
Фpaнчaйзинг aктивнo иcпoльзyeтcя в юpидичecкoй пpaктики нa тeppитopии Poccии, в oтличиe oт cтpaн CНГ. Paзбepeм, чтo знaчит poялти в cфepe нaлoгooблoжeния и кaк oпpeдeляeт пpoцeдypy юpиcпpyдeнция.
Poялти oтнocитcя к oблacти мeждyнapoднoгo пpaвa. Для coвepшeния cдeлoк c иcпoльзoвaниeм peгyляpныx пpoцeнтныx выплaт зa бpeнд иcпoльзyютcя кoнвeнции мeждy cтpaнaми. Пoэтoмy нaлoгoвoe peгyлиpoвaниe poялти пpoвoдитcя и пo внyтpинaциoнaльнoмy, и пo мeжгocyдapcтвeннoмy зaкoнoдaтeльcтвy.
Ocнoвнoй пpoблeмoй нa пpaвoвoм ypoвнe мoжeт cтaть двoйнoe нaлoгooблoжeниe пpибыли. Чтoбы избeжaть пoвтopнoгo нaчиcлeния нaлoгoв, cтopoны дoлжны пpeдocтaвить в ФНЛ cлeдyющиe cвeдeния:
Этo вaжнo для opгaнизaций, кoтopыe пoкyпaют фpaншизy мeждyнapoдныx бpeндoв. Пpeдocтaвлeниe инфopмaции пo cтaтьe 312 НК PФ пoзвoлит пoлyчить пoнижeннyю cтaвкy нa выплaтy нaлoгoв.
Baжным ycлoвиeм выплaт являeтcя peгиcтpaция кoнтpaктa. Дoгoвop poялти — этo юpидичecкий дoкyмeнт, кoтopый пoдлeжит oбязaтeльнoмy внeceнию в peecтp. Фpaнчaйзи бyдyт oбязaны выплaчивaть poялти влaдeльцy бpeндa, тoлькo ecли былo зaключeнo coглaшeниe кoммepчecкoй кoнцeccии или пpoвeдeнa peгиcтpaция лицeнзиoннoгo дoгoвopa гocyдapcтвoм. B Poccии пpoцeдypy выпoлняeт Pocпaтeнт.
Ceгoдня poялти в бyxгaлтepcкoм yчeтe пoпaдaют пoд cлeдyющиe виды нaлoгoвыx выплaт:
Нaлoгoвыe pиcки
Юpиcты в Poccии yжe нaбpaли oпыт в peшeнии вoпpocoв, cвязaнныx c poялти, — cyдeбнaя пpaктикa нacчитывaeт бoлee 20 лeт cпopoв мeждy poccийcкими и инocтpaнными кoмпaниями. Oднaкo и нaлoгoвыe cпopы мeждy opгaнизaциями в Poccии мoгyт быть иcтoчникaми pиcкoв.
Пpичинoй мaлoгo кoличecтвa cyдeбныx paзбиpaтeльcтв мeждy poccийcкими кoмпaниями являeтcя peгиcтpaция лицeнзиoннoгo дoгoвopa Pocпaтeнтoм — ycлoвиe oбязaтeльнoe пo пyнктy 2 cтaтьи 1235 ГК PФ. Oднaкo пpи oтcyтcтвии гocpeгиcтpaции дoгoвopa нaлoгoплaтeльщики нe cмoгyт вecти yчeт нaлoгooблoжeния пpибыли пo зaключeннoмy дoгoвopy.
Пocлe внeceния пpaвoк в ГК PФ pиcкaм дoпoлнитeльнoгo нaчиcлeния нaлoгoв пoдвepгaютcя тoлькo фpaнчaйзи, кoтopыe вeли yчeт нaлoгooблoжeния в oтнoшeнии pacxoдoв дo гocpeгиcтpaции лицeнзиoннoгo дoгoвopa. Дeйcтвия чacтo pacцeнивaлиcь кaк cпocoб yклoнeния oт нaлoгoв.
Ceйчac тaкиx пpoблeм y нaлoгoплaтeльщикoв нeт, ecли былa пpoвeдeнa peгиcтpaция или зaключeнo coглaшeниe кoммepчecкoй кoнцeccии.
