Рпц признала что земля круглая
Церковь учила, что земля стоит на трех китах?
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Говорят, что раньше в Церкви священники говорили, будто Земля плоская и стоит на трех китах. Но в итоге наука победила религию и доказала: Земля – круглая.
Про «китов» в христианстве никогда не было и малейших упоминаний. Зато о шарообразности Земли еще в VIII веке самый авторитетный средневековый христианский энциклопедист Беда Достопочтенный писал: «Когда мы говорим, что Земля круглая, это не значит, что форма ее абсолютно круглая — ведь ее делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга.»
С точки зрения Православной Церкви вопрос о форме планеты Земля (шар, диск или полусфера) и окружающего ее неба (купол/сфера) не имеет догматического значения и может решаться произвольным образом, о чем свидетельствует древняя святоотеческая традиция Античности и Средневековья.
1. Святые отцы о шарообразной модели Земли
Прп. Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 753) фиксирует легитимность шарообразной модели Земли в «Точном изложении православной веры»:
«Некоторые утверждают, что земля шарообразна, другие же признают ее конусообразной… Некоторые полагали, что небом все окружено, и оно, будучи шарообразно… находится на равном расстоянии от земли, как сверху, так с боков и снизу… Другие же представляли небо в виде полушария, основываясь на словах боговдохновенного Давида: простираяй небо яко кожу (Пс. 103, 2), т. е. как шатер… Впрочем, так ли это или иначе, но все произошло и утверждено божественным повелением» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Глава VI. О небе).
Свт. Василий Великий (330 — 379) допускает, что Земля может быть как шаром, так и диском, ввиду того, что Священное Писание не сообщает ничего определенного по данному вопросу:
«Писавшие о мире, рассуждали о фигуре Земли, что она такое, шар ли, или цилиндр, или походит на кружок, со всех сторон одинаково обточенный, или на лоток, имеющий в средине впадину (ибо ко всем сим предположениям прибегали писавшие о мире, и каждый из них опровергал предположение другого), но я не соглашусь признать наше повествование о миротворении стоящим меньше уважения, потому что раб Божий Моисей не рассуждал о фигурах, не сказал, что окружность Земли имеет сто восемьдесят тысяч стадий, не вымерил, насколько простирается земная тень, и как эта тень, падая на луну, производит затмение. Если умолчал он о сем, как о бесполезном для спасения, то ужели за это слова Духа Святого сочту маловажнее человеческой мудрости? (Василий Великий. Беседы на Шестоднев, 9)
Свт. Григорий Нисский (335 — 394) исходит из представления о шарообразности Земли в своем объяснении чередования дня и ночи, что было бы немыслимо, если бы шарообразная модель Земли противоречила Священному Писанию и православной догматике:
«…При появлении солнца над землей тень её обращается в противоположную сторону, потому что шарообразная поверхность не может в одно и то же время быть кругом объята лучом, но по всей необходимости, на какую часть земли отбросит солнце лучи, без сомнения, делаясь неким сосредоточением шара, на другом конце прямого поперечника будет тьма, и таким образом на прямо противоположном конце по прямой черте идущего луча непрестанно сопутствует солнечному течению тьма, так что надземное и подземное место по очереди в равной мере бывают во свете и во тьме; так и о всем ином, что усматривается в виде стихий на нашем земном полушарии, естественно не сомневаться, что то же самое бывает с этим и на другом полушарии» (Григорий Нисский. «Диалог о душе и воскресении», речь от лица сестры Макрины).
Свт. Амвросий Медиоланский (340 — 397) называет Землю и звезды шарами; вообще весь видимый космос по святителю также имеет шарообразную форму:
«Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его?» (Ис.40:12–13). Ибо Он содержит шар земной и землю совершенно из ничего сотворил» (Амвросий Медиоланский. Шестоднев).
