Рпс в 1 классе что это
Развитие познавательных способностей (РПС)
Дополнительная образовательная программа «Развитие познавательных способностей» адресована обучающимся 1 классов. Ведение регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Педагоги
Волкова Снежана Дмитриевна
Программа «Развитие познавательных способностей» (1 класс) реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее педагогическое образование, опыт работы с детьми более 5 лет.
Карчагина Марина Николаевна
Программа «Развитие познавательных способностей» (4 класс) реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее педагогическое образование и переподготовку с присвоением квалификации «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», опыт работы с детьми более 30 лет.
Содержание программы
1 класс
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Тема 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (1 час)
Практика (1 ч.) – выполнение методик Холодовой О. и Криволаповой Н.А. на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Тема 2. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. (5 часов)
Теория (1 ч.) – Понятие «внимание». Зачем нужно внимание.
Практика (4 ч.) – Выполнение заданий, способствующих развитию концентрации внимания, тренировке внимания, развитию мышления.
Тема 3. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. (5 часов)
Теория (1 ч.) – Понятия «память», «слуховая память». Зачем нужна память. Почему ее стоит развивать.
Практика (4 ч.) – Выполнение упражнений, способствующих развитию слуховой памяти, развитию мышления.
Тема 4. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. (5 часов)
Теория (1 ч.) – Понятие «зрительная память». Почему ее стоит развивать.
Практика (4 ч.) – Выполнение упражнений, способствующих развитию зрительной памяти, развитию мышления.
Тема 5. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. (5 часов)
Тема 6. Совершенствование воображения. (5 ч.)
Теория (1ч.) – Понятие «воображение». Зачем человеку воображение.
Практика (4 ч.) – Выполнение упражнений, способствующих развитию воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Тема 7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. (5 часов)
Теория (1ч.) – Что такое «логика»? Почему важно обладать логическим мышлением. Способы решения логических задач.
Практика (4ч.) – выполнение заданий логической направленности. Решение логических задач.
Тема 8. Тренировка внимания. Развитие мышления. (1 час.)
Практика (1 ч.) – выполнение заданий повышенного уровня сложности на развитие внимания. Играем в игры на развитие мышления.
Тема 9.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Практика (1 ч.) – ПАТ. Выполнение итогового тестирования, направленного на выявление уровня развития познавательных способностей.
4 класс
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Цели программы
Развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Учебно-тематический план по курсу «Развитие познавательных способностей на уроках математики»
Пояснительная записка
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе. Курс «Развитие познавательных способностей на математике» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Курс, включает 102 занятия: 1 занятие в неделю, 34 занятия за учебный год со второго по четвёртый класс. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).
Курс «РПС» входит в число дисциплин вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения.
Характерной особенностью занятий является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение чувств детьми. Эти занятия строятся на интересе детей и не носят принудительный характер.
Цель программы данного курса – создание действенных условий для развития познавательных способностей и организации познавательной деятельности учащихся 2-4 классов, их интеллекта и творческого начала, расширения их математического кругозора.
Задачи:
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале, создаёт благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
В данный курс, включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:
Задания на развитие внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствуют формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трёхходовые задачи.
Задания, развивающие память. В курс включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление. Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью подобраны упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие обще учебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект. Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект. Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
Ожидаемые результаты. Результатом работы по данному курсу можно считать повышение познавательной активности учащихся, повышение работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (102 ч.)
2 класс (34 ч.)
Предлагаемые во 2 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей детям предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно совращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя — поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
3 класс (34 ч.)
Методы и приёмы организации учебной деятельности третьеклассников в большей степени, чем второклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и во втором классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и во 2 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
В 3 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
4 класс (34 ч.)
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу третий год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Психологическое занятие по РПС 1 класс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МАОУ «Прогимназия №108»
по развитию познавательных способностей
для учащихся начальной школы »
Выполнила: учитель 1 «В» класса
Горбенко Наталья Николаевна
Психологическое занятие по развитию познавательных способностей для учащихся начальной школы.
Цель занятия: обеспечить условия для развития познавательной деятельности, творческих способностей, развития мышления, памяти, внимания.
Научить определять, различать и описывать способы кодирования информации;
Активизировать мыслительную деятельности посредством выполнения тренировочных заданий и нестандартных задач;
Способствовать развитию у учащихся последовательности, внимательности и четкости в процессе выполнения заданий.
Что ты можешь сказать о форме, цвете, вкусе арбуза, лимона, помидора и др.? Назови признаки каждого предмета (по образцу).
Какое слово лишнее? Почему?
а) красный, оранжевый, желтый, зеленый, круглый, голубой, синий, фиолетовый;
б) желтый, голубой, длинный, красный, фиолетовый, черный, синий оранжевый, зеленый.
Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет на ней лишний? Какое общее свойство (признак) имеют остальные четыре предмета?
Найди принцип “устройства” ряда и продолжи этот ряд:
а) рассмотри рисунок, нарисуй следующий.
Закодируй сообщение с помощью пляшущих человечков. Воспользуйся кодовой таблицей “Пляшущие человечки”.
Составь слова из перемешанных букв и запиши их. Отметь лишнее слово.
В приведенных словах буквы переставлены местами. Запиши эти слова.
Взгляни на ряд чисел, отделенных друг от друга запятыми. Постарайся понять правило, по которому составлен этот ряд, и попробуй описать это правило словами. Догадайся, каким должно быть следующее число. Запиши его в конце ряда.
5, 7, 9, 11, 13 ___________________
11, 22, 33, 44, 55, 66 ____________________
29, 39, 49, 59, 69, 79 ____________________
3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19 ___________________
1, 15, 2, 16, 3, 17, 4, 18, 5, 19 ___________________
Назови учащихся класса, чьи имена начинаются с букв: “Б”, “В”, “К”, “С”.
Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новые слова.
а) автомобиль, тормоз
в) молоко, нерест, таракан
г) кора, лото, боксер
д) баран, рана, банщик
Составь новые слова, исключив один слог из данных слов.
В именах мальчиков и девочек буквы переставлены местами, найди эти имена и впиши в клеточки
Составь и запиши названия известных городов, переставив буквы.
Замени символы цифрами и реши полученные примеры.
Закрась те изображения, которые соответствуют твоему состоянию в конце занятия.
Данное занятие обеспечивает развитие познавательных способностей детей. Главная задача выполняется в процессе самостоятельной познавательной деятельности, в поиске решений, ответов на поставленные вопросы, а также обобщаются и закрепляются знания по пройденным темам. На уроке дети проявляют себя в различных ситуациях поиска решений, чувствуют ответственность за выполнение нестандартных задач и получают положительные эмоции.
Список использованной литературы:
1. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2002.
2. Никольская И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов. – М.: Издательство “Экзамен”, 2008.
3. Федоренко Л.Г. Качества ума. Рабочая тетрадь. – СПб.: КАРО, 2002.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1037568
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.