Роялти каникулы что это
Что такое роялти в франшизе?
Загоревшись желанием открыть свой бизнес под именем знаменитого бренда, молодые предприниматели начинают постигать азы франчайзинга. И тут они сталкиваются с такими понятиями, как роялти и паушальный взнос.
Если с паушальным взносом всё ещё более-менее понятно, то многообразие способов взимания роялти часто приводит в замешательство. Так что такое роялти? Чем этот платеж отличается от паушального взноса? Как франчайзоры считают размер роялти? Почему выбирают ту или иную схему расчёта?
Что такое роялти?
Русский язык слово роялти позаимствовал у англоязычных стран. В свою очередь, в современный английский слово royalty пришло из Средних веков. С средневекового французского roialte можно перевести как «царский, королевский, государственный». Тогда это слово применялось, как юридический термин. Сегодня термин «роялти» применяется во франчайзинге, авторском праве и ряде других отраслей.
В самом общем смысле роялти — это компенсация за право пользования предметом лицензионного соглашения
В сфере авторского права роялти — это гонорар, который автор получает за каждый факт использования своего произведения. Например, каждый раз, когда песню «крутят» по радио, её автор получает роялти.
Но что такое роялти в франшизе? Это регулярные выплаты, которые покупатель франшизы отчисляет правообладателю за пользование торговой маркой, логотипом и другими атрибутами бренда, которыми он отличается от конкурентов. Например, франчайзи «Макдоналдс» ежемесячно платит компании роялти за то, что использует фирменный красный цвет, слоган «I’m lovin’ it» и другую атрибутику бренда.
Многих озадачивает вопрос о том, чем роялти отличается от паушального взноса. Казалось бы, и роялти, и паушальный взнос — платежи за торговую марку и технологии франшизы. На самом деле, паушальный взнос франчайзи платят один раз за право присоединиться к сети с известным именем.
Но если за торговую марку франчайзи платит паушальный взнос, то зачем за то же самое снова и снова платить роялти? Ответ прост: в подавляющем большинстве случаев деньги, полученные от выплат роялти, тратятся франчайзором на развитие бренда, его маркетинговое продвижение, а иногда и разработку новых продуктов. В зависимости от величины этих затрат, а также других факторов, размеры платежей и схемы взимания роялти сильно различаются.
Виды роялти
Сумму платежей роялти каждый франчайзор устанавливает самостоятельно, как и схему выплат. При этом есть у авторов франшиз любимые приёмы, которые применяются в большинстве случаев вне зависимости от вида бизнеса. Чаще всего используются следующие виды выплат роялти:
Читайте по теме: «Роялти. Что это такое?»
На практике же эти шаблоны видоизменяются франчайзорами, чтобы сделать франшизу одновременно эффективной и привлекательной для франчайзи. Схемы зависят от того, в какой отрасли работает франшиза.
Товарные франшизы чаще всего вовсе отказываются от роялти. Дело в том, что для товарных франшиз выгоднее, чтобы франчайзи закупил у них больше фирменного товара и реализовал через свою торговую точку. Поэтому без роялти работает большинство франшиз магазинов одежды, аксессуаров, обуви или техники. Зачастую роялти-платежи включены в сумму закупки товаров в виде наценки.
Иногда без роялти работают и франшизы, предоставляющие услуги. В этом случае роялти заменяют закупками расходных материалов, как, например, в сети HOTFIX Russia, предоставляющей услуги теплоизоляции помещений. Руководитель отдела оптовых продаж компании Ольга Исаченко поясняет:
«Мы решили отказаться от роялти. Вместо этого для франчайзи предусмотрен минимальный объём закупок материала, который они могут использовать уже непосредственно в работе. Сумма закупки в месяц составляет порядка 180 000 рублей. Каждые полгода мы с нашими франчайзи сверяем график закупок. Если условия по нему не выполняются, мы, как правило, договор не продлеваем».
