Рр24 г2 что это
Регулировка механического реле-регулятора
Пока здесь будет валяться просто статья по регулировке РР24-Г
РЕГУЛИРОВКА РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА РР24-Г
Регулируют реле-регулятор при наличии следующих неисправностей, выявленных при проверках:
напряжение включения реле обратного тока выходит на 0,5 а за пределы, указанные в технической характеристике;
разность между регулируемым напряжением и напряжением включения реле обратного тока меньше 0,5 в;
регулируемое напряжение выходит на 0,5 в за пределы, указанные в технической характеристике;
сила регулировочного тока выходит на 1,0 а за пределы, указанные в технической характеристике.
Напряжение включения реле обратного тока, а также напряжение, поддерживаемое регулятором, и величину тока, допускаемую ограничителем, регулируют изменением натяжения спиральных возвратных пружин соответствующих якорей. Для этого подгибают хвостовик угольника, имеющегося на каждом приборе.
При увеличенном значении проверяемых параметров натяжение соответствующей пружины ослабляют, при уменьшении — увеличивают. Не рекомендуется подгибать хвостовики угольников отверткой.
Перед регулировкой тщательно осматривают поверхность контактов якорей и стоек, так как от чистоты и состояния их поверхности во многом зависит исправная работа реле-регулятора.
Исправные контакты промывают спиртом, а подгоревшие контакты зачищают мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100, а затем также промывают спиртом.
После зачистки контактов или после ремонта реле-регулятора, связанного с заменой контактных узлов, катушек и т. п., проверяют и, при необходимости, регулируют величину зазоров между якорем и сердечником у всех аппаратов, а также между контактами у реле обратного тока.
Величины зазоров должны быть следующие: у регулятора напряжения и ограничителя тока зазор между якорем и сердечником — 1,35—1,55 мм;
у реле обратного тока зазор между якорем и сердечником при разомкнутых контактах — 0,6—0,8 мм, а при замкнутых контактах — 0,25—0,45 мм;
у реле обратного тока зазор между контактами должен быть 0,25 мм (не менее).
Ниже описываются методы измерения величин, указанных зазоров и способы их регулировки.
Регулировка регулятора напряжения и ограничителя тока
Присоединить к аккумуляторной батарее контрольную лампочку, включенную между стойкой верхнего неподвижного контакта и якорем соответствующего аппарата, для определения момента размыкания контактов.
Вставить между якорем и сердечником щуп толщиной 1,55 мм и нажать пальцем на якорь. Контрольная лампочка при этом не должна погаснуть.
Вставить между якорем и сердечником щуп толщиной 1,35 мм и нажать пальцем на якорь. Контрольная лампочка должна погаснуть.
Если при первой проверке лампочка гаснет или при второй не гаснет, необходимо регулировать зазор. Для этого ослабляют два винта, крепящие стойку неподвижного контакта к ярму, и поднимают или опускают эту стойку. После затяжки винтов правильность установленного зазора проверяют повторно.
Регулировка реле обратного тока
Замерить зазор между якорем и сердечником при помощи щупов при разомкнутых, а затем при замкнутых контактах. Момент размыкания контактов определяется с помощью контрольной лампочки.
Если зазор при разомкнутых контактах не соответствует норме, его регулируют подгибанием или отгибанием ограничителя хода якоря.
Если зазор не соответствует норме при замкнутых контактах, его регулируют подгибанием стойки нижнего контакта. При этом необходимо сохранить параллельность поверхностей обоих контактов.
После окончательной регулировки необходимо проверить на стенде (или на автомобиле) электрические характеристики реле- регулятора с надетой крышкой в рабочем положении.
Реле регулятор генератора
Подскажете какое реле поставить 1) рр24—г2 и как эго подключить по схеме. 2)рр362—б1 и тоже как его поключить
Комментарии 8
РР-24-Г2 стоит на всех 408-х Москвичах и на Москвичах с двигателем 408 (2138). Работает с генератором постоянного тока Г-108М. Генератор выдает 17 А тока при напряжении 12 В.
А на новый образец генератора можно сделать
С Г250 и его производные (те, которые имеют только щетки, без интегралки) прекрасно работают с РР362.
РР362 бывают нескольких исполнений, в т.ч. и контактно-транзисторные.
Такие не стоит ставить.
А тот, что на фото — применялись в основном на тракторах, считаются неубиваемыми и имеют сезонную регулировку «Зима-
Лето»
К клемме «+» или «ВЗ» или «В» подтянуть провод от клеммы «15» или «КЗ» замка зажигания.
Клемму «Ш» соединить с одной из щеток генератора, вторая щетка должна быть соединена с «массой».