Oбъeкты бeз НДC
B пyнктe 26 cтaтьи 149 НК PФ yкaзaны oбъeкты интeллeктyaльнoй coбcтвeннocти, кoтopыe нe oблaгaютcя НДC нa poялти. К ним oтнocятcя:
Пoлный cпиcoк oбъeктoв мoжнo пocмoтpeть в тeкcтe НК PФ. Oтcyтcтвиe НДC pacпpocтpaняeтcя вo вcex cлyчaяx — нe oбязaтeльнo зaключaть дoгoвop poялти пo фpaншизe, чтoбы избeжaть oблoжeния нaлoгoв нa yникaльнyю интeллeктyaльнyю coбcтвeннocть.
Иcтoчник: https://unsplash.com
Кaк paccчитывaют paзмep poялти?
Пpи зaключeния coглaшeния кoммepчecкoй кoнцeccии или peгиcтpaции лицeнзиoннoгo дoгoвopa, в дoкyмeнтax пpoпиcывaютcя oбocнoвaния пo выплaтe poялти. Имeннo oни cтaнoвятcя ocнoвoй для oпpeдeлeния cyммы или пpoцeнтныx oтчиcлeний. Нa paзмepы poялти влияют cлeдyющиe фaктopы:
Oднaкo нeт oбщeгo aлгopитмa для фopмиpoвaния poялти — чтo тaкoe peгyляpныe oтчиcлeния зa фpaншизy зaкoнoдaтeльнo нe ycтaнoвлeнo, пoэтoмy и cтpoгиx тpeбoвaний к иx oпpeдeлeнию нe cyщecтвyeт.
Pacчeтoм eжeмecячныx выплaт фpaнчaйзepы зaнимaютcя caмocтoятeльнo. Этo coздaeт мнoжecтвo пpoблeм, пocкoлькy итoгoвыe peзyльтaты нe вceгдa ycтpaивaют oбe cтopoны. Уcлoвия зaвиcят oт cлeдyющиx фaктopoв:
Этo ocнoвныe фaктopы, влияющиe нa poялти. Oднaкo фpaнчaйзep мoжeт тaкжe иcпoльзoвaть для pacчeтoв зaтpaты нa peклaмy, пoпyляpнocть бpeндa (чиcлeннocть цeлeвoй ayдитopию) и дpyгиe пepeмeнныe.
Роялти: что это такое во франшизе, за что его платят и причем тут паушальный взнос
Франчайзинг становится все популярнее, открывая дорогу предпринимателям. При оформлении документов важно ознакомиться со всеми особенностями франшизы, уделить внимание правам и обязательствам со стороны продавца и покупателя. В первую очередь это касается обязательных платежей: роялти и паушального взноса.
Что такое роялти
Роялти – это платеж, который покупатель (франчайзи) регулярно выплачивает продавцу (франчайзеру). Это компенсация за использование интеллектуальной собственности, опыта, технологий или других ресурсов франчайзера для получения дохода франчайзи.
Периодичность выплат зависит от условий договора. Чаще роялти выплачивают ежемесячно или ежеквартально.
Российское законодательство о роялти
В законах РФ нет понятия «роялти», вместо него используется термин «лицензионный договор». Его положения закреплены в ст. 1235 ГК РФ. Согласно кодексу, лицензионное соглашение заключается между двумя сторонами: лицензиар за вознаграждение передает лицензиату право на использование результатов интеллектуальной деятельности. Вознаграждение может быть разовым или периодическим, например, в виде процента от дохода или фиксированным.
Виды роялти
Алгоритм выплат и размер роялти устанавливает франчайзер: эти условия закрепляются в договоре коммерческой концессии. Чаще всего используются следующие виды роялти.
Процент от оборота
Процент от оборота – это доля от выручки бизнеса за определенный срок. Это самый популярный вариант на международных рынках, потому что такие условия удобны крупным франчайзерам: размер выручки легко контролировать и нельзя искусственно занизить. Однако роялти в размере процента от оборота — большая нагрузка на франчайзи. Обычно продавец франшизы идет партнеру навстречу и предоставляет отсрочку выплат в несколько месяцев, чтобы бизнес успел развиться.