В независимости от сферы работы франшизы, одним из самых популярных видов роялти остаётся взимание процентов от объёма полученной выручки. 5% от выручки — такова ставка роялти в компании «Текпринт». Её глава Алексей Фролов рассказывает:
«Мы выбрали взимание процентов с выручки, как наиболее привлекательную для компании—франчайзора схему. Она позволяет реинвестировать полученные средства в развитие сети и рекламные мероприятия».
При этом «Текпринт», как и многие другие франчайзоры, дают своим франчайзи время на то, чтобы «встать на ноги». Запуск собственного бизнеса и выплата паушального взноса требуют достаточно крупных денежных вливаний. В первое время любое предприятие работает в убыток, ему нужно определённое время, чтобы выйти хотя бы «в ноль». Именно поэтому многие франшизы предусматривают отсрочку в выплатах роялти на несколько месяцев. Срок, на который откладываются платежи, устанавливается на усмотрение франчайзора.
Помимо отсрочки выплат, чтобы снизить первоначальную финансовую нагрузку на франчайзи, некоторые компании переносят часть паушального взноса в роялти. Так поступает франшиза кредитного брокериджа Best Credit Finance.
В течение жизненного цикла франчайзи меняются и размеры роялти, которое он выплачивает. Заплатив сниженный паушальный взнос, на первых порах покупатель франшизы отдаёт в виде роялти 50% своей выручки. Когда заложенная в эти платежи часть паушального взноса оказывается выплаченной, условия по роялти меняются: платеж составляет уже 10% от комиссии, полученной брокером.
Даже при использовании процентной схемы взимания платежей некоторые франчайзоры предусматривают минимальную фиксированную сумму роялти.
Такое правило действует в том же Best Credit Finance. Если 10% от комиссии франчайзи оказались меньше, чем 500 у.е., выплачивать ему всё равно придётся эту сумму. Минимальная сумма устанавливается в зависимости размера паушального взноса. Для тех, кто за присоединение к франшизу отдал 600 000 рублей вместо 1 300 000 рублей, минимальный платёж роялти — 1000 у.е.
Многие франшизы на выплатах фиксированных сумм строят всю свою систему роялти. Так система платежей становится прозрачной и для франчайзи, и для франчайзора. Фиксированные суммы взимания роялти использует франшиза «Детский эко-клуб «Умничка». Генеральный директор компании Софья Тимофеева поясняет:
«Установленная величина роялти позволяет франчайзи жить спокойно и спланированно, честно показывать нам свои доходы. Анализируя отчеты о доходах, мы даем франчайзи советы по улучшению деятельности».
При этом даже устанавливая фиксированную сумму роялти, франчайзор может снизить первоначальную финансовую нагрузку на бизнес своих франчайзи. Для этого компания постепенно увеличивает размер фиксированных выплат. На первых порах новоиспеченному руководителю необходимо понять сам бизнес, отстроить бизнес-процессы, поэтому компании не устанавливают большие суммы роялти сразу. Со временем франчайзи налаживает работу своего бизнеса, доходы от него вырастают, а вместе с ними растёт и сумма роялти.
Чаще всего фиксированная сумма роялти исчисляется в рублях, но франчайзоры могут самостоятельно выбирать валюту, в которой с ними будет расплачиваться франчайзи. Международные франчайзинговые сети могут выбрать в качестве валюты для расчётов доллары США. Например, роялти в 300 долларов установила франшиза JumpingClay, корни которой уходят в Корею. Генеральный директор компании в России Мария Веселова рассказывает:
«Величина и валюта роялти определяется международными правилами, по которым мы работаем»
Основной правообладатель бренда JumpingClay — корейская компания, которая занимается разработкой новых обучающих программ и новых позиций в ассортименте. Именно на это уходят 75% роялти. Оставшаяся часть поступлений от роялти направлена на развитие бренда в России.
Как видно, схемы взимания роялти могут весьма сильно различаться у разных франшиз. Схему расчёта платежей, величину выплат и даже валюту компания-франчайзор в праве устанавливать самостоятельно. Однако расчёты роялти всегда построены так, чтобы бизнес франчайзи не зачах в первые же месяцы работы, а начал приносить стабильный доход, в том числе и франчайзору.