Корпус РР362 тоже обязательно должен быть соединенным с «массой»
спасибо вам что расказали. И еще такой вопрос если вы знаете стартер через реле проводят или нет просто собирал проводку новую, а когда стврую снимал там где реле ближнего и дальнего света стояла 3 реле и как мне память не обманывает оно шло к стартеру
Реле регулятор РР-24Г
Ох уж эти генераторы постоянного тока…Так, наверное, скажет каждый второй владелец Газ-21. Вот и меня в последнее время стала беспокоить зарядка на «Свадебной». Так как сейчас машина стоит на зимовке, хотя и постоянно заводится, аккумулятор не заряжается полностью. Плюс ко всему этому стал замечать, что зарядка появляется не сразу, а после продолжительной работы на разных оборотах двигателя. В последний раз так и вообще выехал из гаража, заглох и больше не завелся ввиду разряженного АКБ. Все это порядком поднадоело и я решил разобраться, так уж плох этот генератор постоянного тока?
Несколько месяцев назад я производил регулировку реле-регулятора РР-24Г. Вооружившись вольтметром(мультиметром) и токовыми клещами, необходимо отрегулировать зазор в реле ограничителя тока и напряжения, следя по вольтметру и амперметру за допустимыми значениями, ничего сложного. При этом очень важно заранее разобрать и зачистить контакты реле, они, как правило, с сильным окисным слоем, препятствующим протеканию тока.
Но, казалось бы, я все настроил и зарядка должна быть в норме, а ее по прежнему нет на холодном двигателе. Думал, может генератор неисправен, но обратил внимание, что если нажать на реле обратного тока, то зарядка появляется. Зазор у реле обратного тока был отрегулирован и достаточно мал, чтобы реле притягивалось. Сопоставил все факты, понял, что дело не в реле и на неисправный генератор тоже мало похоже, поэтому решил начать с матчасти: изучению схемы реле-регулятора и соединения с генератором(хотя я и как примерно представлял, как это работает).
Изучив схему так и не смог понять, как же течет ток в обмотке возбуждения в момент запуска двигателя…По схеме ток в начальный момент пуска может поступать только с якоря…Но ведь в генераторе постоянного тока нет постоянных магнитов, чтобы дать «толчок» для запуска генератора. В голове витала мысль об остаточной намагниченности, другого по схеме быть не могло. На просторах интернета почитал книгу про генераторы постоянного тока и там нашел ответ на свой вопрос:
Пункт 4. Потеря остаточного магнетизма полюсов: подмагнитить полюсы, пропустив ток от батареи, для чего на 8-10 сек. перемкнуть выводы «Б» и «Я».
Сегодня пойду в гараж и проверю мои доводы, думаю проблема будет решена!
Поиск
Новое на сайте
Наши друзья
Реле-регулятор
Реле-регулятор
Для автоматического включения и отключения генератора от сети, предохранения генератора от перегрузок, автоматического регулирования напряжения и силы зарядного тока в заданных пределах на автомобилях установлены трехэлементные реле-регуляторы. Типы реле-регуляторов указаны в таблице 17.
Электрические схемы реле-регуляторов показаны на фиг. 265 и фиг. 266. На автомобилях ГАЗ-12, М-13 и М-20 реле-
регулятор установлен в моторной части, на левом брызговике крыла, на автомобиле М-21— на правом брызговике крыла, а на автомобилях ГАЗ-51А и ГАЗ-63 —на панели щитка передка кабины.
Состоят реле-регуляторы из трех независимо работающих автоматов: реле обратного тока, ограничителя тока и регулятора напряжения, смонтированных на одном основании и закрытых общей крышкой (фиг. 267 и 268). На основании реле-регулятора имеются три клеммы для присоединения проводов.
Реле обратного тока автоматически включает генератор в сеть, когда его напряжение превысит напряжение аккумуляторной батареи на определенную величину, а также отключает генератор от сети, когда его напряжение ниже напряжения аккумуляторной батареи.
Реле обратного тока (фиг. 265 и 266) состоит из катушки с сердечником, на которой намотаны две обмотки: шунтовая 7, состоящая из большого количества витков тонкой проволоки, и сериесная 8, состоящая из небольшого количества витков толстой проволоки, ярма и
якоря 5 с контактной системой. Контакты в разомкнутом состоянии удерживаются цилиндрической пружиной 3.
Шунтовая обмотка реле включена так, что она все время находится под напряжением генератора, а сериесная обмотка включена последовательно в цепь (генератор—аккумуляторная батарея).
При небольшом числе оборотов двигателя, когда напряжение генератора ниже напряжения батареи, магнитный поток, создаваемый током шунтовой обмотки, сравнительно мал для того, чтобы притянуть якорь к сердечнику, а следовательно, и контакты остаются разомкнутыми под действием пружины.
По мере увеличения числа оборотов двигателя повышается напряжение генератора, а следовательно, и магнитный поток шунтовой обмотки.
Как только напряжение генератора достигнет величины 12—13 в, определяемой регулировкой реле, действие шунтовой обмотки увеличится настолько, что сила пружины будет преодолена, якорь притянется к сердечнику, и контакты замкнутся, включив генератор в сеть.