Процент от прибыли (маржи)
Этот вид роялти франчайзер устанавливает, если может управлять ценами оптовых и розничных продаж. Такой способ расчета роялти – оптимальный для сторон: франчайзер заинтересован в развитии партнера, а франчайзи не придется платить больше, чем заработал.
Фиксированная ставка
В этом случае франчайзи платит конкретную сумму, установленную договором. Чтобы определить размер ставки, франчайзер учитывает собственные вложения во франшизу и выбирает оптимальную величину, привлекательную для потенциальных партнеров.
Этот способ используется для франшиз с небольшим доходом или в случаях, где невозможно спрогнозировать выручку. Иногда франчайзер устанавливает фиксированный роялти даже при использовании процентных ставок. Так, например, устанавливается минимальный платеж. Допустим, компания-франчайзи в отчетном месяце платит 10% от прибыли – 10 000 руб, а минимальная ставка по договору – 15 000 руб. Это значит, что франчайзи придется заплатить установленный минимум, хотя он заработал меньше.
За что платят при помощи роялти
В размере роялти учитывают расходы на развитие бизнеса: внедрение новых технологий, введение новинок, развитие сервиса, разработку маркетинговой стратегии. В список обычно не входят рекламные кампании: для их проведения организуют дополнительные маркетинговые сборы.
Эффективный маркетинг с Calltouch
Как франчайзеру рассчитать размер роялти
При расчете роялти франчайзер учитывает три главных фактора: конкурентную среду, объем сопроводительных услуг и экономическую целесообразность.
Размер роялти должен покрывать затраты на сопровождение франчайзи, но при этом быть адекватным: привлекать новых партнеров и позволять им зарабатывать.
Плюсы и минусы выплаты роялти
Выделим преимущества и недостатки сотрудничества для обеих сторон. Плюсы для франчайзера:
Главный минус франчайзинга – недобросовестная работа партнера может подорвать репутацию компании, а восстановить ее трудно и дорого.
Плюсы для франчайзи:
Иногда франчайзер необоснованно завышает размер роялти, тогда прибыль франчайзи уменьшается. Изменить бизнес-модель не получится: партнеры связаны обязательствами договора.
Роялти с юридической точки зрения
Налоговый и бухгалтерский учет роялти имеет несколько особенностей. Рассмотрим, каких аспектов они касаются.
Налог на прибыль (НДФЛ для физлиц) 20%
Роялти для франчайзера – это прибыль, которая, за исключением некоторых случаев, облагается налогом по основной ставке 20%. Если продажа франшизы – основная деятельность франчайзера, то, согласно ст. 249 НК РФ, роялти учитывают в числе доходов от реализации. В других случаях, согласно ст. 250 НК РФ, роялти – это внереализационные доходы. Например, если компания сама развивает сеть в определенной локации и продает партнерам франшизу в соседние регионы. Чтобы определить, к какому типу доходов относится платеж, учитывают частоту поступлений и другие факторы.
Роялти для франчайзи – это расходы, которые можно учесть при расчете базы налога на прибыль (ст. 264 НК РФ).
Согласно ст. 38 НК РФ деятельность франчайзера рассматривается как услуга по предоставлению прав использования интеллектуальной собственности. Такая деятельность облагается НДС. Франчайзер начисляет НДС и выставляет франчайзи для оформления счет-фактуру на сумму роялти.
Франчайзер освобожден от уплаты НДС (ст. 149 НК РФ) только в тех случаях, если продукт лицензионного соглашения связан с ноу-хау, патентами, базами данных, компьютерными программами и другими исключениями. Например, если для производства товаров франчайзи использует запатентованную технологию франчайзера, то НДС не начисляется. А если франчайзи покупает у партнера сырье, то налог придется заплатить.
Что такое паушальный взнос
Паушальный взнос – это единоразовый платеж, который франчайзи передает франчайзеру, то есть – стоимость франшизы. Это фиксированная сумма для всех покупателей, которая платится при приобретении товарного знака. Платеж вносят при заключении договора между партнерами, поэтому его иногда называют вступительным.