«Мы пойдем туда, где рай сладости, где Адам, попавшийся разбойникам, теперь не знает, что значит оплакивать раны свои, где и сам разбойник радуется вступлению в Царствие Небесное, где нет ни туч, ни громов, ни молний, ни ярости ветров, нет ни мрака, ни сумерек, ни лета, ни зимы, где не будет смены времен года, ни стужи, ни града, ни дождя, где не будут нужны ни это солнце, ни луна, ни шары звезд, но будет сиять одна только светлость Божия (3Езд. 7. 42)» (Амвросий Медиоланский. О благе смерти).
«Мир имеет началом своим Бога, а также по Его произволению хотя и шарообразен, но не вечен» (Амвросий Медиоланский. Шестоднев).
«Изначала сам мир, когда соединились атомы стихий в пустоте, сгустился, подобно незатвердевшему шару» (Амвросий Медиоланский. Письма 54–77).
Шаром Землю называет и Блаженный Иероним Стридонский (342 — 420):
«Никто не сомневается в том, что море покрыло голову Ионы, что он нисшел до оснований гор и достиг до глубины земли, как бы до верей и столпов, на которых, по воле Божией, держится шар земной, о чем в другом месте говорится: «Аз утвердих столпы ея» (Псал. 74, 4)» (Иероним Стридонский. Толкование на книгу пророка Ионы).
«Чрез Моисея освобождается народ Божий из Египта, но чрез Иисуса Христа из всего земного шара, по которому он разсеян. Это отчасти и теперь исполняется в мире, но вполне исполнится тогда, когда с востока и запада, севера и юга придут и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом (Матф. 8. 11), так что после того как войдет полное число язычников, весь Израиль спасется (Рим. 11. 25, 26)» (Иероним Стридонский. Шесть книг толкований на пророка Иеремию).
Прп. Беда Достопочтенный (672/3 — 735) доказывает, что по форме Земля является именно шаром:
«Глава 46. О том, что земля подобна шару. Когда мы говорим, что земля круглая, это не значит, что форма ее абсолютно круглая — ведь ее делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем Землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга» (Беда Достопочтенный. De Temporum Ratione).
2. Святые отцы о шарообразной модели неба
Легитимность представления о шарообразности неба для Православной Традиции имплицитно подтверждается позицией древних отцов, которые высказывались в пользу шарообразной модели Земли (подразумевается, что такую же шарообразную форму в рамках данной модели по умолчанию имеет и окружающее Землю небо).
Блаженный Августин (354 — 430) отдельно проговаривает, что Священное Писание оставляет открытым вопрос о том, является ли небо по своей форме куполом (как предполагает концепция плоской Земли) или шаром (как предполагает концепция шарообразной Земли):
«Авторы наши имели правильное познание о фигуре неба, но Духу Божию, который говорил чрез них, не угодно было, чтобы они учили людей о подобных, бесполезных для спасения, предметах» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).
«Какое, в самом деле, мне дело, со всех ли сторон небо, как шар, окружает землю, занимающую центральное место в системе мира, или же покрывает ее с одной верхней стороны, как круг?» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).
Августин также поясняет, что образ шатра, используемый Писанием для обозначения неба одинаково приложим как к куполообразной, так и шарообразной модели неба:
«И действительно, наше сравнение [неба] с шатром, принимаемое даже и буквально, не представляет затруднения для тех, которые называют небо шаром. Весьма вероятно, что о фигуре неба Писание говорит сообразно с тою его стороною, которая находится над нами. Отсюда, если небо не шар, то оно — шатер с одной только стороны, которою покрывает землю, а если — шар, то — шатер со всех сторон» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Гелиоцентрическая система мира в допетровской России
Два года назад написал у себя сообщение о том, что во дворце Алексея Михайловича в Коломенском потолковая роспись в одной из комнат представляет из себя изображение гелиоцентрической модели мира. Из чего выходило, что в 17 в., в то время, когда в католической Европе гелиоцентризм находился под запретом, в России он не был сочтен какой-то ересью или крамолой!