Каким должен быть роялти франшизы?
Роялти это один из основных платежей во франчайзинговых отношениях между правообладателем франшизы и франчайзи. Роялти является регулярным платежом и вносится как правило ежемесячно. Наша команда занимается упаковкой франшиз и в этой статье попробуем описать, какими соображениями мы руководствуемся при назначении размера роялти для той или иной франшизы.
Для начала поймем, за что платит франчайзи, когда вносит роялти.
Оплачивая роялти, франчайзер компенсирует затраты, понесенные правообладателем на сопровождение партнера.
Поддержание сети связано с различными тратами: модернизация технологий, изучение рынка, ввод новых позиций, маркетинговые нововведения, развитие сервиса. И чтобы сеть могла развиваться и поспевать за конкурентами нужны постоянные доработки и улучшения.
Перечисленные расходы обычно не включают федеральных рекламных компаний и финансируются отдельно в виде рекламных сборов.
Кризис первого года.
Любая франшиза сталкивается с этим явлением. Кто-то проходит безболезненно, а для кого-то это заканчивается разводом. Франчайзи ведет бизнес в течение года, своевременно выплачивает роялти, работает по правилам и исполняет свои обязательства, но по прошествии одного года (видимо просто круглая цифра), по собственной инициативе или по рекомендации консультантов и помощников франчайзи проводит переоценку ценности вашей франшизы, ставя на одну чашу весов сумму оплаченных роялти, а на другу весь объем получаемых от правообладателя выгод и преимуществ.
Роялти сбалансирован с финансовой моделью бизнеса,
Что такое роялти. Объясняем простыми словами
Роялти — платёж, который покупатель франшизы регулярно выплачивает компании за то, что пользуется её брендом, опытом, деловой репутацией и технологией.
Понятие «роялти» используется в различных отраслях: аренда, пошлина, авторские права, патенты, использование природных ресурсов, оплата доли за право собственности и т. д. Однако чаще всего этот термин упоминается именно во франчайзинговых процессах.
Примеры выплаты роялти:
Пример употребления на «Секрете»
«Сеть пиццерий Domino’s Pizza выиграла в России суды у бывших франчайзи, которые требовали взыскать с неё многомиллионные убытки, и отсудила невыплаченные пени и роялти на миллионы рублей».
Термин «роялти» происходит от английского слова royalty, что в переводе означает «королевский» или «государственный». Изначально он применялся исключительно к платежам, которые предприниматели уплачивали государству за разработку недр.
Нюансы
Несмотря на то что определение франчайзинга отсутствует в законодательстве большинства стран СНГ, термин «роялти» активно применяется в отечественной юридической практике.
Как именно определять размер роялти, франчайзер (продавец франшизы) решает сам. Чем больше владелец бренда работает с покупателем франшизы — проводит обучение, помогает в подборе персонала, предоставляет собственные IT-разработки — тем выше может быть размер роялти. Также на размер платежа влияет вес бренда на рынке, его репутация, география присутствия.
Размер роялти указывается в процентах от оборота или в виде фиксированной суммы. Второй формат позволяет гарантированно получить вознаграждение от партнёра, не контролируя его выручку.
Кроме того, роялти может начисляться за каждую открытую партнёром франчайзинговую точку отдельно. Также существуют комбинированные роялти (например, процент от выручки, но не менее фиксированной суммы).
Некоторые франшизы не предполагают выплаты роялти. В таком случае франчайзи, как правило, не просто использует бренд франчайзера, но и закупает у него продукцию в определённых объёмах. Этот формат сотрудничества также называют «скрытые роялти» или «антифраншиза».
Важно
Роялти является объектом налогообложения. То есть за каждый полученный роялти придётся заплатить часть в бюджет страны (попадает под два вида налогов: налог на прибыль (НДФЛ для физлиц) и НДС).
Цифра
По данным международной ассоциации франчайзинга, средняя величина роялти составляет 6,5%.