Направление витков шунтовой и сериесной обмоток таково, что при питании сети от генератора магнитные потоки обеих обмоток складываются, и якорь притягивается сильнее.
При снижении числа оборотов двигателя напряжение генератора уменьшается, и, когда оно станет ниже напряжения аккумуляторной батареи, ток от батареи пойдет в генератор. Так как в этом случае ток будет проходить по сериесной обмотке в обратном направлении, магнитный поток будет уменьшаться. Следовательно, уменьшится и сила притяжения якоря.
Когда обратный ток достигнет величины 0,5—6 а, контакты под действием пружины разомкнутся, и генератор будет отключен от сети.
Якорь реле установлен на плоской пружине,
изготовленной из термобиметалла. При изменениях температуры пружина изгибается, за счет чего компенсируется влияние температуры на сопротивление обмоток реле. С этой же целью часть шунтовой обмотки реле выполнена из константановой проволоки.
Напряжение включения реле всегда должно быть не менее чем на 0,5 в ниже напряжения, поддерживаемого регулятором напряжения.
Регулятор напряжения вибрационного типа поддерживает напряжение генератора в заранее заданных пределах.
Таким образом, ток, а следовательно, и магнитный поток сердечника зависит от напряжения, развиваемого генератором.
При небольшом числе оборотов генератора, когда напряжение его ниже 13,8 в, ток в обмотке регулятора напряжения 22, а следовательно, и притягивающая сила сердечника мала и не в состоянии притянуть якорь. Поэтому контакты регулятора напряжения под действием пружины остаются замкнутыми, и ток в цепи обмотки возбуждения генератора проходит, минуя сопротивления и 24, которые включены параллельно контактам. Как только напряжение генератора превышает величину 13,8 в, притягивающая сила сердечника увеличивается настолько, что якорь 18, преодолевая силу натяжения пружины, притягивается-к сердечнику и контакты 20 размыкаются. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора будут включены сопротивления и 24, что резко снизит силу тока в обмотке возбуждения, а последнее приведет к снижению напряжения генератора. Снижение напряжения генератора вызывает уменьшение тока в обмотке 22, и пружина, преодолев силу притяжения, возвращает якорь в исходное положение, а контакты замыкаются, выключив из цепи возбуждения генератора сопротивления 24 и 25.
Напряжение генератора повышается, а якорь, притягиваясь к сердечнику, опять размыкает контакты, включив в цепь обмотки возбуждения сопротивления 11 и 24. Процесс размыкания и замыкания контактов повторяется много раз с большой частотой При этом регулятор поддерживает напряжение генератора в заданных пределах.
Напряжение генератора, поддерживаемое регулятором, изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Это достигается благодаря магнитному шунту 19, который меняет магнитную проводимость в зависимости от температуры. При понижении температуры регулируемое напряжение увеличивается, а при повышении температуры снижается. Повышение регулируемого напряжения увеличивает силу зарядного тока батареи в холодную погоду. Это весьма желательно в связи с увеличением зимой расхода электроэнергии.
При работе регулятора напряжения автоматически регулируется сила зарядного тока. При разряженной батарее зарядный ток увеличивается и в конце заряда уменьшается до 1—3 а. Эта регулировка получается за счет изменения разности между напряжением аккумуляторной батареи и напряжением генератора, регулируемым регулятором напряжения.
Ограничитель тока предохраняет генератор от перегрузок. Ограничитель (фиг. 265 и 266) состоит из катушки с сердечником 13, на которой имеется обмотка из толстого провода 10, обмотки сопротивления (1 ом) 9, ярма 15 и якоря 12 с контактной системой 14.
Нормальная работа реле-регулятора определяется по амперметру щитка приборов и по состоянию аккумуляторной батареи. На автомобиле М-13 для этой цели необходимо включать контрольный амперметр.
Стрелка амперметра при работающем двигателе и заряженной батарее (через несколько минут после запуска двигателя) и включенных фарах должна находиться вблизи нулевого деления, несколько правее его. Если амперметр постоянно показывает большой зарядный ток, несмотря на хорошее состояние аккумулятора, то это свидетельствует о работе регулятора напряжения на завышенном напряжении. Кипение электролита в элементах аккумулятора и необходимость частой доливки дистиллированной воды, а также недозаряд аккумуляторной батареи указывает на ненормальную работу регулятора напряжения.
Реле-регулятор — сложный прибор, требующий умелого обращения и точной регулировки. Следует учесть, что регулировка реле-регулятора без контрольных приборов, на глаз, может привести к выходу из строя всего электрооборудования и поэтому категорически запрещается.
Снимать пломбу с реле-регулятора можно только в случае полной уверенности в его неисправности и разрешается только специалисту-электрику.