Оставалось, правда, одно сомнение: как известно, дворец этот был разобран около 250 лет тому назад, и только недавно воссоздан. И, может быть, художники-восстановители потолки расписывали весьма произвольно и такого изображения не было на самом деле во времена царя Алексея? И вот, нашлись веские доводы в пользу того, что такое изображение скорее всего имело место быть!
«На потолке дворцовой столовой царя Алексея Михайловича в 1662 г. была нарисована огромная картина, изображавшая знаки зодиака, планеты и их сферы со всеми подробностями, звезды и кометы, эклиптику и другие линии, рассматриваемые в математической астрономии. Эту картину в 1688 г. скопировали для столовой царицы Софьи Алексеевны, а затем и для других царских палат. Были и другие картины астрономического содержания, в том числе в палатах знаменитого Коломенского дворца, бывшего чудом русского деревянного зодчества. Астрономические картины писали мастера Иван Мировский, Степан Петров, Андрей Павлов, Юрий Иванов и Иван Безмин. Мастер Карп Золотарев написал красками на большом листе бумаги копию с картины, находившейся на потолке царской столовой, и, возможно, по ней Петр I в детстве знакомился с астрономией» (Б.А. Воронцов-Вельяминов. «Очерки истории астрономии в России»).
Итак, астрономические изображения в Коломенском дворце были. Правда, может они представляли старый-добрый геоцентризм, а про гелиоцентризм в то время в нашей стране никто и слыхом не слыхивал?
Оказывается, достоверно известно, что знакомство русских с теорией Коперника состоялось ещё до постройки дворца. О человеке, чьими усилиями это произошло, и пойдет речь ниже.
Примерно в 1655 году насельник Чудова монастыря иеромонах Епифаний (Славинецкий) в месте с двумя другими, неизвестными монахами осуществил перевод «Космографии» Иоганна Блеу, изданной в 1645 году (т. е. всего-то десятком лет ранее!) в Амстердаме. Озаглавлен перевод был как «Зерцало всея вселенныя или Атлас новый».
В этом труде «излагаются обе системы, сначала птолемеева, потом коперникова, в таких выражениях: «Иже суть втораго разумения, еже древле Пифагорий, Аристарх Самийский и прочие много прежде лет Аристотелевых Гиппарха и Птоломей держаху, и юже прежде лет близ ста в мир паки произведе Николай Коперник, и ныне изящнейшие вси математики подражают: Солнце (аки душу мира и управителя вселенные, от него же земля и вси планеты светлость свою приемлют) полагают посреде мира недвижиму. Меркурия же на первом крузе. », и далее идет перечень планет, с указанием времени их обращения, и прилагается чертеж-план коперниковой системы.» (Святский Д.О. «Очерки истории астрономии в Древней Руси»)
Следует сказать, что иеромонах Епифаний был не каким-то «подпольщиком», а достаточно значимым церковным деятелем своего временем, сподвижником патриарха Никона.
Более того, автор изданного АН СССР труда «Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России» Б.Е. Райков полагал, что упомянутый перевод был осуществлен по инициативе самого Патриарха!
Конечно, с появлением «Зерцала всея вселенныя» гелиоцентризм ещё не стал «парадигмой» в России. Труд Епифания не получил слишком широкого распространения.
Тем не менее, в сухом остатке мы имеем:
— гелиоцентризм был известен в России уже в XVII веке, ещё в допетровское время;
— теория Коперника не почиталась у нас за ересь;
— первыми гелиоцентризм в Россию принесли «попы»,
как бы это не рвало шаблон у воинствующих атеистов 😉
Посошков говорил о новом учении как об умственном разврате, а Коперника называл «проклятым богу соперником», который «не токмо слово божие, но и дела его опорочиша».