Практика
Иногда установленный роялти временно отменяется, как это было, например, в 2020 году. Когда из-за локдауна и пандемии бизнес встал, многие франчайзеры начали давать партнёрам «каникулы», пытаясь облегчить ситуацию. Либо же роялти не берётся первые несколько месяцев, чтобы партнёр успел встать на ноги и начать зарабатывать.
Паушальный взнос и роялти — что это и как рассчитать
Что такое паушальный взнос и роялти во франшизе? Почему некоторые франшизы стоят 200 тысяч, а другие 1 миллион? Почему в некоторых франшизах вообще нет паушального взноса и/или роялти? На чем зарабатывают такие компании?
Чтобы ответить на эти вопросы, сначала следует понять очень важную вещь — существуют франшизы товарные и в сфере услуг. И платежи для двух этих категорий будут рассчитываться абсолютно по-разному! Далее мы подробно расскажем, в чем отличия и как правильно посчитать вашу потенциальную прибыль от франчайзинга.
Также в этой статье мы ответим на самые популярные вопросы о паушальном взносе и роялти, которые могут возникнуть у вас при упаковке франшизы. И поговорим о других платежах, которые вы можете установить в рамках сотрудничества с франчайзи.
Паушальный взнос и роялти — что это такое простыми словами
Паушальный взнос — это единоразовый платеж, который покупатель (франчайзи) платит вам как владельцу франшизы, чтобы получить право войти в вашу франчайзинговую сеть.
Если говорить простыми словами, то паушальный взнос — это цена за вашу франшизу, ваши знания. Сюда входит плата за пользование товарным знаком и проверенной бизнес-моделью.
Роялти — это регулярный платеж (ежемесячный или ежеквартальный), который франчайзи платит за поддержку в деятельности со стороны головного офиса франчайзинговой сети, то есть вас и вашего отдела поддержки (управляющей компании). По сути, это оплата за помощь в ведении бизнеса после покупки франшизы.
Если рассматривать франшизу как автомобиль, то паушальный взнос — это цена машины, а роялти — это стоимость сервисного обслуживания.
Франчайзи заботится о своем авто, поэтому регулярно проходит в вашем сервисном центре техосмотр, диагностику, обновляет навигационную систему и т.д. Соответственно, каждый месяц он тратит определенную сумму на содержание своей “ласточки”.
Что входит в паушальный взнос
Для начала давайте зафиксируем, что у паушального взноса есть основа, некий ценовой каркас, к которому дальше добавляются всевозможные “примочки”.
В эту основу, как правило, входят франчбук (инструкции, описание бизнес-процессов) и право использовать товарный знак.
К дополнениям может относиться все, что требует затрат:
Чтобы наиболее точно определить все дополнительные траты, вы можете провести анализ конкурентов и составить перечень мероприятий, которые они включают в поддержку франчайзи. Из этого перечня вы сможете собрать собственный список мероприятий в поддержку ваших партнеров.
Иногда этого бывает достаточно, но для полной уверенности и составления действительно эффективной программы поддержки мы рекомендуем пошагово пройтись по структуре франшизы и подумать, как вы можете помочь франчайзи на каждом этапе деятельности.
Составьте таблицу, где будут прописаны расходы на каждый пункт поддержки. Так вы определите себестоимость услуг по поддержке ваших партнеров.
Как рассчитать паушальный взнос
Конечно, величина паушального взноса зависит не только от дополнительных услуг. Например, стоит обратить внимание на пакеты франшизы. Размер паушального взноса разных пакетов может варьироваться, например, в зависимости от числа жителей в населенном пункте.
Кроме того, следует учитывать популярность бренда и количество уже открытых и действующих точек по франшизе.
Таким образом, вам нужно будет провести анализ конкурентов и собрать максимальное количество информации, чтобы у вас было полное понимание, почему у этого конкурента паушальный взнос больше, чем у другого, и наоборот.
После анализа конкурентов переходим к оценке ваших дополнительных услуг в качестве поддержки франчайзи. Следует примерно оценить, сколько стоит каждый пункт.
Далее вы проводите сравнительный анализ между вашими услугами и предложениями конкурентов. В результате вы придете к средней приемлемой величине паушального взноса.