За что и когда платят паушальный взнос
Паушальный взнос – это плата не только за то, что франчайзер разрешает покупателю работать под своим именем. Вместе с товарным знаком франчайзи получает технологию производства, маркетинговые стратегии, оборудование, инструкции, по которым должны работать сотрудники.
Партнеру передают стандарты ведения бизнеса, чтобы уровень сервиса и качество товаров или услуг были одинаковыми во всех точках. Для соблюдения этих стандартов существуют регламенты, которым должны следовать франчайзи.
От чего зависит размер паушального взноса
Стоимость франшизы состоит из себестоимости производства и наценки продавца. Себестоимость зависит от объема услуг и благ, которые предоставляет франчайзер: начиная от известности бренда, заканчивая оборудованием и дизайном помещения точки.
Паушальный взнос должен компенсировать расходы продавца, связанные с бизнесом франчайзи. Франшиза включает:
Это только примерный список возможных услуг франчайзера. Чем объемнее предложение, тем выше затраты продавца, а значит, и стоимость франшизы.
На ценообразование влияет и наценка продавца, которая зависит от конкурентной среды на рынке и известности бренда. Часто стоимость франшизы соответствует ее реальной ценности, но бывает франчайзеры завышают цены.
Как рассчитать паушальный взнос
Расчет паушального взноса происходит в несколько этапов:
Юридические аспекты и налогообложение по паушальному взносу
Договор между франчайзи и франчайзером необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Если этого не сделать, франчайзи не сможет законно использовать бренд, а франчайзер – требовать оплату паушального взноса.
Налоговый учет аналогичен учету роялти: если продажа франшиз – основная деятельность франчайзера, то, согласно ст. 249 НК РФ, паушальный взнос учитывается как реализационные доходы. В остальных случаях платеж относится к внереализационным доходам.
Теперь поговорим про бухгалтерский учет. Согласно ПБУ 14/2017 «Учет нематериальных активов», для франчайзи паушальный взнос – это расходы будущих периодов. Бухгалтер может поделить сумму на равные доли и списывать в течение срока действия договора коммерческой концессии.
Как уже писали выше, по закону деятельность франчайзера расценивается как услуга по предоставлению прав использования интеллектуальной собственности и облагается НДС. Налог на паушальный взнос франчайзи начисляет сразу после вступления договора в силу и выставляет франчайзи оформленный счет-фактуру.
Возврат паушального взноса
Вернуть взнос можно, если франчайзер еще не передал права на использование товарного знака и не зарегистрировал договор в Роспатенте: нужно отправить продавцу франшизы письменную просьбу вернуть платеж.
Что делать, если франчайзер отказывается возвращать выплату
В этом случае обращайтесь в суд, чтобы признать договор ничтожным, поскольку право на использование товарного знака (основной предмет договора) не было передано покупателю.
Другие платежи во франшизе
По условиям договора некоторые франчайзи платят маркетинговый сбор. Это процент за продвижение бренда сети, поведение рекламных кампании для привлечения клиентов.
Чтобы эффективно управлять маркетинговыми инструментами и грамотно распределять бюджет, воспользуйтесь сквозной аналитикой Calltouch. Сервис собирает данные со всех рекламных площадок в одном окне и упрощает анализ эффективности маркетинга на основе полных данных.
Сквозная аналитика
В некоторых франшизах франчайзер выполняет роль поставщика товаров, оборудования или других материалов для франчайзи. Поскольку продавец франшизы имеет дополнительную выгоду от этих сделок, то часто он идет навстречу партнеру и уменьшает роялти.
Бывают ли франшизы без паушального взноса
Бывают, и это нормальная практика. Обычно размер паушального взноса закладывается в другие платежи: например, стартовые вложения или роялти. Таким образом покупатель меньше платит на этапе запуска бизнеса и больше за текущую поддержку франчайзера.
В товарных франшизах взнос закладывается в наценку товаров, которые франчайзи покупает у франчайзера. Это удобно обоим партнерам: франчайзи не нужно искать поставщиков, а франчайзер зарабатывает на продаже своих товаров.