Тема: В 1992 году Церковь официально признала, что Земля вращается вокруг Солнца
Опции темы
В 1992 году Церковь официально признала, что Земля вращается вокруг Солнца
Коперник опубликовал свои идеи о гелиоцентричной модели в 1514. Не прошло и 500 лет, как церковные власти согласились с его идеями.
Вот полная хронология:
А какое дело вообще Церкви, до того, кто там вокруг кого вращается? Тем более точка зрения на этот вопрос сильно зависит от наблюдателя и поставленных перед ним задач.
На самом то деле что вокруг чего вращается является относительным. Все зависит от выбора системы координат. Так что мнение, что все вращается вокруг Земли тоже имеет место. Просто с точки зрения физики и математики более удобно выбирать систему координат, связанную с более массивными телами.
Вот полная хронология:
Астрономы все равно пользуются системой координат, где центром является земля (даже не сама земля, а место где сама абсерватория стоит), потому как наблюдатели находятся на земле, которая мало того что круглая, так еще и вращается, зараза
Кстати если вот например посмотреть на муху, летающую по комнате, то кажется что все неподвижно, а муха летает. Вполне можно эту ситуацию рассмотреть как муху в виде центра вселенной, а вселенная крутится и вращается вокруг нее. С точки зрения физики никакой разницы нет. Инерция мухи относительно массы вселенной равна инерции вселенной относительно массы мухи. Хотя я и не физик, но помню давно где то читал об этом
Я думал, что не услышу больше эпических перлов на этом форуме, в ближайшее время.
Как же я ошибся! Бред христанутых креофанатов вечен.
Вы от меня еще много что услышите, Вы интересный для меня персонаж, люблю умных людей
Так,что в центре системы,земля или солнце? Отсюда собственно и пляшут.
Для удобства.Наводчики в артилерии,тоже считают свою точку центром,а все вокруг,радиусом поражения.Но это не значит,что артиллерийская точка является центром планетарной системы.
Теоретически,что пнем об сову,что совой об пень,конечный результат один.Сова сдохнет.Только хохма в том,что в планетарных системах вы имеете дело конкретно с механикой.А в механике понятие центра далеко не относительное
Без разницы, дело вкуса или удобства решения задач.
Пардон,но это словоблудие без конкретики.
Давайте посмотрим реально.Есть семь планет вращающихся вокруг звезды по эллиптиеским орбитам.Именно планеты вокруг звезды,а не наоборот.Их держит сильное за счет своей массы притяжение звезды.Это так называемая атомарная система.Физические законы действуют в подобной системе,вне зависимости от координат.Вы несколько спутали законы с константами.
Есть закон тяготения,он работает на всех объектах без исключения. И есть константы присушие исключительно данному объекту.Например для земли и для луны, ускорения свободного падения будут разными,но тем не менее постоянными.
ПС.Правильная система координат(хотя вернее будет сказать-строение системы) давно открыта астрономами.
Плоская Земля: не по Пратчетту
Общаясь в сети, наткнулась на нечто. На такой лютый фейспалм, что просто слова нет, ни единого. Фейспалм выглядит так: «Ватикан лишь в 1992 году признал, что Земля круглая». Коротенькая проверка показала, что эта фраза широко гуляет по интернетам.
И позор на мою седую голову: я уже на полгода задолжала соратникам по Шервуд-Таверне пост в тему «Чёрная легенда Средневековья» — хронологическую таблицу по теме развития науки. Однако хотя тот пост и не готов, набросков для него достаточно, чтобы сделать краткую выжимку в тему напрасно обруганного Ватикана; не то, чтобы я особо болела об его репутации, но кто бы там мне друг или враг, а истина всё равно дороже.
Сделаю оговорку: когда я вижу подобные вещи, мне вначале кажется, что о них и говорить не стоит: нормальные люди и так знают правду, а ненормальным ничего не докажешь. Но со временем я начала понимать: даже нормальным не всегда есть где узнать или просто не приходит в голову проверить услышанное. Поэтому надо время от времени доказывать уже известное. А ещё нормальным людям иногда охота поговорить даже о том, что они знают хорошо. Поэтому давайте поговорим.