Рр24 г2 что это
Генераторы и реле-регуляторы
Генератор предназначен для питания потребителей и подзаряда аккумуляторных батарей при работе двигателя на средних и больших оборотах.
Генераторы Г21-Г, Г12-В и Г25-В
Генераторы Г21-Г, Г12-В и Г25-В постоянного тока, двухполюсные, с параллельным возбуждением и внутренним обдувом. Генераторы приводятся во вращение от шкива коленчатого вала клиновидным ремнем. Все они имеют одинаковое устройство и отличаются главным образом размерами приводного шкива.
Генератор Г12-В состоит из корпуса 1 (рис. 50) с двумя полюсами и обмоткой возбуждения 5, двух крышек 2 и 10, якоря 11, токосъемного устройства и шкива 8 для привода.
Якорь генератора состоит из стального вала, сердечника, набранного из отдельных изолированных пластин, обмотки и коллектора.
Коллектор выполняет роль преобразователя переменного тока в постоянный и состоит из медных пластин, изолированных одна от другой и от вала якоря.
На валу якоря закреплен шкив, заодно с которым отлита крыльчатка 7, обеспечивающая циркуляцию воздуха внутри генератора.
Действие генератора основано на явлении электромагнитной индукции. Магнитное поле создается обмоткой возбуждения, в которую поступает часть тока из якоря.
Возбуждение генератора в начале работы обеспечивается за счет остаточного магнетизма в полюсных башмаках.
Генератор Г8
Генератор постоянного тока, четырехполюсный, экранированный, с параллельным возбуждением и внутренним обдувом; устанавливается на автомобилях КрАЗ-214 и КрАЗ-219.
Реле-регулятор РР24-Г
Генераторы Г21-Г, Г12-В и Г25-В снабжены реле-регулятором РР24-Г (рис. 51), который состоит из трех приборов: реле обратного тока (РОТ) I, регулятора напряжения (РН) III и ограничителя тока (ОТ) II. Все три прибора установлены на общем основании и сверху закрыты крышкой.
Реле обратного тока (РОТ) автоматически включает генератор в цепь батареи и потребителей, когда его напряжение становится выше напряжения батареи, и отключает генератор от цепи, когда его напряжение становится ниже напряжения батареи.
Реле состоит из ярма У, сердечника 4, якорька 5, кронштейна 2 подвески якорька с пружиной 3, контактов 6, ограничителя подъема якорька и обмоток (последовательной 8 и параллельной 7).
Работает реле следующим образом. При работе генератора в параллельную обмотку реле идет ток по цепи: положительная щетка генератора, клемма Я генератора, клемма Я реле-регулятора, обмотка ОТ, последовательная обмотка РОТ, ярмо, сердечник, параллельная обмотка, масса, отрицательная щетка генератора. Ток, протекая по обмоткам РОТ, намагничивает сердечник, магнитный поток которого стремится притянуть якорек 5. До тех пор, пока напряжение генератора меньше напряжения батареи, магнитный поток сердечника не в состоянии преодолеть упругость пружины и контакты РОТ остаются разомкнутыми.
По мере увеличения напряжения генератора ток в параллельной обмотке реле увеличивается и намагничивание сердечника усиливается. Когда напряжение генератора превышает напряжение батареи, магнитный поток сердечника притягивает якорек и контакты 6 замыкаются. При этом генератор включается в цепь, питает током потребителя и подзаряжает батарею. Зарядный ток идет по цепи: положительная щетка, клемма Я генератора, клемма Я реле-регулятора, обмотка ОТ, последовательная обмотка РОТ, ярмо, якорек, контакты РОТ, клемма Б, амперметр, аккумуляторная батарея, масса, отрицательная щетка генератора.
Ток нагрузки, протекающий по последовательной обмотке 8 реле, еще больше усиливает намагничивание сердечника и тем самым обеспечивает плотное замыкание контактов. Если напряжение генератора станет меньше напряжения батареи, контакты реле некоторое время останутся замкнутыми. В этом случае ток из батареи поступит в генератор, проходя через последовательную обмотку в обратном направлении. Обратный ток идет по цепи: положительный полюс аккумуляторной батареи, амперметр, клемма Б, контакты б РОТ, якорек 5, ярмо, последовательная обмотка, обмотка ОТ, клемма Я реле-регулятора, клемма Я генератора, обмотка якоря, масса, отрицательный полюс аккумуляторной батареи. В результате протекания тока по последовательной обмотке реле в обратном направлении магнитный поток сердечника резко уменьшается и контакты реле под действием пружины размыкаются, отключая генератор от цепи,
Регулятор напряжения (РН) поддерживает напряжение генератора постоянным при изменении числа оборотов двигателя.
Действие регулятора основано на изменении тока в обмотке возбуждения генератора в результате автоматического включения и выключения сопротивления.