Заключение
При покупке франшизы важно учитывать финансовые и юридических вопросы, связанные с правом владения торговой маркой, построением деловых отношений между продавцом и покупателем. Все спорные условия нужно включить в договор коммерческой концессии, который служит юридической основной работы франшизы. Соглашение закрепляет размер и порядок выплат паушального взноса и роялти, а также возможность получения прав на использование результата интеллектуальной собственности франчайзера.
Что такое роялти в франшизе?
Загоревшись желанием открыть свой бизнес под именем знаменитого бренда, молодые предприниматели начинают постигать азы франчайзинга. И тут они сталкиваются с такими понятиями, как роялти и паушальный взнос.
Если с паушальным взносом всё ещё более-менее понятно, то многообразие способов взимания роялти часто приводит в замешательство. Так что такое роялти? Чем этот платеж отличается от паушального взноса? Как франчайзоры считают размер роялти? Почему выбирают ту или иную схему расчёта?
Что такое роялти?
Русский язык слово роялти позаимствовал у англоязычных стран. В свою очередь, в современный английский слово royalty пришло из Средних веков. С средневекового французского roialte можно перевести как «царский, королевский, государственный». Тогда это слово применялось, как юридический термин. Сегодня термин «роялти» применяется во франчайзинге, авторском праве и ряде других отраслей.
В самом общем смысле роялти — это компенсация за право пользования предметом лицензионного соглашения
В сфере авторского права роялти — это гонорар, который автор получает за каждый факт использования своего произведения. Например, каждый раз, когда песню «крутят» по радио, её автор получает роялти.
Но что такое роялти в франшизе? Это регулярные выплаты, которые покупатель франшизы отчисляет правообладателю за пользование торговой маркой, логотипом и другими атрибутами бренда, которыми он отличается от конкурентов. Например, франчайзи «Макдоналдс» ежемесячно платит компании роялти за то, что использует фирменный красный цвет, слоган «I’m lovin’ it» и другую атрибутику бренда.
Многих озадачивает вопрос о том, чем роялти отличается от паушального взноса. Казалось бы, и роялти, и паушальный взнос — платежи за торговую марку и технологии франшизы. На самом деле, паушальный взнос франчайзи платят один раз за право присоединиться к сети с известным именем.
Но если за торговую марку франчайзи платит паушальный взнос, то зачем за то же самое снова и снова платить роялти? Ответ прост: в подавляющем большинстве случаев деньги, полученные от выплат роялти, тратятся франчайзором на развитие бренда, его маркетинговое продвижение, а иногда и разработку новых продуктов. В зависимости от величины этих затрат, а также других факторов, размеры платежей и схемы взимания роялти сильно различаются.
Виды роялти
Сумму платежей роялти каждый франчайзор устанавливает самостоятельно, как и схему выплат. При этом есть у авторов франшиз любимые приёмы, которые применяются в большинстве случаев вне зависимости от вида бизнеса. Чаще всего используются следующие виды выплат роялти:
Читайте по теме: «Роялти. Что это такое?»
На практике же эти шаблоны видоизменяются франчайзорами, чтобы сделать франшизу одновременно эффективной и привлекательной для франчайзи. Схемы зависят от того, в какой отрасли работает франшиза.
Товарные франшизы чаще всего вовсе отказываются от роялти. Дело в том, что для товарных франшиз выгоднее, чтобы франчайзи закупил у них больше фирменного товара и реализовал через свою торговую точку. Поэтому без роялти работает большинство франшиз магазинов одежды, аксессуаров, обуви или техники. Зачастую роялти-платежи включены в сумму закупки товаров в виде наценки.
Иногда без роялти работают и франшизы, предоставляющие услуги. В этом случае роялти заменяют закупками расходных материалов, как, например, в сети HOTFIX Russia, предоставляющей услуги теплоизоляции помещений. Руководитель отдела оптовых продаж компании Ольга Исаченко поясняет:
«Мы решили отказаться от роялти. Вместо этого для франчайзи предусмотрен минимальный объём закупок материала, который они могут использовать уже непосредственно в работе. Сумма закупки в месяц составляет порядка 180 000 рублей. Каждые полгода мы с нашими франчайзи сверяем график закупок. Если условия по нему не выполняются, мы, как правило, договор не продлеваем».