Страница из средневевековой книги «L’Image du monde» («Образ мира») с иллюстрацией, изображающей круглую Землю. Книга написана Готье де Мецем ок. 1245 г., была очень популярна и переводилась на многие языки. Иллюстрация принадлежит копии XIV века.
Итак. Средневековая европейская наука (или лучше сказать — учёность) начиная, как минимум, с VIII века считала Землю круглой (точнее, шарообразной); это не значит, что Землю никто никогда не считал плоской, но после Бе́ды Досточтимого (канонизирован католической церковью и признан учителем Церкви) и его труда «О природе вещей», где описана круглая Земля и климатические пояса, говорить о плоскости Земли для учёного человека стало неприлично. Для верующего — тоже (в те времена неверующих учёных не было). Замечу, что на Руси идея плоской Земли держалась дольше, но не владела умами безраздельно.
«Если два человека отправятся из одного и того же места — один на восход, другой на закат солнца, — они обязательно встретятся на другой стороне Земли» (Брунетто Латини, XIII век).
Допустим, Бе́дой и средневековой наукой в наши дни интересуются немногие. Но возьмём те события, которые усердно освещались (и освящались) в школьных учебниках, то есть, Коперника-Бруно-Галилея. Главный двигатель сюжета — противостояние систем Коперника и Птоломея. Птоломея! А его система представляла в центре мироздания круглую(!) Землю и вокруг неё небесные сферы. То есть, чтобы понять и доказать бредовость утверждения, родившего этот пост, достаточно помнить ограниченный и однобокий (в этом вопросе) курс средней школы.
А что, кстати, было в 1992 году? А было то, что Ватикан признал ошибкой осуждение Галилея. Но Галилея-то судили не за круглую Землю, а за её вращение вокруг Солнца и собственной оси, и это уже совсем другой предмет. Кроме того, можно заметить, что реабилитация — вопрос не науки и не космологии, а юриспруденции… кстати, а вы знаете, что вращение Земли научно было доказано лишь пару веков спустя после Галилея?
А ведь у нас новый закон появился: блогеров обяжут проверять достоверность публикуемых данных… Боюсь только, что такие ляпы, как про круглую Землю, никаким законом не искоренишь.
Понравилось? Поделитесь в соцсетях или поставьте плюсик!
Рпц признала что земля круглая
Ватикан признал, что Земля вращается вокруг Солнца
А вы знали, что Ватикан только в 1992 году официально признал, что Земля не является неподвижным телом и действительно вращается вокруг Солнца?
В 1992 году Папа Римский Иоанн-Павел II произнёс речь, в которой признал Галилея блестящим физиком и выразил сожаление, что выносившие учёному приговор теологи слишком буквально придерживались текста Священного писания. До этого времени Ватикан никогда публично не признавал, что Земля вращается вокруг Солнца.
Ватикан публично извиняется
Памятник итальянскому физику и астроному Галилео Галилею (1564-1642), которого католическая церковь вынудила отказаться от гипотезы о гелиоцентрической системе мира, будет установлен в одном из садов Ватикана. Так современные иерархи католической церкви хотят публично извиниться за заблуждения своих предшественников и признать вклад ученого в развитие точных и естественных наук, отмечает британская газета The Times.
Монумент ученому предполагается установить недалеко от здания, где Галилей в 1633 году жил в ожидании суда (это была квартира посла Флоренции в Ватикане).
Реабилитацией репутации Галилея занимался с 1979 года Папа Римский Иоанн Павел II. При нем в 1992 году Ватикан официально признал, что Земля не является неподвижным телом и действительно вращается вокруг Солнца. Тем самым была поставлена точка в истории суда над Галилеем. #религия #православие #РПЦ #христианство #библия