При работе генератора по обмотке 12 регулятора протекает ток по цепи: положительная щетка, клемма Я генератора, клемма Я реле-регулятора, обмотки 10 и 9 ОТ, сердечник, ярмо ОТ, сопротивление 13 ом, обмотка РН, масса, отрицательная щетка генератора.
Если напряжение не достигло предельной величины, магнитный поток сердечника не в состоянии притянуть якорек и контакты РН остаются замкнутыми. При этом ток возбуждения генератора пойдет по цепи: положительная щетка, клемма Я генератора, клемма Я реле-регулятора, обмотки ОТ, сердечник, ярмо, якорек, контакты ОТ, контакты РН, якорек, ярмо РН, клемма Ш реле-регулятора, клемма Ш генератора, обмотка возбуждения, отрицательная щетка.
По мере увеличения оборотов якоря растет напряжение генератора и, следовательно, усиливается намагничивание сердечника РН. Когда напряжение генератора достигнет предельной величины, якорек притянется к сердечнику и контакты разомкнутся. При размыкании контактов РН в цепь возбуждения включаются сопротивления (13 ом + 80 ом). Ток возбуждения идет по цепи: положительная щетка, клемма Я генератора, клемма Я реле-регулятора, обмотки ОТ, сердечник, ярмо, сопротивления 13 и 80 ом, клемма Ш реле-регулятора, клемма Ш генератора, обмотка возбуждения, отрицательная щетка.
При этом ток в обмотке возбуждения, а следовательно, и магнитный поток полюсов уменьшаются, что вызывает снижение напряжения генератора.
Уменьшение напряжения генератора в свою очередь ведет к уменьшению тока в обмотке РН; магнитный поток сердечника ослабевает, и контакты РН замыкаются. Ток в обмотку возбуждения потечет опять, минуя сопротивления, и напряжение генератора будет расти до очередного размыкания контактов РН.
Таким образом, при работе РН контакты непрерывно вибрируют с большой частотой, включая в цепь возбуждения добавочное сопротивление и отключая его от нее; это регулирует ток возбуждения и тем самым поддерживает напряжение постоянным.
Увеличение частоты вибрации контактов обеспечивается включением обмотки регулятора через ускоряющее сопротивление (13 ом). На этом сопротивлении при размыкании контактов РН растет падение налряжения, что вызывает резкое снижение йапря-жения в обмотке; в результате магнитный поток сердечника быстро падает и контакты замыкаются.
Ограничитель тока (ОТ) предохраняет генератор от перегрузок.
Принцип работы ОТ, как и РН, состоит в изменении тока в обмотке возбуждения генератора путем автоматического включения и выключения добавочных сопротивлений; поэтому ток, отдаваемый генератором, не превышает предельной величины.
Пока ток нагрузки, протекающий по основной (последовательной) обмотке 10, не достигает предельной величины, контакты ОТ удерживаются в замкнутом положении, так как магнитный поток сердечника не в состоянии притянуть якорек.
В этом случае ток в обмотку возбуждения генератора поступает по той же цепи, что и ток возбуждения при замкнутых контактах РН.
Когда ток, отдаваемый генератором, достигнет предельной величины (сильно разряжена батарея или включено много потребителей), магнитный поток сердечника притянет якорек и контакты ОТ разомкнутся. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора включатся две параллельные группы дополнительных сопротивлений (30 ом и 13 + 80 ом).
Ток возбуждения при разомкнутых контактах ОТ пойдет по цепи: положительная щетка, клемма Я генератора, клемма Я реле-регулятора. Далее ток разветвляется и идет по двум цепям: 1) сопротивление 30 ом, контакты РН, якорек, ярмо РН; 2) обмотки 10 и 9 ОТ, сердечник, ярмо ОТ, сопротивления 13 и 80 ом? ярмо РН. Здесь токи складываются и идут по цепи: клемма Ш реле-регулятора, клемма Ш генератора, обмотка возбуждения, отрицательная щетка.
Так как в цепь возбуждения включены сопротивления (при этом общее сопротивление равно примерно 23 ом), ток в ней, а следовательно, и магнитный поток полюсов уменьшаются, напряжение генератора и ток, отдаваемый им, снижаются. В результате уменьшается намагничивание сердечника ОТ и контакты его замыкаются.
После этого ток возбуждения возрастает, напряжение и ток генератора повышаются; вместе с тем увеличивается ток в обмотке ограничителя, и контакты его опять размыкаются. Так будет повторяться до тех пор, пока не снизится ток нагрузки.
Обмотка 9 ОТ увеличивает частоту вибрации якорька ОТ и одновременно является выравнивающим элементом РН. Наличие в РН ускоряющего сопротивления (13 ом) вызывает завышение напряжения генератора при росте оборотов. Дело в том, что с ростом оборотов якоря увеличивается падение напряжения на ускоряющем сопротивлении; это ведет к снижению напряжения в параллельной обмотке РН, а следовательно, к завышению напряжения генератора. Выравнивающая обмотка устраняет это завышение.