Основные характеристики роялти
Исходя из этого, можно вывести два основных фактора, которые характеризуют роялти: это ценность и обоснованность.
Ценность роялти. Франчайзи должен понимать, что если убрать хотя бы один элемент поддержки, то это сильно скажется на продуктивности его компании и прибыли. Например, во всех качественных франшизах есть техническая поддержка. Франчайзи может по любому вопросу обратиться к менеджеру по сопровождению, и получить от него полный содержательный ответ — инструкцию к действию. Без этой поддержки франчайзи попытается найти информацию в интернете или будет искать решение ситуации своим умом по наитию — но все эти пути неизвестны, не проверены и могут привести в итоге к отрицательному результату. Соответственно, франчайзи захочет платить роялти, поскольку это выгодно для его бизнеса.
Таким образом, в роялти нужно включать оплату за поддержку, которая несет ценность для франчайзи, и ценность эту можно обосновать.
Как рассчитать роялти во франшизе
Роялти может быть фиксированной суммой или в виде определенного процента от выручки или маржи франчайзи. Также роялти может быть в виде процента, но не менее конкретной минимальной суммы.
Чтобы рассчитать роялти, нужно понимать, что вы будете включать в эту величину, то есть какую поддержку вы будете оказывать франчайзи в ходе операционной деятельности.
Также, как и с паушальным взносом, мы рекомендуем пройтись по структуре франшизы и прописать все виды сопровождения ваших партнеров в ежедневной работе. Сюда можно отнести:
1. Работу с маркетингом, то есть вы можете взять на себя:
2. Ведение бухгалтерского учета и отчетности (частично зарплата бухгалтера).
3. Горячая линия поддержки для франчайзи (зарплата менеджера пропорционально между франчайзи) и т.д.
Следует отметить, что некоторые франшизы вовсе отказываются от роялти и получают деньги на развитие бизнеса только в виде паушальных взносов. От чего это зависит, читайте дальше.
Как сфера деятельности влияет на паушальный взнос и роялти
Если взглянуть на каталоги франшиз, то мы увидим огромный разброс цен за франшизы. С первого взгляда может показаться, что владельцы компаний ставят суммы «от балды», но это не так. По крайней мере, не всегда.
Для того, чтобы определить размеры паушального взноса и роялти, нужно в целом задуматься, чего вы хотите от франшизы и на чем вы можете получать доход. Вот тут, как раз и сыграет свою роль направление вашей деятельности. Давайте разбираться детально.
Паушальный взнос по франшизе услуг
Связано это еще и с рисками франшизы в сфере услуг. Очень часто бывает такое, что франчайзи получает от вас бизнес-модель, обкатывает ее на протяжении полугода, а потом говорит “ну все, тут все понятно, больше ничего нового я не узнаю” и расторгает договор. Соответственно, вы теряете:
Роялти по франшизе услуг
Если уж мы заговорили о поддержке, то следует рассказать о расчете стоимости за эту поддержку. Вообще роялти бывает двух видов (основных):
Существуют различные модификации типа фикс + % и т.д., но базовые варианты выглядят именно так.
Итак, мы уже выяснили, что роялти = поддержка. В сфере услуг эта поддержка будет работать как якорь для удержания франчайзи. Поэтому роялти во франшизе услуг должен быть.
Паушальный взнос в товарной франшизе
Если у вас товарная франшиза, то ценностью вашего бизнеса является товар. Именно на нем можно получать дополнительный доход по франшизе. Здесь популярным и оправданным вариантом заработка является централизованная поставка товара. Что в этом случае делать с паушальным взносом и роялти?
Как правило, паушальный взнос в товарных франшизах устанавливают небольшой. Так, если чистая ежемесячная прибыль вашего бизнеса составляет 200 тыс.руб., то можно сделать паушальный взнос в размере 300-500 тыс.руб.
Связано это с тем, что вы будете зарабатывать не на продаже самой франшизы, а на последующих поставках (об этом поговорим ниже в статье).