В независимости от сферы работы франшизы, одним из самых популярных видов роялти остаётся взимание процентов от объёма полученной выручки. 5% от выручки — такова ставка роялти в компании «Текпринт». Её глава Алексей Фролов рассказывает:
«Мы выбрали взимание процентов с выручки, как наиболее привлекательную для компании—франчайзора схему. Она позволяет реинвестировать полученные средства в развитие сети и рекламные мероприятия».
При этом «Текпринт», как и многие другие франчайзоры, дают своим франчайзи время на то, чтобы «встать на ноги». Запуск собственного бизнеса и выплата паушального взноса требуют достаточно крупных денежных вливаний. В первое время любое предприятие работает в убыток, ему нужно определённое время, чтобы выйти хотя бы «в ноль». Именно поэтому многие франшизы предусматривают отсрочку в выплатах роялти на несколько месяцев. Срок, на который откладываются платежи, устанавливается на усмотрение франчайзора.
Помимо отсрочки выплат, чтобы снизить первоначальную финансовую нагрузку на франчайзи, некоторые компании переносят часть паушального взноса в роялти. Так поступает франшиза кредитного брокериджа Best Credit Finance.
В течение жизненного цикла франчайзи меняются и размеры роялти, которое он выплачивает. Заплатив сниженный паушальный взнос, на первых порах покупатель франшизы отдаёт в виде роялти 50% своей выручки. Когда заложенная в эти платежи часть паушального взноса оказывается выплаченной, условия по роялти меняются: платеж составляет уже 10% от комиссии, полученной брокером.
Даже при использовании процентной схемы взимания платежей некоторые франчайзоры предусматривают минимальную фиксированную сумму роялти.
Такое правило действует в том же Best Credit Finance. Если 10% от комиссии франчайзи оказались меньше, чем 500 у.е., выплачивать ему всё равно придётся эту сумму. Минимальная сумма устанавливается в зависимости размера паушального взноса. Для тех, кто за присоединение к франшизу отдал 600 000 рублей вместо 1 300 000 рублей, минимальный платёж роялти — 1000 у.е.
Многие франшизы на выплатах фиксированных сумм строят всю свою систему роялти. Так система платежей становится прозрачной и для франчайзи, и для франчайзора. Фиксированные суммы взимания роялти использует франшиза «Детский эко-клуб «Умничка». Генеральный директор компании Софья Тимофеева поясняет:
«Установленная величина роялти позволяет франчайзи жить спокойно и спланированно, честно показывать нам свои доходы. Анализируя отчеты о доходах, мы даем франчайзи советы по улучшению деятельности».
При этом даже устанавливая фиксированную сумму роялти, франчайзор может снизить первоначальную финансовую нагрузку на бизнес своих франчайзи. Для этого компания постепенно увеличивает размер фиксированных выплат. На первых порах новоиспеченному руководителю необходимо понять сам бизнес, отстроить бизнес-процессы, поэтому компании не устанавливают большие суммы роялти сразу. Со временем франчайзи налаживает работу своего бизнеса, доходы от него вырастают, а вместе с ними растёт и сумма роялти.
Чаще всего фиксированная сумма роялти исчисляется в рублях, но франчайзоры могут самостоятельно выбирать валюту, в которой с ними будет расплачиваться франчайзи. Международные франчайзинговые сети могут выбрать в качестве валюты для расчётов доллары США. Например, роялти в 300 долларов установила франшиза JumpingClay, корни которой уходят в Корею. Генеральный директор компании в России Мария Веселова рассказывает:
«Величина и валюта роялти определяется международными правилами, по которым мы работаем»
Основной правообладатель бренда JumpingClay — корейская компания, которая занимается разработкой новых обучающих программ и новых позиций в ассортименте. Именно на это уходят 75% роялти. Оставшаяся часть поступлений от роялти направлена на развитие бренда в России.
Как видно, схемы взимания роялти могут весьма сильно различаться у разных франшиз. Схему расчёта платежей, величину выплат и даже валюту компания-франчайзор в праве устанавливать самостоятельно. Однако расчёты роялти всегда построены так, чтобы бизнес франчайзи не зачах в первые же месяцы работы, а начал приносить стабильный доход, в том числе и франчайзору.