Реле-регулятор РР8
Так как генератор Г8 имеет две обмотки возбуждения, то реле-регулятор снабжен двумя регуляторами напряжения. Таким образом, реле-регулятор РР8 (рис. 52) состоит из четырех приборов: реле обратного тока I, ограничителя тока II и двух регуляторов напряжения III и IV.
При работе генератора в параллельную обмотку 2 РОТ от генератора идет ток, и она намагничивает сердечник. Ток идет по цепи: положительная щетка генератора, клемма Я, последовательная обмотка 3 ОТ, ярмо ОТ, сопротивление 35,5 ом, параллельная обмотка 2 РОТ, масса, отрицательная щетка генератора.
С повышением напряжения генератора увеличивается в ток параллельной обмотке и намагничивание сердечника усиливается. При замыкании контактов РОТ генератор включается в цепь потребителей и батареи и зарядный ток идет в батарею по цепи: положительная щетка генератора, клемма Я, последовательная обмотка 3 ОТ, последовательная обмотка 1 РОТ, контакты РОТ, клемма Б, амперметр, аккумуляторная батарея, отрицательная щетка генератора.
При уменьшении числа оборотов якоря генератора, когда его напряжение становится ниже напряжения батареи, с батареи идет обратный ток, размагничивающий сердечник РОТ. В результате контакты РОТ размыкаются, отключая генератор.
Сопротивление (35,5 ом), последовательно включенное в цепь параллельной обмотки РОТ, является сопротивлением температурной компенсации. Оно частично устраняет влияние температуры на работу реле, а следовательно, и на зарядный режим батареи. Сопротивление выполнено из константановой проволоки, которая в отличие от медной практически не изменяет своего сопротивления.
При увеличении температуры сопротивление в цепи параллельной обмотки РОТ повышается, так как увеличивается сопротивление части цепи, выполненной из медного провода (обмотка 2). Поэтому при повышении температуры напряжение включения реле повышается. Однако это повышение меньше, чем при отсутствии компенсации.
Регуляторы напряжения имеют, кроме параллельных обмоток 5 и 8, согласующие обмотки 9 и 10, которые включены последовательно в цепь возбуждения генератора.
Регуляторы работают следующим образом. При работе генератора в параллельные обмотки 5 и 8 РН идет ток по цепи: положительная щетка генератора, клемма Я, последовательная обмотка 3 ОТ, ярмо ОТ, сопротивления 15 ом, обмотки 5 и 8, масса, отрицательная щетка генератора. Если напряжение не достигло регулируемой величины, контакты РН остаются замкнутыми и ток возбуждения идет по цепи: положительная щетка генератора, клемма Я, последовательная обмотка 3 ОТ, ярмо, контакты ОТ, ускоряющая обмотка 4 ОТ, контакты РН III и IV, согласующие обмотки 9 и 10, клеммы Ш1 и Ш2, обмотки возбуждения 11 и 12 генератора, отрицательная щетка.
Когда напряжение генератора достигнет предельной величины, контакты РН разомкнутся и в цепь обмоток возбуждения генератора включатся дополнительные сопротивления (15 ом + 80 ом). Ток пойдет по цепи: положительная щетка генератора, клемма Я, последовательная обмотка 3 ОТ, ярмо ОТ, сопротивления (15 ом + 80 ом), согласующие обмотки 9 и 10, клеммы Ш1 и Ш2, обмотки возбуждения 11 и 12 генератора, отрицательная щетка. При этом напряжение генератора снизится, магнитный поток сердечников РН ослабнет и контакты их замкнутся. Напряжение гене-ратора в результате вновь будет повышаться до очередного размыкания контактов РН. Согласующие обмотки РН обеспечивают одновременное размыкание контактов обоих регуляторов, а следовательно, более равномерное распределение тока возбуждения в обеих параллельных ветвях. Ток, протекающий по согласующей обмотке, создает магнитный поток обратного направления, вследствие чего магнитный поток, создаваемый параллельной обмоткой, несколько снижается.
Предположим, что пружина якорька регулятора III натянута сильнее, чем пружина якорька регулятора IV. В этом случае при увеличении напряжения генератора до предельной величины контакты регулятора IV разомкнутся и ток цепи возбуждения генератора пойдет в согласующую обмотку регулятора III через сопротивления 15 и 80 ом. Тогда величина тока в согласующей обмотке регулятора III уменьшится, результирующий магнитный поток сердечника окажется большим и притянет якорек регулятора III.
Сопротивления 15 ом выполняют роль ускоряющих элементов, беспечивая увеличение частоты вибрации контактов РН, и сопротивлений температурной компенсации в цепи параллельных обмоток РН. Согласующие обмотки РН являются одновременно и выравнивающими, так как предупреждают завышение напряжения генератора при увеличении числа оборотов его якоря.
Ограничитель тока ограничивает ток генератора и тем самым предохраняет генератор от перегрузки.
На сердечнике ОТ, кроме последовательной обмотки а, намотана ускоряющая обмотка 4. Магнитные потоки обеих обмоток совпадают.
При размыкании контактов ОТ в каждую обмотку возбуждения 11 и 12 генератора включаются две пары сопротивлений 15 ом + 80 ом и параллельно им дополнительное сопротивление 15 ом. Величина вводимого сопротивления равна 11,4 ом. Ток возбуждения генератора при этом уменьшается, что вызывает уменьшение напряжения, а следовательно, и тока нагрузки генератора.
При замкнутых контактах ОТ ток возбуждения генератора проходит через ускоряющую обмотку 4 ОТ, усиливая намагничивание сердечника. При размыкании контактов ток в ней прерывается; в результате ускоряется размагничивание сердечника и повышается частота вибрации контактов ОТ. Кроме того, ускоряющая обмотка ОТ выполняет роль корректирующей обмотки, несколько повышая величину тока при. повышении оборотов якоря генератора. Так как при увеличении оборотов ток в ускоряющей обмотке снижается, в результате чего суммарный магнитный поток сердечника ОТ уменьшается.
Со второго полугодия 1961 г. на выпускаемых автомобилях с дизельными двигателями ЯМЗ все приборы электрооборудования переведены на напряжение 24 в. В связи с этим на автомобилях КрАЗ-214 и КрАЗ-219 вместо генератора Г8 и реле-регулятора РР8 устанавливаются генератор Г107 и реле-регулятор РР107. На автомобилях МАЗ-200 и МАЗ-502. взамен генератора Г25-В и реле-регулятора РР24-Г применяют генератор Г106 и реле-регулятор РР106.
Генератор Г107 и реле-регулятор РР107 (рис. 53) рассчитаны на напряжение 24 в и ток нагрузки 16 а. Генератор имеет неразделенную обмотку возбуждения, состоящую из четырех последовательно соединенных катушек. Таким образом, на корпусе генератора вместо трех клемм, как это было на корпусе генератора Г8, установлены две клеммы (Я и Ш).
Реле-регулятор РР107 по сравнению с реле-регулятором РР24-Г имеет следующие особенности:
— другие обмоточные данные приборов;
— регулятор напряжения снабжен дополнительной (выравнивающей) обмоткой, включенной последовательно в цепь обмотки возбуждения генератора;
— в цепь параллельной обмотки РН включено сопротивление 62 ом) температурной компенсации;
— вместо сопротивления 30 ом установлено сопротивление 50 ом.
Генераторы переменного тока
Генераторы переменного тока по сравнению с генераторами остоянного тока более надежны в эксплуатации, проще по онструкции и имеют меньший вес и габариты при той же мощности, что позволяет значительно сократить расход цветных и черных металлов.
Генератор переменного тока Г251 представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным озбуждением. Состоит он из следующих основных частей: ротора, татора 9 (рис. 54), крышек 2 и 12, вентилятора 14 и шкива 16.
Крышка 12 со стороны привода также отлита из алюминиевого сплава и имеет вентиляционные отверстия. В крышке уста-ювлены шарикоподшипник 18 и масленка 13 для смазки подшипника.
Генератор Г251 работает параллельно с аккумуляторной батареей в комплекте с селеновым выпрямителем и реле-регулятором РР41. На рис. 55 показана электрическая схема генератор-юй установки.
Селеновый выпрямитель II набран по определенной схеме из алюминиевых шайб квадратной формы. На одну сторону шайб наносится полупроводящий слой селена толщиной до 0,1 мм; на селен напыливается тонкий слой покровного металла, состоящий из сплава олова, кадмия и висмута. Между селеном и слоем сплава металлов создается непроводящий, запирающий, слой. Таким образом, через шайбы выпрямителя ток может идти лишь в одном направлении, а именно: от селена к сплаву металлов.
Реле-регулятор III состоит из двух приборов: реле включения 11 и регулятора напряжения 12. Ограничитель тока отсутствует, потому что генератор в диапазоне рабочих скоростей обладает свойством самоограничения тока вследствие увеличения индуктивного сопротивления обмоток фаз. Реле включения включает генератор в цепь и отключает его при падении напряжения.
Генераторная установка работает следующим образом. При запуске двигателя обмотка 1 реле включения включается на батарею включателем зажигания 4. При этом ток с батареи идет в обмотку реле. Магнитный поток сердечника притягивает якорек, и контакты реле включения замыкаются. При замыкании контактов реле включения ток с батареи идет также в обмотку возбуждения 7 для усиления магнитного потока ротора генератора, что позволяет получить номинальное напряжение генератора при небольшом числе оборотов ротора. Ток обмотки возбуждения идет по цепи: положительная клемма батареи, амперметр, клемма Б реле-регулятора, контакты реле включения, ярмо реле включения, ярмо регулятора напряжения, контакты регулятора напряжения, выравнивающая обмотка 2, клемма Я, щетка 5, контактное кольцо 6, обмотка возбуждения 7, контактное кольцо 9, щетка 8, масса, отрицательная клемма батареи.
Как только напряжение на зажимах выпрямителя будет выше напряжения аккумуляторной батареи, появится зарядный ток. На заряд аккумуляторной батареи ток идет по цепи: обмотка 10 статора, выпрямитель II, положительная клемма выпрямителя, клемма В реле-регулятора, ярмо реле включения, контакты реле включения, клемма Б реле-регулятора, аккумуляторная батарея, масса, отрицательная клемма выпрямителя, обмотка статора. С клеммы Б реле-регулятора ток будет идти также на включенные потребители и в обмотку 1 через включатель зажигания 4 на под-магничивание сердечника реле включателя.
Устройство и действие регулятора напряжения 12 аналогичны устройству и действию регулятора напряжения реле-регулятора РР24-Г. Ток в параллельную обмотку 3 идет по цепи: положительная клемма выпрямителя, клемма В реле-регулятора, ускоряющее сопротивление RY, параллельная обмотка 5, масса, отрицательная клемма выпрямителя. Если напряжение генератора не достигло предельной величины, контакты регулятора напряжения остаются замкнутыми и ток возбуждения генератора идет по цепи: положительная клемма выпрямителя, клемма В, ярмо регулятора напряжения, контакты, обмотка 2, клемма Ш реле-регулятора, щетка 5, контактное кольцо 6, обмотка возбуждения 7, контактное кольцо 9, щетка 8, масса, отрицательная клемма выпрямителя.
При размыкании контактов регулятора напряжения в цепь возбуждения генератора включается добавочное сопротивление Rд. Ток идет по цепи: положительная клемма выпрямителя, клемма В реле-регулятора, сопротивления Rу + Rд, клемма Ш реле-регулятора, щетка 5, контактное кольцо 6, обмотка возбуждения 7, контактное кольцо 9, щетка 8, масса, отрицательная клемма выпрямителя. При этом магнитный поток ротора снижается и напряжение на клеммах выпрямителя уменьшается; в результате контакты регулятора напряжения замыкаются. Обмотка 3 включена по схеме ускоряющего сопротивления RY, которое увеличивает вибрацию контактов регулятора напряжения.
Выравнивающая обмотка 2 включена в цепь возбуждения последовательно. Она препятствует повышению напряжения генератора при увеличении оборотов коленчатого вала двигателя.
Обслуживание генераторов и реле-регуляторов
Ежедневно перед выездом проверить надежность крепления генератора и натяжение приводного ремня.
При техническом обслуживании № 1 следует:
— очистить наружную поверхность от пыли и грязи;
— проверить затяжку стяжных шпилек генератора;
— проверить крепление проводов на клеммах.
При техническом обслуживании № 2 выполнить работы, проводимые при техническом обслуживании № 1, и, кроме того:
— проверить состояние щеток и коллектора и при необходимости протереть коллектор или зачистить стеклянной шкуркой;
— удалить продувкой сжатым воздухом щеточную пыль и грязь, скопившиеся на крышке и щеткодержателях;
— проверить работу генератора и реле-регулятора вольтамперметром или универсальным прибором для проверки электрооборудования модели НИИАТ-Э5, выпускаемым трестом ГАРО (панель данного прибора показана на рис. 56).
Рассмотрим, как надо пользоваться прибором при проверке генератора и реле-регулятора автомобилей ЗИЛ-157К и ГАЗ-63.
Для проверки генератора в режиме электродвигателя снять ремень с генератора и подключить прибор, как показано на рис. 57, а. Потребляемый генератором ток не должен превышать 5 а. Повышенный ток указывает на наличие неисправностей в генераторе.
Для проверки реле обратного тока следует:
Основные неисправности генераторов и реле-регуляторов
Порядок обнаружения неисправностей
Чтобы найти повреждение, поступают так. При работающем на средних оборотах двигателе замыкают между собой клеммы Б и Я реле-регулятора. Если при этом стрелка амперметра отклонилась в сторону заряда, то неисправность в реле обратного тока (сильно обгорели контакты, обрыв обмоток, сильно натянута пружина реле) или ослабла пружина регулятора напряжения.
Если при замыкании перемычкой клемм Б и Я амперметр продолжает показывать разряд, то соединить перемычкой клеммы Я и Ш реле-регулятора. Появление зарядного тока указывает на неисправность в регуляторе напряжения или в ограничителе тока. Однако продолжать работу при замкнутых клеммах Я и Ш реле-регулятора нельзя, так как при этом регулирующий элемент отключен и напряжение генератора может возрасти настолько высоко, что перегорят потребители.
Если при замыкании клемм, Я и Ш зарядный ток отсутствует, приборы реле-регулятора исправны.