Кстати, здесь можно использовать ступенчатую модель паушального взноса. Для первых 10 франчайзи вы можете сделать паушальный взнос 100 тыс. руб., для следующих 10 партнеров — 200 тыс.руб. и т.д.
Плюсы ступенчатой модели:
Минусы ступенчатой модели:
Роялти в товарной франшизе
Роялти устанавливают для того, чтобы:
Если вы планируете получать дополнительный доход на централизованных поставках товара и понимаете, что этот доход покроет расходы на содержание управляющей компании — то можно обойтись совсем без роялти. Это очень распространенная практика для товарных франшиз.
Если вы все-таки хотите разделить оплаты, вы можете установить роялти. Для товарных франшиз рекомендуется роялти в виде % от выручки/прибыли. Связано это с тем, что финансовые показатели товарных компаний очень сильно привязаны к программному обеспечению (учет поставок, остаток и т.д.). Соответственно, франчайзер всегда может отследить реальные показатели денежного потока своих партнеров (если он имеет полный доступ к ПО франчайзи).
Стоит отметить, если вы установили роялти, то франчайзи должен понимать, за что он его платит. Иначе, партнер может решить, что вы просто наживаетесь на нем (паушальный взнос, роялти да еще и наценка на товар). Поэтому будьте крайне осторожны в денежных моментах, чтобы ваши франчайзи не начали искать пути обхода оплат.
Таким образом, сфера деятельности сильно влияет на размер паушального взноса и роялти. Это обязательно нужно учитывать.
Другие платежи в франшизе — кому и зачем они нужны
Помимо паушального взноса и роялти есть платежи, которые напрямую связаны с поддержкой, которую ваша управляющая компания будет оказывать франчайзи.
К таким платежам можно отнести:
Пример : Компания “220 вольт” включила в товарную линейку личный бренд. Они через своих поставщиков в Китае создали продукцию под личным брендом и продают ее в своих магазинах. Кроме того, продукцию других популярных брендов франчайзи также закупают у Головной компании, потому что это дешевле. Итого, франчайзер “220 вольт” получает наценку примерно 30% с других брендов и до 3000% наценки со своего личного бренда.
Когда платят паушальный взнос и роялти
Кто-то может сказать, что без экскурсии по компании нельзя принять окончательное решение, это как покупать “кота в мешке”. Но на самом деле, информация, которая необходима для принятия решения о сотрудничестве, по большей части является открытой. Даже финансовый план является открытой информацией. Этого более чем достаточно. А вот навязчивая заинтересованность в тонкостях работы, которая еще не началась — это должно вас насторожить. В этом случае следует грамотно донести до потенциального партнера необязательность изучения всей этой информации на этапе предварительных переговоров.
Существует распространенная практика, вроде арендных каникул, только для роялти. Это значит, что вы можете:
ТОП-3 случаев, когда вам придется вернуть деньги франчайзи
Надеяться на то, что ваши отношения со всеми партнерами сложатся хорошо — это правильно. Но не стоит уповать на одну только надежду.
Ситуации могут быть абсолютно разные, поэтому крайне важно предусмотреть все возможные варианты развития событий и максимально обезопасить себя.
Рассмотрим ТОП-3 самых распространенных случаев, когда суд вероятнее всего примет сторону истца (франчайзи) и вам придется вернуть деньги полностью или частично:
Это наиболее распространенные ошибки франчайзеров, но далеко не единственные. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что самое важное для вас как владельца франшизы — это продуманный грамотно прописанный договор и вовремя совершенные с договором манипуляции, установленные законодательством.
В этой статье мы с вами подробно поговорили о том, что такое паушальный взнос и роялти. Если у вас возникнут какие-то дополнительные вопросы или понадобится помощь в расчетах паушального взноса и роялти, мы всегда готовы помочь.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ФРАНЧАЙЗИНГУ — 1500 РУБ. (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ДО 1,5 ЧАСА)
Задайте вопрос руководителю проектов компании Francher, и он свяжется с вами в ближайшее время, чтобы помочь!
Для этого заполните форму обратной связи или воспользуйтесь одним из следующих контактов: